1Кор.15:9 .  Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. «Аз бо есмь мний Апостолов: иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию». И, чтобы повествованием о бывшем прежде не сделать свидетельства своего не имеющим силы, присовокупил: 1Кор.15:10 .  Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. «Благодатию же Божиею есмь, еже есмь». Апостол пытается скрыть свое богатство и принужден обнаружить. Не сказал же ясно, что он такое, но говорит: «есмь, еже есмь». «И благодать Его, яже во мне, не тща бысть». Не напрасно помиловал меня Бог, ибо предуведал, что творит. «Но паче всех их потрудихся». И принужденный обнаружить совершенное им, не исполнился Апостол высокого о себе мнения. Ибо скрывает чудеса и указывает на один труд, и о нем говорит, что это – дело Божией благодати. Ибо сие и присовокупил: «Не аз же, но благодать Божия, яже со мною». Потом обращает слово к предположенному им. 1Кор.15:11 .  Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. «Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте». Многими другими апостолами проповедано Евангелие, в нем проповедано Воскресение Бога и Спасителя нашего; это и вы усердно приняли. Положив сие как бы в некое основание, Апостол назидает на сем учение об общем воскресении, доказывая самыми твердыми умозаключениями. 1Кор.15:12 .  Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? «Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть?» Мы проповедали, говорит Апостол, что Христос не только Бог, но и Человек, ибо «во образе Божий сый… приял зрак раба» ( Флп. 2, 6–7 ); и сказали, что Он и умер, и восстал. Но очевидно, что Божество бесстрастно, страданию же подлежит тело. Его-то и Кресту предал Христос, и воздвиг от гроба. Посему как же, продолжает Апостол, некоторыми подвергается сомнению воскресение тел, когда мы уверовали в Воскресение Владыки Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

    «Яко да будет во всех Той первенствуя». «Ибо, как Бог, Он прежде всех и со Отцом выну, а как человек, «перворожден из мертвых» и глава телу» (блаженный Феодорит). «Он везде первый, первый в горних, первый в Церкви, как ее Глава, первый и в воскресении» (святой Златоуст). «Ибо Он и прежде всех веков рожден от Отца, и прежде всех человеков воскрес из мертвых, — воскресением, не видевшим уже смерти и дающим нетление всем» (Экумений, блаженный Феофилакт).     «Во всех» — во всех отношениях; в каких бы отношениях ни стал кто созерцать Его, везде обретет Его первенствующим. Но по течению речи Апостола берется во внимание только, с одной стороны, естественный порядок вещей, с другой — благодатный. Там первый, яко Творец и Промыслитель, а здесь, — яко Искупитель и Восстановитель.     «Да будет». Так положено в Предвечном Совете Божием — быть Единому и Тому же и Творцом, и Промыслителем, и Искупителем, и, наконец, еще Судиею. Выставляет же сие Апостол на вид с тою целию, чтоб у верующих ум и сердце на Едином устанавливались и к Единому прилеплялись. Это в противность лжеучителям, которые вводили многие силы (эоны) и чрез то многовластие. Слушающие их разбегаются в разные стороны вниманием и чаяниями, ничего не дающими. Воистину же Один есть упование наше, — и в Нем все. Кол. 1:19. Яко в Нем благоизволи всему исполнению вселитися.   Доказывает, что точно от века положено, да будет Спаситель наш во всем первенствуяй: ибо так благоволил Бог, чтоб в Нем едином вселилась всякая полнота, — все сполна, что потребуется, для кого бы то ни было и для чего бы то ни было, и во времени и в вечности. Причина же, почему Он таков есть, та, что Он есть Богочеловек. Почему вселение в Нем всего исполнения означает и то, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесне» (Кол. 2:9). ««Всяким исполнением» назвал Апостол полноту Божества. Как есть Сын и Слово, яко Бог, так и вселился в Нем, — не действие Его вселилось, а Сам Он, существом Своим или Своею полною ипостасию» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт, Экумений). По сей причине и все потребное в Нем совмещено: помимо Него ничего не бывает и не получается и до Бога ничто не доходит. Амвросиаст пишет: «Всякая полнота в Нем есть и пребывает, Он всегда все может: Он создал и воссоздал, падшее восставляет и мертвое оживотворяет. Почему и говорит: «Якоже... Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе». И еще: «Якоже... Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит» (Ин. 5:26, 21). Что столь справедливо, как то, чтобы Бог Ему предал суд над тем, что создал чрез Него? Что вся полнота Божества в Нем обитает, видно из того, что, как мы сказали, Он имеет всякую власть и силу; а это и значит, что Он есть Бог совершенный, потому что кто этого не имеет, тот не есть Бог».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

определено относительно изречения святого Иоанна Апостола: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). Кто должным возмнит разуметь сие тако, яко речет: смиренномудрия ради не подобает глаголати, яко греха не имамы, а не ради того, яко истинно тако есть: тот да будет анафема. Ибо Апостол продолжает и прилагает следующее: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9). Здесь весьма ясно показано, что сие говорится не по смиренномудрию только, но и по истине. Ибо Апостол мог бы рещи: аще речем, не имамы греха, себе возносим, и смиренномудрия нет в нас, но когда рек обманываем самих себя, и истины нет в нас, тогда ясно показал, что глаголющий о себе, яко не имеет греха, не истинствует, но лжет (Карфагенский собор, 128 правило). Определено и сие: аще кто речет, что святые в молитве Господней остави нам долги наши не о себе глаголют, поелику им уже не нужно сие прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и яко не глаголет каждый из святых особо: остави мне долги моя, но остави нам долги наша, так, чтобы сие прошение праведника разумелось о других паче, нежели о нем самом: таковый да будет анафема... (Карфагенский собор, 129 правило). Скажу еще раз: речь не о том, что соблюдением заповедей можно пренебречь — да не будет! — но о том, что человек, ищущий прибежища в своих собственных трудах и подвигах, в своем собственном послушании, в своем собственном покаянии, обречен — ибо " Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего , что написано в книге закона " (Гал. 3:10). Если человек не исполняет постоянно и все заповеди , то он проклят. Хуже того, вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5:4). Ведь если я скажу, что я в принципе могу оправдаться своим собственным послушанием, то я тем самым заявлю (да не будет такого!), что не нуждаюсь в оправдании Кровью Христовой; что Христос никогда не умирал за праведников; не искупил тех, кто в состоянии искупить себя сам; не оправдал тех, кто может и сам себя оправдать; не спасает от грядущего гнева тех, кто может и сам себя спасти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мф.7:12. Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им.Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,…    Все, что прежде узаконил относительно любви, теперь в немногих словах собрал существенное и вкратце возвестил легкое и самое справедливое дело, говоря: «Вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им». Итак, делайте им то, чего желаете и от них, чтобы они делали вам, а это совершенно одно и то же, что любить ближнего, как самого себя. Поэтому и прибавил: Мф.7:12. Се бо есть закон и пророцы ибо в этом закон и пророки.    Так утверждает древний Закон и пророки. Закон говорит: «возлюбиши ближняго своего яко сам себе» (Лев. 19:18), а пророки часто увещевали иудеев к братолюбию. Но и Христос впоследствии законнику, вопрошавшему, какая заповедь в Законе большая, ответив, что это есть заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, присоединил: «в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф. 22:36-40), т. е. преимущественно держатся этих двух заповедей, наиболее трактуют об этих двух, а главною своею целью имеют научить людей, с одной стороны, любить Бога, живя благочестиво, а с другой стороны, любить друг друга, не обижая ближнего. Можно и иначе сказать, что весь Закон и пророки имеют в этих двух заповедях свой корень, основание и содержание. Мф.7:13. Внидите узкими враты.Входите тесными вратами,…    Узкими вратами называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих. Мф.7:13. Яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им.потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;    Опять путем и воротами назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал пространным и широким, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Слава, и ныне, глас 6:  На середине между праздниками/Твоего, Христе воскресения/и божественного пришествия Святого Твоего Духа/мы, собравшись, чудес Твоих воспеваем таинства;/ниспошли нам в эти дни великую милость! Вход. Прокимен дне. Чтения три: Вход. Свет отрадный:  Прокимен дня. Три чтения: Пророчества Михеина чтение. [Глава 4]: 1. Пророчества Михея чтение Тако глаголет Господь: от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима, и судит посреди людей многих, и обличит языки крепкия даже на долзе, яко вси людие пойдут кийждо своим путем, мы же пойдем именем Господа Бога нашего в век. Так говорит Господь: От Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить посреди народов многих, и обличит сильные племена до [земли] дальней. Ибо все народы будут ходить каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего вовек. Тако глаголет Господь Вседержитель: услышите холми суд Господень, и дебри основания земли, яко суд Господеви к людем Его, и со Израилем сопрится, глаголя: людие Мои, что сотворих вам; или чим опечалих вас? Отвещайте Ми: зане возведох вы от земли Египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред лицем вашим Моисеа и Аарона и Мариям. Людие Мои [помяните убо], что совещаша на вас сопротивнии; кто возвести тебе? Возвестих бо тебе, человече, что добро, или что Господь ищет от тебе, разве творити суд, и любити милость, и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим; зане в крепости возвеличится Господь, и упасет стадо Свое в мире, даже до конец земли. Так говорит Господь Вседержитель: Выслушайте, холмы, (суд Господень), и ущелья, основания земли: потому, что суд у Господа с народом Своим, ибо Он будет состязаться с Израилем, говоря: Народ Мой! Что сделал Я тебе, или чем огорчил тебя, [или чем обеспокоил тебя]? Ответь Мне. Ибо Я вывел тебя из земли Египетской, и из дома рабства искупил тебя, и послал перед лицом твоим Моисея, и Аарона (и Мариам). Народ Мой! (Вспомни-ка), что замыслили против тебя противники? Не возвещено ли тебе, человек, что – добро? И что Господь ищет от тебя – только одного: творить правосудие, любить милость и быть готовым ходить пред Богом твоим? Потому в силе возвеличится Господь и будет пасти стадо Свое в мире до концов земли.    Мих 4:2Б–3А, 5; 6:2–5; 8; 5:4

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Что ты говоришь, Павел? Не решившись предложить сначала или через три года, как же по прошествии четырнадцати лет ты спрашиваешь, не напрасно ли подвизаешься? Насколько бы было лучше тотчас в самом начале сделать это, нежели после стольких лет? Зачем же ты и подвизался, если не был уверен, что не напрасно подвизался? Кто может быть настолько неразумен, чтобы проповедовать в течение стольких лет, не зная, хорошо ли он проповедует? А еще непонятнее этого то, что он ходил, как говорит, по откровению. Впрочем, хотя это и непонятнее первого, как я сказал, но оно может дать нам объяснение и того. Ведь если бы он и по собственному побуждению ходил, то и в таком случае трудно объяснить его поступок, потому что невозможно допустить, чтобы эта блаженная душа впала в такое безрассудство, а он сам говорит: « И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух » ( тако теку, не яко безвестно, тако подвизаюся, не яко воздух бияй ) (1 Кор. 9:26). Итак, если (ты бежишь) не на неверное, то как же говоришь: « не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался » ( да не како вотще теку, или текох )? Отсюда ясно, что если бы он ходил и без откровения, то и тогда поступил бы так, как свойственно только неразумным; только тогда сделанное им не так было бы неуместно; когда же и благодать Духа влечет его, то кто уже осмелится подозревать его в чем–нибудь подобном? Поэтому–то он и присовокупил: « по откровению », чтобы ты прежде разрешения вопроса не осудил его в неразумии, зная, что сделанное им было не человеческим делом, но делом божественного промысла, предустраивающего и настоящее, и будущее. Итак, какая же причина этого путешествия его? Подобно тому как тогда, когда он в первый раз приходил из Антиохии в Иерусалим, он приходил не для себя, — потому что он сам ясно знал, что без всякого изменения должно следовать учению Христа, но для того, чтобы примирить между собою препирающихся, — точно так же и ныне он ходил не потому, что имел нужду узнать, не напрасно ли он подвизался, но для того чтобы вполне убедить тех, которые обвиняли его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А. А. По этому можно иногда и не исполнять заповеди родителей? Мисс. Как видишь из прочитанного сейчас – можно, потому что заповеди Божии дороже заповедей человеческих. О них вот что говорит Сам Господь: иже аще разорит едину заповедей сих малых и научит тако человеки, мний наречется в царствии небесном ( Mф. V гл.). Объясняя эти слова, блаж. Феофилакт (л. 35) говорит: «не глаголет законные заповеди малы, но ихже он предати хощеть: нарицает же их малы смирения ради, мал же наречется, иже сам не творить по заповедем, других же тако учит, сам дела не имея. Мал же наречется в царстве небесном: се есть в воскресение последний и отвержен в геенну огненную: не внидеть бо таковый в царство небесное» Вот что ждет всех, кто нарушает и учит других нарушать заповеди Божии по толкованию Феофилакта. Послушай дальше, что говорят и Апостолы: в) св. И. Богослов в 22. гл. апокалипсиса своего ( Откр.22:13–14 ) пишет: «Я есмь альфа и омега, начало и конец... Благословенны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами»; б) Апостол же Павел в послании к Галатам ( Гал.3:10 ) даже предал проклятию: «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона». Отсюда видишь-ли, что если ты будешь бояться только проклятия человеческого и притом неразумного; то в тоже время подпадёшь проклятию, изрекаемому словом Божиим. «Какою истинною свободятся от мук бесконечных, иже истинне Евангельской противятся? спрашивает и патриаршая (Кирилл.) книга на 263 л. «Иже не послушает благовествования Господа нашего И. Христа – муку приимут погибельную», говорит она же на об. 4. А на 373 л. она же говорит: «иже мало что или велико от Божественного отметает, весь отметает закон» (см. и 1Кор.7:7–9 ст.). Теперь рассуди сама, что должно быть дороже: заповеди ли Евангелия о причащении, или завет родительский и притом неразумный? Где напр. сказано в Евангелии и у св. Апостол: пренебрегай храмы Божии, не ходи в них, не почитай пастырей церковных, не кайся во грехах, не причащайся тела и крови Христа и прочее?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной (жара, засуха), и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода» (ст. 7—8). Изречения 3-го стиха из первого псалма повторены и несколько видоизменены пророком Иеремией, так как последний жил и пророчествовал гораздо позднее составителя первого псалма, Давида. Здесь замечательно то, как священные писатели хорошо знали Слово Божие, изреченное чрез пророков, несмотря на то, что в их время не было печатных книг Слова Божия, и рукописные свитки его были большой редкостью. Почему же ныне не видно между людьми такого знания Слова Божия, при всем том, что достигнуть этого знания в нынешнее время гораздо легче и удобнее? Не потому ли, что ныне люди предпочитают ходить на совет нечестивых и пребывать на путях грешников? И не служит ли это явным признаком того, что нынешние люди, хвалящиеся даже званием истинных христиан, благочестие и блаженство поставляют не в знании Слова Божия и не в изучении закона Господня ежедневном, а в чем-то другом?! Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.    Да, нечестивые не так, как благочестивые, которые во всем, что ни предпринимают, что ни делают, имеют успех; потому что все делают с надеждой на помощь Божию. Как на корни дерева, посаженного при водных источниках, всегда изливается влага, и оно всегда зеленеет и приносит обильный плод, так и на труды и занятия благочестивого человека изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. Но дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Потому что нечестивые не знают Бога и отказываются искать и познавать Его. Они, как фараон египетский, на представление Моисея и Аарона отпустить народ Божий в пустыню, отвечают: кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? «Я не знаю Господа» (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

И так как я прежде тебя была взята ими, прежде тебя была мучима и судима, то ты и кончину должен уступить мне; сам же ты, так как я теперь добровольно явилась сюда, можешь быть свободным и идти куда тебе угодно. Довольно будет с тебя и той награды от Господа, которую ты получишь за то, что охранил мое девство; но я не хочу, чтобы ты принял смерть из-за меня и предвосхитил венец мой. Нет, я сама прежде тебя умру и из загробной жизни долг мой уплачу тебе. Я имею главу, и пусть усечена она будет за Христа; я имею кровь, и пусть она прольется за моего Господа. Я защищала свое девство, но страдания принять всегда желала и желаю. Зачем же отнимаешь у меня венец, который я прежде тебя плести стала? Ты соревнуешь, как видно, мне о мученичестве; но и я соревную тебе. Поэтому позволь мне прежде тебя идти под меч; сам же, если хочешь, можешь идти и после. Ты чистою соблюл меня в мире сем, чистою предпошли и ко Христу». На эти слова Дидим отвечал Феодоре: «Возлюбленная сестра, Господь, однажды соблюдший твое девство, может сохранить тебя чистою и всегда; ты же не возбраняй мне умереть за Христа и кровью омыть грехи мои». «И, тако, – говорит сказание, – любезно им препирающимся, повелено бысть посещи обоих; и даде под меч главу свою первее святая мученица Феодора, таже и святый мученик Дидим. И тако прияша победныя венцы от Христа Господа нашего». Итак, подлинно, в добром соревновании можно дойти даже и до того, что и самой жизни не пожалеть в оном, что сейчас св. мученики собою и доказали нам. Но должно еще заметить, что то, что показали в своем соревновании Дидим и Феодора, то в их время не представляло ничего удивительного. В то время одного из христиан ведут на посечение мечом, а другие многие тут же поют псалмы Давидовы; одних ведут на кресты и костры, а другие тут же воссылают немолчное славословие Богу, хотя знают, что их тотчас же могут постигнуть муки, которые только крайняя человеческая злоба изобрести может. Что же побуждало древних христиан к такому соревнованию? Не что иное, как только любовь к Богу, о которой и говорит апостол: «Кто отлучит нас от любви Божией; скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Откр. 3:14. И Ангелу церкве напиши: тако глаголетъ Аминь (иже есть Аминь), свидтель врный и истинный, начатокъ coздahiя Бoжiя. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия. Ангелу Лаодикийской, последней, седьмой по счету Церкви повелевается написать много обличительного. Господь не изрекает о ней ни одного одобрительного слова. Он укоряет ее в том, что она ни холодна, ни горяча, а потому угрожает извергнуть ее из уст Своих, подобно теплой воде, возбуждающей тошноту, вопреки самомнительной уверенности лаодикийцев в своих нравственных совершенствах, Господь называет их несчастными, жалкими, нищими, слепыми и нагими, убеждая их позаботиться о прикрытии своей наготы и об исцелении своей слепоты. При этом Он призывает к покаянию, говоря, что с любовью стоит у дверей сердца каждого кающегося и готов прийти к нему со Своими милостями и всепрощением. Победителя над своей гордостью и вообще над нравственными недугами своими Господь обещает посадить с Собою на престоле Своем. Лаодикия, ныне называемая турками «Эски–Гиссар», то есть Старая крепость, находится во Фригии, при реке Лике и близ г. Колосс. В древности она славилась своей торговлей, плодородием почвы и скотоводством; население ее было весьма многочисленно и богато, о чем свидетельствуют раскопки, при которых находят много драгоценных кусков ваятельного искусства, обломков роскошных мраморных украшений, карнизов, пьедесталов и тл. Можно полагать, что богатство и сделало лаодикий– цев такими теплохладными в отношении к Христианской вере, за что город их подвергся каре Божией – полному разорению и опустошению турками. «Тако глаголетъ (…) начатокъ coздahiя Бoжiя» – «Так говорит (…) начало создания Божия» – Господь назван так, конечно, не в том смысле, что Он есть первое создание Божие, а в том, что «Вся Тмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть» – «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ), а также и в том, что Он есть виновник воссоздания падшего человечества ( Гал. 6:15 и Кол. 3:10; 1:15, 18 ). Откр. 3:15–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010