Не одобряет ли эта притча приобретения имущества неправдою? – Нет; Господь ни в каком случае не может одобрить неправды, и не принимает тех жертву которые приобретены неправдою и приносятся без покаяния и исправления жизни. Тексты, относящиеся к притче о домоправителе 1. Кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже поставит Господь над челядию своею, даяти во время житомерие? Лк. 12:42–48 2. Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих. 1Кор. 4:1 . 3. Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Пс. 40:2 . 4. Не благоволит Вышний о приношении нечестивых, ни множеством жертв очистить грехи. Яко жряй сына пред отцем его, тако приносяй жертвы от имения убогих. Сир. 34:19–20 . 5. Крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему. Еф. 4:28 . 6. Чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды. Притч. 3:9 . XV. Притча о неправедном судье. Лк. 18:2–8 Сказал (Господь) притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в некотором городе был судья, который Бога не боялся, и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова; и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь; но как вдова сия не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? Притча научает нас терпению и постоянству в молитве. Кто изображается в притче под образом неправедного судьи? – Люди, которые, по жестокости и неправде своей, бывают невнимательны к нуждам своих ближних. Что говорится о таких людях? – То, что и они, иногда, удовлетворяют нуждам своих ближних, хотя бы для того только, чтобы те не беспокоили их более своими просьбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pritchi...

Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших » ( не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея ) (Ис. 55:8, 9). А это Он сказал после того, как, беседуя об отпущении грехов, говорил: « Да оставит нечестивый путь свой » ( яко попремногу оставлю грехи ваша ) (Ис. 55:7). Затем показав, как именно много, Он привел и еще пример, и не довольствуясь и им одним, приводит еще и другой, более резкий образ. У пророка Осии Он говорит: « Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! » ( что тя устрою, Ефрем? Защищу ли тя, Исраилю? Якоже Адаму устрою тя, и якоже Севоим, превратися сердце Мое в нем, смятеся раскаяние Мое ) (Ос. 1:8). Сказанное же означает: «Я не допустил и слова угрозы». Хотя Он рассуждает по–человечески, но ты не должен приписывать Ему что–нибудь человеческое, отнюдь нет; но на основании этого резкого выражения ты признавай Его любовь богоподобную, искреннею и неразрушимую. Как кто–нибудь, любящий кого безумно, не хотел бы оскорбить любимого даже словом, так то же самое говорит и Он: «Поелику Я сказал это и опечалил тебя словом, повернулось во Мне сердце Мое » ( превратися сердце Мое в нем ). Потому Он не избегает употребления и самых сильных выражений, чтобы показать Свою любовь, а такова и есть особенность любящего. Но Он не останавливается и здесь, а идет дальше, приводя и другой, еще более сильный пример, говоря: « И [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой » ( и будет якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе ) (Ис. 62:5), потому что особенно вначале любовь и бывает горячей, жгучей и сильной. Сказано же так не для того, чтобы ты подразумевал что–нибудь человеческое (о чем не перестану повторять), но чтобы из этого ты увидел теплоту, искренность, силу и пламенность Его любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Отрицать бессмертие души — это значит отрицать самое христианство, ибо учение Христово есть учение о жизни вечной. А разве возможна жизнь вечная, если нет бессмертия? Отрицать бессмертие значит ни во что ставить прямые и ясные слова Господа Иисуса, сказанные в притче о богатом и Лазаре, где изображена загробная участь и богача, и нищего Лазаря (Лк. 16, 20–31). Ну что же, если не признают некоторые, подобно материалистам, бессмертия; надо нам утвердиться в мысли о том, что есть надежда и для тех братьев, которые отошли от нас. Вы часто, каждую субботу, слышите на литургии слова святого апостола Павла: «Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним. Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших: яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Сол. 4, 13–17). «Умерших о Иисусе», значит, умерших с верой во Христа, Бог приведет с Ним туда, где Он Сам. Скажите, разве мало среди нас, разве не составляют огромного большинства люди грешные, люди, не успевшие еще омыть свои грешные дела слезами покаяния? Таких большинство, а апостол Павел говорит, Чтобы не скорбели, ибо и их за веру в Иисуса Бог может привести с Ним. А что в будущей жизни, в загробной жизни до Страшного Суда, могут быть прощены грехи тем, кто не успел принести достойные плоды покаяния, не находим ли прямого свидетельства в словах Христа: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31–32). Не простится Богом хула на Духа Святого ни в этом веке, ни в будущем, а если так, если и в будущем веке возможно в загробной жизни прощение меньших грехов, чем хула на Духа Святого, то, значит, должны мы верить в то, что участь наших умерших, имеющих даже много нечистоты, много грехов, может быть облегчена, ибо милостив Бог, и все любимы Богом. Та же мысль содержится и в других словах Господа Иисуса Христа: «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12, 4–5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Поэтому слова: «сеющее семя по роду его и по подобию» и: «емуже семя его в нем по подобию» должны были быть сказаны о земле, где сходство рождающегося сохраняет подобие предшествующему. А на земле все существует так, что оно сначала заключено бывает с корнями в недре земли и содержится в ней, а потом известным образом отделяется из нее: это именно свойство его, полагаю, и обозначено в настоящем повествовании, потому что все это было создано в тот же самый день, в который явилась земля, и, однако, Бог снова говорит: «Да произрастит земля»; потом сказано: «И бысть тако», а затем, согласно с выше указанным правилом, после слов: «И бысть тако», следует самое исполнение: «И изведе земля былие травное, сеющее семя по роду его и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем по подобию своему». И, наконец, [писатель] говорит: «И виде Бог, яко добро». Таким образом, все это, с одной стороны, объединяется под одним и тем же днем, но с другой и различается повторительными словами Божиими. Полагаю, что дело идет тут не о земле и море, а скорее о различии именно природы предметов, которые, рождаясь и умирая, распространяются путем преемственного происхождения из семени. Или же, так как море и земля могли произойти за один раз не только в умах духовной природы, где все сотворено разом, но даже и в телесном движении; между тем как деревья и всякие растения могли возникнуть только тогда, когда появилась уже земля, из которой они вырастают: то не потому ли должно было повторяться повеление Божие, что им обозначались различные, но в один и тот же день долженствовавший произойти, творения, так как своими корнями они привязаны к земле и содержатся в ней? Но тут возможен вопрос, почему Бог не нарек им имена? Не опущено ли это потому, что помешало их множество? Впрочем, этот вопрос мы лучше обсудим после, когда встретим и другие предметы, которых Бог не назвал, как назвал Он свет, небо, землю и море. «И бысть вечер и, бысть утро, день третий». Глава XII. Объясняется первая половина 14 стиха Бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4–6. Ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!» (Тако глаголет Господь: во Египет снидоша людие мои прежде, еже пришелцам быти тамо, и во Ассирию нуждею отведошася. И ныне что зде есте? сия глаголет Господь: яко взяшася людие Мои туне, чудитеся и плачитеся. Тако глаголет Господь: вас ради присно имя Мое хулится во языцех. Сего ради познают людие Мои имя Мое в той день, яко Аз есмь сам глаголяй, ту есмь). Прежде, в отдаленно-древнее время, народ Еврейский, в лице своего родоначальника Иакова и его семейства, спустившись с высот иудейских гор, пришел в Египет, но был здесь пришельцем – пребывал только временно, хотя и в жестоком рабстве, а потом, во исполнение обетований Божьих, возвратился в святую свою землю. А затем, много позже, народ с нуждою – с принуждением, насилием, был отведен в рабство, в Ассирию, точнее – в Ассиро-Вавилонию. (Так именно, при Исаии, были отведены Салманассаром десять колен народа, составлявшие царство Израильское). Но теперь, спрашивает Пророк, зачем вы, пленные, здесь, в Ассиро-Вавилонии? – Разумеется, вы здесь отнюдь не должны оставаться, как не остались и в Египте. Вы взяты туне – даром, лишь по определению воли Божией: чудитеся и плачитеся – судьба ваша насколько дивна, настолько и плачевна для вас. – Но, говорит Господь, из-за вас имя Мое постоянно бесчестится между язычниками. И в Египте, и в Ассиро-Вавилонии враги народа Божьего, унижая его, унижали и его Бога, как будто Он не в силе и власти был избавить свой народ из рабства. И вот, Господь, милуя и утешая свой народ, объявляет: «народ Мой узнает Мое имя в тот день!» – в день спасения своего из плена народ увидит несравненное превосходство свойств и сил своего Бога над языческими народами и их богами; тогда уже и язычники прославят имя единого Бога (ст.8,10; ср.гл.45:5–6; 56:6–7; 60:3,9 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Аллилуиа, глас 2: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне.  Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Аллилуия, глас 2 Стих: Взошёл Бог при восклицании, Господь – при звуке трубном.  Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости.    Пс 46:6, 2 Евангелие от Луки, зачало 114 Во время оно, воскрес Иисус от мертвых, и ста посреде ученик Своих, и глагола им: мир вам. Убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видяще. И рече им: что смущени есте; и почто помышления входят в сердца ваша? Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь. Осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе. Еще же не верующим им от радости и чудящимся, рече им: имате ли что снедно зде? Они же даша Ему рыбы печены часть, и от пчел сот. И взем, пред ними яде. Рече же им: сия суть словеса, яже глаголах к вам еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне. Тогда отверзе им ум разумети Писания. И рече им: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима. Вы же есте свидетелие сим. И се, Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше. Извед же их вон до Вифании, и воздвиг руце Свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему и возвратишася во Иерусалим с радостию великою: И бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога. Аминь. В те дни воскрес Иисус из мертвых, стал посреди учеников Своих и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozneseni...

И Бог увидел, что хорошо 22. И Бог благословил их, сказав: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте воду в морях; а птица пусть умножается на земле». 23. И стал вечер, и стало утро, – день пятый. 24. И Бог сказал: «Да производит земля душу живую, по роду ее, скот, и пресмыкающееся, и зверей земли, по роду их!» И стало так. 25. И соделал Бог зверей земных, по роду их, по роду его, и все пресмыкающееся земли, по его роду. И Бог увидел, что хорошо. 26. И Бог сказал: «Сотворим человека 652 в образе Нашем и по подобию 653 Нашему. И да владеет рыбою морскою, птицею небесною, и скотом, и всею землею, и всяким пресмыкающимся, ползающим по земле!» 27. И сотворил Бог человека, в образе Своем, в образе Божием сотворил Он его; мужчиною и женщиною сотворил Он их. 28. И Бог благословил их, и сказал им Бог: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее; и владейте рыбою морскою, и птицею небесною, и всяким животным, ползающим по земле!» 29. И сказал Бог: «Вот, Я отдал вам всякую траву, сеющую семя, что на лице всей земли, и всякое дерево, на коем плод древесный, сеющее семя: да будет вам в пищу. 30. А всякому животному земли, и всякой птице небесной, и всякому пресмыкающемуся по земле, в коем душа живая, – всякую зелень травы – в пищу!» И стало так. 31. И Бог осмотрел все, что соделал, и вот: оно весьма хорошо. И стал вечер, и стало утро, – день шестой. Вначале сотвори Бог небо и землю, земля же бе неплодна и неукрашенна. И тьмы были поверху бездны. И Дух Божий ношашеся поверху вод. И рече Бог да будет свет и бысть свет. И виде Бог свет яко добро, и разлучи Бог межи светом и межи тмою и нарече свет день и тму нощь. И бысть вечер и утро день един. И рече Бог да будет твердь посреди вод и да разделит воды от вод, и сотвори Бог твердь и разделил воды еже беша под твердию от тех еже беша над твердию и бысть тако. И нарече Бог твердь небо, и бысть вечер и утро день вторый. И рече Бог да соберутся воды еже суть под небесем вместо едино и да явится суша, и бысть тако. И нарече Бог сушу земля и собрание вод назове море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И сказал Бог: “Да будет твердь посреди воды, и да будет отделять она воду от воды”. И стало так. И сотворил Бог твердь, и разделил Бог между водою, (которая была) под твердью, и водою, (которая была) над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако. И собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу землю и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. И сказал Бог: “Да соберется вода, (которая) под небом, в одно собрание, и да явится суша”. И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий. И сказал Бог: “Да произрастит земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле”. И стало так. И произвела земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. Быт 1:1–13 Исхода чтение (глава 14): Рече Господь к Моисею: что вопиеши ко Мне? Глаголи сыновом Израилевым, и да путешествуют. И ты возми жезл твой, и простри руку твою на море, и расторгни е, и да внидут сынове Израилевы посреде моря по суху. И се Аз ожесточу сердце фараоново, и слуг его, и египтян всех, и внидут в след их, и прославлюся в фараоне, и во всем воинстве его, и в колесницах, и в конех его. И уразумеют вси египтяне, яко Аз Господь, прославляющу Ми ся в фараоне, и в колесницах, и в конех его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Из этих примеров ясно, что девы, свято здесь, на земле пожившие, подлинно получают великую награду на Небесах и поселяются в Небесном Царствии Божием вместе со святыми и Ангелами. А отсюда какое же для вас утешение, девы-христианки? После всего сказанного вы, без сомнения, уверились, что и ваши труды для Господа, и ваши жертвы, и ваши молитвы, и ваше целомудрие даром не пропадут, но воспомянутся Господом, и награду великую вы за них получите. Знайте, что если вы, подобно девам святым, соблюдете себя чистыми и непорочными в мире, то, несомненно, и вы сопричислитесь к тому Небесному сонму, о котором говорит тайновидец апостол Иоанн: И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом... Это... девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу ( Откр. 14:24 ). Тецыте же и вы тако, девы, да достигнете. Аминь. Урок матерям. Из житий святого апостола Тимофея (22 января cm. ст./4 февраля н. cm .) и святого великомученика и целителя Пантелеймона (27 июля cm. cm./9 августа н. cm .) Никого так не любит ребенок, как мать, ни к кому так не привязан, как к матери, и никого не слушает так, как мать, – это истина непреложная. А из нее сама собой открывается и другая истина: если ребенок никого так не любит и не слушает, как мать, то она прежде всего и обязана учить дитя свое добру и в самом раннем возрасте насаждать в душе его семена благочестия. И поскольку посеянное в раннем возрасте всегда глубоко запечатлевается в душе человека и остается в нем на всю жизнь, то благо тому ребенку, которого мать в детстве научит добру, а если посеет семена злые – худо ему, да несладко и матери. Святой апостол Тимофей имел отца-язычника, мать же его и бабка, иудеянки родом, были святы и праведны и добрыми делами украшены. Когда апостол Павел исцелил хромого в Листре (см.: Деян. 8–10 ), мать Тимофея приняла христианскую веру и, приняв сама, сейчас же стала наставлять в ней своего сына. И отрок Тимофей, блаженный, говорится в житии, «не тако брашном, яко глаголом Господним от матере своея питаемый, языческого и иудейского заблуждения весьма уклонися». Но этого мало: ревность в христианском воспитании сына у матери Тимофея простиралась до того, что она отдала его в научение святому апостолу Павлу, который возлюбил отрока, утвердил в вере, призвал на служение апостольское, – и Тимофей сделался впоследствии ревностнейшим распространителем веры Христовой. Так благодетельны стали для него материнские заботы о его воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Изъяснение псалма 34-го. «Псалом Давиду». И сей также псалом изрек блаженный Давид гонимый Саулом. В нем упоминается о лукавстве Доика; потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною избиения многих; упоминается также о Зифеях и о других, извещавших Саула о Давиде, как показывают это выражения, встречаемыя в псалме. Пс.34:1 .  Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною. «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». В сказанном у Пророка прекрасный порядок, приличный и молитве праведника; потому что просит он Бога всяческих сперва разсудить, а потом дать приговор и о наказании. Пс.34:2 .  Возьми щит и латы и восстань на помощь мне. Пс.34:3 .  Обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!» «Приими оружие и щит и востани в помощь мою»: «Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя». Упомянув о брани, по необходимости перечисляет и роды оружия, самым видом сего оружия устрашая живущих порочно. Бог же не приводит в действие стольких оружий, наказывая обидчиков; Ему достаточно слова, чтобы предать их конечной казни. «Рцы души моей: спасение твое есмь Аз». К спасению моему довольно Твоего слова. Поскольку Пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях, но единым словом одних наказывает, а другим благодетельствует. Пс.34:4 .  Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло. «Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая». Пусть не успеют в том, говорит Пророк, что замышляют, и плодом лукавства для них пусть будет стыд. Пс.34:5 .  Да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их. «Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их». Сие подобие употребил Пророк и в первом псалме. «Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли» ( Пс. 1:4 ). Пс.34:6 .  Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010