«На страже духа». Письма и дневники. Ч. 11 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архиепископа Никона (Рождественского) " На страже духа " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Архиепископ Никон (Рождественский) Письма и послания 1890–1918 годов С тяжелою думою на душе ринулся я из Москвы и решаюсь с полною сыновнею откровенностью написать Вам, владыка святый, как моему отцу и благодетелю, по поводу Вашего предложения все, что думаю и чувствую. Когда я услышал его в первый раз, в праздник Святой Троицы, то так был поражен неожиданностью, что не нашелся ничего сказать Вам более определенного, как только то, что Вы не найдете во мне желаемого и искомого. Одно тронуло меня до слез, что Вы не желали бы разлучать меня с тем святым делом, коему служу уже 25 лет, и, как тогда мне показалось, с святою лаврою, в коей имею случай жить 27 лет. Мне совестно было, что я не заслужил такого доброго о мне мнения, какое Вы о мне имеете, и скажу откровенно, дня два после того я ходил в каком-то умиленном настроении, и нередко слезы лились из моих очей, и я усердно просил угодника Божия не отпускать меня никуда из своей обители… Наша беседа тогда кончилась ничем, и я полагал, что вопрос этот покончен в отрицательном смысле, и успокоился. Теперь Вам было благоугодно снова заговорить со мною о том же, и я сознаю свой долг посмотреть на это дело с большим вниманием и притом с двух точек зрения: как я лично отношусь к сему вопросу, и как должен отнестись к нему беспристрастно, имея в виду пользу служения Церкви Божией. Теперь Вы сообщили мне, что Вы имеете в виду дать место новому викарию в Срет[енском] монастыре. Не скрою от Вас: когда в первый раз Вы сказали мне свою мысль, то я не стал сразу противоречить резко Вашему предложению потому, что мне казалось: всякую тяготу можно понести под крылышком пр[еподобного] Сергия. Когда же теперь я услышал, что нужно будет покинуть святую лавру, то тоскливою болью сжалось мое сердце. Я сжился с мыслью, что кончу дни мои здесь; я уже наметил местечко, где сложить свои грешные кости; мне чувствуется, что организм мой изнашивается, что ощутительно старею, что моя энергия слабеет, хотя всячески стараюсь себя ободрить. Вот почему одна мысль о возможности умереть вне стен дорогой мне св[ятой] лавры слишком тяжела для меня. Переселение из родной обители куда бы то ни было на какое-либо почетное место для моего сердца было бы то же, что изгнание из обители за какую-либо вину. Таково мое отношение к данному вопросу по внутреннему чувству.

http://pravoslavie.ru/3160.html

«Ненавижу того человека и не хочу жить». Что говорят люди с ВИЧ священнику И как ответить им на вопрос «За что?» 17 мая, 2019 И как ответить им на вопрос «За что?» 19 мая во всем мире вспоминают людей, умерших от СПИДа. «Что делать? Как мне жить дальше?» – два главных вопроса, которые задают люди с ВИЧ священнику. Протоиерей Валерий Буланников рассказал корреспонденту «Правмира» Валерии Дикаревой, что он отвечает тем, кто с порога говорит: «Хочу умереть», и как жить с тяжелой болезнью, не теряя веру. Кровь Христова смывает все — Ваша прихожанка Анна Королева давала интервью «Правмиру» и рассказала, как пришла к вам и сообщила, что у нее ВИЧ. Вы сказали, чтобы она встала в конец очереди на причастие. Почему вы тогда так поступили? — Она приходила ко мне в храм, исповедовалась, причащалась, даже работала при храме, помогала, а потом решила выйти замуж. Я ее благословил на брак. А потом она приходит и говорит, что у нее ВИЧ, спрашивает, как причащаться. Я тогда сказал: идите, конечно, вставайте в конец. Потому что она смущалась сама. Люди мало знают про ВИЧ. А вдруг она кому-то скажет, и это распространится. У нас же тоже суеверных полно. Поставил для чистоты ее совести и чтобы шороха не возникло, разговоров. Не потому, что я боялся. У меня в Америке были случаи, когда я причащал очень заразных больных. Кровь Христова смывает все, и медицинских свидетельств, которые говорят, что ВИЧ передается таким образом, нет. — Я читала историю, как вы туберкулезного больного причащали. — Ну это сплошь и рядом. Больной был в беспамятстве и выплюнул частичку. Я взял и потребил, а что здесь можно сделать. Когда вы пускаетесь в море на очень утлом корабле — или вы пускаетесь, или нет. Возникает человеческое чувство брезгливости, когда человек выплевывает со слюной, ну что делать, приходится потреблять. Если мы читаем Евангелие, молимся и знаем, что такое причастие, бояться нечего. — То есть после прихожанки вы потребили Причастие без страха? — Да, конечно. И сейчас по ее стопам приходят больные ВИЧ, причащаются. Я стараюсь относиться ко всем внимательно, потому что человеческая жизнь полна передряг и искушений. Ну болеет, тяжелая болезнь, но чума или холера пострашнее.

http://pravmir.ru/nenavizhu-togo-chelove...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня у нас в Церкви великий праздник — Казанской иконы Божией Матери. Снова государственный, всенародный праздник — радуемся мы. Но стал ли он для нас действительно таковым? Помним ли мы, на чем основан град Москва? Из истории мы знаем, как святитель Петр, митрополит Московский, говорил князю Ивану Калите, что если будет в этом небольшом городе построен храм в честь Успения Божией Матери, если сохранит народ верность Православию, если жизнь в нем будет строиться по закону Христову — искать прежде всего Царства Божия и правды его, — то вокруг этого града объединятся все русские земли. Благодаря этому основанию Русь называли святой. Не потому, что все люди, которые жили на Руси, были святыми, а потому, что для них святость была реальностью. У них было ясное различение добра и зла. Если они падали, то могли вставать, потому что где есть устремленность к правде Божией — там никогда ничего не потеряно, там всегда есть возможность покаяния и восстановления. Но за отступление от этого главного принципа жизни Господь попускает многие скорби и великие поражения. То, что произошло в начале XVII века с Россией, как будто не имеет аналогов в истории. Это можно сравнить только с нынешним временем. Хотя то, что происходит у нас сейчас (особенно в 90-е годы прошлого века), ни с чем нельзя сравнить. Тогда народ тоже был на грани уничтожения, и враги не сомневались, что России пришел конец, — династия Рюриковичей прервалась, царя нет, власти нет, войска нет, в стране полный разброд. Грех поднимает голову, никаких преград — делай, что хочешь. Самое ужасное, что те, кто ближе всех стоял к власти, был ответственен за народ — знатный люд, — так измельчал и опустился, что стал заискивать перед иностранцами. В головах у них была одна мысль: «Кто бы нас присоединил!» На севере — шведы, в Москве — поляки, новая власть, надеяться не на что. В лесах бродят бандиты, на всех дорогах — убивают, насилуют. Полное крушение всего. Но среди этого мрака, было одно, что помогло выжить нашему народу — память о тех основах, которыми жила Россия. Если бы не было этой памяти — гибель была бы окончательной. Но оттого что люди еще не до конца отступили от Бога, оттого что нашлись те, кто смог поднять народ, призвать его к истинной жизни — небо помогло. Все святые земли нашей участвовали в этом. «Ваши и наши молитвы услышаны, — сказал преподобный Сергий, явившись заточенному в Кремле епископу Арсению, — и суд об Отечестве нашем изменен на милость».

http://moral.ru/moskva/

После Рождества. Проповеди Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 16 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Воскресенье 17 января 1982 Неделя перед Богоявлением. 2 Тим 4:5–8 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы вновь слышали сегодня Послание апостола Павла, полное такого многогранного, глубокого, разнообразного духовного свидетельства истин Христовых. И мне хочется сопоставить слово Апостола, которое мы читали в прошлое воскресенье, о том, что все призываются быть последователями его, как и он последовал Христу, с тем, что мы слышали сегодня: что он совершил свой путь, остался верен, боролся до конца, и сейчас готовится ему венец нетленный… В сегодняшнем Послании мы слышим эти слова, но слышим также, что он видит в себе грешника хуже всех. Как же возможно совместить в одном человеческом опыте, в одной душе, в одном сознании такие противо­речивые вещания, такие противоречивые слова? Павел несколько раз говорит в своих Посланиях, что он недостоин Божией милости, потому что когда-то был гонителем Христа, врагом Христовым, и что если бы его не взыскала непости­жимая Божия милость, он остался бы таким врагом и погиб бы в своем грехе. Даже в те моменты, когда он чувствовал, что так близок Господь, даже в те моменты, когда он сознавал, что он действительно, как сам он говорит, потрудился больше кого-либо из Апостолов, совершил дело Христово успешно, все сделал, что ему было поручено о Господе, — он не может забыть, что когда-то был неверен, когда-то был врагом Христу. Это со­поставление его бесконечного недостоинства и безмерной Божией милости и сделало его таким, каким он был: человеком, который всей душой отдавался тому, что составляло его убеждения и его веру. Всей душой, всем убеждением он был врагом Христовым, пока не познал Его как своего Бога, как своего Спасителя, как ожидаемого и теперь пришедшего Мессию. И он сумел той же душой, тем же страстным порывом души раскаяться и изменить всю жизнь свою, несмотря на то, что ему пришлось потерять и дружбу своих друзей, и уважение тех, кто его почитал учителем, — потерять все, что ему было дорого и привычно; несмотря на это он до конца отдался Христу и пошел за Ним.

http://pravmir.ru/posle-rozhdestva-propo...

Роудс Рон (протестант) Меньше ли Христос Отца? Часть 2 В предыдущей главе мы убедились, что Общество Сторожевой Башни последовательно искажает текст и смысл Писания, чтобы доказать, что Христос меньше Отца. В этой главе мы продолжим начатый разговор и обратимся к одному из любимых отрывков Свидетелей Иеговы – Ин.14:28 , где Иисус говорит: «Отец Мой более Меня». Рассуждая при помощи Писания Ин.14:28 – «Отец больше Меня» Учение Сторожевой Башни. Ин.14:28 в «Переводе нового мира» звучит так: «Вы слышали, что я сказал вам: я ухожу и приду к вам опять. Если бы вы любили Меня, то обрадовались бы, что Я иду к Отцу; потому что Отец больше Меня» (выделено автором). Книга Let God Be True сообщает нам, что Иегова больше Иисуса не только по положению, но и как личность 304 . Иегова больше Иисуса по природе. Таким образом, Общество Сторожевой Башни приходит к выводу, что Иисус не может быть Богом Всемогущим, потому что Иегова «мощнее» его. Раз Иисус меньше Иеговы, Он не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова 305 . И действительно, «в целом ряде случаев Иисус ясно говорил, что он менее Отца, и что он подчиняется Отцу... Даже после вознесения Иисуса на небеса его апостолы продолжали говорить то же самое» 306 . Библейское учение. Очень важно понимать, что в Ин.14:28 Иисус говорит не о Своей вечной природе и сущности (ранее Христос сказал: «Я и Отец – одно» [ Ин.10:30 ]), а о том положении, которое Он, уничижив Себя, занял после воплощения 307 . Афанасьевский Символ Веры утверждает, что Христос «равен Отцу по Божеству, менее Отца по человечеству» 308 . В своем толковании на Евангелие от Иоанна Артур У. Пинк связывает слова Христа о том, что Отец «более» Его, с огромным уничижением, на которое пошел Христос, став человеком. Воплотившись и пребывая в теле среди людей, [Христос] величайшим образом уничижил Себя, добровольно снизойдя навстречу позору и страданиям в самом жестоком их виде... Таким образом, Христос здесь сопоставляет Свое положение с положением Отца в небесном святилище. Отец восседал на троне величайшего могущества; сияние Его славы было немеркнущим; Его окружали сонмы святых существ, превозносивших Его в непрестанной хвале. Но для Его воплотившегося Сына все было иначе: презренный и отверженный людьми, окруженный неумолимыми врагами, Он, словно преступник, ожидал скорого распятия на кресте 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

священник Николай Рудинский Четвертое благовестническое путешествие святого Апостола Павла. Вторые узы и мученическая смерть в Риме. Пастырские послания 65–68 годы Хотя ни в книге Деяний Апостольских, ни в посланиях святого Апостола Павла, нет прямых указаний на его освобождение из первых уз и сведений о четвертом путешествии его, но есть в посланиях, так сказать, косвенные указания на это, подтверждаемые преданием. Мы уже видели, что святой Павел в своем Послании к Филиппийцам, написанном из первых уз в Риме, писал, что пользуется в Риме свободой проповеди о Христе, и что за учение о Христе ему не грозит опасность, а между тем за это учение он терпит узы. Потом во всех своих посланиях из уз, он высказывает уверенность, что он освободится из уз, и опять увидится с своими возлюбленными Церквами (см. Флп. 2:24 ; Флм. 22 ). Потом из Послания к Титу видно, что святой Павел основал Церковь на острове Крит, епископом которой поставил Тита. В Деяниях же Апостольских не находится подтверждения тому, что святой Павел проповедовал Евангелие о Христе на Крите ранее римских уз. Из Послания к Тимофею мы узнаем, что он поставлен был святым Павлом епископом Ефесской Церкви (см. 1Тим. 1:3 ). Опять же, указаний на это в Деяниях нет. Напротив, из посланий святого Павла из уз узнаем, что Тимофей, почти во все время узничества святого Апостола в Риме, был с ним (см. Кол. 1:1 ; Флп. 1:1 ; Флм. 1 ) и даже разделял с ним узы его (см. Евр. 13:23 ). Наконец, предание Церкви утверждает, что святой Павел посетил Испанию, вторично был в узах в Риме и принял здесь мученическую кончину. 120 Таким образом, на основании этих, хотя и неположительных доказательств, мы не впадем в большую историческую ошибку, если согласно с преданием Церкви, допустим освобождение святого Павла из первых уз его в Риме. В Послании к Римлянам святой Павел выразил намерение посетить Испанию со словом Евангелия (см. Рим. 15:24 ). В Послании к Филиппийцам (см. 2:24) с уверенностью пишет, что он придет к ним, в Послании к Филимону пишет, чтобы ему тот приготовил помещение (см. ст. 22). В Послании к Евреям пишет, что надеется увидеться с ними (см. 12:23). Из Послания к Титу видно, что он был на Крите, а из Послания к Тимофею, что он был в Ефесе. Как, и в каком порядке святой Павел выполнил план своего четвертого путешествия – неизвестно. Можно предполагать, что он после своего освобождения из уз, сел на корабль и отправился в Испанию. Но долго ли он там был, и как шло дело его благовествования, неизвестно. Из Испании, вероятно, он на корабле приплыл на остров Крит, где и остановился на некоторое время для благовествования Евангелия и утверждения Церквей, как видно из Послания к Титу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Слово в день Вознесения Господня Христос на небе! Христос во славе! Какая радость, какое торжество для ангелов! Если радовались они нисхождению Христа на землю; то что было, когда видели возвращение Его в славу? Что было, когда зрели осужденное человеческое естество прославленным в лице Христа Иисуса? Что было, когда видели смирившего Себя до смерти, и смерти крестной, приявшим имя выше всякого имени, так что должно поклоняться пред Ним всякое колено небесных, земных и преисподних? Христос на небе. Христос во славе. Что же мы? Или нам можно оставаться на земле и без Христа! О, сохрани Бог быть где либо без Христа! Если когда, то теперь особенно надобно побуждать себя — помышлять о небе, где Христос. Христос на небе. Там на небе и наша родина, там и наша жизнь со Христом. Что земля для нас? Место изгнания. Что жизнь земная? Путь бедного странника. К чему ж останавливаться там, где нельзя жить домом? Странник равнодушно проходит мимо всего, что не нужно для его назначения, или что может только отвлечь его от цели. Он пользуется на дороге только тем, что может подкрепить силы его для пути. Взоры его, мысли его, желания души стремятся к родине. Ничего нет прекраснее нашей родины на небе. Глаз не видел, ухо не слышало, мысль не встречала ничего подобного тому, что приготовил Господь любящим Его. К чему ж столько забот, столько скорбей у нас о земном? Сынове человечестии! доколе тяжкосердии? Вскую любите суету? Один всю жизнь проводит, чтобы собирать кучки блестящей пыли. Другой чего не предпринимает, чтобы приподняться на две или на три ступеньки повыше других, выиграть мнение о себе у сильных земли, но которые сами земля? К чему все это? На родину возвратятся, как на чужбину, как дети блудные. Не суета ли и суета вредная — все, что не приносит нам пользы для вечности, а только крушит дух наш заботами, к его вечному растройству? «Вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога сидя. Горняя мудрствуйте, а не земная. ...Ваш живот со Иисусом сокровен в Боге» (Кол. 3:1—3). Что мы без Христа Господа? Он — наша глава, наша жизнь, наше спасение и блаженство. Если не туда спешим мы, где Христос, если не не о небе заботы наши, если не к Царю и Господу своему стремимся мы приближаться: что с нами будет, когда видимые небо и земля сгорят, а вне Христова Царствия ничего не останется, кроме ада? О, надобно горняя мудрствовать, а не земная!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2975...

24. Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день святой великомученицы Варвары и преподобного Иоанна Дамаскина 78 Из уст святого апостола Павла слышим мы сегодня призыв благодарить «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» ( Кол. 1, 12–13 ). Какие чуждые для многих слова! Что это за наследие святых? Что за свет, озаряющий это наследие? Что за чуждое тьмы Царство возлюбленного Сына? Все это слова для многих из совсем иного, чуждого для них мира. С этими словами святого апостола не соединяется у них никакой ясной мысли, а оттого и выслушивают они их холодно, равнодушно, совсем не думая про себя, что и им необходимо прилагать заботу о таком чуждом и непонятном наследии. Действительно, так удалились многие из «дома Отчего», так вознерадели о наследии Христовом, что они, продолжая называть себя чтителями Бога и христианами, перестали совсем понимать и ценить все, что обещал Христос, ради чего Он страдал, к какому наследию с такою томительною тоскою души и с такою сострадательною любовью звал людей погибающих. Он зовет, а они не хотят понять и даже слушать. Он хочет устрашить их, внушая, что тем, которые не захотят участия в наследии Его, остается сделаться лишь печальным наследием червей, терзающих тело в могиле, достоянием демонов, самую душу имеющих терзать в аде вечно; но они не внимают никаким страхам и ужасам, как бы сонные или окаменелые. По-видимому, люди нынешнего века должны были бы так ясно понимать, что это за «наследие святых во свете», что за «власть тьмы», от которой Христос избавил их: ведь они так много говорят о «просвещении» и ничем, быть может, так не гордятся, как своим просвещением и заботами о нем. Но вот мы видим, что сами говорящие о просвещении в духе века сего находятся так часто во тьме. Ведь просвещенному человеку должно бы быть совершенно ясно все в его жизни: зачем он живет, какой смысл его деятельности. Но как часто бывает, что чем более человек просвещается, тем более непонятно становится ему, зачем он живет, тем чаще посещать начинают его мысли, которые некогда тревожили великого поэта: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» И вот вместо просвещения все более является для человека вопросов совершенно темных, неразрешимых «загадок жизни», «проклятых вопросов», которые разрешить необходимо для жизни человека и разрешить никак нельзя, вопросов, без разрешения которых человек чувствует себя в вечной тьме, столь мучительной, что готов иногда наложить руки на себя, не будучи в состоянии вынести страданий слепоты; а разрешение этих вопросов между тем все более и более удаляется от человека; что прежде казалось ясным, становится темным, самые блестящие истины науки начинают казаться лишь смутными, темными предположениями, на которые напрасно хотел бы человек опереться.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1) Павел, Апостол Иисуса Христа, по воле Божией, и Тимофей брат, церкви Божией, которая в Коринфе, со всеми святыми, что суть во всей Ахаии. 2) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4) утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы сами могли утешать находящихся во всяком стеснении чрез увещевание, которым и мы сами от Бога увещеваемся! 5) Потому что [по мере], как умножаются в нас страсти Христовы, так умножается через Христа и утешение наше. 6) Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего увещевания и спасения, утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения, увещеваемся ли, [увещеваемся] ради вашего увещания и спасения, которое совершается претерпением тех же страданий, какими и мы страждем; 7) да будет надежда наша о вас тверда; зная, что как вы есть соучастники как в страданиях наших, так будете и в утешении. 8) Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, случившейся с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что нам и жить-то стало противно. 9) Но сами в себе имели ответ смерти, для того, чтобы не были надеющимися на мертвых, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10) Который от таких опасностей избавил нас и избавляет, на Которого надеемся, что и еще избавит, 11) при помощи и вашей в молитве о нас, дабы за дарованное для нас, посредством многих лиц, чрез многих [же] возблагодарили за нас. 12) Ибо похвала наша сия есть: свидетельство совести нашей, что мы в простоте сердца и Божественной искренности, и не по плотской мудрости, но по благодати Божией, обращались в мире сем, наипаче же у вас. 13) Ибо мы пишем вам не иное, как то, что вы читали и разумели. Надеюсь же, что даже до конца уразумеете, 14) как вы и отчасти познали нас, что мы будем вашею похвалою, как и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа. 15) И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы имели вторую благодать, 16) и через вас пройти в Македонию, и снова из Македонии прийти к вам; и вы проводили бы меня в Иудею. 17) Когда же я восхотел сего, не легкомысленно ли я поступил? Или, что я задумываю, по плоти задумываю, так что у меня то «да», то «нет»? 18) Верен же Бог. Ибо слово наше, которое было к вам, – нет в нем [такого] – то «да», то «нет». 19) Ибо Сын Божий, Иисус Христос, Который проповедан у вас нами: мною и Силуаном, и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», – 20) ибо все обетования Божии в Нем – «да»; посему чрез Него «аминь» Богу, к нашему прославлению. 21) Утверждающий же нас с вами во Христе и Помазавший нас – Бог, 22) Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши. 23) Я же Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я больше не приходил в Коринф, 24) не потому, что мы устанавливаем господство над верою вашею; но мы – споспешники радости вашей: ибо вы в вере стойки. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В чем худшее зло. Митрополит Антоний Сурожский «Важно, что нет любви» 22 января, 2023 «Важно, что нет любви» В мае 1986 года митрополит Антоний (Сурожский) выступил в Лондоне с беседой «Вызов современности». Публикуем отрывок из этой беседы.  — Я верю, что наступит момент, когда все драматически рухнет, но думаю, что мы еще не дошли до этого момента. Помню, во время революции в России, когда еще допускались диспуты и выступления инакомыслящих, кто-то спросил христианского проповедника, баптиста [Владимира Марцинковского], считает ли он Ленина антихристом, и тот ответил: «Нет, он слишком мелок для этого». И когда я смотрю вокруг, мне думается, что все те, кого порой называют воплощением зла, слишком мелки, этот образ к ним не относится. Думаю, мы еще не готовы к конечной трагедии. Но в этом смысле я оптимист, потому что не боюсь и последней трагедии тоже. Наличие атомной бомбы, ядерного оружия, разумеется, внесло иное измерение — измерение, которого количественно прежде не было. Нельзя исключить злую волю или случайность. Но не помню, кто сказал, что решающий фактор — не то, что существует ядерное оружие, решающий фактор — найдется ли человек или группа людей, готовые употребить такое оружие. Думаю, вот главное, что я чувствую по этому поводу. Мир, безопасность и так далее — все это должно начаться с нас самих, в нашей среде. Можно уничтожить все ядерное оружие и тем не менее вести разрушительную войну и полностью уничтожить друг друга. Без всякого ядерного оружия можно уничтожить жизнь на земле.  Можно вызвать голод, который унесет миллионы людей, можно убивать так называемым обычным оружием до тех пор и в таких масштабах, что наша планета обезлюдеет. Так что проблема в нас, а не в самом оружии. Знаете, еще в древности святой Иоанн Кассиан, рассуждая о добре и зле, сказал, что очень немногие вещи добры или злы, большая же часть их нейтральна. Возьмите, например, говорит он, нож. Сам по себе он нейтрален, вся проблема в том, у кого он в руках и что им будут делать. Так и здесь. Все дело в том, чтобы мы, люди, относились к миру, в котором живем, с благоговением, относились друг к другу с уважением. Дело не в разрушительных средствах — все зависит от страха, ненависти, жадности, качествующих в нас.

http://pravmir.ru/glavnoe-ne-yadernoe-or...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010