Все толкователи, продолжает гр. Толстой, видят в этих словах подтверждение третьей заповеди Моисея, не клянитесь именем Божиим напрасно. Они объясняют эти слова в том смысле, что Христос, как и Моисей, запрещает произносить имя Божие всуе. Кроме того, толкователи говорят, что правило Христа не клясться не всегда обязательно и вовсе не относится к той присяге, которую каждый гражданин дает предержащей власти. Подбираются толкователями тексты из Священного Писания, но не для того, чтобы подтвердить прямой смысл предписания Христова, а для того, чтобы доказать, что его не необходимо нужно исполнять и что можно и должно обойти его исполнением. Толкователями говорится, что Христос сам утвердил клятву на суде, когда на слова первосвященника: «заклинаю тебя Богом живым» отвечал «ты сказал». Говорят, что апостол Павел призывает Бога во свидетели истины своих слов, а это де, очевидно, есть не иное что, как клятва. Говорится, что клятва была предписана законом Моисея, но Господь не отменил этой клятвы. Говорится, что запрещены лишь пустые, фарисейско-лицемерные клятвы. Поняв смысл и цель этих объяснений, я увидел, что заповедь Христа о клятве совсем не так ничтожна, легка и малозначаща, как мне казалось сначала, когда я не относил к числу клятв, запрещенных Христом, присяги, требуемой в государственных целях. Я и спросил себя: да не сказано ли здесь, в заповеди Христа о клятве, что непозволительна и та присяга, которую церковные толкователи так старательно выделяют из всяких других клятв? Не воспрещается ли здесь та самая присяга, без коей невозможно разделение людей по государствам, без коей немыслимо военное сословие? Солдаты это те люди, которые совершают всякие насилия и которые не даром сами себя называют «присягою». Всякий военный предпочтет требованиям Евангелия требования воинского устава именно в силу данной присяги. Она так нужна для поддержания страшного зла, производимого насилием и войнами, что даже во Франции, где христианство отрицается, все-таки сохраняется присяга. Христос должен был сказать: «вы отнюдь не присягайте никому». Не Он ли приходил для уничтожения зла? Но ведь пока не изгнана из употребления клятва, до тех пор зло будет беспрепятственно держаться в мире. Но, быть может, во время Христа зло было заметно не так, как теперь? Это неправда. Не даром же еще Епиктет и Сенека говорили о том, что ненужно никому присягать. Не даром же это самое говорится и в законах Ману. 1190 Можно ли же утверждать, будто Христос не видел этого зла? Нельзя утверждать этого уже потому, что Он высказался на этот счет прямо, ясно и даже обстоятельно

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Беседа на слова: „Прежде же шести дней Пасхи прииде Иисус во Вифанию, идеже бе Лазарь умерый»... (Ин. 12:1). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Прежде же шести дний Пасхи Господь Иисус прииде во Вифанию, идеже бе Лазарь, – и вечерял у них, при чем Марфа служит, а Лазарь возлежит ( Ин. 12:1, 2 ). Вот – доказательство несомненного воскресения (Лазаря): спустя много дней он был жив, и ел. Отсюда видно также, что вечеря была в доме Марфы, потому что они принимают Иисуса, как друзья и любимцы Его (некоторые, впрочем, говорят, что это было в чужом доме). Мария при этом не прислуживала, а была ученицей. Опять и здесь она (является) более духовною: она не прислуживает, как гостья, и не оказывает всем услуг, но воздает честь только одному, и приступает к Нему не как к человеку, а как к Богу. Поэтому она и миро излила, и отерла волосами головы; это показывает, что она имела понятие о Нем не такое, какое имели другие. Между тем Иуда, под предлогом благочестия, укорил ее. Что же – Христос? „Доброе (говорит) дело сделала она для погребения Моего» ( Ин. 12:7 ). Почему же Он не обличил ученика за эту жену и не сказал того, что сказал Евангелист, то есть, что Иуда укорял ее потому, что был тать? Он хотел тронуть Его великим долготерпением. А так как Он знал, что Иуда – предатель, то Он прежде неоднократно обличал его, говоря: суть от вас иже не веруют и: един от вас диавол есть ( Ин. 6:64, 70 ). Этим Господь показал, что знает Иуду, как предателя, но не обличил его открыто, а оказал ему снисхождение, желая отвратить его. Как же другой (Евангелист) говорит, что так сказали все ученики ( Матф. 26:8 )? Правда, и все, и он; но другие не по тому же побуждению. Если же кто спросит, почему (Христос) поручил татю ковчежец нищих и сребролюбца сделал распорядителем, то я отвечу, что сокровенную причину этого знает Бог. Но если следует сказать что-нибудь нам, основываясь на соображениях, то это для того, чтобы отнять (у Иуды) всякое извинение. В самом деле, он не мог сказать, что сделал это (предал Иисуса) по любви к деньгам, так как находил достаточное удовлетворение своей страсти в ковчежце; нет, это он сделал по великому нечестию, которое Христос хотел обуздать, оказывая ему снисхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Если Бог милосерд, то почему я так несчастна?Мама ругает за пост…Что такое духовность?Как понять, где добро, а где зло? В одних религиях — добро убивать людей.Ссорюсь с мужем в день причастия… Если Бог действительно милостив, то почему у меня в жизни нет просвета, а только я вынуждена видеть чужое везение? Мама на меня все время ругается за то, что я пощусь, но ведь я от нее завишу, как же мне пост соблюдать? Анастасия Здравствуйте. Что церковь понимает под словом «грех»? В одних культурах грешно убивать людей, в других — свято… Где здесь истинная грань и как человеку не поддаться влиянию окружающих его с детства людей… Я не могу согласиться с религией в понятиях добра и зла. Как их можно разделять? Помогите разобраться. Часто неверующие люди спрашивают, а что такое духовность? Прощаются ли на исповеди забытые грехи? Я уже не первый раз ругаюсь с мужем именно в день исповеди и причащения. Что же сделать, чтобы вселить в себя страх перед Господом, может быть почитать что-то?   Если Бог действительно милостив, то почему у меня в жизни нет просвета, а только я вынуждена видеть чужое везение? Наталья Наташа! Совершенно невозможно, чтобы жизнь наша была так обременена скорбями, что и просвета никакого нет! Совершенно невозможно, потому что Господь не посылает нам испытаний сверх наших сил, но даёт и некоторую ослабу, некоторое утешение. Другое дело, что, будучи зациклены на внешнем и нас не касающемся, мы часто не   видим в нашей жизни этих благодеяний Божиих – видим только внешнее и часто кажущееся благополучие окружающих. Отсюда один шаг до губительной страсти зависти – остерегайтесь её: она принесёт Вам несравненно более скорбей, нежели можно себе представить! Рассмотрите свою жизнь беспристрастно – неужели совершенно не за что благодарить Господа?! Помните: милость Божия не в исполнении того, что мы хотим, а в том, что нам душеполезно! Кроме того, часто бывает так, что мы, сосредоточившись на чём-то одном и не получая его, начинаем унывать. А подумаем: может быть ещё не пришло время для чаемого нами? То, чему должно быть, свершится во благовремении. Может статься, что Господь усматривает о нас нечто иное. В любом случае, стоит, не меряя себя другими и других собой, довериться Господу – Его мудрая любовь к нам превосходит всяческое наше самолюбие!

http://pravmir.ru/za-sovetom-k-batyushke...

Разделы портала «Азбука веры» Я прочитал, что Он это сделал что бы людские грехи на Себя взять и очистить их и дать возможность людям в рай попасть и т.п. Но зачем нужно все это? Почему просто нельзя простить. Вот Иисус это Одно из лиц Троицы. Зачем Богу нужна жертва, что бы простить? Например мой сын провинился передо мной очень сильно, зачем мне или моей жене или другим моим детям прыгать в печку, распинаться на кресте, что бы мой сын был прощен если я могу просто простить его и все? Ну пусть что-нибудь сделает что бы искупить грех. Я понимаю что сейчас найдется человек, который скажет, что грех человека так велик, что искупить его лично невозможно. Да мой друг ты прав, но и смертью Иисуса моя душа не исправлена, я должен что-то делать, как-то трудится иначе не будет никаких перемен. В итоге я от ада не освобожден. Сколько бы Иисус не умер, я если ничего делать не буду, то в ад попаду. Поэтому я что-то делать обязан что бы исправить душу и сделать ее богоугодной. Так что жертва Иисуса и его смерть вообще напрасны. Да и веры не достаточно, что бы в рай попасть. Как говорится и бесы веруют и трепещут. Так вот повторю свой главный вопрос “В чем смысл жертвы Иисуса?”. Похожие вопросы 4 Ответа Грехопадение не было простым непослушанием — это была катастрофа вселенского масштаба, которая разорвала связь человека с Богом и “сломала” гармонию внутри самого человека. Несколько кратких тезисов: Бог есть любовь. Спасение — приобщение человека к любви Божьей. Рай — это место, где царствует Бог, царство любви. Крест – высочайшая форма Божественного Откровения , беспредельное выражение любви – Бог добровольно идёт на крест ради спасения Своего творения. Т.е. Крест – это любовь, доведённая до предела, максимума. Через крестную жертву Бог раскрывает нам Свою безмерную любовь и призывает к ответной любви. Бог открыл нам, как Он нас любит – до полной самоотдачи. Вот в чём суть Его жертвы. Мог ли Бог просто простить прародителей? Для этого необходимы были их действия: 1. Раскаяние. Бог два раза явно подвигал их к этому Своими вопросами, а они не только не раскаялись во грехе, но фактически обвинили в нём Самого Бога. Грехопадение было возможно из-за свободы воли разумных существ, но изменить направление свободной воли возможно только изнутри, любовь не м.б. навязана насильно. Спасение человека требовало его свободного согласия. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека, Бог не мог просто объявить зло добром, назвать грешника праведником.

http://azbyka.ru/vopros/v-chem-smysl-zhe...

Самое страшное в жизни — это жалеть себя Разговор с катехизатором Лидия Голяева Источник: Татьянин День Людмила Грудинская — православный психолог и катехизатор из Тверской области. В Спасо-Преображенском соборе города Кимры она помогает взрослым понять основы православного вероучения. Почему «Бога в душе» не бывает? В чём различие вины и покаяния? Как пережить горе и страх? Об этом Людмила Казимировна рассказала в беседе с корреспондентом «ТД». — У Земфиры была беседа с Владимиром Познером в его передаче на «Первом канале». Он спросил её, что она скажет, оказавшись перед Всевышним. Она ответила: «Что он несправедлив». — Конечно, несправедлив! Она абсолютно права. Бог не справедлив Бог милосерден. Он — любовь. Если бы Он был справедлив, этого мира, наверное, уже давно бы не было. — Почему всё не так? Почему в мире есть страдание, несправедливость? — Потому что мы живём без Бога. Бог не насилует нашу волю. Наши родители, когда нас любят, не насилуют нас. Хочешь посмотреть жизнь — иди. Если пытаться удержать, ничего хорошего из этого не выйдет. — Что можно сделать, чтобы всё исправить? Как сделать так, чтобы страдания стало меньше? — Принять тот факт, что мы все люди, и меньше мнить о себе. Мы считаем, что мы можем без Бога жить, независимо от того, верующие мы или нет. У нас громадьё планов, но нам редко приходит в голову, что всё возможно, только если Бог поможет. — Что такое вера? — Когда человек ходит в присутствии Бога и понимает, что он без Него не может. Человек должен почувствовать опыт общения с Богом. Для этого нужно просто начать молиться, даже без веры. Любой человек может сказать Богу то, что он думает. — Многие говорят, что не ходят в церковь, потому что Бог у них «в душе». — Представьте, что у вас звонит мобильный телефон, и вам сообщили какое-то приятное известие. Вы сможете это скрыть, если известие будет очень хорошим? У вас сразу глаза загорятся! Как говорят? Человек светится от счастья. Так это совсем маленький кусочек счастья свалился, осколочек. А если бы в душе был Бог, источник счастья, что бы там было? Бог бы солнце вообще не создавал. Мы бы светили миру.

http://pravoslavie.ru/98698.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Итак, не заботьтесь и не говорите...» Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Матф.6:31–32 ). Как нужно понимать эти слова Иисуса Христа? Эти слова содержат в себе итог всего того, о чем было сказано ранее, что подтверждается словом «итак». А в предыдущих словах Иисус Христос говорил о том: чтобы люди не заботились о еде, питье и одежде, потому что «душа не больше ли пищи, и тело одежды?»; что птицы небесные ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, а Отец Небесный питает их; что лилии полевые не трудятся ни прядут, но одеты лучше чем царь Соломон во время славы своей. Иисус Христос в виде вывода из этих примеров указал на то, что Отец Небесный заботится не только о птицах и лилиях полевых, но и о людях. Так было сказано в предыдущей части поучения Христова. А в разбираемых словах Иисус Христос не только повторил мысль о том, что не нужно людям чрезмерно заботиться о еде, питье и одежде «итак, не заботьтесь ...», но по сравнению с предыдущими Своими словами обогатил эту мысль новым смыслом, указав на то, что обо всем этом заботятся язычники. Языческая религия, в противоположность христианству, указывала на то, что человек должен заботиться в первую очередь об удовлетворении своих бытовых (мирских) потребностях. В языческой религии бытовые заботы человека обожествлялись и по представлениям язычников, специальные божества должны были помочь человеку удовлетворять его мирские заботы и потребности. Причем каждая забота и потребность человека имела свое отдельное языческое божество. Так в языческой религии, для того чтобы достигнуть власти, человек должен был служить и приносить жертвы языческому богу Зевсу. Успех в торговле, прибыль и богатство должен обеспечивать языческий бог Гермес. Этот же бог под именем Бахуса покровительствовал виноделию и винопитию. Успех в любви обеспечивала языческая богиня Афродита, языческий бог Эрот, Гименей и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Глава 22. О молитве Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта 1 Живая религиозность невозможна без молитвы. Ибо религиозность есть обращенность души к Богу, и как только это обращение осуществляется, так начинается молитва. Надо признать, что представление о молитве, распространенное среди людей нашего века, не выражает ее сущности и не охватывает ее объема. Это представление так же отдаленно, беспомощно и внешне, как все отношение наших современников к явлениям Духа. Люди отвыкли от молитвы, разучились молиться и знают об этом жизненно-драгоценном и благодатном состоянии только из внешнего наблюдения. Люди, чуждые религии и не понимающие религиозности, думают, что верующие молятся только в церкви и что их домашняя жизнь протекает без молитвы. Они не знают, что Евангелие завещало нам прежде всего тайную, одинокую молитву в «комнате с закрытой дверью» (Мф.6:6); они не знают и того, что величайшими молитвенными пламенниками были отшельники, годами и десятилетиями пребывавшие в своем уединилище. Иные люди, лишенные личного молитвенного опыта, думают, что молитва состоит в умственном перебирании предписанных слов; и не знают того, что эти драгоценные, церковно-отобранные и сохраненные слова указывают молящимся только верный и чистый уровень молитвенного парения. Церковь есть школа молитвы: школа учит и готовит к жизни, но не заменяет и не отменяет жизни. Научившись молиться, человек непременно должен самостоятельно осуществлять в жизни свое умение. И церковные молитвы отнюдь не возбраняют человеку слагать в своем сердце свои, личные молитвы; церковь дает только образец, мерило, направление и верный акт. Но надо знать и помнить еще, что возможна и бессловесная молитва. Иные думают также, что молиться надо по праздникам, да еще утром - вечером, перед едой - после еды; и не знают, что молитва может быть неугасающей, вечно теплящейся в глубине человеческого существа. И еще думают, что молитва есть домогающаяся просьба, выпрашивающая у Бога то, что данному человеку нужно, приятно или полезно; и не знают, что молитва совсем не связана с прошением, что молитва имеет бесчисленное множество форм и содержаний, ибо она сопровождает человека через всю жизнь и в каждый новый, иной миг жизни слагается и восходит по-новому, по-иному.

http://sedmitza.ru/lib/text/432257/

Глава 6 Евр.6:1 . Темже оставльше начала Христова слово на совершение да ведемся. Слово «темже» употреблено вместо «впрочем». Так как вы сами должны уже быть учителями, то мы, оставив «слово начала» (т.е. начальное учение) о Христе, как выше изъяснено, устремимся к совершеннейшему и высшему слову о Христе. Не паки основание покаяния полагающе от мертвых дел, Не опять с начала предлагая вам первоначальное учение, как например: обратитесь от мертвых дел. A дела мертвые суть дела греха, как умерщвляющие и губящие душу и как дела отвратительные. Евр.6:2 . И веры в Бога, крещений учения, возложения же рук, воскресения же мертвых и суда вечнаго. Равным образом не опять с начала, как выше сказано, предлагая вам учение о вере в Бога и все прочее по порядку, как напр.: о том, что вы должны веровать в Бога истинного, о крещении – что вы должны креститься, о наставлении в вере – что вы должны научиться тому, что нужно только-что крещенным, о возложении рук – что с возложением на крещенных рук Апостольских нисходит на них Дух Святый, о воскресении мертвых – что оно будет, и о суде вечном – что тот приговор будет вечный и навсегда. И так, всему этому учить вас вторично не будем: ибо всему этому мы уже учили вас, и все было сделано в надлежащем порядке. Слово крещение Апостол употребил во множественном числе ввиду не самого таинства крещения (ибо оно – едино, и одно и тоже), а множества крещаемых. Евр.6:3 . И сие сотворим, аще Бог повелит. «Сие» , т.е. что? – Стремление к совершеннейшему учению, как раньше сказано. Но чтобы кто-нибудь из крещенных не предположил, что он, согрешив, может снова креститься, Апостол, в предупреждение такой мысли, прибавил следующее. Евр.6:4 . Не возможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, Евр.6:5 . И добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века, «Невозможно бо обновляти в покаяние», т.е. обновлять чрез покаяние однажды крещенных, и «вкусивших дара небеснаго», т.е. отпущения грехов (ибо оно даруется с неба от пренебесного Бога), и соделавшихся причастниками Духа Святаго – чрез возложение рук, как выше сказано: «и вкусивших добраго глагола Божия» (Апостол разумеет применимое к новопросвещенным учение о Боге) и «вкусивших силы грядущаго века», то есть, познавших, какую силу имеет грядущий век, и что он будет на самом деле, именно, что в нем будет воздаяние людям за то – как они жили здесь (на земле), что он не имеет конца, и что тогда-то по преимуществу откроется (людям) всеведение Бога и Его правосудие. Слово «вкусивших» здесь употреблено в общем смысле по отношению ко всему сказанному. Под отпадением разумеется грех , как такое падение, которое есть преступление закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Идти туда, «где ждут и не ждут» 24.10.2008 322 Время на чтение 6 минут Саратовская епархия — одна из тех, где начата работа по созданию системы подготовки православных миссионеров. Был в начале осени такой эпизод: кришнаиты собирались провести в Липках «шествие с колесницей». Колесница в центральный парк Саратова, что расположен рядом с тем местом, где когда-то был разрушен собор Александра Невского, не прошла: накануне пресс-служба епархии направила в мэрию заявление о том, что некоторые пункты программы являются обрядовыми действиями, что противоречит законодательству, да и казаки сказали свое веское «не любо». Но вот что показательно. Когда в это время на оживленном «пятачке» у цирка священник Дионисий Габбасов, руководитель миссионерских курсов, остановился, чтобы объяснить двум девушкам-студенткам, почему «Международное общество сознания Кришны» является сектой, вокруг моментально собралась толпа. Такая вот примета времени, отражающая сегодняшнюю потребность в миссионерском слове… С сентября в Саратовской епархии начали свою работу курсы по подготовке миссионеров, и этот год, по словам отца Дионисия, должен стать отправной точкой в системе подготовки миссионерских кадров в епархии.   От кружка — к курсам — Почему именно этот год, отец Дионисий? Ведь и в прошлом году миссионерский кружок, о котором не раз писала наша газета, работал достаточно эффективно… — Потому что кружок и курсы — это разные уровни. В кружке велась активная работа, но это были разовые акции. Мы шли туда, куда нас звали: в кадетскую школу, в СГУ. И параллельно занимались самообразованием. Это был очень важный этап, потому что он показал, что от разовости нужно переходить к системе. Так появилась и была реализована идея курсов подготовки миссионеров. Кстати, среди тех людей, что пришли на них, есть и старые знакомые по кружку.   — Сколько человек на курсах, как проходил набор? — Мы объявили собеседование, и, несмотря на то, что обычно оно предполагает конкурсный принцип отбора, приняли слушателями всех, кто пришел. Многие рассказывали, что, прочитав объявление, даже не сомневались, идти или не идти, потому что «и раньше об этом думали». Разный возраст, разное образование… Есть преподаватель вуза — говорит, что хочет компетентно отвечать на вопросы студентов о Боге. Есть молодежь. Есть даже слушательницы из районного центра — они готовы ездить на занятия на электричке. На курсах у нас занимаются 22 человека. Мы рассчитывали на 10-15, так что это немало. Думаю, что и это количество не окончательное — кто-то не смог прийти на первое занятие, кто-то пока еще не успел прочитать объявление. Но, разумеется, каких-то «количественных рубежей» перед собой мы не ставим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Или обозначает то, что следует сначала в ближайших областях языческих проповедовать, чтобы также то, что Он говорит Петру: веди [корабль] на глубину и опусти сети ваши в ловлю, имело отношение для удаленных язычников, которым позже было проповедано; подобно тому как Исайя говорит: подними знамение для язычников, для тех, которые близко, и для тех, которые далеко ( Ис 62:10 ) 1 . И как и то, что сети также разрывались от большого улова рыбы, и лодки наполнились так, что утопали, может означать то, что количество плотских людей будет столь велико в Церкви, что даже из-за разрыва [церковного] мира, когда выйдут оттуда ереси и расколы, она останется такой же [как прежде]. И такая будет утрата веры и добрых нравов в ней, что кажется, что такая Церковь скажет Христу: Выйди от Меня, потому что я человек грешный, словно она, наполненная скопищем плотских [людей] и практически затонувшая от их нравов, таким образом отталкивает от себя правление [людей] духовных, среди которых больше всего возвышается Личность Христа. Ведь это говорят люди не голосом языка благочестивым служителям Бога, чтобы их от себя изгнать, но убеждают от них отступиться голосом нравов и поступков, чтобы они не управлялись благочестивыми. И чем пламеннее [они убеждают от них отступиться], тем [сильнее] преподносят им честь, и, однако, деяниями своими побуждают удалиться от себя. Так что их почитание выразил Петр, припавший к ногам Господа, а их нравы отражены в том, что он сказал: выйди от меня Господи, потому что я человек грешный. Однако Господь этого не сделал. Ведь Он не отступил от них, но привел к берегу, вытащив лодки на берег. [Это] означает то, что у них не должно быть такой воли, чтобы, возмущенные грехами возбужденной толпы, они бы оставили церковные служения, с тем чтобы жить безопасно и спокойно. Итак, то, что, вытащив лодки на сушу и оставив всё, Петр, Иаков и Иоанн последовали за Ним, может означать конец времени, в которое те, которые прилепились ко Христу, совершенно удалятся от моря [треволнений] этого мира. Вопрос III (Luc. cap. V, 14)

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010