В мире рекламы человека спрашивают на самом высоком уровне, а ответ дают на самом низком. Человека спрашивают о смысле жизни, а в ответ предлагают выбрать между чупа-чупсом или сникерсом или какими-то иным вариантами наслаждений, причем наиболее животных наслаждений, животного кайфа. И когда человек это замечает, ему становится очень тоскливо жить. Он понимает, что у него есть иллюзия свободы, он может выбрать между марками холодильников, но между землей и небом выбора у него нет. В результате у земного ребёнка, подростка нередко в нашем обществе рождается мысль о самоубийстве . Потому что превращать себя в одну большую зону, которую все почёсывают, чтобы доставить некое наслаждение, он не хочет. На компромисс идти он не готов: он ещё маленький. Это взрослый способен: «Ну ладно, высшего смысла нет, но есть дача, карьера, работа, зарплата, положение в обществе…» В знак протеста наши дети прыгают с крыш домов. К сожалению, эпидемия самоубийств захлестнула не только Россию, но и Европу, благополучные страны. Потому что дети отказываются от роли юного гедониста, отказываются от роли объекта разных манипуляций. Протест совершенно правильный. Форма его неправильная… В эти дни —  понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы Великого Поста  — есть уникальная возможность к этим высшим смыслам прийти. Найти себя в бесконечной истории человечества, отображённой в Библии. Сказать себе, что каждый сюжет Библии, каждый поворот его становится поворотом в моей душе. И я начинаю плакать, как царь Давид, который предал на смерть воина, сам женился на его жене, а потом понял, что он сотворил и через пост и покаяние вернулся к Богу. Я начинаю скорбеть, глядя на поступки Каина, который ненавидел брата и потом убил его по зависти. Я узнаю себя во всех перипетиях истории нашего спасения. И голос Библии становится голосом моей души. Человек вместе с Библией проходит тот путь, который когда-то не прошёл Адам, но прошли потомки Адама. Путь ко Христу. Если мы будем, стоя со свечами в храме во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, понимать те образы, те сюжеты, о которых идёт речь, то эти сорок минут, которые длится чтение канона, умножатся для нас на всю бесконечность этих сюжетов. И мы увидим, насколько другими глазами мы станем смотреть даже на свою собственную жизнь, на свою ситуацию, на свои ценности и приоритеты.

http://pravmir.ru/o-kanone-andreya-krits...

Не нужно думать, что покаяние заключается в том, чтобы копаться в собственных грехах, заниматься самобичеванием, стараться выявить в себе как можно больше злого и темного. Истинное покаяние – это когда мы обращаемся от тьмы к свету, от греха к праведности; когда мы понимаем, что прежняя наша жизнь была недостойна высокого призвания, когда перед лицом Бога мы сознаем, как ничтожно все то, что мы делаем, как ничтожны мы сами, и сознаем, что единственная наша надежда – Сам Бог. Истинное покаяние – это когда перед лицом Бога, “призвавшего нас в чудный Свой свет”, мы понимаем, что жизнь дана нам для того, чтобы стать детьми Божиими, чтобы приобщиться к Божественному свету. Истинное покаяние – то, которое выражается в делах, а не только в словах, в готовности прийти на помощь людям, в открытости по отношению к ближним, а не в обращенности на себя. Истинное покаяние – это когда мы обращаемся к Богу с надеждой, что, хотя и не в наших силах стать настоящими христианами, в Его силах сделать нас таковыми. Как говорится в Великом каноне, “идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин”. Там, где Бог хочет, происходят сверхъестественные события: Савл становится Павлом, Иона изводится из “чрева китова”, Моисей проходит через море по суху, умерший Лазарь воскресает, Мария Египетская из блудницы превращается в великую праведницу. Ибо, по словам Спасителя, “человекам это невозможно, Богу же все возможно” (Мф. 19:26). “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”, – говорит Господь (Мф. 3:2). И сегодня, когда мы вступаем на путь, ведущий нас к светлому Христову Воскресению, мы должны принести покаяние за наши прежние грехи, за наше отступничество, за то, что мы бежали от Бога, когда Он хотел, чтобы мы служили Ему. У каждого из нас еще есть шанс, есть время – короткое ли, долгое ли – и это время мы должны употребить на то, чтобы принести достойные плоды покаяния. 1998 Путь покаяния. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского В первые четыре дня Великого поста каждый вечер мы слышим чтение Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Перед нами проходят образы людей из Ветхого и Нового Заветов, людей, которые согрешали и приносили покаяние, подали и вновь восставали. Всякий раз их путь возвращения к Богу пролегал через покаяние, осознание своих грехов, несовершенства, несоответствия тому, чем должен быть человек.

http://azbyka.ru/propovedi/chelovecheski...

Мы знаем, как полезно слушать или читать лучшие произведения человеческого ума и как вредно слушать губительное для души учение разных лжеучителей. Св. Писание, песнопения, каноны суть произведения не ограниченного ума человеческого, а ума облагодатствованного, просвещенного Духом Святым. Здесь все возвышенно, свято. Аскеты, составители канонов, были люди, которые отличались святостью жизни. Молитвенный вздох, чувство они воплощали под влиянием Св. Духа в тех или иных песнопениях. Особенным богатством мысли и чувства отличаются песнопения Великого поста. Как жаль, что у нас пропадает прелесть этих песнопений. Многие не могут пользоваться назиданием от них. Виноваты и мы, что, быть может, не так читаем, чтобы было вразумительно; или читаем, но и сами не понимаем и способствуем непониманию других. В прежнее время люди, вступая на подвиг поста и покаяния, готовились к богослужению дома, прочитывали дома все, относящееся к следуемой служба. А теперь, – что греха таить, – и те, которые должны ходить приготовившись, приходят без приготовления. Что говорить о тех, которые обременены мирскими делами и не имеют возможности приготовиться к слушанию молитв и песнопений?!... На этой неделе предстоит чтение канона Андрея Критского , начнутся мефимоны или, как говорят еще, эфимоны. В сущности тут разницы нет. Я хочу разъяснить словоупотребление. Мефимоны – греческое слово, означает «с нами», т.е., прибавляем, «с нами Бог». А кто говорит: «эфимоны», не ошибается: «эфимоны» (или правильнее «эфимноны») значит припевы, которыми оканчивается тропарь: «помилуй мя, Боже». Поэтому, говорить ли мефимоны или эфимоны, – все равно, ошибки не будет. Говорят еще: какой чудный канон Андрея Критского !... А спросить бы: а что это за канон, почему вы так восхищаетесь? К сожалению, редко кто может сказать. Между тем, здесь излагаются мысли, обуревающие всякого человека, чувства, которые наполняют душу всякого верующего. Добродетельный здесь может. найти поддержку в добродетели. Ты, блудник! Вникни в канон и увидишь: было много блудников, которые исправились.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

– Не более 20 минут. – Да, 20 минут. Бывает даже 15, сильно-то не разбежишься. За 15 минут можно три вещи рассказать, максимум четыре. Самое тяжелое в изложении нового материала – это примеры. По каждому из этих положений должен быть пример, а лучше не один. И нужен какой-то зрительный образ, картинка, которые отпечатываются в сознании человека. Например, в прошлом году мы делали ежемесячник «Покров» на тему Великого поста. На первую страницу обложки нужно было поместить какую-то внятную красивую фотографию, взглянув на которую, можно сказать: это Великий пост . Кстати, это загадка и для вас: какую фотографию опубликовать? – Чтение канона Андрея Критского . – А как фотографически изобразить, что это канон Андрея Критского ? – Черное облачение молящихся, свеча, темный храм... – Опубликовать фотографию тернового венца... – А что, терновый венец – символ поста? В другое время о нем нельзя говорить? – Вывеска на Макдоналдсе: «Закрыто. Пост». – Эту творческую задачу я оставляю вам до следующего раза – решение принимаю в любом жанре. Таким образом, когда излагаешь новый материал, требуются зрительные образы. В крайнем случае, педагог изворачивается и что-то рисует словами, создает словесный образ. Но тогда надо владеть словом так, чтобы слушатели живо представляли себе некую картину со всеми подробностями. Однако на этом история не заканчивается. Дальше идет четвертая часть урока, которая называется закреплением материала. Как в фотографии – сначала проявка, потом закрепление. Вот вы дали новые знания, а дальше их надо закрепить. Необходимо привести примеры, как этим пользоваться в реальной жизни, в каких-то типичных ситуациях. Здесь уместно какое-то творческое задание, в котором нужно что-то доделать, дописать, дочитать, доосмыслить. То есть новую информацию вы включаете в некий контекст других знаний или в контекст реальной жизни. Как-то наши благотворители взяли в Москве пароходик и поплыли на Валаам. Они путешествовали семьями, дети бегали, шалили, пара из них чуть не свалилась за борт, и родители решили их чем-то занять. Они обратились ко мне: «Отец Киприан, ты там уроки даешь, давай, позанимайся с детьми, а то они здесь друг друга покалечат от безделья».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» епископ Августин (Гуляницкий) Оглавление Предисловие Предлагаемый опыт нового перевода Великого Канона на церковнославянский язык сделан в виду неудовлетворительности существующего старого перевода. Этот последний вообще слишком буквален, а в некоторых местах и совсем неправилен, что много затрудняет, разумное чтение и надлежащее понимание великого произведения св. Андрея Критского . Наш перевод имел своею целью, устранить указанные недостатки старого перевода, и чрез это сделать Канон легче для чтения и доступнее для понимания. Ничего в собственном смысле нового перевод наш не вносит в это покаянное творение св. песнопевца, и от начала до конца есть именно перевод, а отнюдь не свободный перифраз этого творения. Только в нескольких, весьма немногих случаях, указанных ниже, в своем месте (в подстрочных примечаниях), переводчик счел за необходимое – не просто только перевесть, но и несколько перефразировать слова переводимого текста, для лучшего уразумения мысли свящ. певца. Любители разумного церковного чтения, надеемся, не посетуют на нас за это, равно как и вообще за сделанный нами перевод. Е.А. В понедельник на повечерии Песнь 1я Ирмос . Помощник и покровитель бысть мне во спасение. Он мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его: славно бо прославися. Тропари . Откуду начну оплакивати окаянного моего жития деяния? Кое положу начало нынешнему рыданию? Но даждь ми, Христе, яко благоутробен, прегрешений оставление. Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и воздержися уже от прежнего неразумия, и принеси Богу в покаянии слезы. Первозданному Адаму поревновав в преступлении, познах себе удалена от Бога и вечного царствия и блаженства, грех ради моих. Увы мне, окаянная душе! Почто уподобилася еси первозданней Еве? Воззрела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулся еси древа, и вкусила еси дерзостно обольстительные снеди. Вместо Евы чувственный восста во мне Ева мысленная—плотский страстный помысл, иже показует сладкая, вкушати же подает присно горькое питие 1 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

Поставьте себя на место ребёнка, скажем, 7-ми – 12 лет. Попробуйте его глазами посмотреть на наше богослужение – не только общественное, но и частное. (Кстати, попробуйте как-нибудь, для примера, находясь на богослужении, присесть на корточки – чтобы посмотреть буквально «глазами ребёнка»: что ему видно кроме задов впереди стоящих прихожан?). Прочитайте утренние и вечерние молитвы. Прочитайте молитвы «ко святому причащению». Прочитайте чин ежедневного исповедания грехов – и вы заметите, что по очень большой части наше богослужение – «не детское». Исключение составят несколько молитв или такие «универсальные» и «вечные» молитвы – из Евхаристического канона. Фото: azbyka.ru Впервые на это замечание меня натолкнуло внимательное прочтение чина Великого повечерия, которое читается с Каноном Андрея Критского. На таких службах обычно детей не бывает, а тут вот одна прихожанка пришла с двумя малолетками, которые, конечно, просто изнывали от скуки и однообразия (полумрак, горящие свечи, монотонное чтение и пение, и так – в течение почти двух часов). И я вот подумал: а что им делать? Что в этом богослужении для этих детей? Какое отношение к ним имеют грехи, которые перечисляются в Каноне? Кстати, обратим внимание, что Канон Андрея Критского – это не доморощенный акафист, имже несть числа, а литературный и богословский шедевр. Только для ребёнка в нём ничего нет. Но когда Великое повечерие подошло к моменту «Родители наша, и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия, и повсюду православныя» – вот тут я и себя почувствовал «лишним». У меня родители пока ещё живы. Что тут получается? С одной стороны, эти тексты написаны человеком, у которого родители уже почили (и для тех, у кого они почили). Т.е. это всё написано, скорее всего, не просто взрослыми, а именно пожилыми людьми. И в этом смысле не может не вызывать доверия их опыт, и всё то, что приобретает человек к преклонным годам (мудрость, взвешенность, авторитетность и т.д.). Но, с другой стороны, приходится признать, что ко мне, взрослому человеку, это всё имеет очень мало отношения. А к ребёнку – просто никакого. Хорошо ещё, что у нас чаще всего читаются все эти тексты «скороговоркой» или «бубнят» – ведь не дай Бог ребёнок послушает про все эти грехи – он узнает для себя много нового.

http://pravmir.ru/detskaya-tserkov/

Девочка еле слышно, буквально шепотом: — Батюшка, я тебя попросить хочу: дай моей мамке по лбу кадилом. Я не понимаю её, и переспрашиваю. А ребёнок вновь повторяет: — Батюшка, пожалуйста, дай моей мамке по лбу кадилом. – Детонька, что ты такое говоришь?! Зачем мы станем бить твою маму, да ещё по голове кадилом? – А чтобы не пила больше! 29 апреля, 2011 Девочка еле слышно, буквально шепотом: — Батюшка, я тебя попросить хочу: дай моей мамке по лбу кадилом. Я не понимаю её, и переспрашиваю. А ребёнок вновь повторяет: — Батюшка, пожалуйста, дай моей мамке по лбу кадилом. – Детонька, что ты такое говоришь?! Зачем мы станем бить твою маму, да ещё по голове кадилом? – А чтобы не пила больше! «Сомкнувши Верою ряды, Идёт вперёд отряд Надежды Под управлением Любви» (почти Окуджава) Февраль, первая неделя Великого поста . Вечером в храме темно и тихо, мы специально не включаем электричество, высвечиваются только иконы в алтаре, и лица чтецов на клиросе. Священник заканчивает чтение очередной части покаянного канона преп. Андрея Критского и уходит в алтарь, начинается великое повечерие. Люблю эти службы и эти дни первой седмицы Великого поста. Хотя пост продолжается ещё несколько недель, но эта какая-то особенная, волнительная и неповторимая. Те, кто приходит в храм помолиться, так и оставляют гореть свечи, зажжённые во время чтения канона. И свет от многочисленных огоньков, освящая, выхватывает из темноты храма их лица. В этом свете нет полутонов и не видно выражения глаз, от того лица кажутся преувеличенно суровыми. Всякий раз, глядя на них, я пытался вспомнить, кого мне напоминают эти лица. И однажды, совершая крещение, прочитав в одной из молитв: «новоизбранного воина Христа Бога нашего», понял: – Вот оно: «воины»! Точно-точно, мужественные самоотверженные лица воинов – крестоносцев. Кто защищая мир от зла, встаёт на молитву не только о своих, пока ещё неразумных чадах и домочадцах, но и «о всех и за вся». И даже ритмика песнопений великого повечерия напоминает ритм движения отряда на марше. Вслушаешься: — Господи сил, с нами буди,/иного бо разве Тебе/Помощника в скорбех не имамы,/Господи сил,/помилуй нас…. И будто видишь: идёт отряд, идёт, преодолевая множество духовных преград, но он идёт и сохраняет строй. Эти люди соединены между собой невидимыми связями, и хотя эти связи невидимы, разорвать их невозможно. Отряд можно разгромить, физически уничтожить, но нельзя заставить их повернуть назад, это выше всяких человеческих усилий.

http://pravmir.ru/otryad/

Хотя называем мы эти тексты молитвенными с некоторой долей условности. Это скорее записи духовных размышлений, которое очень хорошо раскрывают динамику поста как духовного упражнения, посвящают нас в настоящие великопостные замыслы монахов. Фото: patriarchia.ru Даже если у вас нет под рукой Триоди, вы наверняка слышали на первой неделе поста чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. «Душе моя, восстани, что спиши». Весь текст – разговор с душой. Не с Богом (а именно так мы и определяем молитву – как разговор с Богом), а со своей душой. Весь текст канона – сохраненное в записи монашеское размышление над страницами Священного Писания. Это и есть одно из иноческих духовных упражнений. Святитель Игнатий Брянчанинов называл его «зрением греха своего». Но для монахов это не есть упражнение исключительно великопостное. Они предаются ему всегда. Это обычная практика. Очевидно, Великим постом это упражнение приобретает какой-то особый смысл. Во-первых, внесенное в ритм общецерковной жизни, оно позволяет каждому христианину, даже очень далёкому от монашеской жизни почувствовать себя монахом, потрудиться над своей душой, как монах, как подвижник и аскет. Во-вторых, это монашеское духовное упражнение, которому приобщаются всей Церковью незадолго до Пасхи, имеет характер очистительной подготовки к Пасхе. Но вот вопрос: а зачем перед Пасхой, именно перед Пасхой, надо очищаться? Разве не следует всегда быть чистым и достойным человеком? Разве мы не причащаемся в другие дни церковного года, не исповедуемся регулярно? И здесь снова ответ можно найти только у монахов, которые это всё и придумали. Обратите внимание, как меняется характер духовных упражнений с течением поста. Мы начинаем разговором с душой и покаянными молитвами. Мы заняты собой. Просим прощения у Бога, пытаемся побороть нашу суетливость, страстность, «бурю помышлений сумнительных». Для этого, кстати, и ограничения в пище. Для древних монахов, замышлявших Великий пост как духовное упражнение, пост телесный, смирение себя в еде воспринимался как средство, но никогда – как цель. Молитва и пост всегда только средство, но не цель великопостного упражнения. Эти средства помогают нам обуздать себя, приучают к кротости, снисходительности, терпению.

http://pravmir.ru/mazhuko-kamerton-postn...

В субботу и воскресенье Первой Седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Чтение на Великом повечерии канона святого Андрея Критского 10 настраивает христиан на подобающее проведение святых дней поста. Поэтому очень рекомендуется в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы присутствовать на вечернем богослужении. Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных канонах годового богослужебного круга. Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в каноне, показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Кроме того, еще до начала Великого поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начинается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь. (Земной поклон) Боже, очисти мя грешного. (Читается 12 раз и совершается столько же поясных поклонов) После этого молитва повторяется полностью: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков, аминь. (Творится один земной поклон) Молитва Ефрема Сирина прибавляется во все седмичные дни Великого поста и к домашнему правилу христианина после чтения утренних и вечерних молитв. Под субботу и воскресенье эта молитва не читается, то есть ее чтение заканчивается в пятницу вечером, а возобновляется перед следующей неделей поста в воскресенье вечером. Окончательно прекращается чтение молитвы Ефрема Сирина вечером в среду Страстной седмицы. В пятницу вечером по обычаю совершается так называемая Общая исповедь. Здесь слово «общая» означает исповедь всех присутствующих в храме, но индивидуально каждого. Обычно священнослужители всех храмов совершают это Таинство над всеми подготовившимися к нему прихожанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И, понятно, что музыкальная форма экфонесиса создается его текстовой формой и логическим содержанием текста. Богослужебный экфонесис сразу же выделяет экфонетически подаваемый текст из обычной речи. Теряя свойства и признаки экфонесиса, богослужебное чтение и возгласы перестали бы быть гаковыми и сделались бы декламацией или беседой. Поэтому экфонетика является неотъемлемым элементом, богослужения, наравне с псалмодией и пением. Музыкальный элемент при этом (певучесть экфонесиса) здесь не привносится в богослужение со-вне, не прилагается к тексту в готовой форме, но выливается из смысла текста, являясь, так, сказать, эмоциональной реакцией на мысли, выраженные в тексте. При этом экфонетические знаки служат только теми вехами, которые указывают характер интонации, интонационного толкования данного текста, согласно литургическому преданию. Традиционных интонаций очень много и передавались оне изустно, путем непосредственного, постоянного восприятия их во время богослужения. И эти интонации, действительно, невозможно передать нотами, как невозможно описать их словами. Так что, если эта преемственность каким-либо образом прервется (что во многих местах эмиграции уже, увы, случилось), то всякое возстановление этих возгласных интонаций по догадке или по личному вкусу никак не сможет быть, правильным и соответствовать преданию. Оно будет основано на личном мнении , а не на твердом знании . Возьмем, например, чтение заамвонной молитвы и чтение Великого канона св. Андрея Критского . То и другое – экфонетика, со всеми ея отличительными характерными признаками. Но какая разница в интонациях! Даже не разбирая слов, знающий посетитель богослужения (конечно, если читающий канон священник обладает традицией русского богослужебного экфонесиса, а не пытается, на основании личного вкуса превратить это чтение в «художественную декламацию»), сразу же определит, что именно читает священник. Также узнает пришедший во время чтения заамвонной молитвы, по интонациям, что читается именно заамвонная молитва , а не какая-нибудь молитва в конце молебна. Именно то неуловимое, не поддающееся записи на писчем материале, в то же время характерное по интонациям, что присуще определенным текстам и определенным богослужениям и их частям, составляет передаваемое из поколения в поколение предание русского богослужебного экфонесиса, которому невозможно научиться по книгам, как бы совершенна ни была нотная запись.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010