- А балет? «Щелкунчик» дети любят смотреть на зимних каникулах. - «Щелкунчик» - спектакль добрый, о победе добра и дружбы над злом. Св.Отцы учат нас делать всё с рассуждением. Вот есть притча. К старцу пришли трое монахов. И в беседе один говорит: «Главное - это пост», второй возразил: «Главное - послушание», а третий добавил: «Главное - молитва». Только старец промолчал. Они его спрашивают: «Отче, а ты как думаешь?» И он ответил: «Все вы правильно сказали, но делать надо всё с богомыслием, с рассуждением. Если молиться без рассуждения - такая молитва не принесёт никакой пользы. И поститься без рассуждения - мало толку, и послушание без рассуждения может принести вред». Вот и мы должны придерживаться этого правила. Можно пойти на балет «Щелкунчик» с детьми. А вернувшись, вместе с детьми напеките пирогов, и за вкусным столом заведите с ними разговор о том, как дружба, верность, любовь помогли победить героям сказки зло в образе Мышиного короля. Тогда даже балет может принести пользу душе. А заодно ваши дочери и сыновья будут исподволь привыкать к нормальному укладу семейной жизни: вместе куда-то ходить, вместе хлопотать над праздничным ужином, а потом обсуждать виденное, слышанное, делиться впечатлениями. - А во время Великого поста куда можно ходить? - В церковь. - А вот в Большом зале Филармонии будут Великопостные концерты. Например, в неделю о Страшном суде - оратория на песни Б. Гребенщикова, а в первую неделю Великого поста - выступление праздничного хора Минского Свято-Елизаветинского монастыря и чтение Великого канона прп.Андрея Критского... - Великопостный концерт - это как? Духовные песни поют с особо постным выражением лица, а зрители шумно рукоплещут, опустив глаза долу? Это всё лукавство! Какое отношение к Православию имеет Гребенщиков? И место ли для чтения Великого канона прп.Андрея Критского зал Филармонии? Великий пост - время молитвы и покаяния, ибо «не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25,13). Адрес: 198005, СПб, наб.Обводного канала, 116. Тел. 316-00-93

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Если взять темы молитв, которые звучат в текстах молитвослова, и темы, которые звучат в службах суточного круга, – совпадают ли они тематически? Если нет, в чем вы видите разницу? Совпадают в том смысле, что в утренних молитвах, как в утрене, тема утра и восстания от сна, в вечерних молитвах, как и в вечерне, тема вечера и отхода ко сну.  В остальном в молитвослове нет какой-то темы или логики, там просто довольно эклектичный набор молитв. Создаётся ощущение, что автор молитвослова просто собирал молитвы с темой вечера или утра и как-то произвольно их компилировал. В часослове центром являются все-таки псалмы, все остальные молитвы появлялись уже как дополнение к псалмам. В великом повечерии, например, есть три части: молитва после ужина, молитва покаянная и молитва перед сном. Это все три отдельные службы в составе одной. В храме обычно они служатся в первую неделю Великого поста после Канона прп. Андрея Критского. Также и часы все имеют свою тему, которая раскрывается в тропарях, главным образом, и эти темы напрямую связаны со временем, когда должны служиться эти часы. Например, служба третьего часа – это ниспослание Святого Духа на апостолов, которое произошло в третьем часу (по-нашему в 9 утра), тема службы шестого часа (12 часов по нашему) – это распятие Христа. На приходе же эти службы служатся не на своем месте (с утра), а тропари часов вообще никогда не читаются, вместо них поются праздничные тропари. Есть ли у вас любимые молитвы из суточного богослужения? Если да, то какие? Я не могу выделить какие-то отдельные молитвы, как любимые. Могу только вслед за о. Александром Шмеманом сказать, что псалмы мне кажутся более живыми молитвами, чем многие молитвы византийского периода, отягощенные тяжеловесной византийской риторикой. Конечно, все это важно служить на русском языке, потому что псалмы на церкословянском – очень часто маловразумительное чтение. Например «уподобиться неясыти пустыней и бых яко нощный вран на нырище»  – одни из моих самых любых строчек псалма, входящего в состав великого повечерия. Попробуйте перевести без Гугла).

http://blog.predanie.ru/article/alternat...

Согласно этому экуменическому богословию, существует не одна-единственная Церковь Христова, но различные христианские «церкви», границы между которыми «не доходят до неба». Под влиянием западных идей «аджорнаменто», принятых католической церковью на II Ватиканском Соборе в 1962–1965 годах и имеющих целью приспособить Церковь к современному обезбоженному и секуляризированному миру, обновленческие идеи вновь стали оживать, сначала в виде псевдоправославных экуменических публикаций и статей в официальных церковных изданиях. Главным проводником нового модернистского богословия стал известный экуменист ленинградский митрополит Никодим (Ротов) , пытавшийся идеи «аджорнаменто» внедрить «сверху» в Русскую Православную Церковь. В частности, митрополит Никодим устно и со страниц «Журнала Московской Патриархии» предлагал богослужебные реформы, проповедовавшиеся в свое время обновленцами (богослужение на русском языке и проч.). «Одной из важных проблем нашего времени – писал Никодим, – является постепенное введение в богослужебное употребление понятного для всех русского языка… В наше время, по мнению многих, становится весьма желательным, иногда необходимым, употребление русского текста Священного Писания для богослужебных евангельских, апостольских и некоторых иных чтений в храме (например, шестопсалмия, паремий и т.д.)» (Журнал Московской Патриархии, 1975, 10, с. 58). Однако, по признанию самого митрополита Никодима, «наше аджорнаменто» (!) — введение русского языка в богослужение — «прекрасная сама по себе идея была опорочена раскольниками-обновленцами» (с. 59). Во второй половине 60-х годов прошлого столетия митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) ввёл в соборах Ленинграда практику чтения Апостола и Евангелия не на церковнославянском, а на русском языке, а также чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского на русском языке в переводе самого митрополита Никодима. Данное «нововведение» было справедливо воспринято некоторыми верующими как обновленчество и «западная экуменическая закваска».

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/bogosl...

Зачем все спрашивают у Бога: «Почему, Господи, мне так плохо?!» И ни­кто не спросит: «Почему мне, подлецу, так хорошо?» Недаром старец сказал: «Не требуй справедливости у Бога, ибо, если бы Бог был справедлив, он давно бы тебя наказал». «Бесогон» Интервьюер: Вы завели свой блог в Интернете. Зачем? Я вынужден был это сделать, потому что появилось около двадцати бло­гов и сайтов под моим именем, где писались глупости несусветные, мер­зости и хамство, к чему я не имею никакого отношения. Но для людей не­сведущих – это был я. Причем, если вы обратили внимание, я не просто где-то пишу, я выхо­жу на экран и говорю: «Хотите меня слушать – слушайте здесь. Это я. Все остальное – фальшивка». А название «Бесогон» – это в честь моего небесного покровителя святого великомученика Никиты. С Божией помощью На Афоне в монастыре был настоятель, он был капитаном во время вой­ны. На Курской дуге он был обожжен, лежал раненым и умирал, и он видел над собой Покров Божией Матери. И дал обет: «Если выживу – уйду в мо­нахи». Покров Божией Матери на Курской дуге видели очень многие. Не хочу мистифицировать, но я убежден, что количество унижений, оскорблений, боль и ужас достигли пика. То, что сумел наш человек под­няться над этим, это и Божия воля, и русский дух. Вера Интервьюер: Вы всегда были верующим человеком? Да, хотя я очень боялся за отца, когда ходил в храм. Но это воспитание матери, духовный мир которой был связан с православием. Мои дети пели в церковном хоре. Младшая пятилетняя дочь на вопрос, что самое важное в жизни, отвечает: «Терпение», а что самое трудное: «Богу молиться». Это действительно труд – большой, требующий огромных усилий. Среда первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном монастыре      Розановская фраза: «Человек без веры мне неинтересен» – когда-то пораз­ила меня своей резкостью, а потом я понял, что в ней есть такая правда! Потому что человек так или иначе пытается восполнить отсутствие веры знанием. А знание без веры только умножает скорбь внутри человека.

http://pravoslavie.ru/86947.html

Звучит последний ирмос, уже прочитана девятая песнь Канона. Священник уходит в алтарь, молящиеся гасят свечи. Закрываются Царские Врата. Чтец продолжает читать Великое Повечерие. Напряжение спадает. Можно немного расслабиться. Главное – не заснуть. Монотонное чтение убаюкивает, но вот оно сменяется дивным пением. Как же здорово поют братья! И снова молитвы с земными поклонами. Господи, хорошо-то как! Такая радость от этих первых служб, что не получается себя настроить на покаянное настроение. Хочется улыбаться, хотя кому-то это может показаться странным. Какое счастье – провести эти первые дни Поста в храме. Вечером, дома валишься с ног, в храме иногда почти спишь, но уходить не хочется! Читайте также: Великий пост в 2012 году: 27 февраля — 14 апреля Календарь Великого поста – ИНФОГРАФИКА Великий канон прп. Андрея Критского Молитва св. Ефрема Сирина Соборование. Таинство Елеосвящения О Литургии Преждеосвященных даров О покаянии и Причащении Поучения в дни Великого поста Рецепты постных блюд Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 апреля, 2021 6 апреля, 2021 18 марта, 2024 13 июня, 2023 1 марта, 2022 6 августа, 2021 21 апреля, 2021 21 апреля, 2021 18 апреля, 2021 14 апреля, 2021 6 апреля, 2021 18 марта, 2024 13 июня, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pervyj-den-posta/

Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю; паримии и прокимны см. во вторник вечера 5-й седмицы). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – сугубая ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Примечание. «Всю службу поем поскоро, труда ради бденнаго. Совершается же служба Преждеосвященных, в нейже приудостоившиися причащаются Святых Христовых Таинств. На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во Святыя же Горы Типице разсуждает: на святых мученик 40, на Предтечевы главы Обретение, в среду Крестопоклонную, на Великий канон и на Неседальное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.) ясти два варения со елеем и испивати по две чаши вина» (Типикон, гл. 49, «В четверток 5-я недели святых постов», «В сий же четверток») . 1 В текущем году во вторник 5-й седмицы Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров из-за перенесения на утреню этого дня Великого канона прп. Андрея Критского. См.: Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 59; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 579. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610. 3 «Иерей... входит во святый олтарь, и прием кадильницу, глаголет и молитву кадила. И став пред святою трапезою, кадит крестообразно, и возгласит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И нам отвещавшим: Аминь. Таже учиненный чтец глаголет...» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени). 4 См.: Типикон, 17-я глава, 4-е «зри». 5 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Богослужебные указания на 2005 год. С. 192–216; Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обрящу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, – вторая половина Жития.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Однако, по признанию самого митрополита Никодима, «наше аджорнаменто» (!) — введение русского языка в богослужение — «прекрасная сама по себе идея была опорочена раскольниками-обновленцами» (с. 59). Во второй половине 60-х годов прошлого столетия митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) ввёл в соборах Ленинграда практику чтения Апостола и Евангелия не на церковнославянском, а на русском языке, а также чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского на русском языке в переводе самого митрополита Никодима. Данное «нововведение» было справедливо воспринято некоторыми верующими как обновленчество и «западная экуменическая закваска». Противники церковнославянского языка в богослужении не скрывают, что «на непонятность славянского языка более всего жалуется интеллигенция», то есть вся проблема была навязана Церкви этой самой интеллигенцией. В настоящее время, как и сто лет назад, опять повторяются ссылки на непонятливую интеллигенцию в тех же выражениях, что и в начале века. Так, например, предисловие «От издательства» к «Сборнику суточных церковных служб на русском языке» в переводе священника-обновленца 20-х годов Василия Адаменко начинается словами ученика митрополита Никодима (Ротова) нынешнего Патриарха (тогда еще архиепископа Смоленского) Кирилла (Гундяева) о непонятности в наши дни церковнославянского языка: «Этот язык не только для народа, но и для интеллигенции утратил ту долю понятности, которой он, бесспорно, обладал в прошлом» (Сборник суточных церковных служб на русском языке в переводе священника В. Адаменко. IMCA-PRESS, 1989; репринт с изд.: Нижний Новгород, 1926.). Уместно ответить на эти сетования архиепископа Кирилла (Гундяева) словами участника Поместного Собора 1917–1918 гг., новомученика епископа Пермского Андроника (Никольского): «Переводить богослужебные книги с славянского языка на русский для интеллигенции и вообще народа, не посещающего храмы, нет нужды, ибо они отошли от Церкви. Для интересующихся богослужением необходимо вести беседы, разъясняя непонятное».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/20/sovrem...

Последние стихи «Г., в.» поются попеременно со стихирами (по одной стихире после каждого стиха). Во время пения «Г., в.» диакон совершает полное каждение храма. В конце «Г., в.» к стихам псалмов всегда присоединяются стихи   и    ; на  , если есть, поется славник , на     - богородичен (в двунадесятые и особые праздники и их пред- и попразднства богородичен может заменяться самогласном праздника). Если вечерня имеет вход, при возглашении канонархом     отверзаются св. врата, и во время богородична священники, перед к-рыми идут свещеносцы со свечами и диакон с кадилом, исходят из алтаря сев. дверями для совершения входа (в те дни, когда на вечерне бывает чтение Евангелия, совершается вход с Евангелием - в этом случае кадило несет 2-й диакон, если есть). Стихиры на «Г., в.» могут исполняться на 10 (от стиха из Пс 141. 7:      ), на 8 (от стиха из Пс 129. 1:      ), на 6 (от стиха из Пс. 129. 3:      ) и на 4 (от стиха из Пс 129. 6:      ). Стихиры на 10 поются на вечерне под все воскресные дни и под праздник Вознесения Господня, а также на вечернях вечером в воскресенья Великого поста (с 1-го по 5-е и в Неделю сыропустную) и на вечернях в составе литургии Преждеосвященных Даров. Стихиры на 8 поются на вечернях накануне великих и средних праздников; на 6 - в остальные дни; стихиры на 4 поются только на малой вечерне. Существуют 2 особых случая: на вечерне в день Благовещения, если оно приходится на постный день, стихиры на «Г., в.» поются на 11; на вечерне в среду 5-й седмицы Великого поста стихиры на «Г., в.» поются на 30 (здесь к обычным стихирам прибавлены стихиры Великого канона прп. Андрея Критского ; псаломские стихи к стихирам здесь берутся начиная с Пс 140. 10, причем к ним прибавлены 2 припева будничных стихир на стиховне (Пс 122) и еще 7 припевов            ). Распределение стихир зависит от количества соединяемых последований (при пении стихир на 6 и на 8 - не более 2, на 10 - не более 3 последований) и их взаимной значимости (при соединении последований Октоиха и Минеи поется тем больше стихир Минеи, чем больше знак минейной памяти, указанный в этот день (см.

http://pravenc.ru/text/ Господи воззвах ...

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу...» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.) По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосердием движимь, Христе...». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви...». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши...» (см. на утрене Великого Вторника). После кондака – «Господи Сил, с нами буди...» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве...» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помолимся...». 1 Песнопения «Богородице Дево...», «Крестителю Христов...», «Молите о нас, святии апостоли...» и «Под Твое благоутробие...» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поскору глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»). 2 См. об этом 12 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 3 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992 2 . Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). 4 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу…» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.) По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосердием движимь, Христе…». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши…» (см. на утрене Великого Вторника). После кондака – «Господи Сил, с нами буди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помолимся…». 1 Песнопения «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» и «Под Твое благоутробие…» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поскору глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»). 2 См. об этом 1 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 3 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). 4 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. В текущем году пение Великого канона прп. Андрея Критского с четверга 5-й седмицы переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста (см. 23 марта). См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-18/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010