В Георгия Мтацминдели Типиконе, отражающем афонскую практику сер. XI в., в Великий Четверг на утрене нет ни кафизм, ни Пс 50; после каждой песни канона указана молитва и ектения; по 9-й песни поется особый светилен (нач.: " О страшное " ). Часы - без кафизм, но с чтением Евангелия, как в Евергетидском Типиконе). Паремии по входе вечерни начинаются без прокимна. Чин умовения ног совершается после Причащения и перенесения Даров для потребления в протесис, затем следуют заамвонная молитва и раздача антидора. После вкушения пищи в дверях трапезной служится краткое повечерие (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 283-284). По Мессинскому Типикону 1131 г., отражающему южноитал. греч. практику, на повечерии накануне Великого Четверга поется трипеснец прп. Андрея Критского и " отдаются " поклоны посреди церкви. Кафизм и Пс 50 между тропарем " Егда славнии " и каноном утрени, как и в Типиконе прп. Георгия, нет (но Пс 50 стихословится после кондака и чтения по 6-й песни канона). По 9-й песни канона поется особый эксапостиларий 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа: " Ныне предается Христос Иудой " . Есть стихиры на хвалитех и великое славословие, после которого следуют тропарь, ектения и отпуст. На часах читается Евангелие от Иоанна. Чин умовения ног совершается на вечерне, после пения стихир на " Господи, воззвах " . Трисвятое на Литургии не поется, но сразу после паремий произносится прокимен Апостола, а ектения Трисвятого возглашается после вечернего входа и перед прокимном паремий. Отмечено троекратное пение " Вечери твоея " на великом входе Литургии; после Литургии и вкушения пищи в трапезной служится краткое повечерие (Arranz. Typicon. P. 233-236). В современном русском Типиконе накануне Великого Четверга предписано петь малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского (ирмос по дважды, с катавасией во всех песнях). С Великого Четверга и до Антипасхи отменяется полунощница в храме. Утреня Великого Четверга начинается в 7-й час ночи (считая от захода солнца, т. е. ок. 1.00; на практике обычно служится с вечера) с обычного начала, двупсалмия и шестопсалмия. После ектении - " Аллилуия " и тропарь " Егда славнии ученицы " (трижды), затем чтение толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (в приходской практике опускается) и утреннее Евангелие (Мф 22. 1-39).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу…» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.) По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосердием движимь, Христе…». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши…» (см. на утрене Великого Вторника). После кондака – «Господи Сил, с нами буди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помолимся…». 1 Песнопения «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» и «Под Твое благоутробие…» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поскору глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»). 2 См. об этом 1 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 3 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). 4 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. В текущем году пение Великого канона прп. Андрея Критского с четверга 5-й седмицы переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста (см. 23 марта). См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-18/

Пятая седмица Великого поста, следующая за неделей прп. Иоанна Лествичника, содержит ряд особенных служб. В четверг пятой седмицы на утрене читается полностью весь Великий канон преп. Андрея Критского с присоединением к нему канона преп. Марии Египетской. Эта служба в просторечии называется «Андреево» или «Мариино стояние». На ней читается также житие преп. Марии Египетской. Первая часть читается после кафизмы и седальна, а вторая – после 3й песни канона. На вечерне этого дня, которая служится накануне, в среду, в составе литургии Преждеосвященных Даров, поются 24 стихиры преподобного Андрея Критского, отличающиеся особенной умилительностью и по своему содержанию похожие на Великий канон. Каждая из этих покаянных стихир оканчивается одними и теми же словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В четверг, ради Великого канона, совершается литургия Преждеосвященных Даров. В субботу пятой седмицы совершается празднество, которое носит название Похвалы Пресвятой Богородицы. Это единственный день, когда по Уставу на службе положено чтение акафиста, почему эта суббота называется также Субботой акафиста. Празднование установлено в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитою и предстательством Богоматери, Которая потому и прославляется в акафисте, как «Взбранная Воевода». Богослужение это именуется «акафистом» что значит по-гречески: «неседален», потому что за ним не разрешается сидеть. Акафист Пресвятой Богородице читается на утрене, в 4 приема, после кафизм (16й и 17й) и после 3й и 6й песен канона. Каждая часть акафиста, состоящая из трех икосов и трех кондаков, начитается и оканчивается пением кондака «Взбранной Воеводе победительная». На этой утрене положено петь Великое славословие. В пятую неделю Великого поста совершается память прп. Марии Египетской, великой подвижницы конца V, начала VI века († 530). Преп. Мария Египетская является для нас примером истинного покаяния, совершенно перерождающего человека, даже глубоко погрязшего в пороках. История ее жизни ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие Божие к кающимся грешникам (2, с. 165).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Патриаршее слово после богослужения в храме Пюхтицкого подворья 21 февраля 2007 г. 23:15 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме святителя Николая в Звонарях (подворье Пюхтицкого Успенского монастыря в Москве). По окончании повечерия Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Поздравляю мать настоятельницу Пюхтицкого подворья игумению Филарету, настоятельницу Богородице-Рождественского монастыря игумению Викторину, настоятельницу Иоанно-Предтеченского монастыря монахиню Афанасию, сестер обителей, вас, дорогие братья и сестры, со спасительным Великим постом. Этот пост святые отцы называют «весной духовной». Весной в природе все обновляется. Так и душа в это покаянное и молитвенное время должна обновляться благодатью духовной. В Великом каноне прп. Андрея Критского приводятся примеры человеческого падения и человеческих добродетелей. Чтение Великого канона напоминает нам о том, что мы должны, отринув греховные привычки, следовать по пути добродетели, возрастая в христианской жизни. Нужно просить Господа о прощении наших грехов и не только в Великом посту, а постоянно. Каясь о своих согрешениях, вольных и невольных, надо возрастать над ними, преодолевая их. Без покаянной молитвы ко Господу мы привыкаем к своим грехам порой настолько, что уже и не чувствуем себя грешниками. В спасительные дни Великого поста читается глубокая, покаянная молитва прп. Ефрема Сирина. Стоит лишь задуматься хотя бы над первой частью этой молитвы, и сколько же мы обнаружим у себя грехов! «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Разве каждый из нас не оскверняет свою жизнь этими грехами? Первый грех — праздность. Мы тратим свое время на суету, не умеем занять себя молитвой или душеполезным чтением, значит, мы не дорожим великими дарами жизни и любви, ниспосланными нам Господом. Как часто мы впадаем в уныние! Отринув христианское упование на помощь Божию, мы замыкаемся в себе, а могли бы благодарить Спасителя за дар жизни и возможность возрастать о Господе, творить добро нашим ближним.

http://patriarchia.ru/db/text/200928.htm...

- А балет? «Щелкунчик» дети любят смотреть на зимних каникулах. - «Щелкунчик» - спектакль добрый, о победе добра и дружбы над злом. Св.Отцы учат нас делать всё с рассуждением. Вот есть притча. К старцу пришли трое монахов. И в беседе один говорит: «Главное - это пост», второй возразил: «Главное - послушание», а третий добавил: «Главное - молитва». Только старец промолчал. Они его спрашивают: «Отче, а ты как думаешь?» И он ответил: «Все вы правильно сказали, но делать надо всё с богомыслием, с рассуждением. Если молиться без рассуждения - такая молитва не принесёт никакой пользы. И поститься без рассуждения - мало толку, и послушание без рассуждения может принести вред». Вот и мы должны придерживаться этого правила. Можно пойти на балет «Щелкунчик» с детьми. А вернувшись, вместе с детьми напеките пирогов, и за вкусным столом заведите с ними разговор о том, как дружба, верность, любовь помогли победить героям сказки зло в образе Мышиного короля. Тогда даже балет может принести пользу душе. А заодно ваши дочери и сыновья будут исподволь привыкать к нормальному укладу семейной жизни: вместе куда-то ходить, вместе хлопотать над праздничным ужином, а потом обсуждать виденное, слышанное, делиться впечатлениями. - А во время Великого поста куда можно ходить? - В церковь. - А вот в Большом зале Филармонии будут Великопостные концерты. Например, в неделю о Страшном суде - оратория на песни Б. Гребенщикова, а в первую неделю Великого поста - выступление праздничного хора Минского Свято-Елизаветинского монастыря и чтение Великого канона прп.Андрея Критского... - Великопостный концерт - это как? Духовные песни поют с особо постным выражением лица, а зрители шумно рукоплещут, опустив глаза долу? Это всё лукавство! Какое отношение к Православию имеет Гребенщиков? И место ли для чтения Великого канона прп.Андрея Критского зал Филармонии? Великий пост - время молитвы и покаяния, ибо «не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25,13). Адрес: 198005, СПб, наб.Обводного канала, 116. Тел. 316-00-93

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Во второй половине 60-х годов прошлого столетия митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) ввёл в соборах Ленинграда практику чтения Апостола и Евангелия не на церковнославянском, а на русском языке, а также чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского на русском языке в переводе самого митрополита Никодима. Данное «нововведение» было справедливо воспринято некоторыми верующими как обновленчество и «западная экуменическая закваска». Противники церковнославянского языка в богослужении не скрывают, что «на непонятность славянского языка более всего жалуется интеллигенция», то есть вся проблема была навязана Церкви этой самой интеллигенцией. В настоящее время, как и сто лет назад, опять повторяются ссылки на непонятливую интеллигенцию в тех же выражениях, что и в начале века. Так, например, предисловие «От издательства» к «Сборнику суточных церковных служб на русском языке» в переводе священника-обновленца 20-х годов Василия Адаменко начинается словами ученика митрополита Никодима (Ротова) нынешнего Патриарха (тогда еще архиепископа Смоленского) Кирилла (Гундяева) о непонятности в наши дни церковнославянского языка: «Этот язык не только для народа, но и для интеллигенции утратил ту долю понятности, которой он, бесспорно, обладал в прошлом» (Сборник суточных церковных служб на русском языке в переводе священника В. Адаменко. IMCA-PRESS, 1989; репринт с изд.: Нижний Новгород, 1926.). Уместно ответить на эти сетования архиепископа Кирилла (Гундяева) словами участника Поместного Собора 1917–1918 гг., новомученика епископа Пермского Андроника (Никольского): «Переводить богослужебные книги с славянского языка на русский для интеллигенции и вообще народа, не посещающего храмы, нет нужды, ибо они отошли от Церкви. Для интересующихся богослужением необходимо вести беседы, разъясняя непонятное». Отметим, что Патриарх Кирилл еще в бытность архиепископом, а затем митрополитом Смоленским ввел у себя в епархии практику чтения Апостола и Евангелия, а также Великого покаянного канона прп. Андрея Критского на русском языке.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/09/sovrem...

Патриаршее служение. Март 2011 1 апреля 2011 г. 21:30 Пресс-служба Святейшего Патриарха публикует фотографии служения и встреч Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в марте 2011 года. Фото:  С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Возложение цветов к памятнику императору Александру II на территории комплекса Храма Христа Спасителя Возложение цветов к памятнику императору Александру II на территории комплекса Храма Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в среду первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в четверг первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского в Новоспасском монастыре Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве Патриаршее служение в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в канун дня памяти обретения главы Иоанна Предтечи Чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках. Божественная литургия Чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках. Божественная литургия Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в день 35-летия архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в день 35-летия архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла Детский праздник в День православной книги в Храме Христа Спасителя Патриаршее служение в Свято-Даниловом монастыре в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в канун недели Крестопоклонной Патриаршее служение в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Успенском соборе Кремля Патриаршее служение в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Успенском соборе Кремля Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с послом Италии в России А. Ланди Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1442384.ht...

Патриаршее служение. Март 2012 31 марта 2012 г. 16:36 Пресс-служба Святейшего Патриарха публикует фотографии служения и встреч Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в марте 2012 года. Фото:  С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Освящение закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в Москве Патриаршее служение во четверг первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Патриаршее служение во четверг первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в пятницу первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в день празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена Церемония закладки памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому, у стен Кремля Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия. Хиротония архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского Всенощное бдение в Стефано-Махрищском ставропигиальном монастыре в канун недели 2-й Великого поста Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Покровского монастыря в Хотьково Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Покровского монастыря в Хотьково Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в среду 3-й седмицы Великого поста Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в среду 3-й седмицы Великого поста Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя в канун Крестопоклонной недели Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю Крестопоклонную. Хиротония архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского

http://patriarchia.ru/db/text/2127951.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского) Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. Из канона прп. Андрея Критского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Четвертый вечер мы с вами обливаемся слезами умиления и раскрываем душу вместе с преподобным Андреем Критским, великим учителем покаяния, присоединяя свой слабый голос к проникновенным церковным песнопениям. Задумаемся, что же дали нам читаемые в эти дни в храме Божием и в каждой православной христианской семье молитвы, чему они нас научили? Сын Божий, Господь наш Иисус Христос принял на Себя человеческую плоть, чтобы вернуть каждому из нас Божественное начало. Ведь Бог Творец создал людей по образу и подобию Своему. Почему же так часто мы об этом забываем почему добровольно отвергаем высочайшее звание чад Божиих ? Страницы Святого Евангелия бережно донесли до нас все то, что было связано с земной жизнью Спасителя. Читая Священное Писание, мы имеем возможность мысленно следовать за Господом нашим, слышать Его слова, внимать Его поучениям, истолковывать произнесенные Им притчи. И наше собственное духовное становление при этом будет гармоничным и плодотворным. Вот почему так важно читать Евангелие и толкование на него святых отцов Церкви. Читать заинтересованно, убежденно и внимательно. Заинтересованно потому, что все события, отраженные в нем, написаны непосредственными очевидцами, для которых Иисус Христос был не просто Богочеловек, но незабвенный Божественный Учитель. Разве нам, современным последователям Христа, не интересно знать все то, что происходило с Господом? Убежденно – по вере нашей, ведь мы с вами, братья и сестры, свято верим в то, что написанное в Евангелие истинная и непреложная правда. Наконец, внимательно , потому что только внимательное чтение способно многое открыть нашей душе и заставить трепетать любящее Господа сердце.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского ) Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче; утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Покаянный тропарь Великого поста Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами начали чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В чем же мы каемся и о чем плачем в дни Великого поста? Один за другим в великом каноне преподобного Андрея проходят перед нами образы библейских героев – праведников и грешников, о которых сказано в Ветхом и Новом Заветах. Апостол Павел пишет: Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2 Тим.3:16–17 ). Священное Писание не есть только история израильского народа. Нет более полной, одухотворенной и совершенной летописи души человеческой ! Вот почему покаянный канон вызывает в нас чувство особого умиления и благочестивого настроения. Фактически весь он – не что иное, как разговор человека с собственной душой, искреннее испытание своей совести. Вот мы слышим скорбь несчастных наших прародителей, изгнанных из рая. Они стонут и болезненно оплакивают свой грех. Но разве душе нашей это не близко? « Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди». Адам и Ева скорбят у дверей рая, но разве не великой скорбью является вся наша суетная земная жизнь с ее нуждами, грехами, страстями, болезнями, невоздержанием и испытаниями? Разве не жалуемся мы порой на тяжесть бытия, разве не ощущаем постоянно наше внутреннее несовершенство? Отягченная грехами душа человеческая стонет и страдает от совершаемого зла. Терзаемся, но все равно грешим. И снять эту тяжесть может лишь Божественная благодать. Именно она очистит, омоет скорбящее сердце, оживит душу.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010