Часть 5 1. Частные Богослужения Кроме богослужения общественного, совершающегося в определенные времена для всех верующих, есть еще разные виды богослужения частного. Это молитвословия и священнодействия, которые совершаются особо, в различные времена, по требованию и частным нуждам отдельных верующих. Эти виды богослужения в просторечии носят обыкновенно название треб. Чинопоследования их собраны в богослужебных книгах, которые носят названия: «Требник», «Дополнительный требник», «Великий требник», «Книга молебных пений». Некоторые из этих чинопоследований изданы отдельными книгами, а также помещены особым отделом в конце так называемого «Иерейского молитвослова». К числу таких богослужебных чинопоследований относятся последования всех таинств, кроме, конечно, Евхаристии, которая совершается за – божественной литургией, и которая является средоточием всего общественного богослужения, также сюда относятся чины погребений усопших, молебные пения и молитвы на самые разнообразные случаи. В этих молитвословиях и священнодействиях (кроме Евхаристии и священства), входящих в книгу Требник, или более правильно Потребник, как она называлась в древности на Руси, как показывает и самое наименование ее, в ней содержится все, что потребно каждому чаду Православной Церкви. И в этом особенно ярко выразилась материнская забота св. Церкви о ее чадах – всех верующих христианах. Требы эти охватывают все течение жизни человека, начиная от появления его на свет и кончая преданием его земле после кончины. По замыслу св. Церкви, буквально каждый шаг христианина, каждое его начинание или предприятие, все должно освящаться молитвой, призыванием благодати Божией и благословением. Истинный христианин ничего не делает без благословения Божия, твердо зная, что только в этом благословении надежный залог его успеха. Св. Церковь и идет в этом отношении ему навстречу, предлагая соответствующие по содержанию богослужебные чины и молитвы на все случаи жизни. Все эти чинопоследования изложены в Требнике приблизительно в таком порядке, в каком является в них потребность в жизни христианина, начиная от его рождения: поэтому и мы в таком же порядке и будем их рассматривать. 2. Требник, часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Чтения из Писания в чинопоследованиях таинств и священнодействий Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 7 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 Можно наблюдать, что в совершаемых в Церкви священнодействиях проявляется некий единый принцип. Условно определим его следующей схемой: подготовка-действие-резуль­тат. То есть через совершаемое Церковью, когда происходит встреча (слав. сретение) с Богом Живым, раскрывается и таким образом судится наша жизнь во всех временах — прошлом, настоящем и будущем: насколько прошлое было приуготовлением к совершаемому, настолько воспринимается само священнодействие, и от этого зависит, будут ли достойными духовные плоды, имеющие произрасти от ниспосланных Божиих даров. Слово сретение и так именуемый праздник мы упоминаем не случайно. В дивном этом событии проявляется, во-первых, то, каковой должна быть подготовка к встрече с Недосягаемым и одновременно Желанным (300 лет Симеонова ожидания и неотходная от храма молитвенная жизнь пророчицы — образ терпения без меры ради всенесравненного Сретения). И само восприятие ветхим старцем на руки Божественного Младенца (подобно священнику, грехами обветшавшему, принимающему руками же То же Тело, “наших прегрешений решительное”) — очевидно исполнено литургическим содержанием (как не вспомнить и Сретенскую паримию о видении Исаией славы Господа Саваофа, о слышании пророком евхаристического серафимского пения: Свят, Свят, Свят… (Ис 6:1–7)). И последующие слова этого ветхозаветного отрывка вошли в литургическое дыхание Церкви: “Вот, Это коснулось уст твоих…” — почти дословно вторит осиянному Божией славой пророку священник по причащении Святою Кровию. И, наконец, благодарность наша измерится Симеоновым бесстрашием перед самой смертью, радостным и трезвенным вхождением во Христе (из литургии — “с миром изыдем”) во тьму падшего мира, которого и сами мы — плоть от плоти, но где уже воссиял воспринятый и нашими сердцами Присносущный Свет. В этом видится образ и нашего участия в таинствах, и отдельно взятой человеческой жизни в её отношении к спасительному Божию домостроительству, да и всей истории человечества, в центре которой — земная жизнь Господа Иисуса Христа. И в каждой части отмеченной триединой схемы с необходимостью присутствуют благословение Божие и соизволение человеческое. То есть и подготовка к священнодействию, и само его совершение, и плоды восприятия его как отдельным человеком, так и общностью людей в целом — всё это есть дело Богочеловеческое.

http://pravmir.ru/chteniya-iz-pisaniya-v...

ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ И ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШЕННЫХ В первые времена Церкви христовой на литургии, вслед за чтениями Апостола и Евангелия, народу были предлагаемы поучения, содержавшие объяснения этих чтений или общее изложение учения веры. Цель, для которой эти поучения надлежало произносить на литургии оглашенных, а не на литургии верных, на которой они предлагаются теперь, была та, чтобы их могли слушать оглашенные, кающиеся и даже еретики, иудеи и язычники, ибо все эти лица на литургии верных присутствовать не могли. С течением времени, когда разряд взрослых оглашенных по случаю умножения числа христиан крещенных в младенчестве уменьшился и в большей части христианских храмов стали присутствовать одни верные, постепенно терял силу обычай произносить поучения на литургии оглашенных и заменялся обычаем говорить их на литургии верных, и притом в конце литургии, для того чтобы удержать верных в храме до отпуста литургии. Ибо еще Иоанн Златоуст сетовал, что многие христиане его времени ходили в церковь только лишь для того, чтобы послушать красноречивых проповедников, и по выслушивании проповеди самопроизвольно, с нарушением церковного благочиния, уходили из храма, лишая себя той духовной пользы, которую могли бы получить от участия в молитвах при совершении Таинства Причащения. Впрочем, обычай в обязательном порядке говорить поучения прямо после Евангелия по местам держался до IX века 45 . Непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия в чинопоследовании литургии оглашенных следует сугубая ектения, вместе с ектенией об оглашенных составляющая заключение литургии оглашенных. Подобно тому, как сугубая ектения составляет заключение вечерни, с которой литургия оглашенных, как мы прежде замечали, сходна. Ектения, значит прилежное моление. Ектения сугубая называется так потому, что каждое ее прошение, или, лучше сказать, каждое возглашение, дьякона, призывающего вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением первых двух возглашений, не однократным, как в великой или мирной ектении, а троекратным припевом: Господи помилуй .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И.И.Судоса Чин Божественной Литургии Преждеосвященных иже во святых отца нашего Григория Двоеслова Содержание Общие сведения Последование Литургии Преждеосвященных Даров     На протяжении истории в Русской Православной Церкви издавалось много различных служебников. В практику вошли издания служебников с текстом последований трёх Божественных Литургий. Издавались служебники с отдельным последованием только Литургии свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого . Последние 80 лет не встречался служебник с последованием Литургии свт. Григория Двоеслова , в котором бы находились подробные объяснения как совершать Литургию Преждеосвященных Даров по сложившейся современной практике. Даже в Архиерейском Чиновнике последование Литургии Преждеосвященных Даров излагалось без подробных объяснений. За несколько веков произошли большие перемены в литературном языке, в традициях и даже в чине совершения различных богослужений. Литургия Преждеосвященных Даров совершается редко – только в Великом посту и может быть поэтому её чин не издавался в полном объёме. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан отредактированный чин Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, в который вошли все практические моменты того времени. На настоящий день накопилось много новых практических вопросов по совершению литургии. Молодые священнослужители всегда нуждаются в дополнительных объяснениях чинопоследования этой Литургии и уже давно назрела необходимость издать отдельным служебником Литургию святителя Григория Двоеслова с подробными объяснениями. Небольшой служебник будет удобен в употреблении, а пояснения помогут священнослужителям раскрыть красоту древнего чина Литургии. Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Общие сведения Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, совершается: – в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; – четверг 5-й седмицы Великого поста; – 24 февраля (1-е и 2-е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» В настоящее время многие молодые священники сталкиваются с проблемой совершения литургии Преждеосвященных Даров. В служебнике указания относительно чина литургии находятся в разных местах. На сегодняшний день накопилось много новых практических вопросов по совершению литургии. Настоящая публикация призвана помочь священнослужителям в совершении чина литургии согласно установившейся современной практике. Общие сведения Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, совершается: — в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; — четверг 5й седмицы Великого поста; — 24 февраля (1е и 2е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; — в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; — а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период. Приготовление Святых Даров. На полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготовляет, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Преждеосвященных Даров на грядущей седмице. Каждый Агнец священник взымает и начинает со слов: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», а завершает прободением со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…» Все Агнцы священник полагает на Дискосе, а затем взымает частицы и располагает их по чину. И бывает чинопоследование полной литургии. Во время освящения Святых Даров все Агнцы освящаются как Единый Хлеб (Агнец). При возношении «Святая Святым» священник возносит все Агнцы вместе. Затем один Агнец, предназначенный для данной полной литургии, раздробляет по чину погружает часть «Иисус» в Чашу и вливает теплоту. Прочие же Агнцы священник с помощью лжицы напояет Святой Кровию и полагает их в Дарохранительнице печатью вниз. Далее следует полная литургия по чину. Последование литургии Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

В. В. Печатнов Введение Цель настоящей работы – изложить современный чин Божественной литургии в Русской и Элладской Православных Церквах, отметить имеющиеся различия, установить, как и когда появились главные из них, а также пояснить значение главных различий. Тема эта актуальна с двух точек зрения. Во-первых, сопоставление богослужебных текстов Божественной литургии необходимо для совершения общих богослужений, которые, благодаря развитию отношений между двумя Поместными Церквами, совершаются сегодня всё чаще, и притом на разных уровнях. Во-вторых, правильный подход к теме требует не только изложения современного русского и современного греческого чина литургии, но и регулярных экскурсов в историю чина Божественной литургии. Эта историко-литургическая сторона темы представляется актуальной как в России, где знания о богослужении всегда очень востребованы, так и в Греции, где уже полвека богослужение изучается весьма интенсивно 2 . Тема нашего исследования до сих пор систематически не изучалась. Предшествующие работы, касающиеся этой темы, можно классифицировать по трём типам. Первый тип составляют статьи и очерки, в которых отмечаются различия в современных им чинах Божественной литургии. К этому типу относятся работы Серединского 3 и Металлова 4 , написанные в конце XIX и в начале ХХ вв. соответственно, очерк Г. Метаксаса « τξις τν ερν κολουθιν ν τ Ρωσσικ κκλησí» («Чин богослужений в Русской Церкви»), опубликованный в 1895 г., и более современная статья архиеп. Василия (Кривошеина) «Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение» 5 . Эти работы, однако, не рассматривают историю отмечаемых ими различий и не приводят самих текстов литургии. Второй тип составляет небольшое число статей, в которых с научно-богословской точки зрения рассматриваются некоторые различия между русским и греческим чином литургии. Здесь нужно отметить статью о. Николая Деснова «Ещё несколько слов об известных расхождениях между русскими и греками в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста » 6 . К третьему типу принадлежат два рукописных изложения полного русского и полного греческого чинопоследования Божественной литургии в сопоставлении первого со вторым 7 . Они были сделаны в Московской Духовной Академии в начале 60-х гг. ХХ в. В этих работах переводится (с греческого «Иератикона» («ερατικν») 1951 г.) греческий текст трёх Божественных литургий, сопоставляется с церковнославянским текстом и отмечаются различия. Однако исторический анализ различий отсутствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Архиерейский чин божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином Источник Постановка проблемы Порядок совершения Таинства Евхаристии – главного богослужения Церкви, центра ее бытия, Таинства встречи человека с Богом, – в наши дни варьируется в зависимости от того, кто возглавляет евхаристическую службу – епископ или священник. Поэтому можно говорить о двух различных чинах Божественной Литургии 1 – архиерейском 2 и иерейском 3 . Поскольку оба чина в главном тождественны, но первый значительно сложнее второго, возникает справедливый вопрос: является ли второй упрощением первого или, наоборот, первый – это усложнение второго. Ответ на этот вопрос немаловажен как для понимания богословия Евхаристии, выраженного языком чинопоследований, так и для правильного взгляда на чин Литургии в контексте его исторического развития. Достаточно часто в литературе можно встретить тезис о том, что современный архиерейский чин Литургии более архаичен в сравнении с иерейским. В частности, этот тезис лежит в основе популярной книги протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия» 4 . Так, отец Александр пишет: «Практику эту [речь идет о принятом ныне иерейском чине Литургии – М. Ж.], хотя она формально и узаконена Служебником, нужно рассматривать в свете другой, более древней, но тоже дошедшей до нас, практики архиерейского служения Евхаристии. Когда Литургию служит епископ – налицо и встреча его собранием, и облачение его посредине собрания, и невхождение в алтарь до малого входа, и, наконец, как бы повторное совершение им проскомидии перед самым приношением, т.е. теперешним нашим “великим входом”. Неверно думать, что все это возникло из особой торжественности, свойственной архиерейской службе... Как раз наоборот – архиерейская служба гораздо более сохранила... и форму, и дух ранней евхаристической практики...» 5 . Рассмотрим аргументацию протоиерея Александра Шмемана подробнее. Итак, в защиту своего взгляда на соотношение иерейского и архиерейского евхаристических формуляров он указывает на следующие, якобы отражающие архаичную практику, особенности архиерейской Литургии:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Известно, что на литургии св. Василия Великого и на литургии св. Иоанна Златоуста все молитвы, связанные с евхаристическим жертвоприношением, за исключением молитвы заамвонной, читаются священнослужителем не вслух для всего народа, а «тайно» (μυστικς), есть вполголоса, или даже молча – в зависимости от того, как понимает указанное в тексте служебника слово «тайно» данный совершитель св. литургии. Некоторые из этих молитв, как явствует из самого их текста, предназначены всецело для священнослужителей. Так, например, в молитве «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы...» – в той самой молитве, перед началом которой имеется в служебнике указание, что священник глаголет ее тайно, – служащий обращается к Господу со следующим, приличным только лицу иерархическому, прошением: «... уловли мя силою Святаго Твоего Духа, облеченна благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь». Специально для священнослужителей предназначен и ряд других – подготовительных и завершительных – молитв св. Евхаристии. Но самые основные ее молитвы, входящие в состав так называемого «евхаристического канона», начиная со слов «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый...» (в литургии св. Василия Великого ) и «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя благодарити...» (в литургии св. Иоанна Златоуста ) и кончая словами, непосредственно предшествующими возгласу «И даждь нам единеми усты и единем сердцем...», по внутреннему их смыслу относятся не только к священнослужителю, но и ко всем предстоящим и молящимся верным, которые при этом, все без исключения, мыслятся как участники священнодействия бескровной Жертвы, готовящиеся к принятию священной трапезы Тела и Крови Христовых. Необычайная содержательность и дивная сила вдохновения, присущая этим молитвам, вызывают у некоторых лиц, из числа знающих все чинопоследование Божественной литургии, легко понятную печаль и сожаление, что множество верующих фактически оказывается лишенным возможности вникать в чудные слова «тайно» читаемых евхаристических молитв и духовно услаждаться их внутренним богатством.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Рецензия на книгу Н. Ф. Красносельцева «Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста» Источник Проф. Н. Ф. Красносельцев не в первый раз является в печати с работами по изучению чинов литургии и в частности чина литургии св. Иоанна Златоуста . Работы его в этом направлении начались еще в семидесятых годах, когда им была напечатана обширная статья «О толковательных трудах отцов и учителей Церкви, относящихся к изучению православного богослужения» (Прав. Собеседн. 1878 г.), которая явилась в свете по поводу издания С.-Петербургскою духовною академиею в приложениях к академическому журналу в 1855–57 г.г. сборника под заглавием: «Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения» в трех томах. Названная статья привела почтенного профессора к убеждению, что в упомянутый сборник С.-Петербургской академии «вошло не все, что могло и что должно бы было войти в него из писаний отцов и учителей Церкви касательно толкования богослужения» ( Н. Красносельцева . Объясн. литургии еп. Ф. Андидск. К. 1884 г., стр. 4) и побудила его дополнить сборник самостоятельными изысканиями и переводами «некоторых сочинений древних греческих писателей, весьма важных для истолкования богослужения, доселе остающихся русской публике неизвестными» (Ibid.). Плодом его работ в этом направлении явилась в 1884 году брошюра под заглавием: «Объяснение литургии, составленное Феодором, епископом Андидским (памятник византийской духовной литературы XII в.). Казань». «Толкование это, по словам проф. Красносельцева, есть одно из наиболее древних греческих сочинений этого рода, и весьма замечательно, как по назидательности своей, так и по своей особенной полноте и стройности. Оно, кроме того, весьма важно и в историческом отношении, так как заключает в себе многие указания весьма ценные для истории литургии и ее толкования» (Ibid.). К переводу этого толкования в упомянутой брошюре автор присоединил в предисловии и краткие сведения об авторе его. В следующем 1885 году автор выпустил в свет капитальную книгу под заглавием: «Сведения о некоторых литургических рукописях ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся и с приложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010