741–742 «Камень претык. и соблазна» 307, §§28–31 Заимствовано с незначительными сокращениями 743 а –744 б претык. и испр. 1-е t. I de verdo Dei 308, §§41–44 Заимствованое из Бекана излагается или с сокращениями и в другом порядке мыслей (стр. 743 б «Камня веры» и Bec. op. ib., p. 308, §§43–44) или с буквальною близостию (744 б «Кам. Веры» и Bec. op. p. 308, §43); заимствованное из Disput. носит последний характер. 745 а –746б 746 б –748 а 748 а –749 а 2-е 3-е 4-е 95 1 E 2 A 308, §§45–48 308–309, §§49–51 309, §§54–55 Почти буквальный перевод 309, §52 Почти буквальный перевод с незначительными сокращениями. 749 б –751 а Близкий перевод с некоторым распространением мыслей Disput. в ответе первом (стр. 750 аб ). 751 б –753 а 304–305, §§2–5 Заимствован перечень видов фарисейских преданий с опущением одного (восьмого) и объяснение причин, по которым Иисус Христос отрицательно относился к этим преданиям. 753 а –754 б 324, §§89–91 Буквальный перевод 754 б –755 б 324, §§92–94 Буквальный перевод с незначительным сокращением в конце ответа. 755 б –756 б 324–325, §§95–99 Близкий к источнику перевод. 757 б –760 б t. II II 30 1 CDE 2 ABC 32 1 C t. V opusculor. opusc. Заимствовано с некоторым сокращением и добавлением кратких замечаний. 1272–1273, §§121, 124–127 760 б –766 б Manual. Controv. Близкий к источнику перевод с добавлением толкования противников на слова Иисуса Христа: «сие есть тело мое»… (стр. 762 б –763 а ). 1393–1394, §§1–14 766 б –770 б вопр. и отв. 1–2 tract. I De virt. theolog. Буквальный перевод с добавлением намека на современных митрополиту Стефану Яворскому русских еретиков (стр. 766 а –767 б ). 300, §1; 303–304, §§22–28. Из представленного нами сравнения трактата «Камня веры» о предании с соответствующими отделами трудов Беллярмина и Бекана можно усматривать то, в какой обильной мере пользовался Стефан Яворский содержанием католических богословских сочинений при составлении названного трактата. Особенно под сильным влиянием указанных источников написана полемическая часть: одни протестантские возражения и ответы на них заимствованы с буквальною близостию, другие – с незначительными сокращениями или дополнениями: при этом для составления некоторых «претыканий» и «исправлений» автор пользовался одновременно Беллярмином и Беканом. Точно также и в положительной части трактата встречаются отделы, почти буквально сходные с своими источниками («показания» V главы: первое, четвертое, пятое и шестое). Но при всем том нельзя не отметить и обнаруженной Стефаном Яворским в рассматриваемом трактате самостоятельности по сравнению с имевшеюся под его руками католическою литературою. Эта особенность «Камня веры» может быть наблюдаема во многих случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Сочинения эти вместе с тремя общехристианскими символами веры соединены были в 1579 г. в одно собрание под названием: Книга Согласия (Concordienbuch, Liber concordiae); см. I. Т. Müller, Die Symbolische Bücher der evangel. lutherischen Kirchen, Gütersloh, 1886. 293 См. напр. Ferd. Kattenbusch, Lehrbuch der vergleichenden Confessionskunde, Freib. i. B. 1892, Band I. S. 17 и 18. 296 Пруссия делится на 12 провинций: Восточная Пруссия, Западная Пруссия, Бранденбург, Померания, Силезия, Познань, Прусская Саксония, Вестфалия, Рейнская провинция, Ганновер, Гессен-Нассау и Шлезвиг-Гольштиния. Первые девять провинций называются старыми, последние три – новыми. В новых провинциях высшая церковная власть сосредоточена в „духовном“ министерстве (Kultusministerium). 297 Протестанты в Германии после унии между лютеранами и реформатами, происшедшей в 1817 году, называют себя евангелическими (evangelisch). 298 „Очерки религиозной жизни в Германии IX, Дело пастора Фишера“, Н. Сахаров (Богосл. Вестник, 1906 г. стр. 706 и след.). 299 Die christliche Lehre mit dem gegenwärtigen Stande der theologischen Wissenschaft und ihre Vermifflung an die Gemeinde. 300 Spruchkollegium–he переводимое на русский язык слово, Spruch – приговор, Kollegium – коллегия; так названо новое учреждение потому, что оно не входит в рассмотрение или исследование того или другого пункта вероучения, а лишь выносит приговор о том, как далеко отступил обвиняемый от учения протестантской церкви. Мы будем, называть Spruchkollegium – церковно-судебной коллегией. 301 Закон об ересях можно найти во всех немецких богословских журналах за март 1910 года. Мы имели под руками Chronik der Christlichen Welt, 1910, 12 от 24 марта. 303 Следует обратить внимание на то, что слово Bekenntniss (исповедание веры,) несколькими строками выше употреблено в единственном числе. 305 Christliche Freiheit, 1909, 36. Трауб предлагает даже свой проект для Spruchkollegium в либеральном духе (ibid. 1908. 28; 1909. 27). 308 Биографические сведения об Ято мы заимствовали из статьи Dr.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Присылайте вопросы заранее на адрес Клуба: bclub-ngo2014@mail.ru ; тема письма: " Вопросы к вебинару КБА НКО 29.01.2019 " . Подробнее Регистрация до 27 января (до 21:00 по московскому времени). Когда: 29 января в 10:00 (продолжительность - 2,5-3 часа) Контакт: bclub-ngo2014@mail.ru Источник: Клуб бухгалтеров НКО   Семинар " Право граждан на жилище. Как его реализовать " Семинар о возможностях бездомным получить жилье, основанный на опыте работы юридической службы благотворительной организации " Ночлежка " . Приглашаются коллеги из общественных организаций, государственных учреждений, оказывающих помощь людям, нуждающимся в получении жилья. Участие бесплатное. Подробнее Необходима предварительная запись по указанным контактам. Когда: 31 января с 11:00 до 13:00 Где: Лиговский пр., 87, офис 300 Контакт: Алексей Варсопко, 8 (911) 223-2830, varsopko@homeless.ru Источник: СПб БОО " Ночлежка " Семинар " Коучинг в социальной сфере - эффективные техники работы со взрослыми и детьми в состоянии психологической беспомощности " Ресурсный центр для женщин и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (благотворительный проект " Каритас Санкт-Петербург " ) приглашает психологов, социальных работников госучреждений и НКО, работающих в сфере помощи людям, на бесплатный практический семинар об эффективной работе с людьми в состоянии беспомощности. Подробнее Заявка Количество мест ограничено. Для участия необходимо до 21 февраля заполнить и прислать заявку по электронной почте на rcfw.program@gmail.com .  Когда: 25-26 февраля с 10:00 до 17:00 Где: Рябиновая ул., 18, 3-й этаж, ауд. 303 Контакт: 8 (981) 755-4510, группа в ВК Источник: Ресурсный центр для женщин и семей с детьми Служба кризисной психологической помощи и медиации в ситуациях предразвода/развода Центр " Радомира " запускает бесплатную программу помощи семьям с детьми, находящимся в кризисной ситуации предразвода, развода или переживающим развод, в рамках социального проекта " Договориться можно " . Предусмотрены индивидуальные и семейные консультации психолога; консультации семейного медиатора, который поможет найти решение спорных вопросов; группы поддержки для родителей; юридические консультации; индивидуальные арт-терапевтические занятия для детей от 3 до 18 лет; групповые занятия для детей от 3 до 12 лет, пострадавших от семейных конфликтов и развода.

http://mitropolia.spb.ru/docs/novostnaya...

3. Исторические источники науки церковного права. – К историческим источникам науки церковного права относятся: древние церковные историки, древние хроники 293 , византийские историки и писатели хронографов 294 , жития святых 295 , автобиографии 296 , писания мужей апостольских 297 , творения христианских апологетов 298 , творения отцов и учителей церкви 299 , произведения церковных писателей позднейшего времени 300 . Подобного же рода историческими источниками пользуется наука церковного права, если дело касается и какой-нибудь отдельной автокефальной церкви: напр. русской 301 , сербской, болгарской 302 , греческой 303 и др. 4. Официальные документы, составляющие источник науки церковного права. – Сюда прежде всего относятся деяния соборов вселенских и поместных, деяния соборов автокефальных церквей, а также памятники канонического общения и взаимных сношений между ними, соборные послания и послания или грамоты патриархов, митрополитов и епископов, акты судебных заседаний и судебные решения, официальные ответы на вопросы канонического характера, поучения, имеющие характер разъяснений или распоряжений со стороны представителей иерархии, предписания и приказы, так называемые памяти (напр. венечные) 304 ; кроме того – каталоги или списки кафедр и клириков, диптихи, синодики, донесения, отчеты, ведомости, формы различных актов и различные бумаги, входящие в состав канцелярского делопроизводства, словом, все официальные документы и бумаги канонического или вообще церковно-правового характера. Сюда же нужно отнести так называемые ставленные грамоты, выдаваемые клирикам епископами при их посвящении и производстве в различные степени клира. Все эти источники 305 имеют весьма важное значение в науке церковного права при разъяснении обстоятельств происхождения, составления, развития, приложения, изменения и прекращения различных норм церковного права. При историческом изучении они могут служить часто единственными указателями на существование не дошедших до нас канонов и законов и единственными памятниками вышедших из употребления обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Однако все пять приведенных примеров довольно сомнительны. (3) и (5) исходят из поздних и недостоверных источников. Список храмовых служителей в «Мишне», откуда взят пример (4), сам по себе кажется вполне надежным, однако информация, что Петахию звали также Мордекаем, содержится в приписке, в которой поясняется, что имя Петахия (очень редкое) является прозвищем. Поэтому данный пример трудно считать надежным. В примере (2) имя Забуд, несомненно, семитское и упоминаемое в Библии [ Езд 8 (в Синодальном переводе Зевадия. – Прим. пер.)], было популярно и у других семитских народов: оно встречается в Пальмире, Идумее, Набатее, Египте. В этом случае (второе имя деда первого мужа Бабаты) оно могло восприниматься как набатейское, а не еврейское, и еврей, живущий в Набатее, мог взять его себе таким же образом, как другие евреи принимали вторые греческие или латинские имена. Наконец, в (1) сочетание может означать не имя Бенайя, а прозвище, данное Симону по роду занятий: «строитель» 300 . Или же это могло быть прозвище, данное в честь знаменитого военачальника царя Давида. Можно сделать вывод: имеющиеся данные делают крайне маловероятным предположение, что ученик Иисуса мог одновременно носить имена Матфей и Левий, сын Алфея 301 . Если мы признаем, что Евангелие от Марка написано ранее Евангелия от Матфея – спрашивается, зачем автору последнего изменять имя персонажа истории, которую он почерпнул у Марка? Обе истории, очень краткие, совпадают почти дословно – не считая имен. Дэвис и Эллисон перечисляют возможные объяснения (кроме одного, которое мы только что опровергли) 302 . Предполагают, что автор Евангелия от Матфея стремился сократить число учеников Иисуса до двенадцати и, следовательно, должен был сделать этого ученика одним из Двенадцати 303 ; или что имя Матфей было выбрано благодаря созвучию со словом math3t3s («ученик»), которое в последующих стихах ( Мф 9:10–11 ) встречается дважды, и словом mathëtê («учиться») в стихе 13, чтобы подчеркнуть тему ученичества 304 . Однако обе эти идеи неубедительны, поскольку не учитывают связь между появлением имени Матфея и именованием Евангелия «по Матфею».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

292 Эту довольно распространенную в античности теорию о постепенном обмелении морей разделял также Страбон (I. 3. 4–9). 294 Вода в Азовском море, действительно, содержит незначительное количество соли – уже в середине XIX в. отмечалось, что воду в районе таганрогского рейда можно пить. Тем не менее прогнозы Полибия (так же предсказывал Аристотель – Meteor. I, 14) не сбылись: за 2000 лет устья Дона продвинулись в море всего на одну милю (Мищенко 1994. С. 408). 296 Имеется в виду совр. остров Змеиный, который в античности назывался также островом Левка (Белый). 297 Деметрий Каллатийский жил на рубеже III и II вв. до н. э. и написал не дошедший до нас географический труд «О Европе и Азии» в 20-ти книгах. 298 Имеются в виду река Днестр и греческий город, располагавшийся на территории совр. г. Белгород-Днестровский. 299 Сами греки, жители города, судя по эпиграфическим и нумизматическим данным, именовали свой город всегда Ольвией; Борисфеном (по названию реки, на которой он расположен) его часто называли греки из средиземноморской Греции. Ср. сходное описание Страбона: «Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноименный с рекой город; этот город называется также Ольвией, является большим портом и основан милетцами» (VII, 3, 17). 300 Судя по археологическим данным, Ольвия была основана во второй половине VII в. до н. э. О том же говорит и Евсевий в своей «Хронике» (647/646 г. до н. э.). 301 Похожее описание Борисфена-Днепра см. у Геродота (IV, 53) и у римского географа Помпония Мелы (Mela, II, 6). Все три автора отмечают судоходность Борисфена на 40 дней плавания от устья. 302 Ахилловым Бегом называли длинную Тендровскую косу, которая расположена на левой стороне Днепро-Бугского лимана. Здесь, по преданию, Ахилл устроил со своими воинами ристания (бег). 303 Кианеями называли в античности скалы, расположенные по обеим сторонам Боспора Фракийского при его впадении в Черное море. 304 О том, что наряду с жителями Гераклеи Понтийской, расположенной на южном берегу Черного моря, в основании Херсонеса Таврического участвовали также жители острова Делос, других данных не имеется, поэтому это сообщение часто оценивается как малоправдоподобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под влиянием александрийской, после-оригеновской традиции Григорий Нисский 299 считал, что, не будь грехопадения, у человека не было бы плотского тела в его нынешнем виде, т.е. тела, подверженного росту и дряхлению, имеющему первичные и вторичные половые признаки, репродуктивную функцию и пр. И размножался бы человек не плотским, но духовным образом, подобно ангелам. Лишь в предведении грехопадения людей и последующего их изгнания из рая в грубую земную реальность, Бог загодя приготовил их для такого рода жизни, разделив человека на мужчину и женщину 300 . Это деление не соответствует истинной человеческой природе и является вынужденным, обусловленным свободным и одновременно греховным выбором самого человека. Согласно Григорию, после воскресения из мертвых, когда человек уподобится ангелам, разделение полов будет снято 301 . Как уже отмечалось, эти представления Григория Нисского явились отправной точкой рассматриваемой нами Трудности XLI Максима Исповедника (раздел 2.3.7). 3.1.4. Соединение через средний термин Космос не только разделен, но и связан. Применительно к теме делений» соединений в античной философии преобладала эпистемологическая составляющая, а потому деления, позволяющие достичь прецизионности в рассмотрении сущего, рассмотрены гораздо подробнее, чем соединения. Христианское богословие, напротив, более интересовал метафизический аспект – соединение мировых разрывов. А потому Максим уделяет больше внимания соединениям. Соединения обратны делениям, поэтому естественным способом их репрезентации будет возвратное движение по уровням логического древа, заменяющее дихотомическое нисхождение восхождением к общностям, охватывающим разделенные части. Другим способом соединения является соединение крайних терминов через средний. Посредством него могут соединятся края, разнесенные и по вертикали, и по горизонтали. Рассмотрим этот вид соединений подробнее. У Платона рассуждение о «серединах и краях» можно обнаружить в космологическом контексте. Например, в «видении Эра» описан световой столб-скрепа ( ονδεσμον), связующий небесный свод, к центру которого, стянуты концы связей неба ( τ κρα ατο τν δεσμν) 302 . Когда Платон говорит о составлении богом тела вселенной, он замечает, что «необходимо, чтобы посредине между одним и другим родилась некая собирающая их связь», т.е. противоположности должны быть соединены посредством среднего термина 303 . Сначала Платон говорит о числовой пропорции, затем о сочетании двумерных и, наконец, трехмерных тел, для связывания которых потребно наличие не одного, но двух терминов 304 . Космос представляет собой целое, составленное из цельностей 305 . При устроении космоса все прилаживается друг к другу посредством середин 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Это различие не было усмотрено вначале: в областях Максимина, так же как и в странах Галерия, радость была без всякой примеси горечи и опасения. Евсевий, как очевидец, рассказывает о том, как исповедники выходили из темниц или возвращались из ссылки, церкви возстановлялись из своих развалин, и как сами язычники были поражены этою внезапною переменой 298 . Но в то же время могущество Максимина усилилось: Галерий умер, и его европейские провинции достались Лицинию, а более обширные – азиатские увеличили владения Максимина, который, таким образом, стал повелителем всего Востока. Еще до конца 310-го года этот исполненный ненависти государь отменил во всех подробностях те уступки, какие он, казалось, сперва сделал христианам. Он начал с запрещения «под каким бы то ни было предлогом составлять собрания на кладбищах» 299 . Потом он возбудил против них негодование в общественном мнении; средства, какие были употреблены при этом: просьбы, брошюры, беседы, объявления, школа – обнаруживают в Максимине, или его советниках, вполне «современное» уменье возбуждать умы толпы. Максимин объезжал свои области в течение последних месяцев 311-го года. В каждом городе, через который он следовал, являлись к нему депутаты, точно это было им заранее приказано 300 . Они просили его снова отменить христианскую религию, или, по крайней мере, запретить приверженцам этой веры продолжать жить в данной провинции или городе. Максимин соглашался на эти просьбы. На мраморе или бронзе вырезывали (а потом выставляли на площади) или просьбу, или определение о запрещении пребывания христиан – вместе с текстом императорского рескрипта, который был, вероятно, один для всех городов, в форме речи или циркулярного указа. Так дело было в Никомидии, Тире и «в большом числе городов» 301 . Недавно в развалинах Ариканды была найдена 302 , на мраморе, просьба «верного народа Ликийцев и Памфилийцев», вместе с несколькими строками императорского ответа, которые можно еще прочесть.В конце 311-го года были выставлены, по приказанию Максимина, в городах его областей объявления другого рода: это был протокол из ложных показаний, полученных военным начальником Дамаска, которые были направлены к обвинению нравов христиан. Давно забытые клеветы ожили таким образом, и снова начали возбуждать легковерие толпы 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Таким образом, теперь мы заключаем, что все природное души присутствует в ней самой в качестве ее сущностного и с ней растет, и преуспевает с того момента, как появляется она сама. Как говорит и наш Сенека: Присущи нам семена всех искусств и возрастов, и Бог-учитель незаметно производит дарования 299 , то есть, из семян врожденных и скрытых в младенчестве, к которым относится и интеллект. Ведь из них развиваются таланты. 2. Далее, и в семенах плодов имеется один образ каждого рода, развитие у них, однако, будет разным: одни растения поднимаются в полный рост, другие достигают еще лучшего результата, иные вырождаются: в зависимости от климата и состояния почвы, сообразно с уходом и заботой, в зависимости от времен года, в зависимости от обстоятельств и случайностей. Так и душа может быть однородной по семени, многообразной по росту. Здесь ведь и местность имеет значение. 3. Говорят, в Фивах рождаются вялые и глупые, в Афинах наиболее рассудительные и красноречивые, где в Колитте 300 мальчики меньше чем за месяц начинают говорить еще неразвившимся языком. Ведь и Платон утверждает в «Тимее», что Минерва, когда она возводила сей город, учла прежде всего то, что природа края обещает замечательные таланты. Поэтому и сам он в «Законах» Мегиллу и Клинию предписал заботиться о месте создания государства. Но Эмпедокл причину природного остроумия или тупоумия видит в качестве крови, совершенство и преуспеяние выводит из обучения и воспитания. Однако говорить о национальных особенностях стало уже обычным делом. Комедиографы насмехаются над боязливыми фригийцами; Саллюстий 301 порицает суетных мавров и диких далматийцев; лживых критян даже Апостол клеймит 302 . 4. Возможно, кое-что зависит и от телосложения, и от здоровья. Тучность препятствует рассудительности, худосочие благоприятствует, паралич истощает ум, чахотка сохраняет. Гораздо больше будут признаваться, помимо дородности и здоровья, те факторы, которые заостряют или притупляют ум. Заостряют науки, образование, искусства, практика, дела, профессии; притупляют незнание, праздность, бездействие, страсти, неопытность, безделье, пороки, а кроме этого некие начальствующие силы 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Наконец, мы имеем небольшое число формул, отмечающих все три необходимые для понятия истинного чуда элемента: психологический, онтологически-динамический и телеологический. Но и в этих формулах часто не всякий элемент определяется с должной полнотой. На три элемента в формуле определения понятия истинного чуда указывают, например, из русских богословов – Н.П.Рождественский 290 , из немецких – Геттингер 291 , Эрлих 292 , Шпринцль 293 ... На два элемента – психологический и онтологически-динамический в формулах определения понятия истинного чуда указывают, например, из русских авторов – прот.П.Я.Светлов 294 , С.Аскольдов 295 ; из немецких – Шотт 296 , Либерман 297 , Кестлин 298 , Дорнер 299 . Также на два элемента в формуле определения понятия истинного чуда, но только на онтологически-динамический и телеологический, указывают, например, из русских авторов – Г.М.Дьяченко 300 , архим.Августин 301 , И.Г.Пятницкий 302 , И.Николин 303 , М.Д.Муретов 304 , – из немецких – Хепенер 305 , Краусс 306 , Элер 307 . Согласно сказанному нами выше, психологический элемент в понятии истинного чуда должен быть ярко выражен, т.е. чудо должно быть явлением не только видимым, но и непременно поразительным; в приведенных же формулах на поразительность чуда указывают только проф.Рождественский и Шотт, остальные же ограничиваются указанием лишь того, что чудо совершается в видимой природе. Следовательно, психологический элемент в вышеуказанных формулах определения понятия истинного чуда отмечается не в той степени, как это нужно. Что же касается телеологического элемента в вышеизложенных формулах, то с достаточной полнотой он указывается в формулах проф.Рождественского, архимандрита Августина, Дьяченко, Пятницкого, Николина проф.Муретова. Геттингер говорит, что чудо есть доказательство владычества Божия над природой 308 . Но эта цель чуда есть только одна из частных целей, для достижения которых Бог творит чудеса. Следовательно, телеологический элемент в формуле Геттингера указывается не с достаточной полнотой. Не достаточно полно указывается телеологический элемент и в формуле Хепенера, ибо здесь за цель чуда признается слава Божия. Наконец, формула определения понятия истинного чуда, данная Крауссом, указывает на такую цель чуда, которой оно вовсе не имеет. По Крауссу, чудо имеет целью принудить человека к признанию Бога 309 , но, во-первых, указываемая им цель не может быть выведена из рассмотрения библейских повествований о чудесах; во-вторых же, в этом не может заключаться цель чуда еще и потому, что условием признания известного рода поразительного явления за чудо должна быть сердечная вера религиозного человека в бытие личного, живого Бога 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010