Исторический отдел философии материи у Халкидия заканчивается кратким изложением Платона (300 – 301). По Халкидию, Платон допускал два толкования. Одни толкователи – и среди них Нумений – полагали, что материя у Платона существует наряду с демиургом, но такая материя не есть просто ничто. Она тоже есть движение; а поскольку всякое движение возможно только благодаря душе, то эта первоначальная материя также имела и свою душу. Поэтому когда демиург и космический ум стали оформлять такую материю, то она из подвижного хаоса превратилась в благоустроенный космос. Такое толкование Платона Халкидию определенно не нравится (300). Но было и другое толкование Платона. Говорили, что Платон вовсе не утверждает самостоятельного существования материи наряду с демиургом. Материя существует не до вещей, но в самих же вещах, являясь общеизвестным элементом земли, воды, воздуха и огня. И бесформенное зло в таком случае существует не наряду с демиургом и божеством, но является только отрицанием добра внутри самого же космоса. Отношение Халкидия к этому второму пониманию Платона в данном тексте не очень ясное, но оно выясняется при обзоре общего рассуждения Халкидия о материи в целом. в) Третий отдел (302 – 320) рассуждения Халкидия о материи посвящен теории материи в систематическом виде. Здесь имеется прежде всего вводная часть (302 – 307). Халкидий устанавливает два способа рассуждения: один – от общего к частному, или, вообще говоря, силлогистический; и другой способ, от частного к общему, или, как он говорит, способ разделения, resolutio (302). Сам он собирается пользоваться способом " резолюции " и дает ему разъяснение (303). Почему у Халкидия употребляется такой странный латинский термин, не очень понятно. Даже исследователь учения Халкидия о материи Дж. К. М. Ван Винден дает довольно путаное разъяснение. Нам представляется здесь тот метод, который Аристотель приписывал еще Сократу, а именно такой индуктивный метод, который приводит к нахождению общих понятий. Другими словами, под этим " разделением " у Халкидия мы понимаем разделение частных вещей между собой в целях получения их предельных обобщенностей. Это наше понимание подтверждается тем, что Халкидий здесь же говорит о " композиционном " понимании творца (304), поскольку творец, как он думает, и есть не что иное, как предельно обобщенный синтез. Наконец, в этой вводной части своей теории Халкидий определяет понятие " принципа " , который, с его точки зрения, всегда есть нечто простое, бескачественное и вечное (305 – 306). Таким образом, во всей этой вводной части трактуются те категории, которые затем будут последовательно применяться к материи, и эта вводная часть как раз и кончается самым общим применением этих категорий к материи (307).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Бернольд (Констанцский), немецкий историограф и канонист (ум. в 1100 г.) 209 Бернхард I, герц, саксонский (973–1011) 341, 341 Бернхард III, герц, саксонский (1180–1212) IV, 309, 309 Бернхард, мгр. Саксонской северной марки (1009–1044) IXa, 328, 328–329 Бернхард, с. (вероятно, ошибочно вместо о.) предыдущего 328, 328 Бернхард, гр. плёцкауский (ум. в 1147 г.) 234, 234 Бернхард, гр. рацебургский (80–90-е гг. XII в.) 283, 283 Бернхард, предок германского имп. Лотаря III 328 Бернхард, еп. хальберштадтский (924–968) 42 Бернхард, еп. хильдесхаймский (1130–1153) 191 Берта, см. Евдокия (Берта) Берта, см. Ирина (Берта) Берта, первая ж. германского имп. Генриха IV (ум. в 1087 г.) II, 161 Берта, ж. тосканского мгр. Адальберта, д. лотарингского кор. Лотаря II (ум. в 925) I, 38 Берта, ж. лотарингского герц. Mamфeя I (ум. в 1179/95 г.) II Бертольд II, гр. дисенский (ум. после 1039/52 г.) III Бертольд, гр. церингенский (кон. XI в.) 190 Бесен (Безен?), прозвище (венгерское?) волынского кн. Ярослава Святополчича 365–366, 365 Бесприм, с. польского кн. Болеслава I, кн. польский (1032) IV, 66, 66, 97–99, 108 Бибиков М. В. 10, 23, 38–39, 240 Биллунги, династия саксонских герц. (X – нач. XII в.) 234, 272, 330 Бледа, б. гуннского предводителя Аттилы 222 Блонд Флавий, см. Бьондо Флавио Богданова Н. М. 101 Богуслав (Богислав) I, с. западнопоморского кн. Вартислава I, кн. западнопоморский (1155/6–1187) IV, 309,309 Бодон, диакон, перешедший в иудейство (IX в.) 18, 89 Бодуэн, см. Балдуин (Бодуэн) Бозон, еп. мерзебургский (968–970) 75 Болеслав I Храбрый, кн. польский (992–1025, кор. с 1025 г.) IV, V, 50, 52, 55–56, 58, 61, 62, 66–68, 68, 70–75, 70–76, 78–81, 78–80, 82, 83, 85, 85, 88, 90, 97–98, 97–99, 106–107, 106–107, 130–131, 130–131, 135, 167–172, 167–171, 176, 213, 213, 227–229, 228–229, 270, 271, 271, 279, 297–300, 297–300, 302, 329, 344, 344 Болеслав II, кн. польский (1058–1079, кор. с 1076 г., ум. ок. 1081 г.) IV, 111–112, 112, 120, 155, 169, 173–175, 173–175, 179, 214, 229, 229, 270, 301–302, 301–303, 339, 345, 358

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Файл : Храм во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России (Mockba).jpg Материал из Азбука паломники Храм во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России (Москва) История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1280 × 960 (303 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS R Автор Sergey Dzhevakhashvili Владелец авторского права Время экспозиции 1/5000 с (0,0002) Число диафрагмы f/4 Светочувствительность ISO 3200 Оригинальные дата и время 10:57, 10 ноября 2021 Фокусное расстояние 20 мм Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Capture One 20.0.4 Windows Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 10:57, 10 ноября 2021 Выдержка в APEX 12,287712 Диафрагма в APEX 4 Компенсация экспозиции Расстояние до объекта метров Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд оригинального времени 40 Доли секунд времени оцифровки 40 Разрешение по X в фокальной плоскости 4621,7329101562 Разрешение по Y в фокальной плоскости 4671,5327148438 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Версия блока GPS-uhфopмaцuu 0.0.3.2 Серийный номер камеры 058021002707 Использованный объектив Canon EF 16-35mm f/4L IS USM Версия IIM 4 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_во_и...

«Притворы святилища, – продолжает талмуд, – оглашались четырьмя криками: удалитесь отсюда, сыновья Илия 300 , вы оскверняете храм Вечного; удались отсюда Иссахар Кефр Баркай, который думает только о себе самом и оскверняет священные жертвы» 301 . Затем с горькой иронией раздается крик: «Открой свои врата, о храм, и впусти Измаила-бен-Фаби, ученика Финееса 302 , чтобы он совершил первосвященнические обряды!». И, наконец, раздается четвертый голос: «Откройтесь настежь врата, и впустите Иоханана, сына Небедая, ученика чревоугодников и сластолюбцев, чтобы он пожрал жертвы»! 303 . Что этот последний, следуя примеру своих римских властелинов, получил такое название, станет неудивительным, если верить сообщению талмуда, что он отделял для своей кухни по триста телят, столько же бочек вина и сорок клеток голубей 304 . Роскошь и гордость некоторых из этих самозваных первосвященников были поистине изумительны. Об Измаиле-бен-Фаби рассказывают, что его мать сделала для него одежду, которая стоила 100 мин, то есть около 5000 рублей. Мать Елеезера-бен-Гарсома сделала для своего сына подобную же одежду, если можно верить этому, стоимостью в 20000 мин, т, е. около 1000000 рублей, – но одежда эта была так тонка, что другие священники не позволили ему носить ее, потому что он вследствие прозрачности материи казался в ней как будто нагим. Тут, конечно, нельзя не видеть преувеличения, так как вообще сказочное богатство этого миллионера-священника служит любимой темой раввинской фантазии. Но такое преувеличение во всяком случае имело свое достаточное основание в действительности. Первосвященство вообще снизошло в это время до последней степени испорченности. «К какому времени, – спрашивает раввин Иоханан, – относятся слова: страх Господень прибавляет дней?» – «Ко времени первого храма, который стоял около 410 лет и имел только 18 первосвященников от первого до последнего.» – «А к какому времени относятся слова: лета же нечестивых сократятся?» – «Ко времени второго храма, который стоял 420 лет и имел более 300 первосвященников, потому что если отнести 85 лет к 5 исключительным первосвященникам, то для всех остальных первосвященников останется не более, как по одному году на каждого» 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

288 Характерно заявление одного отставного полковника: «В 1828 и 1854 гг. я сражался за своих братьев с турками и был два раза ранен под Варной и Силистрией, почему и оставил службу; теперь же, при старческих летах, готов идти на безбожного врага, и если восстание еще продлится, то продам последнее, чтобы уехать в Герцеговину драться с турками». Летопись. Из герцеговинской летописи//ЦВ. 1875. 39, окт. С.19. 291 Из Выборга (отправка добровольцев и напутственная речь пастыря)//ЦВ. 1876. 36, сент. С.5. См. также: Молебствие в Измайловском Троицком соборе и проводы отъезжающих в Сербию русских//ЦВ. 1876. 30, июль. С.11–12. 297 Отправка 2-го врачебного отряда в Сербию и речь священника//ЦВ. 1876. 31, авг. С.12. «В половине сентября 1876 г. число русских, приехавших в Сербию, дошло до четырех с половиной тысяч, из них 650 офицеров... Число врачебного персонала и сестер милосердия превысило 300 человек» (Яковлев Н. Н. Русское добровольческое движение на Балканы в 1876 г.//Ученые записки. Вып. 15. Куйбышев, 1955. С.196). 299 См.: Летопись. Из герцеговинской летописи//ЦВ. 1875. 39, окт. С.19. Летопись всероссийских пожертвований//ЦВ. 1876. 35, сент. С.17. 300 См.: Панихида по Н. А. Кирееве//ЦВ. 1876. 28, июль. С. 10. Летопись всероссийских пожертвований//ЦВ. 1876. 33, авг. С.16. 303 Теплов В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. Историческое исследование. СПб., 1889. С.160. 304 См.: Державина Н. С. Сборник статей и исследований в области славянской фи-лологии. М.; Л., 1941. С.97. Высоко оценивая деятельность преподобного Паисия, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Болгарии Вълко Червенков писал: «Во мраке политического и духовного рабства нашего народа... он бросил первую искру национального самосознания. От этой искры впоследствии разгорелось пламя национально-освободительной борьбы болгар» (Червенков В. Понемчените юроди нас и Паисий. «Говори радиостанция Христо Ботев». Т. 1. София, 1950. С.133). Выдающийся болгарский писатель-поэт Иван Вазов (1850–1921) посвятил раскрытию образа преподобного Паисия специальную поэму «Паисий», в которой показал преподобного как будителя и большого патриота, отдавшего всю свою жизнь великой идее пробуждения национального сознания. Обобщая его деятельность, поэт пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

246 Стратон из Лампсака – философ III в. до Р. X., глава перипатетической школы, прозванный Физиком. 249 Герофил – знаменитый греческий врач из Халкидона, родился ок. 300 г. до Р. X. Жил в Александрии при первых Птолемеях. Занимался препарацией трупов и вивисекцией приговоренных к смерти преступников. Исследовал деятельность мозга и нервной системы. Создал учение о пульсе. 250 Эрасистрат – греческий врач, родился ок. 300 г. до Р. X. на Кеосе. Занимался анатомией и физиологией. Изучал деятельность мозга, нервную систему, работу сердца. В своих исследованиях ориентировался на атомистическое учение Демокрита и теорию Стратона. 251 Диокл – греческий врач IV в. до Р. X. с Евбеи, последователь Гиппократа; занимался анатомией. 259 Мосхион – известный врач, противник Сорана. Описал признаки предстоящего выкидыша, дал указания относительно ухода за новорожденными. Мосхиону принадлежит сочинение «О женских болезнях». 267 См.: 1Тим.3:1 : «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает». В трактате «О крещении» (17, 2) Тертуллиан , однако, пишет о том, что, хотя крестить могут все, миряне должны быть скромными и не присваивать обязанности епископа, ибо «стремление к епископству есть мать расколов (episcopatus aemulatio scismatum mater est)». 273 Философы, принадлежавшие к так называемой Средней Академии (270–150 гг. до Р. X.), оспаривали принцип познаваемости действительности с позиций скептицизма. 275 Орест в одноименной трагедии Еврипида (ст. 255–256), обращаясь к сестре Электре, называет ее матерью. Пример безумного Ореста использовался в «Алкивиаде II» (143d). Гораций в «Сатирах» говорит о том, что Орест называл сестру фурией (II 3, 137–141). Ср.: Овидий. Скорбные элегии, V 6, 25–28. Ювенал сравнивает Ореста с Нероном (Сатиры, III 8, 215–221). У Овидия в качестве примеров безумцев упомянуты Аякс и Орест (Любовные элегии, 17,7–10). Ср.: Ювенал. Сатиры, V 14, 284–287. Вергилий сравнивает обезумевшую Дидону то с Пенфеем, то с Орестом (Энеида, IV 464–473). 278 См.: Еврипид. Вакханки, 1109–1145. Ср.: Овидий. Метаморфозы, III 721–731; Гораций. Сатиры, II 3, 303–304. Плутарх в сочинении «О суеверии», 5 утверждает, что Афамант и Агава, принявшие своих детей за зверей, были еще более несчастны, чем не видевший своих детей Тиресий.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

V. Краткая история нарушений церковного устава в английской церкви (так называемого ритуалистического движения). – Почему неоднократные усилия добиться повиновения церковному уставу до сих пор не имели успеха? В отчете комиссии, конечно, не может быть места для истории возникновения и развития и для описания характера оксфордского движения. Однако, на основании обстоятельного доклада 2992 , представленного архиеп. кэнтбурийским, который, благодаря положению, имеет возможность доступа к важным, неопубликованным доселе историческим документам и может знать, «где их искать», комиссия считает нужным – для выяснения своего взгляда на историю возникновения обычаев, несовместных с уставом английской церкви – дать краткую историю ритуалистического движения (глава IX-aя, 300–353), подразделяя ее для удобства исследования на три периода: 1) с 1840 по 1866 г.; 2) с 1866 по 1892» г., и 3) с 1892 до настоящего времени. Отчет 2993 ста- —156— вить оксфордское движение в историческую последовательность с теми нарушениями богослужебного строя в XVI и XVII в., о которых говорится в докладе еп. Глостерского (см. выше прим. на стр. 18). Отчет вполне справедливо считает это движение частью «католического возрождения». Под влиянием отчасти исторических романов Вальтера Скотта в англичанах пробудилась любовь к старине. Собственно, «трактарианское движение» вышло из понятия о. церкви как телесном организме, связанном абсолютным единством, хотя и разделяемому в глазах людей на национальные секции. От этого понятия сделан был переход к идее исторической непрерывности церковного общества и церковной практики. Трактарианцы не устраняли реформации, а только старались доказать, что реформы XVI в. не порвали с прошлым. – Ритуализм есть новая фаза трактарианства. Трактарианцы не могли сочувствовать крайностям ритуализма, как видно на примере д-ра Пьюзи. 2994 (300–303). В начале первого (1840–1866) периода ритуализм был почти еще неизвестен. Но в 1850–1851 гг. произошли события, который обратили на него всеобщее внимание «большой публики». Таковыми были: службы в церкви St. Barnabas, Pimlico, подавшие повод к уличным беспорядкам; пастырское послание кардинала Вайзмана «from the Flaminian Gate (о возрождении католицизма в Англии) и письмо Лорда Джона Расселя (Russel) к еп. дарамскому (Durham) о «недостойных сынах английской церкви». Надо, однако, заметить, что в то время новаторы еще не обвинялись в беззаконии, а только в стремлении к излишне-точному выполнению предписаний рубрики, столько лет пребывавшей в забвении и невыполнявшейся. Поэтому-то их называли «ultrarubricians». Но скоро спорные вопросы богослужебной практики сделались предметами судебных разбирательств. К первому периоду принадлежит дело Westerton v. Liddell (1854–7), в котором по апелляции в судебный комитет Тайного совета были перерешены постановления епархиального и провинциального судов. В приговоре комитета по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Файл : Святой источник великомученика Пантелеймона Целителя (д. Kaлoжuцы).jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 534 (303 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D60 Автор Picasa Время экспозиции 1/800 с (0,00125) Число диафрагмы f/14 Светочувствительность ISO 800 Оригинальные дата и время 10:15, 1 июня 2013 Фокусное расстояние 28 мм Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Ver.1.01 Дата и время изменения файла 22:57, 2 июня 2013 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 10:15, 1 июня 2013 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,8 APEX (f/3,73) Режим замера экспозиции Точечный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд времени изменения файла 20 Доли секунд оригинального времени 20 Доли секунд времени оцифровки 20 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 42 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Небольшое увеличение Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Номер изображения (ID) 53c63d1f43c0700fbc355f48295b180f Версия IIM 4 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Святой_ис...

Ранее заведующий подворьем о. Леонид подыскал сотрудницу для церковно-приходской школы. «Для будущей школы я нашел попечительницу, – сообщал он в 1913 г. – Это член нашего Комитета Мария Николаевна Малкова. Она обязалась платить на содержание школы ежегодно по 500 рублей. Думаю, что при казенном учителе этих денег будет достаточно» 297 . А 3 июля 1914 г. М. Н. Малкова была утверждена в должности попечительницы школы при подворье Пекинской Духовной Миссии в С. –Петербурге 298 . Приступив к своим обязанностям, Мария Николаевна приложила много сил для развития религиозно-просветительной работы; «в сентябре (1914 г. – Авт.) при подворье была открыта церковно-приходская школа для приходящих учеников при деятельном участии и материальных жертвах г-жи Малковой, состоящей попечительницей школы» 299 , – сообщалось в «Отчете о состоянии Пекинской Духовной Миссии за 1914 год.» Примечательно, что осенью 1914 г. деятельность «Общества трезвости», состоящего при подворье, почти прекратилась. Причина этого была самая тривиальная: в связи с началом войны был введен «сухой закон» и последовало запрещение продажи спиртных напитков 300 . А ведь еще в начале 1914 г. Общество, насчитывавшее уже более 30 тысяч человек, проводило регулярные собрания своих членов. «По заведенному с самого начала основания подворья обычаю каждодневно за богослужением утром и вечером бывают произносимы поучения и происходит запись желающих дать обеты трезвости» 301 , – сообщалось в январском выпуске «Китайского благовестника» за 1914 г. С завершением работ по строительству каменного храма перед сотрудниками подворья встали новые задачи. «Теперь недалеко то время, когда подворье, покрыв свои долги, будет в состоянии посылать свою лепту и на дело проповеди в Китае» 302 , – напоминал «Китайский благовестник» об одной из главных целей учреждения подворья. В год празднования 300-летия Дома Романовых среди членов Пекинской Духовной Миссии возник проект: воздвигнуть в Пекине величественный собор в память юбилея. Этот церковный памятник мог бы не только наглядно свидетельствовать о тогдашнем русском присутствии в Китае, но и стать центром миссионерской деятельности. Сотрудники петроградского подворья живо откликнулись на это, и вскоре на страницах Китайского благовестника появилось объявление: «Лиц, желающих внести свою лепту на построение собора (в Пекине. – Авт.), благоволят посылать пожертвования по следующему адресу: С. –Петербург, Воронежская ул., ПО, Подворье Пекинской Духовной Миссии; для Духовной Миссии в Пекине» 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Все сказанное нами обрисовывает естественное состояние ума, как он действует в естественном человеке, человеке Божием. «Умное дело не подчиняться помыслу того, кто тайно наговаривает на ближнего» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.312). Ум в своем естественном состоянии отвергает помыслы, происходящие от диавола, равно как и вообще всякий помысел, противный любви. Кроме того, он становится совершенным, обогащаясь ведением Бога. «Совершенен ум тот, который преисполнен ведения» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.300). Ведение это есть ведение Бога и творений, которое осуществляется неведомым образом. «Совершенный ум есть тот, который, истинною верою недоведомо познав Недоведомого, обозрел все вообще Его творения» (Св. Максим Исповедник . Добр. Т.3. С.212.. Болезнь ума В падении ум потускнел, помрачился, сделался больным. Он утратил свое совершенство. То же самое происходит всякий раз, когда человек совершает грех. Первая брань диавола бывает против ума. Бесы стремятся поработить его, чтобы человек в конце концов склонился ко греху. Преподобный Максим учит, что бесы, цепляясь за присутствующие в душе страсти, возбуждают страстные помыслы, с помощью которых сражаются с умом и вынуждают его к соизволению на грех . Происходит великая брань, цель которой – пленение ума и привлечение его к страстному помыслу. Когда ум побежден, они «вводят его в грех мысленный, а по совершении сего как пленника ведут его на самое дело греха». Однако зло не ограничивается этим. Опустошив сердце страстными помыслами, бесы уступают, но, несмотря на это, в душе остается идол греха. Преподобный Максим, ссылаясь на слово Господа: «Итак, когда увидите мерзость запустения... стоящую на святом месте» ( Мф.24:15 ), говорит, «что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного» (Добр. Т.3. С.183). Такова немощь ума, который не только попадает в плен, но и заболевает, поскольку в нем остается греховный идол – незаживающая рана и причина нового греха. Мы говорим, что в этом состоянии ум пленен диаволом и страстями. «Ум, одержимый страстьми, замышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.303). Во всем, что говорит или делает человек, обнаруживается немощь или здоровье его ума. Поэтому люди, обладающие даром рассуждения, определяют состояние ума каждого человека по его внешним движениям и словам. «Склонность ума к чувственному делает его рабом телесных страстей» (там же, с.300). В этом случае ум, вместо того чтобы обращаться к Богу и соединяться с ним, обращается и соединяется с чувственными вещами, почему и становится рабом. В этом рабстве и пленении и заключается немощь ума, которая, естественно, доводит его до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010