ред. А.И. Плюснин Заключение Такова жизнь и слава святителя Николая. И сколько нужно еще и времени, и сил, чтобы собрать все, что православным известно о великом Чудотворце, чтобы упомянуть о всех святынях его имени и рассказать о всех чудесах святителя Николая, явленных народу русскому и всему православному миру?.. Будем надеяться, что все, здесь недостающее, и все неудовлетворительное – все восполнит и все усовершенствует, в свою очередь, будущее время – новыми силами и новыми средствами. Приложение 1. Бари Сегодняшний Бари – небольшой город-порт в Италии. Даже в наше время, когда суета и дух мира сего с особенной силой захватывают сознание людей, горожане продолжают чтить память святителя Николая. День города празднуется 9 мая, устраивается пышный карнавал, наподобие средневековых. Местные жители заняты в сфере транспорта, туризма (в Бари находится один из главных портов Италии и крупный аэропорт) и торговли (ежегодно здесь проходят ярмарки и выставки). Бари является столицей региона Пулия, в котором развито сельское хозяйство и рыболовство, производится оливковое масло и вино. В целом, Бари – типичный итальянский город, тихий, солнечный, пахнущий морем. В обычные дни туристов тут немного. Большая часть – паломники из России. С особой радостью русские богомольцы входят в русский храм-подворье святителя Николая в Бари. Каждый четверг клириками подворья служится православная литургия у мощей Чудотворца, а во все дни, кроме четверга и воскресенья – молебны и панихиды. Настоятель католической базилики свт. Николая, о. Джованни Матера, питает самые теплые чувства к Русской Православной Церкви. Именно с его разрешения часть мира от святых мощей великого угодника Божия передается русскому подворью для последующего распространения в России. Читатели наверняка видели небольшие подарочные наборы «Барградское приношение», включающие в себя бумажную копию чудотворной иконы святителя, находящейся на подворье, и два пузырька – с миром от мощей и освященным маслом с добавлением елея из лампады святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРИ [итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая , архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82). История Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги , соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Аннотация В статье рассматривается история эпитета «Чудотворец» применительно к личности свт. Николая Мирликийского. Исследование всех упоминаний в греческой христианской литературе приводит к выводам об особом распространении этого эпитета во втором тысячелетии. История эпитета в первом тысячелетии характеризуется тем, что чудотворцем с IV в. христианские авторы именовали Христа Спасителя, а затем, и по аналогии с Ним, – избранных святых. Античный термин «чудосовершение» (θαυματοποα) уступил более сильному по выразительности термину «чудотворение» (θαυ­ματουργα) в период христианской традиции. В конце статьи приводится вывод о том, что христоподражательные черты в литературном образе свт. Николая, раскрытом в поздневизантийской литературе, не случайны. Ключевые слова: богословие, христология, византийская литература, свт. Николай Мирликийский, чудо, чудотворец, святые отцы, многоименность, исцеление. Operator miraculorum unus solus est Deus, a Quo descendit omnis operacio mirabilis. Rogerus Baco 1 Эпитет свт. Николая θαυματουργς в византийской литературной традиции Свт. Николай – великий святой христианского Востока. В результате промыслительного действия Божия его мощи были перенесены в Бари (9 мая 1087 г.) 2 , один из важнейших центров эллинизма на христианском Западе. Это произошло вскоре после печального разрыва Рима с Константинополем, определившего дальнейшие траектории развития христианской цивилизации. В статье мы сосредоточимся на истории эпитета «Чудотворец», с которым свт. Николай стал широко известным в византийской литературе второго тысячелетия. В плюралистическом и многомерном современном мире, часто пытающемся в своём «рациональном» псевдоправдоискательстве отказаться от чуда и «принципа существования чуда» (как видно из известной сентенции Д. Юма 3 ), но снова возвращающемся к нему, хотя бы через так называемую научную проблему «асимметрии времени» 4 , раскрытие образа свт. Николая как великого Чудотворца представляется важной и благотворной задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Град Барский радуется и вся вселенная ликовствует… Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения)    Русская церковь    Праздничная всенощная    Базилика Сан Никола    Божественная литургия на      гробнице свт. Николая     Улица у храма     свт. Спиридона    Божественная литургия    Фреска в жертвеннике    Мощи свт. Спиридона    Мощи св. царицы Феодоры   Пелена с изображением чуда ©Православие.Ru 2004 В мае делегация Русской Православной Церкви совершила паломничество в город Бари к мощам святителя и чудотворца Николая, а также на остров Корфу. В паломническую группу, которую возглавляли архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий и епископ Липецкий и Задонский Никон, входило более ста тридцати человек: духовенство Саранской и Липецкой епархий, насельники московского Сретенского мужского монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, учащиеся Московских Духовных школ, Сретенской духовной семинарии, монахини Малоярославецкого Никольского монастыря вместе с воспитанницами монастырского приюта. Едва Ту-154, оторвавшись от взлетной полосы аэропорта Домодедово, набрал высоту, архиепископ Варсонофий из кабины пилота по громкой связи начал читать акафист святителю Николаю. Иллюминаторы самолета заполнила яркая голубизна неба, в котором медленно проплывали ослепительно белые облака. Где-то далеко внизу виднелась земля, похожая сверху на лоскутное одеяло, состоящее из прямоугольников полей, пересекаемых нитками рек и шоссе. «Пролетаем над Киевом» сообщила стюардесса, и паломники приникли к иллюминаторам. Под нами – скопление едва различимых глазом серых квадратиков-крыш, среди которых на мгновение сверкнула на солнце золотая искра – может быть, главка колокольни Свято-Успенской Киево-Печерской лавры? Для Бога наши земные границы – условны, и в небе Украины, также, как только что в небе России, с особой силой звучали строки акафиста святителю Николаю: «Имеяше воистину, отче Николае, с Небесе песнь тебе воспеваема быти, а не от земли…» Через два с половиной часа самолет совершает посадку в аэропорту Бари. Конечно, здесь уже не раз видели паломников из России, но одновременное появление такого количества духовенства в рясах с православными наперсными крестами невольно привлекает внимание окружающих. Прохожие при виде их останавливаются и затем долго смотрят вслед.

http://pravoslavie.ru/1723.html

Православный отпуск Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения)       Метеоры       Побережье у г. Бари       Гробница свт. Николая       Храм свт. Николая в Ницце       Храм свт. Рафаила       Раскопки в Арле       Собор в Сантьяго де           Компостела Сезон отпусков – в самом разгаре. Выбирая место отдыха, мы принимаем во внимание самые разные обстоятельства: цены, климат, уровень сервиса. Разумеется, люди православные помимо всего прочего стараются провести свой отпуск с пользой для души. Уличная реклама пестрит в наших глазах заманчивыми приморскими пейзажами по фантастически низким ценам, объявления паломнических служб у входа в храм сулят благочестивое времяпровождение: молебен у чудотворной иконы, постный стол, беседы с батюшкой. Кому же отдать предпочтение?   ПАЛОМНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ИЛИ СВЕТСКАЯ ФИРМА? И обычные светские, и специализирующиеся на православных паломничествах туристические агентства имеют свои плюсы и минусы. Уникальное предложение, которое вы можете найти только в православных паломнических службах – это автобусные туры по святым местам, когда за неделю вы посещаете, к примеру, всю Грецию. Другим способом такую поездку осуществить просто не удастся. Конечно, если вы молоды и полны решимости, можно попробовать проехать по такому же маршруту автостопом, но при этом вы рискуете не уложиться в сроки своего отпуска. Светские турфирмы предлагают культурно-исторические программы, и потому в не представляющий архитектурной ценности  храм, где покоятся мощи святого угодника, никто вас не повезет. Если же вы попробуете в одиночку или небольшой компанией посещать каждый день новые святые места, пользуясь обычным транспортом (поездами, междугородними автобусами), то это будет стоить в несколько раз дороже, чем организованный автобусный тур по тем же городам. Если вы мечтаете за неделю побывать в Метеорах, на Афоне и на острове Корфу, лучший вариант – это паломническая автобусная поездка, а лучшее время для нее – не пик средиземноморской жары, а октябрь-апрель. Впрочем, если вы хотели бы посетить ту же горную Грецию, зимние месяцы тоже отпадают – в это время там леденеют дороги, и ездить по ним становится опасно.

http://pravoslavie.ru/159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Поспелов Василий Иванович; 1818, с. Кадное Ефремовского у. Тульской губ.- 16.01.1896, г. Кириллов Новгородской губ.), прп. (пам. 22 сент.- в Соборе Тульских святых), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Род. в многодетной семье приходского свящ. Иоанна Михайловича Поспелова. Один из братьев И.- еп. Муромский, викарий Владимирской епархии, Андрей (Поспелов). В 1834-1838 гг. В. Поспелов учился в Тульской ДС. Поскольку семья жила бедно, семинарист не имел денег на книги и переписывал от руки все учебные курсы, на каникулы в родное село обыкновенно отправлялся пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 г. поступил в МДА. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский) , иером. Филофей (Успенский) , иером. Платон (Фивейский) , протоиереи Ф. А. Голубинский и А. В. Горский . В МДА Поспелов увлекся рус. историей, получил необходимые навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апр. 1842 г. И. был пострижен в монашество Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) , 12 апр. рукоположен во диакона, 29 июня того же года - во иерея. По окончании академии с 1842 г. преподавал в Орловской ДС библейскую историю, с 1845 г. был инспектором Харьковской ДС. За труды на «учебно-воспитательном поприще» И. был награжден набедренником (17 дек. 1843), палицей (6 янв. 1846), наперсным золотым крестом (22 мая 1847) и денежной премией от Святейшего Синода; «за ревностную проповедь Евангелия» И. была объявлена признательность архиеп. Херсонского свт. Иннокентия (Борисова) . 30 июля 1849 г. И. был возведен в сан архимандрита и в 1850 г. назначен благочинным мон-рей Харьковской епархии. Архиеп. Филарет (Гумилевский) рекомендовал И. как «человека строго монашеской жизни, очень исправного и благонадежного»; в 1852 г. И. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Риме; накануне отъезда он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение монашеской одежды в Риме. Он не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало поданное И. прошение об увольнении. Перед возвращением в Россию посетил Бари, поклонился мощам свт. Николая Чудотворца. Эту поездку И. описал в отдельной книге. За «отлично-усердную службу» в Риме был награжден орденом св. Анны 2-й степени (20 авг. 1855).

http://pravenc.ru/text/200185.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господне кино» в Николин День «Годеновский день» в Никольском храме 20.12.2023 175 Время на чтение 6 минут Фото: предоставлено автором В престольный праздник Святителя Николая Чудотворца архиепископа Мир Ликийских 19 декабря в храме свт. Николая в Новой Слободе настоятель храма, глава синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий возглавил Божественную Литургию. После этого состоялось подведение итогов Общероссийского миссионерского Крестного хода с копией Годеновского Креста и награждения его активных участников. Не обошлось и без сюрпризов... Ставшая уже знаменитой и «намоленной» копия Годеновского Креста, на которой ступни Спасителя стерты до дерева поцелуями тысяч богомольцев, сегодня встречает входящих в храм с шумной Долгоруковской улицы столицы. С молебна в этом храме 30 августа начинался невиданный доселе миссионерский проект – Крестный ход с полноразмерной копией Годеновского Креста, «перекрестивший» своим маршрутом русскую землю – от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Владивостока. Крестный ход, как мы помним, был посвящен 600-летию чудесного явления с неба «от греческой стороны» Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте близ Годеново 11 июня 1423 года. А «представил» эту святыню местным пастухам никто иной, как Святитель Николай. Так что подведение итогов уникального «годеновского» Крестного хода на исходе юбилейного года и конкретно – в праздник «Николы зимнего» было логично и более того – благодатно. Нынешняя Литургия в Никольском пределе, освященном 22 мая этого года в день перенесения мощей Николая чудотворца из Мир Ликийских в Бари малым освящением, была по-архиерейски торжественной и по-престольному праздничной. Радостное настроение «возгоняло» то, что среди молящихся мелькали «знакомые все лица»: в храме встретились многие из тех, кто непосредственно участвовал в Крестном ходе, занимался его организацией и освещением в СМИ. А по завершении службы состоялась торжественная процедура, ради которой владыка Евфимий и созвал сюда «крестоходцев». В своем пастырском слове он отметил, что больше всего храмов на Руси испокон века посвящалось Святителю Николаю – к этому великому греческому святому у русских всегда было особое отношение. Видимо поэтому именно он и сопровождал чудесное явление византийского Креста в ростовском княжестве в XV веке.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/go...

Нью-Йорк. Собор Николая Чудотворца. Свято-Николаевский собор Карта и ближайшие объекты Свято-Николаевский Кафедральный Собор, расположенный на 15 East 97 Street, Манхэттан, Нью-Йорк, является главным храмом Русской Православной Церкви на американском континенте. Построен с благословения Святейшего Патриарха Тихона, тогда - архиепископа Североамериканского и Алеутского. В 1894 году начался сбор средств на постройку храма, но только через пять лет набралась сумма, достаточная для покупки участка земли в центре Нью-Йорка. В этой ситуации священноначалие, духовенство и миряне Русской Православной Церкви в Америке обратились к Императору Николаю Второму с прошением разрешить всероссийский сбор средств, каковое и было получено в ноябре того же 1899 года и совершено по благословению святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского. В соответствующем Высочайшем Указе Император написал: «Дело сие - великой государственной важности». На следующий год, в праздник перенесения мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари, был заложен первый камень. Строительные работы проводились в 1901-1902 гг. по планам архитектора Джона Бергенсона. Строительство должно было быть завершено за один год, однако необычно холодная зима задержала работы. И когда весной следующего года архиепископ Тихон вновь приехал в Нью-Йорк, центральный купол собора еще не был воздвигнут. Но в одном из боковых куполов уже был установлен 70-типудовый колокол. 20 июля 1902 года в подвальном помещении новой церкви была отслужена первая служба. Архитектурный стиль Свято-Николаевского храма - свободная вариация московского барокко. Протопресвитер священномученик Александр Хотовицкий - первый настоятель собора, а позднее настоятель Храма Христа Спасителя и один из первых мучеников большевистской революции, так описывал внешний вид собора: «Гранитные ступени ведут ко входу, украшенному каменными главами ангелов. Войдя в тяжелые дубовые двери и пройдя через вестибюль, мы оказываемся в церкви. Первое впечатление от интерьера - удивительная воздушность и легкость... Алтарь - полукруглый, с двумя ризницами и двумя амвонами... Днем церковь хорошо освящается мягким разноцветным светом от витражей окон, находящихся в центральном куполе и боковых стенах здания».

http://sobory.ru/article/?object=19008

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРИПТА [Лат. crypta; греч. κρπρη, krypt - скрытый, укромный], сводчатое помещение, устроенное ниже основного уровня храма, часто целиком подземное. Один из самых характерных для архитектуры европ. церквей романского периода элементов, может заключать в себе почитаемую гробницу или быть вместилищем иных, в т. ч. вторичных, реликвий; как правило, К. также служила местом для захоронений. При создании программных базилик: ап. Петра в Ватикане (ок. 320-330), ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела (IX в.), свт. Николая Чудотворца в Бари (1087-1105) расположение и форма их К. определены местом почитаемых останков. Базилика ап. Петра времени равноап. имп. Константина поставлена так, что ее апсида охватила предполагаемую могилу ап. Петра, которую верующие могли видеть сквозь решетчатое окно-фенестреллу. Алтарь базилики Сант-Амброджо в Милане (IV, XI-XII вв.) стоит точно над мощами мучеников Гервасия и Протасия, рядом с к-рыми был погребен свт. Амвросий, еп. Медиоланский. Мавзолей мч. Анастасия в Салоне (IV в.) был 2-этажным, тело мученика погребено под апсидой, захоронения ктиторов - в остальной части К. Местоположение первоначальной К. сохраняли при расширении или перестройке здания. С ростом почитания мощей и включения их в литургию главная функция (хранить мощи, обеспечивая доступ к ним паломников) ранней К. (до XI в.) распространилась на др. части церкви, а К. стали использовать как придельные храмы, часовни и кладбища. При этом их размеры постоянно увеличивались, иногда К. занимали все пространство под вост. частью церкви (К. собора в Кентербери) и даже выходили за его пределы. Известно неск. типов К.: простой, или конфессио (confessio - палатка-реликварий), кольцевой, внешний, приподнятый и др. Простые раннехрист. К. IV-VI вв. хорошо изучены в Сев. Африке, в т. ч. в алжирской Джемиле. Базилика в Эш-Шелиффе (Шлефе) (Алжир, основана в 324) имела маленькую К. под апсидой; в церкви 434-439 гг. в пригороде Алжира Айн-Бениан подобная К. соединена с могилой мученика окном-фенестреллой. В кон. VI в. описания К. в Галлии встречаются у еп. Турского Григория. Сохранилась К. ц. Сент-Этьен в Деоле (деп. Эндр, Франция), состоящая из 2 помещений, так же как ранние К. англ. церквей, построенные Вильфридом, еп. Йоркским, в Рипоне (графство Норт-Йоркшир) и Хексеме (графство Нортамберленд) в кон. VII - нач. VIII в. В землях франков К. появились ок. сер. VIII в. в ходе романизации, а в Зап. Европе в целом распространились в эпоху имп. Карла Великого (известные примеры - К. соборов в Дижоне и Турне, Бургундия).

http://pravenc.ru/text/2459067.html

Греческая часовня свт. Николая на православном участке венецианского кладбища Сан-Микеле ЖМП 7 июль 2011 /  12 июля 2011 г. Неизвестное православие в Италии Вышла в свет новая книга кандидата исторических наук Михаила Талалая «Русская церковная жизнь и храмоздательство в Италии». Тема русского православия в Италии, являющаяся актуальнейшей в наши дни, имеет свои глубокие корни. Понимаемый ли в контексте общеправославного присутствия и свидетельства или культурно и цивилизационно очерченный в границах русского мира, этот феномен в наши дни есть факт итальянской и общеевропейской действительности. Сегодня вместе с христианами иных исповеданий народам Европы предстоит вспомнить о своих общих корнях, если они не хотят окончательно сползти в болото духовной обезлички или стать новым материалом для проповеди миссионеров старых или новых религиозных течений. Важно не забывать, что христиане Востока и Запада, живущие сейчас в пространстве объединенной (если не всегда политически, то культурно) Европы, встретились не вчера, в ХХ веке, в эпоху мировых катаклизмов, нового переселения народов и информационной революции, что контакты между двумя частями христианства не замерли в 1054 году после великого раскола. Православие непрерывно жило и живет в Италии, в мировом центре католичества. Живое свидетельство этому — общины, Церкви, епархии греков, румын, сербов... Русское православие в Италии имеет свою особую историю. О ней — монография Михаила Талалая, историка, краеведа, архивиста, многие годы посвятившего исследованию русского культурного и религиозного присутствия на Апеннинах. Книга состоит из двух равных частей: собственно исследования и комментированных приложений — дневников и писем деятелей русского зарубежья. Первая часть (краткое вступление, девять глав, заключение) повествует об истории возникновения храмов и приходов в Риме, Флоренции, областях Юга и Севера полуострова. Отдельная глава посвящена храму и подворью Святителя Николая в Бари. Страницы, озаглавленные «Эмигрантские инициативы», доносят малоизвестные подробности церковной жизни русских изгнанников. Наконец, раздел «В современной Италии» является настоящим путеводителем по вчерашнему и сегодняшнему дням общин русской традиции.

http://e-vestnik.ru/world/neizvestnoe_pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010