Как сообщил во вступительном слове митрополит Иларион, аналогичное издание на итальянском языке вышло ранее в Италии и было представлено в базилике святителя Николая в Бари 19 декабря 2018 года. Характеризуя издание, председатель ОВЦС отметил, что оно отражает основные этапы принесения мощей в Россию: «Помимо множества фотографий, в нее вошли наиболее важные тексты, раскрывающие духовное и историческое значение совершившегося в 2017 году события. Особое место среди них занимают слова и обращения Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные в Москве и Санкт-Петербурге за богослужениями и на встречах по случаю принесения мощей святителя Николая». Митрополит Иларион назвал перенесение мощей свт. Николая из Бари в Россию «одним из самых значительных церковных событий последних лет» и напомнил, что оно стало возможным благодаря Гаванской встрече Папы Римского Франциска и Патриарха Кирилла в феврале 2016 года. За время пребывания ковчега с мощами святителя Николая в России к ним смогло приложиться огромное число верующих: только по официальным данным, в Москве и Санкт-Петербурге им смогли поклониться 2 миллиона 392 тыс. человек не только из российских регионов, но и из Украины, Белоруссии, Молдавии, других стран. Но митрополит полагает, что желающих приложиться к святыне было гораздо больше. Он назвал также число волонтеров, которые были включены в помощь паломникам, – примерно 14 тысяч. Такие масштабы позволяют сказать, что принесение мощей святителя Николая стало «первым в истории двусторонних отношений между Римско-Католической Церковью и Московским патриархатом событием, о котором знали и в которое были вовлечены самые разные слои нашего общества». Глава ОВЦС привел слова Патриарха Кирилла, который сказал, что «принесение мощей святителя Николая содействовало сближению между нашими Церквами больше, чем вся церковная дипломатия, так как в этом событии участвовала вся Церковь, и все в стране знали, что оно произошло благодаря договоренности, достигнутой на встрече в Гаване».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На богослужении присутствовали архиепископ Бари-Битонто Ф. Какуччи, приор доминиканской общины святителя Николая священник Джованни Дистанте и сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель. В слове, произнесенном по окончании Божественной литургии, митрополит Иларион поздравил всех присутствующих с днем памяти самого почитаемого в Русской Церкви святого Николая Чудотворца, который всегда слышит и исполняет обращенные к нему в молитве прошения. Архипастырь напомнил о состоявшемся в мае-июле этого года принесении части мощей святителя Николая в Россию, которым смогли поклониться около двух с половиной миллионов верующих. Владыка Иларион поблагодарил архиепископа Ф. Какуччи за содействие в организации незабываемого события и за возможность представителям Русской Православной Церкви совершать богослужения у мощей угодника Божия. В знак признательности председатель ОВЦС подарил архиепископу икону святителя Тихона , Патриарха Всероссийского, 100-летие избрания которого на Патриарший престол Русская Церковь отмечала в декабре этого года. В свою очередь, архиепископ Бари-Битонто Ф. Какуччи подарил митрополиту Илариону и сослужившим ему архиереям сосуды с миром от мощей святителя Николая. В заключение богослужения у мощей святителя в крипте базилики был отслужен молебен; затем архиереи, духовенство и миряне приложились к плите, покрывающей раку с мощами Николая Чудотворца. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/5085718.ht...

Есть в нашем приходе и итальянцы, хотя их и не много. Это люди с очень сложной судьбой. Мы, идя им навстречу, какие-то части Божественной литургии служим и на итальянском языке. Так, в нашем храме читается Символ веры и «Отче наш» на итальянском. Кстати, в Италии есть итальянцы – священники Русской Православной Церкви. Другие, не русские, православные общины в Бари тоже есть, например есть большая румынская община, но у них нет храма. Так что в городе только один православный храм – это русский. Удивительно и символично, что за тысячу лет пребывания мощей святителя Николая в Бари только русскому народу удалось построить здесь храм. Есть в нашей жизни и огорчения, конечно же. Связаны они с теми, кто прежде ходил в этот храм. Сейчас здесь больше нет прихода Зарубежной Церкви, так как вся территория, в том числе и нижний храм, принадлежит России. И отношение прежде ходивших в это храм к Московскому Патриархату весьма негативное. За все последние годы эти люди ни разу не пришли к нам на богослужения, хотя у них нет сейчас своего священника. Не приходят даже на Пасху, предпочитая ее встречать дома даже в тот момент, когда под их окнами идет наш крестный ход. Эти люди не исповедуются и не причащаются. Но я надеюсь, что эта проблема будет решена миром и что храм Русской Православной Церкви будет желанным местом и для паломников из зарубежной диаспоры. Православная литургия в день памяти свт. Николая. Фото:А.Поспелов/Православие.Ru С чем едут к святителю Николаю? Прошения в общем-то во многом одинаковы. Но иногда приходиться воспитывать паломников, объясняя, о чем можно просить у мощей, что благочестиво, правильно и выполнимо, а что нельзя. Мое пожелание паломникам, которое основано на опыте общения с ними: просите, что потребно для спасения души. Основные просьбы – это моление о здравии, устройстве бытовой стороны жизни и работы. Чудеса тут очень часто происходят. Мы буквально завалены и письменными, и устными сообщениями от паломников, что в их жизни произошли значимые изменения после молитв у мощей святителя Николая. Особенно растет количество таких откликов после праздников. Содержание этих сообщений одинаково: «Отец Владимир, все, что я просил, я получил. Это просто чудо!» Прошения людей исполняются. Но я считаю главным чудом святителя Николая – исправление жизни людей. Ведь такое, казалось бы, незаметное обстоятельство, как появление осмысленности в повседневной жизни и воцерковление – вот что главное. А с этим потом приходит и время ярких чудес: исцеление от рака, обретение второй половины теми, кто уже отчаялся в этом, обретение жилья или работы. Это осязаемая помощь Божия, которая укрепляет человека на пути спасения. Ничто так не трогает, как исцеление души человеческой.

http://pravoslavie.ru/33289.html

После смерти гонителя христиан, императора Галерия, христианские общины стали развиваться. Св. Николай боролся с язычеством, в частности ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире. К этому периоду относится епископство свт. Николая в Мире (Миры Ликийские). Мира (греч. Μρα) – город в конфедерации древней Ликии, располагавшийся близ моря, на реке Андрак, у устья которой была гавань Андриаке. Здесь архиепископ Николай проповедовал вплоть до самой смерти. Он также ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства. Согласно позднему преданию, свт. Николай даже дал пощечину своему оппоненту Арию. Однако фактов заушения Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке, но в нем отмечается, что св. Николай был на Никейском соборе и «решительно восстал против ереси Ария». В русской агиографии описание пощечины появляется лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским , приводится в тексте Минеи для 6 декабря. Свт. Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осужденных, молитвенник за моряков и других путешественников. Так, согласно житию, он спас трех константинопольских военачальников или стратилатов (воевод). Стратилат (греч. στρατηλτης) – греческий термин, обозначающий военачальника, позже стал также почетным титулом в Византийской империи. Свт. Николай мирно скончался в 335 г. (в некоторых источниках смерть святителя датирована 345 г.), дожив до старости. Мощи святого пребывали в Мирах Ликийских, но большая их часть была похищена жителями итальянского города Бар в 1087 г., которые рассчитывали, что их никто не обвинит в похищении святыни у восточных христиан, так как Миры заполонили турки. Оставшиеся фрагменты мощей жители Мир перепрятали, но в 1099–1101 гг. они были похищены венецианцами и доставлены в Венецию. Большая часть мощей святого сегодня находятся в базилике свт. Николая в городе Бари, который расположен на берегу Адриатического моря в южной части Италии. Другая (меньшая) часть мощей находится и Венеции, на острове Лидо, в храме св. Николая. Антропологические экспертизы в 1957 и 1987 гг. показали, что мощи в Бари и Венеции принадлежат одному скелету.

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

Павел Пушкарев   Обретение родных Моя история – совсем свежая. Не прошло и четырех месяцев с тех пор, как я побывала у мощей святого Николая в городе Бари в Италии, а помощь по молитве к святому угоднику Божию уже пришла. Начну с того, что туристическая поездка в Италию планировалась сильно заранее, и согласие на поездку нужно было дать 18 или 19 декабря прошлого года. Я сочла, что это хороший знак, ибо уже тогда знала о планируемом посещении мощей свт. Николая, и дала предварительное согласие. Потом еще несколько месяцев колебалась, так как были и другие варианты проведения отпуска, но в итоге по совету священника, у которого обычно исповедуюсь, согласилась окончательно. И как же это было правильно! Италия совершенно прекрасна! За две с половиной недели, что мы колесили по этой удивительной стране, я получила настоящее удовольствие. Но встреча со святым Николаем в Бари стоит особняком среди всех событий и впечатлений. Именно встреча. И разговор. Очень длинный и обстоятельный. Я верила уже тогда, что это не просто мой мысленный монолог, что ответ обязательно будет. И он не заставил себя ждать. Я «накопила» много вопросов и просьб к великому угоднику Божию, и как минимум на несколько уже получила помощь. Но сейчас хочу рассказать о другом. Крипта Николая Чудотворца в Бари. Фото: Giuliana Sciacqua/Flickr Мои родители расстались, когда мне было полтора года, с тех пор отца я больше не видела. Знала, что он существует, что есть родственники с его стороны, что они живут в Азербайджане, видела фотографии. Это все. Желание найти отца и его родных было всегда, но только ближе к 30 годам я решилась на поиски. За два с половиной года я испробовала много разных способов узнать хоть какую-то информацию. Я искала через паспортный стол, через азербайджанскую диаспору, рассылала информацию на поисковые сайты, но…. ничего. И святого Николая просила в том числе и о том, что если это полезно для меня, если это Богу угодно, пусть же хоть что-то уже произойдет, появится какая-то весточка.

http://pravmir.ru/kak-mne-pomog-nikolaj-...

Сведения о почитании Н. в итало-греч. традиции относятся в основном к XI в., хотя канон в честь святого составил еще визант. гимнограф Георгий Сикелиот , работавший на о-ве Сицилия предположительно в VIII в. Храмы, освященные во имя Н. в Юж. Италии, упоминаются в документах XI-XII вв. из крупных лат. мон-рей Монте-Кассино и Кава-де-Тиррени. Так, в грамоте 1029 г. говорится о мон-ре святых Филиппа и Н. в Таранто (Syllabus Graecarum membranarum/Ed. F. Trinchera. Neapoli, 1865. P. 23-24). В 1054 г. визант. катепан Аргир даровал привилегии мон-рю Н. в Монополи (ныне ц. Сан-Никола-ин-Пинна) (Ibid. P. 53-55). В том же году упоминается ц. Н. «in portu Aspero», также находившаяся в Монополи (см.: Rescio P. La Cattedrale di Conversano. Soveria Mannelli, 2001. P. 15). В грамоте 1050 г. из архива аббатства Кава-де-Тиррени упоминается «церковь архимандрита» во имя Н., находившаяся в греч. монастыре Кир-Зосим (ныне сел. Черсозимо, пров. Потенца), к-рый, однако, был посвящен Пресв. Деве Марии (Codex diplomaticus Cavensis. Neapoli, 1888. T. 7. P. 122-123; см.: Visentin B. Fondazioni cavensi nell " Italia meridionale (sec. XI-XV). Battipaglia, 2012. P. 263-275). Особенно много храмов и мон-рей во имя Н. было построено после завоевания Юж. Италии норманнами в XI в. Так, в 1098-1099 гг. греч. мон. Иосиф при поддержке кн. Боэмунда Тарентского основал монастырь во имя Н. в Казоле близ Отранто, который впосл. стал важнейшим центром греч. культуры в Апулии. Обитель пришла в упадок после разорения турками в 1480 г. В Калабрии св. Киприан (XII-XIII вв.) основал мон-рь во имя Н. в Каламицци (не сохр.; ныне в черте г. Реджо-ди-Калабрия). Гробница свт. Николая Чудотворца в крипте базилики в Бари Гробница свт. Николая Чудотворца в крипте базилики в Бари Норманнские правители посвящали Н. и лат. храмы. Так, вскоре после завоевания Мессины (1061) гр. Рожер I построил церковь во имя Н. (Сан-Николо-аль-Арчивесковадо), в к-рой первоначально размещалась кафедра лат. архиепископа. По указанию кор. Рожера II была возведена ц. Сан-Николо-Регале в Мадзара-дель-Валло (пров. Трапани, Сицилия). В 1181 г. гр. Танкред (впосл. король Сицилии) основал бенедиктинский мон-рь во имя святых Н. и Катальда в Лечче. Среди основных иконографических свидетельств почитания Н. в Апулии - фрески ц. св. Марины в Муро-Леччесе, предположительно созданные в сер. XI в. (включают сцены жизни и чудес святого). Сцена помощи Н. 3 девушкам представлена в росписях пещерной ц. св. Маргариты в Моттоле (XII в.). Из ц. св. Маргариты в Бишелье происходит житийная икона Н., выполненная в визант. стиле в кон. XII-XIII в. (Провинциальная пинакотека в Бари) (см.: Milella Lovecchio M. S. Nicola nell " arte in Puglia tra XI e XIII secolo//San Nicola di Bari. 1987. P. 81-97).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

В XV в. положение кардинально меняется: карта маршрутов древнерусской литературы путешествий существенно расширяется, на нее впервые наносятся Афон, Египет, Синай, западноевропейские страны, Индия Афанасия Никитина и т. д. Так, «Хождение на Флорентийский собор Неизвестного суздальца» является первым в русской литературе описанием Ливонии, Германии, Италии, Хорватии, Венгрии и др. Для В.Г. Григоровича-Барского мир, естественно, стал во многом другим, но цель многолетних (с 1723 по 1747 гг.) странствий киевского «пешеходца», антиохийского монаха остается прежней - «святые места в Европе, Азии и Африке находящиеся». Имя Бари имело для Барского особое значение. Его предки жили в польском городке Бар (в древности Ров), получившим такое название в XVI в. от Боны, супруги польского короля Сигизмунда I в воспоминание апулийского города Бари, где почивают мощи свт. Николая. Сама королева, принадлежавшая миланскому аристократическому дому Сфорца, была похоронена в алтаре базилики свт. Николая в Бари. А дед В. Г. Григоровича-Барского со всем своим семейством перебрался из польского Бара в Киев. Такова была точка зрения на фамилию киевского паломника Н.П. Барсукова, впервые подготовившего научное издание записок В. Г. Григоровича-Барского в 1885 г. в Православном Палестинском сборнике и снабдившего это издание предисловием (39). Сам паломник излагал в своих записках несколько отличную версию происхождения второй половины своей фамилии. Здесь рассказывается, как во время пребывания во Львове в конце 1723 начале 1724 гг. ему захотелось вместе со своим спутником, соучеником по Киево-Могилянской академии и сверстником Иустином Леннецким поучиться в Иезуитской академии «да искусимъ ихъ предания учений и да видимъ предъуспеяние учащихся». Однако «весьма православниихъ... найпаче же Киевскихъ» туда, понятно, не принимали. Тогда, «хотящи утаитися», молодые люди «оставихомъ своя прежняя проименования и нарекохомся Барскии, единимъ проименованиемъ, притворшеся быти брата родна и аки би отъ Бара суща, иже въ Ляшеской стороне обретается на Подолии». И тут же уточнил: «Бисть же Иустинъ, сопутникъ мой, мало старейший и той мняшеся быти братъ первий, азъ же вторий» (40).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Продолжается возведение храма в Усть-Луге декабря 2007 26 декабря в здании Эрмитажа прошло заседание Оргкомитета по содействию строительству храма Святой Троицы с приделом св. Николая Чудотворца в поселке Усть-Луга. 26 декабря в здании Эрмитажа прошло заседание Оргкомитета по содействию строительству храма Святой Троицы с приделом св. Николая Чудотворца в поселке Усть-Луга. Мероприятие проходило в рамках благотворительного проекта Центра Национальной Славы " Храм Морской Славы России " . Для журналистов в фойе Эрмитажного театра состоялся брифинг, посвященный возведению портового города и храма в нем. На вопросы журналистов отвечали: М.Б.Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, В.С.Израйлит, председатель совета директоров ОАО " Компания Усть-Луга " , З.Г.Медоева, вице-президент Центра Национальной Славы. Валерий Израйлит рассказал, что предположительное население города - 34,5 тысячи человек. По крайней мере, жилье строится именно на это количество; в будущем, возможно город разрастется. Сердцем города и его доминантой станет морской храм в честь Святой Троицы, а так как один из его пределов посвящен свт. Николаю, дирекция компании Усть-Луга налаживает связи с городом Бари, где покоятся мощи свт. Николая, чтобы в дальнейшем совместно осуществлять мероприятия по привозу святынь из Бари в северный город. Как отметил Израйлит, уже в мае планируются мероприятия по привозу святынь из Бари. А пока ведется интенсивное строительство храма, уже возведены стены, в следующем 2008 году планируется поставить купола и крест, самый большой купол уже изготовлен. В 2009 году, по плану, двери в храм будут открыты. Храм Святой Троицы возводят на самой высокой географической точке острова - чтобы плывущие корабли могли видеть его издалека. Это дает повод сравнивать его с маяком, и в данном случае не только духовным. Купола планируется сделать позолоченными, что только усилит его символическое сходство с ориентиром странствующих кораблей. Сейчас в Петербурге и области существует два собора-символа морской славы России: Николо-Богоявленский морской собор Санкт-Петербурга и Морской собор в Кронштадте.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=190...

В Венеции на мощах святителя Николая в день его памяти будет отслужена православная литургия 8 декабря 2005 г. 17:53 Настоятель русского прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции священник Алексий Ястребов получил принципиальное согласие католических властей города на проведение Божественных Литургий в дни памяти святителя Николая 19 декабря и 22 мая на его мощах в церкви Сан Никколо. Прежде в дни памяти святителя Николая верующие прихода святых Жен-Мироносиц совершали молебны на его мощах. 22 мая 2005 года в церкви Сан Николо была совершена первая православная Божественная Литургия на мощах святителя Николая, хранящихся в Лидо. Верующие православного прихода в Венеции и паломники из России часто приходят поклониться мощам почитаемого угодника и совершают акафисты у святыни. По просьбе православных верующих кардинал Венеции предоставил им возможность регулярного совершения Литургии в дни памяти святителя. Таким образом, 19 декабря верующие Венеции и близлежащих городов Севера Италии соберутся в церкви Сан Николо для прославления святителя Николая и поклонения его мощам. Необходимо напомнить, что в Венеции на острове Лидо находится значительная часть мощей святителя Николая Чудотворца. История появления в Венеции мощей святителя Николая вкратце такова: после захвата мощей свт. Николая жителями города Бари, в Миры Ликийские, где прежде покоились мощи святого, прибыли венецианцы. Они стали допрашивать тех, кто был приставлен к мощам, но последние под пытками утверждали, что приехали барийцы и забрали мощи. Наконец, венецианцы решили покинуть церковь. Однако несколько замедливших в храме солдат нагнали своих товарищей, уже собиравшихся взойти на корабль, и сообщили, что почувствовали в одном из приделов церковных чудесное благоухание. Вернувшиеся венецианцы отыскали, таким образом, сохранявшуюся в тайне от латинян часть мощей свт. Николая и с большим торжеством привезли ее в Венецию. Мощи были помещены в древнем храме свт. Николая на о-ве Лидо. Есть свидетельства, что какое-то время спустя сохранялось также и чудесное мироточение от мощей святого, какому мы являемся свидетелями по сей день в Бари. Вообще венецианцы очень почитали святителя Николая, как покровителя моряков — вся жизнь этого города связана с морем, и этим, в частности, объясняется такое стремление иметь у себя мощи святого. Пресс-служба Прихода свв.Жен-Мироносиц/Cедмица.Ru/Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/67094.html

Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. мон-ря Эски-Гюмюш в Каппадокии, Турция. Сер. XI в. Древнейшим из многочисленных слав. сказаний о перенесении мощей Н. из Мир Ликийских в Бари является Похвальное слово (нач.: «Присно убо должни есмы, братие, праздникы Божия въ честь творяще держати...»), написанное рус. автором, современником событий (изд.: Макарий (Булгаков) , митр., ред. Мат-лы для истории Рус. Церкви//ДВ. 1862. Янв. Прил. С. 1-9; он же. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 555-557; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 176-181; Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к зап. источникам. СПб., 1881. С. 3-10; Толстой Н. А. Историческая ошибка: (Новооткрытая слав. рукопись в Ватиканской б-ке)//ИОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 2. С. 470-474). Среди исследователей нет единого мнения в том, является ли Похвальное слово переводом с греческого ( Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. СПб., 1881. С. 15-23; Poppe A. Opowieš o mczestwie i cudach Borysa i Gleba. Okolicznoci i czas powstania utworu//Slavia Orientalis. Warsz., 1969. Т. 18. N 3. S. 289) или лат. оригинала ( Красовский. 1874) или представляет собой оригинальное сочинение ( Thomson F. J. «Made in Russia»: A Survey of the Translations Allegedly Made in Kievan Russia// Thomson F. J. The Reception of Byzantine Culture in Mediaeval Russia. Aldershot; Brookfield, 1999. P. 331). При общем сюжетном сходстве в неск. деталях рус. Похвальное слово расходится со всеми сохранившимися зап. версиями: указан иной год перенесения мощей Н.; в качестве временного места положения мощей в Бари названа ц. Иоанна Предтечи «при мори» (сначала св. Бенедикта, а затем св. Евстратия - в лат. и в греч. версиях); рассказывается об освящении новой церкви в Бари, к-рое отнесено рус. версией к 1089 г., и об установлении ежегодного праздника 9 мая; называется дата освящения новой церкви 29 сент., не засвидетельствованная зап. источниками. Относительно времени создания Похвального слова мнения исследователей разделились, тем не менее оно единогласно считается домонгольским произведением: кон. XI в. (И. А. Шляпкин и др.), по одной версии, или 1-й четв. XII в., по другой (А. В. Поппе и др.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010