А через десять лет армада первого Крестового похода двигалась на Иерусалим. Крестоносцы грабили даже друг друга: на Родосе произошла стычка между пизанцами и венецианцами. Через несколько дней после этого венецианцы высадились в Мирах с целью также забрать мощи чудотворца. И все повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили все, что только могли. Начали пытать одного из монахов, и в конце концов тот показал, где покоятся остатки мощей святителя. Так как мощей Николая Чудотворца было мало (примерно одна пятая часть от того, что забрали баряне), венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские косточки. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход. И вскоре факт фальсификации был забыт. Впоследствии в течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая. Во время Крестового похода святые мощи широко дарились. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения. А баряне никому мощи не раздавали. Построили храм Свт. Николая и хранили их там под спудом. Только малую часть десницы оставили над гробницей, но уже в начале XI века она была похищена. А сама гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов прошлого века. Две гробницы Вскрытие гробницы в Бари производилось только один раз, в 1953-1957 годах. Но так повезло, что Луиджи Мартино, итальянский антрополог, исследовавший мощи, прожил довольно длинную жизнь. В молодости он исследовал мощи святителя Николая в Бари, а когда уже был очень пожилым человеком, исследовал его мощи в Венеции. И вот тогда, в 1992 году, он точно установил, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари. Только в венецианском ларце были прибавлены и еще чьи-то кости (в том числе женские и детские).

http://pravmir.ru/pravda-o-svyatitele-ni...

Слева расположены сцены «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество», справа - «Жены-мироносицы у гроба Господня» в верхнем регистре и спящие воины - в нижнем. На левой торцовой стене изображены сцены «Волхвы у Ирода» и «Избиение младенцев», на правой стене - «Тайная вечеря» и «Поцелуй Иуды». В центре кафедры, расположенной справа от входа, помещены фигуры ап. Павла со св. Титом и св. Тимофеем. Три ангела поддерживают пюпитр. Справа от них - «Крещение» и «Принесение во храм»; слева в 2 регистрах - «Преображение». На левой торцовой стене парапета - сцена «Вознесение Христа», на правой - «Поклонение волхвов» и «Обратный путь волхвов». Правильные черты лица, инкрустированные зрачки, легкая улыбка придают образам Гульельмо миловидность и живость. Особенностью манеры мастера можно считать точность и естественность поз и жестов, несмотря на увеличенные пропорции кистей рук, необычайное внимание к объемным драпировкам, делающим силуэт более выразительным и активным. Изображение персонажей на фоне растительного орнамента сближает рельефы кафедры собора в Кальяри с рельефами мастера Никколо в ц. Сан-Дзено в Вероне, а классический тип лица святых Матфея, Тита и Тимофея - с антикизирующей манерой мастера Моза (ц. Сен-Пьер в Мозаке, Овернь, Франция; XII в.). Кроме того, в произведении заметно влияние скульпторов Прованса. Трон архиеп. Илии. 1099 г. (ц. свт. Николая, Бари) Трон архиеп. Илии. 1099 г. (ц. свт. Николая, Бари) В романскую эпоху скульптура украшала епископские троны, к-рые устанавливались в апсидах соборов. Наиболее интересные примеры встречаются на юге И. Для них характерны высокие подлокотники и спинка с 2-скатным завершением. Самым древним (сер. XI в.) считается трон из Монте-Сант-Анжело, установленный на спины 2 львов. Спинка трона украшена плетеным орнаментом. Трон из собора Сан-Сабино в Каноса-ди-Пулья А. Грабар датирует 1078-1089 гг.- периодом правления архиеп. Бари и Каносы Урсона ( Grabar A. Trones episcopaux du XI et XII siècle en Italie méridionale//Wallraf-Richartz Jb.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Сразу по окончании миссионерского съезда, 8 августа 1910 года под руководством о. Иоанна состоялось Совещание представителей сибирских монархических организаций, в работе которого приняли участие руководители черносотенных союзов Владивостока , Никольска-Уссурийского , Читы , Красноярска , Томска , Иркутска и других городов. На этом совещании он выступил с речью о задачах монархистов на далекой окраине России. По возвращении в Москву неутомимый синодальный миссионер участвует в организации Высших Богословских женских курсов в Москве. Митрополит Владимир назначает его 5 октября 1910 года руководителем курсов. Через два дня он возлагает на отца Иоанна еще одну обязанность – Председателя Совета по управлению Московским епархиальным домом . 4-30 января 1911 г. был командирован в Рим и г. Бари (в Италии) для покупки участка земли с целью устроения храма и странноприимницы для паломников из России, прибывающих в Бари на поклонение мощам свт. Николая Чудотворца . В августе 1911 года с соизволения Государя Николая Александровича он становится членом комитета по строительству в городе Бари храма и странноприимного дома. 12 мая 1911 года стал заведующим псаломщическими курсами в Москве для приготовления псаломщиков в епархии Сибири и Дальнего Востока. В сентябре 1911 г. определением Святейшего Синода протоиерей Иоанн Восторгов был направлен в Белгород для произнесения проповедей в дни праздничных торжеств в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского . В 1912 году организовал для Сибири и Дальнего Востока выездные пастырско-миссионерские курсы: в июле в Тобольске и в августе в Хабаровске . На пастырских курсах о. Иоанн приготовил около 500 священников и 100 псаломщиков для церквей Сибири. После кончины митрополита Антония (Вадковского) на Санкт-Петербургскую кафедру был назначен покровитель о. Иоанна Московский митрополит Владимир (Богоявленский) . Видимо в связи с этим в начале 1913 года появились слухи о готовящемся назначении протоиерея Восторгова настоятелем Казанского собора в Петербурге .

http://drevo-info.ru/articles/3191.html

св. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в.; в ц. св. Николая «тис Стегис» близ Какопетрии). Н. изображен и в нек-рых композициях ктиторского характера, где привычным является образ Христа. Так, напр., Н. показан возлагающим венец-стемму на голову короля Сицилии Рожера II на медной пластине с эмалью с фронтона алтарного кивория в соборе Бари (ок. 1132, по мнению М. Ваньони - 40-е гг. XII в., Музей при соборе Бари) - Н. в фелони, омофоре, правой рукой возлагает на голову стоящего рядом короля венец-стемму, в левой руке епископский посох; в иллюстрациях Чуда о трех стратилатах в росписях крипты ц. Санта-Мария-де-Олеария близ Майори, Кампанья, Н., подняв десницу, обращается к епарху и императору (ок. 1100 - нач. XII в.). Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Бояне. 1259 г. Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Бояне. 1259 г. Точных сведений о существовании в К-поле чтимых икон святого немного. Икона «Никола пробилоб», упомянутая архиеп. Антонием Новгородским, посетившим Царьград ок. 1200 г. (Книга Паломник. С. 37), почиталась в Моливотском мон-ре у Золотых ворот как чудотворная: образ Н., в к-рый ударил рассерженный брат, стал кровоточить (Энкомий Неофита, гл. 30). В XIV-XV вв. рус. паломники и европ. путешественники писали о существовании в К-поле церквей на местах, связанных с чудесами Н.: придел собора Св. Софии К-польской был устроен позади алтаря на месте дома спасенного из моря Димитрия («у Дмитреевы полаты, где посадил... выимя из моря... Дмитреа»); неназванная церковь рядом с Базиликой («Василкой») в квартале Галаты, где святитель, а точнее написанный на стене его образ, дал некоему христианину 100 «франкских монет чистого золота» ( Majeska. 1984. P. 137, 151, 354-355). Возможно, в Византии к XIII в. возник тип изображения Н., сидящего на престоле (известен по фрескам, напр. в ц. свт. Афанасия Великого в Гераки (Ераки), XII-XIII вв.). В XIII в. известны образы святителя в рост, с широко разведенными в стороны руками, напоминающие оранта или, точнее, служащего иерея, благословляющего правой рукой и держащего на левой Евангелие.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

10 дек. 1910 г. постановлением совета Палестинского православного общества Ж. вместе с прот. сщмч. Иоанном Восторговым был командирован в г. Бари (Италия) для выбора земельного участка с целью строительства на нем правосл. ц. во имя свт. Николая Чудотворца и странноприимного дома для рус. паломников. Они выехали в Италию в янв. 1911 г. и успешно справились с задачей, подыскав свободный земельный участок. 12 мая того же года Ж. стал членом открытого в этот день при Палестинском правосл. об-ве Барградского комитета. В мае 1913 г. Ж. командирован в Бари как представитель Барградского комитета и 9 мая присутствовал при торжественной закладке храма и странноприимного дома. Впосл. неоднократно посещал Бари, председательствовал в местной строительной комиссии, заключил контракт на проведение земляных и каменных работ. 25 июня был избран пожизненным действительным членом Палестинского правосл. об-ва. 9 сент. 1915 г. имп. мц. Александра Феодоровна упомянула Ж. в письме имп. мч. Николаю II («совсем молодой, знаток церковных вопросов, очень лоялен и религиозен»), предложив Ж. на должность товарища обер-прокурора Святейшего Синода (Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Пг., 1923. Т. 3. С. 326). В окт. Ж. приехал к императору в Ставку в Могилёв с чудотворной Казанской Песчанской иконой Божией Матери, пожелав, чтобы икона была отправлена на фронт и пронесена по боевой линии. По словам протопр. военного и морского духовенства Георгия Шавельского , «и Государь, и начальник штаба, ген. М. В. Алексеев, ввиду положения фронта, признали это невозможным» ( Шавельский Г. И., протопр. Восп. посл. протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996. Т. 2. С. 75). Ж. в своих воспоминаниях возложил вину за это на протопр. Г. Шавельского. 10 окт. того же года Ж. получил аудиенцию у императрицы, к-рая интересовалась его церковно-общественной деятельностью. В тот же день она писала Николаю II: «Жеваха был прелестен. Мы долго обо всем с ним говорили. Он хорошо знает все церковные дела, духовенство и епископов, так что был бы хорошим помощником Волжину», который в ту пору занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода (Переписка Николая и Александры Романовых. Т. 3. С. 407). В 1916 г. Ж. посетил в Оптиной пуст. иером. прп. Анатолия (Потапова) , к-рый посоветовал ему не отказываться от гос. карьеры и отложить на время поступление в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/182211.html

Над головой фигуры сохранились следы примыкания сени в виде арочки со стрельчатым завершением, отмечающей это изображение как чтимый образ; возможно, рядом с ним были помещены или вмонтированы в стену мощи. Мнение о том, что этот образ являлся чтимым, высказывали акад. Ф. Г. Солнцев, Г. Н. Логвин, И. А. Стерлигова; В. Д. Сарабьянов считал возможным, что «особое почитание его (Н.- Авт.) образа было обусловлено присутствием здесь частицы его мощей или какой-то реликвии, связанной с именем этого святого» ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 97). В этом же компартименте находятся образы св. епископов древних Церквей М. Азии и Понта, регионов, связанных с местом крещения равноап. кн. Владимира,- святителей Климента, папы Римского, и Капитона Херсонесского, Фоки Синопского. Т. о. была выражена тема вхождения Руси в содружество христ. народов; торжественное представление образа Н. отразило во всей полноте преемственное почитание святителя, характерное для Византии (см. также: Там же. С. 54, 97, 103, 221, 363. Ил. 35, 77, 289, 296). Появление иконы-фрески в декоре киевского княжеского собора согласуется с визант. традицией: подобные образы Н. в рост известны в храмах свт. Николая Каснициса в Кастории, свт. Николая «тис Стегис» близ кипрской Какопетрии (обе росписи - кон. XII в.), в Успенском монастыре Милешева, Сербия (ок. 1228). Избрание свт. Николая Чудотворца епископом в Мирах. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Бишелье. XIII в. (Пинакотека, Бари) Избрание свт. Николая Чудотворца епископом в Мирах. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Бишелье. XIII в. (Пинакотека, Бари) К числу ранних изображений относится фреска с фигурой Н. из собора княжеского Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве (1108-1113, ГТГ). Святой представлен в рост в белом облачении; правой, приподнятой перед грудью рукой он благословляет молящихся, на непокрытой левой - раскрытое Евангелие, к-рое святитель держит перед собой (уникальная деталь для раннего периода древнерус. искусства), по замечанию И.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

21 мая в Москву привезли частицу мощей святителя Николая. Сообщается, что часть мощей Николая Чудотворца будет доставлена из базилики итальянского города Бари в Россию впервые за 930 лет. Это не означает, однако, что до сих пор в России и Москве не было частиц мощей святителя Николая. Редакция Rublev.com предлагает неполный список тех московских храмов и монастырей, где хранятся частицы мощей  Николая Чудотворца . С 22 мая по 12 июля мощи святителя Николая будут доступны для поклонения верующих в храме Христа Спасителя. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге. Частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области Частица мощей святого хранится в московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря — Даниловский вал, 22. Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.  Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).  Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.  Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря. Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского. Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых — Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но вернемся к древнерусской паломнической литературе. Она не прошла мимо и истории возможного перенесения мощей свт. Николая в Венецию. Вот как описывает паломничество к этим мощам Неизвестный Суздалец, сопровождавший митрополита Исидора на известный Ферраро-Флорентийский униатский собор (пребывание русской делегации в Италии продолжалось около трех лет - с 1437 по 1440 г.). «И приста корабль к острову. И ту монастырь святаго Николы, и ту сам святыи Никола лежит. И видехом гроб его в церкви на четырех столпех, учинено по лествице 6 степени, и знаменахомся у гроба святаго, самого не видехом, замурован бе лежит; с ним дядя его, да Федор в едином гробе. И въпрошахом игумена монастыря того, откуды мощи святаго Николы взяты; они же поведаша: от Бара града слали венетяне 100 катарг, да 3 корабли с житом, и взяли мощи» (21). Это сообщение в целом не вызывает сомнений. Корабль с возвращающейся на родину русской церковной делегацией остановился 22 декабря 1440 г. у острова Лидо (по некоторым сведениям он прежде так и назывался San Niccolo), где располагался бенедиктинский монастырь с церковью Сан Никколо (chiesa San Niccolo a Lido). Здесь русским путешественникам показали раку, где хранились мощи трех святых, в том числе, святителя Николая Чудотворца. Вероятно, на недоуменный вопрос членов делегации, безусловно, знавших, что мощи святителя должны находиться в Бари, «игумен» ответил маловероятной, не подтверждаемой ни одним из известных нам источников, историей со ста галерами и тремя кораблями с зерном, за которые венецианцы и получили святыню. Известные источники излагают совершенно другую версию перенесения мощей в Венецию из Мир Ликийских. Это, прежде всего, повествование францисканского монаха Иордана, жившего в первой половине XIV в. в Венеции и сообщившего, что данное событие произошло в 1097 г. Архим. Антонин (Капустин), опубликовавший русский перевод рассказа Иордана, категорически отвергал его достоверность (22). Столь же категоричен о. Дж. Чоффари, говорящий о «мнимом перенесении» мощей свт. Николая Мирликийского в Венецию (23). А. Красовский полагал, что можно говорить о двух перенесениях мощей: мощи святителя Николая Мирликийского перенесли в 1087 г. в апулийский город Бари, мощи Николая Пинарского - в 1097 г. в Венецию (24). И. Шляпкин считал, что здесь речь может идти только о мощах св. Николая Пинарского, которые были вначале погребены в Сионе, затем перенесены в кафедральный собор св. Ирины в г. Миры, а в 1096 г. увезены в Венецию (25). К сожалению, ничего не сказано о мощах свт. Николая и в статье «Венеция» (С. П. Карпова, С. И. Никитина и М. А. Маханько) в современной Православной энциклопедии (26).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Прот. Кл. Фоменко оставил нам воспоминания о поездках в Св. Землю до и после создания Палестинского общества: «Второе путешествие в Св. Землю я совершил уже под покровительством и руководством Палестинского Общества. Положение дела оказалось совершенно иное. Произошла существенная перемена в путешествии на христианский Восток. Во-первых, Общество значительно удешевило издержки для путешествия по св. местам Востока, выпустив по уменьшенным ценам «Паломнические книжки» для путешественников I, II и III классов. Книжки эти — сущее благодеяние для паломников. Книжки выдаются туда и обратно на год. Цена? — Из Киева, например, 3-й класс 38 руб. 50 коп. туда и обратно. Во-вторых, Общество устроило обширные странноприимные дома в Св. Граде… В-третьих, уже у берега Яффы нашего неопытного паломника ожидают кавассы 247  Палестинскаго Общества. Кавассы эти по преимуществу черногорцы, знающие и турецкий, и русский языки. Кавассы эти — образец услужливости, порядочности и бдительности по своей службе. Они точно дядьки для наших паломников на Востоке…» С. 49—50]. В начале XX в. общая сумма российских вложений в недвижимость в Палестине оценивалась в 3 млн. рублей. Благодаря председательству вел. кнг. Елизаветы Феодоровны к 1914 г. русские владения составляли уже более 20 территорий, 11 церквей (6 — в Иерусалиме), 17 гостиниц (8 — в Иерусалиме), 7 монастырей (2 — в Иерусалиме). Действовала сеть (более 100) русских школ в Палестине и Сирии, 2 учительские семинарии С. 42]. Вел. кнг. Елизавету Феодоровну еще при жизни особо почитали на Св. Земле. Так, в 1905 г. пожертвованная ею в храм Гроба Господня серебряная лампада в память об убиенном вел. кн. Сергее Александровиче по благословению Патриарха Иерусалимского Дамиана заменила одну из прежних греческих 248 . Оставались еще проблемы при путешествии в город Бари на поклонение мощам свт. Николая Чудотворца. В Совете Палестинского общества еще в 1890 г. возникла мысль о постройке в Бари странноприимницы, но только в 1911 г. ИППО учредило Бар-градский комитет с назначением построить в городе Бари храм Св. Николая и странноприимницу при нем С. 68—78]. Идею поддержал император Николай II, внесший на строительство 10 тыс. рублей. 12 мая 1911 г. он взял Барградский комитет под свое покровительство. Средства для подворья собирала вся Россия 249 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но не надо было малодушничать. Святитель Николай не оставил нас не утешных. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в г. Патаре Ликийской области (на Южном побережье Малоазийского полуострова) и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтецы, а затем возвел в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему готовить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. По кончине архиепископа Иоанна Святой Угодник Божий был избран епископом Мир Ликийским после того, как одному из епископов Собора, решавшему вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – св. Николай. В 325 году свт. Николай был участником Первого Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры , и ополчался со св. Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским , Спиридоном Тримифунским и другими из 318 отцов Собора на еретика Ария. В пылу обличения свт. Николай, пламеневшей ревностью о Господе, при всех ударил лжеучителя по лицу, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили св. Николая во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение Святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Еще при жизни Святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило ему избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. По молитвам свт. Николая город Миры был спасен от тяжкого голода. Он был милосердным и нищелюбивым. Не раз спасал он утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. Достигнув глубокой старости, свт. Николай мирно отошел ко Господу. Мощи Святителя были положены по смерти его в Мирах Ликийских и скоро прославлены были от Господа благодатным истечением целебного мира. В 1034 г. сарацины овладели Ликией и городом Миры. Спустя 50 лет свт. Николай внушил в ночном видении одному пресвитеру в г. Бари (на юге Италии) перенести его мощи в этот город из Мир Ликийских. Жители г. Бари немедленно снарядили посольство в Миры, которое взяло мощи Святителя и перенесло их к себе 9 мая (22 мая по новому стилю) 1087 г., в церковь Св. Иоанна Предтечи. Множество чудес ознаменовало это перенесение. По прошествии нескольких лет построен был в Баре великолепный храм, в который и были перенесены мощи свт. Николая и положены под Престолом, где они почивают и ныне, являя чудодействия на пользу верующих.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjashhe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010