Вахтанг Волков 23 декабря 2017, 10:51 Спасибо, уважаемая ОЛЬГА за прекрасный рассказ! Наталья 22 декабря 2017, 23:27 Спасибо сайту православие. ру и Ольге Рожнёвой за интересное путешествие к святителю Николаю в Бари! Юлия 22 декабря 2017, 17:24 Ольга, как же интересно Вы пишите! Благодарим за Ваши труды! Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Очень хочется побывать в Бари. Екатерина Андреева 21 декабря 2017, 12:03 Очень интересная статья. Прекрасный литературный язык писательницы Ольги Рожневой. Ирина 21 декабря 2017, 01:31 Очень тёплая, пропитанная любовью к Богу и Святителю Николаю, статья- путеводитель!!! Спасибо вам, Ольга! Храни вас Господи!!! Святителю отче Николае, моли Бога о нас и всех православных христианах и сподоби Отче приехать в Бари!!! 20 декабря 2017, 00:29 Спасибо!!! тамара 19 декабря 2017, 23:50 Святителе отче Николае,моли Бога о мне грешной.Благодарю тебя за спасение и сохранение моей жизни в автоаварии.Береги в пути -дороге моих детей,родных и знакомых,отче Николае-чудотворец,святителе ты наш родной и дорогой,Угодничек Божий. Господи и Николай- чудотворец,сподоби посетить г.Бари и поклониться мощам твоим. Галина 19 декабря 2017, 20:33 Большое спасибо автору! С огромным удовольствием читаю все Ваши рассказы. Столько интересного прочитала о Бари -нахожусь сейчас здесь второй раз и все время такое чувство -живого присутствия Святителя Николая! Вчера приехали в Бари и была неожиданно ужасная погода-сильнейший ветер дождь со снегом-.шли голодные и холодные и ноги сами привели к очень уютному кафе-где накормили и обогрели и было понятно что это сам Святитель Николай нас пожалел и направил куда должно Иоанна 19 декабря 2017, 16:32 Слава Богу за все! И Св. Николаю за все молитвы о нас. Ольга, чудесная статья, как и все Ваши статьи и рассказы, а тут еще и много полезной практической информации! Спасибо! р.Б.Алла 19 декабря 2017, 16:29 Всех,дорогие братья и сестры с праздником памяти свт.Николае Чудотворца!Сильный молитвенник пред Богом за нас,грешных!Ольге -автору публикации,огромная благодарность за столь интересное ,весьма подробное повествование.Будто сама ,вместе с автором,ходила по старому городу,побывала в базилике.

http://pravoslavie.ru/109261.html

Делегация Русской Православной Церкви посетила Бари в день празднования памяти Николая Чудотворца 24 мая 2016 г. 15:07 23 мая 2016 года завершилась паломническая поездка официальной делегации Русской Православной Церкви в Бари (Италия) на празднование дня памяти святителя и чудотворца Николая. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегацию возглавил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий .  20 мая в аэропорту г. Бари архиереев и духовенство приветствовал настоятель Патриаршего подворья в честь свт. Николая протоиерей Андрей Бойцов. Вечером в крипте базилики свт. Николая был совершен молебен с акафистом. Богослужение возглавил митрополит Меркурий. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ,  епископ Россошанский и Острогожский Андрей , епископ Семилукский Сергий . После молебна митрополит Меркурий приветствовал участников богослужения, призвав возносить усердные молитвы о Церкви Христовой, Отечестве и о мире. 21 мая, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в крипте была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил митрополит Меркурий в сослужении митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла , архиепископа Феофилакта, епископа Андрея, епископа Сергия. После отпуста и славления апостола Иоанна Богослова молящиеся поклонились мощам святителя Николая. Вечером того же дня, в канун празднования перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар, богослужение на Патриаршем подворье совершил митрополит Кирилл. По окончании всенощного бдения митрополит Меркурий обратился к молящимся с архипастырским словом. 22 мая, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, в базилике свт. Николая г. Бари собором архиереев и духовенства была совершена Литургия. Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, епископа Россошанского и Острогожского Андрея, епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана , епископа Богородского Антония , руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , епископа Семилукского Сергия.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Для устройства комплекса в новой части города, где в то время располагались виллы горожан, был приобретен участок земли в 1,5 гектара, представлявший собой огромный сад. Это несравнимо больше, чем та земля, которую сейчас занимает подворье (в начале 40-х годов XX века территорию значительно урезали итальянские власти). Перенесение мощей свт. Николая в Бар-град В 1913 году на майский праздник святителя Николая был заложен первый камень подворья. Закладкой руководил священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. На мероприятие прибыло много известных людей. Были направлены телеграммы от императора, от великой княгини Елизаветы Федоровны, в которых подчеркивалось большое и важное значение подворья. Комплекс возводился по проекту архитектора А.В. Щусева, который в то время был весьма известен как церковный архитектор. Позже, в советское время, он был также востребован: проектировал мавзолей В.И. Ленина и гостиницу «Москва». Подворье в Бари было его последним церковным архитектурным проектом. Он сам присутствовал здесь в начале строительства. С началом Первой мировой войны строительство подворья не прекращалось и было завершено к 1920-м годам. Это было возможно потому, что все деньги на строительство находились в Бари. Для подворья уже была даже изготовлена мебель. В то время это было самое современное и благоустроенное здание в Бари, имевшее лифты и центральное отопление – над этим много потрудились наши инженеры. Но беда заключалась в том, что этот духовный центр в 1920-е годы так и не оказался востребован, а храм не был освящен. Освятил храм в 2004 году в зимнее празднование святителю Николаю митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Тогда, в 1920-е годы, на никому не нужном подворье останавливались иногда беженцы из России. В конце 1920-х годов Советский Союз предъявил права на всю зарубежную собственность России, в том числе и на подворье в Бари. Те эмигранты, которые ютились в то время на подворье, пытаясь воспрепятствовать его передаче Советскому Союзу, отдали подворье городу Бари. Но сделали это весьма неуклюже и непродуманно – путем акта купли-продажи. По сути проживавшие на подворье эмигранты, в том числе и князь Николай Жевахов – один из основателей подворья, его продали. За подворье были выручены небольшие деньги, еще была выговорена пожизненная пенсия от города князю Жевахову. Отдали подворье так, что впоследствии вернуть его стало практически невозможным. Правда, было оговорено условие, что подворье будет хоть как-то использоваться для культовых целей. На подворье служил священник Русской Зарубежной Церкви, который выступал арендатором нижнего храма. А так как это уже была собственность города, то священник оформлялся туда на работу как служащий.

http://pravoslavie.ru/33289.html

ред. А.И. Плюснин Заключение Такова жизнь и слава святителя Николая. И сколько нужно еще и времени, и сил, чтобы собрать все, что православным известно о великом Чудотворце, чтобы упомянуть о всех святынях его имени и рассказать о всех чудесах святителя Николая, явленных народу русскому и всему православному миру?.. Будем надеяться, что все, здесь недостающее, и все неудовлетворительное – все восполнит и все усовершенствует, в свою очередь, будущее время – новыми силами и новыми средствами. Приложение 1. Бари Сегодняшний Бари – небольшой город-порт в Италии. Даже в наше время, когда суета и дух мира сего с особенной силой захватывают сознание людей, горожане продолжают чтить память святителя Николая. День города празднуется 9 мая, устраивается пышный карнавал, наподобие средневековых. Местные жители заняты в сфере транспорта, туризма (в Бари находится один из главных портов Италии и крупный аэропорт) и торговли (ежегодно здесь проходят ярмарки и выставки). Бари является столицей региона Пулия, в котором развито сельское хозяйство и рыболовство, производится оливковое масло и вино. В целом, Бари – типичный итальянский город, тихий, солнечный, пахнущий морем. В обычные дни туристов тут немного. Большая часть – паломники из России. С особой радостью русские богомольцы входят в русский храм-подворье святителя Николая в Бари. Каждый четверг клириками подворья служится православная литургия у мощей Чудотворца, а во все дни, кроме четверга и воскресенья – молебны и панихиды. Настоятель католической базилики свт. Николая, о. Джованни Матера, питает самые теплые чувства к Русской Православной Церкви. Именно с его разрешения часть мира от святых мощей великого угодника Божия передается русскому подворью для последующего распространения в России. Читатели наверняка видели небольшие подарочные наборы «Барградское приношение», включающие в себя бумажную копию чудотворной иконы святителя, находящейся на подворье, и два пузырька – с миром от мощей и освященным маслом с добавлением елея из лампады святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это - одно из ранних (1107) свидетельств почитания свт. Николая на Руси (13), причем очевидно, что игумен Даниил был уже знаком и с житием святителя, рассказывающем, в частности, о его рождении в ликийском городе Патаре и т. д. Можно даже предположить, что игумен мог читать одно из так называемых (по классификации М. С. Крутовой) житий второго типа («иное житие»), рассказывающих о св. Николае Пинарском и известных у нас с XI в. в отличие от житий свт. Николая первого типа (Симеона Метафраста), начало бытования которых на Руси относят к XV в. (14) Вместе с тем это лаконичное свидетельство, обычно не принимаемое исследователями в расчет, порождает определенное недоумение. Даниил явно употребляет слово «гроб» в значении «гробница», иначе говоря, не поврежденная никем святыня, реликвия. Только что, описывая гроб Иоанна Богослова в Эфесе, он добавил: «И исходит персть свята из гроба того на память его, и взимают верни человеци персть ту святую на исцеление всякого недуга» (15). Так же Даниил описывает и гроб «Магдалыни Марьи, и главу ея» и т. п. Неужели игумен не знал, что мощи свт. Николая уже давно покинули православные Миры Ликийские и перенесены в католический город Бари? Ведь праздник перенесения мощей свт. Николая (9 мая) на Руси был установлен в промежутке между 1087 (дата перенесения мощей в Бари) и 1091 гг. при вероятном содействии дочери великого князя Всеволода Евпраксии-Адельгейды, жены императора Генриха IV, присутствовавшей при этом событии лично (16), или в 1091 г. (17) Католическая церковь установила этот праздник в 1089 г. на соборе в Бари и он не был принят Греческой Православной Церковью (18). Можно только предположить, что праздник перенесения мощей свт. Николая («Никола вешний») вводился на Руси постепенно и подобно тому, как папа Урбан II предоставил местным церквам самим решать, отмечать или не отмечать его, во времена игумена Даниила он еще не получил повсеместного распространения (19). Вопросу об учреждении на Руси праздника перенесения мощей св. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари посвятил отдельную главу своих «Разысканий о Ефреме Переяславском» (СПб., 2002) Д. Г. Хрусталев, впрочем, осторожно поместив ее во вторую часть книги под названием «Версии». Подчеркивая локальность «апулийского события», историк связывает учреждение праздника на Руси с миссией 1091 г. Феодора, который был, согласно Никоновской летописи, «Грекъ митрополичь отъ папы из Рима и принесе много мощей святыхъ», а в их числе и мощи свт. Николая. Инициатором же учреждения праздника 9 мая 1092 г. выступил митрополит Ефрем Переяславский, замещавший в это время Киевскую кафедру (20).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Подобных препятствий, вероятно, не было на пути черниговского паломника иеромонаха Ипполита Вишенского, который побывал в Мирах Ликийских еще в 1708 г. и оставил любопытное свидетельство о почитании опустевшей гробницы свт. Николая: «Есть и до днесь чуда от святаго гроба, не только нашимъ христианамъ исцеление есть, но и туркамъ невернымъ бываетъ помощь. Если кто потеряетъ верблюда, или осла, или коня, если принесетъ до гроба свечку и кланяется, тотчасъ найдетъ» (53). Иного рода препятствия ожидали православных паломников середины XIX в., стремившихся поклониться мощам свт. Николая в Бари. По свидетельству А. Н. Муравьева, предполагавшего совершить такую поездку в начале 1840-х гг., было «необходимо получить в Неаполе от нунция папского письменное дозволение, чтобы быть допущенным в нижнюю церковь к самым мощам святителя Николая, ибо она открывается только дважды в год, в дни его празднеств, и богомольцы западные обыкновенно довольствуются тем, что воздают поклонение верхнему алтарю. Но и в нижней церкви святые мощи под спудом, и когда отверзаются створчатые дверцы исподнего престола, видно только одно отверстие над ракой чудотворца, но никто не может приложиться к самим мощам великого чудотворца: так мало доступна на Западе святыня сия, столь близкая сердцу каждого православного, и особенно русского» (54). Это свидетельство подтверждает и неизвестный иркутянин, совершивший паломничество в Бари спустя два десятилетия: " Каждый из иностранцев, думающий посетить священный град, должен сначала испросить на то позволение от кардинала-архиепископа, папского нунция, а потом от нашей миссии, наконец, от полицейской префектуры» (55). Возможно, возникновение такого рода препятствий, затруднявших посещение Бари русскими паломниками, было одной из причин, вызвавших к жизни неожиданный проект О. А. Кипренского, касающийся судьбы мощей свт. Николая.25 февраля 1832 г. художник отправил из Неаполя бывшему обер-прокурору Святейшего Синода и министру духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыну письмо, в начале которого, сославшись на необыкновенную популярность свт. Николая в России, «особенно же в народе и в воинстве», предложил не больше, не меньше как перенести его мощи с берегов Средиземного моря на берега Невы, ведь прецедент «подобного благочестия» уже имел место в1087 г. при перенесении мощей из Мир Ликийских в Бари. «Когда возможность была, - писал О. А. Кипренский в Санкт-Петербург, - единожды тронуть Святыню с места для перенесения из Азии в Европу, то равномерно есть возможность и ныне, да и весьма кстати, повторить подобное благочестие, ознаменуя оное перенесением мощей сего Святителя Николая Чудотворца из Бари в Петров-град в век царствования благочестивейшего Императора Нашего Николая Павловича».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

При норманнах Б. (с сер. XI в.) перешел под прямую юрисдикцию папы Римского, выйдя из подчинения Патриарху К-польскому. В 1069 г. папа Александр II признал архиепископский ранг кафедры Б. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. 9 мая 1087 г. в Б. из Мир Ликийских (совр. г. Демре, Турция) были вывезены мощи свт. Николая, для к-рых аббат бенедиктинского мон-ря Илия (позже епископ Б.), возможно, вдохновитель увоза, заложил храм, тесно связанный с правившими в Б. династиями: он стоял на подаренной герц. Рожером I (1085-1111) земле, считался придворной капеллой имп. Фридриха II, получил статус дворцового при Анжуйской династии. В 1089 г. крипта была освящена, в 1095 г. Петр Амьенский выступил в базилике с проповедью 1-го крестового похода. В 1098 г. папа Урбан II , даровавший в 1089 г. епископам Б. титул примаса Апулии, созвал здесь не увенчавшийся успехом Собор для объединения Зап. и Вост. Церквей. После взятия Иерусалима (1099) и увеличения потока паломников в Св. землю базилика свт. Николая стала обязательным местом поклонения. Хранителями мощей свт. Николая являются монахи доминиканского ордена, находящиеся в юрисдикции Римского Первосвященника. 9 мая совершается крестный ход, во время к-рого воспроизводятся события перенесения мощей свт. Николая. В крипте, в сев.-вост. углу, устроен правосл. придел. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2002 г. в дар базилике свт. Николая в Б. передан 70-килограммовый малахитовый крест, инкрустированный серебром и драгоценными камнями, к-рый был изготовлен уральскими мастерами по заказу итало-российского Фонда свт. Николая Чудотворца. Крипта базилики, где покоятся св. мощи свт. Николая. Гравюра. XIX в. (ГМИИ) Для возросшего потока рус. паломников, лишенных правосл. богослужений, в 1911 г. руководство ИППО приняло решение о строительстве странноприимного дома и учредило для этой цели Барградский комитет.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Свт. Николай Чудотворец с припадающими Стефаном Урошем III и Марией Палеолог. Икона. 1321–1323 гг. (крипта базилики свт. Николая в Бари) Свт. Николай Чудотворец с припадающими Стефаном Урошем III и Марией Палеолог. Икона. 1321–1323 гг. (крипта базилики свт. Николая в Бари) Базилика Н. в Бари была в основном возведена скорее всего между 1087 и 1105 г., хотя строительные работы продолжались на протяжении всего XII в. Вероятно, это было связано с политической нестабильностью, вызванной стремлением горожан к автономии и повлекшей разорение Бари в 1156 г. (ср.: Martin. 1993. P. 744-746). Так, в 30-х гг. XII в. был изготовлен алтарный киворий, немного позднее - мраморная епископская кафедра; примерно к тому же времени относится резной декор главного портала. Храм был освящен лишь в 1197 г. Конрадом фон Кверфуртом, еп. Хильдесхайма и имп. канцлером. К тому времени вокруг базилики сложился комплекс зданий, включавший жилища клириков, приют для паломников, портики и т. д. До 1105 г. храмом управлял аббат Илия, к-рый с 1089 г. занимал также архиепископскую кафедру; до того он именовался «аббатом и управляющим базилики» (напр., в дарственной грамоте проэдра Маурелиана (февр. 1089); см.: Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 5. P. 23). Илия обладал большим политическим влиянием (в 1095 горожане поклялись выполнять все его распоряжения «ради общего блага»; см.: Muratori L. A. Rerum Italicarum Scriptores. Mediolani, 1724. T. 5. P. 154); он был похоронен у входа в крипту базилики. Преемником Илии стал аббат Евстасий († 1123), основатель бенедиктинского мон-ря Оньиссанти-ди-Кути в Валенцано; он также совмещал должности монастырского аббата и управляющего базиликой (см.: Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1962. Vol. 9. P. 332-333). В документе 1105 г. Евстасий именуется «аббат, управляющий и хранитель церкви св. Николая, где почивает его священное тело, в городе Бари» (abbatem et rectorem atque custodem ecclesie sancti Nycolai ubi sacrum corpus eius iacet de civitate Bari - Codice diplomatico barese.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРИ [итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая , архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82). История Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги , соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Во всех сказаниях сообщается об исцелениях от мощей Н., к-рые начались сразу же после прибытия святыни в Бари; наиболее подробно чудеса описаны в сочинении Никифора, кратко - в сказании архидиак. Иоанна и в Киевской легенде. В сказаниях упоминается 100-125 чудес, к-рые произошли в неделю, последовавшую за перенесением, и о паломниках, к-рые приходили в Бари из разных мест, преимущественно из Юж. Италии (см.: Oldfield. 2014. P. 231-232, 248-249). Согласно беневентской редакции сказания Никифора, на 6-й день епископы Апулии собрались в Бари, чтобы поклониться святыне. Уже 8 июля 1087 г. под рук. аббата Илии началось строительство базилики во имя Н. В Киевской легенде сообщается, что «многа же даяния приношаху к святому, злото и сребро и ризы многоценныи»; благодаря щедрым пожертвованиям «създаша... церковь преславну и велику и красну сущю». Изучение сказаний Исцеление от мощей свт. Николая Чудотворца в Бари. Миниатюра из Лицевого Жития свт. Николая Чудотворца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Больш. 15. Л. 165 об.) Исцеление от мощей свт. Николая Чудотворца в Бари. Миниатюра из Лицевого Жития свт. Николая Чудотворца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Больш. 15. Л. 165 об.) Обстоятельства перенесения мощей Н. стали предметом полемики между исследователями, к-рые по-разному интерпретировали сведения, изложенные в сказаниях. Твердо установленной можно считать дату перенесения мощей Н.- 1087 г., к-рая указана во всех лат. сказаниях и хрониках. Согласно Киевской легенде, перенесение мощей Н. состоялось во время правления визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) и при К-польском патриархе Николае III Грамматике (1084-1111), в княжение Всеволода (Андрея) Ярославича в Киеве (1078-1093) и Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха в Чернигове (1078-1094), т. е. между 1084 и 1093 гг. По свидетельству Никифора, мощи Н. были вывезены из Мир вечером 11 апр. (в сказании Иоанна - 20 апр.) и доставлены в Бари утром 9 мая, в воскресенье (согласно Киевской легенде, это произошло вечером). Попытка Дж. Праги доказать, что перенесение мощей Н. состоялось в 1071 г. ( Praga. 1931-1937), была убедительно опровергнута Нитти ди Вито ( Nitti di Vito. 1937; Idem. 1942. P. 147-221).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010