Фундаментальный труд о святителе Николае Мирликийском представлен в Москве 1 апреля 2011 г. 19:33 Презентация книги «Добрый кормчий», посвященной святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, состоялась 30 марта 2011 года в Музее русской иконы в Москве. Как сообщает «Благовест-инфо» , в мероприятии приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и архиепископ Рязанский и Касимовский Павел , оказавший содействие при работе над книгой, а также написавший к ней предисловие. Книга представляет собой прекрасно изданную и роскошно иллюстрированную коллективную монографию, написанную известными исследователями из России, Греции, Италии, Болгарии, Польши, США и Германии. Материалы сборника сгруппированы по рубрикам «Агиография», «Гимнография» и «Иконография». В издание вошли новые сведения о житии и чудесах свт. Николая, их историчности и археологических подтверждениях достоверности памятников византийской письменности. В сборнике впервые публикуются древние латинские и греческие памятники, посвященные Николаю Чудотворцу. Большой интерес представляют уникальные по своей полноте исследования отечественных и зарубежных ученых по иконографии свт. Николая, которые сопровождаются многочисленными цветными репродукциями миниатюр, фресок и икон. Как подчеркнул, открывая презентацию, архиепископ Павел, издание этого труда имеет большое значение «для всей полноты Русской Православной Церкви, а также для всех, кто почитает свт. Николая». Он особо отметил, что статьи для сборника написаны представителями разных христианских церквей, принимавшими участие в международной конференции 2007 г. в Бари, которая и стала отправной точкой для работы над представленным фундаментальным трудом. Об этапах подготовки книги подробно рассказал инициатор издания и организатор конференции, известный специалист в области православной агиографии А.В. Бугаевский, который выразил уверенность в необходимости нового этапа исследований различных сторон жития и почитания святителя. С этим было связано и проведение конференции в Бари, которое благословил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/1443196.ht...

В соборе имеется ковчежец со святынями (часть Креста Господня, часть дуба Мамврийского, св. ап. и ев. Марка, преп. Германа Аляскинского, сщмч. Владимира, митр. Киевского, свт. Филарета, митр. Московского, преп. Герасима Иорданского, свт. Луки, архиеп. Красноярского, свт. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского, преп. Евфимия Великого, преп. Саввы Сторожевского, преп. Моисея Угрина, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая, архиеп. Мирликийского, свт. Иоасафа Белгородского, св. блгв. вел. кн. Александра Невского, свт. Филиппа, митр. Московского, св. вмч. Анастасии Узорешительницы, свт. Иннокентия, митр. Московского, свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского). Кроме того, в соборе имеются иконы сибирских святых с частицами их святых мощей: свт. Иннокентия, митрополита Московского, свт. Иоанна, митрополита Тобольского, сщмч. Гермогена, епископа Тобольского, мученика Василия Мангазейского, св. прав. Феодора, старца Томского, св. блж. Матроны Московской. Имеются также и другие святыни: камень с горы Фавор - места Преображения Господня, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение», освященные на первообразах на Святой Горе Афон (Греция), икона Апокалипсиса, с частицей из пещеры Апокалипсиса на острове Патмос (Греция), икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освященная на его святых мощах в г. Бари (Италия). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черногорск) : Монастыри Хакасии [ править править код ] В Республике Хакасия строится первый женский монастырь при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Черногорске . Храмы Хакасии [ править править код ] Основные храмы Хакасии Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черногорск) [ править править код ] В 2007 году Черногорскому храму Рождества Пресвятой Богородицы исполнилось 15 лет. Первая служба была проведена 26 апреля 1992 года на Пасху. Но по традиции «День Рождения» храма празднуют 21 сентября, в престольный праздник, когда церковь вспоминает Рождество Пресвятой Богородицы. Памятная надпись у входа в храм, выполненная на мраморной плите:

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Хак...

У свт. Николая есть ряд других важных эпитетов, которыми он был наделён, повторяя и в этом случае принцип многоимённости Христа Спасителя. Он именуется: «из Мир» или просто «Мирейским», «мироточивым», «чудотворцем» или «великим чудотворцем» 35 , «святым», «божественным» 36 , «известным» 37 , «избавителем мира» (κοσμορστης) 38 , «святым служителем Христа» 39 , «архииерархом» (ρχιερρχης) 40 , «горячим заступником» (θερμς ντιλπτωρ) 41 , «вселенским предстателем» (οικου­μενικς προσττης) 42 , «известным» (περινυμος) 43 . Эпитет «мироточивый» появился во втором тысячелетии в небольшом числе текстов в связи с упоминанием мощей, которые продолжали мироточить в базилике г. Бари. Наиболее распространённым оказывается эпитет «Чудотворец» – самый устойчивый и узнаваемый при характеристике святого. В византийской традиции, особенно II тысячелетия, он твёрдо закрепился за свт. Николаем. Только у прп. Феодора Студита свт. Николай дважды назван «Чудосовершителем» 44 – это как дань античной языческой культуре, которая угасала и во времена прп. Феодора Студита уже не представляла никакой опасности. Также в византийской традиции используется именно термин «чудотворение». Он неоднократно применяется при описании жития и чудес свт. Николая. Самое главное чудо, через которое особенно прославился свт. Николай, – освобождение им трёх византийских военачальников, оклеветанных перед святым царём Константином и обречённых на казнь. Другие чудеса святого были по преимуществу проявлением человеколюбия – особой добродетели, которая в античной, а затем в византийской традиции считалась царской или императорской 45 . Но именно во II тысячелетии слово «чудотворец» становится постоянным эпитетом свт. Николая. Одним из авторов, особо прославившим свт. Николая, оказался кипрский «златоуст» конца XII – начала XIII в. прп. Неофит Затворник, который пять раз называет его «чудотворцем» в специальном похвальном слове 46 и один раз – в своих гомилиях 47 . Ранее прп. Неофит, прп. Симеон Новый Богослов прилагают к свт. Николаю тот же эпитет 48 . Позже – Нил Кавасила , который посвятил свт. Николаю, «мироточивому» и «чудотворцу», специальное слово 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Град Барский радуется и вся вселенная ликовствует… Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения)    Русская церковь    Праздничная всенощная    Базилика Сан Никола    Божественная литургия на      гробнице свт. Николая     Улица у храма     свт. Спиридона    Божественная литургия    Фреска в жертвеннике    Мощи свт. Спиридона    Мощи св. царицы Феодоры   Пелена с изображением чуда ©Православие.Ru 2004 В мае делегация Русской Православной Церкви совершила паломничество в город Бари к мощам святителя и чудотворца Николая, а также на остров Корфу. В паломническую группу, которую возглавляли архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий и епископ Липецкий и Задонский Никон, входило более ста тридцати человек: духовенство Саранской и Липецкой епархий, насельники московского Сретенского мужского монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, учащиеся Московских Духовных школ, Сретенской духовной семинарии, монахини Малоярославецкого Никольского монастыря вместе с воспитанницами монастырского приюта. Едва Ту-154, оторвавшись от взлетной полосы аэропорта Домодедово, набрал высоту, архиепископ Варсонофий из кабины пилота по громкой связи начал читать акафист святителю Николаю. Иллюминаторы самолета заполнила яркая голубизна неба, в котором медленно проплывали ослепительно белые облака. Где-то далеко внизу виднелась земля, похожая сверху на лоскутное одеяло, состоящее из прямоугольников полей, пересекаемых нитками рек и шоссе. «Пролетаем над Киевом» сообщила стюардесса, и паломники приникли к иллюминаторам. Под нами – скопление едва различимых глазом серых квадратиков-крыш, среди которых на мгновение сверкнула на солнце золотая искра – может быть, главка колокольни Свято-Успенской Киево-Печерской лавры? Для Бога наши земные границы – условны, и в небе Украины, также, как только что в небе России, с особой силой звучали строки акафиста святителю Николаю: «Имеяше воистину, отче Николае, с Небесе песнь тебе воспеваема быти, а не от земли…» Через два с половиной часа самолет совершает посадку в аэропорту Бари. Конечно, здесь уже не раз видели паломников из России, но одновременное появление такого количества духовенства в рясах с православными наперсными крестами невольно привлекает внимание окружающих. Прохожие при виде их останавливаются и затем долго смотрят вслед.

http://pravoslavie.ru/1723.html

Наиболее ранние образы святого известны по сохранившимся произведениям, датируемым не ранее VII-VIII вв. Судя по ним, иконография Н. была вариативна, что свидетельствует о ее становлении в тот период ( Баччи. 2011. С. 310). Сохранились 3 печати с образом Н. (погрудные с нимбом), имеющие надписание с его именем: на самой древней, принадлежавшей епарху Николаю (VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон, см.: Там же. Ил. 4. С. 298, 301), у святого короткие волосы и борода (плохо просматривается); на 2-й - Н. показан с омофором, у него высокий лоб, широкие брови, волосы на голове и борода короткие (Национальная б-ка Франции, см.: Там же. Ил. 5). Тот же тип изображения представлен на архиерейских печатях (напр., на печати митр. Комитаса, VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон; В. Лоран датирует ее VII-VIII вв., см.: Laurent V. Le corpus de sceaux de l " empire byzantin. P., 1963. Vol. 1. N 929. Pl. 125; San Nicola. 2006. Cat. 1.2, 1.3, 1.4) и позднее воспроизводился на похожих медальонах, напр. на том, к-рый украшает реликварий в виде правой руки, созданный для частицы мощей Н. по заказу католикоса Киликийской Армении Констандина IV и вложенный в Софийский храм в Сисе (1315 или 1325, Армянский Католикосат Великого Дома Киликии, Ливан; см.: Byzantium. 2004. Cat. 72. P. 136-137). Возможно, к образам на печатях восходит «портрет» Н. в круглом медальоне в свитке «Exultet» из собора в Бари (Епархиальный музей, Бари, 2-я четв. XI в.) - лик святого округлый, с крупными чертами, с короткими волосами, обрамляющими высокий лоб, с короткими усами и бородой. Чудо спасения Димитрия. Роспись в базилике свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. XII в. Чудо спасения Димитрия. Роспись в базилике свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. XII в. Древнейшие иконы визант. периода, на к-рых встречается образ святителя, сохранились только в мон-ре вмц. Екатерины на Синае ( Weitzman. 1976. P. 33, 52, 53, 61). На створке триптиха, являющегося в свою очередь 4-частной иконой, выполненной в технике энкаустики (VII-VIII вв.- по мнению К. Вайцмана; нач. IX в.- по мнению Н. Паттерсон-Шевченко), вместе с Н. представлены апостолы Петр и Павел, свт. Иоанн Златоуст. Н. показан седовласым старцем с клиновидной средней длины бородой, в светло-желтой фелони, в багряном подризнике, с узким белым омофором, спускающимся с левого плеча; левой рукой он прижимает к себе закрытое Евангелие, правой благословляет. Сохранилась также икона X в. с образом Н. и прп. Зосимы Палестинского: Н. представлен в епископских одеждах, волосы у него с проседью, борода короткая, заостренная.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Миры Ликийские, место подвигов святителя Николая ФОТОГАЛЕРЕЯ Миры Ликийские Город Миры (Μρα), в котором жил, проповедовал и был погребен святитель Николай, известен со времен Античности. Знаменитый историк Плиний Старший называл Миры «жемчужиной побережья Страны солнца», т.е. Ликии. От города, расположенного в 5 км от средиземноморского побережья на берегу реки Андрак (ныне Демре), сохранились развалины амфитеатра и высеченные в скалах, подчас достаточно высоко, гробницы. Согласно Деяниям Апостолов, именно в Мирах Ликийских апостол Павел ступил на землю Малой Азии по дороге в Рим: «...переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские» (Деян., 27:5). После османского завоевания Малой Азии город получил новое имя – Демре (Demre). Главными туристическими объектами Демре являются древний греко-римский амфитеатр и, конечно же, церковь святителя Николая. vk fb tw ok @ g+ lj Миры Ликийские. Вид на высеченные в скале гробницы Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Древняя гробница Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Древний амфитеатр Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru Храм святителя Николая Церковь святителя Николая была построена в IV веке, сразу после смерти святителя. После землетрясения, уничтожившего постройки, на её месте возвели базилику, разрушенную в VII веке арабами. Современный храм был возведен около VIII века. Чтобы обезопасить святыню от постоянных набегов арабов, в XI в. византийский император Константин IX Мономах повелел преобразовать церковь в монастырь, окружив его крепостной стеной. После того, как Миры были завоеваны турками-сульджуками, итальянские купцы из города Бари выкрали в 1087 г. мощи святителя Николая и отвезли их в родной город. В дальнейшем церковь была затоплена грязевыми водами реки Мирос. Церковь была полностью покрыта грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни (сейчас большая часть храма находится на 7 метров ниже уровня земли). Храм был раскопан в конце XVIII – начале XIX вв. В середине XIX в. развалины храма посетил русский путешественник А.Н. Муравьёв, который начал собирать средства на его восстановление. Император Александр II выкупил остатки храма и прилегающий участок земли. В начале 1858 года начались восстановительные работы, которые вызвали беспокойство Константинопольского Патриархата и турецких властей. Турки запретили проводить какие бы то ни было работы по восстановлению святыни, и в результате собранные деньги пошли на покупку участки в Бари и строительство там храма в честь свт. Николая.

http://pravoslavie.ru/126508.html

Базилику не трудно найти, она находится на побережье, которое справа, если смотреть " сверху " на старую часть города. Базилика отмечена на всех картах. В здании справа от главного входа в Базилику паломники покупают бутылочки с водой, освященной миром Святителя Николая, масло из лампадки, а также прекрасные иконочки (в том числе и в византийском, православном стиле). Масло и иконочки можно потом освятить на благословенных мощах Святителя во время молебна (для этого их нужно отдать о.Владимиру до начала молебна). Надежда 1 января 2010, 11:58 Дорогой батюшка о. Владимир! Благодарю за чудесную статью!!! Очень люблю и почитаю Свт. Николая! Слов нет у меня, чтобы передать мои чувства! Только недавно я поняла, насколько все святые любят нас, сразу откликаются на наши воздыхания! Они рядом с нами всегда, жалеют нас и помогают нам всегда!!! Желаю всем православным укрепления в вере! Анна 30 декабря 2009, 22:12 Очень хотелось бы там побывать, но Вы правы Александр, не у всех есть такая возможность. Ольга 27 декабря 2009, 23:16 Спасибо за чудесную статью Алексий 27 декабря 2009, 18:56 Спасибо!!! Алексий. Саня 24 декабря 2009, 16:35 ... " Я бы хотел, чтобы Россия и наш народ никогда не оставляли вот этой традиции – праздновать память святителя Николая у его мощей. " - Вы даже не представляете, дорогой отец Владимир, как многие из нас хотели бы...праздновать память святителя Николая у его мощей. Но у очень многих из православных мирян нет такой возможности - и по первому разу прибыть в Бари. Дело даже порой не в деньгах, а в отдаленности этого града и в сопутствующих трудностях по этой причине. Например, пишущий эти строки, в последние годы плотно привязан к месту проживания из-за ухода за тяжелобольным отцом. ...Главная же мечта (в паломническом аспекте) теперь в моей жизни, когда-нибудь, если представится такая возможность, - попасть на Святую Землю, в Храм Гроба Господня, да еще и в Страстную Субботу, и так, чтобы сподобиться великой радости - присутствовать вместе с ликующими братьями и сестрами по вере, при схождении Благодатного Огня.

http://pravoslavie.ru/33289.html

Неожиданную реплику на сомнения В. Г. Григоровича-Барского в подлинности мощей свт. Николая в Бари можно обнаружить в записках другого, позднейшего паломника - Владимира Мордвинова, посетившего базилику свт. Николая в 1873 г. «В бытность мою в Бари-граде, - пишет В. Молчанов в своих «Воспоминаниях о Бар-граде» (СПб., 1874), - привелось мне слышать от некоторых лиц о странном явлении, нередко случающемся: многие из притекающих на поклонение мощам св. Николая иногда сподобляются видеть честныя кости Святителя, почивающие на дне гробницы под престолом, иногда же не удостоиваются этой чести, и как ни напрягают они свое зрение, но рассмотреть, содержится ли что-либо в той гробнице, не могут; другим же никогда не приходится видеть своими очами святыню, сколько бы раз ни приходили для поклонения ей в церковь» (50). И далее следует своего рода список свидетелей, как видевших «очима своима грешныма» мощи святителя, так и не видевших, а также тех, которые однажды видели, а в другой раз нет (51). Очень хотел В. Г. Григорович-Барский побывать и в Мирах Ликийских. Однажды 15 сентября 1726 г. он плыл на корабле с острова Родос на Кипр, когда наступил полный штиль: «умолкоша ветри, и не могохомъ плити ни семо, ни овамо, колеблющеся на единомъ месте». «Взийдохомъ же того дне еще на болшую широту морскую и не видехомъ ни острововъ, ни брега нигде же, токмо мало Анатолии». Тут выяснилось, что именно это «место Мирликия именуется, идеже поживе и умре Святитель Христовъ Николай. Есть же тамо (слишахъ) и гробъ, идеже первее святие его лежаху мощи, таже пренесошася въ Баръ градъ; но и та въмале ищезе отъ очею нашею...» (52). Спустя десять лет в августе 1736 г. В. Г. Григорович-Барский опять «пловохомъ воскрай Анатолии, земли великой». «Таже мимоидохомъ Мирликию, сиестъ отчество святителя Христова Николая...». На этот раз паломник постарался описать хотя бы вид на нее с моря: «въ Мирликии же брегъ низкий, под горами, песковатий, протязается несколико стадий, лепо певгами и инними древеси лесними пораслий». Этот вид паломник зарисовал («любве ради и говения къ Святителю, начертахъ брегъ съ древеси и горами») и постарался разузнать хоть что-нибудь о нынешнем состоянии святыни. Вот что ему удалось выяснить: «Тамо, за песками, гори великии далече протязаются и при горахъ обретается малая, ветхая и пустая церковь, в ней же и донине гробъ святаго Николая, в камени, на подобее кивота изсеченъ, идеже исперва опочиваху его чудотворнии мощи и оттуду пренесошася въ Баръ градъ... Къ храму и гробу Святаго отъ окрестныхъ странъ приходятъ на поклонение...». Русскому паломнику также рассказали, что в мирликийском храме «пустинножителствуетъ некий убогий старецъ, стражбы ради церквы, и питается от милостини христианской». О себе же В. Г. Григорович-Барский с горечью добавил: «Азъ же не сподобихся отъити, спешения ради корабля». Интересно его объяснение этой неудачи: «Довлеетъ же мне первое поклонение, еже сотворихъ в Баре».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Но и тут есть западные истоки: образ свт. Николая Можайского восходит к скульптурному образу свт. Николая Барийского (Бари — город в Италии, где покоятся мощи св. Николая). Связи Руси с Италией активизируются во второй половине XV в., особенно после хождения русских на Флорентийский собор (1438–1439 гг.). Итальянские зодчие приезжают работать в Россию, они отстраивают Московский Кремль и его соборы, а русские люди посещают святые места в Италии, в том числе и Бари. И поскольку любовь православных велика к свт. Николаю, то копии статуи в Барии появляются и в России, конечно, не в виде круглой скульптуры, а в виде рельефа. В Древней Руси были распространены не только резаные из дерева образы, но и резные каменные иконки, резьба по кости, литые образки и складни. мастер Амвросий. Икона-складень. 1456 г. В XVIII–XIX вв. популярность приобрели резные фигуры св. Нила Столобенского. Но все эти скульптурные произведения стремились к иконной плоскости, не подчеркивали телесность человека, выявляя через пластику духовное содержание образа. Доля таких изображений в общей массе священных образов была невелика, более привычной для русского православного человека оставалась писанная икона. Так было вплоть до XX в. Даже в Синодальный период, когда западные художественные стили господствовали в церковном искусстве, скульптура имела очень ограниченное распространение. В постсоветский период церковная культура интенсивно возрождается, восстанавливаются храмы, возвращаются святыни, причисляются к лику святых новые мученики и подвижники. И на этой волне мы видим распространение традиции, которую все же нельзя назвать исконной, это скульптурные изображения святых. Одним из инициаторов этого процесса еще в поздние советские годы стал скульптор Вячеслав Клыков. Его работы — свв. Кирилл и Мефодий на Славянской площади в Москве, св. вмч. Елизавета Федоровна в Марфо-Мариинской обители, памятник преп. Сергию Радонежскому в Радонеже, памятник княгине Ольге в Пскове и др. памятник св. Елисавете Феодоровне в Марфо-Мариинской Обители милосердия, г. Москва. День памяти великой княгини Елисаветы Федоровны. 18 июля 2009 год. Фото Е. Степановой

http://azbyka.ru/nuzhny-li-pamyatniki-sv...

Другим великим чудотворцем, помимо свт. Григория Чудотворца , стал свт. Николай. Он, как чудотворец, отгоняет врагов 70 и, как «отец спасения», благодетельствует целым народам: «О богоносная слава, отличный пастырь народов, Николай, архиерей Мир Ликийских И Бари, человеколюбче, чудотворче славный, Даровавший тьму твоего благодеяния тьмам Учеников и дев, моряков и купцов, На земле и море, отец спасения» 71 . Он больше всех других святых знаменит чудесами, за совершение которых ему воздаётся особая честь 72 . По описанию Никифора Каллиста Ксанфопула, в стихотворном изложении чудес свт. Николая, у него столько чудес, что их не вместит «мир с описаниями из книг» 73 . Утверждение Никифора Ксанфопула является, по сути дела, скрытой, но достаточно узнаваемой аллюзией на окончание Евангелия от Иоанна, где говорится о деле Спасителя как невместимом для мира. Тем самым автор проводит почти прямую параллель между великим святым Чудотворцем Николаем и Спасителем Христом. Пример Чудотворца Николая доказывает существование чудес для тех, кто в них сомневается 74 . Прп. Неофит Затворник в «Праздничной книге» завершает своё слово, посвящённое свт. Николаю, строкой, похожей на акафистное пение: «Радуйся, отце святый Чудотворче Николае, источник чудес, сирых отец и вдов предстатель» 75 . В статье были приведены только избранные места с эпитетом «чудотворец» применительно к личности свт. Николая. Естественно, что при более детальном обращении к многочисленным текстам в честь Мирликийского святителя появится ряд новых коннотаций. Однако и приведённых примеров достаточно, чтобы представить себе историю почитания свт. Николая, врача и чудотворца, которое стало нормативным во втором тысячелетии, когда свт. Николай промыслительно оказался хранителем и представителем не только Востока, но и Запада. Библиография Античные источники Athenaeus. Deipnosophistae//Athenaei Naucratitae Deipnosophistarum libri XV/hrsg. G. Kaibel. Leipzig: Teubner, 1–2:1887; 3:1890 (repr. 1–2:1965; 3:1966). Heron. De automatis//Heronis Alexandrini Opera quae supersunt omnia/hrsg. W. Schmidt.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010