Древние образцы З. представляют собой попытки создания символического богословского и изобразительного единства. В З. позднего периода эта тенденция отсутствует, что, вероятно, обусловлено утратой понимания символики и места предмета в литургическом действе. В совр. шитье изображения на З. носят преимущественно декоративно-орнаментальный характер, хотя наблюдается возрастающий интерес к созданию сюжетных произведений. Лит.: Paul. Silent. S. Sophia; Симеон Солунский, свт. Разговор о священнодействиях и таинствах церковных//Соч. СПб., 1856. С. 186-189, 195-196; Филимонов Г. Д. Церковь св. Николая Чудотворца на Липне близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в рус. церквах. М., 1859. С. 29, 63; Стасов В. В. Заметки о древней рус. катапетазме//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 6. С. 534-541; Путешествия Новгородского архиеп. Антония в Царьград/Предисл. и примеч.: П. Савваитов. СПб., 1872; Красносельцев Н. Ф. Объяснение литургии, сост. Феодором, еп. Андидским//ПС. 1884. Т. 1. С. 397-398; он же. Сведения о нек-рых литург. рукописях Ватиканской б-ки. Каз., 1885; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902; Голубинский. История РЦ. М., 1904. Т. 1. 2-я пол. С. 175; он же. Археологический атлас ко 2-й пол. 1 т. Истории РЦ. М., 1906. Л. 46. Рис. 1; Добронравов Г. С. История катапетасмы. М., 1912; Иларион (Троицкий), архим. История плащаницы//БВ. 1912. Февр. С. 362-393; Millet G. Broderies religieuses de style byzantin. P., 1939. Vol. 1: Album; 1947. Vol. 2: Texte; Du Cange Ch. Du F. Glossarium ad scriptores mediae et infimae Graecitati. Graz, 1958r; Johnstone P. The Byzantine Tradition in Church Embroidery. L., 1967; НКС. 1983. Т. 4; Иерусалимская А. А. Ткани собора Св. Софии в К-поле (в поэме Павла Силенциария)//Вост. Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв.: Сб. ст. Л., 1988. С. 8-19; Pelikan J. J. Imago Dei: The Byzantine Apologia for Icons. Wash.; Princeton, 1990; Смирнова Э. С. Катапетасма 1555 г.: К иконогр. программе окаймления//Осам векова Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура. Београд, 2000. С. 495-503; Миркович Л. Искусство церк. шитья: Завесы царских врат (катапетасмы)//Убрус: Церк. шитье: История и современность. СПб., 2003. 1. С. 29-36; Успенский Н. Д. Визант. литургия: Анафора. М., 2003.

http://pravenc.ru/text/182423.html

Данный труд Георгия Дмитриевича Филимонова пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Церковь св. Николая Чудотворца на Липне, близ Новгорода : Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах/[Соч.] Георгия Филимонова. - Москва : тип. Каткова и К°, 1859. - 64 с., 15 л. ил. (Археологические исследования по памятникам; [Вып. 1]). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Filimo...

Климент, архиепископ Новгородский и Псковский В 1274 году архиепископ Новгородский Далмат благословил своего духовника Климента возглавить после своей кончины Новгородскую кафедру. 2 августа 1276 года он был хиротонисан в Киеве митрополитом Кириллом († 1281) во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. Преосвященный Климент стремился к миру в своей епархии. Он часто мирил в Новгороде враждующих князей. В 1280 году он примирил великого князя Владимирского Дмитрия с новгородцами. Известен он и как строитель церквей. В 1292 году им поставлена церковь святителя Николая на Липне (на берегу Ильменя), а в 1296 году – церковь Воскресения на «Кремлевских воротах» по случаю победы над шведами в Невской битве 1240 года. Скончался 22 мая 1299 года. Литература Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 11, 236, 238. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 34. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – Т. 3. – С. 63–67, 73, 129, 181, 120–123: т. 4. – С. 43, 45; т. 5. – С. 199, 201, 203, 216: т. 7. – С. 173–175, 182, 199; т. 10. – С. 152, 158, 172: т. 16. – С. 55–56, 63, 317. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1362. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 737. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008