периода неизвестны в отличие от большого количества сохранившихся изображений князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с образами к-рых уже на ранних этапах развития иконография В. С. была тесно связана (см. ст.: Борис и Глеб ). Предположения нек-рых ученых о том, что В. С. был изображен на фресках таких домонг. храмов, как собор Успения Пресв. Богородицы во Владимире или ц. Преображения Господня на Нередице ( Петров. 1888(2); Sycev. 1932), из-за плохой сохранности или разрушения памятников не могут считаться доказанными. Греч. проповедник представляет кн. Владимиру изображение Спасителя. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 58) Греч. проповедник представляет кн. Владимиру изображение Спасителя. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 58) Вероятно, сложение иконографии В. С. связано с Вел. Новгородом и приходится на рубеж XIII-XIV вв. По предположению Т. Ю. Царевской, изображение В. С. как старца в синем кафтане и красном плаще сохранилось в росписи диаконника ц. свт. Николы на Липне близ Вел. Новгорода (между 1292-1299) (см.: Царевская Т. Ю. Новые данные о составе росписей церкви Николы на Липне//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Русь: Византия: Балканы: XIII век. С. 421 (схема), 426, 429-430). В 1311 г. архиеп. Давид возвел на воротах новгородского Детинца первую на Руси церковь во имя равноап. кн. Владимира, для к-рой должны были написать храмовый образ. Возможно, с древнейшими изображениями В. С. могла быть связана утраченная в XX в. икона, к-рая происходила из той же церкви и хранилась в Никольской часовне новгородского Детинца ( Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 104; Гусев. 1921. Табл. VI). На этой иконе (XVI в.?) в отличие от известных ранних иконных изображений В. С. был представлен по пояс, с крестом и свитком с надписью, воспроизводившей текст молитвы В. С. после Крещения киевлян. Рядом с фигурой В. С. размещались изображения мучеников Кирика и Иулитты, чья память также празднуется 15 июля, а по сторонам лика князя находились полуфигуры его сыновей Бориса и Глеба в круглых медальонах.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Сведений об обретении иконы на Липне в древних новгородских летописях мало; под 1113 г. сообщается только о закладке князем Мстиславом Никольской церкви. В XVII в. появляется больше подробностей. В Уваровской летописи говорится: «Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новогород, доска круглая» Между тем в пространной редакции Новгородской III летописи, составленной в конце XVII в., дается больше подробностей: «Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая. Икону ту устроиша в том превеликом храме, на Ярославли дворищи, в церкве; а взяли на Липне, при архиепископе Иоанне». Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось. Тем не менее круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. В медальонах, включенных в основную композицию, помещались Спаситель, благословляющая Десница Божия, ангелы, те или иные святые, т. е. те, кто незримо участвовал в изображаемых событиях. Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской (ГИМ, Хлуд. 129 д) и из монастыря Пантократор (Афон, Пант. 61), где изображались иконы, как правило, круглой формы, которые служат объектом поругания со стороны иконоборцев и защиты со стороны иконопочитателей. В комниновское время, а именно во второй половине XI-XII вв., такие иконы появляются реже

http://pravmir.ru/ikona-nikolaya-chudotv...

Русь во времени, в личностях, в идеях: Альм. СПб., 2015. Вып. 3. С. 111-132; Назаренко А. В. «Никола вешний»: Новое об обстоятельствах установления на Руси памяти свт. Николая Мирликийского 9 мая//Церковь в истории России. М., 2016. Сб. 11. С. 258-284; Шарихина М. Г. Синтаксические особенности славяно-рус. переводной агиографии XIV-XV вв.: (На мат-ле рус. списков Жития Николая Мирликийского): Канд. дис. СПб., 2016. Н. В. Пак Почитание на Руси широко распространилось вместе с принятием христианства. По сведениям Летописи, ц. во имя Н. была построена на могиле Аскольда (НПЛ. С. 107; см. ст . Аскольд и Дир), что в свете устной традиции, считавшей Аскольда и Дира первыми рус. христ. правителями, давало основание для предположения, будто Аскольд был крещен с именем Николай. Однако сведения, приведенные в летописи, невозможно считать вполне достоверными; их можно рассматривать в качестве предания, которое свидетельствует о том, что почитание Н. проникло на Русь на самом раннем этапе христианизации. Встречается мнение, что центром почитания Н. был Новгород, т. к. там находилось особенно много церквей, посвященных святителю (наиболее известны храмы Николы на Липне (1292), Николы Белого (нач. XIV в.)). Однако вряд ли можно говорить в этой связи о какой-то особой роли Новгорода, т. к., напр., своим покровителем и защитником святителя считали также жители Изборска, где главный храм был посвящен Н., в др. городах средневек. Руси также строились многочисленные храмы и мон-ри во имя Н. В Москве, по легенде, 1-ю ц. во имя Н. в 1304 г. основали беженцы из Киева от татаро-монгольского нашествия. В 1390 и в 1401 г. упоминается мон-рь Николы Ветхого, к-рый находился на ул. Никольской в Китай-городе, рядом с Заиконоспасским в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-рем, напротив муж. мон-ря в честь Богоявления. В разные периоды он именовался «Никола Старый», «Никола Большая Глава», «что на Крещатике», «у Крестного целования» (подробнее см. в ст .: Московский греческий святителя Николая Чудотворца монастырь ). В Китай-городе с 1468 г. известен также храм Николы Мокрого (разрушен в 1932). В 1380 г. в 25 км от Москвы основан мон-рь Николы Угрешского. В 1498-1506 гг. в Московском Кремле строилась ц. свт. Николая Гостунского (разобрана в 1817), в 1818 г. в колокольне Ивана Великого переосвящен новый Николо-Гостунский собор. Всего к XVI в. в Москве существовало 6 церквей с посвящением Н. Частицы мощей Н. начали прибывать на Русь с XV в., вероятно, они привозились послами в качестве даров из Греции. На Руси были восприняты основные аспекты почитания Н., напр., его помощь морякам и терпящим бедствие на воде, что отражено в названии собора, посвященного Н. в С.-Петербурге (Никольский Морской собор, сер. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Из книги: " История Русского искусства " . Том 1. - Москва: " Изобразительное искусство " , 1991 Каменная церковь Николы на Липне построена согласно летописным данным в 1292 г. по заказу новгородского архиепископа Климента в восьми километрах к югу от Новгорода. Памятник относится к типу небольших кубических крестово-купольных, четырехстолпных, одноглавых, одноапсидных храмов. Апсида понижена примерно до половины высоты церкви. Конструктивное решение традиционно, но имеет и свои особенности. Четыре мощных столба поддерживают подпружные арки, на которые с помощью парусов опирается световой барабан. Столбы переменного сечения – внизу квадратные, вверху крещатые. Столбы соединены со стенами двумя ярусами арок. На нижние арки в западной трети опираются угловые камеры и связывающие их переход-хоры. Вход в церковь с трех сторон. Фасады решены сдержанно. Углы закреплены лопатками. Фасады имеют трехлопастное завершение, форму которого повторяет аркатурный пояс и поребрик. В интерьере сохранились фрагменты фресковой живописи XIII в. Памятник представляет собой редкий и интереснейший образец небольшого храма конца XIII в. Имеет большое значение для истории русской архитектуры. В ходе проведения ремонтно-реставрационных работ в 2016-2019 г.г. была выполнена вычинка и укрепление кладки стен фасадов и в интерьере, замена покрытия пола, замена стропильной системы и покрытия кровли над куполом, апсидой и основным объёмом, замена оконных и дверных заполнений, покраска стен в интерьере и обмазка фасадов, противоаварийные работы по укреплению и консервации настенной живописи в интерьере, устройство булыжной отмостки, археологические раскопки на прилегающей территории, музеефикация остатков паперти и колокольни. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Никольский храм стоит на острове Липно в северной части дельты реки Мсты, в 9 км к юго-востоку от Великого Новгорода. С востока остров обмывается рекой Плотница, являющаяся одним из многочисленных рукавов Мсты. На правом берегу реки расположен причал, куда могут подходить лодки с экскурсантами, направляющимися для осмотра храма. С юга и запада остров Липно обмывается протокой Большая Гнилка, а на севере - заболоченная низина (ранее это было оз. Игуменское). Вся эта местность с севера отрезана от материковой части Сиверсовым каналом, построенным в 1798-1803 годах и являющийся составной частью Вышневолоцкой водной системы. В весеннее половодье, когда Мста разливается на десяток километров, небольшой участок суши, на котором стоит храм, превращается в крохотный островок посреди обширного Ильмень-озера. Тогда создаётся впечатление, что и сам храм плывёт по волнам " Словенского моря " , как в старые времена часто называли оз. Ильмень.

http://sobory.ru/article/?object=01583

Ряд исследователей считают возможным относить ко времени кн. Всеволода и, т. о., вероятно, ко времени управления И. Новгородской епархией некоторые установления 2 важных для Новгорода законодательных документов, несомненно принятых князем в согласии с архиереем,- Устава кн. Всеволода о церковных судах, людях и мерилах церковных и Уставной грамоты кн. Всеволода церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках («Рукописание кн. Всеволода») (см.: Гиппиус А. А. К истории текста церковного Устава Всеволода//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Великий Новгород, 2003. Вып. 17. С. 163-173). В сохранившемся виде оба акта датируются исследователями более поздним временем. Первый восходит к документу нач. 80-х гг. XII в. или 20-х гг. XIII в. Второй, вероятно, был создан на рубеже XIII и XIV вв. Позднейшее предание относит ко времени архиерейства И. появление близ Новгорода «на Липне», недалеко от вост. берега оз. Ильмень, чудотворной иконы свт. Николая на круглой доске, приплывшей из Киева в Новгород (построенный на месте обретения иконы храм стоит на возвышенности, в половодье со всех сторон окружен водой). В Новгородской 3 летописи 1673 г. сообщается, что в 1113 г. «образ Николы, чюдотворца Мирликийскаго, приплыл ис Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме на Ярославле дворище, в церкви» (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 188). Однако более раннее, возникшее, вероятно, при архиеп. св. Евфимии II в сер. XV в. предание о чудотворной иконе свт. Николая, об исцелении кн. Мстислава и об основании Николо-Дворищенского собора, дошедшее в рукописях не ранее кон. XVII - нач. XVIII в., не упоминает И., относя названные взаимосвязанные в изложении предания события ко времени Новгородского еп. св. Никиты (см.: Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых и полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 608-614). Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80)

http://pravenc.ru/text/469530.html

По преданию, на месте храма в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. В ознаменование этого события вскоре после 1113 года на этом месте был основан Николаевский Липенский мужской монастырь и выстроена первая деревянная церковь. Строительство каменного храма началось в 1292 году по благословению новгородского архиепископа Климента. Предполагают, что окончание строительства и его освящение состоялось спустя четыре года - в 1296 году. Храм считается первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после ордынского нашествия на Русь. Церковь построили по образцу домонгольского храма Рождества Богородицы (1226 г.) в Перынском скиту. Это квадратный в плане четырехстолпный одноглавый храм с одной апсидой. Фасады имеют трехлопастное завершение, украшение стен простой аркатурой, повторяющей форму трехлопастной арки и такого же аркатурного пояса в верхней части светового барабана. Центральную ось на фасадах церкви подчеркивается узкими окнами в закомарах и парными окнами на уровне хор. По бокам от парных окон сделаны ниши (видимо, киоты) таких же размеров. Центральную ось на восточном фасаде поддерживает одна небольшая полукруглая апсида в половину высоты четверика. Световой барабан декорирован " бровками " над окнами. Этот тип храма получил дальнейшее развитие в новгородском зодчестве XIV века. Церковь была расписана фресками в 1293-1294 году. Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными). На хорах в угловой северной каморе до XVI века помещался придел сщмч. Климента, папы Римского. В XVI веке в церкви было устроено подцерковье. Монастырь был упразднён в 1764 году, Никольский храм становится приходским, стоящий на погосте Липно. Но из-за малочисленности прихожан погост Липно в 1798 году, как административную единицу, упраздняют, он исчезает с географических карт, а Никольский храм приписывают к Сковородскому Михайловскому мужскому монастырю, в составе которого он находился до 1917 года. Храмовая икона свт. Николая Мирликийского была перенесена в соборный храм Архангела Михаила и являлась одной из святынь Сковородского Михайловского монастыря. Тогда Никольский храм был перекрыт четырехскатной кровлей, а в середине XIX века к нему был пристроен притвор с двухъярусной колокольней. К концу XIX века церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко.

http://sobory.ru/article/?object=01583

кн. Иоанна Васильевича, всея России самодержца, и при архиеп. Пимене Вел. Новгр. и Пскова, повелением и стяжанием Никольского игумена Антония, обновлен бысть сий образ велик. чудотв. Николы Липен- ского мон.“. Эта икона находится ныне в Сковородском мон., к которому он приписан в 1798 г. По штатам 1764 г. монастырь был оставлен на своем содержании, но вскоре упразднен. Оставшаяся церковь св. Николая сохранилась доныне в своем первобытном виде и украшена древнею иконописью, но не фресковою. Филимонов, “Археолог. исследов. по памятник.”; вып. I, церковь св. Николая чудотв. на Липне, близ Новгор, Москва, 1859 г.; “Ист. Росс. Иер.”, V, 13; Ратшин, 399; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 253; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.”, I, 521; II, 20, 56, 77, 78; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 47; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 84; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 112, 58; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Новгор. писцов. кн.”, I, 711, 713, 714; II, 628; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 98, 224; “Извест. Археол. Общ.”, 1859 г., I, 345 (об обретении иконы св. Николая); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 123 (писц. кн. 1583 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 197, 139 (Дело XVII ст. строителя старца Игнатия на своих крестьян в непослушании); “Полн. собр. лет.”, III, 156 (в 1552 сгорела трапеза при игум. Давыде), 170 (встреча у м-ря 1572 г.), 213 (образ св. Николая 1113 г.), 221 (в 1292 г. заложена кам. церк. св. Николая; в 1294 г. написана икона св. Николая, которая обновлена в 1556 г. игум. Антонием); VI, 285 (в 1528 г. введено общежитие); XV, 406 (в 1292 г. заложи влад. Климент св. Николу на Липне); “Опис. докумен. и дел Архива св. Синода”, III, прилож., CXLVI, XXXV (в 1723 г. против м-ря останавливались за непогодою на 2 дня мощи св. Алекс. Нев.); Прохоров, “Русские Древн.”, I, 1871 г., 42 (фрески XIII ст.). 324. Николаевский – Макошинский , мужской, ныне село Макошин, Черниговской губ., Сосницкого у., в 13 вер. к юго-зап.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Время обретения иконы св. Николая и за сим последовавшего исцеления, с точностью в летописях не определяется. Летописцы останавливают свое внимание на времени построения храма Николаевского в память чудесного избавления, полученного от иконы. В Новгородской I летописи, после победы Мстислава над Чудью (на Бору), под 6621 (1113) годом записано: «в тоже лето заложена бысть церквы, Новегороде, святого Николы» 631 . В Новгородской II летописи под тем же годом значится: «победи Мстислав на Бору Чудь, и церковь заложи святого Николу, в Новегороди, на княжи дворе» 632 . В Новгородской III летописи вместе с основанием церкви повествуется и об иконе св. Николая чудотворца: «в лето 6621 (1113) князь великий Мстислав Володимерович, внук в. князя Владимира, нареченный во св. крещении Георгий, заложил церковь каменную в В. Новегороде святого Николы чудотворца на княжи дворе. Того же лета образ Николы чудотворца мирликийского приплыл из Киева в В. Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне, и тое икону устроиша в том превеликом храме на Ярославле дворище в церкви» 633 . В той же Новгородской III летописи под 6800 (1292) годом сказано, что Николаевская церковь в Липенском монастыре основана спустя после приплытия святого образа 180 лет 634 . В Новгородской IV летописи повторяется таже самая запись, какая находится и в Новгородской II летописи без всякого изменения 635 . По всем этим указаниям летописей, годом обретения иконы полагается год 1113 636 , вместе с основанием и построением храма Николаевского на Дворище 637 . Но с этим указанием несогласно рукописное сказание об иконе 638 , по коему князь Мстислав получил исцеление при святителе Никите, управлявшем новг. епархиею с 1096 до 1108 года. По этому сказанию время обретения иконы и последовавшего за ним исцеления должно относиться не к 1113 году, а к последним годам жизни святителя Никиты. Если принять 30 год жизни Мстислава, соответствующий 1106 году, за время обретения иконы; то сей год будет согласен с обстоятельствами жизни князя и святителя новгородского. Напротив, 1113 или 1112 год не может быть принят за время болезни и чудесного исцеления князя потому, что в продолжении 111, 112 и 113 годов в. князь был занят военными действиями, лично предводительствуя своею дружиною

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Богоматерь Одигитрия. Икона. Кон. XV в. Новгород. 132,5х84,5 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина) Совсем не византийским характером отличается и колорит, построенный на контрасте светлых и ярких красок. Полусрезанные фигуры святых на полях (среди них можно опознать Симеона Столпника и Бориса и Глеба) и полуфигуры на верхнем поле иконы (архангелы Михаил и Гавриил) и в медальонах (Афанасий, Анисим, Павел, Екатерина) написаны свободнее и по выражению своему намного мягче, чем образ Николы. Именно в этих маленьких изображениях дает о себе особенно явственно знать отход от византийских образцов. О своеобразном бунте против византийской традиции наглядно говорит большая краснофонная икона в Русском музее, на которой представлены в рост фигуры Иоанна Лествичника , Георгия и Власия. Все они даны в неподвижных, застывших позах, напоминая резанных из дерева и раскрашенных истуканов. Иоанн Лествичник в два с лишним раза больше стоящих по его сторонам святых, подбор которых был несомненно продиктован заказчиком или заказчиками иконы. Как и на иконе из Успенского собора, Георгий держит меч, выставляя его напоказ. Вся композиция подчинена двум измерениям, в фигурах нет ни малейшего намека на объем. Художник накладывает краски большими, ровными плоскостями, избегая светотеневой моделировки. Типы лиц, живо напоминающие образы Нередицы, уже чисто русские. Поверх карнации положены глубокие тени и яркие блики, превратившиеся из красочных тушевок и густых мазков в ряд тонких раздельных линий. Здесь намечается та техника иконного письма, которая сделается в дальнейшем своего рода каноном. В целом икона подкупает своей яркой красочностью и оттенком наивного простодушия, характерным для многих памятников новгородской живописи. Совсем особое место занимает икона «Николай Чудотворец», происходящая из церкви Николы на Липне (Новгородский музей-заповедник). Эта икона сохранила подпись художника (Алекса Петров сын) и дату (1294г.), что делает ее совершенно уникальным памятником. По сторонам от Николы изображены в гораздо меньшем масштабе фигуры Христа и Богоматери, а поля иконы украшают еще меньшие по размерам фигурки излюбленных новгородцами святых и полуфигуры архангелов и апостолов, фланкирующие Престол уготованный (этимасия).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Посольство князя, уверясь в точности обещанной иконы, с радостным молением возвращается в Новгород. Здесь страждущий болезнью благоверный князь, узнав о возвращении посольства своего с обретённой иконой, повелевает освящённому собору с крестами встретить явившуюся чудесным образом икону и принести её к себе во дворец 6 , для поклонения. Когда всё это исполнено, благоверный князь тотчас получает облегчение от болезни и вместе со священным собором сопровождает икону в церковь . Здесь, после освящения воды, омыта ею обретённая икона. Окроплённый этой святой водой, князь получает совершенное исцеление от болезни. В память этого чудесного события, Мстислав Владимирович, с благоверной княгиней Анной 7 , даёт обещание воздвигнуть храм угоднику Божию Святителю Николаю, коего молитвами получил исцеление. Время обретения иконы Св. Николая и последовавшего исцеления с точностью в летописях не определяется. Летописцы останавливают внимание своё на времени построения храма Николаевского в память чудесного избавления от иконы. В 1 Новг. Летописи 8 , после указания на победу Мстислава над Чудью (на Бору), под 6621 (1113) годом записано: «В то же лето заложена бысть церкы, Новгороде, святого Николы». Во 2 Новг. Летописи под тем же годом значится: «Победи Мстислав на Бору Чудь; и церковь заложи святого Николу, в Новгороди, на княжи дворе». В 3 Новг. Летописи, вместе с основанием церкви, повествуется и об иконе Св. Николая Чудотворца: «В лето 6621 (1113) князь великий Мстислав Владимирович, внук великого князя Владимира, наречённый во святом крещении Георгий, заложил церковь каменную в Великом Новгороде святого Николы Чудотворца, на княжи дворе. Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище, в церкви». В той же 3 Новг. Летописи под 6800 (1292) годом сказано, что Никольская церковь в Липенском монастыре основана, «спустя после приплытия святого образа 180 лет 9 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001   002     003    004    005    006    007    008