Из книги: " История Русского искусства " . Том 1. - Москва: " Изобразительное искусство " , 1991 Каменная церковь Николы на Липне построена согласно летописным данным в 1292 г. по заказу новгородского архиепископа Климента в восьми километрах к югу от Новгорода. Памятник относится к типу небольших кубических крестово-купольных, четырехстолпных, одноглавых, одноапсидных храмов. Апсида понижена примерно до половины высоты церкви. Конструктивное решение традиционно, но имеет и свои особенности. Четыре мощных столба поддерживают подпружные арки, на которые с помощью парусов опирается световой барабан. Столбы переменного сечения – внизу квадратные, вверху крещатые. Столбы соединены со стенами двумя ярусами арок. На нижние арки в западной трети опираются угловые камеры и связывающие их переход-хоры. Вход в церковь с трех сторон. Фасады решены сдержанно. Углы закреплены лопатками. Фасады имеют трехлопастное завершение, форму которого повторяет аркатурный пояс и поребрик. В интерьере сохранились фрагменты фресковой живописи XIII в. Памятник представляет собой редкий и интереснейший образец небольшого храма конца XIII в. Имеет большое значение для истории русской архитектуры. В ходе проведения ремонтно-реставрационных работ в 2016-2019 г.г. была выполнена вычинка и укрепление кладки стен фасадов и в интерьере, замена покрытия пола, замена стропильной системы и покрытия кровли над куполом, апсидой и основным объёмом, замена оконных и дверных заполнений, покраска стен в интерьере и обмазка фасадов, противоаварийные работы по укреплению и консервации настенной живописи в интерьере, устройство булыжной отмостки, археологические раскопки на прилегающей территории, музеефикация остатков паперти и колокольни. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Никольский храм стоит на острове Липно в северной части дельты реки Мсты, в 9 км к юго-востоку от Великого Новгорода. С востока остров обмывается рекой Плотница, являющаяся одним из многочисленных рукавов Мсты. На правом берегу реки расположен причал, куда могут подходить лодки с экскурсантами, направляющимися для осмотра храма. С юга и запада остров Липно обмывается протокой Большая Гнилка, а на севере - заболоченная низина (ранее это было оз. Игуменское). Вся эта местность с севера отрезана от материковой части Сиверсовым каналом, построенным в 1798-1803 годах и являющийся составной частью Вышневолоцкой водной системы. В весеннее половодье, когда Мста разливается на десяток километров, небольшой участок суши, на котором стоит храм, превращается в крохотный островок посреди обширного Ильмень-озера. Тогда создаётся впечатление, что и сам храм плывёт по волнам " Словенского моря " , как в старые времена часто называли оз. Ильмень.

http://sobory.ru/article/?object=01583

По преданию, на месте храма в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. В ознаменование этого события вскоре после 1113 года на этом месте был основан Николаевский Липенский мужской монастырь и выстроена первая деревянная церковь. Строительство каменного храма началось в 1292 году по благословению новгородского архиепископа Климента. Предполагают, что окончание строительства и его освящение состоялось спустя четыре года - в 1296 году. Храм считается первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после ордынского нашествия на Русь. Церковь построили по образцу домонгольского храма Рождества Богородицы (1226 г.) в Перынском скиту. Это квадратный в плане четырехстолпный одноглавый храм с одной апсидой. Фасады имеют трехлопастное завершение, украшение стен простой аркатурой, повторяющей форму трехлопастной арки и такого же аркатурного пояса в верхней части светового барабана. Центральную ось на фасадах церкви подчеркивается узкими окнами в закомарах и парными окнами на уровне хор. По бокам от парных окон сделаны ниши (видимо, киоты) таких же размеров. Центральную ось на восточном фасаде поддерживает одна небольшая полукруглая апсида в половину высоты четверика. Световой барабан декорирован " бровками " над окнами. Этот тип храма получил дальнейшее развитие в новгородском зодчестве XIV века. Церковь была расписана фресками в 1293-1294 году. Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными). На хорах в угловой северной каморе до XVI века помещался придел сщмч. Климента, папы Римского. В XVI веке в церкви было устроено подцерковье. Монастырь был упразднён в 1764 году, Никольский храм становится приходским, стоящий на погосте Липно. Но из-за малочисленности прихожан погост Липно в 1798 году, как административную единицу, упраздняют, он исчезает с географических карт, а Никольский храм приписывают к Сковородскому Михайловскому мужскому монастырю, в составе которого он находился до 1917 года. Храмовая икона свт. Николая Мирликийского была перенесена в соборный храм Архангела Михаила и являлась одной из святынь Сковородского Михайловского монастыря. Тогда Никольский храм был перекрыт четырехскатной кровлей, а в середине XIX века к нему был пристроен притвор с двухъярусной колокольней. К концу XIX века церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко.

http://sobory.ru/article/?object=01583

Посольство князя, уверясь в точности обещанной иконы, с радостным молением возвращается в Новгород. Здесь страждущий болезнью благоверный князь, узнав о возвращении посольства своего с обретённой иконой, повелевает освящённому собору с крестами встретить явившуюся чудесным образом икону и принести её к себе во дворец 6 , для поклонения. Когда всё это исполнено, благоверный князь тотчас получает облегчение от болезни и вместе со священным собором сопровождает икону в церковь . Здесь, после освящения воды, омыта ею обретённая икона. Окроплённый этой святой водой, князь получает совершенное исцеление от болезни. В память этого чудесного события, Мстислав Владимирович, с благоверной княгиней Анной 7 , даёт обещание воздвигнуть храм угоднику Божию Святителю Николаю, коего молитвами получил исцеление. Время обретения иконы Св. Николая и последовавшего исцеления с точностью в летописях не определяется. Летописцы останавливают внимание своё на времени построения храма Николаевского в память чудесного избавления от иконы. В 1 Новг. Летописи 8 , после указания на победу Мстислава над Чудью (на Бору), под 6621 (1113) годом записано: «В то же лето заложена бысть церкы, Новгороде, святого Николы». Во 2 Новг. Летописи под тем же годом значится: «Победи Мстислав на Бору Чудь; и церковь заложи святого Николу, в Новгороди, на княжи дворе». В 3 Новг. Летописи, вместе с основанием церкви, повествуется и об иконе Св. Николая Чудотворца: «В лето 6621 (1113) князь великий Мстислав Владимирович, внук великого князя Владимира, наречённый во святом крещении Георгий, заложил церковь каменную в Великом Новгороде святого Николы Чудотворца, на княжи дворе. Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище, в церкви». В той же 3 Новг. Летописи под 6800 (1292) годом сказано, что Никольская церковь в Липенском монастыре основана, «спустя после приплытия святого образа 180 лет 9 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

По всей видимости, культ Владимира входит в фазу активного формирования в XIII веке в Новгороде, вероятно, не без участия князя Александра Ярославича. По мнению ряда исследователей, это связано с тем, что в 1240 году на день памяти крестителя Руси — 15 июля пришлась победа русского войска над шведами в Невской битве2. Вероятно, такое совпадение наложило отпечаток на ранние этапы почитания Владимира в Новгороде: он должен был восприниматься как особый покровитель града и народа. Надежда на помощь князя и защиту от врагов проявилась и в том, что первая на Руси церковь, посвященная Владимиру, была построена в Новгороде в 1311 году как надвратная на одной из башен новгородского детинца, чтобы встречать подходящих к городу врагов. Память о событиях 1240 года, по всей видимости, сохранялась в Новгороде. На одной более поздней храмовой иконе, утраченной в XX веке и известной по описанию архимандрита Макария и фотографии3, поясной образ Владимира сопровождался изображениями избранных святых по сторонам — Кирика и Улиты (день памяти которых отмечается одновременно с князем Владимиром) и Бориса и Глеба. Такое сочетание, несомненно, напоминало о дне памяти Владимира, 15 мая, и важных для Новгорода событиях, пришедшихся на этот день: Невской битве и явлении перед ней Бориса и Глеба Пелгусию. Царь-пророк Новгородская традиция изображения князя Владимира формируется раньше, чем московская, и отличается ярким своеобразием и многовариантностью. Самым ранним изображением Владимира в древнерусском искусстве принято считать фреску на восточной стене диаконника церкви Николы на Липне близ Новгорода (между 1292–1299 годами), где он представлен вместе с бабкой, княгиней Ольгой, в молитве перед Иоанном Предтечей4. Обращение крестителя Руси к крестителю Господню напоминает о подвиге князя, о твердости и истинности выбранной им веры. Замысел росписи связан с личностью строителя храма архиепископа Климента, последнего новгородского архипастыря, поставленного в Киеве. Воспоминание о принятии Русью христианства имело особое значение для архиепископа, видевшего сожженную татарами древнюю столицу, разрушенную Десятинную церковь, где во время нашествия были утрачены мощи крестителя Руси. Там же в основанной князем Владимиром Десятинной церкви хранились принесенные из Корсуни мощи Климента, Папы Римского, имя которого носил новгородский владыка. Становление и распространение на Русской земле культа Папы Римского Климента было связано именно с Владимиром, принесшим из Корсуни в Киев его мощи. 

http://e-vestnik.ru/church/svyatoy_koren...

На двух из них храмы отличаются только завершением: на одном это одна глава на высокой «поздней» четырехскатной кровле, на другом – заимствованное из деревянного зодчества кубоватое покрытие с декоративным пятиглавием, что доказывает важное место «северной» темы в творчестве мастера. Фасады «рукавов креста» обработаны стилизованными композициями из новгородских лопастей и ползучей аркатуры – детали, однозначно соотносимой с церковью Николы на Липне в том виде, который она имела в начале ХХ века – со срезанным верхом лопастей. На третьем эскизе храм завершен шатром, ползучие аркатуры отсутствуют, а лопасти приобрели «московское» килевидное завершение и вписаны в прямые, а не покатые и плавные щипцы, на каждый из которых поставлено по три главки. Усложненностью силуэта, бочечной формой покрытия звонницы этот вариант напоминает многие архитектурные фантазии В.В. Суслова. Он и был положен в основу постройки, возведенной в 1906-1907 гг. [ЕОАХ. 1906. С. 97-98; 1907. С. 93-103, 122-123; 1910. С. 108. Точная дата создания реализованного проекта неизвестна, а чертежи не обнаружены. Вероятнее всего, это 1904-1905 гг. Строилась при участии арх. И.Ф. Безпалова], однако декоративное решение фасадов было приближено к двум другим вариантам (правда, с заменой ползучих аркатур на всех фасадах, кроме восточного, лопастями). Над каждым рукавом креста осталось по одной главке. Таким образом, в итоге зодчий сохранил изначальную идею крестообразного шатрового сооружения с двухъярусной апсидой и звонницей на юго-восточном углу, кардинально изменив стилистику, образ, декор. Петропавловскую церковь – произведение не сохранившееся и потому недооцененное – следует признать одной из вершин неорусского стиля и в некотором смысле его квинтэссенцией – настолько разнообразны и показательны примененные Покровским приемы и детали. Это было по-настоящему новое слово в русском храмостроении. Глубокое знание древнерусского зодчества позволило архитектору мастерски соединить, казалось бы, несоединимое. Так проявлял себя синтетизм творческого метода зодчего, переплавлявшего прототипы в качественно новое целое, в котором черты прообразов зачастую представлены в неявном виде.

http://sobory.ru/article/?object=23509

Ктитор храма Николай Безруков помог с приобретением земли и со строительством. Первая служба совершилась 4 января 2006 года на антиминсе, освященном митрополитом Санкт-Петербуржским и Ладожским Владимиром. Настоятель храма – отец Владислав (Анцибор). Архитектор – Роман Муравьев. Прообразом для строительства послужили старые новгородские храмы: церковь Николы на Липне и Петра и Павла в Кожевниках. Если смотреть на храм со стороны Коломяжского проспекта, то кажется, что с берегов Невы вы переместились на берега Волхова. Строительство было начато в 2004 году. Храмовые росписи и иконописные работы велись одновременно с отделочными с августа 2005 года. К январю был закончен иконостас и подкупольные росписи. Об этих работах нам рассказал Олег Мансуров, главный иконописец храма: – Для всего храма источником вдохновения послужила византийская живопись. Я бы назвал все, что здесь написано, адаптированным палеологовским стилем. Насколько я знаю, в Петербурге больше нет храмов, расписанных подобным образом. За основу росписи для купола был взят «Спас в силах» с византийских мозаик. Это был первый образ, который появился в храме. Еще были голыми стены, храм стоял кирпичной коробкой, велись ремонтные работы, ставилась луковица, в общем, строительство было еще не окончено… Для того чтобы можно было писать образ Спасителя, возвели специальные леса внутри храма. Рабочие заштукатурили подкупольное пространство, я писал один, кисточкой на длинной палке. Для отработки деталей пришлось поднять на леса тумбу, а на нее ставить табуретки. Потом долго еще болела шея. Тогда же во временной мастерской, устроенной за церковью, писали образа в иконостас. Икона Господа Вседержителя в рост написана в палеологовском стиле, для ростовой иконы Богородицы за основу взят сербский образ: в Петербурге есть еще одна, подобная ей, но более простая в исполнении. В парусах иконы съемные, всех четырех евангелистов написал сам, не в мастерской – дома. Их прикрепили уже после освящения иконостаса. – Чем Вы писали?

http://pravoslavie.ru/2754.html

Чтобы убедиться в том, что пощечина Арию и последующее лишение Святителя Николая его Архиерейского достоинства есть твердое Церковное Предание, достаточно взглянуть на всемирно известную икону святителя Николая из храма Николы на Липне в Новгороде, датируемую 1294 годом. Господь и Богородица подают своему Угоднику Евангелие и омофор - знаки епископской власти. Ни одному другому святому не усвоена Церковью данная иконография. «Пощечины не было». «Годунов не посылал убийц к Царевичу Димитрию». «Грозный не убивал своего сына - это выдумка масонов». «Террора не было, была борьба за единство Государства». «Отречения Николая Второго не было, это подмена». «У Распутина (и у Ельцина) был двойник». Нет ли двойника у отца Андрей Кураева? Церковь не гадает и не предполагает, выбирая из версий земной археологии подходящую, но верует в то, что ей раз и навсегда открыто Богом. Эта вера не зависит ни от доказательств, ни от экзистенциального «опыта», она - дар Божий. И она требует от Христиан подвига: испытывайте себя, в вере ли вы? (2 Кор. 13:5). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Веруем в Благодатный Огонь. Не понимаю зачем в это веровать, когда это как раз один из тех случаев, когда можно не веровать, но точно знать. Всего делов-то взять и проверить. Думаю, что давно бы и проверили, публично, открыто с приглашением в освидетельствование всех неверующих фом, - если бы это действительно было необъяснимое чудо-чудесное. Слава то какая была бы от этого для Церкви Православной! Но, видимо, тем кто к этому всему близок, знают, что никакого чудесного чуда там нет, а все весьма банально, прозаично и материалистично. 2. И да, у Распутина точно были двойники, да у каждой популярной личности есть двойники, вон, по Красной площади двойники Ленина шастают, у нас в стране в 90-е годы было популярны шоу двойников - там на каждого известного персонажа находились двойники. Распутин тогда был у всех на слуху, думаю, и на него находились двойники, тем паче, куда проще - простой мужик, отрасти бороду, купи красную рубаху, и всё, профит - можно ходить по кабакам, жрать водку на халяву, а призывающих к оплате слать куда подальше - то во дворец к царю с царицею, то лично к Распутину. Было такое итальянское кино, " Блеф " , с Энтони Куином и Адриано Челентано в главных ролях, там один из героев любил так погулять на халяву. а когда спрашивали кто оплатит, отвечал, что " граф Валотье, отель такой-то, номер такой-то, вот визитка " . Почему с Распутиным какой-н. жулик (или жулики) не могли поступать так, как этот киношный плут - с киношным графом Валотье?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Директор комплекса «Россия — моя история» Олег Черняга отметил, что в год празднования знаменательной даты выставка напомнит о далеком славном времени, когда дружины великого военачальника от стен Новгородского кремля шли на защиту родной земли. Было зачитано приветствие директора Новгородского музея-заповедника Натальи Григорьевой. «Иконописное искусство сыграло важную роль в развитии культуры нашей страны и повлияло на развитие многих исторических событий. Герои — защитники Отечества уходили с иконой в бой, и именно вера в силу иконы порой приводила к триумфальной победе», — сказано, в частности, в тексте приветствия. Помимо копий новгородских икон на выставку были принесены предметы из древлехранилища Александро-Невской лавры . Хранитель Роман Катаев отметил, что в экспозиции представлены старинные иконы святого Александра Невского, одна из них, редкая, изображает великого князя в одежде схимника. Копии икон выполнены в размер оригинала, на деревянной основе, в технике печати по левкасу. Техника ультрафиолетовой печати впервые применяется в России. Среди цифровых копий — икона апостолов Петра и Павла XI века, самая ранняя из известных древнерусских икон; древнейшая русская подписная икона святого Николая Чудотворца 1294 года мастера Алексы Петрова из церкви святителя Николы на Липне, иконы Покрова Богоматери конца XIV столетия из Зверина монастыря, святых Кирилла и Афанасия Александрийских, Леонтия Ростовского конца XV века из Мало-Кириллова монастыря. В экспозиции можно увидеть фрагменты иконостасов новгородских храмов, включающие иконы праздничного и деисусного рядов. К лучшим произведениям XV века — времени наивысшего расцвета новгородской художественной культуры — принадлежат иконы праздничного чина из Успенской церкви на Волотовом поле: образы Сретения, Преображения и воскрешение Лазаря. Среди редких сюжетов — икона середины — второй половины XV столетия «Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы " Богоматерь Знамение " )». Среди экспонатов из древлехранилища Александро-Невской лавры — антиминс XVIII века, священническое облачение, хоругви, две иконы святого Александра Невского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5788350...

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (1-я четв. XIII в.) и трапезный корпус (сер. XVIII в.). Фотография. 2009 г. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (1-я четв. XIII в.) и трапезный корпус (сер. XVIII в.). Фотография. 2009 г. Впервые П. Р. м. упоминается только в 1386 г. в «перечне окологородних монастырей», сожженных новгородцами при приближении войск св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского, причем мон-рь «на Перуни» назван летописцем первым из 24 обителей (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346). Сохранившаяся каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы датируется совр. исследователями 1-й третью XIII в. По мнению Седова, перынская церковь относится к типу памятников XIII в., построенных новгородскими мастерами, адаптировавшими формы смоленской храмовой архитектуры ( Седов Вл. В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. во взаимосвязи с романо-готической традицией//ДРИ. 1997. [Вып.]: Русь. Византия. Балканы. XIII в. С. 393, 398-401, 403-404). Храм имеет полукруглые закомары, шлемовидный купол на 4-оконном барабане и единственную пониженную полукруглую апсиду, выделяющую его среди родственных новгородских памятников. Кладка храма была типичной для того времени - сочетание известняка и плинфы, скрепленных известковым раствором с примесью цемянки. В плане Рождественская ц. представляет собой почти квадрат со сторонами ок. 8 м в длину. Стены и барабан несколько сужаются вверху для придания зданию динамического вертикального эффекта. Внутри церкви находятся широко расставленные4 столба, из к-рых 2 западных имеют внизу 8-гранную, а вверху - квадратную форму. На зап. стороне первоначально, вероятно, находились хоры, впосл. утраченные. На фасадах храма с узкими окнами отсутствуют декоративные элементы (лишь карниз и световой барабан украшены зубчатым декором), у 3-лопастных завершений стен понижены боковые части, углы здания выделены лопатками. Сохранились фрагменты первоначальной росписи храма под полом XIX в., а также на откосах нек-рых окон (растительный и геометрический орнамент).

http://pravenc.ru/text/2580066.html

В 1764 г. Л. м. был упразднен. Опись обители 1768-1769 гг. называет 2 каменные церкви: свт. Николая Чудотворца и Св. Троицы, каменные настоятельские кельи, ветхую деревянную келью, амбар, баню, рубленную в тарасы ограду (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 310-310 об.). Каменные храмы и ограда сохранились и в 1781 г., когда поручик Андрей Балкашин выполнил план упраздненной обители. На плане не обозначен каменный корпус келий. Возможно, он был разобран. Ограда показана 4-угольной, с выступающими по углам башенками ( Анкудинов. 2005. С. 291-293). После приписки в 1798 г. Никольской ц., обращенной в приходскую, к Сковородскому монастырю Троицкий храм с трапезной был разобран к 1799 г., а кирпич перевезен на Сковородку. Попытка некоего мон. Германа восстановить мон-рь «на острове Липки близ Новгорода» в 1856 г. не увенчалась успехом. Митр. Новгородский Никанор (Клементьевский) сообщил в Синод, куда Герман обращался с прошением, что монах болен, а на возобновление мон-ря нет средств (РГИА. Ф. 797. Оп. 26. Д. 20. 1856. Л. 4). К 2016 г. от бывш. монастырского комплекса сохранился лишь храм свт. Николая Чудотворца. Ист.: НовгорЛет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 65; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. (Памятники отеч. истории; Вып. 3. Ч. 1). Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 13-16; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1; Новгородская епархия в 1-й пол. XVIII в.//Новгородские ЕВ. 1896. 5. С. 823-824; Гневушев А. М. Очерки экон. и соц. жизни сельского населения Новгородской обл. после присоединения Новгорода к Москве. К., 1915. Т. 1. Ч. 1; Максимов П. Н. Церковь Николы на Липне близ Новгорода//Архит. наследство. М., 1952. Т. 2. С. 86-105; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний//НовгАВ. 2005. Вып. 5. С. 291-293; Царевская Т. Ю. Княжеская тематика в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 603-620; она же. Два «Деисуса» в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода//Ежег. НГОМЗ, 2008. Новгород, 2009. С. 56-65; Секретарь Л. А. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 213-222.

http://pravenc.ru/text/2110524.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010