23-го сентября в среду, в утреннее время было знамение на небе: «от восточныя страны столпы восхождаху, из них же сияние аки солнечныя лучи и явися на небеси пламя, колебашеся аки вода морская семо и овамо, на мног час, и от знамени того бысть светло аки от лучей, а с запада темнота велия; и потом милосердый Господь свет нам дарова, на 1-м часу дни взойде солнце, и потом бысть мрачно на многий час при архиеп. Серапионе Новгородском Курцеви». 21-го февраля «на третий недели вторник великаго поста Никита епископ жену простил очною болезнию, от Троицы с Кланья из деревни Селца, зовут Евдокеею, на часех, как отпели часы». 8-го мая, в неделю, «после велица дни в 3 неделю жен Мироносиц, привели из Москвы в Новгород татар Казанских, а иных опосле привезли в Новгород, и давали их кормити архиепископу и гостем веденым, а всех татар 60» 327 . 20-го мая «на торговой стороне, на Ярославле дворищи, св. великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, в церкви каменной от образа своего простила 4 человека, в пятничный день, различными недуги одержимых» 328 . 25-го августа «сгорела Юрьева монастыря волость Боженка, да церковь чюдотворец Никола сгорел и на гумнех весь хлеб сгорел». В том же 1552 г. пострадали от пожаров «чюдинское заполье, за городом за деревянным; монастырь чюдотворца Николы на Лятке, Перынский монастырь и монастырь Николы чюдотворца на Липне»; а 20-го июня, в первом часу ночи, сделалась сильная буря с дождем «и сгорела церковь Живоначальная Троица на Паозерьи, и гром велик и мгла, и бурею драло сады многии и хоромы, да бурею же весь лес из Славна выдрало, прибило к великому мосту в Новгороди; да в Онтонове монастыре у игумена бурею, у Варлаама, сени выдрало» 329 . 322 П. С. Р. Л. т. III стр. 155. В подстрочном примечании под буквою «е», сказано: это место выписано буквально из богомольной грамоты, по случаю мора дайной. Читать далее Источник: Кафедра новгородских святителей ...: С 17 изображениями св. святителей/Соч. Новгородского Знаменского собора прот. П.И. Тихомирова. Т. 1-2. - Новгород: типо-лит. Губ. правл., 1891-1897. - 3 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Со времени просвещения христианской верой Новгорода, в продолжение почти девяти веков, премилосердый Господь, дивный во святых своих, являл силу Свою не только чрез святых угодников новгородских, но и чрез иконы чудотворные. Следуя порядку времени, укажем по летописям на новгородские чудотворные иконы как остающиеся доселе в целости, так и недошедшие до нас. 1 . Первой по времени чудотворной иконой в Новгороде должно почитать образ Спасителя, изображённый в главе Софийского собора на своде. Время написания образа относится к половине XI века, когда устроен был новгородский Софийский собор (1045–1052). О знамении, бывшем от изображения, в летописи повествуется, что вызванные из Царьграда иконописцы написали Спасителя с благословящей рукой. На другой день рука оказалась сжатой. По приказанию епископа Луки, до трёх раз исправляли икону; и каждый раз Спаситель чудесно являлся со сжатой десницей. Наконец в 4-й день от образа Спасителя был глас иконописцам: «писари, писари, о писари! не пишите мя благословящею рукою, напишите мя с сжатой рукою; Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новград держу: а когда сия рука Моя распространится, тогда будет граду сему скончание» 99 . 2 . Второй чудотворной иконой почитается в Новгороде икона св. Николая в Николо-Дворищском соборе. Очертание иконы круглое, мерой во все стороны по 13 вершков. Святитель изображён в ризах и омофоре, правой рукой благословляет, а в левой держит евангелие. Риза на иконе сребропозлащенная, новая; а самая икона остаётся без поновления и сохраняет свой древнейший колорит, при всей темноте. О времени сей явленной и чудотворной иконы известно, что она в начале XII века обретена была в водах озера Ильменя, у острова Липно, близ того места, где после того был Николо-Липенский монастырь, от которого осталась одна приписная к Сковородскому монастырю церковь . Поводом к обретению и прославлению иконы была болезнь В. К. Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха . По чудесном явлении св. Николая, страждущий на одре болезни князь послал за иконой в Киев. Но посланные обрели её за 7 вёрст от Новгорода и принесли её к больному князю. Мстислав вскоре получил от неё исцеление, и в благодарность угоднику Божию построил на Ярославле Дворище Николаевский храм, в коем она и поставлена. В Новг. III летописи сказано об этом: «в лето 6621 (1113) князь великий Мстислав Владимирович, внук Владимира, нареченный во святом крещении Георгий, заложил церковь каменную в Великом Новеграде святого Николы чудотворца, на Княжи дворе. Тогоже лета образ Николы чудотворца Мир-Ликийского приплыл из Киева в Великий Новгород, дска круглая и взяли на Липне при архиепископе Иоанне 100 , и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле Дворище, в церкви» 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

496 Эту идею высказал и разработал Л. И. Лифшиц в монографическом исследовании, посвященном фрескам новгородской Софии (рукопись). 497 Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 50. Кат. 76, 77. 500 Белецкий В. Д. Довмонтов город: Архитектура и монументальная живопись XIV века. Л., 1986. С. 85–87. Рис. 55, 56. 501 Малков Ю. Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде//ДРИ: XIV–XV вв. М., 1984. С. 200–203. 509 Примером может служить фреска в церкви Св. Николая в Куртя де Арджиш, XIV в. См.: Musicescu М. A., Ionescu G. Biserica domneasca din Curtea de Arges. Bucuresti, 1976. P. 58–59. Примечательно, что и «Ерминия» предписывает располагать эту сцену в алтаре храма. См.: Дионисий Фурнографиот. Указ. соч. С. 237. 510 Капитальное исследование по иконографии Скинии см.: Revel-Neher Е. L’Arehc d’alliance dans Part Juif et Chretien du second au dixieme siicics: Le signe de la recontrc. Paris, 1984. 511 Изображения херувимов упоминает Ю. Н. Дмитриев. См.: Дмитриев К). И. Церковь Николы на Липне в Новгороде//Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.; Л., 1948. С. 70. Схемы росписи см.: Царевская Т. Ю. Новые данные о составе росписей церкви Николы на Линне//ДРИ: Русь. Византия. Балканы, XIII век. СПб.. 1997. Схемы нп с. 415,417.422. 512 Исследование иконографии алтарной преграды доиконоборчесюого периода и обширную библиографию см.: NeesL. The Iconographic Program of Decorated Chancel Barriers in the pre-Iconoclastic Period//ZK 1983. Bd. 46. S. 15–26. 513 Перевод текста, его интерпретацию и обширную библиографию см.: Василье- «а Т. Л/. Traditio Legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской//Восточнохристианский храм. Литургия и искусство/Ред.-сост. А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 121–137. 514 К такому выводу пришел С. Манго на основании опубликованного им описания чудес св. Артемия. См.: Mango С. On the History of the Templon and the Martyrion of St. Artemios at Constantinopole//Зограф Београд, 1978. Т. 10. С.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В некоторых храмах была сделана попытка соединить новые и традиционные приёмы. Построенная в 1294 г. церковь Федора Стратилата на Софийской стороне , от которой сохранились лишь нижние части стен, имела трехчастные апсиды, а церковь Благовещения на Городище 1342 года при одной апсиде имела традиционное позакомарное покрытие и лопатки с уступами. Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Церковь Николы Белого Церковь Успения на Волотовом поле Церковь Рождества Богородицы в Порхове В 1345 году строится церковь Спаса на Ковалёве , ставшая основой Ковалёва монастыря. В летописи Авраамки за 6853 год записано " заложи Окинфа Жабин святого Спаса на Ковалеве " . Церковь имеет одну крупную апсиду и позакомарное покрытие, гладкие лопатки на фасаде расположены только на углах, а центральное прясло обозначают короткие лопатки в верхней части храма. Возможно, это связано с наличием притворов с трёх сторон церкви, однако эти короткие лопатки не разделяют полукружья закомар, а объединяют их в трёхчастную линию, в чём-то созвучную трёхлопастной кривой нового стиля. Особенно хорошо это чувствуется на восточном фасаде. Первоначально храм имел только западный притвор в размер центрального прясла, северный и южный притворы были пристроены позднее. Северный притвор был двухъярусный, на его втором ярусе раньше располагалась арка-звонница. Южный притвор сделан во всю ширину фасада, как и храм, он завершается тремя закомарами. Этот притвор использовался как усыпальница. Никакого декоративного убранства, кроме аркатурного пояса в верхней части барабана, на фасадах церкви в Ковалёве нет, но за счёт разных приделов, храм, с каждой стороны, смотрится по-новому. В церкви Спаса Преображения на Ковалеве сочетаются архаичные элементы киевского стиля с новыми художественными формами новгородской архитектуры. В начале XIV века новгородский стиль ещё не сформировался окончательно, и зодчие продолжали поиск новых форм художественной выразительности. В церкви Николы Белого , 1313 года, есть не только угловые лопатки, но и центральные, которые делят фасады на три части. Храм завершается не трехлопастной кривой, как церкви в Перыне и на Липне, а треугольным (щипцовым) фронтоном и соответственно имеет восьмискатную кровлю. В церкви впервые применен способ декорирования стен многолопастными ползучими арками, впоследствии получивший широкое распространение.

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

Через пять лет Климент был свидетелем сильных неустройств народных в Новгороде; в 1287 г. Новгородцы за какие-то злоупотребления восстали всем городом на посадника Семена Михайловича, которого народ хотел убить: в это время архиепископу удалось спасти посадника; он спрятал его в Софийском храме, куда мятежники не смели проникнуть. На другой день посадник всеми признан был невинным, но он тяжко заболел и через несколько дней умер с горести, видя легковерие и жестокость граждан 318 . Не с большим через год после этого (1290 г.) на Похвальной неделе, жители Прусской улицы пред глазами владыки зарезали боярина Самойла Ратьшинича на владычне дворе, у самого входа церкви Рождества Христова. Варварский поступок привел народ в сильное смятение: «зазвонили вече у св. Софии и св. Николы и сошлись в доспехах». Тогда, по сказанию летописей, восставали улица на улицу, конец на конец: так называемая Прусская улица была вся разграблена и выжжена. В 1291 году крамольники опустошили богатые лавки купеческие: народ, вследствие торжественного суда, утопил двух главных виновников сего злодейства 319 . В 1293 г. шведы, добиваясь владения Новгородскими провинциями, явились на границах Карелии, где Новгородцы недавно проповедывали христианство тамошним язычникам и построили город Выборг. Король Шведский Биргер, желая вредить ганзейской торговле, не велел купцам возить в Русь железа 320 . Вече испугалось мысли об уничтожении ганзейской торговли, делало несколько попыток выгнать неверных Немцев из Новгородской области, посылало войско, и, наконец, удалось Новгородцам взять и ограбить Выборг, а «Немцев порубиша, ни единого мужа не пустиша» 321 . Архиепископ Климент в память этого события воздвиг каменную церковь во имя Воскресения Христова на одной из башен детинца, называемой Воскресенскими воротами. Эта церковь построена, замечено в летописи, «по сему завету, что Бог пособил Немец Новгородцам побить и город Корелу разграбить» 322 . Кроме церкви Воскресения Христова архиепископ Климент заложил в 1292 г. каменную церковь св. Николая чудотворца на Липне в монастыре, от Новгорода за 7 поприщ, спустя после приплытия святого образа 180 лет. Икона для сего монастыря Чудотворца Николая написана была в 1294 г. «по повелению Климента и стяжанием раба Божия Николы Васильевича, в честь и славу Николаю Чудотворцу» 323 . В этом же году свершена была церковь св. Феодора, «коя бе порушилася (в 1292 г) и свящал ее владыка Климент месяца октября в 18 день» 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Перыни. 20-е гг. XIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Домонгольская эпоха стала временем формирования самостоятельной новгородской архитектурной школы, ко 2-й пол. XII в. окончательно определился ведущий тип постройки - относительно небольшой 4-столпный 3-апсидный одноглавый храм с хорами с замкнутыми угловыми камерами-палатками. Фасады таких построек весьма лаконичны, общий облик здания цельный и монументальный. Уменьшение размеров храмов, налаживание строительного производства способствовали увеличению количества построек, уменьшению сроков возведения церквей. В этом отношении новгородская архитектура оказалась уникальным явлением на фоне всего древнерус. строительства домонг. времени. Мощный импульс извне, из полоцко-смоленской архитектурной традиции, к-рый новгородская архитектура получила в XIII в., подготовил новый этап в истории средневек. зодчества Н. р., в к-ром привнесенные архитектурные формы были творчески преобразованы новгородскими зодчими. В домонг. время в Новгороде и на Новгородской земле также строились многочисленные деревянные храмы, однако об их архитектуре ничего не известно - новые каменные постройки полностью уничтожили все следы более раннего строительства. 1290-1310-е гг. После 1292 г. Начина嬬¬тся 20-летний период подъема новгородской архитектуры – вплоть до 1313 г. строительство в Новгороде и Новгородской земле идет практически непрерывно. За 20 лет здесь было построено более 10 сооружений, среди к-рых не только храмы, но и каменные крепости, из их числа ряд построек не сохранился или пока не обнаружен археологами. Среди полностью или частично сохранившихся памятников – церкви свт. Николая Чудотворца на о-ве Липно близ Новгорода/Николы на Липне (1292), вмч. Феодора Стратилата на Щиркове ул. в Новгороде (1292–1294), Михаила Архангела на Михайловой ул. (1300–1302), свт. Николая Чудотворца/Николы Белого (1312–1313), крепость Копорье (1297), археологами изучены надвратные церкви Спасо-Преображения (1297) и св. кн. Владимира (1311) в новгородском Детинце, Покровская ц. Шилова мон-ря (1310).

http://pravenc.ru/text/2577775.html

6 Дворец великокняжеский тогда находился со времён Ярослава I у Николаевского собора, названного по имени Ярославова дворца Дворищским. См. Истор. разгов. о древн. Великого Новгорода, 1808, стр. 12. 7 В рукописном сказании об обретении чудотворной иконы святителя Николая, хранящемся в Николаевском Дворищском соборе и приложенном к гравированной копии образа, благоверная княгиня Анна, содействовавшая князю в построении храма, названа бабою, т. е. бабкой, потому что первой супругой Мстислава была Христина, скончавшаяся в 1122 году (1 Новг. Лет. под 6630 годом), второй – Любовь , с 1122 года (Труды Общ. Ист. и Древн. Росс., кн. I, стр. 21). А в повести рукоп. «Чудо Св. Николы о князе Мстиславе» читаем: «Потом же князь Георгий (Мстислав), по завещанию св. Чюдотворца Николы, стяжая веру к цельбоподательному образу его, сотвори церковь каменну, с бабою своею благоверною княгинею Анною, на дедине Ярославля двора, прекрасну и пространну, во имя великого архиерея, и подписа ю стенным изуграфством, и чюдотворную ону икону тамо постави; тако же и на месте потока Липенского, идеже чюдотворная та икона обретеся, церковь воздвиже в его же святое и многочюдесное имя каменну же, и монастырь возгради, и братию собра, и селы одарова». Ист. Русск. Церкви преосв. Макария, т. II, прим. 172. 9 По вычислении 180 из 6800 лет выходит 6620, или 1112-й, год, в который полагается обретённой икона. 10 Подобное повторяется и в Соф. Летоп., ч. I, стр. 151. Равно и в рукоп. Летописце в 4-ку, составленном в царствование Императрицы Екатерины II и хранящемся в Никол. Дворищском соборе, на л. 6 записано: «В лето 6621 заложи князь Мстислав церковь каменну св. Николая Чудотворца в Ярославля Дворищи, понеже того года приплы из Киева образ, дска круглая, Николая Чудотворца, в Новгород, и пристал на Липне, идеже ныне стоит Николо-Липенский монастырь». А на 37 листе того же летописца: «В лето 6621 приплы образ Николая Чудотворца из Киева в Великий Новград при епископе Иоанне. Того же лета заложи князь Мстислав в Великом Новграде церковь каменную св. Николая Чудотворца на Ярославли Дворища, и образ Николая чудотворца постави в ней».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Пробыв в Москве 10 недель и три дня, архиепископ Леонид в конце мая (1572 г.) возвратился в Новгород утром (в 9 часу дня); встречу ему делали архимандрит и все игумены с иконами, в монастыре у Николы на Липне. В этот же день владыка служил литургию и угощал у себя обедом всех монастырских властей 398 . Вслед за отъездом архиепископа из Москвы отправился в Новгород и сам Иоанн с молодою супругою, с сыновьями и со всем двором. К приезду государя в этот раз, как и в первый, шло в городе энергичное приготовление: «со всего Новгорода, со всякого двора ставили по человеку к государскому делу, на Никитину улицу, двор чистить и огород ровняти, ставити государевы около конюшни, да иных людей посылали к Спасу на Хутыню конюшней у Спаса ставить к государьскому приезду, а иные люди ездили из Новгорода с медом на Броницю. На Волховце, против монастыря, на межнине, мост делали на ладиях, пригоном со всего города и с волостей, и с монастырей, – и было нужно людем добре». Для охраны особы государя, были собраны стрельцы из всех городов 399 ; а для спокойствия и безопасности царского здравия, «по всему Новугороду ставили на избах бочки с водою у дымниц, да и веники на шестех.... и по всему Новугороду не велели изб топити, и Ноугородци делали печи в огородех и по двором, где хлебы печи и колачи» 400 . 31-го мая прибыл Иоанн в Хутынский монастырь. По случаю приезда государя, «владыка Леонид пел молебны в Софийском соборе, со всеми соборы, со архимандритом и с игумены о здравии государя, царя и в. к. Ивана Васильевича всея Русии, за царевичей Ивана и Феодора, и за великую царицу Анну»; а после молебствия, со всеми монастырскими настоятелями и с иконами, отправился для встречи государя в Хутынь монастырь. «Государь и царевичи приехали на четвертомнадцатом (в 2 часу дня) часу дни»; встречал его игумен Варлаам «всем собором с колокольным звоном». Царевичи вошли в церковь и молились Спасу и Пречистой Богородице, и препод. чудотворцу Варлааму; «а государь стоял у церковных дверей, у стороннех, где лежит чюдотворец Варлаам». Из церкви государь отправился с царевичами в игуменскую келлию; за ним пошли князья, бояре и владыка, а за владыкою и все игумены с образы. Государь, милостиво приняв иконы от владыки и от игуменов, «звал к себе ясти хлеба; угощение происходило в игуменской келье на вышке». Царица Анна прибыла в монастырь в первом часу ночи; для нее и для сопровождавших ее княгинь и боярынь отведено было восемь келлий с правой стороны и отгорожены от монастыря тыном 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Директор комплекса «Россия — моя история» Олег Черняга отметил, что в год празднования знаменательной даты выставка напомнит о далеком славном времени, когда дружины великого военачальника от стен Новгородского кремля шли на защиту родной земли. Было зачитано приветствие директора Новгородского музея-заповедника Натальи Григорьевой. «Иконописное искусство сыграло важную роль в развитии культуры нашей страны и повлияло на развитие многих исторических событий. Герои — защитники Отечества уходили с иконой в бой, и именно вера в силу иконы порой приводила к триумфальной победе», — сказано, в частности, в тексте приветствия. Помимо копий новгородских икон на выставку были принесены предметы из древлехранилища Александро-Невской лавры . Хранитель Роман Катаев отметил, что в экспозиции представлены старинные иконы святого Александра Невского, одна из них, редкая, изображает великого князя в одежде схимника. Копии икон выполнены в размер оригинала, на деревянной основе, в технике печати по левкасу. Техника ультрафиолетовой печати впервые применяется в России. Среди цифровых копий — икона апостолов Петра и Павла XI века, самая ранняя из известных древнерусских икон; древнейшая русская подписная икона святого Николая Чудотворца 1294 года мастера Алексы Петрова из церкви святителя Николы на Липне, иконы Покрова Богоматери конца XIV столетия из Зверина монастыря, святых Кирилла и Афанасия Александрийских, Леонтия Ростовского конца XV века из Мало-Кириллова монастыря. В экспозиции можно увидеть фрагменты иконостасов новгородских храмов, включающие иконы праздничного и деисусного рядов. К лучшим произведениям XV века — времени наивысшего расцвета новгородской художественной культуры — принадлежат иконы праздничного чина из Успенской церкви на Волотовом поле: образы Сретения, Преображения и воскрешение Лазаря. Среди редких сюжетов — икона середины — второй половины XV столетия «Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы " Богоматерь Знамение " )». Среди экспонатов из древлехранилища Александро-Невской лавры — антиминс XVIII века, священническое облачение, хоругви, две иконы святого Александра Невского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5788350...

В «Справке» приводятся данные о молитвенных зданиях и других конфессий: в годы войны были разрушены 237 костелов, 4 мечети, 532 синагоги и 254 иные помещения культового характера, всего — 1027 религиозных сооружений. В материалах ЧГК отсутствуют детализированные статистические данные о денежном выражении ущерба, причиненного РПЦ. Не трудно тем не менее с известной долей условности произвести следующие расчеты: если в годы войны всего пострадало 2766 молитвенных зданий различных конфессий (1739 — потери РПЦ (церкви и часовни) и 1027 — иных конфессий), а общий размер ущерба составил 6 млрд. 24 млн. рублей, то ущерб РПЦ достигает примерно 3 млрд. 800 тыс. рублей. О масштабах разрушения исторических памятников церковного зодчества, которые невозможно исчислить в валютном эквиваленте, свидетельствует неполный перечень храмов, пострадавших только в одном Новгороде. Гигантский ущерб нанесли немецкие обстрелы знаменитому Софийскому собору (XI в.): его средняя глава была пробита снарядами в двух местах, в северо-западной главе разрушен купол и часть барабана, снесено несколько сводов, содрана золоченая кровля. Георгиевский собор Юрьева монастыря — уникальный памятник русского зодчества XII в. — получил множество больших пробоин, благодаря чему в стенах появились сквозные трещины. Сильно пострадали от немецких авиабомб и снарядов и другие древние монастыри Новгорода: Антониев, Хутынский, Зверин и др. Обращена в развалины знаменитая церковь Спаса-Нередицы XII в. Разрушены и сильно повреждены здания, входящие в ансамбль Новгородского Кремля, в том числе церковь Св. Андрея Стратилата XIV-XV вв., Покровская церковь XIV в., звонница Софийского собора XVI в. и др. В окрестностях Новгорода от прицельного артиллерийского огня разрушены собор Кириллова монастыря (XII в.), церкви Николы на Липне (XIII в.), Благовещения на Городище (XIII в.), Спаса на Ковалеве (XIV в.), Успения на Волотовом поле (XIV в.), Михаила Архангела в Сковородинском монастыре (XIV в.), Св. Андрея на Ситке (XIV в.).

http://patriarchia.ru/db/text/4485.html

   001    002   003     004    005    006    007    008