Из сирийских и греческих источников Н. Л. переводил своды законов и приводил их в соответствие с арм. реалиями. По просьбе католикоса Григора IV он усовершенствовал законы, переведенные на армянский сир. свящ. Феодором, и составил свод «Законы христианских царей победителей Константина, Феодосия и Левона». Им были переведены также «Краткий сборник законов», «Законы и книги Моисея из книги Исход», «Законодательство, собранное из книги Левитов», «Военные законы» и ряд др. юридических сборников. Законы, над к-рыми работал Н. Л., сыграли важнейшую роль в урегулировании юридических отношений и в утверждении законности в средневек. жизни в Армении. Ими устанавливались нормы в гражданской, семейной, судебной и др. сферах социальных отношений. Законы способствовали созданию самостоятельного и единого национального законодательства в Киликийской Армении. Н. Л. был талантливым лирическим поэтом. Его перу принадлежат: «Похвальное слово…» (биографическое произведение, посвященное Нерсесу Шнорали), «Ода на Успение Пресв. Богородицы» (1171-1173), «Ода на чудесное Сошествие Св. Духа» и «Ода на Вознесение Христа». Н. Л. является видным представителем киликийской школы гимнографии и последователем традиции Нерсеса Шнорали. Свыше 20 гимнов-шараканов Н. Л. вошли в сб. «Шаракноц». В их числе - каноны на Пасху («Ныне воскрес из мертвых…»), Антипасху («Обновленные Богу острова…»), Вознесение Христа («Вознесся наш Господь…»), а также канон, посвященный сыновьям и внукам св. Григория Просветителя («Светом Божественного Твоего знания…»). Среди упомянутых есть гимны как силлабического и невматического, так и мелизматического склада, к-рые представляют различные формы претворения мелодических моделей арм. восьмигласия. Мелодии шараканов Н. Л. отличаются торжественным, светлым, умиротворяющим настроением. В рукописных Гандзаранах (сборниках праздничных песнопений) сохранились неск. невмированных тагов Н. Л., посвященных Сынам громовым, на Великую субботу, Иоанну Крестителю, св. Георгию Победоносцу и др. Муз. аккомпанемент этих произведений существовал лишь в устной традиции и не сохранился. Однако богатая невменная фактура свидетельствует о кантиленно-мелизматическом характере этих песнопений.

http://pravenc.ru/text/2565086.html

О почитании святых св. Дамаскин так говорит: «будем почитать Богородицу, как истинную матерь Божию, пророка Иоанна, будем почитать Апостолов, пророков, пастырей и учителей, мучеников и преподобных Отцов наших» 140 . Сообразно тому и в восьмигласнике во главе других служб положены службы пресв. Троице. В них, кроме учения о Триедином Боге, говорится о творении Ангелов, видимой природы и человека. За троичными канонами следуют службы воскресные, в которых кратко, но ясно выражено все домостроительство нашего спасения, как то: учение о рождении по плоти Господа нашего Иисуса Христа, о его двух естествах, волях, действиях, о его единой Божественной ипостаси, о его страдании (в крестовоскресных канонах) и воскресении из мертвых (в канонах воскресных), о приснодевстве и величии Богоматери (в канонах Богородичных). Затем – службы седмичные, в которых изложено учение о почитании Ангелов, Апостолов, Святителей, креста и всех святых: наконец, догмат о поминовении усопших и всеобщем воскресении. И в порядке служб Октоиха изображена также история домостроительства нашего спасения. Так, Троичные каноны, занимающие первое место в Октоихе, поются в недельные полунощницы. Полунощное время, как говорит св. Марк Ефесский , изображает будущий век и второе славное пришествие в мир Господа нашего 141 . Первое значение полунощного времени, как указывающее на радость будущего блаженства, св. Отцы отнесли преимущественно к полунощнице дня радостного, недели; второе, о страшном суде – к полунощнице прочих дней седмицы. А потому святые песнописцы определили в недельной полунощнице петь Троичные каноны с тою целью, чтобы показать, что наши славословия Триипостасного Бога и в юдоли земной, и в будущем веке, должны составлять первую нашу радость и блаженство о Господе 142 . Мы должны прославлять Господа, прежде всего, правою верою, без которой невозможно угодить Богу. Посему-то опять, как говорит св. Марк Ефесский , св. Церковь положила Троичные каноны во главе других служб Октоиха, чтобы научить нас, прежде всего, веровать в Бога, а потом достойно прославлять Его 143 . За Троичными канонами следуют службы воскресные, в которых, как выше сказано, воспевается домостроительство нашего спасения и ублажается Матерь Божья, как ближайшая всех тварей к престолу Всевышнего, послужившая спасению рода человеческого рождением Бога-Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Анатолий, патриарх Константинопольский (VI в.), писал свои песни на 8 гласов, современник его Роман Сладкопевец – тоже. В VI в. восьмигласие через Григория Велик[ого] ввелось и в римском богослужении. Т. о., техническое устройство пения образовалось из пения греческого. Формы произнесения молитв и песнопений. Присутствуя при богослужении и чувствуя себя живым членом, человек выражал свое чувство словом. Но для чувства более верным выражением служит музыка. Поэтому у всех народов существенным элементом богослужения была музыка. В христианство она вошла с первых времен, но не как самостоятельная форма, а в сочетании с словом; иначе, христианство приняло только музыку голосовую – пение. В Апостольских постановлениях музыка запрещается, потому что, говорится там, музыка в Ветхом Зав[ете] была допущена ради слабости человеческой, – «а мы употребляем только один орган – слово» (писатель III в.). Изящество и музыкальность голоса была причиной введения в Церковь вокальной музыки – тем более, что при ней не нарушаются главные условия богослужения – его понятность и пр[очее], а субъективное настроение выражает удобнее. Кроме этого, пение освящено примером Спасителя и апостолов («Исполняйтеся Духом, поя и воспевая в душах ваших Господеви», – гов[орит] Пав[ел]) 61 . Установив вокальную музыку, Церковь должна была назначить ей место в богослужении и заботиться об обработке ее. Она выполнила эту задачу. В первое время существовало много напевов. Прежде всего на пение 62 оказывало влияние пение иудейское. Музыка у иудеев стояла на высокой ступени 63 совершенства, о чем свидетельствуют органы. Музыкальное пение тоже употреблялось – «И бысть един глас в пении и кивлали» 64 (перенесение кивота в храм Соломона). По замечанию Климента, «пение иудейское было похоже на дорическое». Его-то и взяло христианство как пение торжественное. Но и др[угие] национальные напевы не м[огли] уступить напевам иудейск[им], т. к. иудеи заимствовали свое пение в последнее время у греков. Особенно много подпало иуд[ейское] пение влиянию греческого со времени римского владычества. С своей стороны, эллины, заимствовав еврейскую мелодию, обрабатывали ее. Отсюда – влияние греческого пения на христианское. Это влияние особенно усилилось с тех пор, когда христианство распространилось между греками. Отличие греческой инструментальной и вокальной музыки – отсутствие гармонии. Музыка сопровождала пение, была унисонная и связана с пляской, почему слово «музыка» означала у греков и драму, и пляску, и пение, и музыку. Итак, нам необходимо подробно рассмотреть устройство музыки у древних греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Как совершается это изменение – это святая тайна. – Но Иисус Христос на Тайной вечери Своим примером показал нам, что мы должны делать, чтобы совершилась эта тайна. И с тех пор христиане совершают Таинство причащения искупительного тела и крови Господа, и совершение этого таинства составляет самое главное дело всего нашего общественного Богослужения. Сущность порядка совершения этого таинства была указана Самим Иисусом Христом. Но потом, со времени Апостолов, эта сущность обставлялась разнообразными молитвословиями и даже целыми отдельными богослужениями, составлявшимися мало по малу, с течением времени: Апостолами, а потом их преемниками, Святыми Отцами, так что теперь, кроме служения, в котором совершается Таинство Причащения, так называемой Литургии (Ап. Иакова, Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Григория Двоеслова и др.), – у нас есть еще несколько служений вечерних и утренних, подготовляющих нас к совершению важнейшего Богослужения и наполняющих все части дня и ночи. Эти богослужения следующие: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы и Литургия, а всего девять служб. В состав всех этих богослужений входят чтения из книг Ветхого и Нового Завета, молитвы и песни, как ветхозаветные, так равно заповеданные Иисусом Христом, Апостолами и разными Св. Отцами. Из Отцов Церкви, кроме уже указанных Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , для обогащения и устройства Христианского Православного Богослужения, потрудились особенно много: Св. Анатолий, патриарх Константинопольский (V в.); Роман Сладкопевец (V в.); Савва Освященный (VI в.) который написал первый устав церковных служб, известный под именем Иерусалимского; Св. Андрей Критский , составивший покаянный канон и очень многие другие каноны. Но особенно замечательным церковным песнопевцем был Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Он составил Октоих (восьмигласник), Ирмологий (собрание ирмосов или песней канона, канон пасхальный, многие воскресные службы, надгробные песни и многое другое).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Оглашенные – лица, которые желают принять христианство , «оглашены» проповедью слова Божия, но ещё не приняли крещения. Озарение – выражение, которое употребляется в богословии и в церковной практике для обозначения акта непосредственного усмотрения и усвоения Божественной истины; духовное видение. Ойкумена (греч. οκουμνη) – населённая людьми часть земли. Оклад – драгоценный убор иконы или напрестольного Евангелия. Оклады выполнялись из золота, серебра, золочёной меди; украшались чеканкой, жемчугом, драгоценными камнями. Октагон (греч. κτγωνον – восьмиугольник) – центрическая архитектурная постройка, имеющая в плане форму восьмиугольника. Октоих (от греч. κτ – восемь, и χος – звук) – «восьмигласник», сборник песнопений и молитв, соответствующих кругу восьми воскресений, каждому из которых соответствовал свой распев – глас; оформился в IX в. Пение октоиха начинается с понедельника после Недели Всех Святых и заканчивается в канун Великого поста перед субботой мясопустной недели (в этот период богослужение ведётся по Триоди (Постной и Цветной)). Омилия – (греч. μιλα – беседа) – слово, толкование на события евангельской или ветхозаветной истории. Древнейший вид храмовой проповеди , построенной на оборотах речи простых людей. Омофор – (греч. μоφριоν – наплечник) – длинная полоса материи, украшенная вышитыми крестами и возлагаемая на плечи архиерея поверх всех других священнических одежд, знак архиерейского сана. Омофор символизирует овцу – заблудший род человеческий, а облачённый в него епископ – Христа, взявшего на рамена (плечи) овцу и отнёсшего её в дом Отчий. Омфалос (греч. μφαλς – пуп) – полукруглый выступ на солее , совпадающий с центром подкупольного пространства, символический центр мира. Омфалосом называли также деревянную или костяную палочку, на которую наматывали свиток. Онтологизм (от греч. ν – сущее и λγоς – слово) – учение, один из главных принципов православной мистики, выражающий веру в божественную сущность мира и абсолютную реальность христианских святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Песней в «полном» каноне девять или восемь (в последнем случае отсутствует песнь 2-я), но есть каноны из четырех, трех и двух песней (так называемые четверопеснцы, трипеснцы и двупеснцы). Большинство канонов написано (в греческом подлиннике) хорошими метрическими стихами, а некоторые, кроме того, имеют акростихи из начальных букв тропарей. Отличительной особенностью канона стала его неразрывная связь с осмогласием – ладово-мелодической системой, появившейся в Иерусалиме в VII в. Предание связывает начало гласовой унификации на Западе с именем Амвросия Медиоланского , а Григорию I приписывается добавление к существовавшим до него 4 амброзианским гласам (т.е. устойчивым напевам, тональностям), в основу которых легли напевы дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский, 4 новых родственных им напевов, «побочных гласов» (toni plagales), именно: гиподорийского, гипофригийского, гиполидийского, гипомиксолидийского, в результате чего сложились 8 гласов (voces) или тонов (octo toni), к которым впоследствии был прибавлен 9-й – tonus peregrinus sive irregularis, представляющий сочетание 2-го и 8-го гласов. Восьмигласовая псалмодия впервые зафиксирована во франкских источниках IX в. Столько же гласов и с тем же музыкальным характером установил, по преданию, Иоанн Дамаскин на Востоке в VIII в. в процессе систематизации и записи литургических мелодий всего богослужебного круга (современные исследователи высказывают мнение, что система Октоиха – старше времени Иоанна Дамаскина). Счет гласов здесь, однако, другой: сначала идут все прямые гласы (греческое αθεντικς Гвидо Аретинский переводит как «большой, высокий или верхний»), а потом их побочные (πλγοι, что «по-латыни можно передать как вспомогательный, малый или низкий», согласно Гвидо), тогда как на Западе за каждым прямым гласом следует его побочный. Трудами Иоанна Дамаскина, Космы Маиумского и других палестинских гимнографов в Иерусалиме был создан новый комплекс праздничных и воскресных песнопений, образовавших новый иерусалимский Тропологий. Существенной особенностью праздничных канонов нового Тропология стало наличие в каждой песни ирмоса, служащего образцом для строф. В качестве ирмосов могли использоваться известные архаичные строфы и фрагменты древних гомилетических текстов – например, в пасхальном каноне Иоанн Дамаскин использовал в этих целях фрагменты пасхального слова Григория Богослова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1:46—55) и Benedictus (Лк. 1:68— 79) . На восходе солнца звучат победоносные псалмы 148, 149, 150 (латинские хваления), после чего раздается возглас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», а затем следует доксология (Великое славословие), отображающее христианскую радость и уверенность в Богоданном спасении.    Вечерня очевидно нацелена на подчеркивание «старого», «прежнего положения человека, почему развитый византийский обряд включает чтения из Ветхого Завета только в чинопоследование вечерни. Утреня, напротив, просвещается в определенные назначенные дни чтениями из Евангелий. Недельный круг также обыгрывает тему «старого» и «нового», сосредоточивая ее в воскресном дне, который считается «восьмым днем» , «днем Господним» и днем Его Второго пришествия, днем Его воскресения и Его присутствия в Евхаристии. Тем не менее «старая» еврейская суббота не просто отбрасывается: суббота есть день ожидания, поминания усопших, ожидающих воскресения, а также день, в который Христос, будучи во гробе, нисходил во ад, дабы уверить умерших в грядущем освобождении. Потому суббота считается, наряду с воскресеньем, евхаристическим днем, даже во время Великого Поста.    Праздник Пасхи служит подвижным центром всего годичного круга. В годичном цикле имеется период подготовки (Великий Пост) и пятидесятидневный период празднования (Пятидесятница), и их датировка определяет последующий литургический год. Для каждого из названных периодов предусмотрена своя литургическая книга, содержащая соответствующую гимнографию: Triodion (Триодь Постная) для Великого Поста, Pentekostarion (Триодь Цветная) для периода между Пасхой и Пятидесятницей и «Октоих» (Восьмигласник), содержащий восьминедельный цикл, повторяющийся на протяжении всего периода между вторым воскресеньем по Пятидесятнице и началом следующего Великого Поста.    Наконец, двенадцатитомный Menaionu (Минеи — книга-месячник) содержит чинопоследования служб для каждого дня в календарном году. Огромное количество гимнографического материала, постепенно вносившегося в «Минеи» на протяжении столетий, по качеству было очень неровно, зато службы главных праздников и главным святым украшены гимнами, сочиненными лучшими литургическими поэтами Византии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«а» – остаток от x/19 «в» – остаток от x/4 «с» – остаток от x/7 «д» – остаток от (19а+15)/30 «е» – остаток от (2в+4с+6д+6)/7 День Пасхи: 22+д+е марта, или д+е апреля. Семиднев Семиднев – это церковно-богослужебная книга, которая является собранием полных служб на семь дней недели. Службы Семиднева начинаются с воскресного дня. Последования Семиднева включают стихиры, каноны, прокимны, апостольские и евангельские чтения, причастны. На практике Семиднев практически не используется. Это связано с особым назначением этой книги. Семиднев предназначен для использования в том случае, если в храме не окажется необходимых богослужебных книг. Основным содержанием Семиднева являются следующие службы: Воскресенье служба Воскресению Христову Понедельник служба бесплотным силам Вторник служба Иоанну Предтече служба Божией Матери Четверг служба святым апостолам и святителю Николаю Пятница служба Животворящему Кресту Суббота служба всем святым В конце Семиднева имеются несколько канонов, включая канон по исходе души от тела, а также помянник. Октоих Наименование и состав Октоиха Октоих – церковно-богослужебная книга, содержащая в себе последования с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного богослужебного круга. Наименование Октоиха происходит от греческих слов οκτω – восемь и ηχος – глас. Вариант славянского наименования книги – Осьмогласник, т.е. восьмигласник. Октоих разделен на 8 разделов – 8 гласов. Каждый из этих восьми разделов имеет богослужения на каждый день недели (с воскресенья по субботу). На каждый день недели в Октоихе имеются молитвословия вечерни, повечерия, утрени, литургии. Службы воскресного дня (и, соответственно, каждый глас Октоиха) начинаются с малой вечерни и полунощницы. Для удобства в использовании, Октоих разделяют на две части, каждая из которых включает по 4 гласа. Кроме того, в начале Октоиха имеются уставные главы, которые заимствуются из Типикона (1–5 и 7 главы Типикона), а также глава о субботней службе и песнопения панихиды. В конце Октоиха находятся приложения.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

После ужина совершается повечерие. На нем мы вспоминаем сошествие Христа во ад. Повечерие бывает великое (во время поста и накануне Рождества и Крещения) и малое (в другое время). Глубокой ночью мы совершаем полунощницу, ожидая пришествия Христа-Судьи и вспоминая Его молитву в Гефсиманском саду и осуждение священниками. Она бывает вседневная, субботняя и воскресная. На рассвете поется утреня, напоминающая нам о Рождестве и Воскресении Христа. По словам святого Симеона, она служится «ради наступления дня и для благодарения того, Кто произвел свет, рассеял мрак заблуждения и ниспослал нам свет благочестия». К утрене присоединяется первый час (надо помнить, что счет богослужебного времени начинается с восхода солнца днем, и с заката –- ночью). Третий час посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа. Шестой час напоминает нам о Распятии Спасителя и наступлении тьмы. Обычно после чтения шестого часа служится Божественная литургия, но она не входит в счет служб суточного круга, ибо в ней мы соединяемся с Тем, Кто уже живет за пределами времени. И наконец, последняя служба суточного круга – это девятый час, когда Господь умер за наши грехи на Кресте. Все эти богослужения совершаются не только в церквах, но весьма полезно также и каждому христианину в эти часы принести благодарение Творцу. Так, когда умирала преподобная Макрина, наступил вечер, и внесли зажженный светильник. Увидев этот свет, она из последних сил приподнялась на локте и запела вечернюю песнь, и с этими словами она перешла в другой мир, чтобы там продолжать вечное благодарение вместе с Ангелами. Седмичный круг Следующий круг богослужения называется седмичным. Он включает в себя особые молитвословия, напечатанные в книге Октоих (восьмигласник), меняющиеся по дням недели в зависимости от особого распева (гласа). Повторяются эти священные тексты раз в восемь недель, начиная со дня Святой Пасхи. Само число «восемь», легшее в основу нашей мелодической гласовой системы, является символом вечности, которая наступит после конца мира. Само наше пение восходит к небесной музыке Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебное пение – это форма совместной молитвы участвующих в богослужении. В отличие от светского искусства, его задача – не воздействовать на эмоции, а помочь прихожанину присоединить свой голос к общему голосу Церкви. «Если прекрасно море во время прибоя, то не гораздо ли прекраснее собрание такой церкви, в которой, подобно волне, ударяющей о берег, совокупный глас мужей и жен и детей воссылается к Богу в наших к Нему молитвах?» св. Василий Великий . Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одногласное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также в виду каноничности его внутреннего устройства. Партесное пение – (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Восемь гласов составляют систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл. «…всем сердцем и устами пойте и благословляйте имя Господа» ( Сир.39:42 ). Церковное пение – одна из форм православного богослужения и богопочитания, состоящая в благочестивом исполнении верующими песнопений молитвенной направленности; прославляющих Бога и Его святых; содержащих благодарения Богу и Его святым за их благодеяния; прошения, обращенные к Богу и Его святым; отражающих положения вероучительного, нравоучительного, исторического характера (и др.). Ни одно богослужение, ни общественное, ни частное не обходится без пения, даже церковное чтение представляет собой речь нараспев, произносящуюся на определенной высоте в определенной тональности. Почему Церковь отвергает инструментальное сопровождение пения на богослужении? Инструментальная музыка сопровождала обрядовые действия во времена Ветхого Завета, тогда как христиане славят Творца не бездушными рукотворными инструментами, а человеческим голосом. Богослужение состоит большей частью из слова, которое выражает конкретные истины. Инструментальная музыка не способна к этому и воздействует лишь на эмоции, которые воспринимаются разными людьми по-разному и носят субъективный характер.

http://azbyka.ru/penie-cerkovnoe

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010