Древний Патерик. С. 338-339. Типикон. Л. 351 об. " О поклоне и молитвах, церковное законоположение " : " Егда время приближи-тися святым великим поклонам быти, тогда, кийждо (каждый. - С. Ф .) воздев руце... тако молится молитвою святаго Ефрема " . Цит по: Дмитриевский. С. 298. Слова. Вып. 2. С. 59. Св. Игнатий Богоносец. К Римлянам//Писания мужей апостольских. С. 294. Точный текст послания: " А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира " (Гал. 6, 14). - Ред . У Оригена в Толковании на Иеремию, 20, 8; у Дидима в Толковании на Пс. 78 и в Евангелии от Фомы. (Указанный текст см. в кн.: Resch A. Agrapha. Ausserkanonische Fragmente. Leipzig, 1889. S. 98 - и в статье: Трофимова М. К. Из рукописей Наг-Хаммади//Античность и современность. М.: Наука, 1972, С. 377. (На наш взгляд, вряд ли можно считать обоснованным причисление безвестного составителя гностического по духу " Евангелия от Фомы " к " учителям Церкви " . - Ред .) Цит. по: Георгий Задонский. Письма. 4-е изд. Воронеж. 1860. Ч. 3. С. 506. Св. Григорий Богослов. Творения. СПб., б. г. Т. 1. С. 84. О Церкви и таинствах: Сборник. М.: Изд. Св. Синода, 1884. Л. 18. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма. СПб. 1913. С. 5. Цит. по: Дмитриевский. С. 306. Там же. С. 312-313. Цит. по: Дмитриевский. С. 412-413 (пояснения в круглых скобках принадлежат составителю. - Ред . ). Цит. по: Дмитриевский. С. 413. Точный текст: " Тем же о всех иерарх дерзновенно молится. Дерзает убо, Человеколюбца и незлобивого зря предлежаща, и жертвуема, и воспевает, и о всех молится, и отшед-шия воспоминает. Изрядно же, Сего девственно рожд-шую Богоматерь, отроковицу, свидетельствуя сим, како святым соединихомся, и жертвою сею общницы есмы оным: и яко дерзновение сии к Возлюблыиему и Любимому имуще, могут и нас Ему примирить и соединить " . - Ред .) Именно так (а не " Наипаче же... " ) сказано в вышеприведенном отрывке славянского перевода сочинения Симеона. - Ред . Цит. по: Дмитриевский. С. 319.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Древний Патерик. С. 338–339. 138 Типикон. Л. 351 об. «О поклоне и молитвах, церковное законоположение»: «Егда время приближи–тися святым великим поклонам быти, тогда, кийждо (каждый. — С. Ф.) воздев руце… тако молится молитвою святаго Ефрема». 139 Цит по: Дмитриевский. С. 298. 140 Слова. Вып. 2. С. 59. 141 Св. Игнатий Богоносец. К Римлянам//Писания мужей апостольских. С. 294. 142 Точный текст послания: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). — Ред. 143 У Оригена в Толковании на Иеремию, 20, 8; у Дидима в Толковании на Пс. 78 и в Евангелии от Фомы. (Указанный текст см. в кн.: Resch A. Agrapha. Ausserkanonische Fragmente. Leipzig, 1889. S. 98 — и в статье: Трофимова М. К. Из рукописей Наг–Хаммади//Античность и современность. М.: Наука, 1972, С. 377. (На наш взгляд, вряд ли можно считать обоснованным причисление безвестного составителя гностического по духу «Евангелия от Фомы» к «учителям Церкви». — Ред.) 144 Цит. по: Георгий Задонский. Письма. 4–е изд. Воронеж. 1860. Ч. 3. С. 506. 145 Св. Григорий Богослов. Творения. СПб., б. г. Т. 1. С. 84. 146 О Церкви и таинствах: Сборник. М.: Изд. Св. Синода, 1884. Л. 18. 147 Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма. СПб. 1913. С. 5. 148 Цит. по: Дмитриевский. С. 306. 149 Там же. С. 312–313. 150 Цит. по: Дмитриевский. С. 412–413 (пояснения в круглых скобках принадлежат составителю. — Ред.). 151 Цит. по: Дмитриевский. С. 413. Точный текст: «Тем же о всех иерарх дерзновенно молится. Дерзает убо, Человеколюбца и незлобивого зря предлежаща, и жертвуема, и воспевает, и о всех молится, и отшед–шия воспоминает. Изрядно же, Сего девственно рожд–шую Богоматерь, отроковицу, свидетельствуя сим, како святым соединихомся, и жертвою сею общницы есмы оным: и яко дерзновение сии к Возлюблыиему и Любимому имуще, могут и нас Ему примирить и соединить». — Ред.) 152 Именно так (а не «Наипаче же…») сказано в вышеприведенном отрывке славянского перевода сочинения Симеона. — Ред. 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

271. Святитель Григорий Нисский. Письмо 1, Флавиану.//Творения. Ч. 8, M., 1872. С. 439. 272. Преподобный Ефрем Сирин. Цит. по: Священномученик митрополит Владимир. Слово на литургии 5.7.1909 на слова «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный»//Первый съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. M., 1999. С. 99. 273. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Творения. В 12-ти т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 438. 274. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к Коринфянам//Указ. соч. СПб., 1904,1. Т. 9. Кн. 2. 275. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 23,4//Творения святителя Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1, СПб., 1904. С. 229. 276. Святитель Иоанн Златоуст. Слово 44 О сокрушении, терпении и пожелании будущих благ и о втором пришествии//Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.12.4.2. СПб., 1906. С. 869. 277. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Т. 1. Кн. 2. С. 436, 436. 278. Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках и лжеучителях//Там же. Т. 8. Кн. 2. С. 704. 279. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. С. 438. 280. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.З. С. 643. 281. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 453. 282. Святитель Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления//Там же. Т. 2. Кн. 1. С. 412. 283. Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде, 14,4//Там же. Т.З. Кн.2. СПб., 1897. С. 413. 284. Святитель Григорий Богослов. Слово 5//Указ. соч. Т. 1. С. 134–135. 285. Цит. по: Новоселов М. А. Письма друзьям. M., 1994. С. 126. 286. Блаженный Иероним. Письмо 21 Евстохии о сохранении девства//Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 1. Киев, 1893. С. 111–112. 287. Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 278. 288. Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 14. К монаху Илиодору//Творения. В 27 ч. 4.1. Киев, 1893. С. 39. 289. Исидор Пелусиот. Письмо 625. Пресвитеру Фесосию (Цит. по: Аксаков Н. Предание Церкви и предания школы//Богословский вестник. M., 1908. Т. 1. С. 523–524).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

О том, что Бог вдохнул в человеческое тело душу говорят и другие авторы, например: блж. Августин : «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его…» (59. Кн. 7. Гл. 28, § 43); Великий Кирилл: «… дыханием Своим Бог вдохнул в человеческое тело душу…» (цит. по 5: 412); блж. Феодорит: «божественный Моисей говорит, что сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа» (цит. по 6: 431), «Бог создал тело из персти, вдунул в него душу и тем показал два естества, а не три» (цит. по 40: 185); свт. Тихон Задонский : «… Бог … создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую…» (цит. по 24: 1159); архиепископ Антоний (Амфитеатров) : «…потом, в приготовленное таким образом тело вводит душу, и не простым повелением – да будет, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих…» (8: 108); архимандрит Сильвестр (Малеванский) , «…первозданный человек стал душею живою, то есть истинным и действительным человеком, а вместе с сим и человеком по образу Божию, только после того, когда Бог вдунул в лице его дыхание жизни или душу ( Быт. 2: 7 )» (9: 260, 261); протоиерей Николай Малиновский : «…по совету Своему Бог творит человека … особенным действием, именно: Сам вземлет персть земную из нее образует тело человека … потом в приуготовленное таким образом тело вводит душу … Сам вдыхает ее дуновением уст Своих … его (человека – П. Д.) душа есть дыхание уст Божиих, то есть она хотя и не есть в собственном смысле часть дыхания или существа Божия, но она богоподобна…» (10: 226, 227. Кн. 1). Та же мысль высказана архимандритом Никифором: «Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдунул в него “дыхание жизни”, то есть “душу, существо духовное и бессмертное” ( Быт. 26, 27 ). По смерти душа возвращается к Богу, который дал ее ( Еккл. 13: 7 )» (60. См. «Душа человеческая»). Заметим, что в иудейском богословии, при толковании Быт. 2: 7 , также говорится, что душа человека была вдохнута в него Богом: «Это словосочетание (имеются в виду слова “существом живым, буквально душою живой” – П. Д.) может пониматься как “живой организм”. Но Онкелос, выполнивший во II в. н.э. перевод Торы на арамейский язык, переводит “душа живая” как “душа говорящая” (“Перевод Онкелоса” не является дословным, он представляет собой своеобразный комментарий). Таким образом, Онкелос указывает на то, что душа человека, которую Сам Творец вдохнул ему в ноздри, отличается от души животного, выпущенной землей: душа человека сразу же дала ему возможность мыслить и выражать свои мысли словами (Сончино)» (52).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

42 Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках и лжеучителях//Там же. Т. 8. Кн. 2. С. 704. 43 Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. С. 438. 44 Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.З. С. 643. 45 Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 453. 46 Святитель Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления//Там же. Т. 2. Кн. 1. С. 412. 47 Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде, 14,4//Там же. Т.З. Кн.2. СПб., 1897. С. 413. 48 Святитель Григорий Богослов. Слово 5//Указ. соч. Т. 1. С. 134–135. 49 Цит. по: Новоселов М. А. Письма друзьям. M., 1994. С. 126. 50 Блаженный Иероним. Письмо 21 Евстохии о сохранении девства//Творения блаженного Иеронима Стридонского . Ч. 1. Киев, 1893. С. 111–112. 51 Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 278. 52 Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 14. К монаху Илиодору//Творения. В 27 ч. 4.1. Киев, 1893. С. 39. 53 Исидор Пелусиот . Письмо 625. Пресвитеру Фесосию (Цит. по: Аксаков Н. Предание Церкви и предания школы// Богословский вестник . M., 1908. Т. 1. 3. С. 523–524). 54 Сократ Схоластик . Церковная история. M., 1996. С. 247. 55 Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста, 20//Ученые записки Российского Православного Университета апостола Иоанна Богослова. Вып. 3. M.,1998. С. 242. 56 Древний патерик. С. 324. 57 Цит. по: ЛюбакАнри де. Католичество. Милан, 1992 . С. 306. 58 Иоанн Мосх . духовный Луг. 1915. С. 151. 59 Там же. С. 157. 60 Там же. С. 59. 61 Преподобный Максим Исповедник . Творения. В 2 кн. M., 1993. Кн. 1. С. 89. 62 Письмо С. И.Смирнову от 16.07.1907. Публ. в: Протодиакон Сергий Голубцов . Стратилаты Академические. M., 1999. С. 210. 63 Святитель Григорий Великий Двоеслов . Беседа 10. Слово к епископам и к народу, сказанное в день святых апостолов Петра и Павла//Избранные творения. M., 1999. С. 125–141. 64 Святитель Григорий Великий Двоеслов. Беседа 27//Избранные творения. M., 1999. С. 251.

http://azbyka.ru/v-poiskah-zolotogo-veka

Следовательно, дуновение Бога было “действием Святого Духа”. Как Христос сказал “примите Духа Святаго” ( Ин. 20: 22 ), так и божественное дуновение, “называемое так по-человечески, есть поклоняемый и Святой Дух”. Согласно словам святителя душа – это не частица Бога, но действие Пресвятого Духа, Который сотворил и создал душу, однако сам не стал ею. “Изойдя, этот Дух не сделался душою, но сотворил душу; не сам преложился в душу, но создал ее. Ибо Дух Святой созидателен, и он принимает участие и в создании тела, и в создании души. Ведь Отец, Сын и Дух Святой божественной силою творят создание”» (48: 101, 102). Аналогично рассуждали и другие авторы, например: «Сама душа не есть некоторая часть сущности Божией; но тем вдуновением обозначается ее природа, потому что разумная душа – дух» (блж. Феодорит) (цит. по 5: 412); «…дыханием Своим Бог вдохнул в человеческое тело душу; но что это дыхание Божие не есть сама именно душа» (Великий Кирилл) (цит. по 5: 412). Приведем по данному вопросу мнения других авторов. «Понимая эти слова (о том, что душа есть Божие Дыхание и что из персти и дыхания создан человек – П. Д.) буквально, мы должны были бы вывести из этих двух отрывков заключение о нетварном характере души и видеть в человеке некоего бога, отягченного телесной природой, или же, по крайней мере, видеть в нем некое смешение Бога и животного. Понятое так сотворение человека по образу Божию противоречило бы христианскому учению, которое видит в человеке существо, призванное достигать единения с Богом, становиться богом по благодати, но никак не видит в нем Бога по самому его происхождению. Не говоря уже о других невероятных последствиях подобного предположения, в этих условиях не была бы понятна проблема зла: либо Адам не мог согрешить, будучи Богом по своей душе – частице Божества, либо первородный грех отразился бы на Божественной природе – в Адаме согрешил бы Сам Бог. Св. Григорий Богослов не мог поддерживать подобной точки зрения. В своем слове о человеческой природе он обращается к своей душе: “И если ты – Божие дыхание и Божий жребий, как сама думаешь, то отложи неправду и тогда поверю тебе...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

386. Главы о знании III, 1 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7). 387. Исх. 6:3. 388. Сирийское… является транскрипцией еврейского… («Господь всемогущий»), а сирийское… является транскрипцией еврейского («Я есмь Тот, Кто Я есмь»). Оба выражения в Пешитте (сирийском переводе Библии) оставлены без перевода. 389. Главы о знании IV, 3 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7). 390. Исаак Сирин. Том 2. Беседа 11,2 (Цит. по: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М., 1998. С. 92). 391. Там же. Беседа 11, 4 (С. 92—94). 392. Там же. Беседа И, И (С. 94—95). 393. Там же. Беседа 5, 5 (С. 53). 394. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 2 (Пер. под ред. Г. М. Прохорова=Святые Отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000, С. 257). 395. Моисею. 396. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 3 (С. 257). 397. Там же 5 (С. 260). 398. См.: Louth A. Denys the Areopagite. P. 81—84. He случайно сочинение Иерофея, на которое ссылается Дионисий Ареопагит, называется «Первоосновами богословия». 399. Louth A. Denys the Areopagite. P. 84—85. 400. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 1 (Пер. под ред. Г. Прохорова=Отцы и учители Церкви V века. Антология. С. 261). 401. Там же 1, 1—2 (С. 261—262). 402. Там же 1,4 (С. 264). 403. Там же 1, 5 (С. 264—265). 404. Там же 1,6 (С. 265). 405. Суд. 13:18. 406. Фил. 2:9. 407. Еф. 1:21. 408. Исх. 3:14. 409. Ин. 14:6. 410. Ин. 8:12. 411. Быт. 28:13. 412. Ин. 14:6. 413. Мф. 19:17. 414. Пс. 26:4. 415. Ис. 5:1. 416. Пс. 49:1. 417. Пс. 135:3. 418. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 7—8 (С. 265—266). 419. Там же 1,8 (С. 266). 420. Там же 2, 1—3 (С. 267—268). 421. Там же 2, 8—9 (С. 271—272). 422. Там же 2, 10 (С. 273). 423. Разница между неоплатонической идеей божественных эманации и ареопа–гитской концепцией «исхождения» Бога вовне заключается, в частности, в том, что у неоплатоников (например, у Плотина) Единое представлено как чаша, переливающаяся через край, так что человеку достаются лишь некие капли божественного бытия, тогда как в понимании Ареопагита Бог, общаясь с человеком, отдает ему всего Себя во всей полноте.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Игнатий Брянчанинов, епископ. Сад во время зимы//Сочинения... Т. 1. С. 180. 34 Там же. С. 179. 35 Цит. по: Марк (Лозинский), иеромонах.Духовная жизнь мирянина и монаха... Приложения. Т. 1. Неизданное добавление к статье " Сад во время зимы " . С. 49. Курсив в цитате наш.- Игнатий Брянчанинов, епископ. Плач мой//Сочинения... Т. 1. С. 564-565. 36 Там же. С. 567. 37 Там же. С. 387-388. 38 Цит. по: Марк (Лозинский), иеромонах.Духовная жизнь мирянина и монаха... Ч. 1. С. 86. 39 В жизнеописании епископа Игнатия, составленном его учениками, есть указание, что это имя могло быть дано новопостригаемому и в знак того, что в Вологде хранится память о страданиях в темнице преподобного Игнатия, князя Вологодского, мощи которого покоятся в монастыре преподобного Димитрия Прилуцкого, Ангела новопостриженного по Святому Крещению, и что, таким образом, определяется общность судьбы молодого дворянина Димитрия с преподобным из княжеского рода. См.: Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения... Т. 1. С. 34. 40 Цит. по: Марк (Лозинский), иеромонах.Духовная жизнь мирянина и монаха... Приложения. Т. 4. С. 341. Курсивом в цитате выделено подчеркивание святителя Игнатия. 41 Там же. Ч. 1. С. 97. 42 Игнатий Брянчанинов, епископ. Плач мой//Сочинения... Т. 1. С. 564. 43 Там же. С. 565. 44 Там же. С. 567. 45 Игнатий Брянчанинов, епископ. Письма к разным лицам. Сергиев Посад, 1913. Вып. 1. С. 153. 46 Он же. Сочинения... Т. 1: Аскетические опыты. 570, II с.; Т. 2: Аскетические опыты. 412, I с.- Ред 47 Он же. Сочинения... Т. 5. Приношение современному монашеству. 464, III с.- Ред. 48 Он же.О евангельских заповедях//Сочинения... Т. 1. С. 507-519.- Ред. 49 Он же.О евангельских блаженствах//Сочинения... Т. 1. С. 520-523.- Ред. 50 Он же.О чтении Евангелия//Сочинения... Т. 1. С. 108-111.- Ред. 51 Он же.О чтении святых Отцов//Сочинения... Т. 1. С. 112-114.- Ред. 52 Он же.О монашестве разговор между православными христианами, мирянином и монахом//Сочинения... Т. 1. С. 455-496.- Ред. 53 Он же.Слово о страхе Божием и о любви Божией//Сочинения... Т. 2. С. 52-76.- Ред. 54

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Строматы 1, 5. 36 Строматы 6, 10. 37 Строматы 1, 2. 38 Строматы 1, 5. 39 Строматы 1, 5. 40 Строматы 1, 5. 41 Строматы 1, 7. 42 Строматы 6, 7. 43 Глава 22 книги 1-й " Стромат " посвящена этой теме 44 См. Строматы 1, 23-24. 45 Строматы 1, 25. 46 Строматы 1, 26-28. 47 См. Строматы 2, 16, и др. 48 Строматы 7, 2. 49 Строматы 6, 6. 50 См. Строматы 7, 17. 51 Строматы 7, 10. 52 Строматы 1, 6. 53 Осуждение отдельных ошибочных мнений Оригена на V Вселенском Соборе не снижает его выдающейся роли в деле развития христианского богословия и духовного образования. 54 Священномученик Григорий Неокесарийский. Благодарственная речь Оригену, 109-114. С. 179. Здесь и далее " Благодарственная речь " св. Григория цитируется (с незначительными изменениями) по изданию: Отцы и учители Церкви III века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). Т. II. М., 1996. Cc. 165-191. 55 Весьма важная деталь: Ориген считал допустимым знакомиться с какой угодно литературой, кроме атеистической, которая " оскверняет душу " . 56 Св. Григорий. Благодарственная речь, 151-153. С. 184. 57 Св. Григорий. Благодарственная речь, 170-173. С. 186-187. 58 Св. Григорий. Благодарственная речь, 102. С. 178. 59 Св. Григорий. Благодарственная речь, 102. С. 178. 60 Св. Григорий. Благодарственная речь, 174-181. С.187-188. 61 Св. Григорий. Благодарственная речь, 96-98. С. 177. 62 Св. Григорий. Благодарственная речь, 95-96. С. 177. 63 Св. Григорий. Благодарственная речь, 81-82. С. 175. 64 Св. Григорий. Благодарственная речь, 81. С. 175. 65 Св. Григорий. Благодарственная речь, 83. С. 175. 66 Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 227. 67 Свидетельство принадлежит Бархадбешаббе (VI-VII вв.). Цит. по: В. Пигулевская. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979. С. 64. 68 Цит. по: D. Miller. Epilogue to: Isaac the Syrian. Ascetical Homilies. Massachusetts, 1984. P. 503. 69 См. В. Пигулевская. Культура сирийцев. С. 70 и 102. 70 A.Vццbus. History of Asceticism in the Syrian Orient. T. II. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 197 (Subsidia, 17). Louvain, 1960. P. 412-413. 71

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 3. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 433-434. См.: Евфимий Зигабен, монах. Толкование Евангелия от Иоанна. Толкование Евфимия восходит к толкованию Златоуста: «Что такое замышляют они сделать? Хотят уже возмутить народ, как будто бы им угрожает опасность по подозрению в похищении верховной власти. Как скоро, говорят, римляне узнают об Нем, как о предводителе народа, они заподозрят нас, возьмут и разрушат наш город. Почему же, скажи мне? Разве Он учил измене? Не заповедал ли Он давать дань кесарю? Не хотели ли вы сделать Его царем, и Он — скрылся? Не скромную ли и простую проводил Он жизнь, не имея ни дома, ни чего-либо подобного? Очевидно, они говорили так не из опасения, но из зависти. И однако же это случилось, хотя и против их ожидания: (римляне) взяли и народ и город, взяли потому, что они умертвили Его» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 434). Там же. Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5. Как тут не вспомнить ещё об одном святом Лазаре — короле сербов, у которого также был выбор между земным и Небесным Царством! Лазарь выбрал Царство Небесное и погиб со всем своим войском в великой и славной Косовской битве, сохранив себя и сербский народ для Горнего Иерусалима. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIII. С. 412. Цит. по: Игнатий Брянчанинов, святитель. Отечник//Собр. соч. в 7-ми т. М.: Благовест, 2001. Т. 6. 195. С. 33. Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 7. Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5. Василий Великий, святитель. О скорби и слезах Иисуса Христа пред воскрешением Лазаря. Цит. по: Барсов. М. Толкование. С. 293. О малодушии, которое должно быть чуждо христианам, святитель Иоанн Златоуст пишет подробнее: «Ты рвешь на себе волосы, раздираешь одежду, громко рыдаешь, составляешь вокруг себя позорище, являешься в образе неистовых женщин, — и не думаешь, что оскорбляешь Бога? Как велико твое безумие! Не станут ли смеяться над этим язычники? Не подумают ли, что все у нас — басни? Так, они скажут: воскресения нет, и учение христиан — это смех, обман и выдумка. Женщины у них рыдают так, как бы после настоящей жизни ничего уже не было; они не внимают словам, начертанным в их книгах, а этим сами показывают, что все то вымысел. Если бы они веровали, что умерший не умер, но преставился к лучшей жизни, то не оплакивали бы его, как уже несуществующего, не терзались бы так и не произносили бы этих слов, исполненных неверия: уж не видеть мне тебя больше! Уж не будешь ты опять со мною! Все у них басня. Если они так не веруют высшему из благ, то тем менее всему другому, что у них считается священным». (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIII. С. 418).

http://pravoslavie.ru/30002.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010