655 Из источников см., главным образом: Филофея, патриарха Константинопольского XIV века, Три речи к епископу Игнатию... С. 10–14; Св. Николай Кавасила . Семь слов о жизни во Христе. С. 8 (Таинства – и символы Смерти и Воскресения Христова, и реально действующие в мире и душах верующих силы); Theodori Meliteniotae Fragmenta... 997А; из литературы на эти и сходные сюжеты отметим: Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 255–257 и прим. В. М. Лурье на с. 426–427; Поляковская М. А. Эсхатологические представления Алексея Макремволита//АДСВ. 1975. Вып. 11. С. 89; Ее же. Портреты... С. 235–238 и прим. 17; Meyetidorff J. Note sur l’influence...; Idem. Spiritual trends... P. 67; Ivanka E. von. Hesychasmus und Palamismus. Ihr gegenseitiges Verhältnis und ihre geistesgeschichtliche Bedeutung. S. 27–29; Sinkewicz R. E. The «Solutions» Addressed to George Lapithes by Barlaam the Calabrian and their Philosophical Context//MS. 1981. Vol. 43. P. 151–217 (в частности, см. соответствующие места в источнике: Р. 211.3.5; 212.8.4–5); Hohlweg A. Astronomie... S. 55; и др. К пониманию Таинств как символов в византийской патристике ср.: Gero S. The Eucharistic Doctrine of the Byzantine Iconoclasts and Its Sources//BZ. 1975. Bd. 68/1. S. 4–22; Polemis I. D. Theophanesof Nicaea. His Life and Works. S. 43–80, 110–112, а также литературу, указанную В. М. Лурье (Комментарии// Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 427). 656 π τν ξωθεν, σπερ π τινων συμβλων πεποικιλμνων κα πεπληθυσμνων, π τς πλς κα νωμνας νγεται θεωρας (PG. 3. 705Β). 658 Филофея... Три речи... С. 10: пророки и богословы Ветхого Завета «...возвещали о Божественных [деяниях] в символах ( συμβολικς) и научали остальных важнейшим из них притчами, изображениями и священными символами ( παραβολας κα δρμασι κα σνμβλοις ερος)». 659 Так, у Макремволита слово σημεα означает знамения, посредством которых Бог предвещает приближение грядущего конца света (см. указанные выше, в прим. 412), работы М. А. Поляковской). Указаниями на подобного рода знамения, как правило, ничего хорошего не предвещающие, пестрит историческая, оракульная и эсхатологическая литература древности и Средневековья. Ограничимся одним примером. О смерти Константина Великого Евтропий сообщает: «Denuntiata mors ejus etiam per crinitam stellam, quae inusitatae magnitudinis aliquamdiu fulsit; earn Graeci cometen vocant» (Eutr. X. 8.2.3). Цит. по: Кареев Д. В. «Бревиарий» Евтропия и проблема потерянной «Императорской истории»//Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения: (Исследования и тексты). Сб. науч. трудов памяти К. Д. Авдеевой/Отв. ред. И. В. Кривушин. Иваново, 2000. С. 37; соответствующий рассказ Секста Аврелия Виктора см. там же. Ср. знаменитое «In hoc signo vinces» и многое др. Нелишним будет напомнить, что интерес к подобного рода провозвестиям обостряется в кризисные и переходные моменты и эпохи истории. Византия и Европа переживали в XIV в. одну из таких эпох.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

S. 22). 385 Там же 5, 7(8. 18—19). 386 Главы о знании III, 1 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7). 387 Исх. 6:3. 388 Сирийское… является транскрипцией еврейского… («Господь всемогущий»), а сирийское… является транскрипцией еврейского («Я есмь Тот, Кто Я есмь»). Оба выражения в Пешитте (сирийском переводе Библии) оставлены без перевода. 389 Главы о знании IV, 3 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7). 390 Исаак Сирин. Том 2. Беседа 11,2 (Цит. по: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М., 1998. С. 92). 391 Там же. Беседа 11, 4 (С. 92—94). 392 Там же. Беседа И, И (С. 94—95). 393 Там же. Беседа 5, 5 (С. 53). 394 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 2 (Пер. под ред. Г. М. Прохорова=Святые Отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000, С. 257). 395 Моисею. 396 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 3 (С. 257). 397 Там же 5 (С. 260). 398 См.: Louth A. Denys the Areopagite. P. 81—84. He случайно сочинение Иерофея, на которое ссылается Дионисий Ареопагит, называется «Первоосновами богословия». 399 Louth A. Denys the Areopagite. P. 84—85. 400 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 1 (Пер. под ред. Г. Прохорова=Отцы и учители Церкви V века. Антология. С. 261). 401 Там же 1, 1—2 (С. 261—262). 402 Там же 1,4 (С. 264). 403 Там же 1, 5 (С. 264—265). 404 Там же 1,6 (С. 265). 405 Суд. 13:18. 406 Фил. 2:9. 407 Еф. 1:21. 408 Исх. 3:14. 409 Ин. 14:6. 410 Ин. 8:12. 411 Быт. 28:13. 412 Ин. 14:6. 413 Мф. 19:17. 414 Пс. 26:4. 415 Ис. 5:1. 416 Пс. 49:1. 417 Пс. 135:3. 418 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 7—8 (С. 265—266). 419 Там же 1,8 (С. 266). 420 Там же 2, 1—3 (С. 267—268). 421 Там же 2, 8—9 (С. 271—272). 422 Там же 2, 10 (С. 273). 423 Разница между неоплатонической идеей божественных эманации и ареопа–гитской концепцией «исхождения» Бога вовне заключается, в частности, в том, что у неоплатоников (например, у Плотина) Единое представлено как чаша, переливающаяся через край, так что человеку достаются лишь некие капли божественного бытия, тогда как в понимании Ареопагита Бог, общаясь с человеком, отдает ему всего Себя во всей полноте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

XXVI, 183 [PG 88, 1073 D] –103 148 XXVII, 30 [PG 88, 1105 C] – 111 5 XXVII, 33 [ibid.] – 101 129 XXVII, 46 [PG 88, 1109 B] – 99 114 ,112 XXVII, 61 [PG 88, 1112 C] – 112 LX – 112 7 LXVI – 112 7 См. также: Схолии. Иоанн Скифопольский Схолии к Пс.-Дионисию Ареопагиту. CPGSadd 6852, cf. CPGSadd 7708. Рус. пер. см. выше: Пс.-Дионисий Ареопагит. – к " О божественным именам " II, 5 [PG 4, 221 AB] – 176 31 – к «Письму IV к Гаю» PG 4, 533 AB – 182 65 Исаак Сирин, прп/.[еп.]. Библиогр. соч. и исслед.: ИАБ V, 223–269; Мар Исхак с горы Матут (преподобный Исаак Сирин). Воспламенение ума в духовной пустыне [tractatus I, 1]/Пер. с сир. А. В. Муравьева; науч. ред. Д. А. Поспелова. М., 2008 (Σμραγδος Φιλοκαλας). С. 187– 195. Том I. CPGS 7868. Греч. текст цит. по изд.: Το σου πατρς μν σακ πισκπου… Τ ερεθντα σκητικ…/νατυπομενα πιμελε ωακεμ Σπετσιρη. Θεσσ., 1977 [репр. с изд. 1895 г.]. Рус. пер. [с греч.]: Творения… Исаака Сириянина… Слова подвижнические. 3 СП, 1911 ( р 1993). Табл. соответствий глав греч. и рус. пер.: БВ 4 (2004), 420–421. Доп. таблицы соответствий: Мар Исхак с горы Матут… С. 111–139. 5, p. 19 Spetsieris; по рус. пер. слово 57, с. 291 – 152 77 9, p. 43 Spetsieris; в рус. пер. слово 59, с. 322 [=I, 15, p. 129–130 Bedjan, 1909] – 78 6 , 101 сн. 34, p. 152 Spetsieris; в рус. пер. слово 41, с. 174 – 402 11 69, p. 272 Spetsieris; в рус. пер. слово 43, с. 181 сл. [=I, 67, p. 466 Bedjan] – 384 215 82-е слово и 4-е послание Spetsieris; в рус. пер. слова 3 и 55 [=I, 3 и 81 Bedjan] – 384 215 85, p. 339 Spetsieris; в рус. пер. слово 21, с. 94 – 402 12 Неустановленное место – 158 116 Том II. CPGS 7868. Рус. пер. с сир. иером. (ныне митр.) Илариона Алфеева: Прп. Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты. М., 1998 [и переизд.]. XIV, 13–14 [CSCO 554, p. 59 sqq. Brock] – 80 12 Иустин Философ, мч. Диалог с Трифоном-иудеем. CPGS 1076. TLG 645/3. Рус. пер. указаны в: СДХА. С. 766, 409. 115 [PG 6, 741 C – 744 A] – 412 68 Пс.-Иустин Философ

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

3, 7. M. 8, 1161 с. Признавая, что Христос имел тело, наделенное пятью чувствами ( ασθ σεως πεντδι. ib, 5, 6. М. 9, 57 с.), Климент учит, что это тело, в силу его единения с Логосом, получило свойство бесстрастия (Strom. 7, 2: τ ν σ ρκα τν μ πα θ φσει γενομνην ν αλαβ ν εις ξιν πα θ ε ας πα δευσε. M. 9, 412 с.), так что в одном месте прямо выражается: νστη μετ τν κηδεαν ησο ς μ πα θ ν (Paedag. 1, 5. М. 8, 277 с.). Подобным образом Климент решительно отрицал всякую самостоятельность и психических функций Спасителя. Если уже апостолы, как истинные гностики, по воскресении Христа возвышались над великими движениями гнева, страха, радости и т. п. (Strom. 6, 9. М. 9, 292 с. Ср. наше цит. сочинение... 131 стр.), το α τ ς ( ησο ς) παξαπλς πα θ ς ν εις ν οδν παρεισδεται κνημα πα θ ητικ ν οτε ησον ο τε λπη . ib. 46 Baur. Die christiiche Lehre v. d. Dreieinigkeit und Menschwerdung Cottens. Tübingen. 1892. 1, 228 s. Redepenning. Origenes. Bonn. 1841. 1, 387 s. 47 “Интеллектуальную (духовную) природу чувствует в Себе Бог,.. чувствуют и ангелы и внутренний человек, созданный по образу и подобию Божию. Отсюда вытекает, что Бог и эти существа некоторым образом – одной сущности”. De princ. 4, 36. M. 11, 411 c. Р. п. 383 стр. Если “душа названа душою ( ψυχ) потому, что охладела к ревности праведных (духов) и к участию в Божественном огне”, то путем устремления к “божественным и духовным вещам” душа человека “может возвратиться к тому, чем она была в начале”, т.е. “сделается умом” ib. 2, 8. 3. M. 11, 223 c. Р. п. 146–7 стр. Ср. θ ειοτρ αι ψυχα, In Ioh. 13, 3. M. 14, 404 c. λογικ ψυχ. Ad. mart. 47. M. 11, 629 c. Cfr. Doraer… 682 s. 49 ησος ε ς ν, πλεονα τ πινος ν κα τος βλπουσιν οχ ομοως πσιν ρ μενος . С. Cels. 2, 64. М. 11, 895 с. 50 In Luc. hom. 14. М. 13, 1835 с. Τ μετ αμορφο μενον σ μ α σ βολετο κα το ς βολετο. C. Cels. 2, 64. M. 11, 897 с. Примером такого чрезвычайного изменения плоти Христовой являются преображение на Фаворе, и событие в саду Гефсиманском, когда толпа, пришедшая с Иудой, не могла узнать Христа, несмотря на Его слова: Аз есмь (loan.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-harak...

ib., 5, 6. Μ 9, 57 c.), Климент учит, что это тело, в силу его единения с Логосом, получило свойство бесстрастия (Strom. 7, 2: τν σρκα τν μπαθ φσει γενομνην ναλαβν ες ξιν παθεας παδευσε. М. 9, 412 с.), так что в одном месте прямо выражается: νστη μετ τν κηδεαν ησος μ παθν (Paedag. 1, 5. Μ. 8, 277 c.). Подобным образом Климент решительно отрицал всякую самостоятельность и психических функций Спасителя. Если уже апостолы, как истинные гностики, по воскресении Христа возвышались над великими движениями гнева, страха, радости и т. п. (Strom. 6, 9, Μ. 9, 292 c. Ср. наше цит. сочинение… 131 стр.), το ατς (ησος) παξαπλς παθς ν, ες ν οδν παρεισδεται κνημα παθητικν οτε δον. οτε λπη. ib. 1229 Baur. Die christliche Lehre v. d. Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes. Tübingen. 1892. 1, 228 s. Bedepenning. Origenes. Bonn. 1841.1, 337 s. 1230 «Интеллектуальную (духовную) природу чувствует в Себе Бог,… чувствуют и ангелы и внутренний человек, созданный по образу и подобию Божию. Отсюда вытекает, что Бог и эти существа некоторым образом – одной сущности». De princ. 4, 36. Μ. 11, 411 с. Р. п. 383 стр. Если «душа названа душою (ψυχ) потому, что охладела к ревности праведных (духов) и к участию в Божественном огне», то путем устремления к «божественным и духовным вещам» душа человека «может возвратиться к тому, чем она была в начале», т. е. «сделается умом», ib. 2, 8, 3. Μ. 11, 223 с. Р. п. 146–7 стр. Ср. θειοτραι ψυχα, In Ioh. 13, 3. Μ. 14, 404 c. λογικ ψυχ Ad. mart. 47. Μ. 11, 629 c. Cfr. Dörner… 682 s. 1232 ησος ες ν, πλεονα τ πινο ν κα τος βλπουσιν οχ μοως πσιν ρμενος. C. Cels. 2, 64. Μ. 11, 895 c. 1233 In Luc. hom. 14. Μ. 13, 1835 c. Τ μεταμορφομενον σμα, σ’ βολετο κα τος βολετο. C. Cels. 2, 64. Μ. 11, 897 c. Примером такого чрезвычайного изменения плоти Христовой являются преображение на Фаворе, и событие в саду Гефсиманском, когда толпа, пришедшая с Иудой, не могла узнать Христа, несмотря на Его слова: Аз есмь ( Ин.18:6 ), – факты, на которые Ориген ссылается непосредственно пред цитованными сейчас словами: τ μεταμορφομενον etc.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

782. Театр Еврипида. Пер. И. Ф. Анненского, Т. I, СПб. стр. 351–412: «Геракл». Весьма интересный анализ этой трагедии см. там же, стр. 415–448, «Миф и трагедия Геракла», особенно стр. 442–447. 783. Макс. Исп., — О любви, 4. (Mi gr., Т. 93, col. 1072 А). 784. Цит. по кн. С. Зарина. 785. Плат., — Пир, 209В; 210А и др. 786. Иоанн Злат., — На 1–ое Посл. к ефес. Сл. II 439. — (Mi gr., Т. 62, col. 406). И вообще см. всю 3–ю и 4–ую части этого слова (coll. 402–406), посвященные восхвалению дружбы. 787. Иоанн Злат., — На 1–е Посл. к Кор., Сл. 23, III. Mi gr., Т. 41, col 280. 788. C. Нилус, — Жатва жизни. Пшеница и плевелы («Троицкая народная беседа», кн. 46–я). Св. Троице–Серг. Лавра, 1908, стр. 30. 789. Ср. «Добродетель действует с величием ради законов, фанатизм — ради своего идеала, любовь — ради своего предмета. Из первой категории выбираем мы себе законодателей, судей, царей, из второй — героев, а только из третьей — своих друзей. Первых мы уважаем, вторым удивляемся, а третьих — любим» (Шиллер, — Письма о Дон Карлосе, Письмо XI. «Собр. соч.» в пер. рус. пис., под ред. С. А. Венгерова, СПБ., 1902, Т. 4). 790. Плат., — Федр, 255D р. 719. 791. Шиллер, — Письма о Дон–Карл., письмо III, стр. 244. 792. Шиллер, Дон–Карлос, 2 действ., 2 вых., перев. М. Достоевского (id., 1901, Т. 2, стр. 105). 793. Гомер, — Одис. XVII, 217. 794. Фр. Ницше. 795. Шиллер, — Философские письма, «Любовь». («Собр.» 1902, г., Т. 4, стр. 234). 796. id., стр. 233. 797. Плат., — Лизис., 221Е р. 554: «υμες ρ ε φλοι στον λληλοις, φσει πη σθ " υμν ατοις — если вы друзья друг другу, то вы свои друг другу по природе» id. 222А, р. 554: «τ μν δ φσει οκεον αναγκαον μν πφανται φιλεν — по природе свое необходимо бывает в дружбе». 798. Стр. 171. 799. Игн. Богон., — Посл. к ефес., 13, 1, 2 S. 84. 800. Як. Тарновский стр. 5. 801. Игн. Богон., — Посл. к Поликарпу, 6, 1, S. 107. 802. Поликарп Смирнск., — Посл. к филип., 3, 3 S. 110. 803. Истор. опис. Оптиной Пуст., 1902, стр. 71. 804. О разнице этих терминов см.: А[-р И.] Введенский, — Опыты постр. теории материи на принципах критич. философии, Ч. 1, СПб., 1888, стр. 36–39. — Его же, — предисл. к «Размышл.» Декарта, стр. XLV прим. — Г. [И.] Челпанов, — Проблема восприятия пространства, Ч. 2, Киев, 1904, стр. 134–137.

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

54 Леонтьев Константин. Избранные письма. - СПб., 1993. - С. 274,258,315. (Далее- ИП). 55 Франк С.Л. Константин Леонтьев, русский Ницше//Он же. Русское мировоззрение. - СПб., 1996. - С. 412. 56 ВРС. - С. 125-126,130,129,636. 57 Там же. - С. 636,379. 58 Там же. - С. 482,485. 59 Леонтьев К.Н. Собр. соч. - Т.7. - СПб., 1913. - С. 457. 60 ВРС. - С. 426-427. 61 Достоевский и Леонтьев: Дискуссия в " Вольфиле " . (Публ. А.В.Лаврова)//Достоевский. Материалы и исследования. -Т.15.- СПб., 2000. - С. 451. 62 ВРС. - С. 418. 63 Там же. - С. 422, 421. 64Письма к Розанову- С. 31. 65 ВРС. - С. 323. 66 Франк С.Л. Миросозерцание Константина Леонтьева//Он же. Русское мировоззрение... - С. 403. 67 Литературное наследство. - Т.70.- М., 1963.- С. 346. 68 См.: Pro et contra. - Т.2.- С. 643. 69 ИП. - С. 79. 70 Записки.- С. 354. 71 ВРС. - С. 81,447. 72 ИП. - С. 73. 73 ВРС. - С. 434. 74 НИОР РГБ. Ф. 126. К. 3323. Ед. хр. 22. Л.17. 75 Записки.- С. 385. 76 ВРС. - С. 433. 77 Там же. - С. 353, 430. 78 ИП. - С. 553, 552. 79 Там же. - С. 466. 80 ГАРФ. Ф. 1099. Оп.1. Ед. хр. 2084. Л. 5об. - 6. 81 Соловьев Вл.С. Памяти К.Н.Леонтьева//Proetcontra. - Кн.1. - С. 21. 82 Франк С.Л. Миросозерцание Константина Леонтьева. - С. 401. 83 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. -М.,1996. - С. 130. 84 ВРС. - С. 218, 222, 250-251, 502, 564. 85 Литературная учеба. - 1996. - Кн. 3. - С. 165. 86 ВРС. - С. 667. 87 Там же. - С. 284. 88 Там же. - С. 254. 89 Там же. - С. 472. 90 Там же. - С. 634. 91 Там же. - С. 108. 92 Там же. - С. 538. 93 См. подробнее: Зорин Андрей. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России посл. тр. XVIII - пер. тр. XIX в.- М., 2001. (Глава X. Заветная триада). 94 ВРС.- С. 674. 95 Там же. - С. 601. 96 Там же. - С. 674. 97 ИП.- С. 230; ВРС. - С. 605. 98 ВРС.- С. 340. 99 ГЛМ. Ф.196. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 5. 100 ВРС.- С. 166. 101 Там же. - С. 391. 102 Там же. - С. 362. 103 Там же. - С. 549. 104 Там же. - С. 431. 105 Цит. по: Pro et contra. Кн. 1. - С. 452. 106 Литературная учеба. - 1996. - Кн. 3. - С. 163.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 357. 379 Рерих Е. И. Письма. Т.2. 1934. М., 2000, с. 487. 380 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 260. 381 Дмитриева Л. Карма в свете “Тайной Доктрины” Е. П. Блаватской и Агни Йоги Рерихов. Беседа 24. с. 319. 382 Там же. Беседа 22. с. 292. 383 Рерих Е. И. Письмо от 12.12.1944. Публ.: Мир огненный. 1996, 2 (10), Рига, 1996, с. 76. 384 Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород, с. 268. 385 Древний Патерик. М., 1899, с. 203. 386 Клизовский А. И. Основы миропонимания новой эпохи, с. 133. 387 Лосский В. Н. Господство и Царство (эсхатологический этюд)//Богословские труды. Сб. 8. М., 1972, с. 214. 388 См.: Древний Патерик, с. 366. 389 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 293. 390 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, с. 809. 391 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 279. 392 Там же, с. 280. 393 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 379. 394 Авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 80. 395 Горичева Т. Взыскание погибших//Логос. 41-44. Брюссель-Москва. 1984, с. 85. 396 Древний Патерик, с. 170. 397 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908, с. 73. 398 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908, с. 83. 399 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 112. 400 Аверинцев С. С. Христианство//Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970, с. 449. 401 Рерих Е. И. Письма. Т.4. 1936. М., 2002, с. 413. 402 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 274. 403 Боголюбов Н. Теизм и пантеизм. Нижний Новгород, 1899, с. 29. 404 Франк С. Л. Смысл жизни. Париж, 1925, с. 90. 405 Бахтин М. М. Философия поступка//Философия и социология науки и техники. 1984-1985. М., 1986, с. 89, 159. 406 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 327. 407 Карсавин Л. П. Saligia. Пг., 1919, сс. 36, 35. 408 Соловьев В. Понятие о Боге, с. 22. 409 Чичерин Б. Наука и религия, с. 117. 410 Чичерин Б. Наука и религия, с. 117. 411 Соловьев В. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской: “The key to Theosophy”// С о ловьев В. С. Собрание сочинений. 2-е изд. Т. 6 (Репринт — Брюссель, 1966), с. 290. 412

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

467–468). Обвинение Мелетия в савеллианизме (Theodoretus II, 31) инспирировано, вероятно, также, павлинианами. 407  Socrat. и. Eccl. III, 1 . PG LXVII, col. 377–379; русский перевод 258–260; Theodoret. Η. Eccl. III, 18 . Ed. Parmentier 197 S.; русский перевод 221 стр. Ammian. Marcellinus. Hist. Lib. XXII, 3. I-II. Ed. Gardthausen. V. I. Lipsiae, MDCCCLXXIII S. 267–269; русский перевод II вып. 99–102 стр. Julianus Imperat. Epist. 23. v. II. Ed. Hartlein F. Lipsiae, MDCCCLXXVI. 503 S. 408  Tillemont. Histoire des Empereurs et des autres princes. Т. IV. Ed. Bruxelles. 210 p. Дюшен Ист. др. Церкви. Цит. русский перевод II т. Стр. 219. На русском языке см. исслед. Алфионова Як. Император Юлиан и его отношение к христианству. Казань, 1877. 128–130 стр. 411  Soz. V, 3. 16. PG LXVII, col. 1217–1220, 1252–1266; русский перевод 313–314, 347–351. (Ed. Hartlein Epist. 49, 552–555 S.). 412  Например, см. 7 epist. Juliani (Ed. Hertlein. 485 S.), в котором Юлиан клянётся, что он не будет делать зла галилеянам (Ср. epist. 52. Hertlein 559–562 S.). Ammian Marc. XXII, 5. 3; русский перевод 105 стр. 415  См. особенно 43 письмо Юлиана; „так как удивительнейшим законом предлагается лучшим из них войти в царство небесное, то, помогая этому, мы повелеваем отобрать всё имущество едесской церкви и раздать солдатам... чтобы обедневшие были благоразумны и не лишились небесного царства, на что они надеются” (Hertlein 547 S.). 418  Характерным в данном случае является отношение императора Юлиана к убийству епископа Георгия в Александрии – Sozom V, 7. PG LXVII, col. 1233–1234; русский перевод 325–326 стр. Ammianus Marc. XXII, II, 11. Cit. ed. S. 288; русский перевод 132. 419  Socr. III, 33. PG LXVII, col. 437; русский перевод стр. 302 и далее. На русском языке сочинения Юлиана подвергаются разбору в цит. сочинении Я. Алфионова „Император Юлиан и его отношение к христианству”. Казань, 1877. Стр. 349–426; отчасти в сочинении А. Вишнякова „Император Юлиан отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла Александрийского ”.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

О нападках на Оригена при жизни см. Joseph Wilson Trigg, Origen: The Bible and Philosophy in the Third–Century Church (London: SCM Press, 1983), 206–208; о дискуссиях в IV веке см. Elizabeth A. Clark, The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate (Princeton: Princeton Univ. Press, 1992); а также Guillaumont, Les «Kephalaia Gnostica.». 397 В своем сочинении On the Making of humanity, написанном около 380 года, Григорий Нисский выдвигает сложную теорию относительно того, что иногда называют «двойным творением» рода человеческого (см. параграфы 16–17), но она не имеет ничего общего с учением Оригена о предсуществовании душ, которое другом сочинении Григорий Нисский решительно отвергает (On the Soul and the Resurrection, PG 46: 109B–113B; tr. Roth, 90–92). 398 Catechetical Oration 26: ed Muhlenberg, 67. 7–11, 13–15. 399 Ее часто называют «Несторианской церковью», но это название неточно, и зачастую, вводит читателя в заблуждение. 400 Homily 65(64) and 76: tr. Wensinck, 306, 350, tr. Miller, 313, 395 401 Homily 26(27): tr. Miller, 133, Wensinck, 128. 402 Homily 76: tr. Wensinck, 350–51, tr. Miller, 396. 403 Homily 6: ir. Miller, 57. 404 Homily 27(28): tr. Wensinck, 136, tr. Miller, 141. Чаще всего я использую перевод Себастьяна Брока (Sebastian Brock, A. M. Allchin (ed. ), The Heart of Compassion: Daily Readings with St Isaac of Syria, «Enfolded in Love» Series (London: Darton, Longman &Todd, 1989), 53. Аналогичное представление об аде вы найдете у Оригена (О началах 2. 10. 4–5, с. 149–150). 405 Цит. С. S. Lewis, George MacDonald: An Anthology (London: Geoffrey Bles, 1946), 49 (#84). 406 Journal d " un cure de campagne (Paris: Plon, Le Livre de Poch, 1961), 407 Мистическое богословие восточной Церкви, 234. 408 The Great Divorce: A Dream (London: Geoffrey Bles, 1945), 66–67; The problem of Pain, 115. 409 См. выше гл. 1. 410 Homily 39. 6: tr. Brock, 165. 411 Homily 45(48): tr Wensinck, 216, tr. Miller, 230. 412 Homily 39. 15, 22: tr. Brock, 170, 172. 413

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010