В девятом стихе Раб Иеговы не сомневается в благополучных результатах Своего великого служения и окончательной погибели всех противников спасения. Что Раб Господень говорит здесь о Своих врагах, тоже самое в Ис. 51:8 открывает Иегова относительно противников всего святого и доброго 183 . Последний стих пророчества может служить комментарием второй половины рассматриваемого, так как подробно изображает погибель врагов Раба Иеговы 184 . В десятом стихе мы находим те слова подкрепления и ободрения, с которыми обращается Возлюбленный Отрок Господень к Своим верным последователям и которые, может быть, не раз служили для них источником мужества в трудные минуты жизни: Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем». Слова обращения: кто из вас хотя заставляют ожидать ответа лишь от благочестивого остатка Израиля“ ( Ис. 49:6 ), тем не менее предлагаются всему еврейскому народу. Между первым предложением: кто из вас боится Господа и вторым: слушается Раба Его предполагается глубокая связь и скрывается возвышенная истина: благоговейный страх верующих по отношению к всемогущему Иегове обязывает последних к безусловному послушанию Возлюбленному Рабу Его. Кто из вас боится Господа, тот должен слушаться гласа Раба Его“. Эти святые слова служили и будут служить вечным обличением тех, которые успокаивают себя мнимым благоговением пред всемогущим Господом и в тоже время не покоряются Его всесвятому Рабу, Единородному Сыну, родившемуся по исполнении времен“ от Приснодевы. Это выражение ясно воспроизводит некогда сказанное во Второзаконии: Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой: того послушайте“ ( Втор. 18:15 ) и далее: Человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет пророк оный во имя мое, аз отмщу от него“ (ст. 19). В одиннадцатом стихе Раб Иеговы обращается со словами прещения к противникам всемогущего Иеговы, замечая, что они погибнут в пламени огня своего 185 и падут от стрел, раскаленных собственными руками“ 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

О том, что беседа с Никодимом уже во времена ранней Церкви однозначно воспринималась как указывающая на крещение, существует множество свидетельств. В 1-й Апологии святого Иустина Философа (II в.) описание таинства крещения следует за цитатой из беседы Иисуса с Никодимом: Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещает, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: «Если не родитесь свыше, то не войдете в Царство Небесное». А всякому известно, что родившимся однажды не возможно уже войти в утробу родивших... Чтобы получить нам отпущение прежних грехов – в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно имя произносит тот, кто ведет приемлющего омовение к купели, потому что никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие. А омовение это называется посвящением, потому что посвящаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, который через пророков предвозвестил все относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый 184 . В той форме, в какой цитата из беседы с Никодимом приведена у Иустина Философа , она может быть одновременной аллюзией еще на одно изречение Иисуса, которое мы находим в синоптических Евангелиях: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18:3 ; Мр. 10:15 ; Лк. 18:17 ). В древней Церкви это изречение также воспринималось как указание на крещение 185 . Крещальная тема является центральной в толковании Иоанна Златоуста на беседу с Никодимом. Антиохийский учитель говорит о крещении, прежде всего, как «знаке», который открывает дверь в Царство Небесное: «Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и Духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, – еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака». Проводя параллель между сотворением человека и его рождением от воды и Духа, Златоуст вкладывает в уста Иисуса такие слова: «Я ввожу в мир иное рождение; Я хочу, чтобы люди рождались иным образом; Я пришел с необычайным способом создания. Вначале Я создал человека из земли и воды, но это создание оказалось негодным, этот сосуд разбился; затем Я уже не хочу творить из земли и воды, а от воды и Духа» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот человек и явился живым существом, связующим обе (вышеупомянутые) природы. Все это выразительно свидетельствует о мудрости Творца. Итак, поставленный в пределах двух природ: разумной и неразумной – человек, коль скоро склоняется на сторону тела и любит больше телесное, то подражает жизни неразумных (животных) и (потому) будет сопричислен к ним; он “земным” будет назван, по апостолу Павлу, и услышит (следующее); “прах ты и в прах возвратишься”, – он сравнится со скотами несмысленными и уподобится им; если же, презрев все телесные удовольствия, он подчинится разуму, то наследует Божественную и для человека предуготованную блаженную жизнь и будет как “небесный”, по сказанному: “каков земной, таковы и земные, и каков небесный, таковы и небесные” (33: 20, 22, 23). «Произведши из ничтожества мир духовный и за тем мир вещественный, Господь Бог в заключение творения, произвел человека, который равно принадлежит и к миру духовному по своей душе, и к миру вещественному по своему телу, а потому есть как бы сокращение обоих миров, и справедливо издревле назывался малым миром» (6: 427). «Человек вводится в мир, творится в конце всего творения. На это обращали внимание почти все экзегеты, почти все богословы, которые так или иначе касались темы “Шестоднева”. Человек вводится в готовую Вселенную» (27: 186). «Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее – животные и наконец – как венец мироздания, человек» (28: 806. См. «Душа»). Вместе с этим необходимо отметить, что в Быт. 2 происхождение человека предшествует созданию растительности ( Быт. 2: 5 ) и животного мира ( Быт. 2: 19 ). О том же говорится в 29: 445 (см. «Творение») и в 13: 238, 239. В иерархии земных созданий человек занимает особое – владычествующее (господствующее, царственное) положение. Псалмопевец говорит: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями» ( Пс. 8: 6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В этот критический момент Иисус вмешивается, чудесным образом умножая «пять хлебов и две рыбы», которые были у учеников (6:38–41), и насыщает целую толпу. Повествование отлично показывает изобилие пищи. Её было столь много, что возникли даже излишки: «И ели все, и насытились; И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов 183 ; Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей» (6:42–43). Этот случай показывает божественную власть Иисуса над физическими элементами. Она проявляется необычным образом и порождает удивительные процессы в материальном мире. Чудо столь масштабное и великое, что евангелист Иоанн замечает в параллельной перикопе: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир!» ( Ин 6:14 ). Марк ничего такого не пишет, считая это самоочевидным, как можно догадаться из 6:52. Насыщение пяти тысяч человек имеет две особенности. Во-первых, мы видим тёплое и сострадательное отношение Иисуса к людям. Оно показано уже в первом предложении: «Сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря» (6:34) 184 . И чудо – целиком инициатива Мессии. Ученики пытались решить проблему иначе, но Иисус в беспримерном акте милости сотворил чудесный ужин. Божественная сила Иисуса отражает Его безграничную любовь к людям даже тогда, когда они этой любви не ищут. И в то же время эпизод подчёркивает важность удовлетворения человеческих нужд, причём не только духовных, но и материальных. Во-вторых, обратим внимание на формулировки в описании чудесного вмешательства Христова: «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим» (6:41). Здесь последовательно идут глаголы «взял», «воззрел (на небо)», «благословил», «преломил», «дал». Четыре из пяти этих глаголов фигурируют также в описании установления евхаристии на Тайной вечере: «Взяв хлеб, благословил, преломил, дал им...» (14:22). Как уже отмечали экзегеты, такое совпадение не может быть случайным. Ясно, что формулировка рассказа о насыщении пяти тысяч находится под влиянием рассказа о Тайной вечере 185 . Это означает, что атмосфера Страстей, доминирующая на Тайной вечере, и предчувствие смерти Господней, воплощённое в святой евхаристии, прикровенно присутствуют уже в Мк 6:41 186 . Рассказ о чудесном и дивном проявлении божественной власти Иисуса выражен словами, связанными со Страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

178 И тот и другой Заветы произвел один и тот же домохозяин – Слово Божие, Господь наш Иисус Христос , который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу 179 ». Св. Кирилл Александрийский , объясняя избранные места из Пятикнижия Моисеева, пишет: «Израилю дано благословение – Закон, данный чрез Моисея 180 . Он был словом Христовым, данным чрез посредство Ангелов... А что Закон есть Его собственные слова, показал и Сам Спаситель, говоря: ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут... 181 » 182 Он же говорит, что Христос «был с нами под тем же Законом, хотя, как Бог, есть законоположник. А что Он был под Законом, это без труда можно видеть из того, что Он был обрезан в восьмой день, уплатил и дидрахму, хотя по естеству и свободен был, как Сын» 183 . «Святой Златоуст, поясняя слова Господа – «Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей старое и новое» 184 , говорит: «Видишь ли, что Христос не исключает Ветхий Завет, но хвалит и превозносит, называя его сокровищем?» 185 Опять же св. Феофан, толкуя слова ап. Павла: «А все утверждающиеся на делах Закона, находятся под клятвою» 186 , поясняет: «Этого безусловно принимать нельзя, иначе будет выходить, что самый Закон дан для нанесения клятвы. А так нельзя рассуждать, ибо Закон от Бога, Божии же учреждения все благи и идут ко спасению. Почему и написано: исполняя которые (заповеди, данные Богом – а. Л.), человек жив будет через них. 187 ...Подвергались клятве те, которые не исполняли Закона, и, нарушивши его в чем либо, не приносили покаяния и не спешили очиститься в Законе же указанными способами». «В Законе же содержатся постановления, как предотвращать клятву... Кто принесет соответствующую его греху жертву, тот очищается от греха... Скажете: а! Так, стало быть, Закон дает все нужное: указывает – как жить, а когда согрешим, дает способ очищения в принесении соответственной греху жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Свою чудотворную силу Иисус передавал ученикам. В самом начале служения, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 10:1 ). В последней беседе с учениками Иисус говорил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин. 14:12 ). Перед вознесением на небо Иисус сказал ученикам о тех, кто уверует в Него, что они Его именем «будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). В Деяниях в качестве главных продолжателей дела Иисуса выступают Петр и Павел. Оба они совершают чудеса, причем в описании их чудес налицо определенный параллелизм. Петр в Иерусалиме исцеляет человека, который был хромым от рождения ( Деян. 3:1–10 ), а Павел совершает аналогичное чудо в Листре ( Деян. 14:8–10 ). Петр в Лидде исцеляет расслабленного Энея ( Деян. 9:32–35 ), а Павел на Мальте исцеляет лежащего в горячке отца местного начальника ( Деян. 28:7–9 ). Петр воскрешает умершую от болезни Тавифу ( Деян. 9:36–42 ), а Павел возвращает к жизни упавшего замертво юношу Евтиха ( Деян. 20:9–12 ). Через Петра Бог наказывает Ананию и Сапфиру ( Деян. 5:1–11 ), через Павла – Елиму-волхва ( Деян. 13:8–12 ). Петр и другие апостолы чудесным образом освобождаются из темницы ( Деян. 5:17–20 ), похожее чудо происходит с Павлом ( Деян. 16:25–31 ). О Петре говорится, что его тень исцеляла больных ( Деян. 5:15 ), а о Павле – что целительной силой обладали его платки и опоясания ( Деян. 19:12 ). Этот параллелизм, отмеченный учеными 186 , можно объяснить желанием автора книги Деяний уравнять Петра и Павла в сознании читателей. Однако речь не может идти только о литературном приеме. Подобно тому как Евангелисты для своих описаний выбирали только некоторые чудеса, автор Деяний также отмечает лишь некоторые события из значительно большего количества. Об апостолах во главе с Петром он говорит, что их руками совершались «многие знамения и чудеса» ( Деян. 5:12 ), а о Павле – что Бог «творил немало чудес» его руками ( Деян. 19:11 ). Тем самым подчеркивается, что чудес было намного больше, чем те, о которых подробно рассказывается в книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но также и о горнем он сказал: Правда явилась с неба 184 . [I/20] И еще Даниил говорит о сем камне, который воистину есть Христос: Камень откололся от горы без рук и ударил идола, и наполнилась им вся земля 185 . Это предвозвещает о Христе, Которым наполнилась вся земля, ведь, действительно, верой Христовой наполнились все концы земли, как сказал Давид: Во всю землю вышло слово Благовестия Христова 186 . И еще, посылая Своих апостолов, так говорил Он: Идите, научите все народы, и уверуют в Меня 187 . И также пророк Захария пророчествовал о сем камне, который есть Христос, говоря: Видел я камень краеугольный (rishita) согласия и милости (rahme) 188 . Потому что от начала (rishita) у Отца Своего был 189 . И потому что прийдя в мир, так сказал Он Своим ученикам: Сия есть заповедь Моя, да любите (terhmun) друг друга 190 . И еще говорит: Друзьями Моими (rahmai) Я назвал вас 191 . И блаженный апостол так сказал: Любит (rahem) нас Бог любовью Сына Своего 192 . Истинно возлюбил нас (rahman) Христос и предал Себя за нас 193 . 8 . [I/21] И он же [Захария] разъяснил, показав, о камне: Вот на этом камне я открываю семь глаз 194 . И что же есть семь глаз, открытых на камне, если не Дух Божий, Который почивает на Христе семью деяниями, как сказал пророк Исайя: Почиет и пребудет на нем Дух Божий, премудрости, разума, совета, крепости, ведения и страха Господня 195 . Это суть семь глаз, открытых на камне. И это суть семь глаз Господа, которые обозревают всю землю 196 . Также о Христе было сказано и следующее: дан свет всем народам – как сказал пророк Исайя: Я дал Тебя светом всем народам, чтобы было Мое спасение до концов земли 197 . И еще Давид сказал так: Слово Твое – свеча ногам моим и свет стезям моим 198 . Слово же, изрекаемое Господом, также есть Христос, как написано в начале Благовестия нашего Жизнодавца: В начале было Слово 199 . И о свете там еще есть свидетельство: И свет этот во тьме светит, и тьма не объяла [или: попрала] его 200 . Что же есть [значит] свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его, – если не то, что Христос возжег свет в народе израильском, а народ израильский не объял [т.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

   Так, 20 ноября 1907 года ректор объявил трем воспитанникам третьего класса, что они по подозрению в агитации, за уход от переклички после всенощной увольняются из семинарии домой до августа месяца. Ответ семинаристов не заставил себя долго ждать. В течение двух дней (20 и 21 ноября) воспитанники, живущие в корпусе на казенном содержании, заявили трижды свое недовольство постным столом: «20 ноября во время ужина шикали и тихонько свистели; того же числа после ужина явилась к ректору депутация, состоящая из столовых старшин, и заявила ему, что воспитанники недовольны столом, какой им назначается в этот пост по утвержденному ректором расписанию кушаний и что в ближайшие годы кормили лучше. 21 ноября все воспитанники отказались от ужина, не попробовав поданных на стол кушаний» (ГАТО, ф. 186, оп. 113, д. 19, л. 18). Депутации было объяснено ректором, что средства, какими располагает Правление, не дозволяют улучшить стол и что допускавшиеся в прежние годы прибавки кушаний вызвали дефицит, дошедший в 1906 году до цифры в 5 800 рублей. К этому следует добавить, что к 1 января 1907 года с недоимками прежних лет Духовной Консистории было не дослано Правлению семинарии 2 067 рублей 23 коп., а общая сумма недополученных Правлением семинарии в 1907 году сравнительно со сметой денег выражалась в цифре 5 486 руб. 53 коп. (ГАТО, ф. 186, оп. 113, д. 19, л. 15). Вообще, по недостатку средств, хозяйство семинарии было расстроено. Причина этого заключалась в несоответствии ассигнований с действительными нуждами семинарии, вздорожанием всех предметов потребления. Кроме того, 19 октября 1906 года вооруженная шайка грабителей напала на эконома семинарии и похитила у него 1 887 руб. 75 коп. экономических сумм (ГАТО, ф. 186, оп. 114, д. 1, л. 286). Однако это не значит, что семинаристов плохо кормили. В тот вечер, например, на ужин были щи с рыбой и гречневая каша, кушание, которое, по отзыву членов Собрания Правления, испробовавших его тут же, «оказалось хорошо приготовленным» (ГАТО, ф. 186, оп. 113, д. 19, л. 19). В связи с происшедшим ректор в своем рапорте говорил, что «снова посторонние лица взялись руководить питомцами семинарии и подсказывать им образ действий, который привел бы семинарию к ее закрытию, хотя бы временно» (ГАТО, ф. 186, оп. 113, д. 19, л. 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2870...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010