б) О Боге. В основе хлыстовского учения о Боге лежит верование, что человек может стать Богом через воплощение в себе Божества. Но такое верование ничем не отличается от языческого верования в перевоплощение Божества и ведет к многобожию; христианскому учению оно совершенно чуждо и, конечно, не может быть признано правильным с христианской точки зрения. 3атем, оно не согласно и с истинным понятием о Боге и человеке. Из наименований Бога в Св. Писании, из присущей нам идеи о Боге и наблюдений над миром вещественным и нравственным открывается, что Бог есть существо бесконечное по бытию и духовным совершенствам. По бытию своему – Он самобытен, неизменяем, вечен, неизмерим и вездесущ, а по духовным свойствам, при обладании совершеннейшим разумом, волей и чувством, Он всеведущ, премудр, всесвободен, всесвят, всемогущ, всеправеден, всеблажен, всеблаг. Будучи существом бесконечным, Он вместе с тем есть частный и всесовершенный личный Дух. Выше и совершеннее Его ничего не может быть; таким представляют Его люди всех времен, на какой бы ступени развития они ни находились. Как существо всесовершенное, Бог может быть мыслим лишь обладающим всеми совершенствами, какие наблюдаются в мире, в самой беспредельной степепи, потому что Он есть начало и причина всего существующего и живущего во вселенной, а вселенная, как творение Его, есть обнаружение Его совершенств. Такое высочайшее и совершеннейшее существо возможно только одно, потому что если бы существовали другие, равные ему существа, то оно перестало бы быть высочайшим и совершеннейшим из всех, т. е. перестало бы быть Богом. 186 Совсем не то представляет собой человек. Самое бытие свое он получает от Господа Бога, Который дает ему «жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:25 ), и потому всецело зависит от своего Творца и Промыслителя. По своим телесным и духовным свойствам человек – существо ограниченное: ум его, поврежденный первородным грехом, не имеет полной ясности и проницательности; его воля, порабощенная грехом, более наклонна ко злу, чем к добру; его сердце, извращенное грехом, является источником нечистых желаний и помыслов. Будучи таким по бытию и свойствам, человек, по словам Св. Писания, не может идти ни в какое сравнение с Богом. «Когда взираю я, – говорит Псалмопевец, – на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь Его?.. Я – червь» ( Пс. 8:4–5; 27:7 ). «Что такое человек, – замечает прав. Иов, – чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным? Вот Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов. 15:14–16 ). Если же таков человек, то ему никак невозможно стать Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства употребили не на то, для чего получили его ( 5, 70 ). Если станешь беречь богатство – оно не будет твоим; если станешь расточать [нуждающимся] – не потеряешь ( Пс. 111, 9 ). Святитель Василий Великий ( 7, 91 ). Бог попустил тебе иметь больше других не для того, чтобы ты тратил на блудодеяния, пьянство, пресыщение и предметы роскоши, но для того, чтобы уделял нуждающимся ( 35, 805 ). Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много раздал ( 36, 34 ). Трать богатство на нужное, когда имеешь его, чтобы, когда лишишься, иметь двоякую пользу – уготованную тебе награду за прекрасную трату и происходящую от презрения богатства мудрость ( 36, 698 ). Богатство, если его запирают, бывает свирепее льва и везде наводит страх. А если ты выведешь его из мрака и поселишь в недра бедных, этот зверь становится овцою, предатель – защитником, подводный камень – пристанью ( 37, 432 ). Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты употребил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы, по апостольскому увещанию, твой избыток восполнял недостаток у других ( 2Кор. 8, 14 ) ( 38, 186 ). Как же можно спастись богатому? – Все стяжание свое сделав общим для нуждающихся, ... изгоняя из души пристрастие к большему и ни в коем случае не преступая пределов необходимого ( 41, 751 ). Кто попрал страсть к богатству, тот богаче всех ( 41, 51 ). Если хочешь истинно обогатиться, сделайся бедным (через милостыню). Таковы-то чудные дела Божии: Он не хочет, чтобы ты был богат вследствие собственных усилий, но по Его милости ( 45, 694 ). Будем расточать богатство на бедных, чтобы ... погасить адский огонь, чтобы в иной жизни иметь дерзновение ( 46, 16 ). Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою гибель, а чтобы расточал для своего спасения. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 564 ). Небесное Царство получил Закхей, бывший богатым, да и не только богатым, но начальником мытарей, несмотря на то, что тесны врата в Небесное Царство. Как же богатый Закхей мог войти в них? Разве потому он мог войти, что был мал ростом, и ему легко было войти? Но не думаю так, ибо хотя и мал был этот верблюд, зато имел великий горб, был очень богат, и пока он этого горба, то есть богатства, не сбросил, до тех пор врата небесные были тесны для него. Только отказавшись от него одним словом: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк. 19, 8 ), он тотчас смог пройти. Если и ныне кто-либо из богатых скажет: «Господи! Вот я половину имения отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», то и ему будет сказано: «ныне пришло спасение дому сему» ( Лк. 19, 9 ). Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 578 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

9. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны 184 . 10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден 185 . 12. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. 13. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка 186 . 14. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны 187 . 15. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь 188 . 166 По сообщению св. Димитрия Ростовского , Тит происходил из царского Критского рода. Как человек любознательный, он был в Иудее, видел Иисуса Христа и св. Апостолов и присутствовал в числе Критян, бывших в Иерусалиме в день сошествия Святого Духа на Апостолов ( Деян. 2:11 ). В числе других Критян называются Зина и Аполлос, которые и были первыми благовестниками Христа на острове Крите. 167 Послание к Титу приблизительно написано около 66-го года; но есть предположения о более раннем его происхождении, до первых уз Ап. Павла в Риме. Эти предположения основываются главным образом на отрицании освобождения Ап. Павла из первых уз. Но несправедливость этого отрицания с великою полнотою свидетельств доказывается многими учеными (см. о сем подробно в исследовании о посланиях к Тимофею и Титу М. Троицкого, изд. в Казани в 1884 году, стр. 15–29, а также и у П. Полянского, в местах, указанных в объяснении на послание к Тимофею). Достойно замечания, что св. Иоанн Златоуст сказал: «мне кажется, что это послание предшествует посланию к Тимофею, и Апостол написал его в такое время, когда был отпущен, освобожден от уз» (беседа на послание к Титу, стр. 5). 168 Указание назначения послания – очень пространное. Это объясняется отчасти тем, что назначение послания Титу было указано в надписании, как видно это из одного из древнейших кодексов (С), чего в других посланиях не было, как свидетельствует о сем Тертуллиан и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Муж светлый, сошедший с неба, есть посланник Божий, который должен забрать праведную душу твою от тебя. Ныне же узнай, досточтимейший Авраам, что настал час оставить тебе земную жизнь и переселиться к Богу». И сказал Авраам архистратигу: «Вот чудо из чудес невиданное! Так значит, ты – тот, кто пришел забрать душу мою от меня?». Говорит же ему архистратиг: «Я – Михаил архистратиг, предстоящий пред лицем Божиим, послан сюда возвестить тебе напоминание о смерти; и если так, то отправлюсь я теперь к Нему, как Он повелел мне». И сказал Авраам: «Сейчас вижу я, что ты – ангел Господень и что послан взять душу мою, но я не пойду с тобой: ты же сделай то, что Он прикажет тебе» 186 . 8. Услышав слова те, тотчас сделался архистратиг незрим, поднявшись же на небо, предстал пред лицом Божиим и поведал обо всем, виденном в доме Авраама. Сказал архистратиг Владыке и такие слова: «Вот что говорит друг Твой Авраам: «Не пойду я с тобой: ты же сделай то, что Он прикажет тебе». А теперь, Господи Вседержителю, прикажет ли что Слава Твоя и Царствие Твое бессмертное?». Сказал же Бог архистратигу Михаилу: «Еще раз пойди к другу Моему Аврааму и так скажи ему: «Сие есть воля Господа Бога твоего, приведшего тебя в землю обетованную, благословившего тебя превыше песка морского и звезд небесных, отверзшего утробу неплодной Сарры и даровавшего тебе в старости плод чрева – Исаака; воистину говорю тебе: благословляя, благословлю Я тебя и, умножая, умножу семя твое, и дам тебе все, что попросишь у Меня, ибо Я – Господь Бог твой, и нет другого кроме Меня. Что же ты противишься Мне и что печалишься, скажи? Зачем противишься архангелу Моему Михаилу? Или не знаешь, что со времен Адама и Евы все умерли? И ни один из пророков не избежал смерти, и ни один из правителей не бессмертен, и ни один из праотцев не избежал тайны смерти – все умерли, все примирились с адом, всех пожинает серп Смерти. К тебе же не посылал Я Смерть, не позволил смертоносному недугу сойти на тебя, не дал серпу Смерти встретить тебя, не позволил сетям ада опутать тебя, не пожелал, чтобы, когда какое-либо зло коснулось тебя, но для доброго увещевания направил к тебе Моего архангела Михаила, чтобы узнал ты о переходе своем из мира и сотворил распоряжение о доме твоем и обо всем, что есть у тебя, и чтобы благословил ты Исаака, сына твоего возлюбленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

186 . Защищая православный догмат от всех исчисленных заблуждений – многобожников, двубожников и трибожников, пастыри православной Церкви постоянно имели ту мысль, что Бог един не так, как едина каждая вещь в ряду прочих вещей одного с ней рода или вида, и в каком смысле мог бы назваться единым каждый бог языческий, взятый отдельно в сонме прочих богов, – но един в том смысле, что нет другого Бога, ни равного Ему, ни высшего, ни низшего, а Он один только есть Бог единственный. 187 В подкрепление этой истины, сколько по свойству самой истины, столько же и по свой­ству своих противников, православные учители употребляли обыкновенно доказательства двоякого рода: из Священного Писания и из здравого разума. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. В Священном Писании истина единства Божия изложена весьма ясно и подробно. Она составляла самый коренный догмат откровения ветхозаветного: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим ( Исх. 20:2,3 ), – такова первая заповедь десятословия, данного Богом народу иудейскому на Синае и послужившего как-бы основой для всего Ветхого завета. Эту истину и в последствии не раз внушал Израильтянам сам Бог . Видите, видите, говорил Он им еще чрез Моисея, когда они приносили жертвы бесам, а не Богу,.. и уетными своими огорчили Меня (Втор. 32и 21), – это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня (39). Потом, когда сыны израилевы снова впадали в идолопоклонство, Он снова напоминал им чрез пророка Исаию: Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам ( Ис. 42:8 ); Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога (44:6); И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня (8); вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне (46срав. 45:5–6). Замечательно, что как в этих, так и во многих других местах Священного Писания, Бог, говоря о самом Себе, как едином Боге истинном, нааывает всех богов языческих суетными, 188 идолами 189 ложными, бессловесными, изваянными, мертвыми и вообще делом рук человеческих; 190 след., ясно запрещает смотреть на них, даже как на богов каких-нибудь низших.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Нафанаил находился в числе 11-ти учеников накануне избрания апостола Матфия. «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова» ( Деян.1:13 ). По преданию, Нафанаил проповедовал Евангелие сперва в Малоазийских областях вместе с ап. Филиппом, потом в Аравии, Эфиопии, Индии и Великой Армении, где и скончался мученически. По одним сведениям он был распят на кресте, а по другим – с него живого снята кожа. Память его совершается Церковью 24 июня 184 . Апостол Фома Апостол Фома иначе назван дидимом, или близнецом. О его жизни нам известно немногое. Его имя упоминается в повествовании о болезни и смерти Лазаря. Когда Спаситель собирался идти к Лазарю в Иудею, где Его ненавидели, «тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» ( Ин.11:16 ). В Евангелии от Иоанна (20:20–29) говорится о том, как апостол Фома был особым образом удостоверен в реальности Воскресения. Спаситель явился всем ученикам, собранным в доме при запертых дверях вместе с Фомою, усомнившимся в Его Воскресении, и позволил Ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои ( Ин.20:26–29 ). По преданию, ап. Фома проповедовал Евангелие в Восточной Индии и здесь претерпел мученичество. В Индии, на Малабарском берегу, доселе еще находится значительное число христиан, именующих себя христианами апостола Фомы. Память его совершается Церковью 19 октября, и в первое воскресенье после Светлой седмицы, которое называется Фоминой Неделей 185 . Апостол и евангелист Матфей Апостол Матфей или Левий, сын Алфея, бывший мытарь. Свое занятие он оставил, будучи призван к апостольскому служению: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» ( Мф.9:9 ). Имя апостола Матфея упоминается в числе двенадцати учеников, посланных для проповеди по городам Иудеи ( Мф.10:1–6 ). По Вознесении Спасителя на небо и сошествии Святого Духа на апостолов, ап. Матфей, оставаясь долгое время в Палестине, проповедовал Евангелие иудеям, а потом отправился на проповедь другим народам. По одним сведениям, он проповедовал в Эфиопии и у парфян, по другим у персов и у мидян. Уверовавшие иудеи перед его отбытием просили его оставить запись того, что он проповедовал им устно, и он написал для них Евангелие, известное под его собственным именем и занимающее первое место в ряду священных новозаветных книг. Свидетельства церковных историков о кончине его не согласны. Одни утверждают, что он мученически скончался от огня в Эфиопии; другие – что он окончил жизнь свою в мире. Память его совершается Церковью 29 ноября (н. ст.) 186 . Апостол Симон Кананит (Зилот)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обычно вызывает недоумение, почему, несмотря на чудеса Христовы, «свои Его не приняли» ( Ин. 1: 11 ). Реакция на чудеса и все служение Христово первосвященников, других членов Синедриона, фарисеев и книжников, как и прорывающаяся порой нездоровая эйфория простых людей, ждущих Мессию как земного царя ( Ин. 6: 14–15 ), обнаруживает проблему неверия. Кажется, как можно не поверить свидетельству дел Христа? Ответ есть в самом Евангелии. Христос говорит иудеям, что они не принимают Его по той причине, что они грешники и нарушители закона, поэтому все их оценки и выводы продиктованы «образом мыслей о Боге и о всем духовном, заимствованном человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия» 186 . Нераскаянная и прикрываемая лишь внешним благочестием греховность, успокоенность в грехе делает людей неспособными принять учение Христа и даже вызывает в них ненависть к несообразному их жизни учению и к Нему Самому: «…ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» ( Ин. 8: 37 ). В беседе о равенстве с Отцом Христос указал на трагедию плотских людей: отсутствие в них истинного Богопознания, «признание правдой падшей человеческой правды и отречение для нее от правды Евангелия» 187 приведет к тому, что они примут дела диавола за дела Божии и признают антихриста, творящего многие эффектные чудеса, отвечающие греховным желаниям людей: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5: 43 ). Древнее святоотеческое присловие говорит, что Бог не может спасти человека без участия самого человека; как нельзя насильно заставить полюбить. Господь не допускал в Своем служении насилия в деле веры, оставляя веру как дело Божие ( Ин. 6: 29 ) на совести людей. И это еще одна черта служения Христова: «Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Мф. 12: 20 ). Господь бережно относится к поврежденной грехом человеческой душе как хрупкому сосуду и ждет решения человека: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3: 20 ). 2.2.3. Откровение Царства Божия в притчах

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

У святых в обычае благодарить Бога, являющего через них благоухание душеполезных знаний. А ты вместо благоухания, подобно вавилонянкам, сжигаешь курение из оливковых зерен (Посл. Иер. 1:42 ), ибо чем отличается от дыма распространённый тобой слух возмутительный и неполезный? 186. Ему же Если, как ты говоришь, в начале бытия человеческого целая толпа душ по причине греха ниспала сюда и облеклась телами 47 , то великому Моисею надлежало бы написать, что Бог сотворил из земли многие тела и вложил в них падшие души. Но не так написано у Моисея, согласно Писанию, только одного человека – Адама создал Бог из земли и вдунул в него душу живую, и как говорит апостол: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли ( Деян. 17:26 ). Потому что: Первый человек – из земли, перстный ( 1Кор. 15:47 ), а не первые толпы, сказано также: одним человеком грех вошел в мир ( Рим. 5:12 ), а не множеством людей. 187. Ему же Никто, оскорбивший Бога и подвергшийся изгнанию, не благословляется Им. Адам же, сотворённый из земли, и Ева, из ребра Адамова сотворённая, еще до грехопадения были благословлены Богом – расти, множиться и господствовать над всей вселенной. Как же ты говоришь, что Адам и жена его ещё на небесах, прежде согрешили? 188. Чтецу Аттику Видевший Меня видел Отца ( Ин. 14:9 ), то есть, кто сподобился познать Моё Божество, тот познал и Божество Отца, потому что Единое Божество и единая слава Отца и Сына: Я и Отец – одно ( Ин. 10:30 ), как сказал Господь. 189. Аглею, служащему на передовой Как говорит апостол Петр в своём Послании: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет. 4:6 ). Подвергшись суду по человеку плотию – сказано, дабы ясно было утверждающим, что плоть не воскреснет из мертвых, и не будет судима. Но жили по Богу духом – то есть души, не поддавшиеся тому заблуждению, чтобы предполагать существование многих различных богов, пребудут, зная единого Бога. Изречение это полезно для держащихся Аристотелевых мнений и утверждающих, что будто бы все души человеческие со временем утончатся и обратятся в ничто. 190. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Далее, – все убеждает нас в том, что зло не имеет вечного и самобытного начала, а потому и оно само не может быть мыслимо бытием самобытным и необходимым. Если бы зло было предоставлено только самому себе, то оно само уничтожило бы себя, как уничтожают самих себя те микробы, которые служат причиною многих ужасных болезней. Зло сильно только тогда, когда оно действует на почве и в условиях добра и является под его видом. Клевета только тогда причиняет ужасное зло, когда она выступает под видом истины, действует, по-видимому, в интересах человеколюбия и выдает себя за орудие святой правды. Вражда к ближнему в большинстве случаев принимаем благовидные формы, так что о характере действий вернее всего можно судить только по обнаружившимся результатам. «Сам сатана принимает вид Ангела света, – говорит Апостол ( 2Кор. 11, 13 – 15 ), а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их... Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых». Предательский поцелуй обыкновенными людьми не всегда узнается с самого начала. Злодеи только тогда причиняют много зла, когда между ними господствует строгая дисциплина и послушание. Кроме того, – что зло не имеет вечного, самобытного начала, это ясно видно и из того, что по свидетельству непосредственного общечеловеческого сознания, оно само не имеет необходимого бытия, так как оно есть именно то, чего не должно бы быть, что, следовательно, есть явление случайное, с чем мы должны вести борьбу и что подлежит уничтожению и, действительно, более или менее уничтожается. Наконец, «легко заметить, – говорить В. Д. Кудрявцев 186 , – и то, что ифическая противоположность добра и зла имеет место только в приложении к практическим действиям человека и не может быть переносима вне его, на предметы и явления природы, которые не могут быт ни добрыми, ни злыми. Если именами добра и зла назвать совершенство и несовершенство предметов, то и здесь опять, с одной стороны, нельзя резко разграничивать их на совершенные и несовершенные, так как один и тот же предмет может быть и совершенным относительно другого, ниже его лежащего, и несовершенным в сравнении с высшим; с другой, сама оценка совершенства и несовершенства предметов неизбежно будет принимать субъективный характер; мы будем расценивать их по отношению к личной пользе или вреду для человека, что и имело место в религии Зороастра».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но стоит ли говорить с человеком, у которого омертвели душевные уши? Будет ли польза петь для того, кто по своей воле оглох для всего прекрасного? 183. Диакону Агафию Несправедливо ослабевать душой в минуты вражеских нападений. Напротив, нужно особенно укрепляться духом, слыша сказанное Богом: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь ( Ис. 33:3–4 ). Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ), и Не оставлю вас сиротами; приду к вам ( Ин. 14:18 ), как обещает Господь подвижникам. Если даже твоя душа переполнится множеством искушений, тем не менее Владычное слово утешает тебя: слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего ( Агг. 2:9 ). 184. Епископу Павлу Не смущайся, когда злые демоны во время молитвы, распаляясь гневом, наводят на душу непристойные помыслы. Так же и лютые змеи раздражаются и приходят в сильное беспокойство от слов заклинателя. А самым сильным заклинанием для демонов служит трезвенная молитва . Когда какой-либо праведный и благочестивый человек приходит к одержимому злым духом и начинает читать молитвы и псалмы, демоны, опаляемые благочестивым делом, мятутся и неистовствуют. И если мы не прекратим молитв и псалмопений, то в скором времени увидим, что демоны исчезнут как дым. 185. Монаху Проватию Новый друг – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его ( Сир. 9:13 ). Никто не должен без испытания при случае доверять кажущемуся другу. Лишь когда вино сделается старым, тогда можно пить его с удовольствием. То есть когда найдём в этом человеке признаки расположения и свидетельство любви, тогда уже без опасений можно приблизить его к себе и похвалить. Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего ( Притч. 27:14 ). Потому что неблаговременная и необдуманная похвала призывает дьявола приступить к новому другу и обнаружить кроющееся в нём лицемерие, обличив, что он не истинный, а ложный друг. 186. Ему же Рассуждая о том, о чём ты писал мне, имея в виду книгу блаженного Исаии, предложу тебе краткий урок. Пророк вопиет: муки схватили меня, как муки рождающей ( Ис. 21:3 ). Видишь ли крайнюю нужду скорбящего сердца? Затем пророк говорит: Я взволнован от того, что слышу, я смущён от того, что вижу ( Ис. 21:3 ), то есть смущён невыносимыми искушениями, вместо света возлюбив тьму. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня ( Ис. 21:4 ), потому что опасаюсь погибнуть от лица Божия, уподобившись сходящим в ад, так как света мысленных очей моих уже нет со мною ( Пс. 37:11 ). 187. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010