3 Ср.: Библия в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч.И. Скоуфилда. Чикаго, 1990. С. 12. Ф. Баракман прямо называет диспенсацию английским переводом греческого слова οκονομα («домостроительство») (Баракман Ф.Х. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения. М., 2002. С. 135). 10 Баракман Ф.Х. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения. М., 2002. С. 186, 793. 11 Ср.: «Современная эпоха – это нечто вроде интермедии между прошлым и будущим в отношениях Бога с Израилем» (Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет . Bielefeld, 2000. С. 1040). См. также: Райри Ч. Основы богословия. М., 1997. С. 472; Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. С. 336. М. Эриксон справедливо называет следствием таких взглядов принижение роли видимой церкви (Эриксон М. Христианское богословие. СПб., 1999. С. 886). 12 Библия в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч.И. Скоуфилда. Чикаго, 1990. С. 1069; Баракман Ф.Х. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения. М., 2002. С. 692. 17 Уже во II в. так учит св. Мелитон Сардийский : «О беззаконный Израиль! Почему совершил ты новое преступление, ввергнув Господа твоего в новые скорби – твоего Владыку, образовавшего тебя, создавшего тебя и назвавшего тебя “Израилем”? Однако ты не стал “Израилем”, ибо не узрел Бога и не постиг Господа». Цит. по: Сидоров А.И. Курс патрологии//Его же. Святоотеческое наследие и церковные древности. М., 2011. Т. 2. С. 335. Читать далее Источник: Материалы X Международной студенческой научно-богословской конференции, 25-26 апреля 2018 г. : Сборник докладов/Санкт-Петербургская духовная академия ; [редактор-составитель: протоиерей Константин Костромин]. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбПДА, 2018. - 399 с./Веселов Евгений, свящ. Противопоставление Церкви и Израиля в богословии диспенсационализма. 61-65 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

1 Еп. Вениамин (Милов) . Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 139. 2 Там же. С. 163, 173. 3 Еп. Вениамин ( Милов ). Дневник инока. Письма из ссылки. С. 230. 4 Архим. Кирилл (Наумов) . Пастырское богословие. СПб., 1853. С. 5. 5 См.: Свт. Григорий Двоеслов . Правило пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. С. 23—24, 31, 58, 64—65, 245—247. 6 См.: Свт. Григорий Богослов . Творения. 3-е изд. М., 1889. Ч. 1. С. 20. 7 Цит. по: Иером. Иннокентий ( Пустынский ). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41. 8 Архим. Кирилл ( Наумов ). Пастырское богословие. С. 5. 9 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, 8—9. С. 186—229. 10 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . Основные начала православного пастырства// Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. М., 1906. С. 17—18. 11 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Из чте-ний по Пастырскому богословию//Православный собеседник. Казань, 1896, 4. С. 430—431, 438. 12 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 32, 33, 36—37. 13 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 38—39, 39, 39—41, 42—45. 14 Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана Ред .> и под непосредственным руководством его» ( Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона]//Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6—7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан » (Там же. С. 169—170).— Примеч. ред . 15 См.: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

185. Свт. Григорий Богослов. Слово 33//Творения, т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 491. 186. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 9-10. 187. О христианской концепции личности см.: Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности//По образу и подобию. М., 1995, сс. 106-128. 188. Слово 31//. Творения, т. I, с. 448. 189. Цит. по: Арсений, архиеп. Николай, мефонский епископ XII b. и его сочинения//Христианское чтение. Ч. 1. 1883, с. 11. 190. «…все естество Божеское совершенным образом находится в каждом из Лиц Божества, все — в Отце, все — в Сыне, все — в Святом Духе». — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл VI, изд. цит., с. 82 Согласно свт. Григорию Богослову, Божественные Лица «суть Три, в Которых Божество». Orat. XXXIX PG 36, col. 345d. 191. Великие Каппадокийцы понимали Божественные Лица как «способы бытия» Божественной природы. См. : Свт. Василий Великий. De Spiritu Sancti, 17. PG, 32, col. 159; Свт. Григорий Нисский. Quod non sint tres dii PG, 45, col 193. 192. «…сущность же не имеет самостоятельного бытия, но усматривается в личностях». Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. VI, изд. цит., с. 82. Из дальнейшего контекста следует, что термины «сущность (ουσα)» и «природа (φσις)» св. Иоанн использует как синонимы. 193. Лосский В. Н. Очерк…, сс. 43, 215-216. 194. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 255. 195. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… кн. 1, гл. VIII, изд. цит., с. 16. 196. Там же, с. 14. 197. Лосский В. Н. Очерк…, сс. 44, 216. 198. Там же, сс. 216, 219. 199. Пространный Христианский Катехизис..., с. 24. 200. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31. 201. Воронов Л., прот. Догматическое богословие. СПбДА, 1994, сс. 5—6. 202. Зороастризм//Философский словарь. М., 1986, с. 152. 203. Воронов Л., прот., над цит., с. 6. 204. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31. 205. Шестоднев, гл. 2, п. 3. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. изд. цит., с. 161. 206. Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 356.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

181. Подробно о модализме см. : Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 309-320; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 81-83; Поснов М. Э., указ, соч., сс. 150-152; Спасский А., проф., указ, соч., сс. 44-59, 110-115. 182. О доктрине Ария см. : Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 10-16; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 88-94; Поснов М. Э., указ, соч., ее 332-333; Спасский А., проф., указ, соч., сс. 169-173; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994, сс. 10-20; Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 8-12. 183. Великими Каппадокийцами называют трех выдающихся богословов и церковных деятелей IV столетия, трудами которых было создано и утверждено православное учение о Пресвятой Троице свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. 184. О троичном богословии великих Каппадокийцев см.: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 74-89, 107-114, 145-152; Болотов В. В. изд. цит., сс. 89-91; Карсавин Л. Н., изд. цит., сс. 109-118; Поснов И. Э., изд. Цит., СС. 360-363; Спасский А., изд. цит., сс. 488-533; Киприан (Керн), архим. Золотой пек Святоотеческой письменности. М., 1995, сс. 74-81, 106-107, 120-123. 185. Свт. Григорий Богослов. Слово 33//Творения, т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 491. 186. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 9-10. 187. О христианской концепции личности см.: Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности//По образу и подобию. М., 1995, сс. 106-128. 188. Слово 31//. Творения, т. I, с. 448. 189. Цит. по: Арсений, архиеп. Николай, мефонский епископ XII b. и его сочинения//Христианское чтение. Ч. 1. 1883, с. 11. 190. «…все естество Божеское совершенным образом находится в каждом из Лиц Божества, все — в Отце, все — в Сыне, все — в Святом Духе». — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл VI, изд. цит., с. 82 Согласно свт. Григорию Богослову, Божественные Лица «суть Три, в Которых Божество». Orat. XXXIX PG 36, col. 345d. 191. Великие Каппадокийцы понимали Божественные Лица как «способы бытия» Божественной природы. См. : Свт. Василий Великий. De Spiritu Sancti, 17. PG, 32, col. 159; Свт. Григорий Нисский. Quod non sint tres dii PG, 45, col 193.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Заботясь о достойной христианской кончине наших близких, мы не должны забывать и о собственной смерти. Ведь она может наступить в любой момент нашей жизни. Чем чаще мы причащаемся, тем более наши души подготовлены к переходу в загробный мир. Если Господь сподобит нас умереть после приобщения Христовых Тайн, бесы убегут от нас, как молния, а ангелы откроют нам небесные врата и будут торжественно сопровождать нас до самого престола Пресвятой Троицы 73 . Примечания: 2 Феофан, еп. О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни. М., 1909. С. 270. 3 Василий Великий , свят. Творения/ТСЛ., 1901. Т. 6. С. 186. 4 Цит. по: Никодим Святогорец , преп., Макарий Коринфский, свят. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн. Сумы, 2001. С. 36–37. 5 Собрание поучений, избранных из творений святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого/ТСЛ., 1993. Т. I. С. 168. 6 Старец Иаков Эвбейский/Макариев-Решемская обитель, 1998. С, 57. 7 Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899. С. 359. 8 Иоанн Златоуст , свят. Цит. соч. Т. I. С. 162. 9 Петр, еп. Указание пути к спасению/ТСЛ., 1905. С. 215. 10 Цит. по: Вениамин (Федченков) , митр. О богослужении Православной Церкви. М., 1999. С. 334. 11 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 463. 12 Цит по: Никодим Святогорец , преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 116. 13 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 330. 14 Блаженный Иоанн Мосх . Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. С. 39–40. 15 Подвижники благочестия 20 столетия. М., 1994. Т. I. С. 415. 16 Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение Православной веры. М., 1992. С. 250–252. 17 Цит. по: Макарий, еп. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 302. 18 Цит. по: Макарий, еп. Цит. соч. С. 306. 19 Иоанн Дамаскин, преп. Цит. соч. С. 255. 20 Послание Патриархов Восточно-Кафолическия Церкви о православной вере. М., 1860. С. 70. 21 Непознанный мир веры/Сретенский монастырь. 2001 С. 19–22.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

125–е правило Карфагенского собора//Книга правил… С. 233. 163 См.: Лосский В. Н. Указ. соч. С. 90. 164 Древний Патерик. С. 354. 165 Источник цитаты не установлен. — Ред. 166 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на 1–е Послание к Римлянам//Творения. СПб., 1904. Т. 10, кн. 1. С. 240; Толкование на Евангелие от Матфея//Творения. Т. 7. С. 184. 167 Против ересей. С. 165–466. 168 Цит. по: Дмитриевский. С. 348, примеч. б. 169 Древний Патерик. С. 144. 170 Божественная литургия св. Иоанна Златоуста. Ектения просительная. 171 Арсеньев Н. Преображение мира и жизни. С. 88. (Текст цитаты значительно расходится с источником. — Ред.). 172 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на послание апостола Павла к Ефесянам, 3//Творения. СПб., 1905. Т. 11, кн. 1. С. 31. 173 Ошибка: это слова Спасителя (Ин. 3, 8). — Ред. 174 «К… всякому благодать приходит» (св. Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. СПб., 1903. Т. 2. С. 136). 175 Точный текст: «Святая суть предлежащая, нашествие Святаго Духа приемшая; святи и вы, Святаго Духа удостоившиеся. Потом вы глаголете: Един Свят, един Господь, Иисус Христос. Воистину бо един Свят, существом Снятый, вы же аще и святи, но не существом, а причастием, подвигом и молитвою» (цит. по: Дмитриевский. С. 334, примеч. б.). 176 Слова. Вып. 2. С. 275. 177 Преп. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. М., 1905. С. 3 178 Древний Патерик. С. 293. 179 Слова. Вып. 1. С. 184–185. 180 Там же. Вып. 2. С. 261. 181 Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 417–416. 182 Цит. по: Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 327–328. 183 Указанный текст представляет собой свободный пересказ архим. Киприаном фрагмента 5–го Тайноводственного слова св. Кирилла Иерусалимского, 20–22 (см.: Евхаристия. С. 71). — Ред. 184 Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 319. 185 Цит. по: Дмитриевский. С. 345. 186 Цит. по: Богословские труды. С. 179. 187 Там же. С. 180. 188 Там же. С. 179. 189 Там же. с. 180. 190 Св. Иоанн Златоуст. Беседа перед отправлением в ссылку//Творения. СПб., 1897. Т. 3, кн. 2. С. 445. 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Заботясь о достойной христианской кончине наших близких, мы не должны забывать и о собственной смерти. Ведь она может наступить в любой момент нашей жизни. Чем чаще мы причащаемся, тем более наши души подготовлены к переходу в загробный мир. Если Господь сподобит нас умереть после приобщения Христовых Тайн, бесы убегут от нас, как молния, а ангелы откроют нам небесные врата и будут торжественно сопровождать нас до самого престола Пресвятой Троицы 73 . Примечания: 1 Духовно-назидательные примеры из жизнеописаний святых и подвижников благочестия иногда приводятся автором в литературной обработке. Чтобы излишне не насыщать текст сносками и ссылками, автор не всегда указывает источники, из которых почерпнуты те или иные мнения святых отцов. В основном это относится к тем местам книги, где мысли церковных писателей приведены в свободном изложении или когда они являются настолько утвердившимися в святоотеческой литературе духовно-нравственными истинами, что почти невозможно точно установить их первоисточник. 2 Феофан, еп. О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни. М., 1909. С. 270. 3 Василий Великий, свят. Творения/ТСЛ., 1901. Т. 6. С. 186. 4 Цит. по: Никодим Святогорец , преп., Макарий Коринфский, свят. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн. Сумы, 2001. С. 36–37. 5 Собрание поучений, избранных из творений святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого/ТСЛ., 1993. Т. I. С. 168. 6 Старец Иаков Эвбейский/Макариев-Решемская обитель, 1998. С, 57. 7 Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899. С. 359. 8 Иоанн Златоуст, свят. Цит. соч. Т. I. С. 162. 9 Петр, еп. Указание пути к спасению/ТСЛ., 1905. С. 215. 10 Цит. по: Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. М., 1999. С. 334. 11 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 463. 12 Цит по: Никодим Святогорец , преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 116. 13 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 330.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Григорий Н. Adversus Apollinarem c. XXIX, col. 1188C). Это учение напоминает психологические воззрения Аристотеля (cp. Teichmütler. Lib. cit. S. 135, 178–179). 1759 Так, напр., употребление слова от этого корня вполне уместно в следующем выражении: друг узнается в несчастии. 1762 ibid., S. 285–286. Cp. H. И. Сагарда. Цит. соч., стр. 360: γνω’σκειν употребляется для обозначение прогрессивного познания, достигаемого опытом и подтверждаемого в каждом данном случае действительным течением жизни, в отличие от знания умозрительного, по крайней мере, не зависящего от опыта и обозначаемого глаголом ο’δα. Cp. ibid., стр. 466. 1786 Cp. Н. И. Сагарда. Цит. соч., стр. 560: «любовь (по учению св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова) стоит в ближайшем и непосредственном отношении к познанию Бога». 1794 Ср. Ин.6:69 . 1Ин.4:16 . Ин.10:38 . Cp. Н. И. Сагарда. Цит. соч., стр. 575: «в общем, γινω’σκειν и πιστευ’ειν указывают на твердое убеждение в истинности чего-либо, основанное не на доверии к чьему-либо слову, но на собственном исследование факта; а оба глагола вместе означают полное жизненное обладание христианскою истиной... У Апостола Иоанна истинная вера есть познающая и испытующая, а истинное познание – верующее... В вере уже заключается и познание, так как в обоих одинаковым образом уже заключается действительное общение с Богом, обладание Богом». Ср. стр. 590–591. О нераздельности и взаимном проникновении «веры» и «знания» см. также у прот. И. Беляева. Учение св. Ап. Павла о вере (Москва. 1900), стр. 160–163. 1810 Cp. Евр.11:3 . «Словом γνσις, употребленным в известном соотношении с πι’στις, Ап. Павел указывает на одну из черт, которыми может характеризоваться πι’στις... Одним из элементов, входящих в πι’στις, служит деятельность познавательных способностей нашего «я», для означения которых новозаветный текст употребляет глагол νοι’ω существительное νος» Ср. Прот. Беляев. Цит. соч., стр. 162, ср. стр. 178– 182, 203. 1813 Cp. В. С. Соловьев. Т. II, стр. 186: «если отношение между субъектом и предметом для того, чтобы быть истинным или объективным знанием, т. е. выражать истину предмета, а не мнение субъекта, должно исходить из самого этого предмета, то, очевидно, субъект должен не полагать от себя это отношение, а находить его в себе. не производить, а испытывать его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

См. Сидоров А. И. Архимандрит Киприан Керн и традиции православного изучения поздневизантийского исихазма//Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. С. XVI-XVII. Впрочем, такой авторитетный современный патролог, как В. М. Лурье (иеромонах Григорий) считает, что понимание исихазма самого о. Киприана пронизано духом " модернизма " и отклоняется от Православия в сторону платонизма (см. его примеч. в кн. о. Иоанна Мейендорфа. " Введение в изучение Григория Паламы " . С. 345). 186 Цит по: Сидоров А. И. Архимандрит Киприан Керн и традиции православного изучения поздневизантийского исихазма//Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. С. IX. 187 См. Емельянова Т. Жанр средневековой мистерии. О творчестве матери Марии (Скобцовой)//Страницы. 1997. 2:4. С. 586-595. 188 Цит. по: Шустов А. Н. Отец Борис (Старк) о матери Марии (Скобцовой)//Мать Мария (Е. Ю. Кузьмина-Караваева). Жизнь. Творчество. Судьба (материалы международной конференции). СПб., 2000. С. 44. 189 Манухина Т. Монахиня Мария//Кузьмина-Караваева Е. Ю. Избранное. М., 1991. С. 431. 190 См. Прот. Александр Шмеман. Памяти архимандрита Киприана//Вестник Р.С.Х.Д. 1960. 56. С. 48. 191 Манухина Т.Монахиня Мария// Кузьмина-Караваева Е. Ю.Избранное. М., 1991. С. 431. 192 Скобцова Е. О юродивых//Вестник Р.С.Х.Д. 1930. 8-9, С. 10. 193 См. Гаккель. 1993. С. 121-169. 194 См. Лавров А. В., Шустов А. Н. Поэма Е. Ю. Кузьминой-Караваевой о Мельмоте-Скитальце//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1986. Л., 1987. С. 82-83. 195 Беневич Г. О поэме матери Марии " Духов День "http://Реализм святости. СПб., 2000. С. 68-79. 196 См. Священник Димитрий Клепинин. Письма жене из лагеря Компьен (Франция)//Христианос. 1999. VIII. С. 66-101. 197 Могильнер М. Мифология " подпольного человека " . М., 1999. С. 63. 198 Воспоминания. 1992. Т. 2. С. 186-189. 199 См. Строматы. Творения учителя Церкви Климента Александрийского в пер. Корсунского. Ярославль, 1892. Кн. IV. Гл. 4. С. 398-399. 200

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Дубакин Д.Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостоя»: диссер. на соиск. уч.ст. магистра богословия//Христианское чтение, 1880, - С. 35. Цит. по: Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Из курса лекций по Пастырскому Богословию - Изд. 2-е. - Париж, 1985. - С. 139. Определения Московского Собора 1503 г.//Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. - Казань, 1863, Ч. 2. - С. 352. Цит. по: Емченко Е.Б. Стоглав: Исследование и текст. - М.: Издательство «Индирик», 2000. - С. 395-396. Макарий (Веретенников), архим., Флоря Б.Н. Даниил, митр. Московский и всея Руси/Православная Энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000-2008. Т. XIV. - С. 66. Скворцов Д.И. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицы-Сергиева монастыря. (Очерк жизни и деятельности его, преимущественно до назначения в Троицкие архимандрита) - Тверь, 1890. - С.6. Ромодановская Е.К. Нектарий/Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб., 1993. - Вып. 3, ч.2. - С. 374-376. Алексеев А.И. Варсонофий, архиеп./Православная Энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000-2008. Т. VI. - С. 675. Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: опыт внешней истории (исследование применительно по рукописям): В 3 т. - Одесса, 1894. Т. III: Приложения. - С. 186. Цит. по: Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства//Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. - Казань, 1863. Ч. 2. - С. 382. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т./Под ред. Преосвященного Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского. М., 1883-1886. Т. IV. - С. 141. Духовный Регламент Всепресветлейшего, Державнейшего Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского. Изд. 4-е. М., 1897. - С. 94. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917/История Русской Церкви: В 10 т. Кн. 8, ч.1. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - С. 393.

http://bogoslov.ru/article/314672

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010