С помощью смены стилистических обертонов Пушкин подпустит легчайшую иронию. Слишком велик зазор между реальным уровнем Филаретовых виршей — и пушкинской формулой, их характеризующей: арфа серафима, священный ужас… Но этот полузаметный отсвет иронии не затронет существа дела, не поставит под сомнение искренность пушкинского отклика. В то самое время, когда «прилично» было посвящать стихи вельможе, полководцу, даже царю — и непросвещенно, дико — попу; когда в проповеди уместно было взывать к душе садовника, сановника, самодержца, опускаться же до объяснений с неблагонадежным литератором и свободолюбцем как-то не полагалось, как не полагалось и публично объясняться с непросвещенным «долгополым» сословием, — в эту самую эпоху лучший русский поэт и один из лучших русских пастырей, не изменяя себе, сделают шаг навстречу друг другу… Шильдер. Т. 4. С. 185–186. Там же. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. С. 250. (Тут же не в меру либеральный великий князь делает весьма оригинальное примечание: «Ссылки на Библию, на Апокалипсис, на Послания апостола Павла к римлянам поражают, как плод болезненного мечтания нравственно расстроенного человека».) В частности, один из самых умных, самых жестких, самых политичных русских заговорщиков, Пестель. См.: Лебедев Я. М. Пестель — идеолог и руководитель декабристов. М., 1972. Жмакин В., свящ. Погребение константинопольского патриарха Гpuropuя V в Одессе//Русская Старина. 1894. С. 204–205. Пыпин А. Н. Исследования и статьи по эпохе Aлekcahдpa I. C. 359. Ср., впрочем: К[арнович E.J Фотина Павловна//Русский Архив. 1870. Стб. 893–900. Здесь и далее, кроме оговоренных случаев, цит. по: Автобиография архимандрита Фотия//Русская Старина. 1894. 1895. 1896. Там же. Остается надеяться, что записывавший за Фотием его «Автобиографию» о. В. Орнатский что-то перепутал. Вопреки Пушкину, отнюдь не эротическим огнем, но хуже, гораздо хуже, чем эротическим! Цит. по: Карнович Е. П. Архимандрит Фотий, настоятель Юрьева монастыря. 1798–1838//Русская Старина. 1875. 8. С. 310.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

Между 22 июля 1481 и 12 янв. 1483 гг. И. посетил Ферапонтов монастырь, где в это время произошел пожар. Летом 1483 г. И. присутствовал при избрании троицкого старца Сергия на Новгородскую кафедру. В 1484 и 1486 гг. по заказу И. были написаны толковые Апостолы (РНБ. Солов. 155; РНБ. F.I.5), первый предназначался для Ферапонтова монастыря. И. упоминается в приписках к неск. книгам, созданным в пределах Ростовской епархии в 1481-1488 гг. ( Попов. 1989. С. 34). Прп. Кассиан Учемский, в миру кн. Константин Мангупский, являлся служилым боярином И. и впоследствии по его разрешению принял монашеский постриг (Житие Кассиана Учемского//Ярославские ЕВ. 1873. 14. Ч. неофиц. С. 113-114). И. принял участие на начальном этапе следствия о новгородских еретиках- «жидовствующих» . В послании к Ростовскому архиерею Новгородский архиеп. Геннадий (Гонзов), инициатор следствия, в февр. 1489 г. (по мнению А. И. Плигузова, в июле-авг. 1488, см.: Pliguzov. 1992) писал: «Мню, яко не неведомо твоему святительству церковный раздор от еретичьскаго нападания, что есми посылал подлинникы великому князю да и митрополиту, отцу его, и митрополит-деи то и вам являл» (цит. по: Казакова, Лурье. 1955. С. 316). В письме речь идет о «подлиннике» следственного дела о еретиках (не сохр.), к-рый архиеп. Геннадий послал в Москву в 1487 г. По-видимому, И. принял участие в состоявшемся в нач. 1488 г. в Москве Соборе, на к-ром рассматривались присланные свт. Геннадием документы. Тогда центральная власть (как духовная, так и светская) не придала значения этому делу, возможно, потому, что кружок «жидовствующих» с осени 1485 г. пользовался большим влиянием в Москве, к нему принадлежала, в частности, жена младшего вел. князя Елена Стефановна. Большая часть упомянутых в «списке» архиеп. Геннадия новгородцев осуждена не была, 3 новгородца были наказаны, их «биша... по торгу кнутьем» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 324; Т. 23. С. 186). Архиеп. Геннадий с упреком писал И. об этом Соборе: «И как мню, ныне вы положили то дело ни за что, как бы вам мнится: Новъгород с Москвою не едино православие; не поболезновали есте о том нимала!» (цит. по: Казакова, Лурье. 1955. С. 317).

http://pravenc.ru/text/578100.html

Триодь ч.1]: 183 Видвъ адамъ аггла изринвша, и затворивша бжественнаг сада дврь, воздохнвъ вельм, и глагола: млтиве, помилй м падшаго. (неделя Сыропустная, 2-й икос) 184 Рыдаю, стеню и плач, хервімы съ пламеннымъ ржїемъ зр, єдема входъ стрещ повелнны, всмъ престпникмъ, оувы! непристпный, аще не ты невозбраненъ спсе той сотвориши м. (неделя Сыропустная, канон утрени, песнь 9, тропарь 3) Октоих 185 Блюстители положилъ єс падшем (то есть Адаму), хервімы древа животнаг, но видвше т, двєри верзошас: вилс бо єс птетвор разбойник въ рай. (глас 2, канон крестовоскресен, песнь 6, тропарь 1) – Потеря власти над Божиим творением. Раньше Адам нарекал имена приходивших к нему животных: И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему ( Быт.2:20 ). Теперь сын Адама с испугом произносит: и будет всяк обретаяй мя убиет мя (в синодальном переводе: всякий убьет меня) ( Быт.4:14 ). Священномученик Вавила: «Для того чтобы человек понял свое высокое назначение и имел признак того, насколько он выше животных, Бог привел их к нему и повелел дать имена им» с. 78] (4 сентября). 186 Гадмъ и влчица бывши, гад дшетлнному как собесдовала єс, совтника прїимши к праваго, льстиваго; твоег прельщенї, дш мо всестрастна! ч.1] (неделя Сыропустная, канон утрени, песнь 8, славник) Преподобный Максим Исповедник : Адам прежде грехопадения умел «войти в простейшую, лишенную любых образов сущность любого из сотворенных существ» [цит. по: 133, с. 503]. – Иначе, «в поте лица» стал человек добывать себе пропитание: В поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт.3:19 ). Новациан: «Если обратиться, как должно, к началу вещей, окажется, что первой пищей для людей были только древесные семена и плоды. Хлеб вошел в употребление только после грехопадения, причем само расположение человеческого тела указывало на состояние совести. Ибо если невинность людей, собиравших себе пищу с деревьев, побуждала их, еще имевших чистую совесть, тянуться ввысь, то после грехопадения люди добывали себе пищу, только склоняясь к земле. Еще позднее вошло в обыкновение есть мясо, ибо благодать Божия в надлежащее время доставляла человеческим потребностям соответствующий род пищи» [«О еврейской пище 2», цит. по: 9, с. 54].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Первоначальная редакция сообщает, что прп. Григорий скончался 30 сент., но не указывает год смерти. Минейная редакция и Редакция сборников приводят, вероятно, неверный год преставления святого - 1448 (6957) г. По-видимому, прп. Григорий скончался после зимы 1449/50 г. (т. е. после осады Вологды войсками кн. Димитрия Юрьевича Шемяки, когда преподобный обличал князя и по приказу последнего был сброшен с «помоста»). В Первоначальной и Минейной редакциях Жития указано место его кончины - находившийся близ Г. м. храм св. мучеников Бориса и Глеба, в к-ром служил духовник преподобного иером. Варсонофий. К нему прп. Григорий ушел, почувствовав приближение смерти и попрощавшись с братией. В Минейной редакции и Редакции сборников сообщается, что святой заповедал братии не хоронить его тело, а, «влекуще за нозе», кинуть в болото. Но насельники перенесли мощи основателя в мон-рь и похоронили в Богородицком храме, по правую сторону от алтаря. От мощей происходили исцеления. Вероятно, в 1549 г. состоялась канонизация преподобного ( Голубинский. Канонизация святых. С. 104; Васильев В. История канонизации рус. святых. М., 1893. С. 186). К 1450 г. в Г. м. проживало 13 насельников. По реформе 1764 г. Г. м. был оставлен заштатным со строителем и 6 монахами, в 1833 г. в Г. м. проживало 30, в 1910 г.- 31, в кон. 1918 г.- 29 насельников. До 1764 г. настоятелями Г. м. были игумены, затем строители, в нач. XX в.- архимандриты. После прп. Григория Г. м. возглавлял его любимый ученик иером. Александр. Игум. Иларион (сер. XVI в.) находился в числе лиц, участвовавших по указу митр. Московского свт. Макария в 1560 г. в освидетельствовании мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских. Игум. Серапион (упом. в 1628, 1630 и 1641) служил также казначеем вологодского архиерейского дома. К 1830 г. Г. м. пришел в запустение. По свидетельству схим. Михаила (Чихачёва) , мон-рь «был настолько разорен и заброшен, что хотели его обратить в приходскую церковь» (цит. по: Соколов Л. Свт. Игнатий. М., 2003.

http://pravenc.ru/text/166513.html

В 1992 г. началось возрождение Далматовского Успенского мон-ря. По благословению и при участии еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) 6 авг. 1994 г. состоялось обретение мощей Д., почивающих с того времени открыто в деревянной резной раке в Скорбященской ц. мон-ря. Почитание В 1864 г. по просьбе жителей Далматова, «отягченных бедствиями от пожаров», был установлен ежегодный крестный ход «к отвращению бедствий» 24 июня, в день преставления Д. (дата неточна). С 1871 г. в Далматовском монастыре велись записи чудес по молитвам к преподобному, в монастырском архиве сохранилось ок. 30 таких записей XIX в. На Урале Д. считался покровителем воинов - молодые люди перед отправкой в армию приходили к гробнице преподобного, надевали кольчугу и шлем. Во 2-й пол. XIX в. в периодике, в офиц. документах, на литографических изображениях (в частности, выпущенных в Екатеринбурге в 90-х гг.) Д. часто называется преподобным. Он поминается в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, составленной Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) . В 1997 г., к 300-летию преставления Д., были написаны служба и акафист ему. В 2004 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил «причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля» (цит. по: Варнава (Аверьянов), игум. С. 68). 4 фев. 2013 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви утвердил его общецерковное прославление в лике общероссийских святых. Д. широко почитается на Урале. Частицы его мощей находятся во мн. храмах Курганской, Екатеринбургской и Челябинской епархий. В Далматовском мон-ре ведутся записи свидетельств паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам к Д. Ист.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186 [«Известие об основании Далматовского монастыря»]; Первое столетие сибирских городов, XVII в. Новосиб., 1996. С. 52-53. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 7); «Велено быть на государевой службе в Сибири»: Док-ты XVII в. о назначениях и деятельности приказчиков уральских слобод/Публ. подгот. И. Л. Манькова//ИА. 2005. 4. С. 180-195.

http://pravenc.ru/text/168654.html

В 1681 г. в рамках реформы Русской Церкви, задуманной царем Феодором Алексеевичем , в П. Г. м. предполагалось разместить резиденцию Галичского архиерея. 27 нояб. 1681 г. царь утвердил представленную ему патриархом Московским и всея Руси Иоакимом (Савёловым) «Роспись городам и монастырям, в котором граде быти епископом и в которых монастырях жити и что за теми монастырями крестьян и бобыльских дворов по переписным книгам 186 года», согласно к-рой предполагалось учредить епархию с центром в Галиче. В «Росписи...» говорилось, что «в Галиче быть архиерею, жить в Паисиевом монастыре» (цит. по: Покровский. 1897. С. 321). Однако после кончины царя Феодора Алексеевича 27 апр. 1682 г. это решение не было осуществлено. Возможно, ок. 1682 г. состоялась канонизация прп. Паисия в качестве общерусского святого. В 1700 или 1701 г. один из 6 колоколов со звонницы П. Г. м. «по указу великого государя отвезен к Москве на Пушешный двор». По подсчету Авдеева, этот колокол весил 535,7 кг. В 1716 г. архим. Филарет получил разрешение носить архимандричью шапку и набедренник (ИРИ. Ч. 5. С. 450). В 1749 г. П. Г. м. принадлежали 2443 крестьянина в Галицком, Пензенском и Казанском уездах, в обители проживали 13 чел. братии (архимандрит, казначей, иеромонах, 2 иеродиакона, 6 монахов и 2 больных насельника). Паисиев Галичский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Паисиев Галичский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. С 1764 г. мон-рем управляли игумены, обитель была лишена всех вотчин и возведена в 3-й класс. 23 авг. 1798 г. Синод по указу имп. Павла I Петровича о возведении настоятелей ряда мон-рей 3-го класса в архимандриты произвел П. Г. м. в архимандритию «по знаменитости города Галича против прочих сей епархии городов и что прежде того в том монастыре архимандриты были» (ПСПиР. Пг., 1915. С. 247). По штату в обители должны проживать 12 чел. братии. К 1868 г. в П. Г. м. было 9 насельников (настоятель, 3 иеромонаха, иеродиакон, белый диакон, 3 послушника). В 1798 г. по указу имп. Павла I мон-рю передали 21 дес. пустопорожней земли в пустоши Зименки в 45 верстах от обители. В нач. XIX в. за мон-рем числились 2443 крестьянина. Видимо тогда же, мон-рь стал владельцем находившейся в 30 верстах мельницы на р. Тебзе, которая обычно сдавалась в аренду. В нач. 60-х гг. XIX в. обители принадлежали 21 дес. земли, мукомольная мельница на р. Тебзе и находящийся в 1 версте участок земли в 2 дес., к-рый использовался для выпаса скота.

http://pravenc.ru/text/2578641.html

Когда мы видим на некоторых древних изображениях четырехугольный нимб, это значит совершенно другое: это знак того, что человек изображен еще при своей жизни . Аскетические опыты, т. 1. Многополезное сказание об Авве Филимоне//Добротолюбие, т. Ill, с. 397 . О церковной иерархии, гл. II, ч 3-я параграф 8 . Добротолюбие, т 1,с. 192 . Цит. по Флоровский Г Отцы IV—V веков С 171 Добротолюбие, т. I, с 21 Там же, Слово 15-е, параграф 2, с. 143. Слово XI, к Григорию Нисскому//Творения СПб, т 1,с 197—198 PG 35, 840 А Добротолюбие, т I, с 122 Авва Исаия Слово 15-е//Добротолюбие, т I, с 33 Там же, с 230 Душеполезные поучения и послания Изд. 7е Оптина Пустынь 1895 с 186 Деятельные и богословские главы, гл 67//Добротолюбие М 1889, т III, с 263 . К старице Ксении о добродетели и страстях, параграф 33//Добротолюбие, т. V, с. 300—301. . Поэтому в Православной Церкви никогда не вставал вопрос об изображении наготы так, как он вставал (и все еще встает) в Римской Церкви. Тридентский Собор (на своей 25-й сессии) вынес поставновление: «Священный Собор желает, чтобы избегали всякой нечистоты и не придавали бы изображениям искушающей привлекательности». Оказалось, что «нечистота» — это и есть человеческое тело. Поэтому началось с того, что было запрещено изображать наготу в религиозном искусстве. Началась настоящая охота за такими изображениями. По приказу папы Павла IV в изображении Страшного Суда Микеланджело все персонажи были прикрыты одеждами. Папа Климент VIII, отказавшись от полумер, решил уничтожить всю эту фреску Сикстинской капеллы и не сделал этого только благодаря прошению, поданному Академией св. Луки. Карл Борромей, олицетворяющий в себе дух Тридентского Собора, уничтожал изображения наготы повсюду, где они встречались: уничтожались картины и статуи, которые считались недостаточно стыдливыми. (См.: Маль Э. Религиозное искусство после Тридентского Собора. Париж, 1932, с 2 [по-французски] ) Сами живописцы сжигали свои собственные произведения В Православной Церкви, по характеру ее искусства, такое положение было бы совершенно невозможным

http://sedmitza.ru/lib/text/440347/

Аминь. 3 Следует заметить, что при всем явном антидиофелитстве Экфесис сохранял элементы дипломатии Псифоса (633): он запрещал использование выражения «одна энергия», что Сергий объяснял нежеланием смущать тех, кто мог бы подумать, что это подразумевает отрицание двух природ (см. цитату из письма Сергия Киру ниже и прим. 228). 4 Эти два термина мы будем использовать взаимозаменимо, как перевод греч. νργεια, варьируя их употребление исключительно из стилистических соображений. 5 В дальнейшем мы, как правило, будем воздерживаться от употребления в тексте благочестивых указаний на святость свт. Софрония, прп. Максима и других прославленных впоследствии святых – не из дани стилю, принятому в академической среде, а по причине того, что на момент описываемых событий никто еще не был прославлен, и указание на святость было бы анахронизмом. Цит. по: Деян. Т. IV. С. 174–175. Однако в своем письме Киру Сергий оговаривает, что если бы выражение «два действия» было найдено у кого-то из отцов, его использование следовало бы признать не только позволительным, но и обязательным, так как «не по духу только необходимо следовать учению святых отцов, но и употреблять те же самые выражения, которые употребляли они, и нового ничего совершенно не вводить» (см.: Деян. Т. IV. С. 171). Характерно, что вопрос о наличии у отцов выражения «два действия» Сергий задал и прибывшему в Константинополь Софронию, и как пишет Сергий Гонорию, «он не был в состоянии предъявить соответствующие цитаты» (Там же. С. 174). Между тем, как ни странно, такое свидетельство из писаний отцов мы находим в послании Кира Сергию, который говорит, что когда получил письмо Сергия, «нашедши, что оно запрещает говорить о двух действиях в Господе... после соединения... отклонился от него и попытался предложить всечестное послание блаженного Льва [т. е. послание папы Льва Великого Флавиану], ясно провозглашающее два действия (sic!)» (Там же. С. 186). На самом деле, выражения «два действия» в Томосе папы Льва нет, а сказано только, что «каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно» (Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Трудность установления общих законов в области пастырской аскетики не есть невозможность. Основание для обобщения и формулирования основных законов пастырской психологии заключается в существенной общности психологии пастырской с христианской психологией. Эта общность позволяет отметить типичные формы пастырской деятельности, ее главные особенности и виды, тем более что слово Божие и творения святых Отцов уже точно отметили свойства идеальной, святой, и падшей человеческой души. Личный духовный опыт каждого пастыря дает возможность, отчасти интуитивно, понимать надлежащее пастырское настроение без специально точной его формулировки. Святоотеческие творения, описывающие переживания Отцов Церкви, связанные с пастырством их, дают критерий для проверки тезисов и выводов пасторологии и придают им авторитетность. 7 Цит. по: Иером. Иннокентий (Пустынский). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41. 9 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, 8–9. С. 186–229. 11 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Из чте-ний по Пастырскому богословию//Православный собеседник. Казань, 1896, 4. С. 430–431, 438. 13 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 38–39, 39, 39–41, 42–45. 14 Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана Ред.> и под непосредственным руководством его» (Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона]//Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6–7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан» (Там же. С. 169–170). – Примеч. ред. Читать далее Источник: Пастырское Богословие с аскетикой/Епископ Вениамин (Милов). - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 2002 (ГУП Смол. полигр. комб.). - 350 с. ISBN 5-7789-0147-X Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Это чрезвычайно рационально (Слова Наполеона Бонапарта, цит. Шафф Ф. Иисус Христос – чудо истории – СПб, 1896, стр. 190). 131 1) Монастырская чаша; стопа, большая кружка, ковш, братина (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка – М, 1881, стр. 186). 2) Чаша, употребляемая для пития в монастырях греческих, которая полфунта и более вместить может напитка ( Дьяченко Г. , свящ. Полный церковно-славянский словарь – М, 1900, стр. 268). 3) Были и очень маленькие, почти игрушечные братины (такова, например, золотая братина царицы Евдокии Лукьяновны (Оружейная Палата) – в 7 см высоты считая с крышкой и всего в 5 см ширины) (Сборник Оружейной Палаты – М, 1925, стр. 74). Ничто так не неприлично христианину, как опьянение... Так относительно вина, полагаем, что для каждого достаточно будет на день хемино вина («хемино» – теперь неизвестная мера) (54, 628). 133 «Смотри, не винопитием препровождай праздник, но обновлением ума и душевною чистотой. Ибо объядающийся и опивающийся в праздник весьма огорчает начальника праздничного торжества» (русский текст из гл. 36 Типикона, л. 42). 134 «Разрешают же и всея пятидесятницы среды и пятки, миряне убо на рыбу, монаси же на елей и вино токмо, но не в девятый час: обаче в намерении коегождо лежит» (Номоканон, 227). 135 На первой недели: В понедельник, в среду и пяток – трапезы не поставляют. Во вторник и четверток на братию – хлебы белые, взвар с медом, ягоды морошка или капуста соленая, а толокно мешеное. В субботу шти белые, лапша гороховая, каша соковая, – все с маслом. В неделю ко штям – пласти да каша. На прочих же неделях: В понедельник, в среду и пяток – трапезы не поставляют. Во вторник же и четверток – шти борщовые с соком, да сухари, да яства студеная, другая горячая. В субботы и недели – ко штям пласти или суши вялые, да каша (Устав Соловецкого монастыря, гл. 29). 136 В страстную седмицу: От понедельника даже до субботнего вечера – дней шесть: хлеб с водою точию ясти, и зелие неварено, – и сие с воздержанием. Аще есть мошно и не на всяк день приимати, но яко же же речено бысть о первой седмице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010