Nic. Greg., antirrh. I, 1.8: 189.16-17 (Beyer). См. ниже, цит. при прим. 129. См.: Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом: 328.36-37, 330.14-16, 332.7-8. Позиция Паламы в этом отношении такова, что Божественная сущность и энергия и едины по логосу, и различны, см.: Gr. Pal., de oper. IV. Отметим, что в Первом антирритике ( antirrh. I, 2.1: 235.6-25 [Beyer]) Григора, доказывая тождественность в Боге энергии и сущности, приводит цитату из свт. Григория Нисского, где говорится, что энергия и производящая ее движущаяся сущность мыслятся вместе и неотделимы друг от друга, и поэтому энергия и ее источник представляются едиными согласно одному и тому же логосу (κατ τατν λγος) (Gr. Nyss., Eun .: I, 1.210.4 [Jaeger]). Однако свт. Григорий здесь ведет речь о сущности и энергии в триадологическом контексте (Григора не отмечает это), обсуждая, как правильно мыслить рождение Сына Отцом и опровергая представление Евномия, согласно которому энергии суть «после» сущностей, а значит Сын, произведенный энергией сущности Отца, инаков по сущности, чем Отец. Поэтому когда свт. Григорий говорит, что сущность (Бог-Отец) и энергия (движение Отца к порождению Сына) есть одно и то же «по логосу», имеется в виду, с одной стороны, что они едины в плане речи, которая может сказываться о них, с другой же стороны, имеет место аллюзия к формуле, активно используемой Каппадокийскими отцами, согласно которой у Отца и Сына единый «логос сущности» (λγος τς οσας). Когда же свт. Григорий ведет речь о соотношении сущности и энергии не в триадологическом контексте, но имея в виду энергии Божии, направленные к миру, то он отмечает, что не должно мыслить эти энергии тем же, что и логос бытия (τν το εναι λγον) (т. е. логос сущности) Бога (Idem., Eun .: III, 5.58.4-5). Jo. Chrys., anom. I, 3: PG 48, 704. Jo. D., f. o. I, 2: 32-36 (Kotter); см. также: «[Дух Святой] называется... все исполняющим сущностью (πντα τ οσ πληρον), все содержащим, наполняющим мир по сущности (πληρωτικν κσμου κατ τν οσαν), невместимым для мира по могуществу» (Idem. , I, 13: 77-82, цит. по изд.: Иоанн Дамаскин 2002 , с. 183).

http://bogoslov.ru/article/487738

«По мнению моему, нет ничего совершенно непричастного сложности, кроме единого существа Пресв. Троицы, которое поистине есть чистейшее и простейшее» (свт. Амвросий) (цит. по 6: 392. См. прим. 1147 в 6). «... Все сопоставляемое с Богом, Который один только несравним (ни с чем), оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно» (св. Иоанн Дамаскин ) (5: 118). По словам преподобного Серафима Саровского душа человеческая, также как дух и тело, создана из персти земной, а от вдуновения Божиего стала во всем Богу подобной и на веки веков бессмертной (76: 29). Такого же мнения, как сказано в работе 16, придерживается и Кирилл Александрийский (16: 212). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Епископ Феофан Затворник также (имеется в виду также как и прп. Серафим Саровский – П. Д.) считает, что душа человека, как и души животных и растений, создана из праха земного…» (63: 125, 126). 211 В Быт. 5: 3 сказано: «Адам... родил сына по подобию своему, по образу своему...» Как учит свт. Иоанн Златоуст : «Здесь же Моисей говорит: по образу своему и по подобию своему, – то есть (Адам родил сына) однородного родившему, с теми же добродетельными свойствами, являющего в себе посредством дел своих образ отеческий, могущего своею добродетелью вознаградить за преступление старшего (сына). Здесь Писание, говоря по образу своему и по подобию своему, сообщает нам не о телесных чертах, но о состоянии душевном, дабы мы знали, что этот сын (Сиф) не будет таким же (как Каин)» (58: 191). 212 Греховное состояние природы человека (склонность ко греху, или уклонение ко злу), как уже указывалось выше, проявляется в приверженности человека желать и получать удовольствие (наслаждение, блаженство) путем греховных действий, или через грех. 214 Приведем ответ свт. Николая Сербского на вопрос: почему дети страдают за грехи родителей? «Позвольте и мне вас спросить: а как бы иначе Господь Бог устрашил людей, чтобы они не грешили, если бы наказание за их грехи не переносил бы на их детей? Наш народ на собственном опыте убедился, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто слышно предостережение тому, кто задумал лжесвидетельство или другое неправедное дело: “Остановись, ведь у тебя дети!”. Эта библейская истина, впрочем, находит отражение и в обычном законодательстве, в том смысле, что из-за преступления родителя и дети теряют имущество. Кроме того, теряют и в смысле морали, теряют репутацию, зачастую не только сыновья, но и внуки, и правнуки» (из писем свт. Николая Сербского . Цит. по 145: 300). См. также сн. 184 и приложение 8.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

ниже), а не на противопоставлении их или констатации простой аналогии между телесными чувствами и умными. 338 О недостаточности сведéния христианской жизни к борьбе со страстями, относящимися к раздражительной и пожелательной силам души (на что по преимуществу и направлено телесное делание), прп. Максим пишет и в Главах о любви: «Метод делания недостаточен для совершенного освобождения ума от страстей и для возможности сосредоточенной молитвы, если различные духовные созерцания не преемствуют ему. Ибо этот метод освобождает ум только от невоздержания и ненависти, а духовные созерцания освобождают его [еще и] от забвения и неведения: таким образом, он получает возможность молиться как должно» (carit . 2. 5, рус. пер. А. И. Сидорова с изм. цит. по изд.: Максим Исповедник 1993» кн. I, с. 107). Существенно, что, как замечает в комментарии к этому месту А. И. Сидоров , прп. Максим здесь практически буквально следует Евагрию: «Делание есть духовный метод, очищающий страстную часть души. Деятельные осуществления заповедей недостаточны для совершенного исцеления сил души, если соответствующие им умные созерцания не преемствуют им» (Evagr. pract. 78–79, рус. пер. цит. по изд.: Максим Исповедник 1993, кн. I, прим. 66, с. 275 с изм.). Таким образом, в Вопросах и недоумениях, Главах о любви, а более явно в Трудностях к Иоанну (см. amb. 10: PG 91, 1145D-B) прп. Максим подчеркивает, что нельзя в христианской жизни ограничиваться борьбой с плотскими страстями, пренебрегая созерцанием, просвещающим разумную часть души; при этом он, очевидно, пользуется идеями одного из «отцов оригенизма» – Евагрия. Здесь же можно отметить, что более известным в церковной традиции является толкование притчи о десяти девах св. Иоанна Златоуста (см. Joan. Chrys. in Matth. 78: PG 58, 711 f.), которое нашло свое отражение и в Синаксаре, читаемом в Великий вторник на Страстной седмице, где елей мудрых дев трактуется как милостыня, а вся притча понимается в смысле противопоставления дев, не имеющих добрых дел, особенно же дел милосердия, девам, их имеющим.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

" Поскольку он (Адам) впал в грех и подвергся тлению, в плотскую часть человеческой природы вторглись с тех пор наслаждения и нечистота, и родился в наших членах их жестокий закон А в Адаме человеческое естество заразилось тлением из-за его преслушания, и в него проникли страсти " (святитель Кирилл Александрийский. Цит. по 68:34). " Страсти в нас, но самостоятельности в нас не имеют. Разум, например, есть существенная часть души, и его никак отнять нельзя, не уничтожив души. А страсти не таковы. Они привзошли в естество наше и выгнаны из него могут быть, не мешая человеку быть человеком, а напротив, быв изгнаны, оставляют человека настоящим человеком, тогда как присутствием своим портят его и делают из него лицо, во многих случаях худшее животных. Когда они владеют человеком и человек любит их, то они так сродняются с естеством человеческим, что, когда действует по ним человек, кажется, будто он действует от своего естества. Кажется так потому, что человек, подчинившись им, действует по ним самоохотно и даже убежден бывает, что иначе нельзя: природа. Все они (страсти) исходят из самоугодия, самости, самолюбие на них держится " (69:388). Святой Иоанн Кронштадтский сравнивает страсти в душе с пожаром в доме: " Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже распространился в нем, а лучше всего тогда, когда пламя только что начинается. Так и с душою. Душа - дом, страсти - огонь. Не дадите места диаволу (Еф.4:27) " ; природным духовным инстинктом: " человек попадает в сеть диавола потому, что имеет греховные наклонности, или страсти, которые сделались для него как бы природным духовным инстинктом его " (41:696). См. также прим. 30, 57, 60. 57. " Не удовлетворить своему удовольствию в чем бы то ни было становится для бессловесных скорбью. Все это и тому подобное через скотское рождение вошло также и в устроение человека " (14:60. Гл.XVIII). См. также прим. 30, 56, 60. 58. " подобие составляет задачу или цель человеческой жизни, которая может быть достигаема путем упражнения и совершенствования природных способностей человека по заповеди Спасителя: итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный " (23:248. Книга 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

И тем не менее, будучи поверженной в самую пучину смерти. Церковь продолжает ожидать воскресения мертвых. Как православная литургическая традиция сохранилась и живет, пусть даже скрыто, в безвестных приходах и диоцезах; как богословское свидетельство не умолкает благодаря сбереженному в культе образу истинного бытия - так и культура, противоположная западной цивилизации, продолжает подспудно жить, и универсальное Слово, спасительное для человека, готовится прозвучать со всей силой. Примечания 1. ... wretched generation of enlightened men... T.-S. ELIOT, Choruses from " The Rock " , III. 2. Последняя цитата - из преподобного СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА: Biblos ton ethikon. - Sources chretiennes, 129, p.68-70. 3. Оба термина, природа и сущность, обыкновенно употребляются как синонимы. 4. Греческим словом eikona (образ, икона) переводчики Септуагинты (перевода Ветхого Завета на греч. язык) передают еврейский термин tselen, означающий буквально: явление, представительство, замена, равнозначность. 5. См. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Scholia eis to Peri theion onomaton, 4, 17. - P.G. 4, 268-269; CORPUS AREOPAGITICUM. Peri theion onomaton, IV. - P.G. 3, 712 AB; Ibid., 709 С; ЛЕСТВИЦА, слово 26, 31; НИЛ СИНАЙСКИЙ. Письма. - P.G. 79, 464; ЛЕСТВИЦА, слово 30, 5. 6. См. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Ambigua. - P.G. 91, 1308 ВС; Scholia eis to Peri theion onomaton. - P.G. 4, 268 CD - 269 A; CORPUS AREOPAGITICUM. Peri theion onomaton. - P.G. 3, 720 ВС. 7. Цит. по: преподобный НИКОДИМ АГИОРИТ. Symboyleytikon Encheiridion, с. 183, прим. 1. (на греч. яз.) 8. Преподобный ИСААК СИРИН. Та eyrethenta asketika, слово 58. 9. Ibid., слово 58-60. 10. По-гречески theomenia (стихийное бедствие) означает буквально гнев Божий. 11. Основатель - Несторий, патриарх Константинопольский (380-451). 12. Основатель - Евтихии, константинопольский священник (378-454). 13. Греч. kenosis означает в этом случае то смирение и самоуничижение - вплоть до смерти, - которому Бог, воплотившись, подвергся добровольно. 14. Преподобный ИОАНН ДАМАСКИН. Точное изложение православной веры, III, 47.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/330/...

356 Из раньше сказанного нам известно, что и это далеко не вполне верно. Даже и во времена первых действий Библейского Общества в России не одному ректору Петербургской духовной академии архимандриту Филарету приходила в голову настойчивая мысль: зачем отнимать хлеб у чад (Письма Филарета к родным, стр. 171. Москва, 1882) т. е. переводить Библию на другие языки племен, населяющих Россию, а коренным Россиянам не давать слова Божия на их родном языке? 357 И это не точно. Мы из предшествующего знаем, что было поводом и истинною причиною падения князя А. Н. Голицына в 1824 году. 358 Срав. сказанное о положении дела перевода Библии на русский язык и истинных причинах безуспешности всех попыток к продолжению его в период царствования Императора Николая Павловича. 359 Припомним подобную же аргументацию А. С Шишкова в борьбе его с Библейским Обществом в 1824–1825 годах. 360 И это не совсем точно. Изданные Великобританским Библейским Обществом экземпляры Нового Завета на новогреческом языке (ν Λονδνψ, 1814, 1819 и друг.), равно как и целой Библии ( ξοψ, 1850–1851) были в свободном употреблении между греками. 362 Там же, стр. 55–56. Срав. затем письмо его же Филарета Киевского к обер-прокурору от 1-го января 1857 г. там же, стр. 57–58. 364 Из письма Филарета к обер-прокурору А. И. Ахматову от 20 января 1863 г. См. там же, стр. 60 примеч. срав. Сушкова, цит. сочин. стр. 136–137. 366 Эти слова владыки Московского нужно понимать конечно не в том смысле, что апостол Павел проповедовал в Иерусалиме на древнееврейском языке священных книг Ветхого Завета, – таковой язык в то время был знаком только раввинам, а в том смысле, что это был употребительный между Палестинскими Иудеями во времена Христа и Апостолов язык арамейский, на котором проповедовал Павел, на котором Иисус Христос произнес известные слова на кресте: Или, Или, лима савахфани ( Мф. 27, 46 ; сн. Мар. 15, 34 ), на котором, по преданию, первоначально написано было Евангелие от Матфея и послание к Евреям и который был близко сроден с древнееврейским. Срав. для сего наше исследование: «Иудейское толкование Ветхого Завета», стр. 46, 85 и прим. 9. Москва, 1882 г. Ср. также речь, читанную П. И. Горским-Платоновым на акте в Моск. дух. акад. в 1880 г. н напечатанную в Правосл. Обозр. и в Твор. Св. От. за 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1101 См.: Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в рус. пер., с алфавитным указателем. СПб., 1996. С. 60, 109, 234; Св. Максим Исповедник . Главы о любви. 63//Творения преподобного Максима Исповедника . Т. 1. С. 141; Св. Иоанн Дамаскин . Слово на преславное Преображение...//PG. 96. 561В (см. ниже – это место исключительно важно для понимания учения Паламы о молитве); Nicephori Monachi Tractatus de sobrietate et cordis custodia//PG. 147.951 A; Триады. 1.3.46: исихаст «...связывает свой ум с непрестанной молитвой к Богу...». (ΓΠΣ–1. Σελ. 457.46.31). Ср.: «Исихия есть обращение и собирание ума в себе. Особенно... обращение куму всех душевных сил и действие их по уму и по Богу» (Житие св. Петра Афонского. Цит. по: Киприан (Керн) , архим. Антропология... С. 325). 1103 PG. 58. 554. Судя по характерной для Златоуста топике (критика ростовщиков и призывы помогать бедным), появляющейся в конце гомилии, творение всё-таки подлинное. Ср.: Leloir L. L’homélie d’ Eliš sur la montagne du Thabor//Revue des Études Arméniennes. 1986–1987. N. S. Vol. 20. P. 207 – в характерном контексте описания жизни монахов: «...ils ont demeuré en hésychia sur cette montagne, afin que... ils puissent être élevés jusqu’aux hauteurs célestes, près de leur Maître...». 1104 Кулькова Н. А. Об авторе «Истории египетских монахов»//История египетских монахов... С. 89. Исследовав вынесенную в заглавие статьи проблему, автор приходит к выводу, что трактат был написан неизвестным монахом монастыря на Елеонской горе в Иерусалиме (Там же. С. 94). 1106 См. также: Древний патерик... С. 28–29. Описания такого рода почти дословно повторяются у Лествичника (Лествица... С. 120:234); ср. также «Другие главы» преп. Григория Синаита и прочие произведения монашеской письменности. 1107 Sachot М. L’homélie pseudo-chrysostomienne sur la Transfiguration CPG 4724, BHG 1975. Contextes liturgiques, restitution à Léonce, prêtre de Constantinople, édition critique et commentée, traduction et études connexes. Frankfurt am Main; Bern, 1981. (Publications Universitaires Européennes. Sér. XXIII. Théologie, 151). P. 26–28. По словам В. М. Лурье, «История праздника Преображения остается одним из наиболее загадочных вопросов исторической эортологии» (Лурье В. М. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии. Замечания по поводу недавних публикаций//ХВ. Т. 1(7). С. 347. Прим. 76). В качестве рабочей можно использовать гипотезу Ш. Рену, согласно которой, праздник возникает в Палестине, в непосредственной близости от Иерусалима, в 440–550 гг. (Renoux Ch. La fête de la Transfiguration et le rite arménien//Mens concordet voci. Pour Mgr A. G. Martimort à l’occasion de ses 40 années d’enseignement et des 20 ans de la Constitution «Sacrosanctum Concilium». Paris, 1983. P. 659).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Источник: St . Vladimir ’s Theological Quarterly 2-3 (2007): 297-320 Перевод с английского иерея Августина Соколовского, 2018 г. Осуществлен благодаря поддержке Ассоциации Англиканской и Восточных церкви (Anglican and Eastern Churches Association )   I Никейский 8; Лаодикийский 7; I Константинопольский 7; Карфагенский 68 (нумерация Книги Правил); Трулльский 95; Василия 1. Ibid. 5, n.5. Киприан исходит из понимания, что существует только одна Церковь, и раскольники, находящиеся вне ее канонических пределов, не обладают никакой властью преподавать благодать Святого Духа. Как следствие, их крещение не очищает от грехов (Ep. 69.3.1; 70.3.1-3.3; 73.2.2, 7.2. Ancient Christian Writers, ed. Walter J. Burghardt, tr. G. W. Clarke 47.4 (New York: Newman Press, 1989), 4. 34. 47-48, 55-58). Письмо CLXXXVIII, 15, 17. The Letters, tr. Roy J. Deferrari, 3 (Loeb Classical Library 243), Harvard University Presse, 1963 (репринт издания 1930), 2-21. Английский текст писем Св. Василия приводится по данному изданию. (Русский текст правил цитируется по изданию: Священноисповедник Никодим (Милаш), Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями [Электронный ресурс]: . В каждом конкретном случае текст цитируемого правила был сверен как с оригиналом, так и с приводимым автором статьи английским переводом. Прим. пер .). Такое прочтение отрывка приводит митрополит Сергий (Страгородский): Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам, - Журнал Московской Патриархии 4 (1931). Цит. по Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 годы, Москва, 1931. C. 55. Письмо CLXXXVIII, 9. Ibid. 14-15. Ibid. 20. Ibid. 12-13. Ibid. 19. Часть документа, известная как 47-е правило Василия Великого. Отсутствие отрицания ( οχ ) в самом первом предложении другой версии данного письма, опубликованной в Кормчей, допускает противоположное прочтение этого канона, то есть что новациане подпадают под то же правило, что и энкратиты. Иеромонах Агапий и монах Никодим, Пидалион (Афины, 1957 (репринт 1864), 617. Вероятно, именно наличие таких вариантов дало архиепископу Петру Л’Юилье повод к следующему заключению: «Высказываемое в каноне на отличается кристальной ясностью; более того, отсутствует уверенность, что текст в том виде, в каком он дошел до нас, непосредственно восходит к св. Василию» („The Making of Written Law in the Church“, Studia Canonica 31 (1997), 126-127. Через Пидалион это же прочтение вошло в изданную в 1839 г. Книгу Правил. Однако, только прочтение вместе с частицей «не» имеет смысл, так как 7-е правило Первого Вселенского собора говорит о приеме новациан через возложение рук, а не крещение. Цитируемый мной отрывок по изданию Деферари содержит частицу «не».

http://bogoslov.ru/article/5998343

950 Из Дневника Погодина видно, что в 1852 г. он, находясь в Поречье у гр. Уварова, писал «о Пожарском» (Барсукова цит. кн. с. 58). Свой труд Погодин, очевидно, сообщил С. К-чу. 951 Т.е. как «собственное имя города». Так понимал Погодин. С. К. Смирнов в своей биографии Пожарского кратко возразил ему следующим образом: «контекст дает разуметь, что здесь говорится о Суздале, который только сожжен был Олегом» (стр. 3, прим. 1). 952 Имеет печальную известность по той роли, какую играл во вред России в эпоху Севастопольской войны. См. об этом (по указателю) в «Дневнике Акса­ковой», Спб. 1913 г. 954 Служебные перемещения преосвященного Алексея перечисляются, как заметно из сличения, по книге Сергия (Спасского): «Историческое описание Московского Знаменского монастыря», М. 1866, стр. 93. 956 Ср. «Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре». М. 1880. Стр. 48 в снес. с 38-ю. В «Надписях Троицкой Сергиевой лавры», собранных архим. Леонидом, между прочим, и надгробных (С.-Пб., 1881 г.), надписи на «надгроб­ном камне» Никона Титова, списанной С. К. Смирновым, не имеется. Таким образом настоящее место письма является восполнением к изданным «Надписям». Надпись о погребении о. Никона сохранилась до настоящего времени, но с трудом разбирается, потому что неоднократно была закрашиваема. 957 Очевидно, это было уже во время служения на Вятской кафедре: при переводе его в Вятку Св. Синода еще не было и переведен он был «повелением» местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) , с умалением чести и степени (см. у прот. Н. А. Соловьева: «Сарайская и Крутицкая епархии». М, 1894. Вып. 1-й. Стран. 104–105). 958 Тихона Воздвиженского «Историческое Обозрение Рязанской иерархии». М. 1820. Об архиеп. Алексии на стр. 243–258. Ср. сведения о нем, собранные С. К. Смирновым, со сведениями, собранными прот. Н. А. Соловьевым в указ. книге. У Соловьева имеются интересные сведения, не сообщенные Смирновым. Но, с другой стороны, сведения, сообщенные в настоящем письме Смирновым, воспол­няют сведения Соловьева (освидетельствование мощей Иосифа Волоколамского, миссионерская деятельность в Вятке, выговор в 1735 г., духовное завещание). Воздвиженский некоторые факты передает иначе, чем Смирнов. Выговор Си­нода был читан не в храме, а в Крестовой палате. Рязанцы просили не пе­реводить Алексия в Новгород (стр. 245).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1066. См.: Василий Кесарийский. Письма 58–60. 1067. См.: Он же, Письма 225, 233. 1068. См.: Он же, Письма 237, 239. 1069. См.: Григорий Нисский. Письмо 6.6–11. 1070. См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 15; Письмо 19. 1071. См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 16. 1072. См.: Он же, Письмо 19.11. 1073. См.: Он же, Письмо 19.5. 1074. См.: Он же, Письма 5, 18, 19.16—18, 22.1—2. 1075. См.: Кодекс Феодосия 16.1.3; Созомен. Церковная история 7.9.6. 1076. 1 См.: Григорий Нисский. Письмо 2.12—13. 1077. См.: Он же, Письмо 3. 1078. См.: Он же, Письмо 2.16—18. 1079. См.: Он же, Письма 6.10, 18.5, 21.2. 1080. Большое огласительное слово 5. 1081. Там же. 1082. Там же. 1083. Об устроении человека 2. 1084. Там же 3. 1085. Об устроении человека 8. 1086. Там же. 1087. Ср.: «…Поскольку, согласно этой последовательности, из принявших жизнь через плоть чувственное может быть само по себе без умной природы, но словесное не иначе возникает в теле, как только срастворившись с чувственным, то последним после произрастающего и пасущегося был устроен человек, ведь природа известным образом шла вперед к совершенству. Таким образом, природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков жизни, совершает восхождение от самого малого к (Там же, рус. пер. В. М. Лурье, цит. по изл.: Григорий Нисский, св. Об устроении человека/Пер., послесл. н прим. В. М. Лурье. СПб., 2000. Сс. 32–34). 1088. Об устроении человека 16. См. также: О надписании псалмов 1.3. 1089. Об устроении человека 16. 1090. О душе и воскресении: PG 46, 41 С. 1091. О смерти 41–42 (GNO); О душе и воскресении: PG 46, 40. 1092. Такое использование понятие «подобие» см., например, в трактате «О душе н воскресении» (PG 46, 89С-92А). 1093. Об устроенни человека 16, см. также: Там же 22, 29. 1094. Там же 20–29. 1095. PG 45, 120С; см. также т. н. 38 письмо свт. Василия Великого, принадлежащее, как считают современные исследователи, свт. Григорию Нисскому (HubnerK Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius: Zum unterschiedlichen Verstandnis der ousia bei den kappadokischen Briidern//Epektasis: Melanges patrisdques offerts au cardinal Jean Danielou/Eds. J. Fontaine, Ch. Kannengiesser. Paris, 1972. Pp. 478–481; Fednick P. Commentary of Gregor) " of Nvssa on the 38th Letter of Basil of Caesarea//Orientalia christiana. periodica " 44:1,1978. Pp. 31–51).

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010