Патриарх Иерусалимский Феофил: сегодня Церковь поднимает голос протеста Рождественское послание Патриарха Иерусалимского « Приидите, видим вернии, где родися Христос : последуем прочее, аможе идет звезда» (седален утрени Рождества). На краях Вселенной Единая, Святая, Соборная и Апостольская Православная Церковь празднует днесь сверхъестественное и восхитительное, чудесное и спасительное событие. Она празднует и отмечает событие крайнего человеколюбия Божиего, Его безмерной и непостижимой любви к человеку. Что это за событие, которому так радуется Церковь? Это то, что Бог в последние времена, в правление римского императора Октавиана Августа Цезаря, посетил так невиданно, неслыханно и неповторимо Свое творение – человека. «Смотря, он увидел бедствия» человека от диавола и греха и, умилосердовавшись, говорил ему не как изревле отцам во пророках, но в Сыне (см.: Евр. 1: 1–2), в Сыне Единородном, превечном, «сущем в недре Отчем» (Ин. 1: 18). Его, «равного Богу» (Флп. 2: 6), «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4: 4–5). Безначальный, вневременный и бестелесный, Он взял временное начало и воплотился от Святого Духа и чистой крови Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, так как Она приняла это небесное благовещение архангела Гавриила в Назарете (см.: Лк. 1: 38). Бог так узрел, так восхотел, так соблаговолил спасти человека через воплощение Сына. Это сила, а не насильственное вмешательство Божие в жизнь и историю человечества. Как сказал богоносный отец Кирилл Александрийский: «Бог, подразумевается Христос, вошел в этот мир, явившись как человек» (О правой вере//PG. 76. 1177) и «Бог соединяется с человеческой природой, чтобы человек стал частью божественной высоты» (Против человековидцев. Гл. 21//PG. 76. 1152). Проповеданное тайно Приснодеве в Назарете являлось очевиднейшим образом в Вифлееме. В этом городе, в богоявленной пещере Дева, когда «наступило время родить Ей, и родила Сына, Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк. 2: 6–7).

http://pravoslavie.ru/50784.html

Его красивый голос — тенор — опять зазвучал, пел он всегда от души, проповеди говорил так, что они западали в души людей. Это был уже зрелый пастырь, и слова его были с властью, взвешенные, растворенные евангельской солью, исходящие из сердца. Поэтому даже хорошо знакомые прихожанам вещи из уст батюшки они воспринимали как откровение. Люди тянулись к нему, и паства шла за своим пастырем. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. И когда выведет овец своих, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Аз есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Какая сила притягивает паству к пастырю? Это сила благодати, умноженная непрестанной молитвой, которая делает человека подобным духовному магниту. Архимандрит Рафаил Карелин писал о таких пастырях, как отец Афанасий: «В определённом духовном состоянии благодать действует так ощутимо, что надежда переходит в уверенность, человек говорит, как власть имеющий, он молится, не сомневаясь, что его молитва будет услышана. Но в то же время он знает, что это действует не он, а благодать, посетившая его, и ещё больше смиряется перед величием дара». Младшие дети: Люба, Виталий и Виктор — жили с родителями. Сынишки прислуживали в алтаре. Нина трудилась в Перми, Борис воевал, Веру после контузии демобилизовали. Никто из близких отца Афанасия, воевавших на фронте, не погиб, по его молитвам все остались живы. Отцовская молитва хранила детей. Судьбы их складывались благополучно. Четверо из шестерых получили высшее образование. Из Орла отец приезжал в Пермь к старшим детям, привозил хлеб, помогал им. После Орла недолго служил в городе Добрянка. А потом был отправлен восстанавливать вновь открывшуюся церковь в Верхнечусовских Городках. Митейная гора Всехсвятская церковь-часовня была построена в конце XVIII века на средства верхнегородковского купца Павла Кропачева и сначала служила как кладбищенская приписная церковь при храме Рождества Христова поселка Верхнечусовские Городки. В 20х годах XX века церковь была закрыта, а здание использовалось как спичечная фабрика. По просьбе общины она была возвращена верующим в 1946 году.

http://azbyka.ru/fiction/nepridumannye-i...

На следующий по чудотворном обретении той доски день, преосвященный митрополит Иоанн был в великой печали, что приспело время освящения церкви Печерской, и с ним не было на освящении ни одного епископа, потому что расстояние между ними было далекое. И вот, внезапно силою Божией предстали епископы Иоанн Черниговский, Исаия Ростовский, Антоний Юрьевский, Лука Белгородский, не званные никем из людей, и были как раз к чину освящения. Преосвященный митрополит Иоанн сильно удивился тому, потому что не посылал никого за епископами, и спросил их: «Отчего вы пришли, не будучи званы?» Они отвечали: «Посланный от тебя, владыко, юноша пришел к нам и сказал: “В четырнадцатый день августа будет освящаться Печерская церковь . Будьте тогда готовы к литургии”. Мы, услыхав это приглашение, теперь пришли сюда». Антоний, епископ Юрьевский, отвечал: «Я был болен. В эту ночь вошел ко мне черноризец и сказал мне: “Завтра будет освящаться Печерская церковь . Будь там!” и как только услыхал я это сделался здоров, и вот я здесь по повелению вашему». Митрополит хотел найти людей, которые звали их, и тогда внезапно раздался глас: «Делают расследование за расследованием» ( Пс.63:7 ). Он поднял руки к небу и сказал: «О, Пресвятая Госпожа Богородица, как к Своему преставлению Ты собрала апостолов из концов вселенной, для честного погребения Твоего, так и ныне для освещения церкви Своей собрала Твоих наместников и наших сослужебников. Благослови нас на дело это и помоги нам ради славы Сына Твоего и Твоей». Тогда все были в ужасе от столь великих чудес, которые тем еще не кончаются. Трижды обошли церковь , и, придя к дверям, начали петь: «Поднимите, врата, верхи ваша и поднимитесь» ( Пс.23:7 ), и некому было в ответ пропеть в церкви: «Кто сей Царь славы?» потому что в ней не оставили никого. И было общее молчание, вдруг изнутри церкви послышался голос, как ангельский, говорящий: «Кто есть Царь славы?» Стали искать этих певцов, откуда и как вошли они в церковь , когда все двери были затворены; но никого в церкви не нашлось. И поняли все, что все устраивается Божиим о той святой церкви Промыслом, так что все говорили о ней с апостолом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень, или кто был Ему советником» ( Рим.11:3334 ). И так совершилось освящение святой Печерской церкви в год от создания мира 6597, а от Рождества Христова 1089, в 14 день августа, при благоверном князе киевском Всеволоде Ярославиче, при помощи во всем Господа Бога и чудесах Его, молитвами Пречистой Его Матери и преп. отец наших Антония и Феодосия Печерских .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святые учат, что есть три состояния человека: естественное, противоестественное, или греховное, и сверхъестественное, или духовное . Христианин прежде всего борется с грехом, который тянет его в бездну ниже его естества. Противоестествен для человека только грех. Говоря о сверхъестественном, Церковь утверждает, что сверхъестественное не противоестественно, а только превосходит или идет дальше естественного. И христианство - это не только борьба с противоестественностью греха, но и призыв к преодолению земной естественности, к выходу за естество, к преестественному. По естеству нам, в общем, хочется только есть, пить, спать и развлекаться. А христианство зовет к новому рождению во Святом Духе, к рождению не аллегорическому, а очень болезненному. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, - сказано в Евангелии. И в другом месте: Она... кричала от болей и мук рождения (Откр. 12, 2). Только любовь к Богу дает силы и радость идти на них. Это есть рождение в таинственную для нас духовность, и это есть то самое, что так отпугивает людей. Надо родиться свыше, - сказал Христос Никодиму, и Никодим ужаснулся этих слов. Праведник и законник, он сразу понял, что разговор идет не только о борьбе с грехом. И кто хоть в малейшей степени не совершает этого перехода в сверхъестество, тот еще не начал христианства. Но это внутреннее преодоление естества, - преодоление, на котором стоит весь христианский подвиг, т. е. вся обыденность христианской жизни, есть всего только солнце в малой капле вод. Все христианство - в первоисточной сверхъестественности Боговоплощения. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть, - поет Церковь на Успение Девы и Матери (песнь 9 канона). Побеждаются естества уставы и в довременном начале Церкви. И, так же как нам непонятно вочеловечение Бога, нам непонятна и Церковь. " Плоть и кровь " не может дать знания и веры о Церкви, - пишет Д. Хилков, - совершенно подобно тому, как некогда " кровь и плоть " не могла дать знания того, что плотник из Назарета - " Сын Бога Живаго " . Место Евангелия, где дано откровение о Церкви (см.: Мф. 16), мы мало замечаем. Оказывается, что все это откровение о Церкви было дано только тогда, когда как бы открылось, что человек может жить не только в своем естестве: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это (тайну Боговоплощения. - С. Ф.), но Отец Мой, сущий на небесах. И я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 17 - 18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

И св. Апостол Павел говорит: «лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:21 ). «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор. 8:13 ). б) Относительно определенных сроков для поста Церковь постановила поститься в среду, когда Христос был предан на мучения, и в пятницу, когда Он умер на кресте, согласно словам Христа: «придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни», ( Лк. 5:35 ), а также установила посты: Великий пост в подражание Христу, постившемуся 40 дней (Мф. 4:21), во исполнение слов Писания: «Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ), – Петров пост, в подражание св. Апостолам, которые «быв посланы Духом Святым» перед отправлением на проповедь постились ( Деян. 13:2–3 ); в этом случае Церковь напоминает слова св. Апостола Павла, сказавшего: «подражайте мне, как я Христу ( 1Кор. 4:16 ); установлен Церковью Успенский пост в память постившейся перед смертью Пресвятой Богоматери, и в этом случае она исполняет слова св. Писания: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ); наконец, установлен Церковью пост Рождественский, или зимний пост, в который верующие подготовляют себя к встрече великого праздника Рождества Христова, каковой пост совпадает с бывшим зимним постом и во времена св. Апостолов ( Деян. 28:8–12 ). Кроме этих постов св. Церковь установила однодневные посты 5–го Января, для приготовления людей к великому празднику Крещения Христова. 29 августа – в память мученической смерти величайшего из пророков – Иоанна Крестителя, и 14–го сентября, в день обретения и воздвижения креста Христова – в знак воспоминания и христианской скорби о страданиях на кресте Спасителя мира. Относительно определенных сроков продолжительности поста есть указания, как в Ветхом, так и Новом Заветах. Так в книге Левит читаем: «И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души ваши» ( Лев. 16:29 ; См.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

4 . Предание о житии Святой Девы обосновалось свидетельствами: св. Епифания Кипрского , бл. Иеронима Стридонскаго , Георгия Никомидийскаго ; в описании «о древностях Иудейских» еврейского историка Иосифа Флавия подробно изложено о домах при Иерусалимском храме и кто в в них содержался. 5 . " Ангел вошед к Ней сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою« ( Лyk. I, 28, 32 ). 6 . " И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего». ( Чuc. XXXVI, 7–10 ). 7 . " И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?« ( Лyk. I, 43–55 ). »...и родила Сына Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице« ( Лyk. II, 7 ); Она сразу служила Богомладенцу т.к. родила безболезненно; »... и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото и ладан и смирну» ( Mф.II, 11 ). 87. Какия наивысшия достоинства Божией Матери прославляет Православная Церковь ? 1 . Она была Пречистая Дева до Рождества Христова, пребыла Девою в Рождестве Его, и навеки осталась Девой по Рождестве. Она – Приснодева ( Лyk. I, 34 и 35; Mф. I, 20 ). 2 . Ею рожден воплотившийся Сын Божий: Она – Богородица ( Mф.I, 21 ; Uoah. I, 14 ). 3 . Ея близость к Богу в Рождестве, в деле Искупления, облагодатствование Святым Духом при зачатии и вторично во время Сошествия Его при возглавлении Ею апостолов, – все возносит Ее Наивысшею из всего сотвореннаго; Она честнейшая и славнейшая небесных сил, Она – Царица Небесная ( Дeяh. I, 14; II, 1–4 ). 4 . Наиблизкая к Богу и усыновлением 50 Ей рода человеческаго, Пречистая является как бы звеном между Творцом и сотворенным миром. В наших молитвах к Богу мы необходимо созерцаем духовный облик Богоматери. Она – Предстательница перед Богом рода христианского. 88. Как Церковь выражает молитвенное прославление Богоматери? Псалмы Ветхозаветной Церкви в сокрытых образах, а Церковь Новозаветная во многообразных прославлениях, выражают самое сердечное восхваление Богоматери. Древняя похвала «Вся слава дщери Царевой внутрь» (Пс. XIIV, 14) – в христианском мире изливается громогласно, именуя Пречистую: «Высотою, недоступной помыслу», «одушевленным храмом», «неистощимым сокровищем жизни», «облистающей образ воскресения», «ключем Христова Царства» и другими дивными догматическими определениями. Множество канонов службы утрени заключают песни тропарями, обращенными к Богоматери, напр.: «Ныне Тобою все наполнилось, Пречистая, Божественным светом, ибо Ты явилась дверью, чрез которую Бог говорил миру» (Богородич. 7-й песни канона службы св. Афанасию Вел., 18 января). Девой Марией как бы завершилась цель миротворения, ибо вновь возрожден образ обоженого человека. Она не перестает служить Церкви, являясь примером и образом поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бог принял на Себя человеческую плоть, а людям даровал Свое божество. И мы в причастии Святых Христовых Таин приобщаемся Тела и Крови Господа Иисуса Христа, становясь сродниками Бога, Его друзьями и братьями. И Господь общается с нами на равных, не как господин с рабами, но как Учитель со Своими учениками и друзьями. Когда мы духовным взором созерцаем Младенца, лежащего в яслях, мы понимаем, что этот Младенец есть Бог Всемогущий, ставший беспомощным и слабым ради нашего спасения. И мы должны быть бесконечно благодарны Богу за то, что Он явил нам такую любовь. Эту благодарность мы должны являть не только в словах, но и в делах. Как Господь возлюбил нас, так и мы должны любить друг друга, как Господь принес Себя в жертву ради нашего спасения, так и мы должны жертвовать собой ради других. Надо уметь делиться тем, что у нас есть, с нашими ближними. Надо стараться всегда, каждый день нашей жизни, делать добро людям. Только в этом случае мы станем истинными христианами. Возлюбленные чада Православной Церкви! Обращаясь к нам, Господь Иисус Христос говорит: " Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство " (Лк. 12:32). И мы действительно являемся тем " малым стадом " , которое Он предназначил для Царства Божия и призвал в Свою Церковь, чтобы мы своей жизнью, своими делами " возвещали совершенство Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет " (1 Пет. 2:9). Будем же просить Господа, чтобы Он даровал нам то Царство, которое предназначено для нас и для которого мы предназначены. Будем заботиться о том, чтобы наше малое стадо было поистине Христовой Церковью, скрепленной любовью Божией, чтобы мы были друг для друга братьями и сестрами во Христе. Церковь Христова – это не то, что существует помимо нас и отдельно от нас. Церковь – это мы с вами. Поэтому каждый из нас должен быть не пассивным " посетителем " храма, который приходит и уходит, как зритель или слушатель, но активным участником созидания Тела Христова, малого стада, дома Господня. И пусть наши семьи будут той малой Церковью, где созидается Царство Божие, где верующие во Христа – и взрослые и дети – идут по пути спасения, пути, ведущему в Царство Небесное.

http://religare.ru/2_24577.html

2, 31–35). И затем Пророк начинает истолковывать значение этого сна. Он объясняет Навуходоносору, что золотая голова – это Вавилонское царство, одно из могущественнейших на земле. Далее, продолжая свое толкование, Даниил объясняет царю, что серебряные грудь и руки – это Мидо-Персидское царство, которое придет на смену Вавилонскому. Потом, говоря о медном чреве и бедрах, Пророк предвозвещает о силе и славе царства Греческого, которое создаст своими усилиями Александр Македонский. Железные голени – это крепкая, как железо, Римская империя. А когда мы слышим, что железо смешано с глиной, то должны понимать под этим период ее распада. Но самым главным из того, что было открыто Даниилу, является значение камня, который, как сказано, оторвался от горы без содействия рук и, ударив в истукана, разрушил его. Сей камень символизирует Господа нашего Иисуса Христа. Великие империи Вавилона, Мидии и Персии, Греции и Рима давно уже лежат в прахе. А Царство, которое создано Иисусом Христом, торжествует и днесь. В своих истолкованиях Даниил подчеркивает, что это Царство – вечное, говоря: И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится (Дан. 2, 44). Вспомните слова Иисуса Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Невозможно разрушить, невозможно одолеть Церковь Божию. Даниил далее говорит: И царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 44). Церковь разрушает все человеческие границы, она выше истории человеческих империй, человеческих царств. Кто может сказать, какие были политические течения в древнем Риме в первой половине I века по Рождестве Христовом? Это мало кто помнит, за исключением специалистов-историков. А о том, что был некогда диалог между Понтием Пилатом и Господом нашим Иисусом Христом, знает вся вселенная, потому что вечное значение имеет то, что последовало за ним. Даниил говорит Навуходоносору: ...так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками (Дан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема. Православная Церковь, следуя Священному Писанию, исповедует, что Господь Иисус был зачат сверхъестественным образом, без мужа, как сказал Марии Ангел, " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (Лук.1:35) Более того, Мария осталась Девой и после этого, Иисус был ее единственным ребенком, братья Иисуса, упоминаемые в Евангелии - либо дети Иосифа от первого брака (вероятно, он был благочестивым вдовцом) либо двоюродные. Это видно из их несколько высокомерного поведения по отношению к Иисусу - они раздражены тем, что будучи моложе их, Он приобретает такую известность. 7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема. Церковь исповедует богодухновенность Писания. Библия - не просто литературный памятник и сокровищница человеческой мудрости; через Пророков и Апостолов к нам обращается Святой Дух, наставляя нас на путь спасения. Святой Дух также и доныне пребывает со своими верными, по обетованию Спасителя " Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам " (Иоан 16:13) 8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема. Церковь исповедует веру в суд Божий и жизнь вечную - и отвергает попытки свести христианство к чисто посюстороннему этическому учению. 9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема. Таинства - начиная с Крещения и Евхаристии - устанавливаются уже самим Спасителем в Священном Писании. Как говорит Он сам, " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " (Мар.16:16) Попытки предложить " чисто духовную " веру, которая не проявляется ни в нашем участии в Таинствах, ни в богослужениях, ни в чем-либо еще " внешнем " кончаются утратой всякой веры вообще.

http://radonezh.ru/2021/03/23/granicy-ce...

    Слава Тебе, Христе Боже, упование наше Слава — потому что Ты явился в наш мир и с человеки споживе!    Слава — ибо Ты Рождеством и Воскресением Своим открыл нам, сущим на земли, Небесная! Слава — ибо Ты «на камени основал Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)! Слава Тебе, ибо в Церкви Своей оставил Ты — во святых Таинствах — для нас всякое средство ко спасению, из коих начальное есть Таинство Покаяния и мать его — пост.    Оно — не первое, не с него формально начинается церковная жизнь человека, но — начальное, ибо без него невозможна реальная жизнь в Церкви!    Без этого начала не совершается никакое Таинство.    Святое Крещение ли и Миропомазание, коими Господь вводит нас в Церковь Свою? — Но приступают к ним путем покаяния, как сказано: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16). И первые наши покаянные слова (подкрепленные трикратным дуновением и плюновением), с которых начинается целожизненная человеческая борьба с грехом, — отрицаюся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его.     Браковенчание ли? — Но разве не положила Святая Церковь исповедь предварением сего Таинства?     Елеопомазание? — Но исповедь есть непременный спутник его, идущий или немного впереди, или чуть сзади, да и в самом этом Таинстве молитва покаяния есть его совершитель, как сказал апостол («болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14)).     Священство ли? — Но кто рукоположен без того, чтобы исповедаться?    Святейшая Евхаристия? — Но видел ли ты когда такого кощунника, не имеющего страха Божия, который дерзнул бы приобщиться Святых Христовых Таин без того, чтобы прежде очистить себя покаянием?! Ведь сказано: «Кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся [παιδευμεθα] от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:27—32). Обратим внимание на смысл наказания: это — не некое насилие по приговору суда, у греков написано παιδευμεθα, от слова παιδεω — обучать, учить, образовывать, преподавать! А πας — мальчик, дитя, ребенок, подросток, сын! В наказании Господнем нет смысла насилия, Он, мудрый Педагог, нас обучает, учит — как мы учим детей своих!.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010