244 Цит. По Желтов М. С. Паремии праздника Рождества Христова.//Ежегодная богословская конференция. 1999. С. 77. 245 Желтов М.С. Паремии праздника Рождества Христова.//Ежегодная богословская конференция. 1999. С. 77. 246 Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. С.109. 247 Во святый и великий Пяток утра. Триодь Постная. Ч. 2. M. 1992. Лист 445. 248 Во святую и великую Субботу вечера. Триодь Постная. Ч. 2. М. 1992. Лист 487 на обороте. 249 Во святую и великую Субботу утра. Триодь Постная. Ч.2.М. 1992. Лист 483. 250 Эти слова имеют вовсе не позитивный смысл для сторонников теологуменов. Приведем слова В. Лосского, сказанные им по поводу аналогичной попытки о. С. Булгакова защитить свою софиологию: «О. С. Булгаков хочет превратить богословские споры, разделения («ереси»), смуту — в нормальное явление церковной жизни, в необходимую норму, без которой невозможно постижение Истины. Он обличается прежде всего ап. Павлом, на которого хочет опереться. Следует рассмотреть цитату во всем ее контексте (1Kop.11:16–19). Ап. Павел прекращает споры коринфян о покрывании волос женами в храме, указывая на принятый церквами обычай: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но предлагая сие (т. е. разрешая спор, как «искуснейший»), не хвалю вас, что вы собираетесь на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения (схизмата): чему отчасти и верю, ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, да откроются искуснейшие». Итак, ап. Павел отнюдь не признает споров в Церкви нормальным и даже обязательным явлением, «не хвалит» за разделения, признает их «худшим», с трудом верит слухам о них и утешается мыслью о промыслительной воле, которая самое зло заставляет служить ко благу и допускает споры, чтобы в искушении возвысились искуснейшие». Иного толкования приведенного текста, т. е. в смысле «необходимости» ересей для нормальной жизни Церкви, быть не может. В противном случае, пришлось бы толковать в том же смысле слова Господа: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам: но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» ( Мф.18:7 ), т. е. приписывать Богу происхождение зла, соблазнов и нестроений в мире.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

25 марта, 5 г. до Р. Х. Лк. 1, 26–38 : Благовещение 360 Пресвятой Деве Марии о рождении от Нея Сына Божия. Справка – О праздновании Благовещения: Славянское слово “Благовещение” есть перевод греческого ??????????. Праздник Благовещения обозначается по гречески ????????????, лат. – Annuntiatio. Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: “днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление...” (тропарь). День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста . Но иконы, изображающие это событие, появились в церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось “главизною” нашего спасения. Пророчества о пришествии Спасителя: Быт. 3, 15 : “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”. Ис. 2, 2 : “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы”. Ис. 28, 16 : “Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится”. Ис. 32, 1–4 : “Вот царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источник вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

57. На день Рождества Христова «Родит сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». ( Мф.1:21 ). Вот что сказал Ангел Божий Праведному Иосифу! Так как по закону Моисея, отец нарекал имя дитяти, то Иосиф, мнимый отец Иисуса Христа, по повелению Ангела, должен был дать имя, имя редкое и великое – Иисуса. Это имя значит Спаситель. В первый раз мир услышал слово на земле о Спасителе и о спасении людей от грехов: родит Мария сына, и наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей своих от грехов их. Являлись на земле спасители от огня, от воды, от злых людей и от лютых зверей; но от грехов не было ни одного спасителя на земле. И вот первый и последний такой – это Иисус Спаситель; ибо Ему одному дана от Отца небесного эта величайшая власть – спасать грешников. От всего другого: от вредных стихий и от всяких врагов мог спасать и человек добрый, сильный или мудрый; но от грехов может спасать один Бог; и вот сей Бог пришел на землю, принял на себя душу и тело человеческие и стал Богочеловек, Иисус Христос , Сын Божий. Скажете: «должно быть, обрадовался мир, когда увидел Бога, или Сына Божия на земле». Обрадовались, можно сказать, одни те, которые мало имели грехов, люди праведные, каковы: Иосиф и Мария, пастыри, волхвы, – а грешники только встревожились, ибо сказано: «Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним»; – через тридцать лет, когда Господь объявил о своем предназначении, кроме гонений, злословий – ничего доброго от людей Он не видел и не слышал, и самую смерть получил от грешников. Вот ныне всемирный праздник, тот же день нашего спасения! Мне кажется, что если когда, то именно в нынешний день, безмерна должна быть наша радость, – ныне день нашего спасения. Посмотрите, все ли христиане во храме Божием? Все ли во спасение души своей очистили грехи свои покаянием в течение поста и соединились со Христом через принятие пречистого тела Его и крови? А ведь вы слышали, что св. церковь ныне пела: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

III. Вот почему, возлюбленные, благодаря неизъяснимой милости Бога Церковь верных народов приобрела то, чего так и не заслужила синагога плотских иудеев, как говорит Давид: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» ( Пс.97:2 ), а Исаия сходно пророчествует: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис.9:2 ), и опять же: «Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе» ( Ис.55:5 ). Так давайте возликуем в день спасения нашего и, будучи Новым Заветом приняты в общность Того, Кому через Отца пророком говорится: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:7–8 ), давайте оценим милость Усыновляющего, ведь как говорит Апостол: «вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). Поэтому следует усыновленным исполнять волю Отца, свидетельствующего, что сопричастные униженности Христа станут сонаследниками будущей славы, как говорит Апостол: «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:17 ). Так пусть прославится Господь в своем младенчестве, а телесное рождение и возрастание да не причинят ущерба Божественности, ибо наша природа не может ничего ни прибавить к неизменной сущности, ни убавить у нее, а Тот, Кто «в подобии греховной плоти» ( Рим.8:3 ) сподобился стать подобным людям, в то же время в единстве Божественности остается равным Отцу, а с Ним и со Святым Духом Он живет и царствует во веки веков. Аминь.   Слово X на Рождество Христово I. Довольно часто, возлюбленные, как вы знаете, излагаем мы благотворное для вас поучение о сегодняшнем великолепном торжестве, и без колебания мы обращаем внимание ваших душ на сияющее величие Божественной милости, чтобы внушенное вашей верой также усвоил и разум. Но Рождение нашего Господа и Спасителя (не только по Божественности от Отца, но также и по плоти от Матери) настолько превосходит возможность человеческого красноречия, что справедливо к обоим (рождениям) относится сказанное: «Род Его кто изъяснит?» ( Ис.53:8 ). А то, что не может быть подобающе растолковано, все равно в избытке дает повод для рассуждения, и вовсе не потому, что можно полагать кому что вздумается, а потому, что для достойного предмета недостаточно любой речи. Ведь величие Таинства (замысленного прежде вечных времен во спасение человеческого рода и открывшегося в конце веков) остается всегда неизменным, не теряя своего и не принимая чужого. Но некоторые, желая, скорее, навязать свое мнение, чем самим учиться, по словам Апостола, «потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ), и хотелось бы мне сегодня хотя бы кратко опровергнуть их превратные и запутанные измышления, чтобы, отделив тьму заблуждений от света истины, благочестиво прославить Божественные благодеяния и умело парировать человеческий вымысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sl...

Бог, Который был закутан пеленами, как ребенок. Хотя это кажется совершенно невероятным — и действительно невероятно! — но это было. Мы должны иметь именно такое христианское изумление перед великой истиной — перед явлением в мир Бога, Который был одновременно и Человеком. Таков смысл праздника Рождества Христова. Если бы это не было столь значимо, если бы это был просто какой-то обычай, ради чего собирались бы мы сейчас в храме, кому бы молились? Что обозначало бы тогда Причащение? Присутствуя сейчас в храме, мы должны помнить, ради Кого мы собрались и Кто нас собрал, чего мы желаем, ради чего молимся, каемся и причащаемся Тела и Крови Христовой. Все это потому, что мы знаем о действительности Рождества Христова, потому, что мы верим в вечную жизнь и признаем действительно ценной эту Великую Жертву Бога, пришедшего в мир и распятого за каждого из нас. Вот что нас собрало, вот чем мы все живем. Ради этого многие тысячи, сотни тысяч, миллионы людей отрекались от благ земных, а иногда даже от самой жизни. Не ради какой-то мечты, а ради вечности. Многие поколения ушли уже из этой жизни с того времени, когда явился в мир Господь наш Иисус Христос. Конечно, среди них были люди, чуждые Христа. Но было и много людей, которые жили только ради Христа, только Христом, только во Христе. Где же эти люди, неужели напрасен их подвиг? Неужели напрасно их терпение? Нет, они получили свою награду. И мы прославляем их, мы молимся им. Пусть не все праведники, не все люди, которые угодили Богу, известны нам по именам. Но мы составляем с ними единое целое — Православную Церковь, которая на земле является воинствующей, а на небесах торжествующей. И дай нам Бог приобрести такую веру в Господа Иисуса Христа, Воплощенного Сына Божия, чтобы эта вера заставила нас думать о том, о чем только и нужно думать, — о вечности. О том, что неминуемо, и о том, к чему мы приближаемся каждое мгновение, даже когда этого не хотим. Ибо действительно нас ради родился малый Отрок, Превечный Бог. Аминь. 7 января 1997 года О поклонении волхвов Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы с востока прибыли в Иерусалим и сказали: где родившийся Царь (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Будучи прежде духовно мертвым во грехах, человеческий род воскресает ныне силой и светом излившейся на него Божественной благодати и начинает жить новой жизнью. Как говорит об этом преподобный Иустин (Попович) , «воистину Бог как человек на земле родился! Для чего? Чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин. 4:9 )». Кроме того, святые отцы в своих праздничных проповедях на Рождество Христово не устают свидетельствовать о том, что плодом явления в мире Бога Слова стала новая встреча и затем новый обновленный союз любви и духовного единства в теле Церкви Христовой Бога и Его верных, их молитвенное общение с Ним и мистическое соединение с Господом в таинствах. И главнейшим из этих церковных таинств, по убеждению святых отцов, является Евхаристия – приобщение за Божественной литургией истинных Тела и Крови Сына Божия. Именно устремленность к Евхаристическому Приобщению, по убеждению святых отцов, и лежала в самом основании Боговоплощения: Бог пришел во плоти, чтобы дать нам ее в снедь, в пищу. На этой мысли решительно настаивает святитель Григорий Великий (Двоеслов) , припоминая, что само название места, где родился Спаситель, – Вифлеем – означает в переводе «дом хлеба». Так на какой же иной хлеб может духовно указывать нам это название, как не на Тот, что за Божественной литургией делается истинным и собственным Телом Рожденного в Вифлееме Хлеба Жизни (ср. Ин. 6:35 )? На Кого оно указывает, как не на Того, Кто свидетельствует: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6:48 )? На Кого, как не на Того, Кто наставляет: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )? На Кого, как не на Того, Кто ясно призывает Свою Церковь вкусить Его Евхаристическую Плоть: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:54–56 )? Как обобщает эту мысль святитель Григорий, «хорошо и то, что Он (Христос) рождается в Вифлееме, потому что Вифлеем значит „дом хлеба“. Ибо Сам же Он говорит: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41 ). Следовательно, место, в котором Господь рождается, прежде наименовано „домом хлеба“ потому, что совершенно было предназначено к явлению на нем во плоти Того, Кто внутренним насыщением восстановит души избранным».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

" Вера - это сила " ноября 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Рождества Христова на Средней Рогатке В канун Недели 22-й по Пятидесятнице, 4 ноября,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  совершил Всенощное бдение в  храме Рождества Христова на Средней Рогатке . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  протоиерей Павел Иванов  с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Митрополит поздравил верующих со святым воскресным вечером и памятью апостола Иакова, брата Господня. " По преданию, Иаков, брат Господень, был сыном праведного Иосифа от первой жены, - сказал владыка в проповеди. - Он уверовал в Христа как Сына Божия, и Господь по Воскресении поставил его первым епископом Иерусалима, главой первой христианской общины. А матерью всех Церквей стала Иерусалимская Церковь во главе с апостолом Иаковом. Он тридцать лет правил ею и никуда не уезжал, как другие апостолы с проповедью во многие страны. Его ответственностью был Святой град, здесь находилась его паства. Но многие, приходящие туда, уезжали в свои страны и нуждались в дальнейшей поддержке " . " Сохранилось соборное послание апостола Иакова, которое вошло в канон Нового Завета, - продолжил архипастырь. - Это послание к христианам из иудеев, которые не знают, как поступать, потому что везде их гонят за Христа. Он говорит, что надо все терпеть. Господь так и учил: " Если Меня гнали, будут гнать и вас " (Ин. 15:20). В послании Иаков говорит, как мы должны обращаться с языком, который много нам вредит. " Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть " (Иак. 3:2,9,10). Главная тема послания - это сочетание веры и дел. Уже в то время ошибочно считали, что можно спасаться одной верой. Но апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Вера должна быть во главе угла, укрепляя и направляя нас к Богу, а дела - производное от нее. За свидетельство и верность Христу апостол окончил жизнь мученической смертью - иудеи сбросили его с Иерусалимского храма, где он, видимо, молился. В предании говорится: за то, что иудеи сбросили Иакова, через семь лет пришли римляне и окончательно разрушили Иерусалим. От Иерусалимского храма остались одни стены, которые сейчас называются Стеной плача " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Высокопреосвященный Феофан (Саву) — митрополит Молдовы и Буковины, доктор богословия, член Священного Синода Румынской Православной Церкви. Смирение — это единственное, что возвышает, прощение — единственное, что вызывает прощение, милостыня — единственное, что делает Бога должником, молитва — единственное, что возводит человека на небо, Божественная Литургия — единственное, что сводит на землю Христа в Теле и Крови Его, — и это также пути, на которых человеческое существо получает в дар Самого Христа и рождает Его в сердце себе подобных. Возлюбленным приходским священникам, преподобным насельникам святых монастырей и всему православному народу Божию Ясской архиепископии — благодать, радость, прощение и помощь от Бога, в Троице Славимого, Отца, Сына и Духа Святого. Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). Возлюбленные братия иереи, благочестивые христиане, Милостью Божией, под покровом Всевышнего мы вкушаем в эти дни радость Рождества Христова , Нового года и Крещения Господня. Дети с колядками переступают порог нашего дома, мы вместе с дорогими сердцу людьми снова сидим в теплой семейной атмосфере, а тревоги уходящего года, насыщенного проблемами, воспринимаются уже не так остро. Вот и наступила минута покоя. В святых храмах за богослужением мы славим сегодня Рождение Христа и призываемся вникнуть в великую тайну воплощения Сына Божия. Великая благочестия тайна, — восклицаем мы в эти дни вместе со святым апостолом Павлом, — Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в славе . Для чего же это произошло? В чем смысл сошествия Бога на землю? Что значит эта неизреченная и вызывающая трепет тайна? Божественное Писание, святые отцы и литургическая мысль Церкви единодушно свидетельствуют о великой истине воплощения Сына Божия и влиянии, оказанном этим событием на жизнь всей вселенной. Бог воплотился, чтобы спасти людей Своих от грехов их . «От Девы Святой воплотившись, — говорит святой Василий Великий, — Бог истощил Себя, образ раба приняв, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразными сотворит образу славы Своей» . «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу, — поет Церковь в канун дня Рождества Христова, — днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде» .

http://pravoslavie.ru/58633.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Родословная Христа неотделима от нашей 02.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя пред Рождеством Христовым святых отец Слово в Неделю святых отец В последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, в Неделю святых отец Церковь предлагает нам родословную Спасителя. Эта родословная прекрасна и неисследима, потому что с самого начала Евангелия она открывает нам, как Бог рождается в человеке и как человек рождается в Боге. Это тайна нашего познания Господа. Тот, Кто Эммануил, «С нами Бог», — прорастающее древо жизни, которое принесет в полноте своей плод для всего рода человеческого на Животворящем Кресте. Это древо родословной Спасителя укоренено в нашей земле, в нашей истории. Родословная Христа неотделима от нашей, потому что Бог открывается в ней и открывает Себя нам. Жизнь каждого человека, молитвенно размышляющего об этой тайне, освещается новым светом. Мы часто забываем, что мы — плод многих поколений наших предков. Речь идет не о законном любопытстве к древу нашей родословной, с которой неразрывно переплетены трудности нашей жизни, а об осознании ее таинственной связи с родословной Христа. В любое время мы должны быть готовы взять на себя ответственность за наших предков, и таков путь человечества до самого конца мира. Христос не отказывается от Своих предков. Он берет их судьбу на Себя. Став в полноте истинным человеком, Он приходит не для того, чтобы нарушить, но исполнить. Это относится к каждому из нас. В Своей родословной Сын Божий соединяется с нашим человечеством. Он становится единым с ним, чтобы спасти его, то есть освободить от власти греха и смерти, искажающей в нем образ Божий. Христос становится единым с нашим человечеством, чтобы оно было восстановлено «по образу Божию», чтобы оно обожилось. Это относится к тому, что происходит с нами каждое мгновение — будь то наше личное прошлое или прошлое наших предков. Господь принадлежит нам, а мы — Ему. Это значит, что в Нем и с Ним мы освободились от плена греха и смерти, от всего, что мы унаследовали от предков, и, более того, мы становимся богоподобными в Нем. Так исполняется неисполнившееся ожидание наших предков в их устремленности от тьмы к свету. Так родители уготовляют не только для своих детей, но и для своих предков плод еще более живой жизни.

http://moral.ru/слово-в-неделю-святых-от...

Поучение в неделю по Рождестве Христове Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть ( Матф. 2:18 ). В настоящую неделю св. Церковь совершает память Св. младенцев, от Ирода царя за Младенца – Христа невинно избиенных. Расскажем кратко историю о избиении сих младенцев, а из истории извлечем для себя и слово назидания. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов, что в городе Вифлееме, от Пресвятой Девы Марии, нашего ради спасения, родился Царь – Господь наш Иисус Христос, то он смутился и хотел убить родившегося Младенца – Христа. Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч. Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелии так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Рама – это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилию. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: «матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: «какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но изсушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу» (Чет.-Мин. 29 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010