I век Рождение христианской Церкви Вот уже две тысячи лет прошло со времени Рождества Христова, которое разделило всю историю человечества на две части – до Рождества Христова и после него. Именно с Рождества Христова многие начинают отсчет истории христианства. Однако когда мы говорим о христианстве, то имеем в виду не христианство вообще. Говоря о христианстве, мы прежде всего подразумеваем христианскую Церковь . Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос на протяжении трех лет осуществлял Свое общественное служение. Он учил, творил чудеса, предвозвещая людям начало новой жизни. Христа слушало множество людей. Толпы собирались посмотреть на человека, в Котором многие видели долгожданного Мессию. Но это еще не была Церковь . Вокруг Спасителя сформировалась группа из двенадцати самых преданных учеников – будущих апостолов. Но и они до определенной поры еще были маловерны, духовно слабы. В последний период Своей жизни на земле Иисус Христос неоднократно повторял ближайшим ученикам о том, что скоро Его близкое общение с учениками закончится. Скоро вместо Христа к ученикам придет Утешитель, Дух истины. Он не только напомнит им учение Христово, но и научит их всему. Уже после Распятия и Воскресения из мертвых и незадолго до Своего Вознесения Иисус Христос дал такое повеление ученикам: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ( Деян. 1, 4–5 ). И добавил: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли ( Деян. 1:8 ). Единственный рассказ об основании Церкви Христовой сохранила Книга Деяний апостольских. Без осмысления того, что произошло в тот день, как это событие было воспринято религиозным сознанием очевидцев, иерусалимских христиан, нельзя понять дальнейшей истории спасительного служения Церкви. Возвратившись после Вознесения Спасителя с Елеона в Сионскую горницу, апостолы единодушно пребывали в молитве ( Деян. 1:14 ). Так продолжалось еще десять дней, пока не наступил праздник Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В то время не было писанного слова Божия, и в нем не было нужды: патриархи были живой, самой верной книгой откровений Божиих. Один и тот же человек об одних и тех же богооткровенных истинах мог слышать сам и рассказывать другим несколько сотен лет. В этом свежем и неповрежденном виде первоначальное обетование о Христе дошло до времени всемирного потопа и после потопа передано было Ноем последующим поколениям и вместе с другими обетованиями и пророчествами, данными Аврааму и его ближайшим потомкам, дошло до Моисее и от Моисея сохранялось до Рождества Христова, служа приготовлением людей в приятью Христа, который был предметом ожидания не только для избранного народа, но и для язычников. Нам, верующим в пришедшего Христа, досталось великое преимущество предожидавшими Его; но если они разнообразными путями приготовляемы были к ожидаемому событью Рождества Христова, то мы, дождавшись этого события, приготовляемся к празднованию его. Далее Церковь приготовляет нас к празднику Рождества Христова тем, что со дня праздника Введения во храм Приснодевы Марии оглашает нас в церковных службах песнопениями, относящимися к Рождеству Христову. Чрез сие она дает нам возможность предвкушать радость грядущего праздника. Как трогательны, как поучительны, как возвышенны эти песнопения! Чтобы убедиться в этом, остановим на сей раз внимание на одном из них, начинающемся словами: Христос рождается, славите... Церковь приглашает нас славить раздающегося Христа, ибо для кого Он родился, для кого сошел с небес, приял от Девы Марии нашу плоть и кровь, и в этой плоти пострадал, и эту кровь пролил на кресте? Для нас, для нашего спасения от вечной погибели. Как же нам не славить Христа, нас ради человек столь безмерно уничижившего Себя? Рождение Христово прежде всех прославили ангелы, воспевшие в минуты Его рождения: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Не для ангелов Христос родился, не для спасения их воплотился, ибо, как не согрешившие, они не имели нужды в этой милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рождество Пресвятой Богородицы      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:54 мин. Размер 8.6 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Три дня назад, в минувшее воскресенье, мы с вами, дорогие братия и сестры, вспоминали двоицу – то есть пару, супружескую чету – праведных Захарию и Елисавету, которые прославляются как благочестивые родители «большего из всех рожденных женами» – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сегодня же, несомненно, больший праздник – праздник Рождества Пресвятой Богородицы, первый праздник после церковного новолетия – индикта, праздник, открывающий собой новый годовой круг всех тех двенадцати удивительных событий – двунадесятых праздников, которые в течение года радуют и утешают каждого из нас. Новое Господне лето, то есть год, Святая Церковь начинает не с Рождества Христова, а с Рождества Его Пречистой Матери от престарелых Иоакима и Анны. О чудесных событиях этого праздника мы узнаем не из Священного Писания, а из церковного предания. Так, святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком славного царя и псалмопевца Давида, которому Господь Бог обещал, что от семени его родится Спаситель мира: «“От плода чрева твоего посажу на престоле твоем”… Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе. “Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом… Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему”», – читаем мы в 131-м псалме. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу из колена Левина – колена священнического, а по матери – из царского колена Иудина. Благочестивая супружеская двоица эта жила в Назарете Галилейском, не имела детей до глубокой старости и всю жизнь скорбела об этом. В течение 50 лет совместной жизни им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось страшным позором, последствием Божественного гнева, вызванного греховной и нечестивой жизнью. Имение же детей было знаком праведности и благословения Господня. Иоаким и Анна стремились к праведности и знали, что праведники – это «мужи милости, которых праведные дела не забываются; в семени их пребывает доброе наследство; потомки их – в заветах; семя их будет твердо, и дети их – ради них; семя их пребудет до века, и слава их не истребится; тела их погребены в мире, и имена их живут в роды; народы будут рассказывать о их мудрости, а церковь будет возвещать их хвалу» (Сир. 44: 9–14). Не было у Иоакима и Анны желания просто иметь наследников, быть утешенными ими под старость, видеть и лелеять внуков и радоваться, глядя на них, а было желание угодить Богу в своей праведности, неразрывно связанной с деторождением.

http://pravoslavie.ru/97230.html

Когда особое состояние пастухов окончилось, «когда Ангелы отошли от них на небо» ( Лк.2:15 ), они пошли в Вифлеем, нашли ясли, увидели Младенца Христа, лежещего в них, рассказали Пресвятой Деве Марии и святому Иосифу «о том, что было возвещено им о Младенце» ( Лк.2:17 ). Родился Христос. Он Спаситель. С Ним приходит на землю мир. Встречая праздник Рождества Христова, постараемся, прежде всего, иметь мир с Богом. Это даст нам способность быть в мире с людьми. Благожелательное отношение к людям должно быть в основе общего нашего труда. Поздравляю вас, отцы, братья и сестры, с великим праздником Рождества Христова и Новым годом! Рождественское послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии 7 января (25 декабря) 1976 года «Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). Снова духовный взор верующего христианина обращается к событиям Рождества Христова. Вновь вместе с пастухами мы входим в сияние славы Господней и слышим уже не от Ангела, но от Святой Церкви голос: «… ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» ( Лк.2:10–11 ). Церковь Христова повторяет песнь, которую тогда пел ангельский хор: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:14 ). Вновь вместе с восточными мудрецами мы путешествуем со звездой к Вифлеему ( Мф.2:1–12 ) и приносим родившемуся Богомладенцу золото любви, ладан молитвы и смирну сострадания. «Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). Эти слова выражают собою цель рождения Сына Божия на земле. Родившийся Христос встретил на земле не только любящую Его Пречистую Деву Матерь Марию, и не только благоговевшего перед Ним нареченного отца Иосифа, обрученного Пресвятой Деве, и не только поклонившихся Ему пастухов и стремившихся к Нему с дарами восточных мудрецов, но Он, Милосердный и Любящий, встретил также и злобу царя Ирода, убийство, не остановившееся перед тем, чтобы пролить кровь множества младенцев. Другими словами, Он сразу же встретил противостоящий Ему человеческий грех. И вот, чтобы человек, прибегающий ко Христу, был спасен от греха, родился на земле Сын Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Слова эти в полной мере относятся ко второму пришествию Христову, «когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним и сядет на престоле славы Своей» ( Матф. 25, 31 ), тогда прежнее небо и прежняя земля минует и явится «святый Город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» и «тот город не будет иметь нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветит его и светильник его – Агнец» и «спасенные народы будут ходить во свете и цари земные принесут в него славу и честь свою»... «и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни... и будут царствовать во веки веков» ( Откр. 21–22 ). Однако, прежде чем Господь приидет на землю для основания вечного царства славы, Он таинственно нисходит в наши сердца в Своей Церкви, овеянной Его благодатной любовью и особенно в дни Его великих праздников – Рождества Христова и Святой Пасхи. В эти святые дни в Церкви Божией ясно приоткрывается слава Христова, и все верующие в Него и любящие Его призываются стать сознательными участниками Его славы. В праздник Рождества Христова Св. Церковь благодатной силой Христовой любви приобщает нас к славе, которая открылась для современников и свидетелей Рождества Христова, удостоившись видеть своими глазами ликующих Ангелов, слышав их небесную песнь: «Слава в вышних Богу» и поклониться родившемуся Богомладенцу. Слава Божия тогда в высочайшей степени открылась в пречистом сердце Божией Матери. Пречистая Дева, став престолом Божиим, вознеслась в Своих святейших переживаниях превыше огненных Серафимов и страшных Херувимов. Она вошла тогда в мысленный рай и стала дверью рая для всего человеческого рода, который принес Ее в дар Богу. Открывается слава Божия и в жизни целых народов. Вся история нашей Родины – России, в той её части, которая была Святой Русью, была явлением славы Божией. Наши святые угодники, и безчисленные храмы Божии, и наша церковная жизнь, и хранители благочестия миропомазанные русские цари, и Христолюбивое воинство, и доброе русское сердце, овеянное лучами благодати Божией, и самый бытовой уклад благочестивой русской жизни, и современные мученики за веру Христову в порабощенной России, и все это – раскрытие славы Божией. Так воистину исполняется обетование Христово: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» ( Матф. 28, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

И в тот же день Христова Рождества Царствие Божие стало разрастаться. Ибо таково его свойство: расти, как виноградная лоза ( Ин.15:5 ), или как дерево из малого семени ( Мф.13:31–32 ), или заполнять собою все, как закваска, вскисая, заквасившая все тесто ( Мф.13:33 ). Святые Ангелы увидели, что Царствие Божие перестало быть уделом только лишь духовных сил и пришло на землю, к людям. Они возрадовались и прославили Бога песнью: «Слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк.2:14 ). Один из Ангелов благовествовал родившегося Христа пастухам, бодрствовавшими в ту ночь со своими стадами, им открылась Небесная радость многочисленного воинства Небесного ( Лк,2, 13 ). И вот уже в пещере Рождества не только малое Святое Семейство, образующее начаток Царствия Божия на земле, но с ним и в нем – общество пастырей вифлеемских. Дивная звезда является на Востоке и из далеких стран приводит в Вифлеем, к Родившемуся Христу, мудрецов с дарами. Так принесенное Христом Царство Божие совершает по земле первые шаги. Вот почему мы молимся о мире, боремся за мир, радуемся успехам в этой борьбе и направляем чувство святого негодования против тех, кто нарушает мир. Когда Спаситель вышел на общественное служение, проповедуя Евангелий, к Нему приходили из всех окрестных областей: из Галилей, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудей, и из-за Иордана, и приморских мест Тирских и Сидонских ( Мф.4:25; Лк.6:17 ). А когда Он воскрес из мертвых и Апостолы получили дар Святого Духа, то в первый же день их проповеди приняли веру в Господа Иисуса Христа, Воскресшего из мертвых, крестились и получили дар Святого Духа около 3000 человек ( Деян.2:41 ). А затем Церковь Христова стала распространяться по всем странам, и теперь множество, миллионы людей веруют в Того, рождение Которого мы празднуем ныне. Пусть и наша душа не останется неподвижной в празднование Рождества Христова. Душа, как и тело, наделена способностью к движению. Это и мысленное перемещение, когда мы своей памятью и знаниями проникаем в другие страны, в прошлое или будущее. Это и движение чувств, когда свое сочувствие и любовь мы отдаем другим людям.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января, 2008. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Что Тебе принесем, Христе,  яко явился еси на земли яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас. Стихира на Господи, воззвах вечерни праздника Рождества Христова Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, весь священнический, диаконский и монашеский чин, благочестивые миряне верные чада нашей Святой Православной Церкви! Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Ему не нужны ни наша гордость, ни наша слава, ни наши материальные достижения. Прахом предстанут в Его очах суетные помыслы, житейские треволнения, попытки людей превознестись друг над другом. Пусть же главным нашим даром Рождшемуся от Девы Спасителю мира станет крепкая и искренняя вера вера, пример которой дала нам Пречистая Дева Мария, сказавшая возвестившему Ей благую весть Архангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Многие сегодня привыкли считать, что их свободный и независимый разум один только и может принести счастье, правильно выстроить жизнь личности и общества. Но Церковь за века своей жизни много раз видела, как возгордившиеся и удалившиеся от Бога люди в итоге оказывались несчастными и жалкими. И наоборот, пример Пресвятой Богородицы говорит нам, какой высоты может достичь человек, с верой предавший себя в волю Божию. «Дева Мария , пишет преподобный Ефрем Сирин, есть Дщерь Света, потому что через Нее озарились Светом и мир, и обитатели его» . Будем и мы с верою нести миру Свет, Который есть Христос Господь!

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

VII. Размышляя, возлюбленные, благочестивым сердцем о вышесказанном, всегда помните апостольское наставление, как оно, предостерегая всех людей, говорит: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» ( Кол.2:8–10 ). Не говорит: духовно, но: телесно, чтобы мы постигали истинную сущность плоти там, где есть телесный храм полноты Божественности. Ею непременно преизобилует также и вся Церковь , которая, будучи утверждена Главой, есть тело Христа, живущего и царствующего с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.   Слово IX на Рождество Христово I. Итак, возлюбленные, (прославление) величия Божественных деяний без сомнения превосходит всякий дар человеческого красноречия, но именно то, что вызывает трудность при разъяснении, призывая не умолчать, приходит нам на помощь, ведь в Иисусе Христе, Сыне Божием, имеем мы дело не только с Божественной сущностью, но также и с человеческой природой, что и подтверждается пророком: «род Его кто изъяснит?» ( Ис.53:8 ). Никакое слово не в состоянии изъяснить схождение в одном Лице обеих сущностей – лишь одной вере это под силу. Поэтому всегда недостаточно усилий славящего и всегда есть повод для прославления. Так давайте же возрадуемся как раз тому, что мы не способны до конца прославить это Таинство милосердия, а когда мы не в состоянии изъяснить высоту нашего спасения, то превосходящее нас полагаем благом. Ибо никто не приближается к постижению истины более того, кто, даже весьма преуспев в Божественных делах, понимает, что ему всегда недостает того, к чему он стремится. А тот, кто решил, что уже достиг цели, к которой до этого стремился, как не получил требуемого, так и не оказался достаточно настойчивым в поисках. Так давайте не приходить в замешательство от нашего бессилия, ибо ободряют нас голоса Евангелия и пророков, которые таким образом воодушевляют и научают нас, что Рождество Господа (благодаря которому Слово стало плотью) почитается нами не только когда мы вспоминаем прошедшее, но и когда взираем на настоящее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sl...

  По теме: В каком году родился Христос? Этот вопрос может показаться странным, ведь мы живём в эпоху, ведущую начало от Рождества Христова. Но такое летоисчисление вошло в обиход достаточно поздно, а именно, начиная с VI века, когда римский монах скифского происхождения Дионисий Малый предложил вести счёт лет от года рождения в мир Спасителя. Он произвёл астрономические вычисления и определил, что на дворе — 525 год от Рождества Христова. В VIII-IX веках это летоисчисление было принято во всех христианских странах. Не так давно Румынская Православная Церковь причислила Дионисия Малого к лику святых. Ясли — кормушка для скота Поклонение пастухов Волхв – мудрец астроном Неподалёку от Вифлеема находилось поле, на котором пастухи пасли стадо. Вдруг ночную темноту озарил яркий свет, и изумлённые люди увидели Ангела Божия, который обратился к ним со словами: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:10-12 ). Сразу после явления Небесного посланника пастухи увидели бесчисленное множество Ангелов, славящих Бога и взывающих: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:14 ) Поражённые увиденным, они поспешили в Вифлеем и нашли Младенца Христа, Его Мать и праведного Иосифа в той самой убогой пещере, в которую много раз приводили свой скот. Да, встреча с Богом может порой произойти в самом неожиданном месте, и наше сердце должно быть всегда открыто для такой встречи. Поклонение волхвов Тем временем увидеть новорождённого Богомладенца спешили три чужестранца, Евангелие называет их «волхвами с востока» ( Мф. 2:1 ). Церковное предание гласит, что они пришли из Персии. Вообще слово «волхв» в Библии употребляется, когда говорится о колдунах или языческих жрецах, но в данном случае речь идёт об учёных-астрономах. Но как же персидские астрономы узнали о рождении Спасителя? Они не были извещены Ангелом, как пастухи, Господь приоткрыл им тайну Рождества посредством той науки, которой они посвятили свою жизнь. Когда Господь творил небесные светила, Он изрёк: «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов» ( Быт. 1,14 ). И вот волхвы увидели на небе необычно яркую звезду, появление которой они истолковали как особое знамение Божие — свидетельство о рождении Великого Царя. Возможно, они знали пророчество Валаама, древнего языческого прорицателя, упомянутого в Библии: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис.24:17 ).

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Нельзя ни с чем сравнить те ощущения, которые переживали мы, находясь в этой небольшой пещере, когда вместе со студентами пели тропарь, кондак, величание, стихиры, ирмосы на Рождество Христово. В нескольких шагах от места Рождества Христова справа есть другая пещера, расположенная тремя ступенями ниже — там были ясли, в которых покоился повитый Богомладенец Иисус. Здесь же было и поклонение пастырей и волхвов. Предание говорит, что эти волхвы впоследствии были крещены святым апостолом Фомою и проповедовали в своих странах имя Христово. На месте яслей и поклонения волхвов устроены католические престолы. Святые ясли, в которых покоился Христос, унесены католиками в Рим. К вертепу Рождества прилегают другие пещеры: Святого Иосифа Обручника, где ему явился Ангел во сне и повелел бежать с Младенцем Иисусом в Египет. Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф 2:13). Там теперь католический престол во имя этого Святого. Далее престол во имя святых младенцев-мучеников, убитых Иродом. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). За железной решеткой мы видели их святые останки. Если подняться вверх направо, то можно попасть в католическую церковь святой Екатерины, а влево — по узкому коридору мимо гробницы Евсевия, аббата Крещенского, ученика блаженного Иеронима (скончался в 420 г.) и его святых учениц Павлы и дочери ее Евстохии. Рядом находится пещера, в которой Иероним в V веке переводил Ветхий Завет на латинский язык сначала с греческого, а потом с еврейского. В священном вертепе над местом Рождества Христова совершается греческая Литургия, а потом армянская. По сторонам главного алтаря находятся еще два престола: один посвящен обрезанию Господню, а другой — трем волхвам.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010