Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15). Церковь, тело Христово, во все времена храня Его искупительный подвиг на земле, снова возвещает сегодня спасительную истину ближним и дальним, своим членам и всему миру. Она возвещает тот факт, что Бог отец наших, из любви сотворивый в начале человека по образу Своему и подобию, не терпя последовавшего в результате падения искажения Своего образа, воссоздал его в последние времена. Он воссоздал и возродил творение Свое способом, превосходящим человеческий разум и силы. А совершил это Бог посредством воплощения и вочеловечения Единородного Своего Сына от Духа Святого и Марии Девы. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4: 4). Бог обновил человека, Сам соединившись с ним во Христе. Он Сам стал в лице Иисуса Христа тем, кем являлось Его создание – человек со всеми безгрешными человеческими страстями. «Он снисшел в человеческое естество, не перестав быть Богом, восприял человека не как чуждого, но как поистине Своего», как говорит святитель Кирилл Александрийский (К царю Феодосию. PG. 76, 1169D). Бог явился во плоти в определенный момент исторического бытия. «Он вошел во вселенную как человек, став частью мира», не потеряв через это Божественную славу, как говорит тот же самый божественный отец (О правой вере. PG. 76. 1177). Он стал человеком во времени, при римском императоре Августе Кесаре, и в определенном месте – Вифлееме Иудейском. Таинство это, превосходящее всякий ум, имело место вдали от глаз безумных иродов мира сего. Христос «в безвестности родился в вертепе», не в силе и могуществе и не с властью, но в младенческой беспомощности и слабости, в крайнем умалении и смирении. Он открылся в вертепе невинным и чистым душой, могущим уразуметь и принять Его. Он явился видимым образом сначала Деве, Которая дивилась и изумлялась, видя, что совершается обещанное Ей ангелом в Назарете.

http://pravoslavie.ru/28909.html

Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины Православие.Ru , 24 декабря 2008 г. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III / «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15). Церковь, тело Христово, во все времена храня Его искупительный подвиг на земле, снова возвещает сегодня спасительную истину ближним и дальним, своим членам и всему миру. Она возвещает тот факт, что Бог отец наших, из любви сотворивый в начале человека по образу Своему и подобию, не терпя последовавшего в результате падения искажения Своего образа, воссоздал его в последние времена. Он воссоздал и возродил творение Свое способом, превосходящим человеческий разум и силы. А совершил это Бог посредством воплощения и вочеловечения Единородного Своего Сына от Духа Святого и Марии Девы. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4: 4). Бог обновил человека, Сам соединившись с ним во Христе. Он Сам стал в лице Иисуса Христа тем, кем являлось Его создание – человек со всеми безгрешными человеческими страстями. «Он снисшел в человеческое естество, не перестав быть Богом, восприял человека не как чуждого, но как поистине Своего», как говорит святитель Кирилл Александрийский (К царю Феодосию. PG. 76, 1169D). Бог явился во плоти в определенный момент исторического бытия. «Он вошел во вселенную как человек, став частью мира», не потеряв через это Божественную славу, как говорит тот же самый божественный отец (О правой вере. PG. 76. 1177). Он стал человеком во времени, при римском императоре Августе Кесаре, и в определенном месте – Вифлееме Иудейском. Таинство это, превосходящее всякий ум, имело место вдали от глаз безумных иродов мира сего. Христос «в безвестности родился в вертепе», не в силе и могуществе и не с властью, но в младенческой беспомощности и слабости, в крайнем умалении и смирении.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА января 2003 Празднуемое сегодня Рождество в человеческой плоти второй Ипостаси Пресвятой Троицы - Сына Божия от Пречистой Девы Марии, апостол Павел называет тайной благочестия. На совете Пресвятой Троицы еще до создания мира принято решение об искупительном снисхождении на землю Сына Божия. Зритель неизреченных откровений святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об Агнце, закланном от сложения мира (13, 8). " Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан народах, принят верою в мире, вознесся во славе " (I Тим. 3, 16) Празднуемое сегодня Рождество в человеческой плоти второй Ипостаси Пресвятой Троицы - Сына Божия от Пречистой Девы Марии, апостол Павел называет тайной благочестия. На совете Пресвятой Троицы еще до создания мира принято решение об искупительном снисхождении на землю Сына Божия. Зритель неизреченных откровений святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об Агнце, закланном от сложения мира (13, 8). В течении многих веков этот Совет превечный оставался для всего творения тайной и не просто тайной, а великой благочестия тайной. Ни небесные силы, ни ангелы, ни люди не знали этой тайны до тех пор, пока она не была раскрыта людям. Святой апостол Павел открыл нам завесу этой тайны в послании к Ефесянам: " Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него " (Ефес. 3, 8-12). Ангелы Божии узнали об этой тайне только тогда, когда один из них был послан в Вифлеем возвестить пастухам о рождении Спасителя. И для укрепления веры людей " внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение " (Лук. 2, 10-14). Тайна благочестия была действительно настолько великой и радостной, что благодарный христианский мир уже 2000 лет, не умолкая, ежедневно в храмах воспевает удивительный Ангельский гимн: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Скачать epub pdf 21. Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Пророчества о святом Иоанне Крестителе и их исполнение (Лк. 1:6–25) «Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей» ( Лк. 1:15 ). Сегодня святая Церковь чтит и прославляет святого Иоанна Крестителя. Трудно достойно прославить того, о ком Сам Господь наш Иисус Христос сказал, что между рождённых жёнами не восстал больший, чем Иоанн Креститель ( Мф. 2:11 ). Необычайна и чудесна была вся жизнь его, начиная с самого зачатия. Родители его были благочестивые люди – Захария, священник иерусалимского храма, и Елисавета, жена его. Они были праведны перед Богом, поступая непорочно по всем заповедям и уставам Господним. Но у них была большая скорбь: они не имели детей; хотя и непрерывно просили Бога избавить их от неплодства. И вот однажды Захария, во время своего священнического служения, вошёл в храм воскурить фимиам. Здесь ему явился архангел Гавриил и сказал: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя Иоанн. Он будет велик перед Господом: не будет пить вина и сикера и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов израилевых обратит к Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии... дабы представить Господу народ приготовленный ( Лк. 1:13–17 ). Праведный Захария устрашился, смутился и не сразу смог умом своим удостовериться в том, что услышал от ангела. И поэтому сказал в ответ: Почему я узнаю это, ибо я стар, жена моя в летах преклонных (18 ст.). Ангел сказал ему на это: Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить и говорить тебе сие. И вот ты будешь нем до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время ( Лк. 1:19–20 ). Так закончилось благовестие архангела Гавриила праведному Захарии. Теперь предстояло исполнение этого благовестия. Оно началось сразу же и тут же: Захария онемел у жертвенника курения фимиамом и не мог объясниться с народом. Он заговорил лишь на восьмой день после рождения сына, когда, нарекши его Иоанном, стал пророчествовать о новорождённом, как грядущем пророке Всевышнего и Его Предтече, посланном приготовить пути Ему ( Лк. 1:76 ), т. е. стал пророчествовать о том же и то же, что говорил ему самому архангел Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Филарет М.). И не знал Ее Иосиф, как наконец, она родила Сына Своего первенца, – то есть совершенно никогда не познавал Ее, как муж, ибо слова как наконец (по-славянски дóндеже) в Священном Писании не означают никакого срока. Так, например, в книге Бытия (8:7) сказано: …и выпустил Ной ворона, который, вылетев, отлетал и прилетел, пока (дондеже) осушилась земля от воды. Но ворон и после того не возвращался в ковчег. Или в 109-м псалме. Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе (дондеже) положу врагов Твоих в подножье ног Твоих. Но и после покорения врагов Своих Сын Божий сидит одесную Бога Отца. Или в притче Христовой о немилосердном заимодавце говорится, что государь его отдал его истязателям, пока (дондеже) не отдаст ему всего долга (Мат. 18:34), то есть навсегда, ибо, находясь в руках мучителей, чем и как мог он уплатить долг свой? Так и здесь, когда Евангелист говорит: …и не знал Её, как наконец (дондеже) Она родила Сына Своего, – не думай, будто Иосиф после того познал Её. Евангелист хочет сказать только то, что Мария до самого рождения Иисуса Христа была Девою, а что было после рождения, о сём сам можешь рассудить, ибо ясно само собою и без объяснения Евангелиста. Такой праведный старец, каким были Иосиф, не мог решиться познать Деву после того, как Она столь чудесно, от Святого Духа, соделалась Матерью Сына Божия, и после всех чудес, коих он был свидетелем при рождении Спасителя. Вспомни при этом, что Сама Пресвятая Дева дала обет всегдашнего девства (Как будет это, когда Я мужа не знаю? Лк 1:34 ) и согласилась на обручение Иосиф только для того, чтобы он был Её хранителем, а не мужем. Кто дерзнёт помыслить, что Она нарушила Свой обет? Такое мнение было бы нечестием и оскорблением Преблагославенной в жёнах Матери Божией. Нет, как до рождества, так и в рождестве и после рождества Она пребывает Девою, почему св. Церковь и именует Её Приснодевою и Богоневестою, а св. Иосиф только служил Ей, как раб госпоже своей, как Матери Божией. Ещё в Ветхом Завете св. Пророк Божий Иезекииль, изображая в таинственном видении пришествие в мир Господа воплотившегося, входящего в восточные врата храма, говорит от лица Божия: …ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь Бог Израилев вошёл ими, и они будут затворены (44:2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Эта же идея подтверждена Христом в Новом Завете. На вопрос книжника (в представлении Виссариона – агента внеземной цивилизации):  какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет ( Мк. 12, 28 –34 ). С точки зрения учения Виссариона, он сам в лице Христа выполнял программу внеземной цивилизации и сам он тогда учил другому – признавал, что главной заповедью Ветхого Завета была не  око за око, а заповедь  возлюби. Более частным примером единства законов может служить еще закон о разводе:  Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 3–5). Христос не порицает здесь Моисея, потому что Он дал ему этот закон, но осуждает жестокосердие фарисеев . Виссарион не ограничивается лишь теоретическим обоснованием противопоставления двух Заветов и идет дальше, переписывая библейскую историю и археологию двух Заветов.  Поскольку дело спасения человечества было совершено на земле, и его важнейшие события получили отражение в новозаветной письменности , то, отрицая факт рождества Христа в Вифлееме, Виссарион хотел поставить под сомнение достоверность всего христианства, оторвать наше спасение от исторического основания и превратить христианство в еще один миф, в котором он играл бы основную роль. В настоящее время историческая достоверность описания Рождества Христа у евангелиста Луки  доказана , тогда как виссарионовская версия библейской археологии ничем не обоснована, что показывает несостоятельность его «учения». Следует отметить, что ложь Виссариона обличает и его жизнеописатель Вадим Редькин, и его последователи. Когда сектанты в 1994 г. отмечали 33-летие Виссариона, они устроили импровизированную пещеру, назвав ее Вифлеемской, а не Назаретской или какой-то иной: «И возникла на сцене пещера близ Вифлеема, и воспылал в ней огонь» . В 1997 г. Вадим Редькин, описывая открытие сектантского «храма», отмечает, что в нем установлена колонна, «на которой уже скоро должно встать ангелам с Вифлеемской звездой, имеющей ныне равное право быть названной Краснодарской . И в другом месте он называет рождественскую заведу Вифлеемской .

http://bogoslov.ru/article/3977326

Эта же идея подтверждена Христом в Новом Завете. На вопрос книжника (в представлении Виссариона - агента внеземной цивилизации): какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет ( Мк. 12, 28-34 ). С точки зрения учения Виссариона, он сам в лице Христа выполнял программу внеземной цивилизации и сам он тогда учил другому - признавал, что главной заповедью Ветхого Завета была не око за око, а заповедь возлюби. Более частным примером единства законов может служить еще закон о разводе: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 3-5). Христос не порицает здесь Моисея, потому что Он дал ему этот закон, но осуждает жестокосердие фарисеев . Виссарион не ограничивается лишь теоретическим обоснованием противопоставления двух Заветов и идет дальше, переписывая библейскую историю и археологию двух Заветов. Поскольку дело спасения человечества было совершено на земле, и его важнейшие события получили отражение в новозаветной письменности , то, отрицая факт рождества Христа в Вифлееме, Виссарион хотел поставить под сомнение достоверность всего христианства, оторвать наше спасение от исторического основания и превратить христианство в еще один миф, в котором он играл бы основную роль. В настоящее время историческая достоверность описания Рождества Христа у евангелиста Луки доказана , тогда как виссарионовская версия библейской археологии ничем не обоснована, что показывает несостоятельность его «учения». Следует отметить, что ложь Виссариона обличает и его жизнеописатель Вадим Редькин, и его последователи. Когда сектанты в 1994 г. отмечали 33-летие Виссариона, они устроили импровизированную пещеру, назвав ее Вифлеемской, а не Назаретской или какой-то иной: «И возникла на сцене пещера близ Вифлеема, и воспылал в ней огонь» . В 1997 г. Вадим Редькин, описывая открытие сектантского «храма», отмечает, что в нем установлена колонна, «на которой уже скоро должно встать ангелам с Вифлеемской звездой, имеющей ныне равное право быть названной Краснодарской . И в другом месте он называет рождественскую заведу Вифлеемской .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Это следование за Богом, дорогие братья и сестры, есть то, к чему призывает нас Церковь , к чему мы шли Рождественским постом, что должно быть реализовано в нашей жизни. Если мы не имеем этого и оказываемся слабыми и беспомощными, если слышим в своей жизни слово «невозможно», то одновременно слышим слово «возможно» 137 – возможно по милости Божией. В момент удивительного перехода от слабости к силе и, наоборот, от силы к слабости (если мы говорим о смирении), то в этот момент мы слышим «возможно», чтобы сам переход стал началом, а не концом, тем, что приводит нас к Божественной радости и благодати, которые все более и более укрепляют нашу жизнь. Это то чудо Рождества, к которому мы идем и которое должно стать основой нашей жизни. В чем да поможет нам и святая Анастасия Узорешительница. Аминь. II. Рождество христово и Святки О поиске пути за звездой 138 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Мф. 2:10–11 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Мы празднуем светлое Рождество Христово – событие, когда предвечный Бог Слово в определенный момент человеческой истории становится человеком, оставаясь при этом Богом, когда в одном лице Богочеловека Иисуса Христа начинают существовать две природы: извечно существующая и неизменная Божественная и воипостазированная в нее человеческая. В мир приходит Спаситель, Который через распятие на Кресте искупит все грехи человеческого рода. Это не означает автоматического или механического спасения, но то, что огромная стена, которая существовала между Богом и человеком, рухнула: по слову апостола Павла, Христос Спаситель есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду. 139 Это означает, что каждый из нас призван достичь высочайших высот святости – обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. 140 С момента Рождества Христова человеческое сердце открыто для Бога, а Бог открыт для человека. В мировой истории не существовало более великого и значимого события, чем Рождество Христово!

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Церковь земная, видимая – это не только общество православных людей, верующих во Христа, «но Дух Божий и благодать Таинств, живущих в обществе»6. Поэтому и видимая Церковь по своей сути видима только верующему. Для неверующего человека Таинство есть только обряд, и Церковь – только общество людей. А. С. Хомяков говорит: «Верующий, хотя глазами тела и разума видит Церковь только в ее внешних проявлениях, но сознает ее духом в Таинствах и в молитве, и в богоугодных делах. Поэтому он не смешивает ее с обществом, носящим имя христиан…»7   • Почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Есть праздники, посвященные Богу Сыну, Господу Иисусу Христу, есть праздник Святой Троицы, есть праздник Святого Духа. А почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос говорит: Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14, 10–11). Сын Божий имеет теснейшее общение со Своим Небесным Отцом и никогда не разлучался с Ним. Отец говорит в мире через Сына. Их воля и желание всегда едины: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30). И вот еще слова Христовы: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14, 13–14). Тут мы соприкасаемся с тайной: молимся мы Богу Отцу, а выполняет наши молитвы Божий Сын. Именно Он в земном мире открывает людям Бога Отца и творит Его волю. В Своей первосвященнической молитве Господь говорит, обращаясь к Своему Небесному Отцу: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин. 17, 4). Дело это – совершение спасения человеческого рода. Важнейшие события этого дела спасения Православная Церковь отмечает как свои великие праздники. Поэтому нельзя считать Рождество Христово, Крещение, Преображение и другие великие праздники днями, посвященными чествованию Иисуса Христа. Это было бы полным непониманием внутренней жизни Церкви Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Церковь земная, видимая – это не только общество православных людей, верующих во Христа, «но Дух Божий и благодать Таинств, живущих в обществе» . Поэтому и видимая Церковь по своей сути видима только верующему. Для неверующего человека Таинство есть только обряд, и Церковь – только общество людей. А. С. Хомяков говорит: «Верующий, хотя глазами тела и разума видит Церковь только в ее внешних проявлениях, но сознает ее духом в Таинствах и в молитве, и в богоугодных делах. Поэтому он не смешивает ее с обществом, носящим имя христиан…» Почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Есть праздники, посвященные Богу Сыну, Господу Иисусу Христу, есть праздник Святой Троицы, есть праздник Святого Духа. А почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос говорит: Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам ( Ин.14:10–11 ). Сын Божий имеет теснейшее общение со Своим Небесным Отцом и никогда не разлучался с Ним. Отец говорит в мире через Сына. Их воля и желание всегда едины: Я и Отец – одно ( Ин.10:30 ). И вот еще слова Христовы: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин.14:13–14 ). Тут мы соприкасаемся с тайной: молимся мы Богу Отцу, а выполняет наши молитвы Божий Сын. Именно Он в земном мире открывает людям Бога Отца и творит Его волю. В Своей первосвященнической молитве Господь говорит, обращаясь к Своему Небесному Отцу: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Ин.17:4 ). Дело это – совершение спасения человеческого рода. Важнейшие события этого дела спасения Православная Церковь отмечает как свои великие праздники. Поэтому нельзя считать Рождество Христово, Крещение, Преображение и другие великие праздники днями, посвященными чествованию Иисуса Христа. Это было бы полным непониманием внутренней жизни Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010