Будем во всех наших поступках и действиях являть себя истинными последователями Господа и Его апостолов. “ Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним ” (Рим.6:8). Истинный христианин ни в каких страданиях и несчастьях не остается без утешения (ст. 19) Потому что: 1. Он верует в Провидение, которое направляет все к лучшему. 2. Он имеет перед глазами пример Иисуса Христа и апостолов. 3. Он знает цель и пользу страданий и старается достигнуть ее. 4. Он имеет чистую совесть и радостную надежду на лучшую жизнь. Достоинство веры, устоявшей в испытании (ст. 17–20) 1. Для нашего убеждения. 2. Для нашей добродетели. 3. Для нашего спасения. Образцы церковной проповеди Слово в Неделю о Фоме. “ Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ” (Иоан. 20:29). По слову пророческому, “ порази пастыря, и рассеются овцы ,” (Зах.13:7) — так и стало, когда Иисус Христос предан был на крест и смерть. Апостолы Его подверглись различным искушениям: Фома был одной от овец Его, в общем рассеянии заблуждавшейся дольше других. Тогда как прочие Апостолы, хотя и “ из опасения ,” но впрочем хорошо поступили, что из первоначального рассеяния, кому куда случилось, вскоре обратились искать друг друга и сошлись в известном месте, — и, без сомнения, общую скорбь превращали в единодушную молитву, — Фомы, неизвестно, по какой причине, или по его собственной неосмотрительности, там не было, — “ не был тут с ними .” Первым последствием этого было то, что изначальное явление воскресшего Господа собранным Апостолам для Фомы было потеряно: “ не был тут с ними, когда приходил Иисус .” Другим последствием было то, что, когда прочие Апостолы Господним явлением вновь утверждены были в вере, в которой поколебались было во время Его страдания и смерти, Фома, несмотря на свидетельство этих верных очевидцев, с неким упорством утверждал себя в неверии: “ если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю .”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Будем же готовы, по словам аввы Иоанна Колова, повергнуть себя перед Господом в разуме и повиноваться заповедям Божиим в смиренномудрии, чтобы сподобиться через это благодатной Божественной любви. Аминь. Христос воскресе! Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них. ( Деян.14:15 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Вчера мы говорили о том, как Бог призвал к истинной вере язычника — сотника Корнилия, и апостол Петр пришел по его зову для благовестия и вразумления. Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.14:6-18 ) переносит нас в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, где побывали апостолы Павел и Варнава и сотворили во имя Христа чудо исцеления. Ликаония была особой областью Малой Азии, жители которой разговаривали на ликаонском наречии, которое одни исследователи относили к ассирийскому языку, другие считали тождественным каппадокийскому, третьи называли испорченным греческим. Населяли Ликаонию язычники, среди вероисповеданий преобладал культ Зевса, или Зевеса. Близ города Листры был даже сооружен храм Зевса. Народ, живший здесь, свято верил в предание, что однажды Зевс и Гермес (или по-другому — Ермий) явились на землю в виде людей. Но никто на земле не принял в дом этих странников, все гнали их от себя. Только один старик-крестьянин по имени Филемон со своей женой Бавкидой проявили по отношению к богам гостеприимство, приняли в своем доме, угостили тем, что сами имели в этот день на столе. Люди поплатились за свою жестокость — боги истребили все население. Только добрые и щедрые Филемон и Бавкида остались целы и невредимы. Они стали стражами великолепного храма, а когда умерли, языческие боги обратили их в два больших, красивых и раскидистых дерева. Вот поэтому народ Ликаонии с особым трепетом и благоговением относился теперь к Зевсу и Ермию, и именно за них люди приняли апостолов Павла и Варнаву, совершивших невиданное в тех краях чудо.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Будем же молиться и уповать на милость Божию, чтобы воскресший Господь наш Иисус Христос пробудил в нас благодать милосердного труда, содействовал каждому благому начинанию. Да сподобимся и мы, угодив Господу совершением добрых дел, услышать от Возлюбленного Спасителя нашего утешительные слова помилования и благодарности: …придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:34-36 ). И далее: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). Аминь. Христос воскресе! Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) …Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. ( Ин.8:51 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В Святом Евангелии, которое мы слышали сегодня (см. Ин.8:42-51 ), продолжается проповедь Господа нашего Иисуса Христа об истинной вере и правильном понимании слова Божия. Как горько и больно было Спасителю, что люди, собравшиеся в храме и спорящие с Ним, по собственному нежеланию не хотели услышать Его: …почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Естественно, эти люди не были глухими, они слушали, и спорили, и возражали, но истинный смысл слов Господних не открывался их зачерствевшим сердцам. Иудеи не воспринимали учение Христово, потому что их души были затемнены завистью и злобой, а в умах зрел чудовищный замысел убить Господа. И Спаситель из Проповедника истины становится Обличителем: Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня. При рождении у человека нет возможности выбирать отца по плоти, это определяет только Бог. Но что касается духовного выбора, то здесь Отец Небесный даровал людям полную свободу. Человек сам может определить для себя — с кем он, с Богом или без Бога. Разоблачая лицемерие иудеев, Господь прямо и решительно заявляет им, что их духовный отец — враг рода человеческого: …ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Будем же ходить в истине Божией. Ибо Бог содержит все в длани Своей и без Него никакое наше начинание не может быть успешным. Кто познает эту правду, тот, по словам святителя Феофана Затворника, «станет во всем, что бы ни делал, обращаться в молитве за помощью к Богу и принимать все, что бы с ним ни случилось, как от руки Господней». Аминь. Христос воскресе! Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, войдет, и выйдет, и пажить найдет. ( Ин.10:9 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.9:39-10, 9 ) звучат удивительные слова Господа — грозные, обличительные и вместе с тем дарующие надежду верным. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Только что Спаситель исцелил слепорожденного у Силоамской купели. Чудо это потрясло всех. Однако некоторые, особенно ревностные к исполнению закона Моисеева иудеи, помня о том, что исцеление произошло в субботу, повели исцеленного человека к фарисеям. Вожди иудейские, ненавидящие Господа, призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник ( Ин.9:24 ). Но слепорожденный не слушал слов фарисейских о греховности своего Благодетеля. Вместе с физическими очами отверзлись у него и очи духовные. На все лживые обвинения он уверенно отвечал: …мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего ( Ин.9:31-33 ). И когда, рассердившись, посрамленные иудейские вожди выгнали этого человека, он встретил Господа. Вера исцеленного возросла до такой степени, что тот стал последователем Христа и сказал: верую, Господи! — поклонившись Спасителю. И вот Господь определяет далее Свое назначение: …на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Какие удивительные слова! И какие истинные! Действительно, зрящие фарисеи оказались духовными слепцами, а слепорожденный через исповедание веры прозрел и духовно. Спаситель видел, что фарисеи из сотворенного чуда извлекли для себя больше вреда, чем пользы. Их зависть, злоба, корысть обнажились до такой степени, что они готовы уже были разделаться с ненавистным Чудотворцем. И через это навлекали на себя еще большее осуждение. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Фарисеи, всегда хватавшиеся за чувственное, подумали, что (Христос) говорит о слепоте чувственной, и сказали: неужели и мы слепы? Они стыдились одной только этой слепоты телесной. А Господь хотел показать им, что лучше быть слепыми по телу, чем неверующими, и сказал: если бы вы были слепы, то не имели бы греха.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

в)  Оно ведет к вечной славе и блаженству. Так как Иисус Христос “ мирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ” (Фил. 2:8–9). Какой славный венец ожидает нас, если и мы, подобно Иисусу Христу, остаемся послушными Богу до смерти! Поступая всегда сообразно с волей Божией, очищая свое сердце от грехов и подвизаясь в добродетели, мы приготовляемся наилучшим образом к вечной жизни и делаемся достойными блаженства, обещанного Иисусом Христом своим истинным последователям. Мы тогда не обращаем никакого внимания, ни на потерю земных благ, ни на страдания, ни на саму смерть. Потому что “все” страдания временные ничего не значат в сравнении с будущей славой. Но тем, которые “ не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев .” (Рим. 2:8). Как необходимо для христиан обогащаться религиозными познаниями “ Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ” (ст. 3). Господь наш Иисус Христос свидетельствует в своей молитве к Богу Отцу, что жизнь вечная или вечное спасение состоит в познании единого истинного Бога и Его посланника — Иисуса Христа. Отсюда мы видим, как необходимо для нас это знание. Но, к сожалению, надо сознаться, что между многими из христиан господствует великое невежество относительно предметов веры. Некоторые из них даже забыли те наставления, какие получили в школе. Другие довольствуются ничтожными знаниями, полученными в детстве, и не сознают никакой потребности к приумножению и расширению их. Невежество в вере составляет бесчестие для христианина. Даже человек, обладающий образованным умом и многими другими полезными знаниями, не может отрицать потребности в религиозных познаниях, потому что они составляют непременный долг каждого человека. 1. Христианские религиозные познания составляют потребность для каждого человека: а)  Для усовершенствования его ума. Ум человеческий познается по своим силам и свойствам. Он обладает способностью составлять себе понятия и представления о видимых предметах, судить об их свойствах, цели и пользе, различать истину от лжи. В каждом человеке замечается стремление к такому знанию, и чем более ум человеческий приближается к этому знанию, тем становится он совершеннее.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

в) Гроб Христов проповедует победу над грехом и смертью, Грех причиняет скорбь и тоску. Но воскрес Тот, Который милостиво принимает кающихся грешников, обладал властью отпускать грехи и умер за грех. Смерть приводит в страх и ужас. Но через воскресение Господа смерть превратилась в вечную жизнь. 3. Весьма радостное слово. После воскресения последовало вознесение на небо. Христос взошел на небеса, привлек к себе апостолов, мучеников и т. д. Туда придем и мы, если живем согласно с верой в воскресение. A что мы там найдем? а) Жизнь в любви. Там нет ничего, кроме любви. б) Жизнь в добродетели. Там нет более греха. в) Жизнь исполненную невыразимого блаженства… В чем оно состоит? “ Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их ” (Псал. 35:9). “ Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их .” (Мат. 13:43). “ Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ” и т. д. (1Кор. 2:9). “Блаженные на небе будут созерцать, любить, хвалить и обладать. Это будет составлять их занятие и без конца. Никогда они не перестанут созерцать, и потому будут всегда восхищены любовью. И пока их сердце исполнено любви, уста их наполнятся хвалы, a пока они хвалят Бога, они будут наслаждаться радостью и блаженством, и, таким образом, эти многоразличные занятия будут составлять их блаженство во всю вечность.” Что такое для христианина праздник воскресения Иисуса Христа? “ Кто отвалит нам камень от двери гроба? ” (Ст. 3). Много тяжелых камней лежит на пути человека, от колыбели до могилы. Но с воскресением Спасителя камни отвалены. Это: 1. Праздник падших грешников, которые освобождаются от греховного ига. Жены мироносицы спрашивали себя: “ кто отвалит нам камень от двери гроба? ” Грешники, подавляемые тяжестью своих грехов, тоже задают себе вопрос: “кто снимет камень греха с нашей души?” Воскресший Спаситель! На кресте Он пролил кровь свою и принес себя в жертву за наши грехи; доказательством того, что Отец небесный принял Его жертву, служит Его воскресение.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В Антиохии апостол Павел пробыл, как свидетельствует автор Деяний, несколько времени. Вероятно, данного срока было достаточно, чтобы проповедать учение Христово, поддержать паству, наставить на путь спасения. Сразу же за этим пребыванием начинается третье апостольское путешествие Павла. Мы слышали в Апостольском чтении, что он вышел из Антиохии, укрепившись духом и жизненной силой, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников. Целью посещения названных стран было просвещение людей светом Христовой истины, обращение к Господу нашему Иисусу Христу человеческих сердец, организация новых церковных общин. Утверждая учеников, апостол Павел наставлял их в вере и христианской жизни, призывал к совершению дел любви, добра и милосердия. Книга Деяний не говорит нам конкретно о том, кто именно сопровождал апостола в этом нелегком проповедническом пути. Хотя в дальнейшем станет очевидно, что апостол Павел путешествовал не один, с ним были верные Тимофей и Ераст. Далее апостольское чтение рассказывает нам о том, что: Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. По национальности иудей, происхождением из Александрии Египетской, бывшего центра обширной торговли и иудейско-эллинского образования, Аполлос выделялся дарованиями и обширным кругозором. Известно, что в те времена Александрия славилась своими знаниями. Аполлос, или Аполлониос, Аполлоний, так его по-разному называли, стал видным деятелем по распространению христианства в Коринфе. Он очень хорошо знал Священное Писание, был широко и разносторонне образован, обладал многими способностями, в том числе красноречием, даром слова. Книга Деяний говорит о том, что на тот момент Аполлос был только наставлен в начатках пути Господня и знал лишь крещение Иоанново. Но это не помешало ему гореть духом и искренне подвизаться в делах благочестия.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В городе Лидде апостол Петр именем Господним сотворил настоящее чудо: Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. Мы видим источник силы апостола Петра. При исцелении расслабленного, страдающего человека, Петр не говорит: «Я исцеляю тебя!» Слова его звучат вполне определенно: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос. Неизвестно, был ли Эней христианином до исцеления или нет. Вопрос этот имеет большое значение. В тексте, как мы видим, несчастный страдалец назван просто человеком, а не святым или учеником. Исцеляя его, посылая благодатную помощь и телесное здравие, апостол Петр не спрашивает о вере во Христа, а просто дарует ему благодатный дар исцеления. В этом проявляется прозорливость святого апостола, который видел готовность Энея к восприятию истинной веры. Сам же чудесный факт исцеления мог эту готовность только развить и вдохновить бывшего расслабленного на прославление имени Господа. При этом важно, что Петр возносил молитву Богу, надеясь на не свой апостольский дар, а на помощь Христа. Его благочестивый пример может многому нас научить. Как часто нам кажется, что мы сами в состоянии совершить что-либо, употребляя собственные силы. На самом-то деле, без воли Божией ничего в этой жизни не происходит. Сила Господа руководит всеми событиями и явлениями бытия. Мы много мним о себе и думаем, что можем сделать что-то сами, а ведь, по сути, все добрые деяния мы совершаем только при содействии Господа нашего Иисуса Христа. Потому-то мы всегда должны молиться и надеяться, что Господь не оставит нас в благих наших помыслах и устремлениях и устроит все так, как должно и лучше всего. Вот и с апостолом Петром было так же. Именем Спасителя в Лидде он совершил исцеление расслабленного, а в Иоппии ему довелось сотворить еще более удивительное и поражающее воображение чудо — воскресить из мертвых христианку Тавифу, которая была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Апостол Лука пишет: Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. Христиане местной общины очень скорбели и переживали по поводу смерти благочестивой ученицы Христовой. Все помнили ее отзывчивое, доброе сердце, готовое всегда прийти на помощь ближним. В ней не было зависти, недоверия к людям. Она жила праведно, благочестиво, как истинная христианка. Служила Богу и ближним своим рукоделием и иными славными деяниями. Когда она умерла, все преисполнились скорби, ведь Тавифа была еще так молода. Нам неизвестно, девицей или вдовицей она являлась. Вполне возможно последнее, потому что особенные благотворения она совершала именно для вдовиц, сочувствуя их нелегкой участи.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В Евангельском чтении, прозвучавшем сегодня, Господь наш Иисус Христос учит нас быть милостивыми и милосердными, не проходить мимо чужой беды. По примеру Божественного Учителя обратимся же ко всем несчастным и страждущим, подадим им нашу руку. К этому побуждает нас заповеданная Господом любовь к ближнему, чувство сострадания и сопереживания, а также память о Суде Божием, который всех нас когда-то ждет. Недаром пророком сказано: Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом ( Иак.2:13 ). Не имеющим доброго сердца, не творящим дел любви и милосердия, Грозный Судия непременно скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня ( Мф.25:41-42 ). Наконец, образ расслабленного можно и должно воспринимать относительно нашего духовного состояния. Парализация души гораздо страшнее, чем физический паралич. Иная душа, погрязшая в грехах и страстях, не может подняться, чтобы хотя бы доползти до животворящей купели Церкви Христовой. А ведь здесь через Святые Таинства, молитву, церковную жизнь подается истинное исцеление духовно расслабленным больным. Каждый из нас в той или иной мере похож сегодня на того ждущего исцеления человека. Мы тоже живем надеждой, как расслабленный, и верим, что она нас не обманет. Надежда спасет нас от уныния и отчаяния, даст силы нести свой крест, терпеть и духовно преображаться, открывая глубину нашего грехопадения. Но почему же среди нас так много неисцеленных у благодатной купели Святой Церкви Христовой? Ведь там радость бытия, душевный покой, здравие телесное и душевное. Только должно приложить труд для своего спасения, не быть равнодушными и теплохладными. Но именно эти чувства порождают недоверие в совершении Святых Таинств Церкви, действительности самих благодатных даров. Овчая купель — это наш мир, отягченный страстями, соблазнами, искушениями и пороками. Сам Господь говорит нам: Встань, возьми постель твою и ходи. А мы в ответ малодушно ропщем: Не имею человека, который опустил бы меня в купальню. Для расслабленного было большим испытанием каждый раз ждать исцеления, но годами не исцеляться. Но все-таки он не отступил, не отказался от своей цели! Вот и нам бы так — быть упорными в праведности, милосердными в делах, убежденными в вере. Только тогда исцелит наши расслабленные души Господь и Бог наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В нагорной проповеди (Мат. 6:5–8 ) Спаситель опять дает такие наставления о поклонении Богу, которые, по-видимому, несогласны с правилами и требованиями Церкви. Как примирить это? 1. “Нужно молиться в уединении, втайне. “ Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно .” (Мат. 6:6). “ Не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу … Бог есть дух .” A Святая Церковь строит храмы и требует, чтобы мы являлись в них для открытого, общественного богослужения. Есть ли тут противоречие? Нет. а)  Когда Спаситель говорил о тайной молитве в домашнем уединении , то Он вовсе не подразумевал здесь общественного богослужения, которое Он сам посещал с величайшим усердием. Он хотел так сказать: “если ты чувствуешь влечение к молитве или обязан в урочное время молиться, то не останавливайся для этого на площадях и улицах, подобно лицемерам, которые “ любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться ” (Мат. 6:5). Но “ войди в комнату твою ” и помолись Богу втайне. Молитвою не следует тщеславиться. б) Но слова: “ войди в комнату твою ” имеют еще и тот смысл, чтобы войти в свое сердце. Сердцем нужно устремляться к Богу: видят ли это другие или не видят. Из глубокой клети сердца должна возноситься к небу молящаяся душа. “Это уединение ты всюду носишь с собою, оно в тебе самом.” Таким образом, если мы молимся в поле, на улице, с семейством, в церкви, то должны держать себя так, как бы мы были одни в клети. в) “ Затворив дверь твою .” Это самое важное правило поклонения Богу . Мы крепко должны притворить и заключить двери сердца, чтобы не рассеиваться в молитве. В противном случае молитва домашняя или общественная не будет иметь успеха. Приходит диавол со своими внушениями, мир — со своими заботами, плоть — со страстями. Нужно заключиться в себе, чтобы ничто стороннее не вторгалось в наше сердце во время молитвы. 2. “В молитве не нужно говорить много слов. “ Молясь ,” заповедует Спаситель, “ не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны ” (Мат. 6:7). A мы читаем многие и длинные молитвы. В церквах и монастырях совершаются продолжительные богослужения, по церковному уставу. Апостол Павел заповедует даже непрестанно молиться. He противоречие ли это? Нет.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010