2. Наша добродетель становится постояннее. Кто думает, что со смертью все кончено для человека, тот не в состоянии преодолеть много трудностей и препятствий, соединенных с подвигами добродетели. У него не хватит для этого ни мужества, ни самообладания, ни усилия. Его добродетель есть дело обстоятельств, а не постоянного стремления, не борьбы, продолжающейся во всю жизнь. Он не дает себе никакого труда, чтобы господствовать над своими страстями и пожеланиями, исполнять тяжелые обязанности; потому что он живет только для этого мира, требования которого легко могут быть удовлетворены или даже вовсе оставлены без удовлетворения. Но кто верует в другую жизнь, убежден в своем бессмертии, тот знает, что он должен стремиться к совершенству в добродетели, отвергнуться самого себя, господствовать над своими похотями и из любви к добродетели все терпеть, все переносить. К такому постоянству в добродетели одушевляет его надежда на вечную жизнь. Он не чуждается “огненных искушений,” постигающих его в жизни, “но радуется, если страждет со Христом, да и в явлении славы Его возрадуется и восторжествует.” Как Иисус Христос путем страданий вошел в славу свою; так и христианин, по примеру своего Искупителя, мужественно и непреклонно ведет борьбу с искушениями и нападениями, со скорбями и бедствиями, радуясь обетованию: “ Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное ” (Мф. 5:10; 1 Петр. 3:14 ). Надежда на мздовоздаяние в будущей жизни укрепляет его в борьбе со грехом, дает ему дух и силу устоять во всех испытаниях, которым подвергается его добродетель, быть верным даже до смерти. 3. Наша добродетель делается смиренною. Самая совершенная человеческая добродетель не чужда недостатков. Дух бодр, но плоть немощна (Римл. 7:18–19 ). Как слабы были ученики до воскресения Иисуса Христа! Кто не знает самого себя, обманывается та счет своего нравственного состояния, тот считает себя уже достигшим совершенства, гордится своей воображаемой добродетелью и удаляется все далее и далее от цели совершенства. Этой цели не опускает из виду тот, кто верует в воскресшего Господа и утешается Его словами: “ Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ” (Иоан.11:25). Зная это, христианин не довольствуется тем, что сделано им для своего исправления и добродетели. Он чувствует себя недостойным обещанного блаженства и не ослабевает в своей ревности к истинному благочестию. Подобно апостолу Павлу он думает: “ Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ” (Филип. 3:13–14).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

2. Почему необходимо исполнение этого долга? а)  Без справедливости не может существовать ни общественное, ни частное благо людей. Едва ли нужно доказывать, что общественное благо страны основывается на справедливости ее обитателей. Потому что какой народ будет счастливее того, y которого все, от высших до низших классов, строго соблюдают долг права и справедливости? Где господствует более деятельность, порядок и добросовестность, более обеспечено благо всех граждан, как не там, где начальники и подчиненные во всех отношениях поступают справедливо? Где здоровье, покой, имущество и собственность крепче ограждены от злобных нападений, нарушений и похищений? Где каждое семейство и каждый отдельный человек будет жить счастливее, как не там, где никто намеренно не причиняет неправды другому и не требует от другого более, чем сколько должен? Цель гражданских законов к исполнению которых обязуется каждый подданный, в том и состоит, чтобы отношения и поступки всех основаны были на праве и через это содействовали общественному благосостоянию. Но где эти законы безнаказанно презираются и нарушаются; где люди поступают по беззаконному произволу, самолюбию и корыстолюбию: там возникает беспорядок, раздор, обман, необеспеченность собственности, разрушение общественного блага и домашнего счастья. Это показывает нам история всех времен и наш собственный опыт. Итак, будем справедливы друг к другу, чтобы Праведный Бог благословил нас. Потому что Он так говорит в своем слове: “ говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите ” (Зах. 8:16–17). б)  Без справедливости нет также истинной праведности и добродетели. Еще у язычников справедливость считалась самой первой и главной обязанностью и добродетелью. Понятия о праве и неправе глубоко укоренены в душе человеческой. Даже неразвитое еще дитя, по одному лишь внутреннему сознанию, судит часто правильно о том, что справедливо и что нет. Но правдивость состоит в привычке постоянно делать то, что справедливо, и избегать всего несправедливого. Как же может считаться правдивым и добродетельным, добросовестным и добрым человеком тот, кто не привык к исполнению долга справедливости?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

3. В избрании средств и орудий к его осуществлению. Установление Христианства есть, бесспорно, величайшее дело, низпосланное Провидением ко благу рода человеческого. Кто не подумал бы, что Бог, для осуществления такого дела, употребит самые разительные средства, изберет своим орудием самых знатных и могущественных людей мира? Но не так было. “ Не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее ” (1Кор. 1:26–28). Таковы были апостолы. Это были немощные орудия, посредством которых Бог совершил самое великое, трудное и славное дело; незнатные и неученые люди из простого сословия, не имевшие никаких связей с сильными и знатными и не обладавшие никакими внешними средствами. Евангелие поистине должно было распространяться не насильственными средствами, но силой истины, убеждавшей ум и трогавшей сердце. Проповедь апостолов состояла “ не в превосходстве слова или мудрости ,” но в явлении Духа и силы, дабы вера христиан утверждалась “ не на мудрости человеческой, но на силе Божией. ” (1Кор. 2:1; 5). Сила Божтя через проповедь апостолов сотворяла веру и возбуждала покаяние. Но в том и проявилась высочайшая мудрость Божья, что она избрала для распространения христианства таких мужей, которые, при простом образе мыслей и благочестивом сердце, были чужды жажды богатства и почестей; с добросовестностью и неутомимым рвением исполняли обязанности своего трудного и опасного звания; без страха человеческого возвещали истину; ничего не искали и ничего не домогались, кроме Божьего благоволения и славы к распространению царства Христова, к прославлению Его имени и ко спасению своих братий. Только посредством таких мужей могла распространяться вера, назначенная для всех людей, как знатных, так и самых низких в народе. Кто слышал их, кто видел их жизнь и поступки; тот должен был убедиться, что из уст их исходит только истина.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

3. Наконец вся история Церкви. Не был ли весь мир, все языческие народы затворенными дверями? И не было ли в самой церкви временами затворенных дверей для Господа? Но Он однако прошел через них. Заключение: как эта истина утешительна для верующих и ужасна для неверующих! Сомнение Фомы совершенно отлично от сомнения толпы неверующих “ Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ” (ст. 25). 1. В основании его сомнений не скрывается никаких нравственно-предосудительных причин. Поэтому: 2. Он охотно следует каждому указанию, которое может привести его к вере. 3. Его сомнения служили для него только переходом к тем большему убеждению в сомнительной прежде для него истине. Причины по которым чаще всего возникает неверие “ Если не увижу на руках Его ран от гвоздей … не поверю ” (ст. 25). Оно происходит: 1. Частью в тайном желании идти в разрез с другими (ст. 24) (не быть с ними). 2. Частью в неумеренном стремлении к самостоятельности (ст. 25). 3. Частью в одностороннем образовании ума (ст. 25–27, 22). 4. Частью в безотрадном состоянии жизни и настроении духа века (ст.19:26). Все мы должны быть посланниками Христовыми “ Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ” (ст. 21). 1. Скорбящим и озлобленным возвещать мир. 2. Сомневающихся утверждать в вере. 3. Заблудших грешников наставлять на путь истины и правды. “Блаженны невидевшие и уверовавшие” (ст. 29) 1. Они не могут понять чуда искупления, — и однако носят в сердце мир с Богом. 2. Они часто странствуют по юдоли плача, — и однако не страшатся никаких несчастий. 3. И для них долговременный могильный мрак представляется ужасным, — однако они с верой взирают на гроб и говорят: “Господь наше прибежище!” II. Апостольское чтение. Зачало (14). Деяния Святых Апостолов 5:12–20 12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. 13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

4. Она должна благотворить без замедления. “Если ты дал хлеб требующему, a между тем изнурил его медлительностью; то ты потерял и хлеб и заслугу.” 5. Она должна совершаться втайне, чтобы левая рука не знала, что делает правая. “Истинная благотворительность умеет скрывать свои благодеяния. Уста бедных, a не наши собственные, должны прославлять нас.” Великая сила имени Иисусова “ Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал ” (ст. 34). Одно произнесение имени Иисуса Христа, — и расслабленный исцелился. 1. Именем Иисуса Христа мы получаем спасение и всякую помощь в нужде. “ Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ” (Деян. 4:12). “ Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи ” (Деян. 3:6). Болен ли ты, мучит ли тебя скорбь и проч., призывай имя Иисуса, но призывай не устами только, но и сердцем. 2. Ради имени Иисуса вообще Бог слышит наши молитвы. “ И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю ” (Иоан. 14:13). Поэтому, и Святая Церковь заключает все свои молитвы именем “Иисуса Христа, Господа нашего.” 3. Именем Иисуса освящаются наши дела. “ И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа ” (Кол. 3:17). Если мы при входах и выходах, при начале и окончании работ, отходя ко сну и вставая со сна и т. п., произносим имя Иисуса, то самые обыкновенные наши поступки и дела становятся богоугодными и приятными Богу. 4. Именем Иисуса мы преодолеваем опасности и искушения. “Имя Иисуса имеет столь великую силу против диавола, что оно не редко оказывает свое действие даже и в том случае, когда произносят его без надлежащего благоговения.” Многие по собственному опыту знают, что они именем Иисуса побеждают опасности и искушения. Образцы церковной проповеди Поучение в неделю о расслабленном. (Грех есть болезнь) “Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте расслаблену, воздвигни божественным твоим предстательством, якоже и расслабленного воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: щедрый, слава Христе державе твоей.”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. 7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении этой недели говорится об избрании апостолами мужей, которые должны были заботиться о бедных вдовах первенствующих христиан. Из этого примера апостольской Церкви мы усматриваем, что попечение о бедных составляет обязанность христианского общества. 1. Почему необходимо попечение о бедных? а)  Попечение о бедных имеет двоякую цель : с одной стороны — уравнять по возможности столь резкое неравенство в имущественных состояниях, которое вера признает со смирением, как допущение Божие, a любовь непрестанно заботится об его уменьшении и смягчении; a с другой — освободить посредством жертв любви связанные нуждами силы и сделать их способными к общественному служению. б)  Только христианское общество в состоянии выполнить такую цель : потому что только общество, проникнутое христианским чувством [а не государственные законы (ср. Деян. 2:44; 4:34 )], может пробудить такое стремление любви, которое печется о всех бедных; только такое общество в состоянии знать степень частных нужд и удовлетворять их целесообразными средствами. 2. Как нужно исполнять долг попечения о бедных? а)  Беспристрастно, не обращая внимания на различие происхождения и вероисповедания (ст. 1), и не одними только денежными пожертвованиями, но в первую очередь предоставлением возможности честно трудиться [вседневное служение, трапеза (ст. 1–2)]; потому что таким путем легче устраняется злоупотребление пожертвованиями, утоляется действительная, a не мнимая нужда, и открываются истинные причины бедности.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении недели изображается сошествие Святого Духа на апостолов. l. Oбcmoяmeльcmba самого события (ст. 1–4). Прежде всего евангелист Лука обращает наше внимание на время, в которое произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Это было, “ при наступлении дня Пятидесятницы ” (ст. 1), т. е. при наступлении дней ветхозаветного праздника Пятидесятницы и вместе с тем Пятидесятого дня по воскресении Иисуса Христа из гроба. Мудрость и благость Божья не напрасно избрала этот день для исполнения обетования, данного Иисусом Христом апостолам, которые, по вознесении Господа, оставались в Иерусалиме, в ожидании Святого Духа (Деян. 1:14 ). Как иудейская Пятидесятница была для Израиля праздником полевой жатвы; так и христианская Троица должна была сделаться праздником жатвы духовной. Как прежде, в этот день приносились и посвящались Богу земные плоды первого урожая, так теперь первенцы Израиля должны были, посредством веры и крещения, вступить в новое, духовное царство Мессии. Пятидесятница праздновалась также израильтянами в воспоминание синайского законодательства; христиане должны будут праздновать этот день в воспоминание о сошествии Духа Святого, который не угрожает смертью, как ветхозаветный закон, но дарует силу, жизнь и спасение. Посредством закона утвердился Ветхий Завет; посредством Святого Духа должен был запечатлеться новый завет в душах верующих. Когда таким образом наступил день Пятидесятницы, иудеи по закону и усердию спешили на богослужение. Но апостолы не почли нужным идти в храм, навсегда отвергнутый самим Господом, а оставались в своем домашнем храме, в горнице сионской (ст. 2 ср. Иоил. 2:16 ). Здесь “ все они были единодушно вместе ” (ст. 1), с одними и теми же мыслями и желаниями, направленными к Утешителю Духу. Никто и не думал оставлять Иерусалим; даже по домам не расходились, а пребывали все вместе.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

6:6 )? Облечены ли силой свыше, укрепляющей нашу волю? Можем ли без ропота снести, если бы Господу угодно было испытать нашу веру напастями века сего — нищетой, болезнями и другими бедствиями? Готовы ли защищать истину с тем мужеством, какое отличало первых провозвестников Евангелия и т. д. Блаженны те из христиан, которые могут на все эти вопросы отвечать положительно. К таковым должен быть обращен только следующий совет апостола: “ Духа не угашайте! ” (1 Фесс. 5:19). Ho горе тем душам, кототорые не имеют благодатного общения с Духом Божиим. Ko всем таковым взывает апостол: “исполняйтесь Духом!” Что мы должны делать со своей стороны в отношении любви Бога Отца, благодати Сына и общения Святого Духа? “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа будет со всеми вами” (ср. 2 Кор. 1:2 ). Часто слышим мы эти слова из уст служителя Божьего, — каждый раз, когда присутствуем при совершении литургии. Но особенно прилично напомнить об этих словах христианам в настоящий день, посвященный прославлению Святой Троицы. Ныне по преимуществу открылась благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа. 1. На любовь Бога Отца мы должны отвечать взаимной любовью. а)  Бог даровал нам неисчислимо великие благодеяния в творении и явил к нам бесконечную любовь. Сами наказания, которыми Он угрожает и наказывает нас, суть великие благодеяния, так как они опять обращают наше сердце к небесному Отцу. Но особенно великую любовь Бог явил в искуплении, в послании Сына своего. “ Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего ” (1 Иоан. 4:9). “ Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими ” (1 Иоан. 3:1). Как велика любовь, предающая Сына для искупления раба! б)  На любовь Отца мы должны отвечать взаимной любовью . Он есть не только высочайшее и любви достойнейшее благо, но и всеблагой Отец. Отдадим Ему наше сердце — в молитве, послушании, благодарении, терпении, преданности и т. д. Это будет нашей взаимной любовью. 2. Мы должны верно содействовать благодати, приобретенной нам Иисусом Христом. а) Иисус Христос своим послушанием снова приобрел нам Божью любовь и снова доставил нам усыновление Божье: это — благодать. Он опять примирил нас с Богом и своими страданиями загладил нашу вину: это — благодать. Он опять низвел на нас силу благодати с неба. Он заключил благодать и божественную помощь в своих святых таинствах. б)  Такой благодати мы должны содействовать . Божья благодать и наше собственное стремление в состоянии совершить всякое добро. Благодать помогает и поддерживает: почему же мы не содействуем ей?! Мы должны охранять приобретенное нам Божье усыновление, посредством веры и покаяния изглаживать наши грехи, усердно принимать святые таинства и постоянно делать то, к чему побуждает нас особенная благодатная сила каждого отдельного таинства.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   Вы вступаете на пути самостоятельной жизни в тот день, когда святая Церковь оканчивает пение Триоди Цветной и начинает круг богослужения обычный, будничный. Это как бы напоминание о том, что наступило для вас время возращать не цветы лишь, но и плоды — время будничного труда, нередко столь тяжелого и притом настолько иногда лишенного чего-либо воодушевляющего и поднимающего дух, что люди, забывающие об истинном, указанном в христианстве источнике воодушевления, сами прерывают нити своей, уже ранее убитой в душе их жизни.    Ищите же этого источника воодушевления всегда и неизменно до конца своей жизни во Христе, пребывая в искреннем общении с Обещавшим пребывать в Церкви Своей до скончания века, и бодро вступайте на пути жизни, какие кому Господь укажет, помня Его радостное обетование! И вы не будете посрамлены в своем уповании на Того, Кто сказал (как слышали мы сегодня) апостолам, оставившим ради Него все и последовавшим за Ним: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, во время гонений (за Христа, в наши дни так умножившихся), во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем — жизни вечной» (Мк. 10:29—30; Мф. 19:29). Аминь. Речь, сказанная воспитанницам Олонецкого Епархиального женского училища 15 июня 1908 года на молебне по окончании курса    Отныне, дорогие питомицы этого училища, пресекается нить вашей школьной жизни, которая, что бы ни говорили о ней, представляла в себе столько приятного, возвышающего душу, восхищающего, воодушевляющего. С настоящего дня в течении вашей жизни совершается важный перелом: вы вступаете, некоторые отчасти, другие же совершенно, в самостоятельную жизнь.    Быть может, для некоторых из вас путь самостоятельной жизни будет широким, пространным и гладким, для других же — тесным, тернистым, требующим тяжелой борьбы, в которой истощатся ваши духовные и телесные силы. По-видимому, не должно было бы являться каких-либо беспокойных мыслей о вашем будущем: так много прекрасных задатков создавалось в душах ваших духовным воспитанием! Смотря на вас, иногда думалось, что вы представляете собою как бы оазис в пустыне мира, в котором столь распространилось неверие и развращение. Особенно было приятно смотреть на проявления вашей религиозности, которые можно было замечать в столь многих случаях и которые нередко дышали всею свежестью и искренностью юного женского сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

“ Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его ” (Матф. 10:25). Довольно и для нас, если и мы последние можем быть участниками в блаженстве с первыми руководителями к блаженству. Довольно, если найдутся между нами некоторые, к которым отнести можно ублажающее изречение Господне: “ блаженны невидевшие и уверовавшие .” Некоторые? — А другие из нас неужели видят и веруют? — Как ни странным это покажется некоторым, но так должно быть, чтобы степени блаженства соответствовали степеням веры. И ныне есть “видящие и верующие,” — те, которые, как Фома, требуют от веры удостоверений ясных, действий ощутительных, знамений чудесных. Есть, напротив, “не видящие и верующие,” — те, которые и тогда, когда против удостоверений восстают сомнения, ощутительные действия веры скрываются, не являются чудесные знамения, — тем не менее твердо и непоколебимо стоят в вере. Не одним апостолам, но всякому любящему обещал Господь Свое явление, следственно и лицезрение: “ кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ” (Иоан. 14:21). Не берусь изъяснить образов сего явления. Кто видит солнце, тот это явление понимает без всякого объяснения; но слепому объяснять образ солнца было бы тщетное усилие! Скажем нечто, единственно по требованию настоящего рассуждения. В сердце твоем возгорается необыкновенно живая, неизъяснимо сладостная Божья любовь, которая всякое дело благочестия делает тебе легким и приятным, так что ты не можешь этого приписать себе, но принимаешь то за дар Божий. Тогда легко тебе веровать; ты испытываешь то, чему веруешь; ты ходишь во свете веры. В этом случае Господь может сказать тебе: “ поверил, потому что увидел Меня .” Знай же, что если и тогда, когда он в сердце твоем покажется угасающим, духовная сладость перестанет быть ощущаема, вновь восчувствуется труд подвигов и недостаток сил, если и тогда ты подвигов не оставишь, не усомнишься о Божьей благодати, сердца унынию не предашь — вот особенное достоинство веры! И потому вот особенное блаженство, хотя бы оно покрыто было страданием: “ Блаженны невидевшие и уверовавшие !” Господь является человеку не только во внутренней, но и во внешней жизни, видимыми благодеяниями Своего промысла, в которых, по слову апостола, “ не ощутят ли Его ” (Деян.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010