«Андрей имел помысл, нисколько не достойный Господа, — размышляет блаженный Феофилакт Болгарский. — Он говорит: но что это для такого множества? Он думал, что Господь, быть может, умножит эти хлебы, но если бы их было более, большее было бы и умножение. Очевидно, мысль его не верна. Ибо Господь мог из ничего сотворить хлебы в достаточном числе для народа. Однако же, чтобы не думали, что тварь чужда Его премудрости, Он самую тварь употребляет в орудие для совершения чудес». Зачем вообще нужны были эти пять хлебов и две рыбки? Для того чтобы показать, что ничто, сотворенное Богом Отцом, не чуждо Сыну, что Он принимает хлеб и другую пищу как вещество для совершения чуда и для того, чтобы чудо это стало более понятным, доступным ученикам Его и другим окружающим людям. И Господь обязует апостолов быть не только свидетелями, но и непосредственными участниками чудесного события. Видя их неверие, Спаситель тотчас доказывает Своим ученикам, что для Него нет ничего невозможного. И потому сказал: велите им возлечь. Обычно иудеи возлежали только возле накрытого и приготовленного к трапезе стола. В этом случае никакого стола не было, но земля была покрыта весенней зеленой травой, на которой и расположились люди. Как повествует Святое Евангелие: Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. На самом деле количество собравшегося народа было большим, но по сложившемуся у иудеев обычаю исчисляли только мужей, памятуя о Моисее, который, исчисляя народ от двадцати лет и выше, также не упомянул ни об одной женщине (см. Чис. гл. 26). По иудейскому закону мужчины и юноши имели преимущественное достоинство пред Богом. И далее Господь, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. Взяв хлебы, Спаситель благодарит Отца Небесного, являя пример всем христианам, что прежде принятия пищи всегда надо благодарить Бога. По Божией воле было совершено это удивительное чудо. И Господь хотел, чтобы все эти люди видели, что Он все происходящие дела и свершения относит ко славе Своего Отца и действует только по Божиему Промыслу, что Он не противник Богу, а Последователь, Сын Божий и Сам Истинный Бог.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Антиохия была большим, очень красивым городом, расположенным на северо-западе Сирии на реке Оронт. Только шесть часов путешествия отделяли этот город от моря, поэтому здесь сходились многие торговые пути. Население Антиохии было очень разнообразным, но в основном греческим, хотя встречались и евреи. Разговаривали здесь на греческом языке. Слово Божие упало на благодатную почву, — очень многие антиохийцы обратились ко Господу нашему Иисусу Христу. Но центр христианства, как мы знаем, несмотря на гонения, оставался в Иерусалиме. Автор Деяний пишет: Дошел слух о сем (то есть о массовом обращении язычников) до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Почему именно апостол Варнава был выбран для столь ответственной и почетной миссии? Мы знаем, что он был родом с острова Кипр, откуда пришли многие антиохийские проповедники, хорошо знал эти места и установившиеся обычаи, прекрасно говорил на греческом языке и пользовался большим уважением Церкви Иерусалимской, так как был очень уравновешенным, добродетельным по натуре. Как из сегодняшнего Апостольского чтения мы слышали: …он был муж добрый и исполненный Духа Святаго… Известно, что апостол Варнава всегда стремился все спорные вопросы решать миром. Здесь ситуация складывалась непростая, ведь не все христиане из иудеев, как мы говорили, принимали новых христиан из язычников, и в Антиохии могли возникнуть всяческие конфликты. Но когда Варнава прибыл в Антиохию, он увидел благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Благодаря усилиям и проповеди апостола Варнавы , приложилось довольно народа ко Господу. Так в Антиохии утвердилась христианская Церковь. Очень большая нагрузка и ответственность легла на плечи апостола Варнавы как духовного наставника новообращенных христиан. Он должен был заниматься буквально всеми вопросами и их духовного окормления, и просвещения, и организации уклада жизни христианской общины. При этом оставалось еще также общественное служение, молитвенное делание. Естественно, апостолу нужен был действенный и деятельный помощник. Потому-то Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Город Тарс, родина апостола Павла, находился в соседней с Антиохией области. Безусловно, воля Божия была в том, чтобы Павел, апостол язычников, прибыл в Антиохию для предназначенного ему от Бога служения. Вместе апостолы понесли великий труд благовестия и организации Церкви Христовой: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. До этого всех последователей Господа нашего Иисуса Христа называли по-разному: святыми, учениками, братиями, верующими.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол Иаков говорит: Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Все эти предметы были чрезвычайно важны. Потому для бывших язычников Апостольским собором было составлено наставительное письмо, в котором от лица всех апостолов и пресвитеров Церкви Христовой говорилось, угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого. Послание в Антиохию было доставлено апостолами Павлом и Варнавой, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа, а также Иудой и Силой, которые должны были изъяснить представителям антиохийской общины то же и словесно. Как мы слышали, эта миссия была успешно выполнена. Христиане из язычников с радостью восприняли апостольское письмо. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. Сила остался еще на некоторое время в Антиохии, а Иуда благополучно вернулся в Иерусалим. Возлюбленные о Господе братья и сестры! По человеческой своей немощи нам свойственно осуждать других людей. Христиане из иудеев судили христиан из язычников за то, что они не выполняли ветхозаветные обряды. Мы судим тех людей, которые, приходя в храм, быть может, по незнанию делают что-то неправильно или одеты неподобающе. Но если бы тогда Апостольский собор не принял важного и правильного решения, скольких верных последователей Христовых Святая Церковь могла бы потерять! Точно так же и сейчас, резкими словами своими, недобрыми упреками или, хуже того, строгими выговорами мы тоже можем оттолкнуть от Церкви тех, кого Господь в данный момент призывает. Да, вполне возможно, что они не обладают пока достаточными знаниями, не понимают элементарных вещей, но они пришли в храм Божий, вступили на путь, ведущий к Богу, и одно это уже значимо и важно. Вот почему не осуждать и не упрекать мы должны новоначальных, а помочь, поддержать, подсказать.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол Павел, обращаясь к своим духовным детям, говорит: И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Под последними имеются в виду все истинные христиане, имеющие твердую веру, чтущие закон Божий, живущие Богоугодно и праведно. Такие люди все делают по совести, никому не желают зла, в их душе царит мир, спокойствие, любовь и добро. Истинный христианин старается жить так, чтобы ничем не досадить ближним своим, в том числе не быть для них обузой. Напротив, для верного последователя Христова приятнее давать, чем брать. Бескорыстно и безвозмездно он печется о других, думает о ближних, помогает тем, кому трудно. Так всю жизнь поступал сам апостол Павел и об этом говорит он теперь ефесским священникам: Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Апостол призывает всех христиан следовать его примеру, дабы не быть в тягость другим людям, делать добро, творить дела милосердия, которые столь угодны и милы Богу: Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». По заповеди Христовой, каждый апостол, занимающийся благовестием, имел право получать пропитание от верующих людей, которых он наставлял и просвещал. Но для апостола Павла этот вопрос имел особое значение, так как у него было много врагов, которым очень не нравилась его проповедническая деятельность и которые только и искали малейшего повода, чтобы разделаться с ним. Даже в этом Павел не хотел оставлять возможность для соблазна. Вот почему сам всю жизнь непрестанно трудился, зарабатывая на пропитание не только себе, но и тем людям, которые разделяли его нелегкий апостольский путь. С ранних лет он научился делать палатки из козлиной шерсти, которые тогда были в большом употреблении, пользуясь успехом у военных, путешественников, пастухов и других людей, по роду их деятельности, вынужденных проводить время вне дома. Стремление к ремеслу можно было объяснить иудейской традицией воспитания, по которой считалось должным воспитывать детей в трудолюбии. В народе даже существовала мудрая пословица: «Кто не обучает своего сына какому-нибудь ремеслу или искусству, тот учит его воровать». И в этом заключается довольно обоснованная логика. Беспечность, праздное времяпровождение, лень, нежелание трудиться неизменно ведут к греху, а грех, в свою очередь, отдаляет нас от Бога. Вот почему надо воспитывать в себе любовь к труду, к активной, Богоугодной жизни, тогда можно очень много совершить доброго во славу воскресшего Господа.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол Павел пишет: …должно нам всем быть явленными как есть пред судом Христовым с тем, чтобы каждый получил за то, что он сделал в теле: будь то доброе, будь то плохое (ср. 2 Кор.5:10). Память и мысли о дне Судном необходимы нам, братья и сестры, потому что человек, размышляющий о должном воздании за свои действия, постарается в лучшую сторону изменить свою жизнь, сделать ее более угодной Богу, добродетельной. Если живет в нас уверенность в будущем воскресении, если просвещены мы пасхальной радостью Воскресения Христова, то, конечно же, мы не устанем постоянно сокрушаться о грехах своих, будем каяться Богу и стараться достойно встретить Грозного Судию. Почему Господь просит людей не удивляться? В словах этих открывается великая истина: Господь наш Иисус Христос — Сын Человеческий, но и Сын Божий, и Сам Бог. Далеко не все и не сразу из слышавших Господа людей поняли и приняли Христа, очень многие не доверяли Его словам о том, что Он и есть Мессия, Спаситель мира, Тот, о Котором вещали пророки. Однако Господь указывает им, что наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И вот здесь уже речь идет о всеобщем воскресении, которое свершиться перед последним Судом. Когда Спаситель говорил о частном воскресении, коим, например, является воскресение Лазаря, Им ни слова не было сказано о суде. Все правильно, Лазарь воскрес не для того, чтобы тут же предстать пред судом Божиим. Лазарь воскрес из мертвых, дабы утвердить славу воскресившего его Господа, дабы зажечь в сердцах свидетелей этого необыкновенного события несомненную веру в могущество Иисуса Христа. Но здесь Господь, пообещав всеобщее воскресение из мертвых, прибавляет к тому заключение, что участь воскресших будет не одинакова: И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Эти слова Спасителя касаются абсолютно всех! Мы с вами знаем о том, что Богу угодна и мила не только наша истинная вера, но и дела любви и милосердия, которые мы осуществляем во имя Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол Павел поспешил воспользоваться данной возможностью и начал говорить об истории иудейского народа со времен патриархов до царя Давида. Обращение: Мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте — свидетельствует о том, что апостол Павел проповедовал не только иудеям, но и прозелитам, почитающим истинного Бога из язычников, которые также принимали участие в Богослужениях синагоги и занимали особо отведенные для них места. Этот благословенный факт еще раз подчеркивает нам вселенское значение слова Божия и важность благовестия для всех народов. Для проповеди слова Божия в такой непростой аудитории требовалось терпение и особое смирение, чтобы не только доходчиво донести до слушателей истину, но и вдохновить их силой и убежденностью проповеднической речи. Тем более что многие, находившеся в тот момент в синагоге, были настроены отнюдь не доброжелательно. Слушали апостола Павла, как некогда Господа нашего, но не хотели услышать. Между тем верный исповедник Христов начал с того, что было особенно близко иудейскому сердцу: Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее. Далее последовало воспоминание о сорокалетнем пребывании иудеев в пустыне, о долгожданном обретении Земли обетованной. Апостол говорит о том, что Бог давал избранному народу особых вождей, судей, которые мудро руководили до Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Точного времени правления Саула историки не знают. Но после него стал царем Давид, о котором Сам Бог свидетельствовал: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Почему столь высокой оценки удостоился царь Давид? Потому что, в большинстве случаев, в действиях и жизни своей руководствовался волей Божией, а не личными амбициями. Мы помним о грехе его, но более помним и о раскаянии, послужившем примером всем последующим поколениям. О святом Давиде апостол Павел с благоговением возвещает: Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол Петр говорит о Преславном Господнем Воскресении. Сила Сына Божия не могла быть побеждена, она одолела самый страшный грех, самое ужасное, что могли совершить люди. И Спаситель наш победил смерть! А апостолы, ученики Христовы, явились очевидцами и свидетелями всех этих событий. И для них Божественный Учитель — не легендарный герой. Спаситель всегда пребывал с ними. Верным ученикам Господним было предоставлено видеть необыкновенное и чудное явление воскресшего Спасителя, явившегося к ним. Естественно, столь великое чудо не могло не поразить их. Как сказано в Святом Евангелии, апостолы, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь? Потом показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? ( Лк.24:37-41 ). Сам Иисус Христос уверил учеников Своих в Воскресении! Он явил Себя живым, в продолжение сорока дней являясь им. ( Деян.1:3 ). Господь Бог и теперь всегда со всеми, кто верит в Него и исповедует Христа. С Иисусом Христом взошла для человечества новая заря мира и Богообщения. Смертью Господа была побеждена смерть. Искупительной Жертвой Божественного Сына дано было людям прощение грехов и возвращено благоволение Создателя. От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. Ведь до Воскресения Христова люди знали только землю, они рождались, проживали свои короткие земные жизни и уходили в небытие. Не было прощения и не было спасения. Но Божественное милосердие и любовь сотворили невозможное: и Сын Божий явился Спасителем мира, согрешившего перед Богом и обрекшего себя на смерть. Смерть воплотившегося Господа даровала людям бессмертие, вернула надежду на спасение и вечную жизнь. Как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Сам Он воскрес, расторгнув узы смерти, и нас воскресил, расторгнув сети наших грехов». Аминь. Христос воскресе! Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол Петр, как мы помним, сам три раза отрекался от Божественного Учителя, но, покаявшись, получил полное прощение и был восстановлен в апостольском чине, поэтому он, как никто другой, понимал ужас этих оторопевших людей. Вразумляя, апостол Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прошения грехов; и получите дар Святаго Духа. Почему, спрашивается, призывал он их креститься во имя Господа Иисуса Христа, а не Пресвятой Троицы? Здесь нет никакого противоречия, потому что, преисполненные Духом Святым, апостолы в полной мере осознавали единство Трех Ипостасей Пресвятой Троицы по существу. Поэтому слова Петра надо воспринимать, как указание на основной смысл и содержание христианской веры и исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим. Далее, обращаясь к слушателям, апостол говорит: Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Под дальними имеются в виду не только иудеи, но и язычники, все люди, которые просветятся светом истины и уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. Но пока говорится об этом прикровенно и мягко, дабы ничем не задеть чувств иудеев, почитающих себя избранным от Бога народом и пренебрежительно относящихся к прочим людям. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Очевидно, проповедь апостола Петра была гораздо более обширной, и лишь главная суть ее приводится в Деяниях святых апостолов. Кого же имел в виду Петр, призывая: спасайтесь от рода сего развращенного? Так назван здесь лежащий во зле и ненависти мир. Под родом развращенным надо подразумевать тех, кто служит не Господу, а греху и, не раскаиваясь, творят по жизни всяческие неправды и беззакония. Слова апостола произвели очень большое впечатление: Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Так произошло рождение Святой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол пытался пробудить в Сапфире веру и христианскую любовь, но стремление к наживе, любовь к деньгам и богатству и для нее, как и для Анании, оказались важнее, чем чистая, праведная и Богоугодная жизнь. Итог сему плачевный: Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И далее в Деяниях написано: И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. Страх перед наказанием Божиим распространился не только на непосредственных свидетелей этого события, но и на всех христиан Иерусалима. И это был спасительный страх, удерживающий от греха и беззакония. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами услышали в Апостольском чтении о том, как среди первых христиан начиналась ложь. Из любви к славе человеческой она рождалась, из желания выглядеть почетно среди других людей. Ложь обесчестила Ананию и Сапфиру, они были окрадены собственным обманом, так как лишились главного — Божественной любви и, таким образом, отдалились от Бога, стали чужими Отцу Небесному. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ложь есть разрушение любви». Именно обман убил в этой семейной чете страх Божий, сделал их бесстыдными в лукавстве. Между тем ложь перед именем Божиим и пред лицом Божиим не только позорна, но и клятвопреступна. Вот почему Господь так строго и незамедлительно покарал лжецов Ананию и Сапфиру, не позволив им оправдываться и строить дальнейшую ложь пред Духом Святым. В назидание всем нам они были наказаны. На примере этих людей Бог показал, что в Церкви Христовой нет и не может быть места лжи и обману. Во всех своих проявлениях ложь чужда Господу и поэтому должна незамедлительно отвергаться всеми верными Его последователями. «Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от уст твоих», — поучает святитель Иоанн Златоуст. Когда в своих поступках мы попускаем и позволяем себе неискренность, мы грешим против Бога, мы расстраиваем Господа своим обманом. Мы самостоятельно выбираем, по какому пути идти — по пути спасения или по пути погибели.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостольское достоинство Петра восстановлено, и теперь Господь говорит ему, какою смертью он прославит Бога, предвещая мученическую кончину. Сын Божий изрекает: …когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Если раньше Петр всегда действовал по своему желанию, то Господь повествует сейчас о том времени, когда апостол должен будет идти туда, куда не хочет, но куда угодно врагам его. Отцы Церкви видят в этом стихе Святого Евангелия указание на распятие Петра на кресте. Когда-то Петр уверял Господа, что готов за Него положить душу. Теперь Спаситель, познав силу любви Своего ученика, предлагает ему до конца пройти земной путь и уподобиться своему возлюбленному Учителю в страданиях и смерти. Господь призывает: Иди за Мною. И в этом призыве содержится предупреждение и пророчество того, что и Петру предстоит пережить тяжкие муки, пройти через распятие и крестную смерть. Но что же апостол Петр? Такое пророчество не пугает и не удивляет его. Более того, он всей душой уже готов пострадать за Христа, а саму мученическую кончину почитает за исключительное достоинство, дарованное ему Богом. Вот Господь вместе с ним удаляется от места, где происходила трапеза. И вдруг сзади них Петр слышит шаги другого ученика, которого любил Иисус. И тогда, его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Петр любит Иоанна, ведь это был именно он. Петр знает также, как Господь относится к этому ученику Своему. Считая для себя пророчество о мученической кончине удивительной привилегией, естественно, Петр спрашивает Господа о дальнейших событиях и в жизни Иоанна, столь близкого и дорогого ему человека. Но Иисус Христос загадочно говорит: Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. Именно эти слова, как утверждает сам Иоанн Богослов, подали христианам предположение, что он не умрет до Второго пришествия Христа. Но Иоанн уже от себя пишет: Но Иисус не сказал ему, что не умрет. Сей ученик, то есть Иоанн Богослов, свидетельствует нам обо всех описанных событиях и заключает Евангелие важной мыслью о беспредельности деяний и учения Господа нашего Иисуса Христа: Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010