“ Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть ” (Иак. 4:2). “ И не пойду вместе с истаевающим от за висти” (Премуд. 6:25). Тут необходим усиленный труд. в)  Так лениво и беспечно. Сердце не хочет молиться, не хочет ни в ад, ни к Богу. Если дети и слуги не хотят встать с постели, их будят. Пусть сердце пробудится! Подъяремных животных понукают и понуждают, если они не хотят идти вперед. Нужно употребить силу, чтобы мяч поднялся. Так и с сердцем человеческим! Молиться только устами — бесполезно. Стоять в церкви и не молиться, значит напрасно терять время. Сердце должно возноситься горé! 3. К нашему языку. Конечно, при добром сердце и язык хорош. Но бывает иногда и так, что сердце у человека доброе, a язык дурной. Поэтому нужно быть внимательным и к языку. He напрасно сказано: “ и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих — дверь и запор ” (Сир. 28:29). а)  Иной постоянно суесловит, божится, клянется, бранится. Вспомните на досуге все эти непристойные выражения, исходившие из уст его, и скажите ему, сколько раз в день он злоупотреблял своим языком. Он изумится и не поверит! Быть может, он не считал этого грехом. В таком случае, он сильно ошибался, если никогда не обращал внимания на свой язык. Как гибельно злоупотребление словом, осквернение языка! б)  Иной постоянно лжет. Думают часто, что он сам в том уверен. К одному он прибавит, от другого убавит и никак не может сказать настоящей правды. Почему он так поступает и какая польза ему в том? Он сам этого не знает. Он должен бы был после первой и второй лжи удержаться, остановить свой язык. Ему следовало бы быть внимательным к языку и сосчитать, сколько раз он в день солгал. в)  Есть люди, которые порицают и злословят все, что им не нравится, и этим наносят глубочайшее оскорбление другим. “ Изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их ” (Псал. 139:4). Это испытывают большей частью те, на которых понапрасну клевещут. “ Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости ” (Сир. 28:20). Оклеветанные не переносят клеветы и оскорбления, и негодуют, жалуются.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

“ Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ” и т. д. ст. 31–34. Апостолы, еще не просвещенные Святым Духом, никак не могли понять, как их божественный Учитель мог так долго оставаться без пищи, и потому с недоумением говорили между собой: “ разве кто принес Ему есть? ” Они еще не знали, что, кроме пищи телесной, есть пища духовная, питающая человека: “ у Меня есть пища, которой вы не знаете ,” отвечал им Спаситель. Какая же “ пища? ” — “ творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ” (ст. 34). Таким образом, y человека есть двоякая пища: телесная и духовная, тленная и нетленная. 1. Пищи тленной. Пищей тленной называется все то, что служит к поддержанию нашего тела и благосостоянию нашей земной жизни, именно: хлеб, одежда, жилище, здоровье, честь и доброе имя. Если мы всего этого достигли и всем этим обладаем, то мы находимся в состоянии довольства. Но как бы мы ни были довольны нашими земными отношениями, мы никогда не должны забывать, что все это — земное и скоропреходящее, что это — тленная пища человека. Как мы должны искать ее? а)  He слишком мало. Многие ничему доброму не учатся в юные годы, легкомысленны, беспечны и ленивы. Они надеются на имущество родителей, на общество и даже на ничто. Что делают такие? До чего доходят они? Как они сильно погрешают? б)  Не слишком много. Чревоугодливые хлопочут только о пище и питии; высокомерные гоняются за честью; корыстолюбивые хотят только золота. Что делают все они? До чего они доходят? Как они сильно погрешают? в)  По учению слова Божьего. “ Пользующиеся миром сим, как не пользующиеся ” (1Кор. 7:31). Мы должны искать земного довольства, но не как дела главного, a только как второстепенного. 2. Пищи нетленной. Пища нетленная состоит в исполнении Божьей воли. “ Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ” (ст. 34), говорит Спаситель.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

“ Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии .” В сих словах, сказанных Господом ученикам своим и обличающих неправильность суждения их о причине несчастного состояния слепорожденного, Евангелие вместе с утешением преподает нам и то полезное наставление, чтобы мы по внешнему состоянию наших ближних не судили о нравственном состоянии их, — наставление, которое каждый из нас должен глубоко запечатлеть на своем сердце. Ибо склонность судить и осуждать других господствует в нас во всей своей силе, — склонность, по суждению мира, извинительная, но тем не менее делающая нас виновными перед Богом. Наши суждения о людях во многих случаях могут быть весьма несправедливы, и потому весьма оскорбительны для них; a всякое оскорбление ближнего делом, или словом, или даже одной мыслью, перед очами Сердцеведца, заповедавшего нам любить друг друга, есть уже преступление, достойное наказания. Так, при виде какого-нибудь несчастного, в нищете провождающего дни свои, или вдруг какими-нибудь непредвиденными обстоятельствами с высоты благоденствия низверженного в глубину бедствий, вместо сострадания и сожаления о злосчастной судьбе его, мы нередко, тайно или явно, говорим: “Верно, он не умеет жить; верно, он худой человек; верно, за грехи Бог наказал его.” Но как часто такие суждения наши могут падать на людей благородных и добродетельных! Ибо несчастья не всегда бывают следствием неблагоразумия или порочной жизни, как это явствует из упомянутых слов Господа, сказанных Им к ученикам своим; но, по неисповедимым судьбам Провидения, они нередко постигают и самых возлюбленных Божиих. Вспомните, кто был Иов перед Богом, и, не смотря на то, кто из смертных испытал когда-либо столь великие злоключения? И какую же скорбь обнаружением таких наших суждений в словах, взорах или поступках мы можем причинить несчастному, который, изнемогая под бременем жестоких страданий, ожидает нашего утешения и помощи, и во всяком случае имеет полное право на то! И какому осуждению мы можем подвергнуться за то перед Богом! Что сказал Бог друзьям Иова, когда они, недоумевая о причинах столь ужасных приключений с их другом, думали наконец изъяснить злосчастную судьбу его тем, что, верно, он наказывается за какие-нибудь тайные грехи? “ Горит гнев Мой на тебя ,” сказал Господь Елифазу — одному из друзей Иова, “ и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов . … Пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас ” (Иов. 42:7–8).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

“ Они, сойдясь ,” говорится далее в дневном апостоле, “ спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? ” (ст. 6)? Воскресший Господь отвечал им на это: “ не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ” (ст. 7). Не человеку знать, когда, как и для чего происходят перемены во временах и сроках, которые находятся во власти единого Бога и совершаются тогда, когда Ему угодно, и так, как Ему угодно. Он сокрыл от нас знание времен и лет для нашей же собственной пользы. Но почему же Иисус Христос не вывел апостолов из их ложного предрассудка относительно земного царства Мессии? Потому что Он предоставил это дело Духу истины, имеющему снизойти на них “ через несколько дней ” и потому, вместо разубеждения их, обратил их внимание на ожидающее их исполнение обетования Отца. “ Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый ,” говорил Он своим ученикам, “ и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ” (ст. 8). Когда сойдет на вас Дух Святый, тогда вы приимете силу премудрости и всяких даров духовных, уразумеете тайны царства Божьего, для основания которого приходил на землю Сын Божий, и наученные таким образом Святым Духом, вы будете свидетельствовать о Мне, как об обетованном духовном Мессии, будете проповедовать веру в Меня сначала в Иерусалиме, потом по всей Иудеи и Самарии, и наконец до самых последних пределов земли. И слова воскресшего Господа сбылись с буквальной точностью, как свидетельствует история распространения апостолами Христовой веры. Победа истины и добродетели в воскресении Иисуса Христа “ Которым и явил Себя живым, по страдании Своем ” ст. 3. Со смертью Иисуса Христа, казалось, навсегда погибло Христианство. Доброе дело, для которого Он жил, истина и добродетель, которым Он учил, были по-видимому, совершенно попраны и уничтожены. Злоба и порок торжествовали полную победу. Но эта победа продолжалась недолго. Распятый и Погребенный восстал в третий день из гроба и “ явил Себя живым, по страдании Своем .” Его воскресение было самой торжественной победой, какой добро когда-либо достигало над злом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

А другой философ того времени — Эпиктет утверждал, что «в этом безрассудном мире люди искали мира, провозглашенного не кесарем, но Богом». В поисках спасения долго не находились верные решения, и многие вопросы оставались для людей без ответа. Только христианство предлагало и предлагает верный, реальный путь спасения и защиту человеческой душе. Нельзя утверждать, что верующие полностью застрахованы от испытаний и опасностей бытия, но мы находимся под покровительством Божиим. И никакие внешние обстоятельства не могут повлиять на нашу душу, ибо она есть нерукотворный храм Божий, и в ней пребывает Христос. В христианстве обретаем мы спасение от соблазнов земной жизни, от заразы греха. Верой человек спасается от развращенного, порочного мира, приобретает иммунитет против зла и насилия — морального и физического. И потому спасение праведной, Богоугодной жизнью есть еще один важный аспект, который раскрывается в Святом Евангелии. Учение Господа нашего Иисуса Христа несет спасение от погибели. В Евангелии сказано: …ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 ). Господь наш Иисус Христос воплотился, принял человеческую плоть, чтобы спасти грешников, погибших духовно, пробудить находящихся в духовном забвении. Господь призывает на путь спасения всех, но не все слышат глас Божий. Спасаются лишь те, кто добровольно, по своему волеизъявлению выбирают единственно верный путь спасения. Без Господа нашего Иисуса Христа и Его Искупительной Жертвы каждый человек был бы осужден навечно. Но христианская вера озарила торжеством своим доведенный до отчаяния, погрязший в грехах и беззакониях мир и предложила путь спасения в нынешней жизни и будущей вечности. Сподобимся же и мы, братья и сестры, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), приступать к святой истине верой. Дабы и нам тоже вместе с апостолом Павлом смиренно утверждать: …и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

А следующие слова Господа уже можно и должно отнести к дню, когда Ему предстояло покинуть святых апостолов и вознестись на небо. Потому что отныне должны были знать все люди, что так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и пропо-ведану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Своих учеников при этом Христос называет: вы же свидетели сему. Действительно, еще во время земной жизни Спасителя апостолы являлись очевидцами всех Его знаменательных деяний. Теперь Сам Господь перед ними засвидетельствовал истину Своего Преславного Воскресения, стало быть, они были призваны теперь донести это свидетельство людям. Но дело благовестия очень трудное. Господь хорошо знал о том, посему одобрил учеников благословенным обещанием: .Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Апостолы должны были ждать того момента, когда на них сойдет благодать Святого Духа. Блаженный Феофилакт, давая толкование на это место Евангельского чтения, пишет: «Не сказал: пока не получите, но: пока не облечетесь, показывая чрез это, что духовное вооружение будет хранить их со всех сторон». Господь наш Иисус Христос уводит учеников Своих из Иерусалима, где провел с ними последний день, доводит до горы Елеонской, на которой и произошло Преславное Его Вознесение. Дав последнее обетование и наставление ученикам Своим, Спаситель, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Господь благословляет и возносится. Какая знаменательная картина! О многом говорит этот факт любящему сердцу! Спаситель как бы не хочет прекращать Свое благословение. И преподает его всей Церкви Христовой, всегда, не только в этот знаменательный день. Господь непрестанно благословляет всех любящих Его, верующих в Него, исповедующих святое Его имя. Никто не уйдет неутешенным под этим Господним благословением. Иисус Христос взошел на небо Пречистой плотию Своей, дабы стать Божественным Предтечей для всех праведных и верных Божественной истине. И событие Вознесения наполнило души апостолов ликующим торжеством всепобеждающей веры. Потому-то они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

А это уже явилось историческим событием, значительной вехой в развитии Церкви Христовой, в которой утверждалась благословенная мысль о том, что Господь наш Иисус Христос — Бог всех людей и принадлежит всему миру. Всякие попытки монополизировать христианство, предпринимаемые различными сектами уже в наши дни, ведут к краху, потому что не имеют будущего. Мы, христиане, усыновляемся Богу Таинством Святого Крещения, вступаем в теснейшее единство с Сыном Божиим в Таинстве Святого Причащения, возвращаем себе милость Господа и прощение грехов в Таинстве Святого покаяния. Мы, христиане, живем Спасителем нашим, и Спаситель наш Иисус Христос живет в очищенных, преисполненных веры, православных душах. Научимся же беречь то, что имеем! Уподобимся Христу, ибо некогда Он уподобился нам. Ведь каждое слово, произнесенное Господом, и каждое дело, Им сотворенное, — пример величайшей добродетели и образец высочайшего благочестия. Будем же, по словам святителя Григория Богослова , «следовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не заботясь о том, что малоценно и принадлежит только земному». Аминь. Христос воскресе! Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. ( Ин.8:31 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Евангельском чтении Господь наш Иисус Христос призывает уверовавших в Него пребывать в Своем слове (см. Ин.8:31-42 ). Что это значит? Давайте внимательно посмотрим и подумаем, к кому Спаситель обращается с этим призывом, кто слушает Его? Его словам внимают иудеи, которые, как пишет святой евангелист Иоанн, уверовали в Него. Но ведь Сын Божий есть Истинный Бог, Ему открыты сердца всех людей, и Он хорошо видит, что в них нет пока настоящей веры, они колеблются, сомневаются, они скорее готовы пойти за своими вождями — книжниками и фарисеями, чем за Человеком, говорящим такие удивительные вещи. Однако Господь обещает им потрясающий дар: …и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Автор Деяний святых апостолов рассказывает о том, что в Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Очевидно, что этот больной человек жил тем, что просил у прохожих милостыню. Апостол Павел благовествовал жителям Листры о Господе нашем Иисусе Христе, Его распятии, искупительной смерти на Кресте. Люди внимательно слушали пришлого человека. Но особенно внимал словам Павла несчастный хромой. И вот Богопросвещенный апостол духовным взором увидел, что страдающий тяжким недугом имеет веру для получения исцеления. Почему именно на этого человека обратил внимание апостол Павел? Ведь вслух тот даже и ничего не сказал апостолам. Правда, его молчаливый зов о помощи был подкреплен такой верою в Господа, которая будто бы даже светилась в его глазах. И тогда Павел сотворил чудо — сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И в то же мгновенье атрофированные ноги наполнились жизненной силой, и человек тот вскочил и стал ходить. Свидетелями этого удивительного исцеления стали многие люди. Естественно, они поразились до глубины души, осознали Божественность совершенного чуда. Конечно же, ведь ни один человек на свете не мог сам сделать ничего подобного! И потому народ, помня древнюю легенду о Зевсе и Ермии, решил провозгласить: боги в образе человеческом сошли к нам. Ликаонцы называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Скорее всего, на такой выбор повлияла также внешность апостолов. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Варнава имел вид достопочтенный». Павел же был эмоциональным, скорым в слове, разумным в выводах. А языческий бог Ермий считался красноречивым истолкователем вещаний богов и всегда сопровождал Зевса, когда тот сходил с Олимпа к смертным людям. Жрец идола Зевса привел к городским воротам волов и принес венки. Он хотел вместе с народом совершить жертвоприношение: для большего угождения богам жертвенные животные украшались венками. Представьте себе, как могли воспринять эту новость апостолы?! В знак глубокой скорби и сокрушения о таком ослеплении и заблуждении людей, они разодрали свои одежды и, бросившись в народ, говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки…

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Аминь. Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению) Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. ( Мф.5:20 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вчера мы с вами говорили о заповедях блаженства, которые дал Господь наш Иисус Христос верным последователям Своим в Нагорной проповеди. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф.5:20-26 ) продолжается разговор о законе Божием и о том, как достичь Царства Небесного. Спаситель призывает учеников и всех верующих в Него людей к праведной жизни и должному исполнению закона Божиего: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вечный и неизменный закон Божий был со времен Моисея известен иудеям. Фарисеи и книжники кичились тем, что хорошо его знали, толковали, а вот следовали — только на словах. Когда это было им выгодно, фарисеи не считали грехом нарушение тех заповедей закона, которые называли малыми и считали их незначительными. Но разве может быть незначительной воля Божия?! Кто такие вообще были эти фарисеи и книжники, так называемые вожди иудейского народа? Происхождение фарисеев относится ко времени Ионафана, приемника Иуды Маккавея (161–143 гг. до Рождества Христова). Фарисеи считали себя избранными Богом, облеченными особой миссией и знаниями, а потому держались обособленно от простого народа, за что и заслужили такое название. Слово «фарисеи» означает «отделенные». Ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа фарисеев насчитывалось около шести тысяч человек. Они занимались изучением и соблюдением закона и по этой причине называли себя иудейскими вождями и учителями народа, хотя на самом деле жили исключительно для себя, действуя только для собственной выгоды. Но иудейский народ, обманываясь, действительно считал фарисеев очень праведными людьми, мнение которых не подлежит сомнению.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Аминь. Христос воскресе! Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. ( Ин.5:43 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Земной путь Господа нашего Иисуса Христа отнюдь не был спокойным. Ему постоянно приходилось сталкиваться и с людской злобой, и с непониманием, и с равнодушием, и с пренебрежением, наконец, с откровенным предательством. Погрязший в грехах род человеческий, не желая отказываться от своих беззаконий, с недоверием относился к учению Христа. Многие не верили словам Спасителя, многие обвиняли Его и старались уличить в неправде, в нарушении Закона Божия. Но как мог нарушить закон Тот, Кто Сам его установил?! Святое Евангелие в чтении, установленном сегодня Церковью (см. Ин.5:30-6, 2 ), ясно и определенно указывает нам, что уверовать во Христа может лишь тот, кто смиренно признает свою духовную нищету и ищет помощи благодати Божией. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно, — говорит Господь. Кому и для чего это сказано? Как может быть не истинным свидетельство Христово, если Сам Он — Правда и Истина, выше которой нет и быть не может? Зачем же Господь принижает Себя, умаляет перед слушающими Его людьми Свое Божественное достоинство? Дело в том, братья и сестры, что слова Сына Божиего обращены к маловерному иудейскому народу, и в его лице ко всем неверующим или сомневающимся, которых Христос тоже призван искупить Своими страданиями и спасти. И для таких совсем недостаточно одних свидетельств Господа о Самом Себе. Они попросту не поверят таким свидетельствам и обвинят Господа в бахвальстве. Хотя, казалось бы, как можно обвинять Бога?! Вот в этом и заключается ответ: не признающие Божественное происхождение Иисуса Христа, никогда не поверят в Его Божественную силу и, стало быть, личные свидетельства Господа о Себе Самом для них просто не имеют никакого значения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010