Афиняне выступают с обвинением, что апостол Павел проповедует им новое учение и новых богов. Но последователь Христов освобождает их от подобного подозрения. Не о новом боге говорит он, а о Том, Который неведом грекам, но почитаем ими. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу пишет: «Ничего странного, говорит, ничего нового я не предлагаю. Они твердили ему: что это за новое учение, проповедуемое тобою? Посему он немедленно уничтожает их предубеждение». И далее апостол Павел очень конкретен в своих заявлениях: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все. Такая проповедь в глазах афинян была очень смелой, если не сказать — дерзкой. Ведь их понятия о сотворении мира представлялись иными. В проповеди апостола звучит важная мысль о том, что Истинный Бог не в созданиях рук человеческих обитает, а в каждой верующей, устремленной к Господу и открытой Богу душе. Бог ни в чем не имеет нужды, это мы в Нем, Небесном Отце, нашем постоянно нуждаемся. Это нам необходимо Богообщение и Божественная любовь. Апостол стремится донести до слушателей правду, которая заключена в том, что именно Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли. Создатель дал людям все необходимое для духовной и физической жизни. Но главным в земном бытии было, есть и будет искание Бога: …не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Ведь Господь и Спас наш Иисус Христос всегда с возлюбленными последователями Своими, во все дни. И обретение благодатного ощущения Богоприближения и Божественного участия зависит только от нас, от нашей веры и мировосприятия. Вывод апостола Павла жизнеутверждающе вечен и прост: …ибо мы Им живем и движемся и существуем. Для большей же значимости апостол напоминает слова известных стихотворцев того времени, которые говорили: «Мы Его и род». Приводимое изречение находится у Арата Киликийца, соотечественника Павла, жившего в III веке до Рождества Христова. Такое же выражение есть и у поэта Клеанфа, ученика философа Зенона. И тот, и другой поэт образно выражали отношение к языческому божеству. Но данное выражение в полной мере относится к Богу Истинному. Ведь все верующие в Господа обретают благодатную степень Божественного родства, усыновляются Отцу Небесному. Сила проповеднического искусства апостола Павла проявляется в том, что он использует доказательства, провозглашенные его оппонентами. Что может лучше убедить людей, как не их собственные мысли?!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

б)  Дети охотно собираются около матери и молятся с ней . Церковь — наша мать, и при богослужении она учит, увещевает, молится. Будем слушать ее, молиться с ней! В простые дни можно молиться и дома, но по воскресеньям и праздникам мы, как добрые дети, должны молиться главным образом с нашей Матерью. в)  Появление к общественному богослужению есть исповедание нашей веры. Публичное исповедание нашей веры, по крайней мере однажды в неделю, составляет потребность сердца. Кроме того, и Спаситель говорит: “ всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ” (Матф.10:32). г)  В противном случае подавляются житейскими заботами , погружаются совершенно в земное. Такого ига сердце не выносит. При богослужении ободряются духом и возвышаются сердцем. Деятельность для царства Божьего “ Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ” и проч. 1. Она для каждого христианина столь же необходима, как и приятна. Это — его пища и питие. 2. По своему существу она есть ничто иное, как послушание воле Божией, которое стремится к исполнению Божьего дела (ст. 34). 3. По своему действию она не ограничивается каким-либо определенным временем, но зависит единственно от Божьей благодати (ст. 35). 4. Она требует великого и разнообразного труда (ст. 36). 5. Она сама для себя составляет величайшую награду (ст. 36). 6. И взыщет ее некогда из трудов всех тех, которые по ее следам трудились (ст. 37. 38). II. Апостольское чтение. Зачало (28): Деяния Святых Апостолов 11:19–30 19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

б)  К чувствам слуха. Бдительный отец семейства не допускает в свой дом ничего такого, что могло бы уменьшить его имущество, похитить невинность у детей и т. д. He дозволим и мы проникнуть через слух в нашу душу чему-либо такому, через что могла бы ослабиться или даже разрушиться наша вера, благоговение к Богу, любовь к ближним, привязанность к родителям и начальникам, невинность сердца и проч. “ Смотри, огради владение твое (уши) терновником ” (Сир. 28:27). в)  К пожеланиям плоти. Перед домом и в доме ничего не терпят, что нарушает покой, сон, домашний мир. Но иной совершенно овладевается плотскими пожеланиями и претерпевает самое мучительное беспокойство. “ Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу ” (Рим. 7:18). “ Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ” (Иак. 1:14). Так и в отношении невоздержания, чревоугодия, ленности и проч. 2. К нашему сердцу. Особенно нужно быть внимательным к собственному сердцу и ко всем его движениям. “ Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ” (Прит. 4:23). Сердце бывает часто: а)  Так надменно, враждолюбиво, недоброжелательно, раздражительно. Если кипящая вода поднимается вверх, то отставляют ее от огня. Так нужно поступать с взволнованным, рассвирепевшим сердцем. При неудаче работы надо в другой раз приняться за нее спокойно. Нужно другим прощать, уступать, иначе испытывают только огорчение и досаду. “ Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою ” (Прич. 11:17). “ Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло ” (Псал. 36:8). “ Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем ” (Ефес. 4:26). б)  Так жаждно, сребролюбиво, завистливо. Если дитя капризничает, что его братьям и сестрам дали столько же, сколько и ему, то мудрый отец и мать говорят ему, чтобы оно было довольно своей долей. A если твое сердце желает более имущества и чести, чем сколько дано тебе по праву и предназначено Богом?!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

б)  Телесный труд теперь очень облегчен усовершенствованными орудиями, многими важными изобретениями, путями сообщений и т. п. Будем пользоваться этим. Но воспользуемся также и великими улучшениями для духовно-религиозной жизни, заключающимися в лучшей системе воспитания, в лучших книгах, в благотворительных учреждениях. Умножающееся благосостояние пусть проявлется также и в умножающейся благотворительности. в)  Телесная жизнь украшается удобством жилищ , прекрасными одеждами, разнообразными удовольствиями и проч. Кто станет порицать это? Но еще прекраснее должна быть наша внутренняя, религиозная жизнь. Да не будет между нами сердец, оскверненных завистью, гневом, ненавистью. Будем привлекать сердца других любовью и услужливостью, искать чести у добрых людей добродетелью. Пусть любвеобильная, мирная и благочестивая жизнь семейная, общественная и церковная украшает наши дни! г)  Многие силы природы побеждены человеком и служат в его руках орудием для достижения его целей. Допустим ли мы, чтобы страсти управляли нами и порабощали нас! Заключение. He будем пренебрегать телом; оно имеет свои законные потребности. Но не будем жить всецело для тела и земли. Что значит поклоняться Богу духом и истиной? “ Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ” (ст. 24). Вопрос Самарянки: где нужно поклоняться Богу, в Иерусалиме или на горе Гаразин, подал повод Иисусу Христу раскрыть свойства истинного поклонения или служения Богу. “ Наступает время ,” отвечал ей Господь, “ и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе ” (ст. 23). Итак, мы теперь знаем, что истинное Богопочитание состоит в поклонении Богу духом и истиной. 1. Поклонение Богу духом и истиной состоит: а)  He в том, чтобы поклоняться Ему только внутренне, духовно, не признавая и не почитая никаких внешних обрядов Богослужения. Так думают многие, так называемые просвещенные учителя духовного служения Богу. Конечно, наружные обряды бесполезны для нас, если мы исполняем их только внешними членами тела без участия духа. Но отвергать внешнее, предписываемое Церковью, выражение духовных, религиозных чувствований, было бы в высшей степени неразумно и противно, как слову Божьему (1Кор. 6:20; Иак. 2:18; Иоан. 17:1; Лук. 2:14; Мат. 11:25 ), так и нашей природе (Мат. 12:34 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

б)  Точно так вся Церковь, все общество верующих . Непогрешимость Церкви! “ И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ” (Иоан 14:16). Славная жатва! в)  Мы стремимся к свету, к усовершенствованиям, к просвещению ! Все это мы найдем только в одном месте, — в православной Церкви. Будем крепко оберегать этот источник. Если мы черпаем и пьем из него, мы пожинаем истину и свет! 2. Как жатвы теплоты. Дух Святой сошел в виде огня, а огонь не только освещает, но и согревает. Поэтому в день сошествия была жатва не только света, но и теплоты, т. е. любви к Богу и ближним. а)  Что сделали апостолы из любви к Богу и из любви к ближним ? Что они терпели и как много страдали? С каким одушевлением говорил апостол Павел: “ чтобы жить для Бога, ” (Гал.2:19) и проч., и: “ я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти ” (Рим. 9:3). Как горячо любили друг друга члены первой церкви в Иерусалиме, которые имели все общее между собою? Что делали святые мученики, исповедники? Все они обильно пожинали теплоту и любовь Святого Духа. б)  Мы также должны принять в себя Святого Духа , воспламениться любовью. Мы также должны гореть ревностью к Богу, Его славе и религии. Мы также должны горячо любить собратий и принимать сердечное участие в их нуждах, скорбях и гонениях. Мы также должны всякое охлаждение и равнодушие к добру удалять от себя теплотой и огнем. Поистине, мы должны из прекрасного семени праздника Пятидесятницы пожать огонь, теплоту, любовь? 3. Как жатвы очищения. Огонь истребляет плевелы, очищает, напр., металлы. Так точно и Дух Святой. Примем Его в сердца наши и мы очистимся. а) В таинстве крещения Дух Святой Своей благодатью очищает нас от наследственного греха. “ Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ” (Лук. 3:16). Очистительную силу крещения производит Дух Святой. Посему крещение некогда и совершалось преимущественно в день Святой Троицы. б)  В таинстве покаяния Дух Святой изглаживает все, содеянные нами, грехи. Свяшеннослужитель — свидетель и уполномоченный Святого Духа. Нужно предварительно взывать к Духу Святому. Он возбуждает покаянное чувство. Он помогает сознать грехи и искренне исповедать их. Он ради заслуг Спасителя разрешает от грехов посредством духовника.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Без любви дни пусты и унылы. Ведь кого мы любим, о том и радуемся. Так же и в любви Божией. Насколько люди ощущают в себе благость Божественной любви, настолько и радуются о Боге. Недаром святитель Тихон Задонский пишет: «Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, как благ Господь! ( Пс.33:9 ) … Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости вечной жизни». Именно такой радостью преисполнились сердца жителей самарийского города. Познав Бога, они сподобились познать и любовь Его, щедро выражаемую в различных благах и явленных чудесах. Учение Христа привлекло внимание не только простых людей, готовых распахнуть навстречу душу, но и пособника недоброй силы, лукавого лжеца: Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Мученик Иустин говорил о Симоне-волхве, что тот происходил из самарянского селения Гиты. Он не был волхвом в лучшем смысле, как были те мудрецы, которые, ведомые Вифлеемской звездой, поспешили поклониться Богомладенцу. Симон был обычным колдуном, чародеем и фокусником. Конечно, ему было лестно и приятно, что народ принимал его за кого-то великого. Это, безусловно, тешило его тщеславие и самолюбие. Обман, мошенничество, ловкость рук, знание некоторых законов природы — вот что лежало в основе волхвования Симона, создавало миф о нем как о величайшем Божием кудеснике. Кроме того, ведь Симон со всей своей деятельности помимо славы, имел еще и довольно приличный материальный достаток. Но чудеса Филиппа и сила проповеди его были столь велики, что народ перестал внимать Симону и обратился через Филиппа к истинному Богу: …когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. И на волхва Симона слова Филиппа произвели большое впечатление: Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Блаженный Феофилакт, разбирая этот ответ Павла, пишет: «Стеной побеленной называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения по закону». Павел пророчествовал первосвященнику: Бог будет бить тебя. И действительно, Сам Господь отомстил за нанесенную Его апостолу обиду: еще в начале Иудейской войны Анания позорно погиб, как изменник, предавший свой народ. Однако апостол Павел вовсе не желал словами своими настроить против себя синедрион. Поэтому, когда его упрекнули — первосвященника Божия поносишь? — апостол смиренно сказал: …я не знал, братия, что он первосвященник, ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь. Безусловно, из уважения к первосвященническому достоинству, апостол не стал бы говорить таких слов, хотя в этом случае они прозвучали как можно кстати, изобличив не служителя Божия, а сущность тщеславного и глупого человека. И правильнее, наверное, разуметь ответ Павла, как мнение его о том, что подобный лицемер просто не достоин быть первосвященником. В синедрионе заседали две партии: саддукеи и фарисеи. Они имели противоположные взгляды на воскресение из мертвых. Апостол Павел это понимал и потому возгласил в синедрионе: …мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Стоило апостолу Павлу произнести эти слова, как в собрании разгорелся спор, произошла распря между фарисеями и саддукеями. Саддукеи не признавали воскресения из мертвых, представители фарисейской учености считали апостола Павла в этой части правым и не видели в его действиях беззакония. Апостол говорил, что судят его за воскресение мертвых. Прежде всего, конечно же, он имел в виду Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. И фарисеи, и саддукеи не признавали Иисуса Христа Мессией, и спор их, в общем-то, носил общий характер, Спасителя он не касался. Если бы вожди иудейские осознавали, о каком Воскресении говорит Павел, они не стали бы препираться, а, объединившись, ополчились бы против него.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Близился праздник пятидесятницы. Апостол Павел спешил в Иерусалим, чтобы открыто проповедовать имя Божие, возвещать славу Господню. Он уже знал, что после Пасхи его ожидают скорби, цепи, узы, что с востока он будет приведен на запад. Но это потом. Сейчас же апостолу Павлу хотелось перед расставанием повидать как можно больше своих духовных чад. Поспешностью возвращения в Иерусалим объясняется то, что он не смог посетить Ефес, но, остановившись в Милите, призвал пресвитеров церкви, то есть священников, чтобы дать им прощальные духовные наставления: …и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами.. Апостолу тяжело говорить о разлуке, но он находит в себе силы, чтобы предупредить об этом братьев во Христе, причем делает это мягко и тактично. Павел переживает по поводу разногласий, начинающих проявляться в Ефесской Церкви, прозорливо видит будущие раздоры и нестроения, всей душой желая уберечь духовных чад своих, оттого и говорит священнослужителям: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Чистота же самого апостола явлена миру в том, что он чист от крови всех и не упускал возвещать верующим всю волю Божию. Павел предупреждает, что молодой христианской Церкви придется вынести еще немало невзгод, соблазнов и искушений: Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Апостол призывает пресвитеров бодрствовать и продолжать его духовный подвиг, памятуя о том, что он три года день и ночь непрестанно учил каждого из них. Только представьте себе, сколько трудов положил для них святой апостол. Даже в тяжелые минуты разлуки, — все заботы вдохновенного последователя Иисуса Христа о тех, кто поставлен в Ефесской Церкви пастырями, вершителями Божественных Таинств и наставниками человеческих душ. Недаром апостол Павел говорит им о внимательности, ибо верных чад Церкви Христовой ждут опасности от врагов христианства. Лютые волки — это те, кто будет пытаться совратить с пути спасения верующих в Господа, соблазняя их мирскими искушениями и сладострастием греха. И угрозу здесь предвещает апостол Павел не только извне. Не меньше следует опасаться тех, кто лицемерно вкрался в христианскую общину, имея в душе не веру, а расчет на собственное возвеличивание или удовлетворение тщеславных амбиций. И пастырям следует с не меньшей заботой оберегать словесное стадо от таких волков в овечьей шкуре, ибо они хитры, расчетливы и не показывают открыто своего нечестия. Между тем зло, причиняемое ими Церкви Христовой, весьма серьезно. На таких людях сбываются слова Господа нашего Иисуса Христа: …враги человеку домашние его ( Мф.10:36 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Более обширные знания Он сообщал иудеям, между которыми были превосходные ученики. Но и это была однако ж только приготовительная школа. б)  Высшие, совершеннейшия знания Он сообщает только христианам , которые по вере в Иисуса Христа приобщаются полнейшего действия Святого Духа и Его благодати, и следовательно, принадлежат к числу собственных, главных Его учеников. Об этом говорит Спаситель, обещая апостолам, что Утешитель Святой Дух, егоже пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Иоан. 14:26). 2. Чему Он учит, или какой предмет Его учения? Он учит самому необходимому и самому важному. He наукам, не искусствам, но Божьему совету ο нашем спасении во Христе. Именно тому самому, чему Он учил апостолов. Он, конечно, не научает нас творить чудеса, говорить разными языками, но а)  любить Иисуса Христа , б)  соблюдать Его слово и в)  не отчаиваться (Иоан. 14:27 ). 3. Посредством чего Он учит? Он пользуется всем в мире, как средством к нашему научению. а)  Он учит посредством природы . б)  Он учит посредством истории . в)  Он учит посредством судеб в нашей жизни . г)  Он учит посредством совести . д)  Он учит посредством Священного Писания , особенно евангелия. Библия — Его главный учебник. 4. Где Он учит? Он учит на всяком месте в мире. а)  В храме Божием (общественное обучение). б)  Везде, где мы бываем , на всех путях и стезях наших (частное обучение). 5. Как Он учит? Способ Его учения самый лучший и самый убедительный. Успех апостольской проповеди в день пятидесятницы свидетельствует об этом. Он учит: а)  с мудростью ; б)  с любовью ; в)  со властью. Дух Святой — наш Утешитель 1. Кого Он утешает? 2. Чем Он утешает? II. Апостольское чтение. Зачало (3): Деяния Святых Апостолов 2:1–11 1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Болезнь сына капернаумского вельможи привела к вере в Иисуса Христа весь дом. б) То же самое представляет нам и ежедневный опыт. Как вследствие болезни изменился иной высокомерный человек, иная злая женщина, иной распущенный юноша, иная тщеславная дочь? в) Наш собственный опыт доказывает то же. Какие обещания дали все мы в болезни? Конечно, многие потом не сдержали своих обещаний; но многие другие остались верны им и идут иным путем. Так как в болезнях обнаруживается милосердие Божье, то мы должны через них действительно исправляться и за них благодарить. Нужно по истине благодарить за всякое благодеяние! 3. Как действия Божьего правосудия. Грех служит причиной большей части болезней. Болезнью очень часто Бог наказывает грех. Отсюда мы познаем карающее Божье правосудие. а) Так учит Священное Писание: “ Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными ” (Втор. 28:58–59). “ Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ” (Иоан.5:14). б) Опыт подтверждает это. Чем кто согрешает, от того и болеет . Невоздержание и скряжничество, ленность и излишний труд, гнев и зависть, разврат и недовольство, скорбь и тоска имеют спутниками своими толпу болезней. И если такой грешник не страдает еще болезнью, то Бог щадит его только для другого наказания Так как болезни суть действия Божьего правосудия, то христианин подвергается им с целью раскаяния . Причина того, что всемогущая сила благодати не исцеляет наших душевных недугов заключается в нас самих, в нашем нехотении “ В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших ” (ст. 3) Неудивительно, если при купели Силоамской находилось много больных. В ней действовала Божья сила, но действие ее было весьма ограниченно. На купель сходили не многие ангелы, a только один, и не каждый день, a только один раз в год (ст. 4). Притом не каждый, сходивший в купель по возмущении воды, исцелялся, a один тот, кто сходит в нее первый: “ кто первый входил в нее ” (ст. 4).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010