М.С. Красовицкая Лекция 19. Богослужение в период пения триоди цветной Рассмотрим богослужение послепасхального периода, которое совершается по Триоди Цветной. Говоря об этой книге, как и о любой другой, мы должны прежде всего знать границы ее действия. Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: «Конец и Богу слава». Такой огромный период, конечно, распадается на составные части. Безусловно, выделяется первый день Пасхи и Пасхальная седмица; затем имеет общие законы богослужения время от Фоминой недели до отдания Пасхи; Вознесение с попразднством, Троица (Пятидесятница) с попразднством и последний день пения Триоди Цветной – Неделя Всех святых. Какие же части богослужения включает Триодь Цветная? Триодь Цветная содержит изменяемые части служб от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Говоря об этой книге, нам нужно уяснить себе еще раз ее название, которое происходит от греческого слова «триодион», что означает трипеснец (неполный канон, состоящий из трех песен). Но если относительно Триоди Постной с трипеснцами, казалось бы, все ясно, то относительно Триоди Цветной возникают некоторые вопросы, потому что можно не один год служить по Триоди Цветной, но трипеснцев там не заметить. Тем не менее, трипеснцы в Цветной Триоди есть, находятся они в приложении, и замечено, что в прежних (т.е. дореформенных) Триодях они предназначены для пения на блаженнах на литургии, а в греческих – на повечерии. Впрочем, сейчас в Греции на повечерии вместо канонов читается акафист Пресвятой Богородице и в современных греческих изданиях Цветной Триоди трипеснцев нет (поэтому она и не называется Триодью, а Пентикостарием). По нашему же современному уставу эти трипеснцы должны употребляться на повечериях, а, поскольку на приходах повечерия не совершаются, трипеснцы практически выпадают из богослужения, мы их не слышим. И, наконец, название «Цветная» воспринимается нами настолько легко, что даже не вызывает никаких вопросов, а тем не менее здесь есть проблема.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 22 июня 2024 года 9. Суббота 7й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Прп. Александра, игумена Куштского. Прав. Алексия Московского (служба может быть перенесена на четверг, 7 июня) . Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших. Служба по Цветной Триоди. Примечание. Полиелейная служба прав. Алексия Московского может быть перенесена на четверг, 7 июня (ср.: Типикон, 25 мая, 2е «зри»). Примечание. Заупокойная служба Троицкой родительской субботы, согласно Типикону, совершается, «якоже предызъявися в субботу мясопустную, во всем подобне», включая соотношение заупокойных текстов Триоди с песнопениями системы Октоиха. Ежегодно Троицкая родительская суббота приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди – субботу 7й седмицы по Пасхе, поэтому заупокойные песнопения Триоди ежегодно соединяются с песнопениями Октоиха 6го гласа, действующего в данную седмицу. В силу этого, тексты 6го гласа, принадлежащие системе Октоиха и использующиеся в субботу 7й седмицы по Пасхе, приводятся в Цветной Триоди на ряду (ср., напр., мученичны на «Господи, воззвах», стиховны вечерни и утрени). На вседневной вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученичны (из Триоди), глас 6й – 3, и Триоди, глас 8й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Плачу и рыдаю…», «И ныне» – догматик, глас 6й: «Кто Тебе не ублажит…». Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8й глас, с заупокойными стихами (см. в Цветной Триоди) – стих 1й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; стих 2й: «И память их в род и род». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры из Триоди, глас 6й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Начаток ми и состав…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 24. Праздники цветной Триоди Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня поговорим о праздниках Цветной Триоди. Сразу скажем, что все богослужение этого периода представляет собой соединение Триоди и Минеи. Октоиха формально нет, но нет его технически, т.е. эту книгу мы в руки не берем, однако значительную часть самой Триоди, более трети ее объема составляют тексты Октоиха, в основном воскресные. Все, что в этот период нужно было бы петь из Октоиха, уже находится в Триоди Цветной. С недели Фоминой начинаются песнопения из Октоиха 1го гласа, а далее гласы идут в последовательном порядке чрез остальные недели по Пасхе (в 3ю — 2й глас, в 4ю — 3й и т. д.). В изменяемой части богослужебного круга на первом месте стоят тексты праздника. Что является праздником для каждого конкретного дня периода пения Триоди Цветной? Праздником является предыдущая неделя, (воскресенье). Что вспоминалось в день воскресный, то и является праздником последующей седмицы. Так, вся 2я седмица по Пасхе, посвящается попразднству недели Антипасхи. Об Антипасхе (2я неделя по Пасхе) мы вчера поговорили достаточно. И хотя вы уже знаете, что каким являются праздники Триоди Цветной (из домашнего задания), однако думаю, не лишним будет их проговорить. Перечислим другие праздники: 3я неделя по Пасхе — неделя жeh-мvpohocuц. В эту неделю вспоминаются все те лица, которые были свидетелями погребения Господа Иисуса Христа и Его воскресения: свв. праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, испросившие у Пилата тело Господа для погребения, и жehы-мvpohocuцы. 4я неделя по Пасхе именуется неделею разслабленного, того самого который 38 лет лежал при овчей купели в Иерусалиме и получил от Господа исцеление. 5я неделя по Пасхе — о самаряныни, той самой св. Фотины (20 марта), которой Господь у колодца открыл истину о Себе. 6я неделя по Пасхе о слепом от рождения, которого Господь чудесно исцелил.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

иеромонах Михаил (Тахи-Заде) Скачать epub pdf Период Триодиона Общие сведения о Великом Посте Я не стал бы противопоставлять период пения Триоди Постной периоду пения Триоди Цветной. Правильнее было бы рассматривать их как единый период пения Триодей. Этот двойной период начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается неделей всех святых. Занимает он свыше 100 дней в году, т. е. примерно треть церковного года. Даже сама граница Триоди Постной и Триоди Цветной достаточно условна. Напомню, что Триодь Цветная получила свое название от Субботы и Недели цветоносия, т. е. от Субботы Лазаревой и Вербного Воскресения, хотя при современном делении эти Богослужения находятся не в Триоди Цветной, а в Триоди Постной. Но когда-то Триодь Цветная начиналась именно с Богослужения Лазаревой Субботы. Триодь Постная, конечно же, ассоциируется в первую очередь со Святым Великим Постом, или со Святой Великой Четыредесятницей. Пост этот именуется Великим по сравнению с другими по протяженности и строгости воздержания. Включая Страстную седмицу, в это время постятся семь недель, а кроме того, три предыдущие седмицы готовятся к вступлению в Великую Четыредесятницу. Не буду останавливаться на смысле и значении приготовительных к периоду Великого Поста дней, скажу лучше о тех правилах, которые существуют в Церкви относительно Святой Великой Четыредесятницы. Предпасхальный пост существует со времен апостольских. Но образ совершения этого поста был в истории Церкви различным. Дело в том, что изначально христиане праздновали более не Пасху воскресную, а Пасху крестную, т. е. день крестной смерти Христа Спасителя – то, что мы теперь называем Великим Пятком. И только затем Пасха воскресная (Воскресение Христово) получила некое преобладающее значение по сравнению с крестной Пасхой. В древности были, как известно, некие разногласия внутри Церкви относительно празднования Пасхи. Часть христиан, следуя якобы примеру апостола Иоанна Богослова, праздновала Пасху всегда 14 нисана по лунному календарю, независимо от того, на какой день седмицы попадало это празднование. екоторые другие христиане праздновали Пасху обязательно во воскресный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной В Избранное Оглавление Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви Духовная красота и изящество песнопений и богослужебных чтений Цветной триоди (от первого дня Пасхи до Недели всех святых) открываются перед нами в новой книге митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) «Сияние Пасхи». В этом издании впервые собраны не только проповеди на Евангельские, но и на ежедневные Апостольские чтения. Слово архипастыря с особой силой касается сердца, располагая душу к глубокому пониманию Священного Писания и к усвоению святоотеческого толкования слова Божия. Книга рассчитана на широкий круг благочестивых читателей, может служить как основой для подготовки проповедей, так и ежедневным душеполезным чтением. Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы Даже гениальный философ становится невеждой, если чужд спасительной веры, потому что он не может составить себе и малейшего понятия о той радости, которую черпает христианин из любви Иисуса Христа. Свт. Иоанн Златоуст Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Радость всех радостей — это Воскресение Спасителя. Господь всеобъемлющ, Его любовью создано и животворится все мироздание. Полнотою Божественного счастья, дарованного человечеству, явилось Христово Воскресение. Это чудо чудес пронизывает каждую мысль и чувство, просветляет все существо и всю жизнь христианина. Только злое начало в нас противится этой несказанной радости. Только духовная спячка мешает нам ликующим сердцем внимать пасхальному благовесту слов апостола:

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 30 мая 2024 года 17. Четверг 4й седмицы по Пасхе. Ап. Андроника и иже с ним. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (службу зри 7 июля) . Мч. Николая Болгарского. Служба апостола не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (см. в Минее 7 июля), в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 12я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 4й – 3, и апостола, глас 8й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2й: «Егда пришел еси…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 3й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Преполовившуся празднику…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8й. Примечание. Если в попразднство Преполовения случится святой, которому Типикон назначает всенощное бдение (например, храмовый святой), то на благословении хлебов не должен петься тропарь праздника Преполовения, так как в последовании этих дней составитель Цветной Триоди придерживается обычного общего порядка богослужения, свойственного вообще всем дням Святой Пятидесятницы (до отдания праздника Пасхи включительно). Именно поэтому попразднство Преполовения мало чем отличается от обычного попразднства дня воскресного. Таким образом, устав пения тропарей на великой вечерне, если случится великий святой с бдением, – обычный, т. е. поется тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8й. Кафизмы 13я и 14я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50й. Каноны: праздника Преполовения 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и апостола на 4. Библейские песни «Поем Господеви…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

25. Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильвестра Обнорского. Цареградской иконы Божией Матери. Пасхальная служба Триоди совершается в соединении со службой апостола и евангелиста Марка (по 2-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели») . Великая вечерня. Перед вечерней – 9-й час по пасхальному чину. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш...». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 4-й – 3, и апостола, глас 1-й – 3. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Излияся благодать...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...» (см. в Цветной Триоди) . Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Гласом моим ко Господу воззвах...», со стихами. Паримии апостола – 3. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Цветной Триоди), глас 4-й: «Господи, возшед на Крест...», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог...». «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедника...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» – «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры). Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых...» (трижды); «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...» (но не по гласу «Славы») . По исполнении стихир и тропарей – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш...» (с упоминанием имени апостола и евангелиста Марка), и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-08/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Краткое предисловие к синаксарям Ксанфопуловым, то есть на синаксари Триоди Синаксари Никифора Каллиста Ксанфопула на выдающиеся праздники Триоди, каждый из которых объясняет, как и когда это изначально произошло и по какой причине праздники те ныне таковы и почему святыми и богоносными отцами учреждены, с некоторыми особыми указаниями, начиная от Недели о Мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Перед седьмой песнью канона на утрени следует читать вначале по обычаю месячный синаксарь, а затем настоящие. Постная Триодь Синаксарь в неделю о мытаре и фарисее Стихи на триоди: Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от Ангелов: Трипеснец же и от человеков приими. Стихи на трипеснцы: Вышних и нижних Творец! От ангелов песнь трисвятую, А от людей ныне трипеснец прими. На мытаря и фарисея: Фарисейски кто живет, церкви далече бывает: Христос бо внутрь, о смиреннии, приемлемый. На мытаря и фарисея: Коль фарисействуешь ты, будь от храма далече. Ибо Христос изнутри, и смиренный приятен Ему. В настоящий же день, с Богом и триодь начинаем: юже убо мнози от Святых и Богоносных красотодетель наших отец, добре и яко достояше, от Святаго движими Духа, сложивше песносоделаша. Первый же всех сие умысли, три глаголю песни, во образ мню Святыя и живоначальныя Троицы, великий творец косма 1 , в великой и святой Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа седмице, по именованию вкратце, коегождо дне краегранесьми умыслив песни. От негоже и прочии от отец, паче же иных, феодор и Иосиф студите 2 , по ревности онаго, и прочым неделямъ (седмицам) Святыя и великия четыредесятницы счинивше, тех обители студийстей первее предаша. наипаче песни учинивше, и уставивше, и другая книзе, отонудуже и когда, от отец собравше и снискавше. В настоящий день начинаем с Богом Триодь, каковую наилучшим и самым подобающим образом сложили из хвалебных песней многие святые богоносные наши отцы и песнотворцы, движимые Духом Святым. Первым же из всех измыслил сие, то есть троепесние (думается, во образ Святой и Живоначальной Троицы), великий творец Косма 1 который ради Великой и Святой седмицы Страстей Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа составил песни из акростихов с именованием без малого каждого дня. После него другие отцы, а более прочих Феодор и Иосиф Студиты 2 , подражая его ревности, сложили трипеснцы для остальных седмиц Святой и Великой четыредесятницы и вначале передали их Студийской своей обители, добавив и согласовав с ними еще большее число песней и иные содержащиеся в книге сей вещи, для чего в свое время собрали и позаимствовали их у прежних отцов.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. ( Деян.27:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами много говорили о воле Божией и о предпочтении ее несовершенной воле человеческой. Сегодня в Апостольском чтении нам был прочитан большой отрывок из Деяний святых апостолов, повествующий о трудном путешествии апостола Павла в Рим и об уповании верного ученика Христова на Божественную волю (см. Деян.27:1-44 ). Только вера в Промысл Божий помогла ему выстоять во всех выпавших на его пути трудностях и испытаниях. Эта же вера уберегла и других людей, находящихся на корабле, отчаявшихся получить избавление. Евангелист Лука рассказывает нам об этих событиях как их непосредственный свидетель и участник. Действительно, он плыл на том корабле вместе с апостолом Павлом. Из церковной истории мы знаем, что рядом с апостолом находился еще и другой последователь апостола Павла Аристарх, как говорит Лука, Македонянин из Фессалоник. Павел и его спутники, а также другие пленники находились в распоряжении сотника Юлия, который поступал с апостолом Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Путешествие в Рим с самого начала выдалось непростым. Приплыли в Кипр спутники не по своей воле, а по причине противных ветров, преследовавших корабль и отклонивших его от первоначально намеченного направления. Лука подробно описывает, как в Мирах Ликийских нашли александрийский корабль, плывущий в Италию, и на нем уже, медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного ветра, подплыли к Криту, с трудом пробирались мимо него, прибыв к месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого располагался город Ласея. Это была бухта, хорошо защищенная от жестоких северо-западных ветров. Но здесь путешественники столкнулись с новой бедой — задули не менее сильные и опасные юго-западные ветры.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. ( Деян.2:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении рассказывается о том, как Дух Святой сошел на апостолов при наступлении дня Пятидесятницы (см. Деян.2:1-11 ). Ученики Христовы с надеждой и благоговением ждали обещанного Господом Утешителя, все они были единодушно вместе. В истории Церкви Христовой после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа сошествие Святого Духа и основание Святой Церкви представляются особенно знаменательными событиями. Произошло невиданное чудо, описываемое в Деяниях святых апостолов: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. Чудо было великим. Но для нас более важно то, что сошествие Святого Духа на апостолов стало источником всех других бесчисленных Божественных чудес, откровений и знамений, направляющих христиан по спасительному пути к достижению Царствия Небесного. Действие Святого Духа присутствовало и в Ветхом Завете. Мы знаем, что в ветхозаветный период тоже были проявления Его влияния, но это происходило лишь в отдельных случаях, в определенные времена. Только избранные люди удосто-ивались благодатного озарения Святого Духа для того, чтобы возвестить миру слово Божие и донести до людей Божественную волю. Но после того, как Господь наш Иисус Христос вознесся на небо и перед отшествием Своим к Небесному Отцу обещал ученикам послать Духа Истины, Который будет с ними всегда, в день Пятидесятницы Дух Святой навсегда вселился в общество людей, верующих в Искупителя. И с тех пор Церковь Христова во все времена зиждется Его нескончаемой благодатью и милостью, руководимая, сохраняемая и оберегаемая Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010