Понятно, что Александр не хотел построить для жены православной церкви, не хотел окружать ее людьми православного исповедания, ибо понятно, как духовенство католическое и паны литовские латинского исповедания должны были смотреть на то, что их великая княгиня была греческой веры. Александр, давая знать римскому двору о браке своем с Еленою, обманул его насчет грамоты о вере, данной Иоанну, писал, что он обещал тестю не принуждать жены к принятию католицизма, если она сама не захочет принять его, следовательно, указывал на свою прежнюю грамоту, которая была отвергнута Иоанном. Но что значила для папы присяга, данная некатолику? И Александр VI отвечал литовскому князю, что совесть его останется совершенно чиста, если он употребит все возможные средства для склонения Елены к католицизму; только в 1505 году папа Юлий II позволил Александру жить с иноверною женою в ожидании смерти отца ее, который уже очень стар, или в ожидании какого-нибудь другого обстоятельства. Поэтому неудивительно, что в 1499 году подьячий Шестаков прислал к вяземскому наместнику, князю Оболенскому, письмо следующего содержания: " Здесь у нас произошла смута большая между латинами и нашим христианством: в нашего владыку смоленского дьявол вселился, да в Сапегу еще, встали на православную веру. Князь великий неволил государыню нашу, великую княгиню Елену, в латинскую проклятую веру, но государыню нашу бог научил, да помнила науку государя отца своего, и она отказала мужу так: вспомни, что ты обещал государю отцу моему, а я без воли государя отца моего не могу этого сделать, обошлюсь, как меня научит? Да и все наше православное христианство хотят окрестить; от этого наша Русь с Литвою в большой вражде. Этот списочек послал бы ты к государю, а государю самому не узнать. Больше не смею писать, если бы можно было с кем на словах пересказать " . Иоанн, получив записку Шестакова, послал в Литву Ивана Мамонова с приказом от себя и от жены к Елене, чтоб пострадала до крови и до смерти, а веры греческого закона не оставляла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Прот. Александр Пелин: От военного удара по Сирии выиграют только представители исламского фундаментализма Мы опять получаем странный однополярный мир с усиливающимся исламским фактором, безудержной эскалацией напряжения, когда появляются сильно кровоточащие и незаживающие раны на религиозной почве внутри страны, ссорим целые поколения людей, хотя до войны Сирия являлась удивительным стабильным островком мира и спокойного сосуществования различных народов и религий. 5 сентября, 2013 Мы опять получаем странный однополярный мир с усиливающимся исламским фактором, безудержной эскалацией напряжения, когда появляются сильно кровоточащие и незаживающие раны на религиозной почве внутри страны, ссорим целые поколения людей, хотя до войны Сирия являлась удивительным стабильным островком мира и спокойного сосуществования различных народов и религий. Католическая церковь выступила против нанесения удара по Сирии и предупредила об угрозах эскалации военного конфликта в стране. Папа Римский Франциск осудил использование химического оружия во время конфликта, заявив при этом, что против внешнего военного вмешательства в происходящую в Сирии гражданскую войну. С призывом молиться о мире понтифик обратился и к некатоликам. На этот призыв уже откликнулся верховный муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун. О намерении нанести военный удар по Сирии заявил президент США Барак Обама, ссылаясь на информацию о том, что химическое оружие было использовано сирийскими правительственными войсками против повстанцев. Что вы думаете о ситуации вокруг Сирии? С таким вопросом Regions.ru обратились к священнослужителям. Комментирует ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии протоиерей Александр Пелин. Это совершенно адекватная реакция нормальных людей. И Русская православная церковь пытается использовать все способы на уровне международной и церковной дипломатии, чтобы внести лепту в мирное решение вопроса. Очевидно, любая война — это полное безумие. Вмешательство в любой конфликт на чьей-либо стороне является посягательством на суверенитет страны, а в Сирии очень сложная этническая и конфессиональная обстановка. Если сейчас произойдет вмешательство, христианское население Сирии будет фактически истреблено. Например, в Ираке до войны жили около миллиона христиан, сейчас их там почти не осталось. Очень тяжелая и тревожная ситуация в Египте, смутно и неспокойно в Ливии — везде в этих конфликтах страдают самые незащищенные религиозные и этнические меньшинства.

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-pelin-o...

Петербургский митрополит стремился поддерживать связи не только с разнообразными людьми; ему довелось много потрудиться для сближения Церквей Востока и Запада. В те времена Католическая церковь , запрещавшая даже совместную молитву с некатоликами, не могла быть партнером в диалоге Церквей3. Но старокатолики, отколовшиеся от Католической церкви из-за непризнания догмата о безошибочности Папы Римского, настойчиво искали соединения с Православием. В 1892 г. архиепископ Антоний встал во главе комиссии, которая должна была рассмотреть этот вопрос. Вслед за старокатоликами о соединении с Востоком всерьез заговорили англикане. Российская Церковь , в отличие от Католической, не делала резких и безапелляционных суждений по поводу законности рукоположений в Англиканской Церкви, что позволило успешно начать переговоры. Когда англиканские епископы посещали Россию, их принимали именно как архиереев, и они преподавали благословение народу; архиепископ Йоркский Уильям Маклаган в Петербурге присутствовал при богослужении в алтаре. Архиепископ Антоний, в свою очередь, посетил Англию. В 1897 г. владыка выступал в Лондоне на епископском Соборе, тогда же он побывал в центре старокатоликов в Бонне. Под руководством митрополита Антония было предпринято доскональное богословское исследование всех вопросов, разделявших православных с англиканами и старокатоликами. Владыка испытывал больше симпатий по отношению ко вторым, каноничность англиканской иерархии вызывала у него некоторое смущение и он соглашался лишь на условное признание ее законности1. Тем не менее владыка Антоний не спешил с выводами и настаивал на продолжении работы. На Западе труды петербургских богословов вызвали большой резонанс, имя архиепископа Антония стало известно во всем мире. Труды сторонников церковного единства не привели ни к каким конкретным результатам. Причин тому было несколько – косность бюрократического аппарата Российской Церкви, недопонимание западными христианами позиции православной стороны, вынужденный разрыв всех связей после 1917 г. Тем не менее вклад владыки Антония в дело сближения христиан Востока и Запада не должен быть забыт. Христос не разъединяет, но соединяет, собирает рассеянных чад Божиих; митрополит Антоний понимал это значительно лучше многих своих современников. Попечение о Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

– Честно говоря, я до сих пор в шоке от этого, не могу понять, как это произошло. Видимо, сыграла свою роль политическая составляющая. – Юлия, скажите, а возможно ли в ситуации определенного политического диктата на Мальте рассчитывать на то, что обучение в школах будет соответствовать морально-этическим нормам? Таким, чтобы детям не прививали либеральные воззрения на религию, семью, общество? Протоиерей Димитрий с иподиаконами – На Мальте три вида школ: частные, государственные и церковные. Старший сын у меня вначале ходил в государственную школу, где религия преподавалась не очень углубленно. Потом нам повезло: удалось попасть в католическую школу в Рабате, где сын учился до нашего переезда на остров Гозо. Школа очень традиционная, только для мальчиков. Директор и остальное руководство школы – католические священники. Конечно, там было углубленное изучение религии, и дети посещали церковь. – Получается, вашему сыну приходилось и приходится учиться в сугубо католическом окружении? – Да, ведь на Мальте некатоликов очень мало. Но Матвей уже понимает свою идентичность, что он живет по правилам, отличным от правил его сверстников. Даже пост он стал соблюдать более строго – не ел ничего сладкого, и единственный в классе отказался от шоколада и сладостей на чаепитии. Кстати, этим он вызвал только уважение со стороны своих одноклассников-католиков. Матвей с детской радостью рассказывал нам об этом, в кругу нашей семьи. В детском саду мальчика заставляли снимать крестик, и маме пришлось право на крестик отстаивать По словам Юлии, некоторые сложности возникали с православной идентичностью младшего сына. В детском садике Даниила заставляли снимать крестик, мотивируя это «безопасностью ребенка» (якобы цепочка может привести к удушению). Дети-католики крестики не носят, у них это не принято. Нательный крестик тогда удалось отстоять, но Юлии пришлось пережить немало неприятных моментов, связанных с давлением со стороны руководства детских учреждений. К счастью, из садика ребенка не исключили, хотя, конечно, сам факт такого давления в христианской стране был прискорбен.

http://pravoslavie.ru/112330.html

Однако наиболее интересным местом во всей этой главе является текст о народе Божием, обладающем непогрешимостью в силу «чувства веры», которое дает ему Святый Дух. Если мы вспомним, что народом Божиим является вся Церковь , т.е. совместно иерархия и миряне, то станет понятным интерес этого учения для православных, которые веруют, что непогрешимость принадлежит именно только Церкви в целом. «Общество верующих, говорится в тексте, имеющих помазание, происходящее от Святого... не может ошибаться в вере; этот особый, обладаемый им дар оно проявляет в силу сверхъестественного чувства веры, принадлежащего всему народу в целом, когда «от епископов и до последних верующих мирян!» (святой Августин) оно выражает всеобщее согласие с истинами, касающимися веры и нравов». Эти слова почти «хомяковского» звучания, к сожалению, сразу же сводятся к очень немногому, потому что «общее согласие» понимается в смысле совершенно пассивном, как не могущее не последовать в ответ на решения «священного учительства», т.е. папы. Таким образом, это «чувство веры» непогрешимо только, когда «его верно слушаются». Конечно, можно сказать, что и в такой ограниченной форме признание за народом Божиим в его целом «чувства веры» и даже «непогрешимости» представляет собою нечто положительное, могущее принести плоды в будущем. Но в отношении настоящего та же вторая глава снова подтверждает «во благовремении и безвремении», что «Христос управляет Церковью через Верховного Первосвященника и епископов», что местные традиции могут «законно» существовать, только если они «не причиняют ущерба примату кафедры Петра, которая председательствует во всеобщем собрании любви». (Эти слова являются тенденциозным парафразом хорошо известного места Послания святого Игнатия Антиохийского Римлянам. В действительности, святой Игнатий не говорит ни о кафедре Петра, ни о «всеобщем собрании». Он говорит только, что преобладает в любви Римская « Церковь » (а не Римский епископ).) Параграф 15, озаглавленный «Связи Церкви с христианами-некатоликами», производит впечатление неясное и противоречивое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Удержала, но на очень недолго... Декретом были недовольны не только православные наблюдатели, но и сами восточные Отцы Собора, которые выступали против латинизации и западных тенденций в документе (против этого возражал даже Иосиф Слипый). Много толков и недоумения вызвало постановление Декрета об общении в таинствах с православными: «...можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения больных восточным христианам, отделенным от Католической Церкви не по их собственному злому умыслу, если они сами об этом попросят и будут настроены должным образом. Более того, католикам также разрешается просить о тех же таинствах у служителей-некатоликов, в Церкви которых наличествуют действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная духовная польза, а доступ к католическому священнику окажется физически или нравственно невозможен. Равным образом, исходя из тех же принципов, по уважительной причине допускается общение в священных действиях, предметах и местах между католиками и отделенными восточными братьями» 310 . Разрешение православным при известных обстоятельствах принимать таинства из рук католических священников и наоборот – католикам из рук православных – было воспринято многими католиками как первый шаг на пути воссоединения православных с Римом, думая, что это вызовет одобрение у православного мира. Однако, причин для радости нет. Это решение является односторонним актом. Рим не только не спросил у православных, желают ли они этого и считают ли они это возможным, а односторонне «милостиво» даровал это право от себя. Был и еще один момент, связанный с определенными обстоятельствами: православные верующие рассеяны среди католического населения в католических странах Запада гораздо больше, чем католики среди сплошного православного населения. Из этого следует, что у православной диаспоры не хватает ни храмов, ни духовенства, а католики, где бы они ни находились и как бы их много ни было, всегда, как правило, обеспечены духовным окормлением со стороны своей собственной Церкви. Таким образом, это соотношение явно в пользу католиков и от «коммуникатио ин сакрис» (общение в таинствах) выиграла только Римско-Католическая Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа, Епископ Римский и преемник св. Петра, «есть постоянное и видимое начало и основа единства и епископов и множества верных», — говорится в католическом Катехизисе. «Ибо Римский Первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять». Папе усваивается также прерогатива созыва Вселенских (в католическом понимании) соборов, причем, гласит Катехизис, «Нет Вселенского Собора, если он не утвержден как таковой или, по крайней мере, не одобрен преемником Петра». Существуют и многие другие положения, всячески «предохраняющие во всем право Римского Первосвященника, которое Он имеет в силу своего служения». Насколько важным является это вероопределение католицизма, можно судить по тому, что Рим в своем прозелитизме среди «восточных крещенных некатоликов» этот единственный и основополагающий пункт своего вероучения сохраняет в качестве главного условия единения с Римской Церковью. Пункт 833 Катихизиса Католической Церкви дает определение не-католическим Церквам: «Отдельные Церкви — полностью вселенские через общение с одной из них: Римской Церковью, «которая первенствует в любви». «Ибо с этой Церковью, по причине ее более превосходных начал, должна необходимо согласовываться каждая Церковь, то есть верующие повсюду». «Действительно, от нисхождения к нам Слова воплощенного все христианские Церкви повсюду считали и считают великую Церковь, которая здесь (в Риме), единственной основой и основанием, ибо, по самим обещаниям Спасителя, врата адовы никогда не одолели ее». «Более превосходные начала» и «первенство в любви» довольно причудливо сочетаются в этом документе. «С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в ее целости или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам». «Те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью». С Православными Церквами это общение так глубоко, «что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней» (п. 837). Что же это за недостающее «малое», которое не позволяет христианам достичь полного общения с Католической Церковью?

http://patriarchia.ru/db/text/87438.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Италии католических священников обучат, как обращаться с православными 03.03.2010 Поскольку в последние годы в Италии появилось множество иммигрантов из традиционно православных стран (в первую очередь из Румынии, Сербии, Болгарии, Украины), итальянская Епископская конференция опубликовала пособие для католических священников по " пастырской работе с восточными некатоликами " . В пособии объясняется отношение католицизма к Таинствам Православной Церкви, к смешанным бракам и даже порядок допущения православных к полному общению с Римско-католической Церковью. " Новые условия меняют и характер экуменических отношений в Италии. Православных верующих стало так много, что их собственные общины не справляются с удовлетворением их религиозных нужд. Следовательно, необходимо принять во внимание пастырские и юридические нужды присутствия этих верующих не-католиков в римо-католических общинах, чтобы достойно удовлетворять их потребности " . Всего в Италии на законных основаниях живут 4,5 млн иностранцев, половина из них - христиане. Православных насчитывается ок. 1,1 млн. Если сохранятся нынешние тенденции, православные могут стать второй по численности религиозной общиной страны. Regions.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 03.03.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7995.html

было предписано ведающим регистрацию государственным чиновникам записывать незаконнорожденными детей, происходящих от браков, получивших лишь церковное благословение без совершения гражданского акта. Тем самым подготовлялось немало опасностей для прочности и крепости самой семьи, и законодатель должен был отступить, так как не мог не принять в соображение фактические обстоятельства. Итак, декретом 22 марта 1874 г. лицам, заключившим церковный только брак, было воспрещено заключение гражданского акта, на том основании, что и церковный брак достоин уважения. С падением республики, в самом начале 1875 г. положение дел, созданное указом 1872 г., было признано оскорбляющим достоинство брака и за детьми, происшедшими от церковных браков, признаны права законных детей. А вслед затем королевским декретом 9 февраля 1875 г. церковному бракосочетанию для католиков придана была гражданская юридическая сила, даже с обратным действием. Гражданский брак остался только для некатоликов, «пребыванию которых в Испании правительство не может помешать», и «для дурных католиков», которые, быв подвергнуты церковным наказаниям, оказались бы в невозможности получить для своего брака церковное освящение. Но последующим декретом 28 февраля гражданский брак католикам совершенно воспрещен и открыт лишь для тех, которые с очевидностью доказали бы, что они к католической церкви не принадлежат. На этой точке зрения осталось и новое испанское гражданское уложение 1889 г., которое различает две формы брака: каноническую, обязательную для всех, принадлежащих к католической религии, и гражданскую – для некатоликов. В отношении к католикам поддерживаются препятствия, установленные церковным правом, в особенности духовный сан и монашество (эти препятствия к браку поддерживались даже республиканскими законами 70-х годов). Но католическое духовенство не только осталось в стороне от ведения реестров гражданского состояния, а и самое бракосочетание церковное должно совершать не иначе, как в присутствии государственного должностного лица, ведущего эти реестры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

144. Междоусобная брань Видим и слышим, что в мире бывает междоусобная брань. Она бывает тогда, когда друг на друга восстают жители одного Отечества или одного города. Так христиане делают междоусобную брань, когда одни на других восстают и обижают их. Христиане тесный союз между собою имеют; они связаны большим союзом, нежели жители одного Отечества или одного города. Единую веру имеют; Единого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа исповедуют, и Его призывают, и молятся Ему, и поют Его; единое Божие Слово слушают, единым Крещением крещаются; в едину церковь молиться входят; единых Тайн Святых причащаются; к единой вечной жизни позваны; от единого Христа называются христианами, и прочее. Видишь, христианин, как христиане между собою связаны? Воистину более, нежели сограждане и братья по плоти. Но когда одни против других восстают, тогда воздвигают междоусобную брань. Сюда относятся: 1) Воры, хищники, грабители и прочие подобные им, которые как-нибудь похищают у христиан добро их, то есть или деньги, или платье, или хлеб, или дом, или землю, или скот, или рыбную ловлю, или рощу, или иное что. 2) Купцы, которые при продаже товаров своих христиан обманывают и более за товар просят, нежели он стоит. 3) Господа, которые крестьян своих христиан или оброками, или работами тяжкими обременяют, или бесчеловечно мучат, или ругательными словами их называют. 4) Судии, мздою растленные, которые не хотят христиан обиженных и терпящих зло удовлетворить без мзды. 5) Лживые клеветники и ругатели, которые христиан как-нибудь ругают и поносят. 6) Хитрецы, лукавые, обманщики, которые как-нибудь и в чем-нибудь христиан обманывают, и им ров искапывают. 7) Наконец, все, которые какую-нибудь делают обиду и озлобление христианам. Все сии и вышеописанные христиане восстают против христиан и против них брань восставляют. О первых христианах написано: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа ( Деян. 4:32 ). И Христос Господь того требует от христиан: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13:34–35 ). Было так некогда, христианин! Нет, того ныне уже не ищи. Ибо иссякла любовь многих; умножились беззакония; день ото дня усиливается грех; более и более возрастают обиды и озлобления. Против кого? Против христиан. От кого? От христиан! Братия на братию восстали, и враги человеку – домашние его ( Мф. 10:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010