Запреты на коммунистическую деятельность, изложенные в рождественской речи папы 1947 года, Ватикан в течение 1948 года сформулировал и в официальной форме. На заседании Священной канцелярии 5 июня 1948 года было сделано предупреждение о том, что § 3 канона 1325 запрещает католикам без предварительного разрешения участвовать во встречах католиков и некатоликов, на которых выступают с обсуждением проблем, противоречащих делу веры. А § 2 канона 731 и канон 1528 запрещают совместное участие католиков с некатоликами во всех культовых действиях. Упоминание о канонических запретах в более широком смысле слова ограничивало общественно-политическое сотрудничество с некатоликами. В 1949 году завершилось формирование двух мировых систем; были созданы Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика, образовался блок НАТО. Антикоммунистические взгляды и политическая линия Пия XII приобрели еще большую жесткость после того, как на Рождество 1948 года органы государственной безопасности Венгрии арестовали примаса Миндсенти по подозрению в антигосударственном заговоре. Пий XII в своем послании от 2 января 1949 года, начинавшемся словами «Acerrimo maerore» и адресованном венгерскому епископату, осудил свершившиеся события и заявил в связи с этим протест. Процесс Миндсенти явился новым поводом для выступления папы не только в защиту венгерской церкви, но и против всех социалистических стран. 12 февраля 1949 года он опубликовал апостольское послание, поощрявшее участников открытого процесса Миндсенти. В этом послании содержался вывод, что католические церкви Восточной Европы оказались в тяжелом положении и что церковь нуждается в военной защите западных держав. Выступление папы в поддержку НАТО оказало также влияние и на решение христианских демократов, побудив большинство партии принять решение о вступлении Италии в НАТО. В своей февральской речи Пий XII дошел до объявления «освободительной войны» против социалистических стран справедливым деянием. 14 февраля 1949 года Пий XII в своей речи, начинавшейся словами «In hoc sacrum», на коллегии кардиналов в тайной консистории торжественно заклеймил суровый приговор, вынесенный кардиналу Миндсенти. 16 февраля, выступая перед дипломатическим корпусом, аккредитованном в Ватикане, Пий XII в своей речи, начинавшейся словами «Nous apprecions a sa valeur», изложил свою позицию по вопросу об осуждении кардинала Миндсенти. 20 февраля верующие римско-католического вероисповедания организовали на площади Святого Петра, как и в других странах Запада, демонстрацию верности в поддержку Миндсенти. Папа в своей речи, начинавшейся словами «Ancora una volta», выразил протест церкви в связи с осуждением и заключением в тюрьму Миндсенти. Эти заявления показывают, что Пий XII пришел к убеждению, что для сохранения человеческих ценностей война неизбежна. Папа резко выступил против пацифизма, возникшего в католических кругах, заклеймив это как предательство и дезертирство.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

Таким образом, сам король Сигизмунд Август засвидетельствовал для нас здесь три вещи: а) что Городельское постановление, столько враждебное русским, или православным, было подтверждаемо его дедом, дядею, отцом и им самим; б) что русские, несмотря на Городельское постановление, занимали при всех этих королях всякие, и самые высшие, должности и в) что на городельском сейме, издавшем такое постановление, вовсе не присутствовали представители русских земель, почему, прибавим от себя, не без основания русские считали для себя это постановление необязательным. Обращаясь к определению, или объяснению, Городельского постановления, состоявшемуся теперь на виленском сейме, мы должны сознаться, что оно имело в виду не одних православных, но вообще христиан-некатоликов, следовательно, и протестантов всех сект, существовавших тогда в пределах литовских, и здесь-то надобно искать причину, почему оно состоялось и могло состояться. Прежде на генеральных сеймах в королевской раде преобладающее большинство всегда составляли латиняне, и при таком преобладании нельзя было и думать, чтобы какой-либо сейм согласился отменить или изменить постановление, дававшее столько преимуществ последователям римской веры пред православными. Теперь преобладающее значение в королевской раде имели уже не латиняне, а протестанты, которые очень хорошо понимали, что Городельское постановление, предоставлявшее разные права, в том числе и право занимать высшие государственные должности одним латинянам, лишало этих прав не только православных, но и протестантов, и вот они воспользовались на виленском сейме своею силою в соединении с православными, чтобы изменить это постановление в пользу вообще христиан-некатоликов. На сейме в составе королевской рады находились тогда, судя по подписям под королевскою грамотою, оба могущественных Радзивилла — воевода виленский и воевода троцкий, гетман литовский, Евстафий Волович — подскарбий великого княжества Литовского, Ян Ходкевич — стольник того же княжества и другие, а со стороны православных — воевода киевский князь Константин Константинович Острожский, воевода новогродский Павел Павлович Сапега, гетман дворный Григорий Ходкевич, брат его староста бельский Юрий Ходкевич и другие, хотя были также и латинские бискупы: Виленский — Валериан, Луцкий — Януш Андрушевич и Киевский — Николай Пац.

http://sedmitza.ru/lib/text/436053/

Обращает на себя внимание одно из положений «Догматической Конституции о Церкви», принятой II Ватиканским собором. Оно гласит: «Оглашенные, которые под действием Духа Святого ясным волеизъявлением просят быть членами Церкви, уже этим желанием соединяются ею, и Мать Церковь уже объемлет их своей любовью и заботой» Православная же Церковь, исповедуя вместе со святителем Иоанном Златоустом, что милосердный Господь Иисус Христос «и намерение целует», никогда, между тем, не признавала подобного вменения «ясного волеизъявления» в само Крещение (случаи мученических «крещений кровью», конечно, не могут быть в этом смысле приняты во внимание в силу своей исключительности). Что же касается оглашенных, то Православная Церковь устами святителя Григория Богослова высказалась ясно: «Доколе ты оглашенный, дотоле стоишь в преддверии благочестия; а тебе должно взойти внутрь, пройти двор, видеть Святая, проникнуть взором во Святая-Святых, быть с Троицею» Любопытно, что в постановлениях II Ватиканского собора нет термина «границы Церкви». Но те определения, которыми руководствуется сейчас Ватикан, позволяют заключить, что понятие о границах Церкви в католицизме используется, однако оно неопределенно и размыто — в первую очередь по причине активного прозелитизма. Именно с этих позиций, с позиций привлечения новообращенных всевозможными путями в католичество, рассматривает в настоящее время Рим и распространившееся на Западе экуменическое движение. Выгодной в этом отношении является для католицизма теория о некоем «неполном общении» с Римской Церковью христиан-некатоликов. Постановление «Об экуменизме» II Ватиканского собора, имея в виду христиан-некатоликов, гласит: «Те, кто верует во Христа и принял действительное Крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью»   Более того, собор признал, что вне видимых пределов католической Церкви могут существовать написанное Слово Божие, благодатная жизнь, вера, надежда и любовь, другие внутренние дары Духа Святого (там же, с. 125). Поэтому католицизм, констатируя, что некатолические Церкви страдают некоторыми недостатками, соглашается признать, что они «не лишены значения и ценности в тайне спасения. ...Дух Христов не отказывается пользоваться ими как средствами спасения»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205369...

Простого факта отсутствия священника или полномочного служителя недостаточно: от супругов требуется также моральная уверенность в том, что до полномочного лица нельзя будет добраться без серьёзных затруднений в течение месяца. В описанных обстоятельствах – независимо оттого, знают ли брачующиеся закон о действительности брака, заключаемого в присутствии одних лишь свидетелей, или не знают – брак, заключённый в любой форме, признанной гражданским законодательством, или в присутствии как минимум двоих свидетелей, является действительным. В обоих случаях, независимо от действительности брака, заключённого в присутствии одних лишь свидетелей, если в этом месте будет находиться священник (а для католиков латинского обряда также и диакон), который может благословить брак, его следует пригласить для ассисистирования при бракосочетании вместе со свидетелями. Это требуется законом только для законности (ad liceitatem). Впрочем, если по какой-либо причине этого священника или диакона не пригласили, брак будет, тем не менее, действителен. 2.5 Ассистенция при бракосочетании двоих христиан-некатоликов восточного обряда В нынешней ситуации, когда столь широко распространилась эмиграция молодых людей, происходящих из восточных стран, легко может случиться так, что двое христиан-некатоликов восточного обряда по физическим или моральным причинам не смогут пригласить священника, компетентного по нормам права, чтобы тот благословил их брак. Если они обратятся к католическому священнику для благословения брака, то он не должен отказываться от исполнения этого деяния милосердия в духе экуменизма. В подобных обстоятельствах католическому священнику разрешается, в силу кан. 844, § 3, преподать не католикам восточного обряда таинства покаяния, Евхаристии и елеопомазания больных. Тем более (a fortiori) католический священник может благословить их брак в случае грозящей смерти или в том случае, если они не могут пригласить священника собственного обряда в течение месяца. Как правило, брак, заключённый по такой чрезвычайной форме, не признаётся действительным в некатолических восточных Церквах, исключая халдейскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Материал обвинения был передан высшему суду, власть которого распространялась на все королевские города. Но в него предварительно ввели сорок новых членов. Так как все они без исключения были выбраны под влиянием иезуитов, то в исходе процесса не могло быть никакого сомнения. Бургомистр Рёснер, помощник бургомистра Гейнеке и девять горожан были приговорены к смертной казни, протестантская гимназия и протестантская церковь Святой Марии были переданы католикам, а протестантская школа – закрыта. Кроме того, было выпущено постановление, что впредь городской совет должен состоять наполовину из католиков и что ни одна протестантская книга не может быть опубликована без разрешения католического епископа. Сейм утвердил эти ужасные решения, и бывший лютеранин король Август Саксонский не постыдился утвердить большую часть смертных приговоров. 7 декабря 1724 года Рёснер и девять горожан были обезглавлены. В то же время сейм запретил некатоликам строить новые храмы. Более того, он издал в 1732 году закон, запрещавший всем некатоликам быть членами сейма и занимать какие бы то ни было государственные посты. Можно было подумать, что собрание, толкаемое слепой страстью, решило бросить некатоликов в объятия иностранных держав. Уже во время выборов короля в 1764 году Пруссия и Россия открыто воспользовались преследованиями некатоликов в качестве предлога для вмешательства и защиты своих кандидатов. В 1768 году этот же вопрос вызвал настоящую революцию. Россия вмешалась с оружием в руках на стороне некатоликов и, победоносно закончив войну с Турцией, приступила в союзе с Пруссией в 1672 году к первому разделу Польши. Ответственность за гибель Польши возлагали на иезуитов. Однако это обвинение чрезмерно. Упадок Польского государства начался еще до того, как иезуиты появились в Польше. Но конечно, они ускорили процесс разложения королевства. Принимая во внимание наличие миллионов православных христиан среди своих подданных, Польша более, чем любое другое государство, должна была строить свою внутреннюю политику на принципе полной веротерпимости.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Письмо о. Александра прилагается 3 Он давал мне эти письма для прочтения, чтобы проверить, понятен ли его русский язык. Однако об исправлениях и тем более о редактуре не могло быть и речи: о. В. казалось, что, исправляя грамматику или синтаксис, я меняю смысл того, что он хотел сказать. 4 Характерное для его русской речи и излюбленное выражение в тех случаях, когда он хотел и мог помочь достаточно известному и уважаемому человеку 5 В настоящем издании письма приведены полностью и добавлены письма, имеющиеся в архиве Фонда за 1975 г. 6 Речь идет о 70–х годах ХХ векаПрот. Александр Мень. 7 Инициатором проведения Недели молитв о христианском единстве был французский католический священник Поль Кутюрье (1881–1953). Переосмыслив задачи ранее существовавшей Октавы молитв о единстве христиан (ставившей своей целью обращение христиан–некатоликов и их возвращение в Католическую Церковь), Кутюрье вывел для Недели молитв новую формулу: «Будем же молиться вместе, чтобы достичь того единства, которого желает Христос и которое наступит, когда Он того пожелает, и будет таким, каким Он его пожелает». C 1935 г. Поль Кутюрье стал ежегодно с 18 по 25 января проводить в Лионе Неделю молитв о христианском единстве. Благодаря деятельности Кутюрье Неделя молитв была принята и в других христианских Церквах и общинах. 8 Pensum cotidiaum — (лат.) ежедневная обязанность. Здесь и далее корреспонденты (главным образом о. Александр) в большинстве случаев пользуются русской транскрипцией иностранных слов. Это, по–видимому, объясняется отсутствием под рукой машинки с латинским шрифтом. 9 Кулик Александр — католический священник византийского обряда, протоиерей (1916–1966). Во время II Ватиканского собора был официальным переводчиком при наблюдателях от Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а также переводчиком на аудиенциях папы Павла VI. В последние годы жизни служил настоятелем русской католической церкви Пресвятой Троицы в Париже 10 «Fioretti» — (лат.) «Цветочки», книга полулегендарных рассказов о св. Франциске Ассизском. 11

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Другими словами, отдельные христиане-некатолики больше не могут рассматриваться как просто верующие, в отрыве от какого бы то ни было церковного контекста, как если бы они были католиками, встретившими препятствия со стороны права 581 . То, что они живут отдельно от communio plena католической Церкви, еще не означает, что они исключены из всякого опыта церковного общения, в котором в большей или в меньшей степени присутствуют конститутивные элементы Церкви Христовой. Поэтому тем фактом, что Второй Ватиканский собор признает их живущими в отдельных Церквах или церковных общинах, нельзя пренебрегать на правовом уровне 582 , в том числе и на уровне матримониального канонического права. Следовательно, решая вопрос о сакраментальности брака христиан-некатоликов, нужно иметь в виду, что о таком «браке нельзя судить безотносительно к исповеданию веры, из которой он проистекает и в которой укоренен. В такой перспективе брак сравним с крещением. Никому не придет в голову считать таинством крещение, принятое в общине, чьим исповеданием веры оно прямо признается исключительно покаянным актом человека, отнюдь не действием Бога, совершаемым в этом видимом знаке. Так и брак может обрести способность служить сакраментальным знаком, только будучи формой осуществления церковной жизни, когда это принадлежит к символу того исповедания, вокруг которого разворачивается конкретная церковная жизнь» 583 . Если такое рассмотрение приведет к выводу о наличии законного, но не сакраментального брака, в этом не будет ничего нового. Каноническому праву всегда были известны случаи такого рода. Об этом свидетельствуют браки, заключенные вместе с диспенсацией от препятствия disparitas cultus (различия вероиспове даний, кан. 1086 § 2). Признание, помимо этого последнего, других исключений из принципа нераздельности договора и таинства христианского брака (кан. 1055 § 2) не означает отказа от этой традиционной доктрины, не догматизированной, однако несомненно ставшей составной частью церковного учения о браке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Предстоятель Антиохийской Церкви в Северной Америке призвал всех своих последователей обратиться к их представителям в Конгрессе США и «потребовать проголосовать против односторонней военной акции США» против сирийского правительства. Антиохийская Церковь по преданию основана святыми апостолами Петром и Павлом, она признана всеми поместными православными церквами. Сейчас Антиохийская митрополия в США и Канаде насчитывает свыше 400 священников и почти 240 храмов. Сражение у Маалюли В четверг, 5 сентября, стало известно, что в христианском уголке Сирии - древней Маалюле, где расположена обитель Святой Равноапостольной Феклы/ученицы апостола Павла/, шли ожесточенные бои. По поступающим сообщениям, сирийская армия начала операцию по освобождению города, который находится в горном ущелье в 60 км к северу от Дамаска. Молитва за мир Папа Римский Франциск объявил 7 сентября днем молитвы и поста за мир в Сирии и на всем Ближнем Востоке. Помимо сбора на площади Святого Петра, понтифик призвал присоединиться к молитве некатоликов и неверующих во имя мира на Земле. Католическая община Святого Эгидия объявила о проведении акции в 70 странах. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 08.06.2023 13:57 В Сирии обсудили проблемы реставрации Пальмиры 01.03.2023 12:02 " Рускатолик.рф " «Мы продолжим жить на нашей земле». Помогите сирийским христианам остаться 19.10.2022 11:37 Монастырю в сирийской Маалюле передан комплекс электрооборудования на базе солнечных панелей 08.09.2022 18:04 Благовест-инфо Сиро-яковитская община Алеппо избрала нового архиепископа взамен похищенного в 2013 году 03.06.2022 17:36 Благовест-инфо Ассирийская церковь пострадала от обстрела в сирийском Курдистане 23.03.2022 11:22 Ученые из России подготовят для Сирии 3D-мoдeлu ее древних храмов 09.03.2022 12:22 В представительстве РПЦ в Дамаске открыли центр протезирования для реабилитации детей 22.02.2022 02:06 Благовест-инфо Сирия: " Свободные бирманские рейнджеры " восстановили армянскую церковь в Ракке

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Язычество в империи изживалось естественным образом, вслед. его религ. несостоятельности и неубедительности, но императоры-христиане своими распоряжениями содействовали этому процессу. Так, в 341 г. имп. Констанций II запретил приносить кровавые жертвы богам. Имп. Грациан (367-383) лишил привилегий весталок, ограничил имущественные права языческих храмов. Имп. Феодосием Великим были запрещены не только публичные идолослужения, но и домашние - перед ларами и пенатами. Апостаты, отпадавшие от христианства в язычество, лишены были права делать завещания. Полное прекращение легального существования язычества в империи относится ко времени имп. Юстиниана I (527-565), при к-ром в 529 г. была закрыта Афинская школа, где еще вели преподавание ученые-язычники. Время от времени предпринимались меры давления по отношению к евреям с целью побудить их к обращению в христианство, но в целом евреи в Византийской империи пользовались В. со стороны гос. власти. После окончательного торжества Православия в Византии (сер. IX в.) вне закона оказались приверженцы гностицизма , манихейства , павликиане , но В. проявлялась по отношению к исповедующим монофизитство и монофелитство . Большая часть ересей, с к-рыми боролась Церковь в эпоху Вселенских Соборов, к тому времени либо совершенно исчезла (арианство, духоборчество , учение Савеллия , иконоборчество ), либо осталась с их приверженцами за пределами империи (несторианство) . В. в католических и протестантских странах В средневековье при наивысшем могуществе власти Римских епископов католич. Церковь этатизировалась. Статус некатоликов в Зап. Европе зависел гл. обр. от Римских пап и в меньшей мере от религ. политики светских государей. Католич. церковной и светской властями относительная В. проявлялась по отношению к православным, вост. христианам-нехалкидонитам, а также иноверцам - евреям и мусульманам, но только к тем из них, кто не были ранее католиками. Отпадение от католич. Церкви в инославие или иноверие, как правило, каралось смертной казнью. Некатолич. христиане, евреи и мусульмане имели всевозможные ограничения в религ. жизни, политических и гражданских правах. Евреи, нередко пользовавшиеся покровительством и защитой со стороны католич. государей, в др. время преследовались и изгонялись (напр., из Англии в 1290, из Испании в 1492). Мусульмане, пользовавшиеся относительной свободой вероисповедания в Кастилии и Арагоне во время реконкисты , были изгнаны из объединенной Испании в XV в. В эпоху крестовых походов в гос-вах крестоносцев мусульмане, а также православные и христиане-нехалкидониты могли легально исповедовать свои религии, но подвергались в разное время дискриминации.

http://pravenc.ru/text/150455.html

Большинство американцев верят, что Библия – это слово Божие Москва, 31 мая 2007 г. Как свидетельствуют данные трех опросов общественного мнения, проведенных организацией Gallup в США, более трех четвертей американцев верят в то, что Библия является словом Божиим в буквальном смысле этого словам или была написана по вдохновению от слова Божия. При этом 19% опрошенных заявили, что Священное Писание представляет собой сборник древних мифов и легенд, пишет КоммерсантЪ . Как рассказал главный редактор Gallup Poll Фрэнк Ньюпорт, анализ этих трех опросов общественного мнения показывает, что около 31% опрошенных американцев считают, что " Библия – абсолютно достоверна и ее нужно воспринимать буквально " . По мнению 47% опрошенных, Библия была написана " по вдохновению от слова Божия " . 19% респондентов высказали мнение, что это книга, в которой собраны мифы древних времен, истории и " моральные принципы " , записанные человеком. Расклад мнений за последние годы не претерпел значительных изменений. На самом деле, с 1991 года среднее число людей, воспринимающих Библию буквально, осталось тем же. По словам господина Ньюпорта, буквальное понимание Библии проявилось в отношении людей к целому ряду общественных вопросов, в том числе к реформе преподавания в государственных школах, связям между людьми одного пола, роли мужа и жены в семье, соблюдению выходного дня, к идее того, что священнослужителями могут быть только мужчины, и даже к относительно не связанным с верой вопросам, например, иммиграции. Мнения разных религиозных групп не совпадают. Среди христиан-некатоликов 45% понимают Библию буквально, а 46% считают, что эта книга богодухновенна. Среди протестантов эти показатели составляют 40% и 48% соответственно, а среди католиков – 21% и 61%. " Интересно и то, что 10% тех, кто не относит себя ни к какому вероисповеданию, считают, что Библия является словом Божиим, а 26% из них говорят, что она богодухновенна " ,– отмечает господин Ньюпорт. Самое большое число тех, кто понимает Библию буквально (54%), было выявлено среди той группы верующих, представители которой ходят в церковь каждую неделю. На втором месте – выпускники средней школы (42%) и жители южных штатов (41%).

http://pravoslavie.ru/22395.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010