Обращает на себя внимание одно из положений «Догматической Конституции о Церкви», принятой II Ватиканским собором. Оно гласит: «Оглашенные, которые под действием Духа Святого ясным волеизъявлением просят быть членами Церкви, уже этим желанием соединяются ею, и Мать Церковь уже объемлет их своей любовью и заботой» Православная же Церковь, исповедуя вместе со святителем Иоанном Златоустом, что милосердный Господь Иисус Христос «и намерение целует», никогда, между тем, не признавала подобного вменения «ясного волеизъявления» в само Крещение (случаи мученических «крещений кровью», конечно, не могут быть в этом смысле приняты во внимание в силу своей исключительности). Что же касается оглашенных, то Православная Церковь устами святителя Григория Богослова высказалась ясно: «Доколе ты оглашенный, дотоле стоишь в преддверии благочестия; а тебе должно взойти внутрь, пройти двор, видеть Святая, проникнуть взором во Святая-Святых, быть с Троицею» Любопытно, что в постановлениях II Ватиканского собора нет термина «границы Церкви». Но те определения, которыми руководствуется сейчас Ватикан, позволяют заключить, что понятие о границах Церкви в католицизме используется, однако оно неопределенно и размыто — в первую очередь по причине активного прозелитизма. Именно с этих позиций, с позиций привлечения новообращенных всевозможными путями в католичество, рассматривает в настоящее время Рим и распространившееся на Западе экуменическое движение. Выгодной в этом отношении является для католицизма теория о некоем «неполном общении» с Римской Церковью христиан-некатоликов. Постановление «Об экуменизме» II Ватиканского собора, имея в виду христиан-некатоликов, гласит: «Те, кто верует во Христа и принял действительное Крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью»   Более того, собор признал, что вне видимых пределов католической Церкви могут существовать написанное Слово Божие, благодатная жизнь, вера, надежда и любовь, другие внутренние дары Духа Святого (там же, с. 125). Поэтому католицизм, констатируя, что некатолические Церкви страдают некоторыми недостатками, соглашается признать, что они «не лишены значения и ценности в тайне спасения. ...Дух Христов не отказывается пользоваться ими как средствами спасения»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205369...

Большинство американцев верят, что Библия – это слово Божие Москва, 31 мая 2007 г. Как свидетельствуют данные трех опросов общественного мнения, проведенных организацией Gallup в США, более трех четвертей американцев верят в то, что Библия является словом Божиим в буквальном смысле этого словам или была написана по вдохновению от слова Божия. При этом 19% опрошенных заявили, что Священное Писание представляет собой сборник древних мифов и легенд, пишет КоммерсантЪ . Как рассказал главный редактор Gallup Poll Фрэнк Ньюпорт, анализ этих трех опросов общественного мнения показывает, что около 31% опрошенных американцев считают, что " Библия – абсолютно достоверна и ее нужно воспринимать буквально " . По мнению 47% опрошенных, Библия была написана " по вдохновению от слова Божия " . 19% респондентов высказали мнение, что это книга, в которой собраны мифы древних времен, истории и " моральные принципы " , записанные человеком. Расклад мнений за последние годы не претерпел значительных изменений. На самом деле, с 1991 года среднее число людей, воспринимающих Библию буквально, осталось тем же. По словам господина Ньюпорта, буквальное понимание Библии проявилось в отношении людей к целому ряду общественных вопросов, в том числе к реформе преподавания в государственных школах, связям между людьми одного пола, роли мужа и жены в семье, соблюдению выходного дня, к идее того, что священнослужителями могут быть только мужчины, и даже к относительно не связанным с верой вопросам, например, иммиграции. Мнения разных религиозных групп не совпадают. Среди христиан-некатоликов 45% понимают Библию буквально, а 46% считают, что эта книга богодухновенна. Среди протестантов эти показатели составляют 40% и 48% соответственно, а среди католиков – 21% и 61%. " Интересно и то, что 10% тех, кто не относит себя ни к какому вероисповеданию, считают, что Библия является словом Божиим, а 26% из них говорят, что она богодухновенна " ,– отмечает господин Ньюпорт. Самое большое число тех, кто понимает Библию буквально (54%), было выявлено среди той группы верующих, представители которой ходят в церковь каждую неделю. На втором месте – выпускники средней школы (42%) и жители южных штатов (41%).

http://pravoslavie.ru/22395.html

Мониторинг СМИ Папа Иоанн XXIII: «Два великих недуга отравляют сегодня мир: лаицизм и национализм» 29.04.2014 12:42  Жизненный опыт монсеньора Ронкалли можно охарактеризовать как милосердие и внимание к людям: «Мы трудились вместе, - говорил он своему секретарю монс. Каповилле, - и служили Церкви, быстро подбирая и вновь бросая на дороге булыжники, которые временами загромождали путь». Путь Ронкалли был загроможден многочисленными трудностями, в том числе и католичеством «в меньшинстве», служению которому он посвятил двадцать лет - в православной Болгарии и в «светской» Турции Кемаля Ататюрка.  Ронкалли лично, непосредственно, а в некотором смысле даже как первопроходец, столкнулся с жизнью Католической Церкви за пределами католического мира: в православной и исламской среде, а также во время восьмилетнего пребывания во Франции, где он увидел «растворённое» католичество в светской республике.  Энциклика Папы Иоанна 23 «Pacem in terris», несомненно, является плодом опыта жизни бок о бок как с католиками, так и с некатоликами и нехристианами. По мысли Папы, его энциклика «предлагает католикам широкое поле встреч и понимания как с отделившимися христианами..., так и с людьми, не просвещенными верой в Иисуса Христа, в которых, однако, присутствует свет разума». За свою долгую жизнь Анджело Джузеппе Ронкалли всегда отвергал упрощения и смотрел в глаза людям и конкретным ситуациям. Его слова о «постепенности», прозвучавшие в энциклике о мире, накануне периода «утопии», насыщены христианским реализмом: «Не следует забывать, что постепенность - это закон жизни во всех ее проявлениях...», - напоминал он людям, «горящим желанием обновить, минуя все этапы, словно прибегая к некому подобию революции».  В этом Папе, который видел две мировые войны – вторую пережил в Стамбуле, – и смог констатировать, какое горькое наследие оставляет всякий конфликт, пульсировало давнее недоверие католичества к войнам и революциям. В разгаре кризиса на Кубе Папа напоминал миру: «Продвигать, поощрять, принимать переговоры на всех уровнях, во все времена: вот правило мудрости и предусмотрительности...» Это было неизменной директивой его дипломатической деятельности, в том числе и в период пребывания в Турции.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Прот. Александр Пелин: От военного удара по Сирии выиграют только представители исламского фундаментализма Мы опять получаем странный однополярный мир с усиливающимся исламским фактором, безудержной эскалацией напряжения, когда появляются сильно кровоточащие и незаживающие раны на религиозной почве внутри страны, ссорим целые поколения людей, хотя до войны Сирия являлась удивительным стабильным островком мира и спокойного сосуществования различных народов и религий. 5 сентября, 2013 Мы опять получаем странный однополярный мир с усиливающимся исламским фактором, безудержной эскалацией напряжения, когда появляются сильно кровоточащие и незаживающие раны на религиозной почве внутри страны, ссорим целые поколения людей, хотя до войны Сирия являлась удивительным стабильным островком мира и спокойного сосуществования различных народов и религий. Католическая церковь выступила против нанесения удара по Сирии и предупредила об угрозах эскалации военного конфликта в стране. Папа Римский Франциск осудил использование химического оружия во время конфликта, заявив при этом, что против внешнего военного вмешательства в происходящую в Сирии гражданскую войну. С призывом молиться о мире понтифик обратился и к некатоликам. На этот призыв уже откликнулся верховный муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун. О намерении нанести военный удар по Сирии заявил президент США Барак Обама, ссылаясь на информацию о том, что химическое оружие было использовано сирийскими правительственными войсками против повстанцев. Что вы думаете о ситуации вокруг Сирии? С таким вопросом Regions.ru обратились к священнослужителям. Комментирует ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии протоиерей Александр Пелин. Это совершенно адекватная реакция нормальных людей. И Русская православная церковь пытается использовать все способы на уровне международной и церковной дипломатии, чтобы внести лепту в мирное решение вопроса. Очевидно, любая война — это полное безумие. Вмешательство в любой конфликт на чьей-либо стороне является посягательством на суверенитет страны, а в Сирии очень сложная этническая и конфессиональная обстановка. Если сейчас произойдет вмешательство, христианское население Сирии будет фактически истреблено. Например, в Ираке до войны жили около миллиона христиан, сейчас их там почти не осталось. Очень тяжелая и тревожная ситуация в Египте, смутно и неспокойно в Ливии — везде в этих конфликтах страдают самые незащищенные религиозные и этнические меньшинства.

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-pelin-o...

В венецианском приходе свв. Жен-Мироносиц прошли Рождественские богослужения 11 января 2008 г. 20:21 Рождественские богослужения прошли в Венеции на приходе святых Жен-Мироносиц Русской Православной Церкви. Ночное рождественское богослужение длилось более пяти часов — с 22.30 до 4.00, затем по традиции была предложена общая братская трапеза, во время которой исполнялись украинские колядки и духовные канты, звучали поздравления со светлым праздником Рождества Христова. От католической епархии Венеции православных поздравил с праздником священник Марко Скарпа, уполномоченный по связям с христианами-некатоликами. Посетил православное богослужение и настоятель венецианской церкви святого Иоанна Предтечи священник Джованни Фаваретто, который, несмотря на пожилой возраст, провел в храме всю службу и остался также на разговение, чтобы поздравить православных с Рождеством Христовым. В храме святого Иоанна Предтечи (San Giovanni in Bragora) почивают честные мощи святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. Православные Венеции и паломники из России и Украины часто приходят поклониться мощам святителя Иоанна, перед которыми священник Алексий по благословению священноначалия совершает по просьбам паломников молебны. Из этих посещений развилось дружеское общение между настоятелем православного прихода и настоятелем храма святого Иоанна Предтечи монсиньором Фаваретто, который впервые присутствовал на ночном православном богослужении и остался под благоприятным впечатлением от церковного строя богослужения и благочестия православных верующих. Вечером 7 января настоятель прихода святых Жен-Мироносиц священник Алексий Ястребов совершил Великую рождественскую вечерню, собравшую верующих, которые не смогли посетить ночное богослужение. 8 января в день Собора Пресвятой Богородицы была совершена Божественная литургия в церкви прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции. 9 января в день памяти святого архидиакона Стефана в церкви Святого Георгия-на-Острове (San Giorgio in Isola), где покоятся мощи святого первомученика, состоялся традиционный молебен. Православных приветствовал новый приор монастыря святого Георгия отец Бьяджио Тоффанин. Он заверил отца Алексия и верующих в неизменном расположении отцов бенедиктинцев к православным верующим, которые приходят поклониться святыням храма. Отец Бьяджио, как и предыдущие приоры, готов предоставлять верующим возможность поклониться святыням храма. Священник Алексий поблагодарил отца приора и других монахов за их всегдашнее гостеприимство и после богослужения показал прихожанам другие святыни церкви святого Георгия. Это, в первую очередь, две части мощей святого великомученика Георгия Победоносца, мощи святителя Евтихия, Патриарха Константинопольского, святых Космы и Дамиана Аравийских, преподобного Космы пустынника и другие святыни. Сайт храма свв. Жен-Мироносиц в Венеции /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/349312.htm...

Новости Удары США по Сирии могут привести к истреблению христианства на Ближнем Востоке - глава Антиохийской Церкви в Северной Америке 06.09.2013 16:01 Вашингтон, 6 сентября. Боевая операция США против сирийского правительства может привести к истреблению христианства на Ближнем Востоке. Такое мнение высказал первоирерарх Антиохийской Православной Церкви в Северной Америке митрополит Филипп, передает ИТАР-ТАСС . В опубликованном сегодня воззвании к верующим он подчеркнул, что «новые бомбы и дестабилизация в стране приведут только к дальнейшим кровопролитиям и разрушениям». «На мой взгляд, как человека, который в течение многих лет жил в этом регионе мира, военная операция не будет отвечать ни интересам США, ни чаяниям сирийского народа и всего Ближнего Востока в целом», - отметил митрополит. По его словам, «экстремисты из «Аль-Каиды» и других группировок, только и делают, что молятся об ослаблении правительства Сирии». «Бомбардировки станут еще одним шагом к истреблению христианства на Ближнем Востоке. Наша церковь уже принесла серьезные жертвы, и новые мученики ждут часа своего прославления. Мы не хотим, чтобы их было еще больше», - подчеркнул митрополит. Предстоятель Антиохийской Церкви в Северной Америке призвал всех своих последователей обратиться к их представителям в Конгрессе США и «потребовать проголосовать против односторонней военной акции США» против сирийского правительства. Антиохийская Церковь по преданию основана святыми апостолами Петром и Павлом, она признана всеми поместными православными церквами. Сейчас Антиохийская митрополия в США и Канаде насчитывает свыше 400 священников и почти 240 храмов. Сражение у Маалюли В четверг, 5 сентября, стало известно, что в христианском уголке Сирии - древней Маалюле, где расположена обитель Святой Равноапостольной Феклы/ученицы апостола Павла/, шли ожесточенные бои. По поступающим сообщениям, сирийская армия начала операцию по освобождению города, который находится в горном ущелье в 60 км к северу от Дамаска. Молитва за мир Папа Римский Франциск объявил 7 сентября днем молитвы и поста за мир в Сирии и на всем Ближнем Востоке. Помимо сбора на площади Святого Петра, понтифик призвал присоединиться к молитве некатоликов и неверующих во имя мира на Земле. Католическая община Святого Эгидия объявила о проведении акции в 70 странах. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

свободы и коллегиальности; особую роль К. сыграл в разработке декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio» , декларации об отношении католической Церкви к нехристианским религиям «Nostra aetate» и пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» . В 1960 г. папа Иоанн XXIII включил его в состав Центральной подготовительной комиссии Собора; 27 нояб. 1961 г. К. посещал Стамбул, где участвовал в переговорах с К-польским патриархом Афинагором I (Спиру) о присутствии на Соборе представителей православных Церквей. Богословским консультантом К. в период подготовки и проведения Собора был видный католический теолог пресв. Карл Ранер , при участии к-рого К. работал над проектом декрета об экуменизме. Во время соборных дискуссий о границах Церкви и о месте христиан, к-рые сторонниками традиц. католической экклезиологии воспринимались как находящиеся вне Церкви, не принадлежащие к Римско-католической Церкви, К. предложил формулировку «communitates ecclesiasticae» (церковные общины), признававшую, что христианам-некатоликам «свойствен некий церковный характер», хотя «для полноты церковного бытия» им недостает единства с Папским престолом. Во многом благодаря К. II Ватиканский Собор отказался от унионального понимания взаимоотношений католич. Церкви с др. христ. конфессиями, предполагавшего присоединение христиан-некатоликов к католич. Церкви, что заложило основы совр. католического экуменизма. Решающее значение в составлении проекта декларации о нехристианских религиях «Nostra aetate» имело предложение К. включить в него ранее отклоненный текст об отношении католич. Церкви к иудеям, из которого были удалены упоминания об ответственности евреев за распятие Христа. К. подчеркивал примиряющее значение поиска общности с др. религиями в ходе дискуссий с их представителями. Во время Всемирного евхаристического конгресса в Бомбее (1964) К. руководил встречей представителей разных религий, выступил там с речью о необходимости взаимного уважения в условиях нестабильности современного мира.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

Во время модернистского кризиса декрет «Lamentabili» от 3 июля 1907 г. и энциклика «Pascendi Dominici Gregis» от 8 сент. 1907 г. папы Пия X подвергли критике и осудили увлечение нек-рых католич. экзегетов методами либеральной экзегезы. В энциклике «Spiritus Paraclitus» от 15 сент. 1920 г., изданной по случаю 1500-летия со смерти блж. Иеронима, папа Бенедикт XV предостерегал ученых от злоупотребления совр. критическими методами науки. Новый поворот в дискуссии об авторитете В. наметился с изданием папой Пием XII энциклики «Divino Afflante Spiritu» 30 сент. 1943 г. по случаю 50-летия опубликования «Providentissimus Deus». Учитывая развитие библеистики, папа призывал обращаться к оригинальным текстам Библии как к материалам, с к-рых должны быть сделаны новые переводы, и не акцентировал особого внимания на переводе блж. Иеронима. В то же время он подчеркнул значение текстологической критики, обосновывавшей достоверность В. в вопросах вероучения. На 8-й сессии II Ватиканского Собора (18 нояб. 1965) в 5-й редакции была принята конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum», в статьях к-рой, в частности, отмечено положительное отношение католич. Церкви к совр. исследованиям Библии. Так, статья 6 подтверждает энциклику «Divino Afflante Spiritu», согласно к-рой Библия должна быть переведена с оригинальных языков, но добавляет, что это должно происходить в сотрудничестве с христианами-некатоликами. Документ Папской Библейской комиссии, опубликованный в 1993 г. в связи со 100-летием энциклики «Providentissimus Deus» и 50-летием энциклики «Divino Afflante Spiritu», содержит в качестве предисловия речь папы Иоанна Павла II «О толковании Библии в Церкви» (25 апр. 1993), где признается важность существующих в наст. время подходов к толкованию Библии, основанных на Свящ. Предании, гуманитарных науках, а также предполагаемых контекстуальным богословием (феминистское, богословие освобождения). О роли блж. Иеронима упоминается в связи с характеристикой патристической экзегезы как примера типично католич. толкования Библии. Если в В. обнаруживаются мессианские варианты переводов тех мест, к-рые не поддерживаются текстом оригинала, то считается, что они отражают церковную реальность эпохи блж. Иеронима, служат утверждению христ. благочестия и имеют ограниченное апологетическое значение. Позиция блж. Иеронима, восхваляющего «еврейскую истину», остается маргинальной в традиции отцов Церкви. Католич. толкователи должны учитывать это при изучении В. как примера патристической экзегезы Свящ. Писания, к-рая является важным фактором в богословском толковании Библии, согласном с Преданием.

http://pravenc.ru/text/Иеронимом ...

Однако наиболее интересным местом во всей этой главе является текст о народе Божием, обладающем непогрешимостью в силу «чувства веры», которое дает ему Святый Дух. Если мы вспомним, что народом Божиим является вся Церковь , т.е. совместно иерархия и миряне, то станет понятным интерес этого учения для православных, которые веруют, что непогрешимость принадлежит именно только Церкви в целом. «Общество верующих, говорится в тексте, имеющих помазание, происходящее от Святого... не может ошибаться в вере; этот особый, обладаемый им дар оно проявляет в силу сверхъестественного чувства веры, принадлежащего всему народу в целом, когда «от епископов и до последних верующих мирян!» (святой Августин) оно выражает всеобщее согласие с истинами, касающимися веры и нравов». Эти слова почти «хомяковского» звучания, к сожалению, сразу же сводятся к очень немногому, потому что «общее согласие» понимается в смысле совершенно пассивном, как не могущее не последовать в ответ на решения «священного учительства», т.е. папы. Таким образом, это «чувство веры» непогрешимо только, когда «его верно слушаются». Конечно, можно сказать, что и в такой ограниченной форме признание за народом Божиим в его целом «чувства веры» и даже «непогрешимости» представляет собою нечто положительное, могущее принести плоды в будущем. Но в отношении настоящего та же вторая глава снова подтверждает «во благовремении и безвремении», что «Христос управляет Церковью через Верховного Первосвященника и епископов», что местные традиции могут «законно» существовать, только если они «не причиняют ущерба примату кафедры Петра, которая председательствует во всеобщем собрании любви». (Эти слова являются тенденциозным парафразом хорошо известного места Послания святого Игнатия Антиохийского Римлянам. В действительности, святой Игнатий не говорит ни о кафедре Петра, ни о «всеобщем собрании». Он говорит только, что преобладает в любви Римская « Церковь » (а не Римский епископ).) Параграф 15, озаглавленный «Связи Церкви с христианами-некатоликами», производит впечатление неясное и противоречивое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Папа, Епископ Римский и преемник св. Петра, " есть постоянное и видимое начало и основа единства и епископов и множества верных " , – говорится в католическом Катехизисе. " Ибо Римский Первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять " . Папе усваивается также прерогатива созыва Вселенских (в католическом понимании) соборов, причем, гласит Катехизис, " Нет Вселенского Собора, если он не утвержден как таковой или, по крайней мере, не одобрен преемником Петра " . Существуют и многие другие положения, всячески " предохраняющие во всем право Римского Первосвященника, которое Он имеет в силу своего служения " . Насколько важным является это вероопределение католицизма, можно судить по тому, что Рим в своем прозелитизме среди " восточных крещенных некатоликов " этот единственный и основополагающий пункт своего вероучения сохраняет в качестве главного условия единения с Римской Церковью. Пункт 833 Катихизиса Католической Церкви дает определение не-католическим Церквам: " Отдельные Церкви – полностью вселенские через общение с одной из них: Римской Церковью, " которая первенствует в любви " . " Ибо с этой Церковью, по причине ее более превосходных начал, должна необходимо согласовываться каждая Церковь, то есть верующие повсюду " . " Действительно, от нисхождения к нам Слова воплощенного все христианские Церкви повсюду считали и считают великую Церковь, которая здесь (в Риме), единственной основой и основанием, ибо, по самим обещаниям Спасителя, врата адовы никогда не одолели ее " . " Более превосходные начала " и " первенство в любви " довольно причудливо сочетаются в этом документе. " С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в ее целости или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам " . " Те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью " . С Православными Церквами это общение так глубоко, " что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней " (п. 837). Что же это за недостающее " малое " , которое не позволяет христианам достичь полного общения с Католической Церковью?

http://religare.ru/2_27040.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010