Недостаточная ясность в вопросе о связи конфирмации с крещением, а также этих таинств христианского посвящения с общинной и миссионерской деятельностью Церкви, помешала церковному законодателю глубоко проанализировать правовые последствия конфирмации, и, в частности, ее роль в Конституции Церкви. 13.2 Вопросы конституционального характера На конституциональном уровне имеются две основные проблемы, связанные с преподаванием таинства конфирмации: проблема принятия в полное церковное общение крещеного-некатолика, и проблема полноты осуществления прав и обязанностей верующих-мирян. а) Принятие в полное церковное общение крещеных-некатоликов Любой христианин, крещеный вне католической Церкви, «имеет право, по соображениям совести, свободно принять решение о вхождении в полное общение с Католической Церковью» 436 . Сознавая, что речь идет о весьма важном и деликатном вопросе, отцы Второго Ватиканского собора установили три главных критерия, надлежащим образом регулирующих это принятие крещеных некатоликов в полное общение с Церковью. Во-первых, следует иметь в виду, что «задача приуготовления и примирения в отношении тех отдельных лиц, которые желают войти в полное общение с Католической Церковью, по своей природе отлична от экуменической инициативы» (UR 4, 3). Во-вторых, именно поэтому, а также ввиду большого конституцио нального значения этой задачи она должна решаться в полном уважении к тому принципу, что «никто не может быть принуждаем к принятию католической веры против своей воли» (DH 10). В-третьих, «для установления или сохранения общения и единства надлежит не возлагать иных тягот, кроме необходимых » (AT15,28, UR 18). Исходя из этих критериев, Священная конгрегация богослужения предусмотрела в «Обряде христианского посвящения взрослых» особый «Обряд принятия в полное общение с Католической Церковью». В отличие от Кодекса канонов Восточных Церквей, где этой теме посвящен весь семнадцатый титул (каноны 896_901), в Кодексе канонического права на нее нет никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Они всегда необходимы в равной степени. По Божественному повелению они являются свойствами, присущими любому браку, а не исключительно браку между крещёными. Каноническая формулировка лишь подчёркивает, что в этом втором случае они обретают крепость «особого характера», со своими чертами, которые невозможно уточнить или исчерпать неким определением. Например, можно сказать, что в христианском браке «благодаря крещению», то есть в силу его возведения в таинственный знак неразрывного единения между Христом и Церковью , единство и нерасторжимость обретают новую печать, новое достоинство, новое направление обязательства и уз, добавляя к требованиям естественного закона требования закона евангельского. Кан. 1055, изложив в § 1 вероучительный принцип, по которому «брачное соглашение», из коего происходит супружеский союз как стабильная форма жизни, возводится Христом Господом в достоинство таинства, когда он заключается между «крещёными», в § 2 утверждает, как следствие этого, что между ними, католиками или некатоликами, «не может состояться такой действительный брачный договор», то есть брак как естественное установление, «который тем самым не был бы таинством». Учительство Церкви непрестанно преподаёт «католическое вероучение» (хотя и не излагаемое посредством непререкаемого акта), согласно которому таинственный характер брака между крещёными не является качеством, добавленным к согласию супругов, из которого рождаются естественные узы: это качество настолько присуще брачному согласию, что попросту неотделимо от него 20 . Именно то самое брачное согласие, которое уже существует в порядке природы и остаётся целостным, становится таинством. В союзе двух крещёных и первое, и второе не являются двумя разными сущностями, но образуют единую неразрывную реальность. Кто хочет, чтобы брачное согласие или соглашение было действительным, тот должен включить в свои намерения (по крайней мере, косвенным образом) также таинство. Если оно исключается позитивным актом воли, то исключается и сам брак.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

1. Брак «одобренный и завершённый» Брак – это установление, структура и цели которого определены Богом. Как таковой, независимо от религиозного положения тех, кто его заключает, он всегда является «священной реальностью», «священными узами», нерушимыми, неразрывными. «Святость», которая в любом браке является «врождённой, не привходящей» 198 , в браке, заключённом или существующем между крещёными, католиками или некатоликами, с естественного уровня возводится на уровень сверхъестественный, в достоинство «таинства», то есть средства, выражающего и производящего благодать, сообщает жизнь Божественную. Так «христианский» брак между двумя лицами, верующими во Христа, благодаря крещению, составляющему основу веры, обычно называется «одобренным»; эти узы, утверждённые навсегда, становятся знамением нерасторжимого таинственного союза Христа и Церкви. В христианском браке это знамение присутствует всегда; однако, когда за заключением брака последовало его завершение, пусть даже посредством лишь одного супружеского акта, это знамение осуществляется во всей своей полноте и совершенстве, приводя к значительным последствиям в том, что касается нерасторжимости супружеских уз. По этой причине кан. 1061 различает брак «только одобренный» и брак «одобренный и завершённый» с последующими определениями того и другого: «Действительный брак между крещёными называется лишь одобренным, если он ещё не стал завершённым; одобренным и завершённым, если супруги по-человечески совершили между собой супружеский акт, предназначенный сам по себе к порождению потомства. К этому акту брак направляется по самой своей природе, а супруги благодаря ему становятся плотью единой». Такое различение необходимо для ответа на вопрос о том, может ли брак, заключённый или существующий между двумя крещёными сторонами, католическими или некатолическими, быть расторгнут при жизни обоих супругов. Что касается действительного брака, «одобренного и завершённого», кан. 1141 заявляет, что он «не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти». Это формулировка кратко излагает и закрепляет принцип, которому непрестанно следовала католическая традиция. Он же неоднократно утверждался в Папском Учительстве. Достаточно изложить мысли последних Пап по этому поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Если кто-то отказывается предстать пред судом и дать показания – либо по мотивам веры, или только из-за своих неудобств, – то судья-инструктор может поручить священнику принять у него показания внесудебным и неофициальным путём, уполномочив его отправиться к свидетелю на дом, если его там примут, или заслушать свидетеля по телефону в том случае, если этот способ будет единственно возможным, а затем составить отчёт о результатах своих усилий. Однако использование телефона для получения показаний стороны-ответчицы или свидетелей должно быть исключительным средством. Практика, при которой пользуются только им одним, порицается. Если свидетель, которого нужно выслушать, отказывается явиться к священнику, дать ему показания и даже общаться с ним каким бы то ни было способом, то можно принять документ с его показаниями, данными в присутствии государственного чиновника, нотариуса или какого-либо лица, заслуживающего доверия. Этот факт должен быть прямо отмечен в актах. Судья-инструктор, ординарный или делегированный, должен приложить своё мнение относительно того, насколько можно верить данному документу, но предварительно ему надлежит пригласить и выслушать под присягой свидетелей, прежде всего католиков, хорошо знающих свидетеля-некатолика, готовых и способных засвидетельствовать его правдивость. Из опроса сторон или свидетелей может явствовать, что естественные или приёмные родители той стороны, которая называет или считает себя крещёной, в её детстве были членами общины, преподающей действительное крещение, либо может оказаться так, что эта сторона посещала школу христианского воспитания, с малолетства была принята в сиротский приют или госпитализирована в тяжелом состоянии. В этих случаях для полноты доказательства отсутствия крещения должно быть установлено, что ни в одном из указанных мест данный супруг предположительно не мог принять крещение. Поэтому посредством письменного запроса должно быть проведено расследование, если предполагается, что может существовать запись о крещении в специальных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

На что Демеа (его более добродетельный женатый брат) отвечает: Pro Juppiter, tu homo adigis me ad insaniam. Non est flagitium facere hœc adulescentulum? ты меня доводишь до безумия!/Скандала нет в таких делах для – «Братья», I. 2. 21–22, 31–32 А. В. Артюшкова]. 467 Деян. 21:20–25 . Ириней тоже понимал соборное постановление таким образом: «Hi qui circa Jacobum apostoli gentibus quidem libère agere permittebant; ipsi vero… perseverabant in pristinis observationibus… religiose agebant circa dispositionem legis quœ est secundum Mosern» («Против ересей», III. 12:15). бывшие с Иаковом апостолы дозволили язычникам действовать свободно… Сами же… держались прежних обычаев… благоговейно поступали в отношении к распоряжению закона Пфлайдерер (указ. соч., 284) придерживается такого же мнения по этому вопросу, которому часто не придают значения, хотя он и крайне важен для надлежащего понимания последующих событий. Пфлайдерер пишет: «Die Judenchristen betreffend, wurde dabei stillschweigend als selbstverständliche Voraussetzung angenommen, das bei diesen Alles beim Alten bleibe, dass also aus der Gesetzesfreiheit der Heidenchristen keinerlei Consequenzen für die Abrogation des Gesetzes unter den Judenchristen zu ziehen seien; auf dieser Voraussetzung beruhte die Beschränkung der älteren Apostel auf die Wirksamkeit bei den Juden (da eine Ueberschreitung dieser Schranke ohne Verletzung des Gesetzes nicht möglich war); auf dieser Voraussetzung beruhte die Sendung der Leute von Jacobus aus Jerusalem nach Antiochia und beruhte der Einfluss derselben auf Petrus, dessen vorhergegangenes freieres Verhalten dadurch als eine Ausnahme von der Regel gekennzeichnet wird». 468 Мы не хотим никого осуждать, но чтобы лучше понять позицию последователей апостола Иакова, приверженцев строгих правил, можно обратить внимание на похожие примеры сознательного и безоговорочного отмежевания от остального мира. Римские католики не признают никакой иной церкви, кроме своей собственной, и отказываются поддерживать религиозное общение с некатоликами; между тем многие из них согласятся, что божественная благодать действует и спасение возможно даже вне пределов папства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

§ 2. Si graves difficultatis formae canonicae servandae obstent, Ordinario loci partis catholicae ius est ab eadem in signulis casibus dispensandi, consulto tamen Ordinario loci in quo matrimonium celebratur, et salva ad validitatem aliqua publica forma celebrationes; Episcoporum conferentiae est normas statuere, quibus praedicta dispensatio concordi ratione concedatur. § 2. Если соблюдение требуемой канонической формы бракосочетания встречается с серьёзными затруднениями, то Ординарий того места, откуда происходит католическая сторона, в отдельных случаях имеет право дать диспенсацию от этой формы, посоветовавшись, однако, с Ординарием того места, где совершается бракосочетание, и соблюдя ради действительности брака одну из публичных форм бракосочетания; за конференцией Епископов остаётся право устанавливать нормы, по которым следует давать вышеуказанную диспенсацию по единообразному критерию. § 3. Velatur, ne ante vel post cano-nicam celebrationem ad normam § 1, alia habeatur eiusdem matrimonii celebratio religiosa, at matrimonialem consensum praestandum vel renovandum; item ne fiat celebratio religiosa, in qua assistens catholicus et minister non catholicus insimul, suum quisque ritum peragens, partium consensus exquirant. § 3. Недопустимо, чтобы до или после канонического венчания согласно § 1 имела место другая религиозная церемония заключения того же самого брака для подтверждения или обновления брачного согласия; не должно быть также религиозного обряда венчания, при котором ассистент-католик и служитель-некатолик, каждый исполняя свой обряд, совместно испрашивают согласия сторон. 6.2.1. Брак между католиком и не католиком, принадлежащими к восточным обрядам Чтобы избежать столь серьёзных затруднений, Ватиканский Собор, по настоятельному требованию соборных Отцов из восточных Церквей, постановил, что соблюдение канонической формы бракосочетания между католиком восточного обряда и некатоликом восточного обряда предписывается лишь для законности брака, тогда как для его действительности достаточно присутствия священнослужителя. В декрете Конгрегации по восточным Церквам «Grescens matrimoniorum» от 25.03.1967 года это положение распространено и на католиков латинского обряда, вступающих в брак с христианами восточного обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

9 Все цитаты из энциклики Пия Х даны по переводу гг. Д. Муретова и И. Селихановича в сборнике «Современные течения религиозно-философской мысли во Франции». Птр. 1915. 10 Эти рассуждения о раскрытии сути догмата показывают, сколь глубоко Карсавин воспринимал католичество. В нескольких словах он сумел так правильно выразить то, что составляет основную трудность католического богословия, что формулировка Карсавина одинаково соответствует положению католичества после II Ватиканского Собора, как и до него. Если нередко спрашивают с нетерпением, почему обновление Католической Церкви, начавшееся со II Ватиканского Собора, не продвигается быстрее, то одной из главных причин является именно указанная здесь Карсавиным трудность. 11 Карсавин перевел латинское слово infallibilitas как безошибочность, выражая этим, что Папа свободен от ошибок, когда он при указанных условиях исполняет свое служение на благо Церкви. Часто infallibilitas переводится как «непогрешимость», что, как известно, иногда толковалось неправильно. В частности, у некатоликов создавалось впечатление, что Папа претендует на безгрешность. Такое представление совершенно не соответствует мысли Собора. 12 Когда в 1950 г. папа Пий XII провозгласил как догмат, что Божия Матерь «по окончании своего земного поприща была воспринята с душой и телом в небесную славу», то счел нужным подчеркнуть при этом в ясных выражениях, что в данном случае он пользуется полнотой учительной власти, принадлежащей ему как Папе, и поэтому догматическая булла содержит окончательное и не подлежащее пересмотру решение по этому вопросу. Итак, после I Ватиканского Собора имело место лишь одно папское безошибочное решение. Степень авторитетности папского учения определяется в соответствии с важностью опубликованного Папой документа: первое место занимает булла, за ней следует энциклика и наконец – моту проприо. 13 Выше Карсавин установил, что в древней Церкви существовало два решения вопроса об инстанции, определяющей истинную веру: соборно-епископское и пастырское; они остались характерными для всего дальнейшего развития христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Антиохийский патриархат в XX в. Осенью 1918 г. сиро-ливан. побережье было занято англ. войсками, а области внутренней Сирии находились под контролем союзника Антанты эмира Фейсала, сына хиджазского короля. По условиям Версальского договора 1919 г. Сирия и Ливан перешли под управление Франции. В Сирии араб. националисты связывали с Фейсалом мечты о создании независимой араб. державы на территории Аравии, Сирии и Месопотамии. Часть правосл. общины поддерживала эти планы; Патриарх Григорий демонстрировал лояльность правительству и при провозглашении Фейсала королем Сирии (март 1920) принял участие в церемонии его коронации. Однако европ. державы не пожелали мириться с тем, что в Дамаске складывался очаг араб. национально-освободительного движения, и летом 1920 г. франц. войска свергли режим Фейсала. Патриарх Григорий, известный своими националистическими настроениями, в 1921-1922 гг. содержался франц. властями под домашним арестом. В 1922 г. турки сумели изгнать иностранные армии, оккупировавшие Анатолию. По Лозаннскому договору 1923 г. часть территории АПЦ - Киликия, Эдесса (Урфа) и Мардин - оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала второй мировой войны франц. власти передали Турции р-н Александретты (Искендерун), в к-ром находится Антиохия (тур. Антакья), древний центр АПЦ. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) значительно ухудшила положение местного христ. населения. На франц. политику на Ближ. Востоке влияла идея католич. реванша за неудачу крестовых походов. Мандатные власти в сент. 1920 г. выделили из состава Сирии т. н. Б. Ливан (прежний автономный Горный Ливан с прилегающими участками побережья и плодородными долинами), где большинство населения составляли христиане, среди к-рых преобладали лояльные к Франции марониты. Ливан. мусульмане, а также часть христиан-некатоликов долгое время выступали против гегемонии маронитов и отторжения ливан. земель от остального араб. мира. Стремясь сгладить сложившиеся противоречия, мандатная администрация выдвинула на пост 1-го президента Ливана правосл. Ш. Даббаса (1926-1932).

http://pravenc.ru/text/115764.html

Однако препятствие к осуществлению данного права отнюдь не означает обязательного недопущения ко Святому Причастию. Действительно, как нетрудно вывести из канона 916, круг верующих, не обладающих полнотой общения, всегда шире, чем круг тех, кто не может быть допущен ко Святому Причастию 353 . Ибо служитель Причастия при его преподании должен строго придерживаться объективных критериев канона 915. Именно на уровне толкования объективных критериев, которые могут служить основанием для ограничения права на причащение, возникают два частных вопроса, особенно деликатных с пастырской точки зрения: вопрос о евхаристическом гостеприимстве в отношении христиан-некатоликов и вопрос о втором браке разведенных верующих. а) Евхаристическое гостеприимство в отношении христиан-некатоликов Как правило, католическая Церковь допускает к причащению, таинству покаяния и елеопомазания только верующих-католиков, то есть тех, кто принадлежит к ее единству веры, богослужения и церковной жизни 354 . В порядке исключения и при определенных условиях она разрешает и даже рекомендует 355 допускать к названным таинствам также христиан-некатоликов. Очевидно, что как разрешение, так и рекомендация возможны только при одновременном соблюдении двух условий: полноты церковного общения и блага для души 356 . Второй Ватиканский собор выразил особое уважение Восточным Церквам, которые «хотя и отделены, тем не менее, имеют истинные и подлинные таинства, и прежде всего – в силу апостольского преемства – священство и Евхаристию» (UR 15, 2). В соответствии с этим в каноне 844 церковный законодатель различает два типа юридических норм: одни регулируют экстраординарное допущение к Евхаристии верующих-членов Восточных Церквей (кан. 844 § 3), другие регулируют экстраординарное допущение к этому таинству остальных христиан (кан. 844 § 4). В первом случае условия, предусмотренные церковным законодателем для законного допуска, таковы. Во-первых, верующие-члены восточных некатолических Церквей должны добровольно просить о допущении к Евхаристии. Во-вторых, они должны быть должным образом настроены. Во втором случае требуется соблюсти четыре условия для законного допуска к таинствам, причем они имеют силу только в определенных обстоятельствах. Так, христиане, не принадлежащие к восточным Церквам и не имеющие полного общения с Католической Церковью, могут быть допущены ко Святому Причастию только в случае угрозы смерти или другой крайней необходимости. При этом должны быть полностью и одновременно соблюдены следующие условия: 1) невозможность обратиться к служителю собственной Церкви или церковной общины; 2) добровольная просьба о допущении к таинству; 3) проявление личной веры, согласной с верой католической Церкви в том, что касается Евхаристии;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Что же касается оглашенных, то Православная Церковь устами святителя Григория Богослова высказалась ясно: «Доколе ты оглашенный, дотоле стоишь в преддверии благочестия; а тебе должно взойти внутрь, пройти двор, видеть Святая, проникнуть взором во Святая-Святых, быть с Троицею» Любопытно, что в постановлениях II Ватиканского собора нет термина «границы Церкви». Но те определения, которыми руководствуется сейчас Ватикан, позволяют заключить, что понятие о границах Церкви в католицизме используется, однако оно неопределенно и размыто — в первую очередь по причине активного прозелитизма. Именно с этих позиций, с позиций привлечения новообращенных всевозможными путями в католичество, рассматривает в настоящее время Рим и распространившееся на Западе экуменическое движение. Выгодной в этом отношении является для католицизма теория о некоем «неполном общении» с Римской Церковью христиан-некатоликов. Постановление «Об экуменизме» II Ватиканского собора, имея в виду христиан-некатоликов, гласит: «Те, кто верует во Христа и принял действительное Крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью»   Более того, собор признал, что вне видимых пределов католической Церкви могут существовать написанное Слово Божие, благодатная жизнь, вера, надежда и любовь, другие внутренние дары Духа Святого (там же, с. 125). Поэтому католицизм, констатируя, что некатолические Церкви страдают некоторыми недостатками, соглашается признать, что они «не лишены значения и ценности в тайне спасения. ...Дух Христов не отказывается пользоваться ими как средствами спасения» Римская Церковь переживает в последнее время глубокий кризис: католицизм пытается изо всех сил разрешить проблемы, возникшие перед ним — оскудение веры среди мирян, массовые отказы от священства и прочее. Меры же, предпринимаемые для решения этих вопросов, свидетельствуют о том, что Западная Церковь ныне более похожа на обмирщенное авторитарное государство с Римским Первосвященником во главе. Очевидно, что допущенные католицизмом искажения вероучения привели в конце концов к тому, что Церковь рассматривается на Западе как «монархическое государство, в котором все подданные подчинены одному обладателю абсолютной власти»

http://patriarchia.ru/db/text/268197.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010