Однако если говорить не просто о действительном, а о сакраментальном браке, то непонятно, почему церковный законодатель не осмелился потребовать и для этого типа браков то, чего он требует для действительности или сакраменталь ности браков между католиками и христианами-некатоликами восточного обряда, – а именно, вмешательства minister sacer (священнослужителя, кан. 1127 § 1). Важность и актуальность смешанных браков должны были бы подсказать также более точную формулировку канона 1366. Действительно, возможность применения канонических санкций к родителям, которые позволяют крестить и воспитывать детей в некатолической вере, касается в первую очередь тех верующих-католиков, которые активно совершают такой выбор, и лишь во вторую очередь относится к тем супругам-католикам, которые, живя в смешанном браке, сознательно не прикладывают всех возможных усилий к выполнению своих обещаний 614 . б) Браки между католиками и не крещеными Согласно канонам 1086 и 1129, нормы, регулирующие браки между католиками и крещеными других христианских конфессий, применяются также к бракам между католиками и не крещеными. Эти браки, заключаемые действительным образом только после получения диспенсации от препятствия различия вероисповеданий, не являются сакраментальными и представляют для католической стороны больший риск и большую ответственность. Действительно, в Европе такие браки все чаще заключаются между католиками и мусульманами, которые имеют совершенно другое представление как о браке, так и о семье 615 . Согласно мусульманской концепции брака, не только женщина не имеет равных прав с мужчиной «в том, что касается принадлежности к сообществу семейной жизни» (кан. 1135). Большая семья мужчины-мусульманина имеет также права и на его детей, а ей представляется почти невозможным, чтобы дети могли быть воспитаны в иной вере, нежели вера отца. С другой стороны, последний может, в соответствии с Кораном, иметь до четырех жен. По всем этим причинам церковная власть, прежде чем дать диспенсацию, должна: 1) убедиться в действительном намерении некатолической стороны признать единство и нерасторжимость существен ными свойствами собственного брака; 2) потребовать от некатоли- ческой стороны обещания уважать данные обязательства даже в случае возвращения в свою страну 616 . Католической стороне предъявляются те же требования, что предусмотрены каноном 1125 в отношении смешанных браков между католиками и крещеными других христианских вероисповеданий. 17.4 Брачные процедуры

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Брак, заключённый между двумя крещёными сторонами, католиками или некатоликами, может быть «только одобренным», когда между ними не имело места супружеское соитие. Кан. 1142 гласит, что такой брак «может быть расторгнут Римским Понтификом при наличии уважительной причины» 227 . «Право» испрашивать диспенсацию от брачных уз принадлежит только тем, кто ими связан. О ней могут просить оба супруга вместе или один из них, даже если другая сторона будет против (канн. 1142; 1697), однако не без её ведома. Необходимо, чтобы и последняя по возможности была приглашена и выслушана при процедуре, проводимой с целью доказательства наличия предпосылок, необходимых для того, чтобы Папа, должным образом осведомлённый, мог предоставить диспенсацию. Сторона, которая испрашивает диспенсацию, называется «просительницей» (oratrice), а другая, которая не присоединяется к прошению, называется «ответчиком» (convenuta). Прошение, сформулированное в виде краткого изложения элементов, лежащих в основе незавершённости брака, или причин, побудивших подать прошение об оказании милости, должно всегда направляться Святому Отцу, который является единственным лицом, полномочным его принять. Однако оно, как правило, вручается Епископу того диоцеза, где сторона-просительница, католическая или некатолическая, имеет постоянное или квази-посто- янное местожительство. Именно этот Епископ уполномочен изучить содержание прошения, чтобы дать его первую оценку. На её основании диоцезный Епископ может придти к выводу, что данное прошение: а) представляет затруднения юридического или нравственного порядка, заставляющие его колебаться при вынесении суждения; б) лишено основания для дальнейших расследований; в) или же, напротив, такое основание есть. Первый случай имеет место, когда, например, принципиально невозможно юридически установить, наличествует ли в указанных обстоятельствах завершение брака, а также удостовериться в том, не предоставляется ли данная диспен- сация потому, что незавершённость брака обусловлена поведением сторон, не отвечающим естественной или христианской нравственности. Диоцезный Епископ, который не в состоянии вынести уверенное суждение, должен представить дело Апостольскому Престолу, то есть Свящ. Конгр. Таинств, чтобы получить указания по этому поводу. Конгрегация, к которой Епископ обращается за консультацией, может оказать ему помощь в его пастырской деятельности, ознакомив его со своим мнением или практикой, сложившейся в настоящей ситуации. Например, не предоставляется диспенсация от такого брака, в котором интимное соединение супругов произошло только посредством онанизма или, во всяком случае, посредством неестественного соития. Даже если завершение не состоялось, диспенсация здесь неуместна. 228

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

е. лютеранам и реформатам-кальвинистам, а также правосл. неуниатам гарантировалось право частной религ. практики (лат. privat-exercitum), включая свободу совершения богослужений в молитвенных домах. Привилегия публичного отправления религ. культа сохранялась за католич. Церковью. В молитвенных домах запрещался колокольный звон, вход в них должен был устраиваться не с улицы, но со двора. Дозволялось открывать новые некатолич. приходы в тех местах, где проживали не менее 100 семей, принадлежащих к соответствующему исповеданию. При молитвенных домах разрешалось организовывать школы для детей прихожан. Пасторы и священники некатолич. исповеданий могли беспрепятственно посещать дома своих единоверцев, наставлять их, совершать на дому таинства и требы, при этом, однако, строжайше воспрещалось отказывать больному некатолику в посещении его католич. священником. «Патент» вносил изменения в порядок заключения смешанных браков, в к-рых одна из сторон принадлежала к католич. Церкви. Была отменена практика взимания подписки с некатолич. стороны, как это было ранее, о согласии на крещение в католич. Церкви родившихся в браке детей и на их воспитание в католич. вере. Впредь на основании признаваемых гос-вом привилегий католич. Церкви в смешанном браке, где католиком являлся отец, все дети крестились и воспитывались как католики, но если в смешанном браке католичкой была мать, то дети крестились в зависимости от пола: девочки - в католической Церкви, а мальчики - в той Церкви, к которой принадлежал их отец. Христианам-некатоликам «патент» предоставил одинаковые с католиками гражданские права, связанные с приобретением домов и иной недвижимости, с получением ученых степеней и поступлением на гос. службу. Религ. диссидентов запрещалось принуждать к присяге, не соответствующей догматам их вероисповедания. Декретом императора от 17 нояб. 1783 г. было разрешено некатолич. общинам устроение собственных конфессиональных кладбищ в тех местах, где они имели свои храмы. Там священники и пасторы могли совершать заупокойные богослужения и произносить проповеди, но если некатолика ввиду отсутствия в той или иной местности соответствующего конфессионального кладбища хоронили на католич.

http://pravenc.ru/text/578232.html

Этот новый народ – народ священнический, который должен принести себя в дар Богу. Это понятие общего священства верующих согласуется с истиной, драгоценной для богословской реформы и особенно подчеркнутой папой Пием XIIb Mediator Dei [ХВ 193–194]. Настоящий документ подчеркивает отношение между общим священством верующих и служебным, или иерархическим, священством [ХВ 510/7]. Поскольку безошибочность всей верующей Церкви в твердом обладании верой не могла быть изучена I Ватиканским Собором, то здесь встает вопрос о сверхъестественном смысле веры, о всеобщем согласии, об отношениях между Народом Божиим и Учительством, в котором эта безошибочность не сосредоточена полностью. Подчеркивается значение «общности верных», «Народа в целом», общины, прежде чем говорить о различных категориях лиц, ее составляющих. Харизмы, необычайные дары, ниспосылаются Духом Святым всему Народу Божию на благо Церкви по сей день [ХВ 510/8]. Кафоличность Церкви, постигаемая в ее динамичности, основывается на ее единстве и многообразии. Ее характер разносторонней вселенскости позволяет ей принимать ценности и традиции разных народов. Разнообразие не мешает единству; оно обогащает его. Существование отдельных Церквей с их духовными богатствами правомерно; они выражают это единство, к которому призваны все люди без исключения, и создают его. От выражения «принадлежность к Церкви» здесь воздерживались [ХВ 510/9]. Необходимость Церкви для спасения дает понять положение в ней верных католиков. Спасение не достигается благодаря человеческим заслугам; его условия, внешние и, прежде всею, внутренние, ясно и разумно представлены. Катехумены уже определенным образом соединены с Церковью [ХВ 510/10]. Основы, заложенные в предыдущей статье, делают возможным богословское рассмотрение исторической реальности христиан-некатоликов. Слова «ересь», «схизма» не упоминаются, затронуты преимущественно связующие, а не разделяющие моменты. Союз с Церковью может иметь разные уровни и разные измерения [ХВ 510/11]. Описание этих отделенных Церквей будет дано в Декрете Unitatis redintegratio [ХВ 510/31–510/38].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Д. вместе с Макеем побывал на экуменической конференции в Виллингене (ФРГ), где лично общался с половиной участников, удивленных появлением «разумного пятидесятника». Генеральный секретарь ВСЦ В. А. Виссер " т Хоофт пригласил Д. на ассамблею в Эванстон (шт. Иллинойс, США); впосл. Д. был постоянным участником ассамблей ВСЦ, включая Ванкуверскую (1983). К 1960 г. Д. посетил с лекциями Принстонский и Йельский ун-ты, Боссе экуменический ин-т и др. Он стал единственным представителем пятидесятнического истеблишмента, принятого папами Иоанном XXIII, Павлом VI, Иоанном Павлом II. По приглашению кард. Августина Беа Д. участвовал в 3-й сессии Ватиканского II Собора . В этот период католики решили начать диалог с пятидесятническими лидерами и первым из приглашенных был Д., который вместе с бенедиктинцем К. Макдонелом, консультантом Ватиканского секретариата по достижению христ. единства, стал сопредседателем 10 первых сессий (1972-1982) Международного католическо-пятидесятнического диалога (International Roman Catholic-Pentecostal Dialogue). В 1974 г. ж. «Тайм» назвал Д. одним из 7 наиболее влиятельных христ. лидеров наряду с У. Грэмом , Г. Кюнгом , Ю. Мольтманом . В 1983 г. Д. первым из некатоликов получил престижную премию Бенемеренти (Benemerenti award). Взгляды и высказывания Д. часто отличались от взглядов и мнений др. пятидесятнических лидеров. Так, он отмечал, что «говорение на языках» скорее следствие, чем доказательство сошествия Св. Духа, а само послание адресовано не людям, а Богу. После появления первых харизматических общин Д. настаивал, что новообращенные не должны покидать своих Церквей, т. к. Св. Дух присутствует в каждой христ. Церкви. Ист.: The Spirit Bade Me Go: Тне Asmounding Move of God in the Denominational Churches. Dallas (Tex.), 1961; A Man Called Mr. Pentecost: David du Plessis. Plainfield (N. J.), 1977; Simple and Profound. Orleans (Mass.), 1986. И. Р. Л. Рубрики: Ключевые слова: ИВАНОВ Александр Иванович (1880 - 1931), основатель общины евангельских христиан в духе апостолов (пятидесятников-единственников)

http://pravenc.ru/text/180826.html

При том, сношения Польского двора с Московией открывали им путь и в эту отдаленную страну. Другое обстоятельство было то, что Сигизмунд-Август был человек таких правил, каких папы могли опасаться: он переписывался с Лютером, принял от него посвящение немецкой библии, дозволял свободное отправление богослужения всем некатоликам, принимал беглых протестантов, даже социниан; и даровал им права гражданские. Вследствие этого, и многие Поляки принимали реформу, и папы опасались со временем не только отказаться от честолюбивых замыслов относительно греческой веры, но и потерять преданную их власти державу. Присутствие иезуитов могло остановить наплыв новых мнений и все переработать. Обстоятельства помогали им. По смерти Батория взошел на польский престол Сигизмунд III Ваза, государь слабый, честолюбивый, легкомысленный и предприимчивый, роскошный, до безумия преданный католицизму, и худо знавший подвластный народ 55 . Такого государя иезуитам и надобно было. Овладев умом его, кабинетом, сеймом, иезуиты обратили тогда громы свои на диссидентов и Русских, рассеялись по Руси, готовили народ к принятию папского подданства, испытывая все его слабые стороны. Если прежде все покушения Поляков обратить Русских в католицизм были неважны, то это потому, что как католики, так и Русские действовали и противодействовали без силы. Против таких действователей, как иезуиты, Русь ничего бы не сделала, если бы Провидение не переменило ее и не указало ей само орудия спасения. Из этого обозрения обстоятельств, предшествовавших унии, видно: 1) Что Южная и Западная Русь, вначале получив христианство от Греков, заимствовали от них нерасположение к католической вере. 2) Что, при этой неприязни, местные и политические обстоятельства приготовляли ее к сближению с католицизмом постепенно. 3) Что разъединение страны положило начало неопределенности политических отношений Западной Руси, а с Ягеллона народная идея стала неясна и Русь была в каком-то сомнительном состоянии. 4) Что сближение грековосточной веры с католической происходило по мере сближения Русских с Поляками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

была захвачена войсками арагонского кор. Педро III. Как и папа Мартин IV, Г. был сторонником восстановления прав Анжуйской династии, в поддержку к-рой он издал 2 буллы (17 сент. 1285), касавшиеся взаимоотношений между светской и церковной властями в Сицилийском королевстве и управления его континентальной частью. Для оказания военной поддержки Анжуйской династии Г. подтвердил распоряжение папы Мартина IV о сборе десятины в течение 3 лет на всей территории Италии, а также на Сардинии и Корсике. С кончиной кор. Карла I Анжуйского (6 янв. 1285) под предлогом того, что в плену у арагонцев находился его наследник Карл II (с 1284), папа объявил об управлении континентальной частью Сицилийского королевства и отлучил от Церкви младшего сына Педро III Иакова, провозглашенного в апр. 1286 г. королем Сицилии. 4 марта 1287 г. Г. объявил недействительным Барселонское соглашение (27 февр. 1287), по к-рому Карл II Анжуйский отказывался от прав на островную часть Сицилийского королевства в обмен на свое освобождение. Как и его предшественники, Г. пытался решить вопрос об имп. коронации герм. кор. Рудольфа I, направив к нему в мае 1286 г. легатом a latere кард. Джованни Боккамацца и определив дату коронации - 2 февр. 1287 г. Однако из-за отсутствия средств герм. король в Рим не приехал. Г. обратился к нем. епископату с просьбой оплатить поездку Рудольфа на коронацию, но курфюрсты, не желая усиления власти короля, на Соборе в Вюрцбурге (март 1287) отказали папе в этой просьбе. Г. оказывал поддержку и предоставлял значительные привилегии нищенствующим монашеским орденам доминиканцев, францисканцев и кармелитов, уставы к-рых, принятые при папе Гонории III, были окончательно им утверждены в нояб. 1285 г. 11 марта 1286 г. Г. подтвердил осуждение активно действовавшей на территории Сев. Италии секты апостоликов и отлучил от Церкви ее основателя бывш. францисканского мон. Герардо Сегарелли. По инициативе Г. в Парижском ун-те была учреждена кафедра вост. языков, одной из задач к-рой была подготовка миссионеров, способных проповедовать христианство среди мусульман и христиан-некатоликов.

http://pravenc.ru/text/166151.html

6.2.2. Брак между католиком и крещёным, принадлежащим к отделённой Церкви или церковной общине на Западе Как правило, браки между католиками и христианами некатоликами, не принадлежащими к восточному обряду, должны заключаться при соблюдении канонической формы. Смешанный брак между католиком восточного обряда и не католиком, принадлежащим к отделённой Церкви или церковной общине на Западе, должен заключаться по форме, предписанной каноном 1108 ККП. Однако, когда серьёзные затруднения препятствуют соблюдению канонической формы, местный Ординарий может предоставить диспенсацию от неё. Полномочие предоставления такой диспенсации принадлежит Ординарию того места, где католическая сторона имеет местожительство или квази-местожительство, если предварительно было выслушано мнение Ординария места, где происходит бракосочетание (кан. 1127, § 2 ККП). Тому или другому Ординарию следует решить, препятствуют ли соблюдению канонической формы «серьёзные затруднения» и будет ли уместна диспенсация. Уважительной причиной для предоставления такой диспенсации может быть, например, отказ некатолической стороны заключать брак по католическому обряду. Напротив, в том случае, если серьёзные затруднения будут препятствовать сохранению католической веры или католическая сторона условится о том, что проблема крещения детей будет перенесена на другое время и что они будут воспитаны вне религии, то местный Ординарий не может дать диспенсацию от канонической формы, поскольку здесь будет отсутствовать причина, требуемая каноном 87 ККП для действительности диспенсации, т.е. «духовное благо» (bonum spirituale). Получив диспенсацию от канонической формы, врачующиеся не могут заключать брак так, как им заблагорассудится. Требуется, чтобы эта «публичная» форма была публичной, предписанной или признанной Церковью, или церковной общиной, к которой принадлежит некатолическая сторона, а также гражданские законы того места, где заключается брак. Предоставляя диспенсацию, местный Ординарий может определить законную форму, которая должна будет соблюдаться для действительности брака. Задачей Конференции Епископов является устанавливать нормы предоставления такой диспенсации. Что касается последствий изъявления действительного брачного согласия, то религиозное бракосочетание следует предпочитать публичной гражданской форме. Если предпочтение в любом случае будет отдано гражданской форме, это будет означать, что брак-таинство подвергается опасности секуляризации и десакрализации, элементы которой, несовместимые с правом Церкви, характеризуют гражданский брак. Брак-таинство и гражданский брак – это два совершенно различных установления. Гражданское бракосочетание хорошо подтверждает факт заключения брака, регулируемого нормами гражданского права, но оно не столь ясно в отношении брака «о Господе». Почти ни один из существенных элементов христианского брака не может быть отождествлён со свойствами брака в его гражданской концепции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1115 Бракосочетания должны совершаться в том приходе, где один из брачующихся имеет постоянное или квазипостоянное местожительство, или находится в течение месяца – либо, если речь идёт о кочующих, в том приходе, где они в настоящее время находятся; по разрешению их Ординария или настоятеля их прихода бракосочетания могут совершаться и в другом месте. 1116 § 1. Если без серьёзных затруднений невозможно заручиться присутствием ассистирующего при венчании, уполномоченного к этому согласно нормам права, или обратиться к нему, то намеревающиеся вступить в брак могут сделать это действительным и законным образом в присутствии одних лишь свидетелей: – при угрозе смерти; – вне угрозы смерти, если только на разумных основаниях предвидится, что такое положение вещей продлится в течение месяца. § 2. В обоих случаях, если найдётся священник или диакон, способный присутствовать [при бракосочетании), он должен быть призван и присутствовать при венчании вместе со свидетелями, хотя обряд венчания действителен и в присутствии одних лишь свидетелей. 1117 Установленная выше форма должна соблюдаться, если хотя бы одна из заключающих брак сторон была окрещена в католической Церкви или принята в её лоно и не отреклась от неё формальным актом; при этом сохраняются в силе предписания кан. 1127, § 2. 1118 § 1. Венчание католиков или католика с крещёным некатоликом должно происходить в приходской церкви; в другой церкви или молитвенном помещении оно может происходить по разрешению местного Ординария или приходского настоятеля. § 2. Местный Ординарий может разрешить совершение обряда венчания в другом подходящем месте. § 3. Венчание католика с некрещёным может состояться в церкви или в другом подходящем месте. 1119 За исключением случаев необходимости, при венчании должны соблюдаться обряды, предписанные в литургических книгах, утверждённых Церковью, или принятые законосообразными обычаями. 1120 Конференция Епископов может выработать собственный обряд венчания, подлежащий признанию со стороны Святого Престола, согласующийся с местными и народными обычаями, отвечающими духу христианства, твёрдо сохраняя, однако же, тот закон, по которому ассистирующий при венчании должен лично испрашивать изъявление согласия брачующихся и принимать его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

На Соборе в комиссию по выработке декрета вошли представители мн. крупных вост. Церквей, включая 6 патриархов. Документ создавался в атмосфере напряженных дискуссий, выявивших глубокие разногласия по нек-рым вопросам в первую очередь между самими униатами. Спорным представлялось, напр., употребление именования «восточные католические Церкви», ввиду того что в нек-рых пунктах «O. E.», первоначально предназначавшихся для декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio» , речь идет также о вост. христианах-некатоликах; сомнительной казалась и сама необходимость принятия отдельного декрета наряду с догматической конституцией о Церкви «Lumen gentium» , как бы ставящая экклезиологию вост. католич. Церквей в разряд своего рода исключения в рамках нормативной лат. традиции (ср. подспудное противопоставление католич. и униатских Церквей во Вступлении и Заключении - CVatII. OE. 1, 30). В то же время для униатов Украины и Румынии, существовавших тогда в условиях коммунистических режимов, необходимость специального соборного изъявления поддержки, признания их обрядовой и церковной идентичности была продиктована политическими обстоятельствами, затрагивавшими проблемы религ. свободы и самосохранения. Составители документа высказывали также противоположные суждения относительно экуменического характера документа ( Hilberath. 2009. S. 57-58). Текст OE претерпел 3 редакции и дорабатывался вплоть до последнего дня перед офиц. обнародованием. Содержание В «O. E.» «торжественно» (sollemniter) отдано должное почтение заслугам вост. Церквей, «священной древности» уклада их духовной и литургической жизни, к-рые относятся к общецерковному достоянию, высказывается пожелание, чтобы они процветали и «пребывали целыми и невредимыми», соответствуя локальным нуждам и запросам душепопечения (CVatII. OE. 1-2, 4-5). В основе такого отношения находится новая экклезиология, подчеркивающая единство Церкви как мистического Тела Христова в многообразии находящихся в общении (communio) традиций, носители к-рых «органически объединены в Святом Духе одной и той же верой, одними и теми же таинствами, одним и тем же управлением», так что «разнообразие внутри Церкви не только не вредит ее единству, но скорее являет его» (Ibid. 2; ср: Ibid. LG. 23; Ibid. UR. 16). Под единым управлением в декрете понимается всеобъемлющая пастырская власть (gubernium pastorale) Римского понтифика, обеспечивающая юрисдикционное и обрядовое равноправие отдельных Церквей (particulares Ecclesiae), пребывающих зачастую на одной территории, c собственными уставами, богослужебным языком, иерархией и приходами (Ibid. OE. 3-5, 23), а также выполняющая наряду с Соборами координирующую и учредительную функции в вопросах относительно общих для них литургических праздников (Ibid. 19).

http://pravenc.ru/text/2581527.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010