Причисление к лику святых учеников слав. первоучителей равноапостольных Климента и Наума и создание их Житий явились продолжением кирилло-мефодиевской житийной традиции и начальным этапом становления собственно болг. Ж. л. ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 21-27). Их Жития были написаны в 1-й пол. Х в. в мон-ре арх. Михаила на Охридском оз. (в наст. время мон-рь св. Наума, Республика Македония). Первоначальное Житие Климента не сохранилось; предполагается, что им пользовался при создании греческого Жития Климента свт. Феофилакт Болгарский (в слав. вставках повествование ведется от 1-го лица, по всей видимости непосредственного ученика Климента Охридского). Житие равноап. Наума создано между 924 и 969 гг. Неизвестный агиограф, ученик равноап. Наума, жалуется, что не нашел письменных свидетельств о жизни святых Климента и Наума и дает самые общие сведения об их подвигах. В результате его попытки найти собственную форму житийного повествования возник небольшого объема текст, богатый историческими сведениями, в к-ром автор помимо известий о равноап. Науме (и в связи с ним о Клименте Охридском) приводит рассказ о судьбе соратников равноапостольных Кирилла и Мефодия, проданных в рабство в Венеции и выкупленных имп. служителем, а также о нашествии венгров - наказании, постигшем Моравскую землю за уничтожение кирилло-мефодиевского дела. Т. о., Житие равноап. Наума не соответствует типу ни проложного, ни пространного повествования. Позднее было создано и 2-е слав. Житие равноап. Наума, в к-ром видны следы греч. источников - Житий, написанных архиеп. Феофилактом и др. греч. авторами XIII-XIV вв. В нач. XIII в. в Тырнове появилось 2 краткие версии Житий равноапостольных Кирилла и Мефодия - т. н. «Успение Кирилла» и «Успение Мефодия», в к-рых их происхождение связывается с Болгарией. По времени им предшествовала т. н. Солунская легенда («Сказание, како св. Кирилл крести болгары»), созданная в Македонии в период визант. владычества. II. Жития преподобных и святителей. Первые болг.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Русская церковь св. равноап. Марии Магдалины. Невдалеке от Гефсиманского сада находится место с постройками, принадлежащее России. Благочестивое внимание поклонника первее всего привлекаешь здесь новая русская церковь св. равноап. Март Магдалины, построенная в память благочестивейшей императрицы Марии Александровны. В Бозе почивающая императрица питала особое благоговение к св. местам Иерусалима и, ревнуя древним православным царицам, намеревалась посетить их. По неисповедимому Промыслу Всевышнего, она отозвана Господом в горний Иерусалим прежде, чем ей удалось посетить Иерусалим земной. Исполняя завет августейшей своей матери, великие князья Сергий и Павел Александровичи, через год по кончине ее, в 1881 г., посетили св. град. По желанию их, было приобретено место на склоне Елеонской горы, на котором, по соизволению Государя Императора, была сооружена церковь во имя святой равноап. Марии Магдалины, на собственные средства августейших детей императрицы. Церковь эта красива снаружи и изнутри, в русском стиле, пятиглавая. Над царскими вратами выше Тайной Вечери помещена икона равноап. Марии Магдалины, стоящей с яйцом перед императором Тиверием. Известно, что св. Мария Магдалина, по воскресении Господа, за свою чистую и святую любовь к нему, первою удостоилась узреть и узнать Его по его слову к ней: «Марие!» Тогда она припала к ногам Его и услышала от Него: не прикасайся Мне, не убо взыдох ко Отцу Моему: иди же ко братии моей, и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему... ( Ин.20:17 ). По вознесении Господнем она прошла многие страны с проповедью о Христе; наконец, пришла в Рим. Здесь она предстала самому императору Тиверию и поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!», при чем возвестила ему о беззаконном суде Пилата и действиях иудейских архиереев. Стены храма украшены иконами, изображающими события из жизни св. равноап. Марии Магдалины. Иконостас из белого мрамора; пол также мраморный. Вообще, богатство, красота и изящество отделки церкви сразу дают чувствовать, что это щедрый царский дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

серебро: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2018. С. 25, 95. Кат. 33. О. А. Зверева Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Успения Пресв. Богородицы Троянского мон-ря (Болгария; 1848; мастер Захария Зограф). Служащими у престола братьев изобразил С. Доспевский (напр., на иконе 1866 г.; музейное собрание г. Елена) - в руках М. держит чашу со Св. Дарами. С появлением в изображении св. просветителей креста, подчеркивающего их апостольскую миссию, нередко только М. держит его за высокое древко, а в др. руке у него может быть чаша с Дарами (напр., литография по рис. М. О. Микешина, 1884). Чаще в парных изображениях в руках М. раскрытое Евангелие с текстом из Ин 1. 1 (напр., на иконе худож. В. В. Васильева, 1885, Музей русской иконы, Москва) или, как у его брата, развернутый свиток с начертанным в нем зачалом Евангелия от Иоанна. На памятнике равноапостольным Кириллу и М. чеш. скульптора Э. Макса (в 1842-1845; установлен в Риме; в 1847 перенесен и поставлен у ц. Девы Марии перед Тыном в Праге) в руках М. икона «Страшный Суд», что, видимо, отражает предание о том, как кн. Борис, креститель болгар, повелел некоему худож. Мефодию Монаху изобразить Страшный Суд. Сцена представления кн. Борису иконы входит как заключительная в состав клейм единственной известной житийной иконы равноапостольных Кирилла и М. (рубеж XIX и XX вв.; ГМИР); содержание 12 клейм вокруг средника (М. в полиставрии, правой рукой благословляет, в левой держит открытое Евангелие) основано на тексте Пространного жития святых и отличается подробностью. Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ (1-я пол. IX в. - после 885 г. ), ученик и сподвижник святых равноапостальных Кирилла и Мефодия, св. равноап. (пам. 27 июля)

http://pravenc.ru/text/2563094.html

Вот текст находящихся в чине литии статей о поминовении великих князей и княгинь и новгородских архиепископов: а) «Помяни Господи душа усопших раб своих благоверных великых князей и княгинь: великого князя Владимера, великого князя Ярослава, великого князя Володимера Ярославича иж созда Святую Софию и матере его благоверныа княгини Анны и княгини его и благоверного князя Мстислава Ростиславичя и другаго Мстислава и князя Василиа Мстиславича, великого князя Всеволода, великого князя Володимера Монамаха, великого князя Георгия, великого князя Андрея Боголюбивого, великого князя Дмитреа, Всеволода, великого князя Ярослава, великого князя Александра Невского, великого князя Данила, великого князя Юрия, великого князя Ивана, великого князя Симиона, великого князя Иоанна, великого князя Димитриа, великого князя Василиа, великого князя Василиа, великого князя Иоанна, князя Юрия, князя Андрея, князя Андрея, князя Михаила, князя Иоанна, князя Бориса, князя Михаила, княгиню великую Александру, княгиню великую иноку Ефросинию, княгиню великую иноку Софию, княгиню великую иноку Марфу, царицу Анну, княгиню великую Марию, княжну великую Феодосию»; б) «Пресвященных архиепископов Новгородскых: Иоакыма, Луку, Стефана, Феодора, Германа, Никиты, Иоанна, Нифонта, Аркадия, Иоанна, Григориа, Мантириа, Митрофана, Антониа, Спиридона, Далмата, Климента, Феоктиста, Давида, Василиа, Моисея, Алексеа, Иоанна, Семиона, Еуфимиа, Еуфимиа, Ионы, Феофила, Сергиа, Генадиа, Серапиона»; 14) молитва прощальнаа глаголема от архиереа или от духовного отца хотящему причаститися Божественых и животворящих Тайн (42–44 об.)· Начало: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сыне и Слове Бога живого, пастырю и ангеле, вземляй грехы миру»; 15) молитва вторая тому же (44 об.): «Господь Бог премилостявый да ущедрит тя», без конца; 16) молитвы входныя священнослужащих пред совершением литургии, без начала (45–46); 17) чин литургии Иоанна Златоустаг о, неполный (47–70); молитвы: 18) над кутьею в честь (святых) (70), та же, что в 869 на л

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1069 Климент, папа римский (I-II в.). Умер в ссылке в Херсонесе, его мощи были найдены на островке в Херсонесской бухте свв. Константином-Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим в 867 г. Глава св. Климента была перенесена св. кн. Владимиром в Киев и хранилась в Десятинной церкви. Титмар Мерзебургский в 1018 г. даже называет ее не церковью Богородицы, а церковью св. Климента. 1071 Василий II Болгаробойца (958–1025) и его брат Константин VIII (960–1028), императоры с 963 г. См.: Гл. 4. 2. 1081 Об этом пишется в летописях и в житиях свв. Бориса и Глеба, так как именно Борис был отправлен во главе войска. 1098 Тот же срок жизни указан в «Сказании, и страсти, и похвале святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимном). Крещение у Иакова датировано 987 г. О хронологии памятника см.: Гл. 1. 3. 1099 Поход к Порогам состоялся в 988 г., а взятие Корсуня в 989 г. (см.: Гл. 4. 2, Табл. 1; Гл. 5. 1). 1102 Закладка Десятинной церкви – в 990 г. (989 или 991 г. в разных редакциях «Повести временных лет»), Переяславля – в 991 г. (992 г. в «Повести временных лет»), освящение Десятинной церкви – в 995 г. (996 г. в «Повести временных лет»). 1109 987 г., 6495 (987) г. как год крещения указан также в «Чтении о житии и погублении святых мучеников Бориса и Глеба» преп. Нестора. О дате см.: Гл. 1.3; 4.2. 1116 Свв. Борис и Глеб были убиты сразу после смерти св. Владимира в 1015 г. своим двоюродным братом Святополком Ярополчичем. При Ярославе Владимировиче (до 1054 г.) были прославлены как святые многочисленными чудесами. Сочинение, которое можно было бы с уверенностью приписать Иакову, не известно. Это может быть первоначальная (без интерполяций) редакция «Сказания, и страсти, и похвалы святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимного). Подробнее см.: Гл. 1. 3. 1128 Перун – громовик, верховный бог пантеона, созданного Владими- ром-язычником, бог грома; Хорс – солнечное божество. 1136 Константин, св. равноап. (ок. 274–337)–римский император (306–337). При нем прекратилось преследование христиан (Миланский эдикт 313 г.). В 325 г. в его присутствии и при его участии состоялся Никейский (I Вселенский) собор, принявший православный Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Княгини Анастасии. Княгини иноки Феодоры. Княгини Анны. Княжны Анны. Княгини Елены. Княжны Марии. Княжны Феодосии. Княжны Елены. Княжны Ирины. Княжны Евфросинии. Княжны Домны. Княгини иноки Анны. Княгини Ксении. Л. 41. Род боярина князя Семена Васильевича Прозоровскаго 3 . Князя Василиа. Схимника князя Сергиа. Княгиню Марию. Схимницы княгини Елены. Княгини Александры. Княгини Ирины. Княгини Евдокии. Род генерала Алексия Яковлевича Шубина. Л. 41 об. Род болярина князя Якова Куденековича Чарского. (Поименного перечня нет). Род болярина и оружейничей Богдана Матфеевича Хитрово. Л. 42. Род болярина князя Феодора Ивановича Мстисловского. Л. 42 об. Род боярина Бориса Ивановича Морозова. Род думного дворенина Александра Савастиановича Хитрово. Л. 43. Род боярина князя Григория Суньчелевича Черкаского. Вписаны имена разных вкладчиков. Л. 43 об. Род боярина князя Григорья Семеновича Куракина. Род болярина князя Иоанна Петровича Пронского. Род князя Георгия Владимировича Долгорукова. Л. 44. Род боярина князя Юрья Алексеевича Долгоруково. Л. 44 об. Род боярина Василия Ивановича Стрешнева. Л. 45. Род околничего Родиона Матвеевича Стрешнева. Род Толгского архимандрита Иосифа, родом села Угодич. Л. 45 об. Род околничего Феодора Михайловича Ртищава. Вписаны имена разных вкладчиков. Л. 46. Род царевича князя Андреа Кучюмовича. Л. 46 об. Род околничего князя Никиты Яковлевича Лвова. Л. 47. Род стольника князя Семена Ивановича Львова. Вписаны имена разных вкладчиков. Л. 48. Род болярина князя Алексиа Юрьевича Сицкого. Л. 48. Род болярина князя Андреа Васильевича Сицкого-же. Л. 49. Род болярина князя Георгиа Андреевича Сицкого-же. Л. 49. Род князей Козловских. Л. 49 об. Род князей Лобановых Ростовских. Князя Феодора. Князя Василиа. Князя Константина. Князя Иоанна. Князя Петра. Князя Василиа. Княгини Фотинии. Князя инока Ионы. Княгини Ирины. Князя Полуекта. Князя Даниила оуби. Князя Петра. Князя Димитрия оуб. Саввы. Иоанна. Анастасии. Евдокии. Анны. Инокини княжны Леоаниды. Иакова оуб. Иноки Евфимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Ясно, что в ряде моментов «Сказание» воспроизводит более или менее популярные лит. трафареты: ср., напр., эпическое предание о принятии хазарами иудаизма после прений между греч., иудейскими и араб. «мудрецами», письменно зафиксированное в разных версиях ок. сер. X в. ( Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. С. 78-80, 94-97, 114; Голб К., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. М.; Иерусалим, 1997. С. 138-140), или диспут о вере равноап. Кирилла (Константина) при дворе хазарского кагана, описанный в главах 10-11 Жития Кирилла (Константина). Картина Страшного Суда как катехизаторский прием присутствует также в визант. рассказах об обращении крестителя болгар равноап. кн. Бориса ( Theoph. Contin. IV 15. P. 164; Scyl. P. 91). Равноап. кн. Владимир. Миниатюра из старообрядческой рукописи Жития кн. Владимира. 1-я треть XIX в. Выголексинский мон-рь (ГИМ. Муз. 3031. 404) Равноап. кн. Владимир. Миниатюра из старообрядческой рукописи Жития кн. Владимира. 1-я треть XIX в. Выголексинский мон-рь (ГИМ. Муз. 3031. 404) В то же время трудно сомневаться в том, что в традиц. лит. форму облечены припоминания о нек-рых достоверных внешнеполитических контактах В. С., имевших религ. подоплеку. Так, в сочинении араб. писателя Марвази (ум. ок. 1120) сохранилось уникальное известие, вероятно, хорезмийского происхождения (заимствованное потом персид. писателем 1-й трети XIII в. Ауфи) о посольстве в Хорезм рус. князя, прозывавшегося (Марвази принял имя князя за его титул) Владмир (у Ауфи - Буладмир), с целью принятия им ислама (Марвази анахронично относит это посольство ко времени после Крещения В. С. и Руси) ( Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Вост. Европе. М., 1967. Т. 2. С. 146-147; Kawerau. Arabische Quellen. S. 25, 46-47). Имеются косвенные сведения и о связях В. С. в 982-983 гг. с герм. имп. Оттоном II, вслед. чего на Русь попадают медальоны с изображением Оттона и его супруги гречанки Феофано, венчаемых Христом. Эти данные позволяют думать, что летописец подверг радикальной лит.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Впосл. этот дом стали называть Александерхайм. Братство заботилось о правосл. людях разных национальностей, живших в Г., при этом помощь оказывалась не только православным, но и всем нуждавшимся вне зависимости от их вероисповедания и религ. взглядов. У братства имелись мастерские и предприятия, в т. ч. столярные и слесарные, переплетное и свечное дело, велись занятия по садоводству. Большое внимание уделялось поддержанию правосл. храмов и приходов в Г., помощи в организации новых приходов, строительству храмов для них. В 1894 г. был освящен храм во имя равноапостольных Константина и Елены в Тегеле (предместье Берлина), каменный 5-главый храм при рус. кладбище, где покоятся останки мн. русских, живших в Г. (М. И. Сухомлинов, В. Д. Набоков, И. К. Смолич ), а также солдат, павших во время двух мировых войн. С 1890 по 1914 г. строительный комитет братства воздвиг еще 7 храмов: Всех святых в Бад-Хомбурге (1899), прп. Сергия в Бад-Киссингене (1901), архистратига Михаила в Херберсдорфе (1901), свт. Николая в Гамбурге (1901), свт. Иннокентия и прп. Серафима Саровского в Бад-Наухайме (1908) и равноап. Марии Магдалины в Бад-Брюккенау (1908). В Берлине, в Тиргартене, предполагалось построить собор во имя св. ап. Андрея Первозванного, однако из-за начала первой мировой войны этот план осуществить не удалось. В нач. войны прот. А. Мальцев вернулся в Россию. Церковь равноап. Марии Магдалины в Дармштадте. 1897–1899 гг. Архит. Л. Н. Бенуа. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь равноап. Марии Магдалины в Дармштадте. 1897–1899 гг. Архит. Л. Н. Бенуа. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Храм равноап. Марии Магдалины в Дармштадте, дар российского имп. мч. Николая II супруге Александре, урожденной принцессе Аликс Гессенской и Рейнской, был построен по плану Л. Н. Бенуа, руководство строительством осуществлял архит. Якоби. Их Императорские Высочества присутствовали как при закладке церкви 16 окт. 1897 г., так и при ее освящении 8 окт. 1899 г. Расходы на строительство составили ок. 400 тыс. золотых марок, не считая стоимости мозаики к бракосочетанию принца Андреаса Греческого и принцессы Алисы Баттенбергской (родителей герц.

http://pravenc.ru/text/529057.html

В. С. изображен в пророческом ряду на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской кнг. Евдокии (Евфросинии) Старицкой (впосл. эта плащаница стала образцом для мн. памятников рус. шитья, см.: Маясова. С. 52. Прим. 32). Над могилой Владимира Ивановича Воротынского, участника взятия Казани, погребенного в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , в 1554 г. на средства его вдовы была построена ц. во имя В. С., ставшая впосл. фамильной усыпальницей Воротынских. Равноап. Князь Владимир. Гравюра из «Анфологиона». К., 1619. Л. 1032 (РГБ) Равноап. Князь Владимир. Гравюра из «Анфологиона». К., 1619. Л. 1032 (РГБ) В XVI - нач. XVIII в. храмов и престолов во имя В. С. было освящено не много: в 1536 г. «на полатех» новгородской ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в Плотниках, построенной в 1377 г., существовал придел во имя В. С., возможно освященный раньше ( Макарий (Миролюбов). Ч. 1. С. 342); в 1644 г. во имя Крестителя Руси был освящен престол ярославского Успенского собора, построенного вместо сгоревшего в 1504 г. (храм снесен в 1937); в 1704 г. В. С. был посвящен верхний храм московской ц. во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине (в 1989 в храме возобновлены богослужения). Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду в центре). Фрагмент иконы «Походная церковь». 70-е гг. XVI в. (ТОКГ) Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду в центре). Фрагмент иконы «Походная церковь». 70-е гг. XVI в. (ТОКГ) В эпоху Российской империи почитание В. С. приобрело подчеркнуто гос. характер. 1 окт. 1789 г. в С.-Петербурге во имя В. С. освящен главный престол нового храма, построенного на месте ц. во имя свт. Николая «на Мокруше». В 1825 г., во время посещения Севастополя имп. Александром I, по докладу главнокомандующего Черноморским флотом А. С. Грейга было принято решение о сооружении в Херсонесе храма в память о Крещении Руси. В 1842 г. по инициативе адм. М. П. Лазарева было решено возвести собор во имя В. С. не в Херсонесе, а на центральном холме Севастополя.

http://pravenc.ru/text/159104.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010