По повелению императора Александра II с 27 октября 1858 года церковь Святого Спиридона Тримифунтского стали именовать собором. Через год его фронтон украсил крест на шаре, сделанный по рисунку И. К. Риглера. Он же в 1763 году создал здесь каменную звонницу с шестью колоколами. Появление внутри Адмиралтейства уже собора, а не церкви, сыграло свою роль. Скульптурное убранство Адмиралтейство в начале 1860-х годов всё-таки не устояло перед его натиском. Главным инициатором расправы над языческими божествами стал главный священник армии и флота В. И. Кутневич. Благодаря его активным действиям Александр II наконец-то пошёл на поводу у церкви и приказал уничтожить скульптуры, олицетворяющие четыре континента, шесть рек и 12 месяцев. Уничтожение скульптур произошло несмотря на протесты многих известных художников, скульпторов и учёных. Закрыт в 1920, убранство демонтировано, в помещении храма устроен актовый зал Высшего военно-морского инженерного института. Помещение церкви святого Спиридона Тримифунтского в советское время использовалось в качестве конференц-зала. Адмиралтейский собор во имя свт. Спиридона Тримифунтского был главным храмом Русского флота. Все новопостроенные корабли освящались его настоятелем, и фактически от его стен начинали свое дальнее плавание. Каждый год 17 ноября в соборе совершалась панихида по морякам, павшим в Синопском и Цусимском сражениях. Храм был построен в 1821 году по проекту архитекторов Ивана Гомзина и Огюста Монферрана, и в 1858 году по повелению Александра II получил статус собора. Последним настоятелем собора до революции 1917 года был духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадтского, убиенный протоиерей Алексий Ставровский, пастырь исключительных личных качеств. Сам отец Иоанн неоднократно совершал здесь богослужения. В 1919 году собор был закрыт, и почти целый век его помещение было актовым залом Высшего военно-морского инженерного института. 25 декабря 2013 года впервые за последние 90 лет была совершена литургия. Ее возглавил настоятель храма, благочинный Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии, иеромонах Алексий (Ганьжин). Главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков, по инициативе которого было написано прошение митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру об открытии храма, передал иеромонаху Алексию (Ганьжину) ключи от воссоздаваемого Адмиралтейского собора.

http://sobory.ru/article/?object=24837

Руководитель клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия Юрий Никифорович Кладиков напомнил, как в 2001 году, когда собирался первый Крестный ход, Михайлов говорил, что Крестный ход - это воспоминание пути Христа, которым Он шел на Голгофу. «Сегодня в Санкт-Петербурге подсчитывают павших после новогодней ночной «канонады»: одни не встали, другие встали, но опохмеляются, третьи в ужасе от убытков этой ночи. А православные христиане-трезвенники встречают сегодня рассвет с Богом, служа Литургию, шествуя по стопам Христа. 1 января - самый пьяный в России день в году, и это день памяти святого мученика Вонифатия, покровителя трезвости. 2 января мы чествуем святого праведного Иоанна Кронштадтского - тоже защитника трезвенников. Помните о святых - покровителях трезвости и молитесь», - призвал Ю.Н. Кладиков. По словам Василия Ивановича Стамова, главного редактора «Православного радио Санкт-Петербурга», борьбу за возрождение духовной жизни Владимир Алексеевич начал со своей родины, с села Высокий Остров, где стоит храм во имя иконы Божией Матери «Смоленская». Михайлов возрождал эту церковь и горячо желал, чтобы в ней были восстановлены регулярные богослужения. И вот, на 14-й Крестный ход в Санкт-Петербург из Высокого Острова приехал священник местного храма иерей Александр Ефимов. По признанию отца Александра, этот Крестный ход трезвенников - первый в его жизни. «Мое знакомство с Владимиром Алексеевичем было коротким, но он запомнился мне человеком, полным решимости идти до конца в том деле, которое избрал, - рассказал священник. - Михайлов много потрудился в своей жизни на благо людей, тем самым являя главное, что может быть в православном христианине - любовь к ближним. Только любовь не считается со своей личной жизнью, не считается с трудностями. Владимир Алексеевич старался, чтобы меньше творилось безобразий, чтобы отрезвилась наша Русь, встала бы с колен пьянства, вновь стала бы Святой. Свидетельство тому, что дела его не пропали даром - количество людей, собравшихся сегодня на этом месте. 1 января - гражданский новый год - большинство россиян дома, с больной после праздничных возлияний головой. Им не до молитвы, и вообще ни до чего. А те, кто пришел сюда - это плоды тех трудов, которые приложили отец Александр Рождественский, митрополит Иоанн (Снычев), Владимир Алексеевич».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/03/pr...

31 января 2014 Протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ МАТФЕЯ КОНСТАНТИНОВСКОГО, ДУХОВНИКА Н.В. ГОГОЛЯ 31 января 2014 Епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОСЛАВЛЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ» Храм Христа Спасителя, Москва, 28 января 2014 года 30 января 2014 Монахиня Иустина (Трофимова), секретарь историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно-(церковно-) служителях Курской епархии, архивариус Курского Свято-Троицкого женского монастыря ПОЧИТАНИЕ НОВОМУЧЕНИКОВ В КУРСКОЙ МИТРОПОЛИИ 30 января 2014 Зинаида Петровна Иноземцева, к.и.н., заслуженный работник культуры РФ, старший научный сотрудник Всероссийского института документоведения и архивного дела, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста» АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТ В АГИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ 28 января 2013 Епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святыхАудиофайл ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОСЛАВЛЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ» Храм Христа Спасителя, Москва, 25 января 2013 года 28 января 2013 Виктор Николаевич Звягин, доктор медицинских наук, профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ: МЕДИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТАНКОВ 28 января 2013 Игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик города Москвы ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ К КАНОНИЗАЦИИ НОВОМУЧЕНИКОВ НА ПРИМЕРЕ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ 28 января 2013 Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии О ДНЕВНИКАХ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО (1829–1908) 28 января 2013 Протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии СВЯТЫЕ ОТЕЧЕСТВА НЕБЕСНОГО И ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА ЗЕМНОГО

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

В 1870-х годах в монастыре возведены деревянная трапезная, появились богадельня, больница. Гостеприимный дом впоследствии обустраивается в школу для девочек. В эту Свято-Ольгинскую двухклассную приходскую школу принимались на бесплатное обучение девочки из семей духовного звания и из бедных семей, число обучающихся доходило до 120 воспитанниц. В 90-е годы XIX века строительство монастыря продолжается. Возведены и освящены каменные храм-усыпальница Воскресения Словущего и храм Живоначальной Троицы в нижнем этаже Тихвинского надвратной церкви. В склепе храма Живоначальной Троицы покоятся останки схиигуимении Серафимы (Соковниной), которая управляла монастырем с 1821 по 1845 год. Своей подвижнической жизнью матушка Серафима являла пример нестяжания, постничества, всецелого горения души к Богу. Ее жизнь была чужда какого-либо самосожаления, чем поражала людей, окружавших матушку ранее – известных сановников, дворян. В 1837 году келью схимницы посетила сама императрица Александра Федоровна. В молитвенное предстательство матушки Серафимы свято верили и верят сейчас насельницы Введенского монастыря. Материалы о житии схиигумении Серафимы находятся в настоящее время в Синодальной Комисси по канонизации святых. В 1887 году обустроено Афанасьевское кладбище. Тогда оно было только монастырским, а свое название получило по первому погосту, на котором открылся монастырь в XVII веке. В 1895 году на кладбище освящена Воскресенская церковь. Строительство ее шло при активном содействии духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Введенского монастыря Антонии (Соколовой) — Екатерины Духониной. В начале 1900-х годов Введенский монастырь становится полностью благоустроенной лучшей обителью Орловской епархии. В нем живут 80 мантийных и 277 рясофорных монахинь, а еще 244 насельницы находятся на испытании. Открывается новое здание школы для девочек — одной из лучших тогда в Орле. Школа содержится только лишь на монастырские средства, и кроме традиционных предметов, воспитанницы обучались шитью золотом, вышиванием.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

В Лице Иисуса Христа явился в мир Сын Божий, «воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечившийся». «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Едино­родного от Отца» ( Ин.1,14 ). Евангелие обстоятельно повествует о событиях рождения Богомладенца и поклонении Ему пастырей и волхвов, а также о бег­стве Святого Семейства в Египет, возвращении оттуда и поселении в Назарете. Но совсем ничего, кроме путешествия двенадцатилетнего Отрока с родителями в Иерусалим, не говорится о жизни Спасителя до начала Его общественного служения. Но и то, что сохранилось, весьма поучительно для пастыря. Еван­гелист Лука повествует: «Отроча растяше и крепляшеся духом, преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек» ( Лк.1, 80, 2, 52 ). Христос, до Своего общественного служения, был сокрыт от народа. Находясь в захудалом городке Назарете, Он с кротостью повиновался Своим родителям. Удаленный от широкого потока жизни, находясь как бы в уединении, вдали от средств и пособий к широкому и многостороннему образованию, Христос, однако, не оставался в замкнутости. Под руководством Своей Богомудрой Матери Он постоянно развивал Свои духовные силы и способности, поучаясь «в Законе Господнем день и ночь». Телесные силы Его развивались под воздействием участия в домашних трудах праведной семьи. Известно, что Иисус Христос в отроческие лета не посещал раввинских школ и не слушал учебных наставлений какого-либо достохвального ритора или ученого раввина. Кратко повествуя об отроческих годах земной жизни Иисуса Христа, Евангелисты только замечают, что Он «возрастал и укреплял­ся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» ( Лк. 2,40 ). Жил Христос у Своего нареченного родителя по плоти – Иосифа, из­редка совершая путешествия со Своими родителями в Иерусалимский храм. Следовательно, школою для Него был лишь дом родителей и храм Отца Его Небесного, благодать Которого заменяла Ему всяких учителей и наставников и исполняла Его такою премудростью, которой не мог дать или научить ни отдельный мудрец того времени, ни весь тогдашний, уже обветшалый и раз­лагавшийся мир. Таким образом, Иисус Христос не связан был никакими преданиями частных или общественных школ, никакими тенденциями или воззрениями учителей, что обыкновенно характеризует и приложимо бывает к каждому проповеднику или мудрецу-философу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

В начале XX века прихожане ещё раз обновили свой храм: в нём появился придел в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " , вознеслась в небо новая колокольня. Именно таким мы можем видеть храм сегодня. К сожалению, только на старых фотографиях: после последней перестройки он простоял всего четверть века. В 1932 г. Всехсвятская церковь была закрыта и вскоре разобрана. Из статьи Александра Балыбердина, с сайта: Первая деревянная церковь здесь была построена в 1660-е годы, место называлось Всехсвятским погостом. Прихожанами церкви были жители близлежащих деревень. Невдалеке, по восточной черте нынешней Театральной площади, проходила западная граница Хлыновского посада (земляного города). Поначалу вокруг храма стояли только дома церковнослужителей. Город хлынов часто горел, а Всехсвятская церковь стояла на отшибе, пожары ее не достигали. Поэтому рядом с домами причта охотно стали строиться и горожане. Каменная Всехсвятская церковь на месте деревянной была поставлена в 1723 году. В это время вокруг церкви уже была пригородная слобода, где жили среди прочих и купцы, в их числе и торговавшие с Китаем Лянгусовы. На их средства и возводилась новая церковь. В то время должности архитектора в провинциальных русских городах еще не было, строили церковь народные мастера. Внешне Всехсвятская церковь была очень похожа на построенную в те же годы на северной окраине Хлынова церковь Иоанна Предтечи. Холодные храмы обеих церквей - традиционный для деревянной архитектуры восьмерик от земли (каменщики повторяли в кирпичной постройке облик деревянного храма). Старая колокольня Всехсвятской церкви, разобранная в начале ХХ века, также была очень похожа на колокольню Предтеченской церкви - это высокий глухой восьмигранный столб с одним открытым ярусом наверху. С запада к холодному храму примыкала небольшая трапезная (теплая церковь) с приделом во имя святого праведного Артемия Веркольского. В 1760-е годы к трапезной с северной стороны был сделан пристрой, в нем был заново освящен алтарь в честь св. Артемия. Внешний декор пристройки очень напоминает декор сооруженной в те же годы питейной избы на Хлыновском торгу. Питейную избу и пристройку к церкви делала одна артель каменщиков.

http://sobory.ru/article/?object=32641

В это трудно поверить, но на стройке бескорыстно, во славу Божию трудились прихожане, люди, пережившие ужасы войны. Нужно было восстанавливать свои жилища, а они спешили возвести Дом Божий. В те годы это было настоящим христианским подвигом. Уже через полгода, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1952 года состоялось освящение церкви Преосвященным Романом, епископом Таллиннским и Эстонским с собором священнослужителей. Архипастырские богослужения в кладбищенском деревянном храме совершались неоднократно. В храме служили замечательные священники, без остатка отдавшие жизнь Богу и людям. Их по сей день прихожане вспоминают с глубокой благодарностью. Эти незабвенные батюшки похоронены близ выстроенной ими тосненской церкви. Многие из них прошли лагеря, ссылки и высылки. Один из них – настоятель протоиерей Евгений Бобовский, при котором были завершены отделочные работы и роспись церкви. В разные годы здесь служили: протоиерей Александр Мощанский, сын причисленного к лику святых священномученика Владимира Мощанского; протоиерей Иоанн Миронов – духовный сын святого праведного Серафима Вырицкого, старейший клирик Санкт-Петербурга; иерей Петр Гаврилюк, перенесший вместе с прихожанами лихие 90-е годы прошлого столетия. Благодаря трудам и молитвам настоятеля протоирея Иоанна Сологуба в 1995 году районная администрация приняла решение о возвращении верующим здания каменной церкви Казанской иконы Божией Матери, что осуществится только в 2009 году после переезда районного дома культуры в новое здание. С этого момента деревянная кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери стала именоваться храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Современное состояние [ править править код ] При настоятеле иерее Сергии Рысеве, который возглавляет приход с июня 2013 года, стали регулярно совершаться ежемесячные паломнические походы в Макариевскую пустынь. В таких походах, вместе с прихожанами храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», принимают участие и богомольцы из разных регионов нашей страны.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Как уж доехал, помню плохо, да это и не суть важно. Дома, едва скинув с себя одежду, рухнул на диван. В голове тайные молотобойцы с беспощадным остервенением крушили гранитные глыбы москворецких, а заодно и невских набережных. Отдышавшись, я выкушал какие-то таблетки, запив их минералкой из холодильника, и снова лёг на любимый диванчик... Машинально включил телевизор. Словно ледяной водой в знойную нежить июльского пекла окатило меня. Привыкшая к ужасам человечьего самоуничтожения в братоубийственных войнах телеведущая вещала почти равнодушно. Но послушайте, вы только послушайте, что она говорит! - В городе Кировске Донецкой области во время артиллерийского обстрела один из снарядов попал в Православный храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. В результате попадания храм полностью разрушен. Три человека погибли, ещё несколько пострадавших доставлены в больницы с тяжёлыми травмами»... Вот вам и сон в руку. Вот это да! Мне прямо дурно сделалось. Получается... Да ничего не получается, - скажет мне иной скептик. И будет прав, конечно. Совпадение. Да мало ли что. Но память моя безжалостно и настойчиво возвращала явь недавнего кошмара. И не батюшка с Чашей виделся мне. Я словно бы вновь лицом к лицу оказывался перед ночным студентом, проваливаясь в адскую пучину его мёртвого взгляда. Бесконечный вальяжно-знойно-душный день, перевалив за Рубикон, готовился примерить вечерние морщины мудрости и седины заслуженного уважения. Был почти обычный, веками испытанный август - месяц ветров, месяц подведения летних итогов. И август этого года был бы таким же щедрым на тепло, но не испепеляющее жарким, как июль, милостивым на дождь, но не сырым, ржаво-лиственным, как сентябрь; был бы затейлив на игры забывшей о школах, «двойках» и шпаргалках детворы, богат на фотосессии надевших на себя пляжный загар городских модниц, вернувшихся «с морей». Это был бы обычный август, если бы ошалевшие от взрывов ветры не наполняли бы полумёртвые, покинутые людьми кварталы стойким коктейлем вони из дыма, пороха и смрада разлагающихся трупов. Этот август был бы обычным, если бы не расстреливали его утреннюю непорочность и вечернее старчество снаряды, бомбы и ракеты, если бы не палили волки в обличие человека в людей, неизменно превращающихся в волков, из пушек и систем залпового огня. Словом, на смену обычному августу на эту землю пришла обычная гражданская война.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/17/...

Когда-то святого праведного отца Иоанна Кронштадтского народ называл Всероссийским батюшкой. К нему ехали люди со всей России, да и сам он много ездил по стране. Схимонахиня Феодосия никуда не ездила, в последние годы жизни потеряла и зрение (врачи потом частично восстановили способность видеть), но к ней приезжали люди со всей России. И не только из России, но и с Украины и Белоруссии, Святой Земли и Афона. Поистине ее можно назвать Всероссийской старицей… День выдался в Скопине жаркий, наверное, градусов 25-28. Много народу стоит рядом с храмом. «Можно представить какая в храме духота и жарень», - подумал, проходя в дверям церкви. Тем не менее, храм забит до отказа, трудно протиснуться ближе к центру, где стоит гроб и где духовенство творит молитвы. Удалось протиснуться ближе к гробу. Отпевают два архиерея. В центре на помосте возвышается фигура правящего архиерея Скопинской епархии епископа Владимира. Помню, как совсем недавно мы были у него, беседовали, а потом попросили владыку поехать вместе с нами к Матушке, у которой он давно не был (всякие искушения возникают, как известно). Как же обрадовалась Матушка приезду епископа! Долго с ним говорила, была очень оживлена. И вот теперь Владыка стоит у ее гроба. Из-за его высокой фигуры не сразу разглядел скромно стоящего рядом митрополита Екатеринбургского Кирилла. Конечно, Владыка не мог не прилететь, - все знали, как он любит Матушку. Кому же проводить ее в последний путь земли! На отпевании он несколько раз назвал схимонахиню Феодосию «нашей Матерью». Какое простое и точное слово! Именно это сыновнее чувство, общее горе, общие слезы сквозь пасхальные радостные песнопения объединили эти сотни людей, приехавших порой издалека проститься с Матерью. Говорят, накануне приезжал и правящий архиерей Рязанской митрополии владыка Вениамин. Отслужил панихиду, простился с Матушкой и уехал по своим архиерейским обязанностям. Вообще храм ночью не закрывался. И всю ночь приезжали и приезжали священники, служили и служили панихиды. Многим трудно остаться на отпевание, поскольку день был субботний и у многих батюшек службы в своих храмах.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/19/on...

На стадии предпроектной подготовки исследовали старый фундамент, чтобы уточнить размеры и получить привязку к местности. И на глубине полутора метров под грунтовыми водами обнаружили два фрагмента ленточного фундамента из бутового камня. Было принято решение о раскопке и исследовании. Фундамент был полностью раскрыт и обмерен. Оказалось, что часовня находилась строго в углу современного сквера, а крыльцо выходило на тротуар на полтора метра. Чтобы его не суживать, решили часовню сдвинуть на полтора метра вглубь сквера. Ускорило работы известие о том, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II изъявил желание совершить лично закладку часовни. Началось возведение нового железобетонного фундамента, поскольку старый был признан негодным для нового строительства. Но остатки старого фундамента находятся под новым — так что новая часовня возведена на старом основании. Святейший Патриарх Алексей II и супруга Президента России, наша землячка Светлана Владимировна Медведева, проявляющая большую заботу о возрождении православных святынь на своей малой родине, посетили Кронштадт на второй день Рождества Пресвятой Богородицы 22 сентября 2008 года. Патриарх освятил закладку и строительство Тихвинской часовни — ее возрождение на историческом месте. И сегодня в Кронштадте памятны его слова, полные радостного удивления и восхищения: он думал о маленькой часовенке, а увидел настоящий Храм, в котором есть алтарь и может совершаться Божественная Литургия. А еще он сказал: «Это будет первый шаг к будущему возрождению Андреевского Храма!». 12 июля 2009 года, на Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, Кронштадт посетил Святейший Патриарх Кирилл. Он побывал и в строящейся часовне, помолился в ней, внимательно осмотрел красочные плакаты с эскизами, похвалил бригадира за хорошую работу и благословил на скорейшее завершение строительства. Которое и было завершено ровно в назначенный срок — к юбилейным торжествам по поводу 180-го дня рождения и тезоименитства святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святые [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-часовня_Т...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010