Ирина Муравьева приезжала в Самару 28 октября в Доме офицеров она играла главную роль в легкомысленном водевиле «Жена-интриганка, или актеры меж собой», как обычно, улучшая своей игрой заурядную пьесу. На мой вопрос об интервью Православной газете она удивилась: «Что я могу сказать на эту тему?» но узнав, что речь о ее пути к вере, согласилась. Ирина Вадимовна, я встретила вас этим летом в Санкт-Петербурге в Свято-Иоанновском монастыре у мощей святого праведного Иоанна Кронштадтского . Вы часто там бываете? Когда я приезжаю в Петербург, я всегда еду туда. Вы давно пришли к вере? Вообще давно, но так серьезно, как сейчас, то есть очень серьезно, наверное, года три. Раньше я тоже причащалась . Но молитвенного правила ежедневно не исполняла, ходила в храм по случаю, такими приливами. Прилив потом отлив. Опять приду потом какое-то время забываю прийти в храм. Так было в течение десяти лет. В книге « Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафима Роуза » рассказывается, что когда американец Евгений, будущий иеромонах Серафим, попал в Православный храм, он сразу понял, что нашел то, что так долго искал. Но настоящий его приход в Православие произошел не мгновенно, а постепенно, это заняло годы. Так же произошло и со мной. У меня есть эта книга, но я ее еще не читала. Вы знаете, сейчас на сцену вышел юноша с букетом. Это инок Евграфий из Санаксарского монастыря . Я хорошо его запомнила, когда ездила в монастырь в паломничество со своими детьми. И вот он сейчас пришел на спектакль. У меня задрожало все внутри, когда я его увидела, мне казалось, что я сейчас забуду все слова. Мне так стало стыдно, что я стою на сцене. Мы уехали оттуда с такими подарками, святынями: иконками, крестами, все их раздарили. В Санаксарском монастыре был тогда старец схиигумен Иероним, как жаль, что он ушел от нас. У вас есть духовный отец? Есть, он монах, архимандрит (имя его Ирина называть не захотела Л.Б.). Что вас привело в храм? Наверное, скорбь, как и всех. В самом начале со мной произошел один случай, который я очень запомнила.

http://azbyka.ru/way/irina-muravjova-iz-...

В главном храме находились престол преподобного Сергия Радонежского и два придела. Один из них – святого Александра Невского и Марии Магдалины устроили в честь 25-летия супружества императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, другой – чудотворца Николая –  посвящён спасению жизни наследника российского престола Николая Александровича во время его путешествия по Японии 29 апреля 1891 г. Иконостас – 4-ярусный, копия иконостаса Успенского Кремлёвского собора. 94 иконы выполнены живописцем Ф.Е. Кудряшёвым. Из икон нижнего яруса по ценности живописи и окладов с драгоценными украшениями обращали на себя внимание: с северной стороны Царских врат в особых сенях по образцу Успенского собора – икона Владимирской Богоматери и Святого Георгия Победоносца, с южной – икона Казанской Богоматери. Во втором ярусе размещены иконы двунадесятых праздников, в третьем – собор святых Апостолов, в четвёртом – ветхозаветных пророков и праведников, выше иконостас увенчан восьмиконечным золочёным крестом. Перед алтарём на возвышении в несколько ступеней устроена солея из облицованного подольского мрамора, ограждённая железной бронзированной решёткой. По сторонам солеи – два прекрасной работы полированных сосновых клироса, выше которых помещены иконы Богоматери скоропослушницы и целителя Пантелеймона (дар афонской Пантелеймоновской часовни в Москве). На южной стене рядом с этими иконами находилась драгоценнейшая и главнейшая святыня храма – древняя икона преподобного Сергия, пожертвованная собором Троицкой лавры. На левом клиросе – икона Спаса Нерукотворного, а рядом по северной стене – икона Иверской Богоматери (благословение Иверского Афонского монастыря). Внутренние стены храма и галереи оставлены не крашеными, а натуральными сосновыми; на них размещено несколько икон, из которых особое внимание обращали на себя: икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла, икона Симеона Юродивого и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в киоте прекрасной работы. По углам храма выше карниза под парусами в массивных киотах размещались изображения четырех евангелистов. Не меньшее внимание обращали на себя иконы, помещённые в приделах святого Николая – икона преподобного Сергия (в роскошном киоте), икона святых устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна, икона святого Александра Невского, шитая бисером и шелками работы графини А.А.Орловой-Чесменской. В главном алтаре, на горнем месте, находилась больших размеров картина «Преображение Господне», по ее сторонам были изображения святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия художественной работы. В алтаре находилась богатая плащаница работы сыновей Г. Корнилова, в главном приделе по изяществу работы выделялся свечной ящик из агрового дерева. Полы в храме и в его галереях – бетонные, паркетного типа. Масса света проникала в храм через громадные окна галереи.

http://sobory.ru/article/?object=34539

В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь». В следующем помещении мы видим две честные руки. Одна принадлежит святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, а другая – святому апостолу Иакову Зеведееву. В соседнем помещении за стеклом находится блюдо, на котором была принесена честная глава святого Иоанна Крестителя на праздник к Ироду. Здесь же – реликварий с власами Пресвятой Богородицы. В музее хранятся и священнические одежды и древние предметы для совершения литургии.   Спас Нерукотворный Покинув собор, мы спешим поклониться еще одной весьма почитаемой святыне Генуи – Нерукотворному Образу Иисуса Христа из Едессы. Хранится он в армянской церкви во имя святого апостола Варфоломея. Турецкое нашествие на Армению в XIV веке привело к тому, что армяне рассеялись по миру. Церковь во имя святого Варфоломея была основана в 1308 году армянскими монахами, бежавшими от турок. Возможно, эта церковь не была бы столь известна, если бы в 1362 году генуэзский капитан Леонардо Монтальдо не привез в Геную из Константинополя Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Являясь прихожанином армянской церкви, Монтальдо в 1384 году подарил Святой Лик этому храму. С этого времени Нерукотворный Образ стал предметом особого почитания жителями Генуи и паломниками. В 1507 году, после захвата города французским королем Людовиком XII, Святой Лик был увезен во Францию, но через несколько месяцев после дипломатических переговоров его вновь вернули на прежнее место. Кроме Нерукотворного Образа Спасителя храм святого апостола Варфоломея хранит в ризничной честную стопу этого апостола. Мы подходим ко второй капелле с левой стороны от главного входа (именно там сейчас находится Нерукотворный Спас из Едессы) и с пением «Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий…» прикладываемся к иконе и просим у Господа милости. Ныне древний город Едесса называется Урфа. Он расположен на юге Турции, недалеко от Сирийской границы. Старинное предание гласит, что в I веке по Рождестве Христове в Едессе жил правитель Авгарь V. Случилось ему заболеть проказой. Никто из лечащих врачей не мог помочь своему правителю. Прослышав, что в Иудее есть такой Человек, пришедший от Бога, Который исцеляет от болезней, царь Авгарь послал к Нему своего самого искусного художника Ананию.

http://pravoslavie.ru/3575.html

ЖУРНАЛ 34 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Патриарших визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: В период со времени предшествующего заседания Священного Синода Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: • с 2 по 5 апреля 2009 года – Санкт-Петербургскую епархию; • 6 мая 2009 года – Калужскую епархию. В Санкт-Петербурге Его Святейшество встретился, в частности, с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, викариями епархии ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископом Гатчинским Амвросий и епископом Петергофским Маркеллом, а также с губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко и губернатором Ленинградской области В.П.Сердюковым. Предстоятель Русской Церкви имел общение с клиром и паствой епархии, а также со студентами Санкт-Петербургских Духовных школ. В ходе визита в Санкт-Петербургскую епархию Святейший Патриарх посетил Свято-Иоанновский монастырь на Карповке и приложился к мощам праведного Иоанна Кронштадтского. Его Святейшество совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме поселка Вырица Ленинградской области, посетил вновь восстановленный храм святых апостолов Петра и Павла поселка Вырица, а также Петропавловский храм в поселке Сиверский. В храме святого апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургских Духовных школ Предстоятель Русской Церкви совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице, после чего встретился с профессорско-преподавательской корпорацией. Святейший Патриарх также отслужил молебен в часовне блаженной Ксении Петербургской и посетил ряд храмов Санкт-Петербурга. Воскресное Всенощное бдение Его Святейшество отслужил в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. 5 апреля, в Неделю пятую Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе. 6 мая Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил деревню Дошино Медынского района Калужской области. Состоялась церемония открытия животноводческого комплекса, в которой приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент, мэр города Москвы Ю.М.Лужков, заместитель губернатора Калужской области М.А.Акимов.

http://mospat.ru/archive/86299-zhurnaly-...

К концу XIX века главный престол и убранство храма пришло в негодность, а храм сильно обветшал. Тем не менее, благодаря стараниям деятельного старосты храма после многих лет запустения начался процесс восстановления былой красоты. Прихожанам удалось собрать достаточно денег, чтобы возвести новые иконостасы, выложить пол, сделать новый престол в алтаре и восстановить живопись на стенах. Возобновленный храм и его престол необходимо было вновь освятить. С этой целью духовенство и прихожане обратились к отцу Иоанну Кронштадтскому. Были устроены из итальянского мрамора полы и подоконники, возобновлена живопись. В главном храме утверждён новый престол, устроены три новых иконостаса. Ризы на иконах и церковная утварь вызолочены. Тогда-то и возникла мысль пригласить на освящение возобновленного храма священника Андреевского Кронштадтского собора святого праведного Иоанна Кронштадтского, который внимая просьбам прихожан, дал согласие. 13 октября (26 октября по старому стилю) с благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия митрополита Московского, было совершено полное освящение Николаевского алтаря и боковых приделов. Стечение народа было столь велико, что многие, не имея возможности хотя бы издали видеть крестный ход, влезали на деревья и на оконные решётки, а для того, чтобы видеть Богослужение, забирались на кровлю храма и смотрели внутрь через окна купола. Иоанн Ильич Сергиев – будущий святой Иоанн Кронштадтский – родился в семье церковнослужителя в одной из бедных северных деревень Архангельской губернии. Несмотря на то, что поначалу учеба давалась ему с трудом, Иоанн смог поступить в Петербургскую семинарию, а потом и Духовную академию. После окончания учебы Иоанна Сергиева определили священником в большой Андреевский собор портового пригорода Петербурга – Кронштадта. Назвать это удачным назначением, однако, было сложно: Кронштадт в те годы имел дурную славу. Считалось, что нигде нельзя было увидеть нищих в таком множестве и в таком жалком виде, как в Кронштадте. Портовый город был полон бродяг и пьяниц.

http://sobory.ru/article/?object=03810

Конечно, писателям могли бы помочь критики. И наш мощный отряд критиков русских и по рождению, и по убеждению: Палиевский, Михайлов, Ланщиков, Семанов, Селезнёв, Петелин, Бондаренко, никто ведь из них в церкви почти и не бывал. Помню, когда отпевали Кожинова в церкви Симеона-столпника, батюшка над гробом горько сказал: «Я всегда знал, что в моём приходе живёт замечательный человек, прекрасный историк, критик и литературовед. Но как жаль, что он не сам пришёл в храм, а его принесли». Им в пример можно поставить слабый женский пол, например, Лидию Сычёву с её чёткими ориентациями в духовной жизни. А у них было на первом месте нравственное чувство и сведение счетов с критиками-либералами. Так и протестанты обеими руками за нравственность. А душа? А душа — дело во многом земное. Разве не душевно посидеть с друзьями на берегу, пивца попить. Тут и гитара забрякала. Тут и жидомасонов заклеймили, и «Боже, царя храни» спели. Спасли, словом, Россию. Встали и пошли. Как хорошо. Вот и ответ, почему мы, так любившие Россию, так бездарно отдали Россию демократам. А вроде святаго Иоанна Кронштадтского читали и Леонтьева цитировали. Но прошли мимо слов святого и праведного Иоанна, не вразумились его определением общественного строя, вновь вошедшего в Россию в горбоельцынскую пору: «Демократия в аду». Почему не святые были для них авторитетами, а Бахтин, например. И он хорош, и Лосев, но святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон Задонский лучше. Нужнее, спасительнее. Знакомый со всеми из перечисленных критиков, свидетельствую, что все понимали значение религии в жизни человека, роль Православия в истории России. Но понимали умозрительно. В этом всё дело. Не отстояли хотя бы двадцать-тридцать Литургий. Не испытали главного счастья жизни — причащения Святых Христовых тайн. Юрий Кузнецов, как чуткий поэт, более других понимал, что без Бога ни до порога. И свершил переложение «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона на современный русский. Это и неплохо. Он вообще шёл на свою Золотую гору, имея дело только с классиками. И подражая Крылову, Дмитриеву, Державину, Тредиаковскому, Сумарокову, Пушкину , другим, взялся за труд для него непосильный — за духовную поэзию. Поэмы о Спасителе написал. Не знаю, как кому, мне кажется (конечно, знаю выражение: кажется, так перекрестись, перекрестился и всё равно кажется), что поэмы эти ничего не добавили к образу Христа. Не привели ни читателей, ни автора в храм Божий.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/06/vs...

     Третий же человек из названных здесь, епископ Бахчисарайский Каллиник, обязан святителю Луке жизнью. Причем, это не фигура речи. Это реально так, о чем режиссер фильма-рассуждения, фильма-откровения услышал от иеромонаха Каллиника (Чернышева), на тот момент занимавшегося строительством мужского монастыря святого апостола и евангелиста Луки в расстрелянном фашистами греческом селе Лаки Бахчисарайского района. В 2009 году Соколов записал с отцом Каллиником большую доверительную беседу, которая приоткрывает нам личность церковного иерарха – очень деятельного и (как мы снова недавно смогли убедиться) решительно отстаивающего единство нашей Церкви. Мысли о монашестве пришли ему в голову в двенадцать лет, что, как он вспоминает, было неожиданно, особенно для его родителей. Ведь ребенок их веселый, жизнерадостный, учеба ему дается – как же так? Он впоследствии и получил, помимо духовного образования, степени магистра богословия, еще два высших светских образования – с юридическим уклоном и с экономическим. А монашество принял уже в тридцать с небольшим. В 2011 году, под сенью деревьев, за одним из крепко сбитых деревянных столов для трапезы, записывается продолжение той беседы. Следует рассказ отца Каллиника о его бабушке... В молодости она заболела смертельным недугом, врачи уже готовили ее маму к скорой потере дочери. Но приехавший в Евпаторию на какую-то конференцию блестящий хирург Войно-Ясенецкий сделал девушке операцию. Девушка поправилась, вышла замуж, родила сына – папу будущего епископа Каллиника. Такой вот интересный факт! Другой факт, интересный и знаковый: Промысл Божий привел иеромонаха Каллиника после принятия им монашества в монастырь Небесного покровителя святителя Луки Крымского, где довелось ему с братией созидать монастырь и возвращать к жизни разрушенный храм. Храм-мученик в утраченном селе Лаки      «...в поспешности нет премудрости» Недавно я прочитала мудрые слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, и захотелось их постоянно держать в голове: «Не торопись ни в чем; закон действий Божиих – постепенность, медленность, и зато – дивная твердость! Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и поспешностью склоняет ко всякому греху, потому что в поспешности нет премудрости».

http://pravoslavie.ru/146848.html

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался. Брак отца Иоанна, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов: в действительности он жил с женой, как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», — так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни, до конца дней своих оставаясь чистым девственником. Хотя однажды отец Иоанн и говорил, что он не ведет аскетической жизни, но это, конечно, сказано было им лишь по глубокому смирению. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, отец Иоанн быль величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник « Моя Жизнь во Христе » ярко свидетельствует об этой его аскетической борьбе с греховными помыслами, этой «невидимой брани», которую заповедуют всем истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало естественно от него и ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило. При первом же знакомстве со своей паствой отец Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подвергнуться нападению грабителей.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

В 1914-ом году Михаил окончил Полтавский Кадетский Корпус и поступил в Харьковский Императорский Университет на юридический факультет. Учился он превосходно, хотя часть своего времени он уделял изучению житий святых и духовной литературе. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича), который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу, и в связи с этим в нем стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим. Еще до отъезда из России юный Михаил познакомился с Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким), основателем Русской Зарубежной Церкви. В конце гражданской войны Михаил со своей семьей эвакуировался в Югославию, где поступил на богословский факультет Белградского университета, который он окончил в 1925-ом году. Ближе познакомившись с юным Михаилом, Митрополит Антоний очень полюбил его и приблизил к себе. В 1926-ом году Митрополит Антоний постриг Михаила в монахи с именем Иоанна (в честь митрополита Иоанна Тобольского) и вскоре посвятил в иеродиаконы. На праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы инок Иоанн стал иеромонахом. В 1929-ом году он начал преподавать в сербской гимназии и быстро завоевал любовь учащихся своим умением вдохновлять их высокими христианскими идеалами. Будучи иеромонахом, Иоанн продолжал преуспевать в подвиге строгого воздержания, к которому он присовокупил непосильный для большинства людей подвиг всенощной молитвы. В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Подобно святому праведному Иоанну Кронштадтскому, Владыка ежедневно служил Литургию, которая давала ему большую духовную силу, согревающую в нем любовь к Богу и людям. Иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении. Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы. Желая уклониться от такого высокого звания, иеромонах Иоанн стал ссылаться на свое косноязычие. Но архиереи остались непреклонными, указав ему, что и пророк Моисей был косноязычным.

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-shanxa...

Впоследствии, уже став известным на всю Россию пастырем, о. Иоанн вспоминал, что с первых дней своего служения он «взял за правило искренне относится к своему делу, к пастырству и священнослужению, строго следить за собою, за своею внутренней жизнью». С этой целью он ежедневно читал Священное Писание, «извлекая из него назидательное для себя как человека, священника и члена общества». Потом стал вести дневник, известный ныне под названием «Моя жизнь во Христе». Этот неизбывный кладезь духовной мудрости свидетельствует нам о пастыре, который действительно, не на словах, а на деле, каждый день и каждый час жил во Христе и со Христом. Слова святого апостола Павла «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20) в полной мере можно отнести и к о. Иоанну. Все, что им написано, было продиктовано горячим пастырским сердцем с болью о пастве, с желанием помочь, исправить, направить, поддержать. Дневник «Моя жизнь во Христе», получивший широкое распространение, стал для многих христиан двадцатого столетия настольной книгой. В эпоху гонений, воздвигнутых богоборческой властью на веру и Церковь, православные люди переписывали ее от руки, находя в словах о. Иоанна подкрепление для своего стояния в вере и в делах благочестия. Очень скоро святой праведный Иоанн Кронштадтский понял, что ко всему тому, что он делал, необходимо прибавить еще одно правило — ежедневно совершать Божественную литургию, которую он считал самым действенным средством очищения, исцеления и освящения. В своем дневнике он писал: «Божественная литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии! Храм в это особенное время бывает земным небом... Литургия — постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого члена в отдельности».

http://patriarchia.ru/db/text/346510.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010