Красавец храм с пятью куполами в византийском стиле, заложенный в 1881 году по проекту архитекторов К.К.Вергейма и Ф.Я.Миллера, устроили по завещанию С.П.Елисеева, одного из владельцев торговой фирмы «Братья Елисеевы». На Большеохтинском кладбище был похоронен его отец, ярославский крестьянин Петр Елисеев, основавший в 1813 году знаменитую империю Елисеевых. Главный престол храма был освящен 5 ноября 1885 года митрополитом Санкт-Петербургским Исидором во имя Казанской иконы Божией Матери, приделы – во имя св. Георгия – просветителя Армении, во имя преподобного Стефана Савваита, во имя св. мученицы Любови, во имя праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы. Храм отличался великолепной акустикой, богатым убранством. Иконостас изготовили в охтинской мастерской Леонтьева и Кондратьева. В 1929 году храм взорвали, а усыпальницу Елисеевых уничтожили. Отец Петр познакомился в Санкт-Петербурге с выдающимися пастырями своего времени, которых он полюбил всей своей душой – протоиереями Иоанном Кронштадтским (1829–1908) и Философом Орнатским (1860–1918). Оба этих выдающихся пастыря ныне прославлены в лике святых. Отца Иоанна называли «Пасхальным батюшкой». И впервые такое определение великому угоднику Божию дал его верный почитатель, учредитель «Общества в память отца Иоанна Кронштадтского » протоиерей Петр Миртов , который рассказывал, что «достаточно было, чтобы отец Иоанн куда-либо приехал, чтобы тотчас всех охватывало радостное настроение, такое радостное, как на Пасху: безнадежно больные и их близкие надеялись на исцеление, убитые горем – на утешение, бедные, находящиеся в безысходной нужде – на материальную помощь, желающие что-то предпринять и все вообще – на получение благословения» 2 . Отец Философ хорошо знал отца Иоанна Кронштадтского . Жизнь связала их не только духовными (отец Иоанн был духовником отца Философа), но и родственными узами. Младший брат отца Философа протоиерей Иоанн Орнатский был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского Анне Малкиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/pr...

Однажды вместе с другими жаждущими уединенной пустыннической жизни к Иоанну пришел жить и сын его брата Лука. Видя в молодом еще юноше искреннее желание монашеской жизни, преподобный с любовью принял его. Но недолго им пришлось жить вместе. Брат Иоанна пришел в обитель и силой увел сына, несмотря на все уговоры преподобного. Однако до дому им не суждено было дойти. По пути из расщелины скалы выползла змея, которая укусила Луку, и тот скончался. Несчастный отец вернулся к святому в горьком раскаянии. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши, где впоследствии выстроил храм. Преподобный часто покидал своих учеников, ища то, к чему он стремился всю свою жизнь, – полного уединения, безмолвия и сердечной молитвы. За пять лет до кончины преподобный Иоанн оставил своим ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. Это произведение считается одним из лучших творений староболгарской письменности и свидетельствует о высокой культуре и глубокой богословской мудрости автора. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в полном безмолвии и молитве, скончавшись 31 августа 946 года. Уже в XI столетии многие болгары, убегая от преследований захватчиков, переселялись на Русь. С ними покинули родной монастырь и рыльские монахи, взяв с собой правую руку преподобного Иоанна. Именно с этого времени в Киевской Руси появляется упоминание в летописях о постройке Рыльска – города, ныне находящегося в Курской области. Первый храм, который построили жители этого города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского, в нем же хранилась и его десница. Таким образом, преподобный Иоанн стал первым южнославянским святым, которому на русской земле был воздвигнут храм и который стал одним из небесных покровителей Руси. Не раз преподобный Иоанн и воздвигнутый в честь него город встречается в русских летописных памятниках. Так, например, именно в них сохранилась точная дата кончины преподобного Иоанна. «Только Рыльск, – по словам летописца XIII столетия, – остался нетронутым на пути погрома Батыевой рати». В XVII веке именно на Руси появилось первое печатное издание жития святого и служба ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Кроме того, архангельский священник и паломники затронули ряд актуальных вопросов духовной жизни современного общества, такие как православная миссия среди студенчества, судьба Русской Церкви, Россия и мир пред лицом новых угроз. Отец Евгений подчеркнул, что, несмотря на кажущееся возрождение традиций и патриотический подъем, духовный кризис возрастает еще стремительнее, чем экономический. Причина тому - отступление человечества от Христа и христианских начал жизни. Как сообщил ИА «Православие на Северной земле» руководитель и организатор паломничества, полковник запаса Михаил Смагин, конечная цель автопохода - поселок Сура. На родину праведного Иоанна Кронштадтского везут три свечи, зажженные в мемориальном музее-квартире святого от лампады в той комнате, где преставился отец Иоанн. Кроме того, в планы участников автопохода входит посещение деревни Верколы и старинного Артемиево-Веркольского монастыря - обители святого праведного отрока Артемия, которого горячо почитал св. Иоанн. Русская линия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Шалость школьника из Петербурга превратила в ад жизнь его учителя Священник и снайпер из Белгорода оказались членами жуткой банды Какое решение вынес суд экс-курсанта МЧС за изнасилование девушки На какой регион России обрушится «дубайский» шторм»: эксперты Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/26/uc...

В честь этого чуда от иконы Пресвятой Богородицы Новгородской святитель установил праздник почитания святой иконы, называемой «Знамение», который и доныне празднует вся Русская Церковь 27 ноября/10 декабря. Однако, несмотря на одержанную новгородцами победу, святитель был противником междоусобной войны и убедил новгородских князей просить мира у князя Андрея. Святитель Иоанн, как добрый отец, откликался на все события жизни своей паствы. Когда в Новгородской земле после опустошительной войны наступил голод, святитель первый позаботился о беспомощной нищете, о бедных семьях, разоренных войною и терпевших голод, и щедрою рукою подавал помощь несчастным. Щедрость святителя не препятствовала ему заботиться об устройстве и украшении церквей для своих пасомых. В 1179 году святитель совместно с братом Гавриилом построил великолепный храм Благовещения в созданной им обители. В 1182 году построен каменный храм Богоявления над вратами монастыря и затем другой храм Богоявления над вратами кремлевскими. В 1184 году построен каменный храм на Опоках. Кроме того, им построены еще храмы: во имя пророка Божия Илии – своего небесного покровителя в постриге, во имя трех отроков Вавилонских, преподобного Феодора, игумена Студийского, святого праведного Лазаря. Великая сила молитвы святителя Иоанна проявилась, когда он в умывальнике заклял беса и заставил перенести себя на одну ночь в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и возвратился в ту же ночь в Новгород. За то, что святитель Иоанн разгласил тайну этого удивительного путешествия, бес начинает ему мстить: он «мечтанием» заставляет новгородцев видеть в келии Иоанна женские одеяния, выбегает в виде блудницы из его келии. Новгородцы обвинили святителя в блуде и решили изгнать из города. Святителя выволокли из покоев и повлекли к Волховскому мосту, там его спустили на плот, не имеющий весел, и предоставили течению воды нести куда угодно недостойного, по их мнению, архипастыря. Однако бес снова посрамлен: по Божиему изволению плот, «никым же пореваем», плывет против течения реки к Юрьеву монастырю. Иноки монастыря с честью встретили на берегу архипастыря. А новгородцы, пораженные чудом, осознали свою неправоту и со слезами просили святителя простить их и возвратиться на кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отец Борис стал священнослужителем уже в зрелом возрасте. В пятьдесят лет он был рукоположен в сан диакона. К этому важному событию он подошел образованным и зрелым человеком. Около двадцати лет до того его духовниками были отец Аркадий Шатов (ныне епископ Верейский Пантелеимон), протоиереи Сергий Вишневский и Георгий Бреев († 2020). Другим источником духовного знания стали для отца Бориса труды богословов, философов и церковных деятелей русского зарубежья. А воспитание пятерых детей послужило своеобразным «экспериментальным полем» для его будущего пастырства. Домашнее ежевечернее молитвенное правило, например, включало чтение рядового евангельского зачала, вслед за которым отец семейства регулярно произносил небольшую «проповедь». Принятие сана отцом Борисом совпало с новой страницей в истории всей страны. Его диаконская хиротония состоялась в Новодевичьем монастыре 10 августа 1991 года, а через несколько дней грянул путч — не­удавшаяся попытка государственного переворота. В ноябре 1993 года состоялась священническая хиротония отца Бориса, которую совершил Патриарх Алексий II. Начинал пастырь свое церковное служение как штатный клирик старинного московского храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, но вскоре, в 1994 году, был назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Позже к этим обязанностям добавилось попечение о больных в городской больнице 19. В Детской городской клинической больнице 9 имени Г. Н. Сперанского отец Борис не только заботился о маленьких пациентах и их родителях, но и фактически заново отстроил больничный храм праведного Филарета Милостивого (см. его церковно-исторический этюд: Домовый Филаретовский храм Ермаковской богадельни за Трехгорной заставой. М., 2007). Эта разнообразная и неустанная самоотверженная деятельность священника продолжалась на протяжении четверти века. Не оставлял он и искусствоведческих трудов, осуществив уникальный синтез церковно-исторического исследования. О каждом из храмов, в которых ему довелось служить, отец Борис создал замечательные краеведческие книги «Храм на Пресне. История прихода и храма Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне. XVII–XX века» и «Храм в Филях. История прихода и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях», раскрывающие историю места и церковной старины через внимание к судьбам верующих людей, связавших лучшее, что было в их жизни, с Церковью. Каждая из книг завершается помянником, чтобы у действующего прихода была возможность установить молитвенную связь с ушедшими поколениями духовенства и прихожан.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Окинув из архондарика (комнаты посетителей) прощальным взглядом искрящееся в лучах солнца море, мы отправились далее – в маленькую часовню напротив монастыря. В ней пещера, в которой подвизался преподобный Симон. До монастыря святого Григория быстрым шагом идти 40 минут. Нужно преодолеть спуск и подъем по дороге, выложенной большими камнями. Замершее море и неподвижные скалы застыли в покорности перед Богом. Мы прошли мимо беседки для уставших путников, далее – источник. Солнце, яркая зелень, а впереди – знаменитый Афон. У нас не было времени, но мы шли, медленно переступая с камня на камень. Разве можно здесь спешить? У врат монастыря святого Григория нас ждал игумен Георгий. Он нас благословил, и мы прошли в храм святителя Николая. Здесь находятся частица Животворящего Древа, части мощей святой Анастасии Римлянины, святителя Николая, святых бессеребренников Косьмы и Дамиана, святого праведного Иоанна Милостивого, стопа святого Игнатия Богоносца , десница Григория Богослова , а также частица мощей святого Григория Синаита , который считается основателем монастыря. Игумен Георгий спросил нас, не желаем ли мы встретиться со столетним старцем Исихием. Он воевал на стороне России еще в Первой Мировой войне. Отец Исихий встретил нас так, как будто всю жизнь ждал. Он вел себя, как ребенок. Маленького роста, сидя на своей кроватке, он замахал руками, начал плакать. Отец Исихий говорил: «Русские братья! Россия так помогла в освобождении Балканских стран, Греции. А я вот забыл, забыл русский язык. Креститесь не так, как многие сейчас крестятся. Креститесь правильно. Он осенил себя крестным знамением. – Храните веру православную. Не отступайте от Церкви, я вас прошу, не отступайте. Наступило 6 часов вечера. Это по нашему времени, которое на Афоне называется европейским, а на самой Святой горе время византийское. Оно исчисляется следующим образом. Заход солнца считается концом дня. От него ведется отсчет времени. Зимой разница византийского и европейского времени – 5 часов, весной – 4 часа, летом – 3 часа. Так что по византийскому времени было уже 10 часов – время позднее. Уезжать не хотелось. По благословению игумена Георгия на катере «Пре подобный Григорий» нас должны были отвезти в Русский монастырь. Монахи провезли нас в противоположную сторону с тем, чтобы показать близлежащие обители. Издалека мы видели монастыри святого Дионисия, святого Павла. Новый скит, скит святой Анны, особняком расположенную на склоне горы келью в которой жил отец Софроний (Сахаров) , ученик старца Силуана, духовник Афонской горы. Православные греки относятся к нему с большим уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора в основном читается священником в алтаре «тайно» (звучат лишь немногие, вырванные из контекста, тирады). А это лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Человек может всю жизнь ходить в храм, но пребывать в полном неведении о важнейшей богослужебной молитве; между тем, знание ее текста абсолютно необходимо христианину для осмысленного восприятия Литургии. Непосредственно перед началом анафоры – с возгласом «Станем д о бре!..» – в нашем храме зажигают «большой свет», а по ее окончании – гасят (спасибо и за это указание). Это хороший видимый ориентир при чтении текста анафоры. Жирным шрифтом отмечены громко звучащие возгласы; в квадратных и круглых скобках – редакторские научные заголовки и пояснения, отсутствующие, разумеется, в богослужебном тексте Литургии. Анафора святого Иоанна Златоуста (по современному Служебнику) [Диалог перед анафорой (призыв к совершению Таинства после пения Символа веры ):] Диак .: Станем д о бре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире принос и ти! Лик : Милость мира, жертву хваления. Свящ.: Благодать Госпо­да нашего Иисуса Христа, и люб ы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа б у ди со всеми вами. Лик: И со духом твоим. Свящ.: Гор е им е им сердца . Лик: И мамы ко Господу. Свящ.: Благодарим Господа. Лик: Достойно и праведно! есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. Префацио («Вступление»)] Свящ.: Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся твор я , д о ндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, ю же от рук наших при я ти изволил еси, а ще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафи­ми, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:) победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!

http://azbyka.ru/anafora

Главная цель моего посещения Саратовской земли это вместе с вами помолиться, молитвенно воздохнуть ко Господу и испросить у Него благословения на землю Саратовскую, на Церковь, зде пребывающую, и на каждого, кто с верой и любовью обращает к Нему свой взор; а также увидеть то, что произошло здесь за минувшие годы, и принять участие, может быть, в обсуждении тех вопросов, которые еще предстоит решить». В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Завтра, 26 октября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин великого освящения храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Саратовской духовной семинарии и Божественную литургию в новоосвященном храме. Покровский храм, один из самых больших в Саратовской митрополии, был построен в 1876-1884 годах. В начале ХХ века была возведена отдельно стоящая колокольня. После революции все храмовое имущество было изъято, в 1929 году церковь была закрыта, колокольня снесена, здание подверглось значительной перестройке. В течение многих лет велась борьба за его возвращение Церкви. Об этом рассказывал на Юбилейном Поместном соборе 1988 года приснопоминаемый архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской). По его словам, саратовский уполномоченный по делам религий клялся, что не допустит его передачи верующим: «Лучше разрушить его до основания, чем отдать вам». Покровский храм был возвращен Церкви в 1992 году. Его реконструкция потребовала значительных усилий. В настоящее время храм полностью восстановлен, завершено строительство колокольни, ее общая высота со шпилем составляет 66 метров. Центральный престол Покровского храма освящен в честь Покрова Божией Матери, левый придел — во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святыни Покровского храма: икона с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и праведной Матроны Московской, ковчеги с мощами святителя Николая Чудотворца, святителя Луки Крымского.

http://patriarchia.ru/db/text/3809408.ht...

Многие прихожане и прихожанки усердно несут свои послушания. Кто-то продает в свечной лавке, кто-то украшает храм цветами, одни убирают храм и чистят подсвечники, другие следят за порядком на церковной территории и в приходском доме. В самом храме располагается богатая библиотека, включающая в себя литературу на русском и немецком языках, а также собрание духовных фильмов, о храмах, монастырях, беседы на духовные темы и прочее… Многие прихожане занимаются благотворительностью, собирают и перевозят вещи, обувь, игрушки и бытовые предметы, инвалидные коляски в детские дома, больницы, монастыри, и просто нуждающиеся приходы в России, Белоруссии, Украине и Польше. Особенностью прихода является ежедневное чтение псалтири в храме. Люди с радостью выполняют это послушание, молясь за весь приход и за себя перед Пресвятой Заступницей Матерью Божией и её Всемогущим Сыном, перед святыми угодниками Божиими. Одним из знаменательных моментов в жизни прихода было принятие частицы мощей святителя Николая Алматинского, привезенной протоиереем Валентином Сазоновым из Казахстана. Чудесным образом были привезены также частицы мощей святого праведного Иоанна Кормянского, покровителя Белорусской земли, священномученика Владимира Киевского и Галицкого, Великомученика и целителя Пантелеимона, святых преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Святителя Игнатия Брянчанинова, священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Агафангела, митрополита Ярославского. А к десятилетию храма отцом Виктором Демиденко — настоятелем храма святого благоверного Александра Невского в Речинском районе, были привезены частицы мощей преподобного Сильвестра Печерского, преподобного Пимена — постника Печерского, преподобного Ильи Муромца Печерского, преподобной княгини Евфросиньи Полоцкой, преподобного Шио Мгвинского, святого благоверного князя Владимира Новгородского — сына Ярослава Мудрого, преподобной Манефы Гомельской. Дорогим гостем прихода стал наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря Архимандрит Иосиф (Братищев), приехавший в Германию на лечение, Отец Иосиф регулярно присутствовал на богослужениях и часто говорил проповеди. Перед отъездом домой он преподнес в дар икону Сергия Радонежского с частицей мощей преподобного, а также икону святых- преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких с частичками их мощей.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Мы попросили поделиться своими воспоминаниями о Владыке Иоанне известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова . Я глубоко почитаю память митрополита Иоанна хотя бы потому, что я был рукоположен Владыкой Иоанном как в диаконы, так и во священники. По хиротонии он – мой духовный родитель, духовный родитель меня, как священника Русской Православной Церкви. И хотя, конечно, благодать Божия действует одна и та же чрез архиереев, все же немаловажно, через кого ты ее получаешь. Так же, как, хотя вода вроде бы одинаковая по составу, но если мы ее обретаем из святых источников, то она имеет особое благодатное воздействие. Очень дорого, что я получил благодать священства через руки митрополита Иоанна. Отмечу, что уже в этом действии для меня проявилась его прозорливость, потому что я на момент рукоположения не имел семинарского образования, закончил филологический факультет университета, учился в аспирантуре, работал научным сотрудником в Музее Достоевского. Наверное, в обычном научном сотруднике трудно было усмотреть лицо священника. У меня до последнего момента было сомнение, как владыка может благословить меня в положении мирянина, который еще не учился в семинарии. Но митрополит Иоанн тогда, а это было в 1992 году, пошел на определенный риск и эксперимент и рукоположил несколько священников. В то время требовался призыв духовенства, ибо священников не хватало, и Владыка доверился интуиции и внутреннему чувству. На основании личного впечатления он благословил хиротонию. Правда, перед этим прошел мой практикум в сельской церкви, на дальнем сельском приходе. Митрополит Иоанн обязал меня поступить в семинарию, и я действительно окончил Московскую духовную семинарию. Первая встреча с Владыкой внесла понимание, что это человек, который способен на неординарные поступки. И для меня он стал, хотя я не могу похвастаться, что встречался с ним часто, духовным родителем, и я поминал его о здравии, а потом и об упокоении на службе. Я брал у него благословение на строительство храмов, по его благословению был построен храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Подборовье, также я брал у него благословение на работу по созиданию мемориальной квартиры Иоанна Кронштадтского, на приходские дела и начинания. В частности, по благословению митрополита Иоанна в 1994 году на Дымском озере был установлен поклонный крест у камня среди воды. Я помню, как тогда пришел на прием к Владыке, к нему была большая очередь, мы ждали его долго, он вышел из кабинета уже в обеденное время, я подошел к нему в коридоре, он взял мое прошение и тут же, в коридоре, написал: «Благословляю». Владыке не был свойственен бюрократический стиль, многие вопросы он решал тут же, неформально, по вдохновению свыше. Он оставался Владыкой всегда, в любое время.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/07/pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010