Воспользовавшись ошибочным известием о гибели царя Антиоха, Ясон, надеясь захватить власть, собрал отряд и напал на Иерусалим, но безрезультатно. Царь Антиох решил, что в Иудее поднялся бунт против его власти, и напал на Иерусалим, чтобы привести его к покорности. Книга описывает это нападение, как крайне жестокое, приведшее к десяткам тысяч убийств среди мирных жителей, к продаже в рабство десятков тысяч людей и разграблению Иерусалимского храма. Автор специально останавливается на разграблении храма. Этот эпизод важен тем, что предыдущая попытка ограбить храм была остановлена Богом, наказавшим Гелиодора за дерзость. Теперь же этого не произошло. Автор пишет, что Господь «на короткое время прогневался за грехи обитающих в городе» ( 2Мак.5:17 ), «если бы они не были объяты многими грехами, тогда, подобно Гелиодору, посланному царём Селевком осмотреть сокровищницу, и он, лишь только бы вторгся, тотчас был бы наказан и оставил бы свою дерзость» ( 2Мак.5:18 ). Здесь нужно особо отметить, что, хотя Бог и прогневался на Свой народ, но лишь на короткое время, и именно в это время Антиох напал на Иерусалим и на храм. То есть, получается, что нападение на Иерусалим Селевкидского войска не является карой Божией за грехи, его следует расценивать как совпадение, возможно даже, трагическую случайность. В определённом смысле такая логика понятна. Если бы автор написал, что разграбление Иерусалима – кара Божия за грехи иудеев, то получалось бы, что царь Антиох избран Богом как раз для такой страшной, с точки зрения иудеев, миссии. А человек, уничтожающий храм Бога, не может быть избран этим Богом. После разорения храма в Иерусалиме была ужесточена власть царского наместника, автономия отменена, гонения за веру продолжились, царь решил учредить в Иерусалиме в храме языческое святилище Зевса олимпийского, в городе Аргаризине – храм Зевса гостеприимца. Для этого в Иудею был отправлен специальный «старец» из Афин. Вероятно, это был жрец, который и должен был проводить реформу. Далее следует впечатляющее описание унижений, постигших иудеев и Иерусалимский храм ( 2Мак.6:3–6 ): «тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Новый Завет 1. Захария и Елизавета Прошло много лет (около пятисот) с того времени, как построен был второй Иерусалимский храм. Евреи в Палестине за это время подпадали под власть многих языческих царей; потом свергали с себя их власть и управлялись своими собственными царями; а наконец подпали под власть римлян (железное царство, предсказанное Даниилом), которые поставили над ними чуждого им царя из идумеян (потомков Исава), Ирода. Он назывался царем иудейским, начал управлять иудеями, жившими в Палестине, сам находясь под властью римского императора, Августа. В царствование Ирода царя иудейского, в одном иудейском городе, Хевроне, жил один священник, по имени Захария, с женою своею, Елизаветою. У них не было детей, и они много скорбели об этом. Однажды Захария пришел для служения в Иерусалимский храм, и ему по жребию досталось войти в храм Господень для каждения. Захария вошел в святилище, положил ладан на кадильный жертвенник и начал молиться. В это время ему явился ангел Господень по правую сторону жертвенника кадильного (по левую от входа в святилище). Захария смутился и испугался. Но ангел сказал ему, чтобы он не боялся и что молитва его услышана. Жена его Елизавета родит ему сына и Захария назовет его Иоанном. Сын Захарии, говорил ангел, будет велик пред Господом; не будет пить никакого вина; исполнится Духа Святого и обратит сынов Израилевых к Господу Богу их. Захария пожелал удостовериться в том, что обещание ангела исполнится. «Откуда мне знать, что слова твои истинны?» спросил он ангела. Ангел же сказал ему в ответ: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою. Вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим». Захария вышел из храма и хотел благословить народ. Но не мог сказать ни одного слова, потому что сделался нем. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

     ПОЧЕМУ МЕНОВЩИКИ — РАЗБОЙНИКИ? И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф 21:12–13). tkachenko_g При чтении этого фрагмента Евангелия может возникнуть вопрос — о каких меновщиках идет речь? Дело в том, что в Иудее тогда были в ходу несколько денежных систем. Римские динарии и греческие драхмы были в обращении наряду со статирами — монетами, которые иудейские правители династии Маккавеев когда-то чеканили в городе Тир. Это были те самые сребреники, полученные Иудой за предательство Христа. В повседневной торговле употреблялись все три вида денег — и динарии, и драхмы, и статиры. Подати римскому императору иудеи платили римскими динариями. А вот ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование в храмовую сокровищницу можно было принести только сребрениками. Поэтому паломникам сначала нужно было поменять свои деньги на статиры. Эту операцию и выполняли менялы (меновщики), которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм. За свои услуги они брали комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы. Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные статиры они должны были тут же, во дворе Храма, приобрести животных для принесения в жертву. Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломники все же покупали животных именно у Храма. Дело в том, что храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить). Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв при храме, втридорога. Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. ЧЕМ ЦЕННА ЛЕПТА? И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое (Мк 12:41–44).

http://pravoslavie.ru/76988.html

Более рельефно выступает значение иерусалимского храма в еврейской жизни уже после Соломона. В еврейской истории в это время произошли события, которые должны были явиться пробным камнем, показателем значения храма в жизни и истории еврейского народа. При преемнике Соломона Ровоаме еврейское царство разделилось на два царства: Израильское и Иудейское, причем Израильское царство не имело у себя храма, который остался в Иудейском царстве. В этом случае, в целях выяснения значения иерусалимского храма для еврейской жизни, важно сравнить религиозно-нравственное и национально-политическое состояние Израильского царства, не имевшего храма, с таковым же состоянием царства Иудейского, сохранившего у себя храм. Что представляла собой религиозная жизнь евреев Израильского царства? – Постепенное падение в народе религии Иеговы. В самом начале существования Израильского царства Иеровоам ввел культ тельцов и, по политическим расчетам, запретил евреям северного царства посещать храм иерусалимский. По причине невозможности религиозных посещений храма, евреям царства Израильского не удалось освободиться от их религиозного заблуждения до конца политического существования их царства. Даже лучшее из царей Израильских, как например, Ииуй, сознававший за собой Божественную миссию ( 4Цар.9:25–26 др.), ревновавший, по его словам, о Господе ( 4Цар.10:16 ), истребивший культ Ваала в царстве Израильском, ( 4Цар.10:28 ), – и те «не отступали от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех , от них не отступал Ииуй, – от золотых тельцов» ( 4Цар.10:29 ). Введением культа этих тельцов для израильтян была открыта дверь к проникновению и постепенному распространению в Израильском царстве различных языческих ку тарты и проч.; Израильтяне «поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу, и проводили сыновей своих и дочерей своих через огонь, и гадали, и волшебствовапи, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его» ( 4Цар.17:16–17 ). Религиозное колебание и развращение евреев царства Израильского доходило до того, что Илия пророк сомневался, существуют ли еще, кроме него, почитатели истинного Бога в Израильском царстве; «сыны Израилевы, восклицал он к Богу, оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» ( 3Цар.19:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Когда мы переживаем какие-то искушения, мы должны понять, что Бог никого не искушает, в смысле – Он никого не подставляет! Бог посылает нам испытания с единственной целью – усовершенствовать нас, сделать нас более стойкими в правде Божией. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам (Быт. 22, 5). Как пророк Божий, Авраам говорит правду. Он говорит: Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам . Хотя как человек – он не понимает, как это может произойти, ведь он идет, чтобы заколоть сына, принести его во всесожжение. Как человек – он не понимает, как они могут вернуться вдвоем, но как пророк он говорит именно так: Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам . Есть что-то знаменательное в этом 5м стихе, когда Авраам говорит предполагаемому Измаилу и предполагаемому Елиезеру: Останьтесь вы здесь с ослом . Что могут означать эти слова? Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака. Останьтесь вы здесь с ослом – то есть у подножия будущего Иерусалима, будущей святой горы, где будет храм – первый Иерусалимский храм, второй Иерусалимский храм. Что значит: останьтесь вы здесь с ослом ? – «Со своими животными инстинктами вы не можете взойти на эту святую гору! Со своим, если хотите, ослиным упрямством во грехах вы не сможете взойти, возвыситься до такой формы богообщения, какая открывается». Ведь Измаил пророчески уже и был назван диким ослом (ср. Быт. 16, 12). Архиепископ Арльский Цезарий (470–542 н.э.) пишет: «Два отрока, которым он повелел остаться с ослом, символизируют народ евреев, неспособный подняться и достичь места жертвоприношения, поскольку народ этот не поверил в Христа. Осел – обозначение синагоги» . В истории о жертвоприношении Исаака возникает вопрос: кто стоял на более высоком духовном уровне: Исаак или Авраам? Авраам или Исаак? Конечно, Исаак уже понимает, что происходит. Он сейчас как бы перепроверит эти свои мысли, но он уже догадывается. И если Авраам идет принести в жертву Исаака – задумайтесь,– Исаак идет, чтобы стать этой жертвой! Поэтому трудно говорить, кто из них находится на более высоком духовном уровне.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Сам Иисус Христос подтвердил высокое достоинство и святость храма и необходимость существования его в новом завете. Пришедши однажды в храм иерусалимский и увидев там торгующих и меняльщиков денег, Он изгнал их всех оттуда и сказал: дома Отца Моего не делайте домом торговли... Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников ( Ин.2:13–16 ; Мк.11:17 ). Клянущийся храмом, говорит Христос Спаситель в другом месте, клянется им и Живущим в нем ( Мф.23:21 ). Своим примером Спаситель учил уважать храм, посещая этот последний в праздники Пасхи, Кущей. Пятидесятницы ( Ин.2:13–14 и далее 7, 10 и другие) и уча в нем народ. Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, – говорил Он врагам Своим ( Мф.26:55 ; Лк.19:47, 22:53 ). Апостолы и первые христиане также с благоговением относились к храму и совершали в нем молитву. По свидетельству евангелиста Луки, они пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк.24:53 ). Каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ; чит. Деян. гл. 3–4). Апостол Павел из дальних путешествий приходил в иерусалимский храм для молитвы и поклонения ( Деян.24:11–12 ); в храме же иерусалимском он удостоился получить и откровение Божие о назначении его для проповеди язычникам ( Деян.22:17–21 ). Кроме храма иерусалимского, во времена апостолов у христиан были и свои храмы, или церкви, в особо для того назначенных домах ( Деян.11:26, 20:7–9 ). Эти церкви апостолы строго отличали от обычных домов, придавали им значение храмов Божиих и строго обличали верующих за неблагоговейное отношение к ним. Слышу, писал апостол Павел коринфянам, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? не похвалю ( 1Кор.11:18:22 ). Жены ваши в церквах да молчат, – пишет тот же апостол, – если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

На ложе моем ночью , поверженная в плен, искала я Того, которого любит душа моя . Еще в начале плена говорил народу пророк Иеремия: «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» ( Иер. 29:13 ). Но не сразу нашла дочь Сиона Ягве, искала его и не нашла его . Сначала надо было пройти всю глубину ночи и богооставленности, очиститься для общения с Женихом. Встану же я – народ Израиля встрепенулся и приготовился к возвращению на Святую Землю после указа Кира. Пойду по городу, по улицам и площадям – вернувшиеся вошли в Иерусалим, святой город. Но и там искала я его и не нашла его . Город разорен, храм разрушен, вернувшиеся повержены в состояние уныния. Встретили меня стражи, обходящие город , – те иноземные державы, которые захватили Иерусалим. Не видали ли вы того, которого любит душа моя? Нет, от них помощи и сочувствия не было! Но едва я отошла от них , – Израиль наконец-то через тысячу лет после Моисея, отошел от языческого идолопоклонства – как нашла Того, которого любит душа моя – теперь Израиль прочно связал себя с Ягве. Не только обрела Его, но ухватилась за Него, и не отпустила Его . Именно таким и было состояние вернувшихся из плена иудеев. Обретши Ягве, дочь Сиона не успокоилась доколе не привела Его в дом матери моей , то есть в Иерусалимский храм, который вновь был отстроен Зоровавелем. Древний Израиль является матерью иудеев, которые восстановили дом матери – храм Иерусалимский и, освятив его, вновь ввели туда Ягве, ввели Его во внутренние комнаты (в чертог) родительницы моей , то есть во Святая Святых храма. Ковчег туда уже не вернулся, но незримо в пустом давире пребывал Ягве, ожидая вхождения туда уже Ковчега одушевленного – Пречистой Богородицы. 3:5 Заклях вас, дщери Иерусалимские, в силах и крепостех села; аще возставите и возбудите любовь, Дóндеже восхощет. 3:5 Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Особенно при пророке Иеремии лжепророки призывали к противлению Вавилону. А Иеремия призывал не верить им, не будить и не тревожить любовь и возлюбленную, дондеже восхощет. Должна была пройти долгая семидесятилетняя ночь пленения, прежде чем проснулась любовь Израиля к Ягве и захотел народ вновь пребывать во дворах Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010