Итак, тот факт, что Апостолы ходили в храм молиться и после раздрания завесы, говорит о том, что благодать Божия не ушла из него в этот момент. Кроме того, оставление Богом иудейского храма ничего не говорит о ненужности храмов христианских. Напротив, факт падения «скинии Давидовой» служит лишь исполнением первой части пророчества, и является как раз таки залогом того, что и вторая часть данного пророчества – о воссоздании и исправлении падшей скинии Давидовой – также исполнится, и действительно исполнилась с появлением храмов христианских. Возражение 4. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор.6:19 ); «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: « " вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» " » ( 2Кор.6:16 ); «на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф.2:21–22 ). «...дом же Его – мы...» ( Евр.3:6 ). Вот, говорят протестанты, храмов больше не нужно, поскольку сами христиане и их тела – храм Бога. Об этом П. Рогозин, например, пишет так: «...Бог избрал Своим обиталищем не стены храма, а возрождённое сердце верующего, как написано. ( 2Кор.6:16 )» . Здесь очередной раз мы видим одно и то же протестантское качество – неспособность к восприятию полноты истины; и здесь они ставят вопрос так, как будто нужно только выбирать, – или быть самому храмом Божиим, или иметь каменные храмы: совмещение же этих двух истин кажется их сектантскому воображению невозможным. Истина же заключается именно в том, что храмом Божиим может быть и душа и тело человека, и каменный или деревянный храм. И если бы рукотворный храм был не нужен христианам, они не пребывали бы в нём ежедневно, и христианин ап. Павел не стал бы совершать паломничество в Иерусалимский храм и молиться там Господу (и Господь не отвечал бы ему особым образом в безблагодатном храме); и Господь не стал бы восстанавливать и исправлять скинию Давидову падшую, и не сказал бы, что Он сделает это для того, чтобы взыскали Его все народы, т.е. благодаря храмовому Богослужению.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Этими местами св. Писания выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душою есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в них почил Дух Господень; однако такие люди Божий храм усердно посещали, как напр. прор. Давид: Пс. 5:8; 26:4 ; апост. Павел: Деян. 22:17; 24:18 . Сектанты еще ссылаются в отрицании храмов на Деян. 2:46 ; но эта ссылка не столько подрывает, сколько утверждает достоинство храмов Божиих. Здесь повествуется о том, что первые христиане для молитвы («единодушно») ежедневно являлись в храм иерусалимский, для совершения же «преломления» собирались у себя в домах. Последнее делали, очевидно, потому, что в храме иерусалимском им иудеи этого не дозволили бы. Когда эти «дома» и «горницы» христиане приспособили нарочито для молитвы и богослужения («но обыкновенно был молитвен, дом», «в горнице было довольно светильни ков»: Деян. 1:13; 20:8 ), – тогда у них явились свои св. храмы, настоящие храмы христианские. Разумеется, это приспособление и устройство требовало времени, и потому по необходимости первые христиане преломление совершали временно «по домам». Сами сектанты признают необходимость нарочитых домов для молитвы, или что то же, св. храмов, но только по своей злонамеренности, упорству неразумно путают в названиях, исключительно применяя к человеку название – «храм», к молитвенной же постройке – «дом»; между тем человек, хотя и называется «храмом» и «домом», но тем не менее живет по большей части в доме (квартире) вещественной, да наконец и само слово Божие безразлично применяет названия «храм» и «дом», как к человеку, так и к зданию, что видно из тех же мест св. Писания, которые приведены сектантами: напр. к человеку ( 1Кор. 3:16–17; 6:19 ; 1Пет. 2:5 ; Евр. 3:6 ) и к свящ. постройке: Пс. 121:1–2 ; Ис.56:7 ; Мф. 21:12 ; Деян. 22:17 . Пс. 5:8 . А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Пс. 26:4 . Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его. Деян. 22:17 . Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление. Деян. 24:18 . При сем нашли меня очистившагося в храме не с народом и не с шумом. Деян. 1:13 . И пришедши взошли в горницу, где и пребывали,Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома. Деян. 20:8 . В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Пс. 121:1 Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. 2 . Вот, стоят ноги наши в вратах твоих, Иерусалим. Ис. 56:7 . Я приведу на святую гору Мою. и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Мф. 21:12 . И пошел Иисус в храм Божий. Деян. 22:17 . Когда же возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

I. Однажды Иисус Христос, вошедши в Иерусалимский храм и встретив здесь торговцев и меновщиков, сделав бич из веревок, выгнал их из храма, также овец и волов, деньги у меновщиков рассыпал, столы их опрокинул и сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:16 ). В другой раз Господь также изгнал всех продающих и покупающих в храме и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. «И говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепам разбойников» ( Мф.21:13 ). Где продажа, и купля, и мена, там обыкновенны обман, хитрость, лукавство и наглость; потому Господь и называет место торговли вертепом разбойников. II. Братия! Внимайте ревности Господней о сохранении достоинства и святости храма Божия . Своей ревностью и негодованием против нарушающих святость храма Божия Господь научает нас тому, как должны мы быть внимательны к самим себе, когда собираемся идти в храм Господень, когда приходим в храм и стоим в храме, и как свято мы должны всегда хранить свой внутренний храм. а) Собираясь идти в храм Божий, помысли: для чего идешь туда? Для того, чтобы, отрешившись от житейских забот, в храме посвятить время на служение Господу Богу, чтобы там помышлять о величии Божием, неисчисляемых Божеских благодеяниях и, помышляя, благодарить Бога, прославлять Его всесвятое имя и просить Его милостей, всегда необходимых нам. А чтобы с таким расположением идти в храм, надобно заранее приготовлять себя к этому. Для этого, прежде чем пойдешь в храм, перестань заниматься суетными помыслами и житейскими заботами и старайся, сколько можно, обращать свои мысли к Богу и к предметам духовным. Устраняйся от таких разговоров и занятий, которые могут развлекать твою душу и препятствовать ей собираться в себя и помышлять о Боге и о своем спасении. Помысли о твоих грехах, открывай их перед Господом с чувством раскаяния и проси прощения их у Господа. Вспомни при этом слова Господа: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23,24 ). Если имеешь ближних, оскорбленных тобою или оскорбивших тебя, поспеши примириться с ними, прежде чем пойдешь в храм Божий: Бог любви и мира хочет, чтобы и мы жили в любви и мире с нашими ближними. Иисус Христос говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14,15 ). Так необходимо прощать оскорбления ближним и мириться с ними! Если нельзя этого достигнуть по независящим от тебя причинам, то искренно молись Богу, да Он Своею благодатию благорасположит твоего ближнего, враждующего против тебя, и призовет его к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для разрешения этих недоумении и для правильного уразумения слов святого Стефана вспомним, что речь его, как выше сказано, клонилась к обличению иудеев. Они, увидев чудесное облако, которое осенило храм во время освящения его, услышав обетование, по которому Бог сердце Свое положил во храме, подумали, что Иерусалимский храм сделался не только твердым и постоянным на предопределенное время, но и непременным навеки селением Божиим. Что и город Иерусалим, и народ иудейский, имея у себя святой храм, по этому самому также святы, неприкосновенны, не подвержены оставлению Богом. Эти неосновательные и грубые, но прикрытые набожностью мысли сделались у иудеев пищей нечестия и беззакония. Бог живет у нас в храме, – говорили они, – и не заботились о том, что нет Бога пред очами их. Надеясь на святое место, «народ грешный», по выражению пророка Исаии, «народ обремененный беззакониями» ( Ис. 1, 4 ), бесстрашно прилагал грехи ко грехам. Когда им угрожали, что умножившиеся грехи погубят их, они либо не внимали этому, либо гневались на это, прельщая себя надеждой, что святое место спасет их. Святые мужи иудейской церкви давно усмотрели это заблуждение своего народа и неоднократно с ревностью обличали его. Тот Исаия, которого и приводил во свидетельство святой Стефан, опровергая дерзкую надежду беззаконников на святой храм, говорит от лица Самого Бога: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» ( Ис. 66, 1 ). И вместо ложной надежды на одну видимую и чуждую святыню, внушая истинное упование на благодать Божию, в послушании приемлемую человеком и делающую его самого храмом Божиим, пророк присоединяет также от лица Божия: «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( 66, 2 ). Так и через Иеремию говорит Бог: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер. 7, 4 ) – они не помогут вам. В таком духе обличения сказал и святой Стефан, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 48 ), то есть не заключается вездесущее Божие существо в храмах, хотя в них присутствует благодать. Не привязано благодатное присутствие Божие к храмам, хотя им даровано; не в том, собственно, живет благодать, что есть рукотворенное во храмах, но, будучи сама духовна, проходит она сквозь рукотворенное и сокровенно ищет оживить собою также духовное, то есть внутреннего человека. Если человек жесток, невнимателен, нечувствителен, упорен против Святого Духа, то и в открытом рукотворенном храме для него заперто благодатное жилище Божие; рукотворенная церковь не освящает и не спасает того, кто, со своей стороны, не подвизается, чтобы сделать себя живой церковью Живого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но и в эти десять дней мы не брошены, как не были брошены Им ученики. Он одарил их радостью, Он научил их пребывать в Иерусалиме, который продолжал оставаться святым городом — ибо именно в нем находился Храм, все еще единственное место поклонения Ему. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:51-53).  В христианском понимании храм как место встречи с Богом может пониматься и буквально, и мистически. «Он говорил о храме тела Своего» (Ин.2:21), когда обещал разрушить Храм Иерусалимский и восстановить его за три дня. Храм Иерусалимский был построен по указанию Божию, но руками человеческими. Тело Христово — действительно, Истинный Храм, но уже нерукотворный, Его Церковь, то есть все мы. «Бог… не в рукотворенных храмах живет» (Деян.17:24), — свидетельствует апостол Павел, постулируя новое понимание Храма — нерукотворная, Богом созидаемая вдохновленными Им человеческими сердцами (а не руками!) Церковь.  Церковь Христова имеет прямую преемственность с Ветхозаветным народом Израиля и Ветхозаветным же Храмом. То есть пребывание апостолов в Храме после Вознесения Христова — это было благодатное время встречи Ветхого и Нового Заветов, Храма рукотворного и Храма нерукотворного, во времени и пространстве. В какой-то степени эта встреча продолжается и сейчас. Мы собираемся в рукотворных храмах каждое воскресенье — кто-то чаще, кто-то реже — ради соединения в Храм нерукотворный, в единое Тело Христово, что происходит в Таинстве Евхаристии, Причащения, то есть становления частью Тела и Крови Христа. Так что можно сказать, что период пребывания в Храме Иерусалимском после Вознесения Христова был для апостолов продолжающимся в особой исторической форме Таинством Евхаристии. Он их не оставлял.  И нас не оставит.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne-od...

Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Закрыть Храм Божий - высшее, что есть на земле Проповедь на Сретение Господне 15.02.2021 1685 Время на чтение 6 минут Лк., 7 зач., II , 22-40 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В сегодняшнем Евангелии говорится о том, что на сороковой день после рождения Спаситель был принесен в храм, как и подобало всякому перворожденному младенцу мужеского пола: он должен был посвящаться Богу. И в Иерусалимском храме встретили Его святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Историю святого праведного Симеона Богоприимца, наверное, многие знают. Он был одним из семидесяти переводчиков-толковников Библии. Человек он был по тому времени очень образованный. И когда переписывал книгу пророка Исайи и дошел до слов Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эмманýил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7, 14), то, по человеческому разумению, он решил: «Как это может быть? Это же невозможно!» И он решил исправить. И есть даже в Третьяковской галерее картина, запечатлевшая, как он собирается соскоблить ножом и исправить слово «дева» на «женщина». Но ангел остановил его и сказал: «Все, что здесь написано, - истина, и ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь исполнения этого пророчества». И Симеон прожил триста лет, пока не исполнилось это пророчество. А как это произошло, вы слышали в сегодняшнем Евангелии. Второе из действующих лиц сегодняшнего празднества -пророчица Анна, вдовица чистая, при храме в посте и молитве подвизалась, и она тоже сподобилась видеть принесенного в храм Спасителя-Младенца. Этот праздник Сретения, так же, как праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы, призывает всех к посещению храма Божия. Самое высшее, что есть на земле из данных человеку благодеяний, - это храм Божий. В нем пребывает благодать Божия, в нем совершаются все таинства, в нем пребывает невидимый горний мip. Церковь во всей полноте своей все время находится прежде всего в храме Божием. Есть видения, которые были во время богослужений. Вы знаете, наш храм Покрова Пресвятой Богородицы - свидетельство этой истины. Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний видели, как Матерь Божия покрывает своим Покровом всех молящихся. И вместе с Ней - ангелы, апостолы, пророки и все святые.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/15/...

О святых храмах Откуда истинно верующие люди научились устроению храмов? Еще в Ветхом Завете, при даровании Господом Синайского законодательства, Сам Господь объявил чрез Моисея: «скажи сынам Израилевым, ... и устроят они Мне, святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх. 25:8 ). Также и о Соломоне сказал Господь: «он построит дом имени Моему» ( 2Цар. 7:13 ). «И построил Соломон храм, и кончил его» ( 3Цар. 6:14 ). Как относился Бог к устроенному Ему святилищу? Храм был угоден Богу, и Бог освятил его ( 3Цар. 9:3 ). Когда разрушен был храм Соломонов, Господь повелел строить новый храм ( Агг. 1:3–8 ). Храм был построен и существовал до пришествия Спасителя. Как Спаситель относился к ветхозаветному храму? Спаситель проявлял ревность о храме, видя его осквернение: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф. 21:13 ). Почему Господь так ревновал о храме? Потому что в храме, по слову Спасителя, особое присутствие Божие: «клянущийся храмом, – говорит Он, – клянется им и Живущим в нем» ( Мф. 23:21 ). Спаситель признавал также и освящение от храма: «что больше, – спрашивал Он, – дар, или жертвенник, освящающий дар « ( Мф. 23:19 )? И во время Своей земной жизни Господь очень часто посещал Иерусалимский храм. Не отменил ли Спаситель храма для верующих в Него? Нет, наоборот, Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь св. храмы: »дом Мой, – говорил Спаситель, – домом молитвы наречется для всех народов " ( Мк. 11:17 ). Как относились Апостолы к ветхозаветному храму? Апостолы, после Воскресения Господня, «пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога» ( Лук. 24:53 ). Апостол Павел приходил в «Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ) «и молился в храме» ( Деян 22:17 ). Может быть, только у евреев был храм, а христиане храмов не имели? Господь еще в Ветхом Завете предсказал о создании обновленного храмахрама новозаветного, и это пророчество приводит Ап. Иаков, говоря, как написано: «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, – воссоздам, и исправлю ее , чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» ( Деян. 15:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сам Спаситель учил, что храм свят потому, что он – жилище Божие: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые, что больше: золото или храм освящающий золото?... Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:16–21). Сектант: 5) Не нужно храмов, ибо Господь отвергает общественную молитву: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6:6). Объяснения православного: 5) Здесь Господь отвергает не общественную, а лицемерную молитву, что видно из предыдущего стиха приводимых сектантами слов Его: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (ст. 5). Не только св. Апостолы, молившиеся в храме ( Лк. 24 :53Деян, 22:17–18), но удостоившаяся похвалы от Христа бедная вдова, посещавшая храм и пожертвовавшая на него последние две лепты (Мк. 12:44) и оправданный в грехах после молитвы не дома, а в храме, мытарь ( Лк. 18:10–14 ) очень сильно обличают неправду мудрствования сектантов о храме. Сектант: 6) Первые христиане не имели храмов, а молились по домам: «И каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян. 2:46 ). Объяснения православного: 6) Это не верно: в первые времена у христиан вместо храмов были особые предназначенные для общественной молитвы «горницы» и «молитвенные дома» ( Деян. 16:13 и 20:8). Преломление же первенствующие христиане совершали «по домам» по той простой причине, что совершать его в храме Иерусалимском не веровавшие во Христа иудеи, конечно, им не позволили бы. А молиться св. Апостолы на первых порах ходили в храм Иерусалимский, что видно из приводимого же сектантами места книги Деяний: «И каждый день единодушно пребывали в храме» (см. еще 22:17–18). Сектант: 7) Еще пророк Иеремия предсказывал, что в Новом Завете храмы не нужны будут: «Не надейтесь на обманчивыя слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер. 7:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010