Бог повелел Моисею устроить скинию, а Соломону – храм, как место особенного присутствия. Это не значит, что храм Соломонов Бог назначил в Свое исключительное жилище, а это значит только то, что храм этот должен быть местом, как частных, так и общественных молитв, жертвоприношений и других священнодействий. Ясно, что он был устроен, не для Бога, как Его жилище, а для евреев, как место их молитвенных собраний. Между тем, евреи, перед пленом вавилонским утратившие чистоту своих верований, и усвоившие языческие воззрения, понимали значение храма в том смысле, что в нем нуждается Сам Иегова, Который, как бы, обязан был им существованием Своим во храме, и потому, не заботились о своем нравственном исправлении и не допускали самой возможности утраты своего отечества, ради устроенного в Иерусалиме храма. Вот, Господь и говорит им: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но, если совсем исправите пути ваши и деяния ваши..., то Я оставлю вас жить на месте сем». Ясно, что в указанных словах нельзя находить никакого основания против устроения хрнстианских храмов. Ни о чем так ясно не говорится в слове Божием, как о том, что Бог повелел Моисею устроить скинию, а Соломону – храм ( Исх. 25:1, 8–9, 40 ; 3Цар. 8:13; 9:3 ). Спаситель называл Иерусалимский храм прямо «домом Отца Своего» ( Мф. 31:13 ; Мк. 11:11 ; Лк. 19:46 ; Ин. 2:6 ) и говорил: «кто клянется храмом, тот клянется и живущим в нем» ( Мф. 23:16–22 ). После этого, даже трудно понять, как у сектантов могла возникнуть мысль, что существование ветхозаветного храма было неугодно Господу! Самое разрушение Соломонова храма Навуходоносором ничего не говорит в пользу мнения сектантов, так как обратившимся к Богу и покаявшимся евреям дозволено было при Зоровавеле устроить новый храм ( 1Ездр. 1:1–3, 5:2 ) Пророчество Иисуса Христа о разрушении второго Иерусалимского храма ( Мк. 13:1–2 ), равно, как и самое разрушение его Титом, так же нисколько не указывают на то, будто бы, храмов, но воле Божией, совсем не должно быть в христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

XIII в. Мозаика в Соборе Св. Марка, Венеция Господь, Господь ( Yahw Yahw), Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячу родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода ( Исх.34:6–7 ). В этом повествовании провозглашение Богом имени Яхве (Иеговы), то есть Своего собственного имени, является наивысшим моментом откровения. Все прочие наименования, которые следуют за именем Яхве – «Бог человеколюбивый», «милостивый» и другие – являются лишь толкованиями этого имени, как бы добавляют обертоны к его основному звучанию. Страхом перед именем Яхве проникнут ветхозаветный религиозный культ. Храм Иерусалимский, построенный Соломоном, является храмом имени Божию. Об этом свидетельствует повествование 3-й Книги Царств, посвященное строительству храма царем Соломоном. Царь начинает свою речь словами: «У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм имени Моему, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему» ( 3Цар.8:17–19 ) 21 . Затем он произносит молитву, текст которой мы привели выше: в этой молитве имя Божие упоминается многократно в качестве синонима Самого Бога ( 3Цар.8:23–53 ). Вся жизнь храма сосредоточена вокруг почитания имени Божия: храм называется именем Господним; в храме пребывает имя Господне; в храм приходят, услышав о имени Господнем; в храме исповедуют имя Господне. Священное имя Яхве определяет весь богослужебный строй храма. Даже после того как первый храм был разрушен и на его месте, после возвращения евреев из вавилонского плена, был построен второй храм, он по-прежнему воспринимался как место, в котором обитает имя Божие ( 1Езд.6:12 ). К этому времени евреи из благоговения перестали произносить имя Яхве, заменяя его другими именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Такому поклонению и научает вас Спаситель, когда говорит, что кланявшиеся Богу должны покланяться в духе истине. О Святых храмах Божиих Во все праздничные дни, во всех важных случаях своей жизни верующие стекаются в святой храм Божий и там, в молитвах и песнях духовных или славословят Бога за Его милости, или молят Его о помощи в своих нуждах. Со святым храмом у православных христианина связана вся его жизнь; в храме над ним совершали Святое таинство Крещения, в храме он возносит свои молитвы, в храме он принимает Святые таинства, в храм его принесут и по смерти для совершения над ним священного погребения. И любит православный человек свой родной храм: на украшение его он несет свои трудовые гроши и не жалеет жертв на поддержание церковного благолепия. Когда же появился обычай ходить для молитвы именно в храм, и кто первый научил этому людей? Обычай ходить для молитвы в храм появился в глубокой древности, а научил этому людей Сам Господь Бог . В первый же год по выходе евреев из Египта, когда они образовали из себя самостоятельный народ, Бог сказал вождю еврейскому Моисею: «В первый месяц, в первый день месяца, поставь скинию собрания» ( Исх.40:1–2 ). Скиния, или иначе сказать, молитвенный дом, устроенная Моисеем по повелению Божию и была первым святым храмом на земле. Когда евреи стали жить оседлою жизнью и устроили себе города и селения, то первою же мыслью их правителей было устроить в своей столице Иерусалиме святой храм Господень. К этому особенно стремился благочестивый царь и пророк Давид: " дух мой, – пел он Господу в своих псалмах, – всегда направлен к храму святому Твоему». Но Господь сказал рабу Своему Давиду: «Не ты построишь Мне дом для обитания» ( 1Пар.17:4 ), «Но Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. Он построит Мне долю» ( 1Цар.17:11–12 ). Этим строителем великого храма Иерусалимского явился сын Давида, премудрый царь Соломон. При завоевании земли Иудейской вавилонянами храм Соломонов был разрушен, но после возвращения евреев из плена снова был восстановлен трудами Иудейских правителей и граждан. Таким образом, обычай ходить в храм для молитвы, заповеданный людям Богом, усердно поддерживался и свято сохранялся ими в Ветхом Завете. Когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, то Он не только не отменил этого обычая, но освятил его Своим спасительным примером. Слово Божие во многих местах повествует, что Господь Иисус Христос, начиная с отроческих лет посещал Иерусалимский храм, относился к нему с благоговением и строго отличал тех, кто не оказывал храму должного уважения. «Написано,– говорит Спаситель,– дом Мой есть дом молитвы», «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем», т. е. Богом ( Мф.23:21 ). Мало того Он объявил людям, что с этих пор вместо одного храма в Иерусалиме они могут строить храмы на всяком месте, т. е. в каждом городе и в каждом селении. «Наступает время, – говорил Он, – когда не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу» ( Ин.4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И вот он положил этот камень. Но так как все зиждется на Христе, этот камень символически и обозначает Христа. И в Евангелии от Матфея ( Мф. 21:42 ) мы находим такие слова: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Как это – «головою угла» ( Мф. 21:42 )? Имеется в виду, – в возглавие! Ветхий и Новый Завет очень связаны один с другим. То есть, в действительности, Иаков пришел на это место, и он понимает, ему открывается, что здесь будет Иерусалимский Храм. Но сам Иерусалимский Храм – это Икона (образ) Христа, сказавшего о Себе: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» ( Ин. 2:19–21 ). Но в нашей религии и сам человек есть храм одухотворенный. Читаем: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:19–20 ). Следовательно, тот человек, который «положил себе изголовьем» ( Быт. 28:11 ) камень, это человек созидающий Храм Божий и на земле, как и на Небе. Человек, ставящий во главу угла – Христа Спасителя, заботу проявляющий более о душе, нежели чем о теле. И Иаков ставит первый камень, кладет основание будущему Храму. Конечно, обычно это происходит очень торжественно: когда собирается много людей, у них есть планы что-то построить, и вот кто-то кладет первый камень, и так далее. Но здесь нет никакой торжественности, все происходит в простоте… Все наполнено смирением Иакова… «Когда зашло солнце, он уснул там, где его застигла ночь. И взял, сказано, один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте… За то, как он имел любомудрую душу, ум твердый и был чужд всякой житейской суетности, то и удостоился дивного видения. Таков наш Господь: когда видит душу благомыслящую, немного заботящуюся о настоящем, тогда являет о ней великое промышление» 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

10) Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей», предлагал Он иудеям ( Ин.2:19 ). 10) Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну его». Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего» (ст. 21–й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками ( Лк. 19:41 ), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом» Его ( Мр. 11:15–17 ). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный», – первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно» ( Мр. 14:55–59 ), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский. 11) Отвергал храм, как место общественной молитвы, и ап. Павел, когда говорил: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздавая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ). 11) В приведенных словах ап. Павла нет даже упоминания о храме; Апостол выражает только желание, чтобы христиане на всяком месте воздевали при молитве руки, отбросив от себя гнев к людям и сомнение в вере. Православные христиане так и молятся, как велит Св. Апостол: они молятся на всяком месте – и в храме, и дома, и на полях, и в дороге, словом, – везде. На всяком месте приносят они Богу и фимиам, чистую жертву: и в храме, и в степи, и на море, и дома, и на кладбище, воздавая при этом для крестного знамения руки во время молитвы, согласно пророчеству о новозаветном богослужении пророка Малахии: «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (1:11). Неудачно приведенные сектантами места Писания их же самих и обличают, ибо они ничего этого не делают, а, вопреки Писанию, учат, что не нужно ни рук употреблять при молитве, ни каждения фимиама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Следуя похожей логике, Н. Перрин настаивает на том, что Иисус отвергал Иерусалимский храм, «считая Себя и Свое движение не менее чем решительным воплощением эсхатологического храма Яхве» 105 . Для того чтобы понять, какую роль играл храм в жизни Иисуса, следует обратиться к тем евангельским текстам, где упоминается храм. Первая встреча Иисуса с храмом произошла, когда Ему было сорок дней 106 . В соответствии с предписаниями закона Моисеева родители принесли Младенца Иисуса в храм. Здесь Деву Марию встретил старец Симеон, который взял на руки Дитя и произнес, обращаясь к Ней, пророческие слова: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец ( Лк.2:34 ). Ежегодно на праздник Пасхи родители Иисуса посещали Иерусалим для участия в храмовом богослужении ( Лк.2:41 ). В одно из таких посещений двенадцатилетний Отрок Иисус остался в храме, родители искали Его и затем нашли сидящим среди учителей и задающим им вопросы. На упрек Матери Иисус ответил: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? ( Лк.2:42–49 ). Таким образом, двенадцатилетний Иисус являет не только уважение к храму и тамошним раввинам, но и осознание того, что храм принадлежит Его Отцу – Богу. Отметим, что Иерусалимский храм был не только центром богослужебной жизни: при храме преподавались уроки закона Божия, и тысячи людей стекались, чтобы послушать знаменитых учителей и законников. Юный Иисус был среди них. Обычай посещения храма по большим праздникам Иисус, по-видимому, сохранял на протяжении всей Своей земной жизни, что явствует из посещений Им храма, описанных в Евангелии от Иоанна. Кроме того, согласно Евангелию от Луки, обычаем Иисуса было посещать по субботам синагогу ( Лк.4:16 : вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу). Посещение синагоги в субботу и храма на Пасху было основой молитвенной жизни благочестивого иудея времен Иисуса, и Сам Иисус, насколько можно судить по тексту Евангелий, в этом плане не отличался от Своих соплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея. В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения. В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения. Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой. Каждение в Святая Святых      Ветхозаветный храм был прообразом тайн новозаветных. Когда пророки предсказывали будущую славу Христовой Церкви, они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова. Например, в видении пророка Иезекииля изображается слава новозаветного храма под образами храма Иерусалимского (см.: Иез, гл. 41–44). Сам Иисус Христос, предсказывая Свою смерть и воскресение, указывал на Иерусалимский храм как образ храма Своего тела (см.: Ин 2, 19). Храм Иерусалимский по отношению к Иисусу Христу был прообразом Его вочеловечения. Как храм устроен был по чертежу отца-строителя — царя Давида, — так воплотился Сын Божий согласно с волей Бога Отца. Великолепие и богатство храма символически указывают на сокровища премудрости и разума в Иисусе Христе (см.: Кол 2, 3). Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней. Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).

http://pravoslavie.ru/104008.html

Предание говорит нам о том, что обет отдать Дочь на воспитание в Иерусалимский храм был дан супругами еще до Ее рождения, а может быть, и до зачатия. И здесь мы видим не только волю родителей, праведных Богоотец Иоакима и Анны, но и Промысел Божий: Дева должна была возрастать там, где наилучшим образом будет происходить Ее приуготовление к подвигу, к Материнству - в земном доме Небесного Владыки. Ведь Иерусалимский храм - это был единственный на свете храм Единого Бога. Нигде в мире больше такого храма не было. Он возвышался как скала в языческом море. И Мария, будущая Мать Спасителя, пребывала там, чтобы исполнить Промысел Божий о рождении в мир Спасителя. Она открыла Богу те врата в род человеческий, в которые никто, кроме Бога, не войдет: Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены - эти слова из книги пророка Иезекииля (44, 2) читаются в храме в праздник Введения. Таким образом, здесь соединяется ветхое и новое; то, что израильский народ уже знал о своем Боге (материализация этого знания - Иерусалимский храм), и то, что этому народу предстояло - воплощение Бога, рождение Спасителя. Событие Введения - это звено, соединяющее Ветхий Завет с Новым. - И ведь это можно назвать Ее обручением, верно? «Предобручилася еси Духом таинственно, обрученна Богу и Отцу», - так поет Церковь в этот день. Митрополит Вениамин (Федченков) напоминает об обычае, существовавшем не только на Востоке, но и на Руси - избранная в невесты девочка оставляла дом своих родителей и переходила жить в дом жениха, где воспитывалась и приготовлялась к браку, сохраняемая при том до свадьбы в чистоте. - Да, параллель с этим обычаем неслучайна. Иконы Введения говорят нам о том, что это было очень торжественное шествие - с зажженными свечами, песнями; Марию сопровождали юные девушки; все это напоминает свадьбу, вхождение невесты в дом жениха. Заметьте, в Священном Писании союз Бога с Его избранным народом часто изображается как брачный союз: народ при этом уподобляется деве, невесте, ждущей своего Жениха, Господина: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима, се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий (Зах. 9, 9). Это очень понятный образ верности в союзе любви. И вот, на земле рождается Та, Которую мы в молитвах наших называем Богоневестой. И совершается Ее обручение: «...во храм бо славно входит обручена Христу всех Царю» - это тоже из песнопений праздника.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

И дивен, и свят, и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем. Храм Божий во все времена — это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо — и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий — Святая Церковь. Фото: tatmitropolia.ru Отступление от Бога — вот причина всех бед Но почему же живущие не знают этих тайн, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало? Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему  «Новый Израиль » — Великая Россия, — в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри? Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями. Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней. Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: « за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом ?» И скажут: « за то, что они оставили Господа Бога своего… и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие » (3 Цар. 9:6—9).

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-hram-bogor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010