Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными? Отступление от Бога - вот причина всех бед и во все времена. Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам чуждим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля. Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: " ...и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего " (Лк. 19, 44). Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир: " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст " (Мф. 23, 37-38). " Се, оставляется вам дом ваш пуст " - страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не захотели быть Божиими. В одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя.

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/04/...

Кажется, едва ли может быть сомнение в том, что эти слова произнесены и записаны по разрушении Иерусалима и храма, в ожидании «восстановления» их и «возвращения» иудейских пленников в Иерусалим. И если проф. Дроздов признает свободную редакторскую переделку в 14 главе, – предсмертной речи Товита, то нужно допустить таковую же и в 13 главе, в «записи» Товитовой молитвы, чего, впрочем, и проф. Дроздов категорически, за полным отсутствием каких-либо данных, не отвергает. О времени жизни редактора книги, по вышеуказанной дате, а также и по Тов.14:5–6 , трудно сказать что-либо определенное. Второй храм Иерусалимский, а равно и Иерусалим Неемииной постройки, едва ли мог удовлетворить его ожидания, так как он ожидал, что Иерусалим «будет отстроен из сапфира и смарагда, площади его будут выстланы бериллом и анфраксом и офирским камнем, на всех улицах его будет раздаваться: аллилуйя ( Тов.13:16–18 ). Дом Божий будет восстановлен на все роды века, здание величественное, как говорили о нем пророки» ( Тов.14:5 ). Думается, что и после Зоровавелева храма и Неемиина Иерусалима мог редактор высказывать подобные ожидания. В 3 книге Ездры, несомненно, даже если считать ее за «записи» Ездры, составленной по построении 2-го храма и восстановлении Иерусалима Неемией, мы читаем: «святилище наше опустошено, алтарь наш ниспровергнут, храм наш разрушен, святое наше осквернено» ( 3Езд.10:20–22 ). Сам Ездра молится «о разоренном Сионе и уничтоженной святыне Израиля» ( 3Езд.12:48 ), хотя и 2-й храм и Иерусалим при нем существовали. Подобным же образом звучит молитва Маттафии-Асмонея: " храм (Иерусалимский) сделался как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен, все украшение его отнято, святыни наши и благолепие наше, и слава наша опустели и язычники осквернили их» ( 1Мак.2:6–13 ). Можно бы привести много и других подобных примеров. Во всяком случае, на всем протяжении пленной и послепленной эпохи можно указать постоянные параллели сетованиям и ожиданиям книги Товита. Только до разрушения Иерусалима их нет кроме известного пророчества Исайи (64:9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И если проф. Дроздов признает свободную редакторскую переделку в 14 главе, предсмертной речи Товита, то нужно допустить таковую же и в 13 главе, в «записи» Товитовой молитвы, чего, впрочем, и проф. Дроздов категорически, за полным отсутствием каких-либо данных, не отвергает. 204 О времени жизни редактора книги, по вышеуказанной дате, а также и по 14:5–6, трудно сказать что-либо определенное. Второй храм Иерусалимский, а равно и Иерусалим Неемииной постройки, едва ли мог удовлетворить его ожидания, так как он ожидал, что Иерусалим «будет отстроен из сапфира и смарагда, площади его будут выстланы бериллом и анфраксом и офирским камнем, на всех улицах его будет раздаваться: аллилуия (13:16–18). Дом Божий будет восстановлен на все роды века, здание величественное, как говорили о нем пророки» (14:5). Думается, что и после Зоровавелева храма и Неемиина Иерусалима мог редактор высказывать подобные ожидания. В 3 книге Ездры, несомненно, даже если считать ее за «записи» Ездры, составленной по построении 2-го храма и восстановлении Иерусалима Неемией, мы читаем: «святилище наше опустошено, алтарь наш ниспровергнут, храм наш разрушен, святое наше осквернено» ( 3Ездр.10:20–22 ). Сам Ездра молится «о разоренном Сионе и уничтоженной святыне Израиля» ( 3Ездр.12:48 ), хотя и 2-й храм и Иерусалим при нем существовали. Подобным же образом звучит молитва Маттафии-Асмонея: «храм (Иерусалимский) сделался как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен, все украшение его отнято, святыни наши и благолепие наше и слава наша опустели, и язычники осквернили их» ( 1Мак.2:6–13 ). Можно бы привести много и других подобных примеров. Во всяком случае, на всем протяжении пленной и послепленной эпохи можно указать постоянные параллели сетованиям и ожиданиям книги Товита. Только до разрушения Иерусалима их нет, кроме известного пророчества Исаии (64:9–10). Общий вывод может быть лишь тот, что писатель книги, оставшийся вполне неизвестным, переживший падение Ниневии (14:15), пережил и падение Иерусалима, а может быть и возвращение Иудеев из вавилонского плена при Зоровавеле, Ездре и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

     После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11). Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача. Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора… – Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного? – Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом. – Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

http://pravoslavie.ru/96162.html

Противны врагу Божию, злому духу и святые храмы Божии. Некогда он искушал самого Иисуса Христа словом Божиим; поставив Его на кровле ерусалимского храма, он сказал: «если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Но Господь отразил его так же словом Божиим, сказав: написано также: не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:6,7 ; Втор.6:16 ; Пс.90:11,12 ). Так и ныне злобный дух искушает и успел соблазнить некоторых из христиан ложным толкованием слова Божия; между прочим он вложил в них и ту мысль, что храмы Божии для них не нужны и, хотя в ветхозаветное время и был храм в Иерусалиме, но будто Христос отменил храмы, сказав жене самарянке: «наступает время, когда и не на горе сей (на Гаризине, где был храм Самарянский) и не в Иерусалиме будете кланяться Отцу. Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны покланяться в Духе и истине» ( Ин.4:21,24 ). Враги св. храмов приводят еще в свою защиту слова архидиакона Стефана и св. апостола Павла, св. архидиакон Стефан перед мученическою кончиною своею сказал в речи иудеям: «Соломон построил Ему (Богу) дом, но Всевышний в нерукотворенных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего» ( Деян.7:47–49 )? И св. апостол Павел в речи своей афинянам сказал тоже самое: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем,... не в рукотворенных храмах живет и истребует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян.17:24,25 ). Обратим сперва внимание на места, которые противниками храмов отрывочно берутся из речей св. архидиакона Стефана и св. апостола Павла. Почему тот и другой сказали вышеприведенные слова? Потому что иудеи и язычники имели неправильное понятие о своих храмах. Гордые иудеи думали, что на всей земле только храм Иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного Богопочитания,а язычники думали, что боги, как ограниченные существа, живут в храмах, как в домах, и приносили им даже пищу, которая съедалась жрецами. Но мы сказали, что врага, обольщающего слабых христиан ложным толкованием Св. Писания, надобно, по примеру Спасителя, отражать Писанием же. Господь сказал устами пророка Исаии иудеям: «небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне» ( Ис.66:1,2 )? Потом прибавил: «а вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим»; значит, не храм Он осуждает, а гордость молящихся в нем. Не тот ли же Господь, как говорит Писание, повелел Моисею создать скинию, а Соломону храм и приносить Себе жертвы и обличал через пророков тех, которые приносили Ему худое от стад своих или краденое ( Мал.1:13 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не сразу может быть понятно, почему это событие стало так торжественно праздноваться Церковью. Ведь о нем ничего не говорится в Евангелии. Только Церковное Предание хранит память о том, как трехлетнюю девочку Марию родители привели в Иерусалимский Храм, чтобы отныне она жила и воспитывалась под его кровом, о том, как встретил девочку первосвященник Захария и ввел Ее, по наитию Свыше, во Святая Святых. Событие настолько невероятное, что многие считают его невозможным. А Православная Церковь не только помнит об этом, но считает одним из величайших событий истории спасения человечества от рабства греху и смерти. Давным-давно, за много столетий до этого, великий предок Девы Марии, прославленный царь Давид писал так: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26. ст. 4). А ведь слова эти произнесены человеком, который получил в своей жизни все возможные блага. И вот все это: и богатство, и слава, и победы на войне, и женская любовь, и власть над страной, и прочее – все это для Давида ничто по сравнению со счастьем «пребывать… в доме Господнем, посещать храм Его». Вся наша жизнь – череда встреч. Встречи с людьми, природой, книгой, искусством и пр. питают и формируют нашу душу. Каждая встреча что-то созидает, как-то украшает нас или же, напротив – разрушает и опустошает. Но есть Встреча Встреч и есть место, специально созданное для такой Встречи. И хотя далеко не только в храме можем мы встретиться с Богом, и хотя Бог пребывает везде и всюду, и вся Вселенная мала, чтобы быть Его домом, тем не менее храм – место, построенное СПЕЦИАЛЬНО для этой встречи, это дом, созданный для молитвы и только для молитвы. Стена Плача в Иерусалиме Неслучайно так разгневался Господь, когда увидел торгующих в храме. «Дом Мой домом молитвы наречется …а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11:17), – обличал Он торговцев, изгоняя их из церкви. Многие века Храм в Иерусалиме, как мы уже сказали, был главным местом встречи человека с Тем, Кого призван человек возлюбить «всем сердцем…». Но ведь когда два существа любят друг друга, стремятся друг к другу, то им мало встретиться, мало приблизиться, мало просто общаться – им необходимо совершенно соединиться друг с другом, стать единым целым.

http://pravmir.ru/vvedenie-istoriya-o-te...

Протестанты утверждают, что первые христиане не нуждались в храмах, а «молились, преломляя по домам хлеб»... ( Деян.2:6 ). Протестанты приводят здесь только вторую половину стиха. Процитируем его полностью: «и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб; принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). Отсюда явствует, что молились христиане в храме, но Таинство Причащения совершать там они не могли: им бы не позволили неверовавшие во Христа иудеи, поэтому преломляли хлеб, т.е. причащались они по домам. Когда начались гонения от иудеев, христианам приходилось выбирать для молитв и Богослужения особые места. Сначала это были комнаты верхнего этажа частных домов – «горницы». В такой горнице Господь установил Таинство Причащения, когда на Тайной вечере претворил хлеб и вино в Тело и Кровь Свою. Эти горницы апостолы строго различали от обыкновенных жилищ, придавая им значение дома Божия: «слышу, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» ( 1Кор.11:18–22 ). «Жены ваши в церквах да молчат... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома и мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34–35 ). «Это – заповеди Господни», – прибавляет апостол ( 1Кор. 14,37 ). Сам Господь, следовательно, заповедал различать храм и обычный дом. Господь, напоминая иудеям слова пророка Исаии, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк.11:17 ). Мог ли Он так сказать об обыкновенном доме, где живут люди? Разумеется нет. Он говорил о Доме Божием, о храме, и не только ветхозаветном; христиане начали строить свои храмы сразу после того, как прекратились гонения. Такие храмы существуют ныне и будут существовать до скончания века. Протестанты считают, что, предсказав разрушение Иерусалимского храма, Христос вообще отверг храм: «Видишь сии великие здания; Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» ( Мк.13:2 ). Храм в Иерусалиме был разрушен потому, что народ иудейский «не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:44 ), то есть не принял Спасителя и распял Его. Но это не значит, что Богом отвергнуты вообще все храмы, что они должны быть разрушены и новые не должны создаваться. Христос повторил слова пророка: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов». Храм же Иерусалимский был домом молитвы только для народа еврейского. Божии храмы будут у христиан до кончины мира, до того времени, когда «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Апостол имеет в виду здесь не «духовный» храм, а рукотворенный – в греческом тексте употреблено слово, которое в Священном Писании всегда означает здание храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

С евр: «вы сеете много, и собираете мало; едите, но не в сытость, пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; заработывающий плату, заработывает для дыряваго кошелька». Т. е. Поскольку вы не строите дома Божия, забыли главнейшую свою обязанность, то Бог не доволен вами, не благословляет ваших трудов, от того у вас во всех делах неуспех, во всем недостаток. Именно по этой причине вы хотя и много сеете семян, но собираете хлеба мало и едите не в сытость, остаетесь голодны; разводите много виноградников, но эти виноградники дают мало ягод и вина, потому и пьете вино не в довольство, не утоляете жажды, пьете «не настолько, чтобы возрадовалось сердце ваше, и о вас можно было бы сказать: «вино веселит сердце человека» ( Пс. 103:15 ) (бл. Иерон.); вы одеваетесь в одежды, но такие плохие, что они не согревают вас, а тот, кто думает получить прибыль торговлею, или другим образом, тот походит на человека, кладущего деньги в дырявый кошель, трудится без пользы, без выгоды, напрасно. Агг.1:7, 8 . Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути ваши, взыдите на гору и усецыте древа, и принесите и созиждите храм, и благоволю в нем и прославлюся, рече Господь. С Евр: «так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши; ( Агг. 1:8 ) взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм, и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь 11 ), говорит Господь». Если, говорит пророк, такой у вас везде недостаток, такая во всем скудость при всех трудах ваших, при всей заботливости устроить домашнее счастье, то, повторяю вам: «положите сердца ваша в пути ваши», размыслите внимательно о делах ваших, о том, от чего нет в них успеха? По внимательном размышлении, вы увидите, что Бог не благословляет ваших трудов за то, что не созидаете Ему храма ( Агг. 1:9 ). Потому поспешите со всем усердием построить сей храм, собирайте, приготовляйте для сего нужные материалы, спешите на горы, на которых растут нужные для постройки храма деревья, или на гору Ливан, на которой растут знаменитые кедры (см. 1Цар. 5:20 ), пригодные для сего храма, и, собрав все нужные материалы, созидайте храм. Я буду благоволить к нему, говорит Господь, и явлю славу Мою как в храме, так и в народе, сделав его современем, славным и знаменитым ( Соф. 3:20 ). Здесь, конечно, разумеется, главным образом, та слава, которую проявил Спаситель мира Господь Иисус Христос ( Агг. 2:9 ) в Своей Церкви, которой храм Иерусалимский был прообразом.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010